Причины социальных отклонений: Причины социальных отклонений | Студент-Сервис

Социальные отклонения, их причины и пути преодоления

  1. Норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений.

  2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков.

Литература

    1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.

    2. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М.:ТЦ Сфера, 2005.

Под нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписание, установленную меру.

«Социальная норма» («социальные нормы») — это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в условиях жизни общества.

Нормы определяют сложившиеся или установленные (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых является для индивида необходимым условием взаимодействия.

В социальных нормах преломляется и отражается предыдущий социальный опыт общества и осмысление современной действительности.

Норма — это обобщение эмпирического опыта взаимодействия людей. Она закрепляется в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также может выступать в виде неписаных правил среды.

Нормы студентов?

Нормы группируют по основным нормообразующим факторам на: правовые, нравственные, этические, религиозные и др. Нормы служат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и присутствуют в его повседневной жизни и деятельности.

Человек одновременно выполняет несколько социальных ролей — гражданина, специалиста, члена семьи, коллектива и пр.

Социальное отклонение — это несоответствие поведения человека общественным ценностям и нормам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности).

Выделяют такие формы социального отклонения: асоциальное поведение и антисоциальное.

Асоциальное поведение

(от греч. а — отрицательная частица «не», «без» и лат. socialis общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) — это такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий. (Право — совокупность норм и правил отношений между людьми, опирающаяся на принудительную силу государства и нравственность. Словарь по социальной педагогике. С. 216).

Антисоциальное (от греч. anti — против и социальный) — это противоправное поведение человека.

В социологии выделяют такое явление, характеризующее не соответствующее нормам проявление человека в социальной среде, как аномия. Термин «аномия» предложен французским социологом Д. Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность.

Американский социолог Р. Мертон в 30-х гг. выдвинул теорию социальной аномии, под которой рассматривал состояние «безправия» в обществе, побуждающее индивида к отклоняющемуся поведению. По его мнению, во всяком обществе господствуют определённые цели и средства их достижения. Нарушение равновесия между целями и средствами их достижения и служит основанием для аномии.

Мертон выделил типы реакции человека при аномии (логически возможные варианты сочетания отношения к целям деятельности и к избираемым при этом средствам их достижения): конформизм, инновативность, ритуализм, ретризм, бунт.

Конформизм (от позднелат. conform is подобный, сходный) — равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средствам их достижения, сложившимся в обществе

Инновативность (от лат. irmovatio возобновление, перемена) — положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств, которое ведёт к новационному поведению, новационной деятельности человека.

Ритуализм — отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента па средствах составляет поведение ритуального типа (например, религиозная деятельность, бюрократизм и пр.).

Ретризм отрицание и целей, и любых средств их достижения. Он ведёт к уходу от жизни (алкоголики, наркоманы и т. д.).

Бунт — отказ и от целей, и от средств, принятых в обществе с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами. Он выступает в форме мятежа, переворота и провозглашает революционные перемены в социальных нормах и ценностях.

В социальной педагогике и в социологии выделяют выражение — отклоняющееся поведение. Это поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям. Термин «отклоняющееся» (поведение) часто заменяют термином «девиантное» или «делинквентное».

Под девиантным поведением человека подразумевается система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях характеризуется как уголовно наказуемое и подлежит административным воздействиям.

В 1950-х гг. американский социолог А. Козн выдвинул теорию делинквентных субкультур.

природа, источники, причины, типы, критерии

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

Учреждение высшего  профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

университет кино и телевидения»

 

Факультет массовых коммуникаций

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Социология»

«Социальные отклонения: природа, источники, причины, типы, критерии»

 

 

 

 

Выполнила:студентка 4 курса з/о
Попцева Екатерина Андреевна

 

Проверил: преподаватель  дисциплины «Социология»

Терехова Валентина Ивановна

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2013 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

 

I ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ».ТЕОРИИ ДЕВИАЦИИ…………………………………………………………

…………5

    1. Понятие и виды социального отклонения……………………….………………5
    2. Причины социальных отклонений………………………………………..8

1.3 Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»…….…..11

 

II  ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И БОРЬБА С НИМИ…………………………………………………………………….…..14

2.1 Алкоголизм………………………………………………………………..14

2.2 Наркомания………………………………………………………………..15

2.3 Преступность……………………………………………………………18

 

III КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……………………………..20

3.1 Социальная реклама как объект коррекции девиантного поведения…. 20

3.2 Социальный контроль……………………………………………………. 22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…24

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном  обществе в условиях трансформации, постоянных изменений и нормативно-ценностной дезинтеграции актуализируются  проблемы социальных отклонений или социальных девиаций.

Дают о себе знать такие  формы деструктивные формы девиации как алкоголизм, наркомания, преступность, суицид. В нашей стране они преобретают все новые качества: преступность давно стала вооруженной, организованной, профессиональной; в социальных сетях становится модным суицидальное поведение молодежи; актуальной становится проблема женского алкоголизма; число несовершеннолетних наркоманов растет в геометрической прогрессии.

Нахождение причин девиантного поведения в 

обществе, форм и последствий различных  девиаций является важным пунктом социального  контроля и управления обществом. В руках специалистов по связям с общественностью, специалистов по социальной рекламе огромная сила, способная снизить уровень девиантного поведения в современном обществе.

Целью написания данной курсовой работы является изучение понятия «социальное отклонение», причин его возникновения, типов и критериев.

Объектом исследования является современное общество.

Предмет исследования – социальные нормы, отклонения и социальный контроль.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи.

  1. Рассмотреть и изучить понятие социального отклонения.
  2. Выявить источники и причины девиантного поведения.
  3. Раскрыть основные виды социальных отклонений в современном обществе.
  4. Рассмотреть отклоняющееся поведение с точки зрения социальной работы.

Теоретика-методологической базой исследования являются труды как отечественных, так и зарубежных социологов, философов, психологов, в которых раскрываются основные подходы к изучению социальных отклонений.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, разделенных  на параграфы, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ».ТЕОРИИ  ДЕВИАЦИИ

 

    1. Понятие и виды социального отклонения.

 

Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы это некие идеальные  образцы (шаблоны), определяющие то, что  люди должны говорить, думать, чувствовать  и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом. [2.,с.1]

Во всех обществах поведение  человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что  не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некотоҏыҳ людей нередко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение. Термин «социальное отклонение» или «девиация» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. [8.,с32]

Существует несколько подходов к типологии социальных отклонений.

Психологический подход основан на выделении социально-психологических  различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические  классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

— вид нарушаемой нормы;

— психологические цели поведения  и его мотивация;

— результаты данного поведения  и ущерб им причиняемый;

— индивидуально-стилевые характеристики  поведения.

В рамках психологического подхода  используются различные типологии  отклоняющегося поведения. Большинство  авторов, например Ю.А.Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих  девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество) [5. ,с46].

Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов  отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц.П. Короленко  и Т.А.Донских [3,с.25]. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Данная группа не может быть признана с отклоняющимся поведением в строгом смысле.

Бывает внешнедеструктивное (внешние  цели) и внутридеструктивное поведение (внутренние цели).

Внешнедеструктивное поведение, в  свою очередь, делится на ад-диктивное  и антисоциальное. Аддиктивное поведение  предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и  получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного подведения.

В группе внутридеструктивного поведения  Ц.П.Короленко и Т.А. Донских выделяют [6.,с128]: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение. Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское — поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое — управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое — выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое — проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.

Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как  ухудшение качества жизни,_снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец, они с большой вероятностью приводят к. состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции.

В психологической литературе можно  встретить и другие подходы к  классификации видов отклоняющегося поведения личности.

Из описания типов девиации следует, что она не является исключительно  негативным видом поведения людей, как это может показаться на первый взгляд.

 

 

 

 

 

 

1.2 Причины социальных отклонений

Многочисленные исследования о  характере, распределении, динамике и  многих других аспектах социальных отклонений, в частности, преступлений (Бабаев М.М., 1974; Габиани А.А. и соавт., 1962; Ковалев  А.Г., 1975; Прокурина Н.Н., 1985; Романов  Г.А., 1973), показали, что основные причины  и факторы в состоянии и  динамике социальных отклонений связаны  с конкретными социально-экономическими и культурно-воспитательными характеристиками жизни населения,. Такими, как социальный состав населения, трудовая активность, политическая культура, экономические  и социальные условия жизни, особенности  психологии и ряд других данных. Наиболее важный вывод, к которому приходят специалисты, заключается в том, что главным источником преступности и иных социально-негативных явлений  в 20-м веке выступают, как правило, общие издержки современной цивилизации. Точка зрения, безусловно, верная, но ограниченная и односторонняя, поскольку  не учитывает природную (животную) сущность человека.

В современных условиях многие социологи  считают, что главной причиной роста  нарушений социальных норм является научно-технический прогресс. Перенапряжение, страх, неуверенность, отчаяние и другие психологические особенности людей  в современном мире, полном конфликтов и социальных неурядиц, неизбежно  толкают человека на насилие, на преступление. Причем, преступления совершаются не только беднейшими слоями общества, но и так называемыми «сливками» общества. Буквально каждому из нас  известны случаи, когда аморальные и антиобщественные поступки (в том  числе и преступления) совершают  люди, которые живут как в трудных, так во вполне благополучных материальных условиях. Корыстные, насильственные и другие преступления почти с одинаковой интенсивностью совершаются и в «обществе изобилия» Запада, и в слаборазвитой африканской или азиатской стране. Взрывы бомб террористов, изнасилования, шантажи, грабежи, убийства, насилия над личностью и т.д. и т.п. совершаются по всему периметру, по всем меридианам и параллелям Земного шара. И даже в благополучных и всемогущих США, где 11 сентября 2001 года случилось такое, что никто даже и во сне представить не мог.

Следует отметить, что различные  люди (группы, классы, слои и т.д.) обнаруживают неодинаковое отношение к социальным нормам, которые формируется на основе сложного взаимодействия биологического и социального начала в человеке. Причем это различие отношений обусловлено  различием в поле, возрасте, семейном положении, образовании, культуре, материальном достатке, особенностях личности и  т.д. Отношение ко многим моральным, эстетическим нормам, обычаям и традициям  варьирует в зависимости как  минимум от возраста, культуры, профессии, национальности, региона проживания.

Социальные отклонения часто возникают  в проблемных ситуациях. Это ситуации, которые требуют особого изучения и обязательных решений. Особо напряженная  проблемная ситуация складывается при  конфликтах, то есть при столкновении противоположных интересов конкретных людей или групп. Не случайно более 40% самоубийств порождается семейными  конфликтами и неурядицами. Психологизируя понятие и природу конфликта, Coser L. (1956) понимает под ним «борьбу  по поводу ценностей или притязаний, из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников должны быть нейтрализованы, ущерблены или  элиминированы их соперниками». С  позиции причино-следственных взаимоотношений  авторы выделяют реалистические конфликты  – как средство достижения определенного  результата и нереалистические конфликты  – как самоцель, как средство снятия психологического напряжения у  одного из участников.

Как отмечает А.Ф. Полис (1981), «диалектика  соотношения социального и биологического в развитии и поведении индивида варьирует в весьма широком диапазоне, один полюс которого – оптимальные  варианты нормы, когда биологическое  выступает преимущественно в  виде фона, условий,…другой полюс  – патология…, когда ущербная (прирожденная или приобретенная) биологическая  основа личности деформирует социальные качества индивида или вообще делает невозможным их формирование».

Явно биологизаторский подход к  природе преступности, отклоняющихся  форм поведения, приводит к негативным результатам, точно так же как  гипертрофирование роли социальных причин. По данным Американской Ассоциации психиатров еще в начале 70-х годов  в США практиковало более 70 нейрохирургов, оперирующих на мозге, чтобы скоррегировать антиобщественное поведение независимо от того, в какой форме оно проявляется. Однако полученные результаты нельзя считать положительными. С одной  стороны, не уменьшилась преступность, а с другой, — увеличилось число  умственно и физически неполноценных  людей, ровно настолько, сколько  операций было ими проведено.

Причины отклонения в обществе

Неспособность усвоить нормы создает отклонение. Социализирующие институты не выполняют свою роль. Изучение норм является основой послушания нормам. Далее следуют институты социализации норм, в которых развивается личность индивида. Это также органы социального контроля.

Разрушенная семья и неправильная социализация

Семья – это первый институт, обучающий нормам социальной жизни. Важную роль в этом процессе играют родители. Братья и сестры являются вторыми, кто социализирует своих членов семьи. Если оба или один из родителей отсутствуют по причине смерти или по другой причине, ребенок не получает должного обучения, необходимой привязанности и «удовлетворения потребностей» в семье. Он становится эмоционально неуравновешенным и ищет защиты в компании других людей вне семьи. Он учится антиобщественным действиям, таким как курение, азартные игры, карманные кражи, оскорбления, ложь и отклонение от других в связи с плохим соседством. Он привыкает к девиантности и становится правонарушителем. Делинквентность входит в его общественную жизнь. Во взрослом возрасте он становится преступником и попадает в компанию больших людей. Отсутствие интереса к образованию: школа и колледж являются следующими социализирующими образовательными учреждениями.

Если он не проявляет интереса к учебе, значит, его внимание переключилось на антиобщественную деятельность. Его соратники не являются хорошими гражданами. Семейное обучение не подействовало на него. Он нуждается в исправлении убеждением и силой.

Отсутствие религиозного образования и нравственности

Мечеть, религиозное образование Священного Корана и Сунны создают в человеке нравственные ценности. Нравы общественной жизни, основанные на добре и зле, правильном и неправильном, развиваются в ходе социальных отношений в этих институтах. Нормы хорошего поведения запрещают человеку совершать неправильные поступки.

Правонарушения ненавидит тот, кто действует в соответствии с нормами этих религиозных учений. Отказ от получения религиозного образования ведет к правонарушению. Дверь моральной ценности закрывает дверь преступности. Если нравственность не ориентирует на нормативный образ жизни, путь к делинквентному поведению становится легким. Несоответствие религиозно-нравственным ценностям является основной причиной девиантного поведения и правонарушений.

Отказ соседства

Район состоит из нескольких домов, соединенных вместе для удовлетворения потребностей коллективного проживания. это здорово . институт общения, честно живя вместе с безопасностью и обслуживанием. Группа семей на улице обеспечивает социальное образование для жителей района. Все живут неформальной жизнью. Чему нужно было учиться в этом поселении, если оставшееся без обучения создает пробел в социализации и личности? Этот пробел оставляет дефекты в процессе обучения личности. Социализация социальных норм остается незавершенной в результате ненормальной деятельности. Такие действия являются девиантными с нарушением социальных норм.

Отсутствие элементарных удобств

Люди стремятся к достижению мира и легкости в общественной жизни. Эта цель достигается за счет наличия основных удобств, таких как электричество, газ, телефон, кондиционер, лучшие возможности для здоровья, школьное обучение детей и т. д. Есть много людей, которые используют неправильные способы, такие как преступления, грабежи, кражи, бандитизм, продажа наркотиков только для того, чтобы получить доступ на современные объекты. Это желание иметь удобства любой ценой вызывает социальные отклонения.

Ребенок без родителей

Отсутствие родителей хаотично для детей. Дети без родителей уязвимы по четырем углам. Их потребности, такие как образование, еда, общение, не удовлетворяются должным образом, и поэтому они становятся девиантными.

Средства массовой информации

Средства массовой информации являются главной силой формирования общественного мнения и социализации людей. Мы получаем руководство от него во всех сферах жизни. Негативное его использование вредно для молодежи и особенно для подростков. Как правило, те подростки и молодежь, которые злоупотребляют ею, обнаруживаются в наркомании, аморальной и неэтичной деятельности. Подростки изучают новые методы совершения преступлений из фильмов, драм и других связанных программ.

Городские Трущобы

Криминалисты в своих исследованиях доказали, что городские трущобы и узкие ущелья также являются прибежищем социальной девиации и преступности.

Социальная девиация: типы и причины

Для социологов термин девиантность не означает всепроникающее или испорченное. Девиантность — это поведение, которое нарушает стандарты поведения или ожидания группы или общества. Например, опоздание на урок классифицируется как девиантное действие; то же самое можно сказать и о джинсах на официальной свадьбе. Согласно социологическому определению, все мы время от времени бываем девиантными. Каждый из нас нарушает общепринятые социальные нормы в определенных ситуациях.

Девиантность связана с нарушением групповых норм, которые могут или не могут быть закреплены в законе. Это комплексное понятие, включающее не только преступное поведение, но и многие действия, не подлежащие уголовному преследованию. Например, государственный чиновник, берущий взятку, нарушил социальные нормы.

С социологической точки зрения девиантность вряд ли объективна, скорее она подлежит социальному определению в конкретном обществе и в определенное время. По этой причине то, что считается девиантным, может переходить из одной социальной эпохи в другую. В большинстве случаев те люди и группы, которые обладают наибольшим статусом и властью, определяют, что приемлемо, а что ненормально. Например, несмотря на серьезные медицинские предостережения об опасности табака, сделанные еще 30 лет назад, курение сигарет по-прежнему оставалось приемлемым в значительной степени благодаря власти табачных фермеров и производителей сигарет. Только после длительной кампании, проводимой активистами общественного здравоохранения и борьбы с раком, курение сигарет стало более девиантным занятием. Сегодня многие государственные и местные законы ограничивают места, где люди могут курить.

Типы отклонений[1]

Отклонения могут принимать различные формы. Здесь можно отметить некоторые из них.

  1. Инновации: Общество ставит перед людьми цели, к которым они стремятся, а также определяет средства для их достижения. Когда человек принимает и цели, и средства, результатом обычно является «соответствие». Иногда человек может принять цель, но не средства. Он может изобретать или создавать собственные средства для достижения целей и в этом смысле становится девиантом.

Если эти инновационные средства приносят положительные результаты, они не представляют проблемы для общественного порядка, а если они приносят отрицательные результаты, то могут представлять опасность для общества. Пример: Некоторые бедняки и искатели удовольствий могут быть вынуждены «вводить новшества» или прибегать к незаконным, «нечестным» способам получения денег. Такие «новаторы» — проблемные девианты.

  1. Ритуализм: Иногда человек отказывается от важных социальных ценностей, но на словах поддерживает их, тщательно соблюдая соответствующие нормы поведения. Они ритуалисты. Они отказываются от погони за успехом как бесплодной, но строго придерживаются предписанных средств.

Они считают правила священными. Они склонны снижать свои стремления и никогда не рассчитывать на успех. Потому что они обнаруживают, что не могут вырваться из своей приверженности правилам. / Ритуалисты также являются девиантами, потому что такие люди отказываются предпринимать смелые и, возможно, опасные действия, требуемые истинной приверженностью ценностям. С другой стороны, они прибегают к нейтральному, но безопасному поведению, которое выглядит как приличное соответствие.

Пример:

Человек, зарезанный на глазах нескольких соседей, отказывающихся вмешиваться в дело. Такое поведение носит ритуальный характер. Жестко критиковать такое поведение сложно. Это также форма отклонения, потому что нормы существуют или должны существовать, чтобы служить ценностям. Они не должны затмевать ценности или превосходить их.

  1. Ретреатизм: отказ от ценностей и норм — это «ретритизм». Это так или иначе «выпадение» из общества. Человек, который выбывает, «уходит в отставку», так сказать. Те, кто «отступает» от общества, отказываются гнаться за богатством ни законными, ни незаконными средствами.

Они также отказываются вести «традиционный» образ жизни. Они не могут добиться успеха «честно». Они не могут нарушить обычную процедуру из-за сильно интернализованной нормы. Лучшее решение их дилеммы — «выпасть» из общества. Следовательно, «ретритизм» — это своего рода пассивный отказ от цели успеха и респектабельной профессиональной деятельности.

Согласно Мертону, в эту категорию попадают «некоторые виды адаптивной деятельности психотиков, аутистов, парий, изгоев, бродяг, бродяг, бродяг, хронических пьяниц и наркоманов». Такие люди получают сильное неодобрение, потому что их мало волнуют ценности, которыми живет большинство людей.

  1. Восстание: Восстание — еще один ответ, открытый для тех, кто отвергает и цели, и средства. Некоторые люди отвергают преобладающий порядок и прилагают усилия, чтобы заменить этот порядок. Они пытаются заменить существующие цели и средства новыми.

Их называют «бунтовщиками». Бунт порождается отчуждением как от ценностей, так и от норм. Вместо «отступления» мятежник оказывает активную поддержку и лояльность несовместимому набору ценностей и норм.

Он чувствует, что они выше, чем в обычном обществе. Он ищет какой-то реконструкции, какого-то изменения в существующем порядке. Он может даже попытаться полностью разрушить этот порядок или попытаться заменить его другим порядком. Восстание может варьироваться от мелкого масштаба до более крупного масштаба.

Пример:

Учащийся, бросающий учебу во имя больших дел, является примером мелкомасштабного бунта. Законопослушный молодой человек, уходящий из общества, чтобы сформировать преступную группировку, чтобы отомстить какому-то авторитету, является примером более масштабного бунта. Под эту категорию подпадают и политические и религиозные революции, инициированные тем или иным человеком.

Причины девиантного поведения

Девиантное поведение может быть вызвано неспособностью или неспособностью индивида соответствовать социальным нормам или неспособностью общества заставить его составляющие следовать нормам, установленным им как нормальное поведение. Неспособность соответствовать может быть результатом психического или физического дефекта. Из-за психического заболевания человек не может воспринимать реальность и реагировать на нее упорядоченным и рациональным образом. Таким образом, он становится социальным девиантом. Причины психических заболеваний могут быть как физическими, так и социальными. Стрессы и напряжения современной социальной жизни вызывают психические заболевания. Но некоторым людям не удается приспособиться, даже если они физически и умственно способны научиться общепринятому поведению. Для объяснения таких причин отклонения были выдвинуты некоторые теории. Это:

  1. Теории физического типа: Эти теории пытаются связать девиантное поведение с типом телосложения. Ломброзо считал, что некоторые типы телосложения больше склонны к девиантному поведению, чем другие. Девианты были классифицированы по физическим типам, чтобы объяснить их поведение. В методе их классификации отмечен ряд серьезных ошибок.

  2. Психоаналитические теории: Эти теории связывают девиантное поведение с конфликтами в человеческой личности. Фрейд был ведущим психоаналитиком. Он дал понятия ид, эго и суперэго. Девиантное поведение является результатом конфликта между Ид и Эго. Психоаналитическая теория все еще совершенствуется эмпирическими исследованиями. Иногда культура фрустрирует биологические побуждения и импульсы, что приводит к девиантному поведению. Таким образом, наша культура одобряет удовлетворение сексуальных влечений незамужних, вдов или разлученных.

  3. Неспособность к социализации: Оба типа теорий не могут адекватно объяснить девиантное поведение. Точно так же не каждый, кто страдает физическим или психическим заболеванием, становится девиантом, каждый член общества фрустрирует столкновение своих биологических влечений с табу этой культуры, но не каждый становится девиантом. Социологи считают, что некоторые люди являются девиантными, потому что процесс социализации каким-то образом не смог интегрировать культурные нормы, и он ведет себя неожиданным образом. Его промахи редки. Нормы поведения в основном усваиваются в семье.

  4. Культурные конфликты: Общество чрезвычайно неоднородно. Существует множество наборов норм и ценностей, которые конкурируют друг с другом. Семейные нормы могут вступать в противоречие с нормами профсоюза. Одна религия учит одному, другая учит другому. Школа учит уважению и послушанию. Партия учит сопротивлению и секуляризму. Религиозная система учит, что нужно быть щедрым и самоотверженным, но наша экономическая система вознаграждает безжалостных и эгоистичных. Наши формальные нравы требуют целомудрия до брака, но в наших фильмах слишком много секса. Молодые люди знакомятся с сексуальной литературой. Таким образом, культурные конфликты являются уникальной чертой современного сложного и меняющегося общества. Они есть практически во всех обществах.

  5. Аномия: Аномия — это состояние отсутствия норм. Под отсутствием норм мы не подразумеваем, что современные общества не имеют норм, вместо этого это означает, что у них есть много наборов норм, ни один из которых не является обязательным для всех. Индивид не знает, каким нормам следовать, следовать ли нормам семьи или школы. Таким образом, аномия возникает из-за путаницы и конфликта норм. Люди в современном обществе перемещаются слишком быстро, чтобы быть связанными нормами какой-либо конкретной группы.

В традиционных обществах люди руководствовались последовательным набором традиций, которым они следовали с небольшими отклонениями. Но современному обществу не хватает целостных традиций, а разные группы имеют разные нормы. По Дюркгейму, «при внезапном изменении нормативная структура регулирующих норм общества ослабевает, следовательно, человек не знает, что неправильно, а что правильно, его импульсы чрезмерны, чтобы удовлетворить их, он ищет аномии» . Хорошим примером этого являются постсоветские общества.

  1. Личные факторы. Иногда в генезис девиантности могут быть вовлечены и личные факторы. В результате своего особого опыта многие люди приобретают девиантные взгляды и привычки. Уродливое лицо может лишить некоторых людей возможности участвовать в делах общества. Некоторые люди настолько серьезно затронуты опытом, что изолируют себя от определенных групп или ситуаций. Так, некоторые люди могут отказаться ездить на поездах из-за какой-то аварии, в которой они оказались. Вид мертвеца побудил Будду отказаться от короны. Мышь, съевшая пищу, предложенную идолу, сделала Свами Даянанда критиком идолопоклонства.

  2. Социальное положение: место людей в социальной структуре также вызывает девиантное поведение. Положение, занимаемое человеком в системе стратификации, его положение в возрастно-половой структуре общества и его положение в особом устройстве общества меняют его поведение.

Добавить комментарий