Невроз у детей — МАМАРАДА
Поведение и характер человека в значительной степени являются продолжением особенностей его развития в детстве. Психологическая оценка личности никогда не бывает полной без оценки детских невротических черт. Черты характера — это характеристики, которые заставляют людей вести себя более или менее определенным и последовательным образом в разных ситуациях. Это продукт обучения, основанного на наследственности.
Развитие невротических черт характера
Ребенок учится, подражая человеку, с которым он себя идентифицировал (чаще папа или мама), методом проб и ошибок, а также случайно. Ядром личности является Я-концепция, которая остается постоянной на протяжении жизни. Как только Я-концепция сформирована, она не меняется, если не будут предприняты радикальные шаги, чтобы произвести ее изменения. У маленьких детей ядро личности еще не очень хорошо сформировано. Поэтому, в отличие от взрослых, его можно изменить, не нарушая общего личностного равновесия.
К детским невротическим чертам относятся:
Обсессивно-компульсивные симптомы
Генерализованная тревога
Энурез
Энкопрессия
Сосание большого пальца
Грызение ногтей
Фобии
Сепарационная тревога
Ночные кошмары
Частые ссоры с родителями,
Заикание,
Пищевые причуды.
Развитие невротических черт у детей
Психоаналитики Зигмунд Фрейд и Отто Ранк подчеркивали важность раннего жизненного опыта в развитии детских невротических черт. В настоящее время имеется достаточно доказательств того, что отношение, поведение и эмоциональные реакции значимых взрослых, общий культурный контекст среды, в которой растет ребенок, имеют большое значение для формирования черт личности. Фрейд утверждал, что невротические черты основаны на бессознательных конфликтах. Это относится и к детским невротическим чертам.
Сильное бессознательное желание избавиться от конкуренции родителя одного пола с ребенком и принять на себя его или ее роль в исключительных, интимных отношениях с родителем противоположного пола вызывает у ребенка значительное психологическое напряжение, поскольку он борется конфликтующими чувствами любви и ненависти к «сопернику» — родителю.
Переживание боли, напряжения и неуверенности во время эдиповой фазы психосексуального развития (4-6 лет) приводит к развитию интернализованных конфликтов. Ребенок в этом возрасте уже становится способен страдать от невроза, то есть от внутренней борьбы между противоположными стремлениями (глубинные желания против личных ценностей или глубинные желания против родительских установок, либо конфликт между противоречивыми желаниями). Развитие инфантильного невроза — это форма соответствующих возрасту психических расстройств, связанных со структурами эдиповой фазы. Это выражается в появлении у ребенка регрессивного поведения (возврат к знакомым моделям поведения из раннего периода жизни) и страхов. Инфантильные неврозы довольно распространены в период развития и служат развитию ребенка в его попытках уйти от конфликтов, вызванных интенсивностью его эдипальных устремлений, либо вытеснить их.
Неврозы у детей
Наиболее часто у детей встречаются тревожные невротические расстройства, которые вызывают сильный страх и беспокойство, а также изменения в поведении, сне, еде или настроении ребенка.
Генерализованное тревожное расстройство (ГТР). ГТР заставляет детей беспокоиться почти каждый день — и по многим причинам. Дети с ГТР беспокоятся о вещах, которые волнуют большинство детей, например о домашних заданиях, сдачи тестов и экзаменов, об ошибках. Но при наличии невротического расстройства дети тревожатся больше, сильнее и чаще, чем здоровые дети. Также такие дети беспокоятся о совершенно обычных вещах, таких как обеды, дни рождения, игры с друзьями или поездках на экскурсию. Дети с таким неврозом также могут беспокоиться о войне, о погоде, о будущем, о близких, безопасности, болезни или травмах.
Из-за ГТР детям сложно сосредоточиться в школе. ГТР мешает детям расслабиться и повеселиться, хорошо поесть или заснуть по ночам. Они могут пропускать много дней в школе, потому что из-за беспокойства им становится плохо, они боятся или устают. Некоторые дети с ГТР скрывают свои симптомы. Другие говорят о своих переживаниях с родителями или учителями. Они могут снова и снова переспрашивать, случится ли что-то, о чем они беспокоятся. Но при этом им тяжело чувствовать себя хорошо, что бы им не отвечали родители или другие взрослые.
Сепарационная тревога. Для младенцев и очень маленьких детей нормально беспокоиться, когда они впервые разлучаются с родителями. Вскоре они привыкают к бабушке, дедушке, няне или учителю. И они начинают чувствовать себя как дома в детском саду или школе. Но когда дети не перерастают страх разлуки с родителями, это называется тревожным расстройством разлуки или сепарации. Даже когда такие дети становятся старше, они продолжают очень тревожатся по поводу того, что они находятся вдали от родителей или дома. Они могут пропускать много дней в школе. Они могут сказать, что слишком плохо себя чувствуют или расстроены, чтобы идти в школу пили детский сад. Они могут цепляться за родителей, плакать или отказываться ходить в школу, идти играть с другими делами. Дома у них могут быть проблемы с засыпанием или сном в одиночестве. Они могут избегать пребывания в комнате, где нет их родителей.
Социальная фобия (социальное тревожное расстройство). С социальной фобией дети слишком боятся того, что подумают или скажут другие. Они всегда боятся сделать или сказать что-нибудь неправильное. Они беспокоятся, что они могут выглядеть странно или говорить глупости. Им не нравится быть в центре внимания. Они не хотят, чтобы их заметили другие, поэтому они могут не поднимать руку в классе. Если их вызовут в классе, они могут замереть или запаниковать, и не смогут ответить. При социальной фобии любое групповое мероприятие может вызвать крайний сильный страх. Социальная фобия может заставить детей и подростков избегать школы или друзей. Они могут чувствовать себя больными или усталыми до или во время занятий. Они могут жаловаться на другие телесные ощущения, которые также сопровождаются тревогой. Например, они могут чувствовать учащенное сердцебиение или одышку. Они могут нервничать и чувствовать, что не могут сидеть на месте. Они могут ощущать, как их лицо становится горячим или краснеет. Они могут чувствовать дрожь или головокружение.
Избирательный мутизм. Эта крайняя форма социальной фобии заставляет детей так сильно бояться, что они перестают разговаривать в момент стресса. При этом они нормально разговаривают дома или со своими близкими. Но они вообще отказываются разговаривать в школе, с друзьями или в других местах, где у них появляется страх.
Специфические фобии. Для маленьких детей нормально бояться темноты, монстров, больших животных или громких звуков, таких как гром или фейерверк. В большинстве случаев, когда дети боятся, взрослые могут помочь им снова почувствовать себя в безопасности и успокоиться. Но фобия — это более сильный, более сильный и продолжительный страх перед определенным предметом. При фобии ребенок боится определенных объектов или условий, и пытается этого избежать. Если они находятся рядом с тем, чего боятся, они так сильно напуганы, и их трудно утешить. При определенных фобиях дети могут очень бояться таких вещей, как животные, пауки, иглы или уколы, кровь, рвота, гроза, люди в костюмах или темнота. Фобия заставляет детей избегать мест, где, по их мнению, они могут увидеть то, чего они боятся. Например, ребенок, страдающий боязнью собак, может не пойти в дом друга, в парк или на вечеринку, потому что там могут быть собаки.
Каковы признаки и симптомы тревожных расстройств?
Родители или учителя могут заметить признаки беспокойства и тревоги у ребенка или подростка. Например, ребенок может цепляться, пропускать школу или плакать. Они могут быть напуганными или расстроенными, отказываться говорить или что-то делать. Дети и подростки, страдающие тревогой, также ощущают симптомы, которых не видят другие. Это может заставить их бояться, беспокоиться или нервничать. Они могут чувствовать дрожь, нервозность или одышку. Они могут чувствовать «бабочек» в животе, жар в лице, влажность ладоней, сухость во рту или учащенное сердцебиение. Эти симптомы тревоги являются результатом стрессовой реакции по типу «сражайся или беги». Это нормальная реакция организма на опасность. Это вызывает выброс в организм естественных гормонов стресса. Эти вещества подготавливают организм к реальной опасности. Они влияют на частоту сердечных сокращений, дыхание, мышцы, нервы и пищеварение. Этот ответ организма призван защитить от опасности. Но при тревожных расстройствах реакция «бей или беги» чрезмерно активна. Это происходит даже тогда, когда реальной опасности нет.
Что вызывает тревожные расстройства?
Несколько вещей играют роль в возникновении сверхактивной стрессовой реакции, которая происходит при тревожных расстройствах. Они включают:
Генетика. Ребенок, у которого есть родственники, страдающие тревожным расстройством, также с большей вероятностью будет иметь его. Дети могут унаследовать гены, которые делают их склонными к тревоге.
Биохимия мозга. Гены помогают управлять работой химических веществ мозга (называемых нейротрансмиттерами). Если определенных химических веществ в мозге не хватает или они плохо работают, это может вызвать беспокойство.
Жизненные ситуации. События, происходящие в жизни ребенка, могут вызывать стресс, с которым трудно справиться. Потери, серьезная болезнь, смерть близкого человека, насилие или жестокое обращение могут привести к тому, что у некоторых детей возникнет тревога.
Выученное поведение. Воспитание в семье, где другие боятся или беспокоятся, тоже может «научить» ребенка бояться.
Как диагностируются невротические расстройства?
Неврозы может диагностировать квалифицированный психиатр или психотерапевт. Он будет разговаривать с родителями и ребенком, задавать вопросы и внимательно слушать. Он спросит, как и когда у ребенка возникают наибольшие тревоги и страхи. Это поможет диагностировать конкретное тревожное расстройство. Ребенку или подростку с симптомами тревожности также следует регулярно проходить медицинский осмотр. Это помогает убедиться, что симптомы не вызывают никаких других проблем со здоровьем, таких как психосоматические расстройства.
Как лечат неврозы у детей?
Как лечат тревожные расстройства?
Чаще всего невротические расстройства лечат с помощью когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Это тип разговорной терапии, который помогает семьям, детям и подросткам научиться справляться с беспокойством, страхом и тревогой. КПТ учит детей тому, что их мысли и действия влияют на их чувства. В КПТ дети узнают, что, когда они избегают того, чего боятся, страх становится только сильнее. Их обучают, что, когда они сталкиваются со страхом, страх ослабевает и уходит.
Родителей терапевт обучает, как лучше всего реагировать, когда ребенок беспокоится. Они узнают, как помочь детям справиться со страхами.
Терапевт помогает детям практиковаться, а также поддерживает и хвалит их, когда они стараются. Со временем дети учатся противостоять страхам и чувствуют себя лучше. Они учатся привыкать к ситуациям, которых они боятся. Они гордятся тем, что узнали и чему научились. Перестав беспокоиться, они могут сосредоточиться на других вещах — например, школе, занятиях и развлечениях. Иногда для снятия беспокойства прописывают определенные лекарства.
Как помочь ребенку с неврозом?
Если у ребенка тревожное расстройство, родители могут:
Найти квалифицированного психотерапевта и водить ребенка на терапию.
Часто разговаривать с психотерапевтом и спрашивать, как лучше всего помочь своему ребенку.
Помочь ребенку справиться со страхами. Хвалить ребенка за усилия, направленные на то, чтобы справиться со страхами и беспокойством.
Помочь детям рассказать о своих чувствах. Слушать их и дать им понять, что их понимают, любят и принимают. Заботливые эмпатические отношения помогают ребенку укрепить свои внутренние силы.
Поощрять ребенка делать маленькие шаги вперед.
Не позволять ребенку отказываться от того, чего он боится, или избегать объектов страха. Помогать делать небольшие позитивные шаги вперед.Проявить терпение. Требуется время, чтобы терапия подействовала, а детям стало легче.
Невротическое расстройство (невроз) – виды, причины, лечение
Невротическое расстройство считается самым часто встречающимся среди всех психических заболеваний. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения – не меньше 10% населения каждой развитой страны подвержены неврозу. К сожалению, из года в год эти показатели только увеличиваются в связи с растущей динамикой нашей жизни.
Что такое невротическое расстройство?
Невроз (или психический невроз) – это обобщенное название для группы нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, являющихся следствием длительного или чрезмерного интенсивного эмоционального напряжения.
Нарушение это всегда является приобретенным, и выступает как следствием, так и причиной неудач, межличностных столкновений и фрустраций.
Во время невроза снижается работоспособность и ощущение радости к жизни. Человек становится тревожным, агрессивным, у него нарушается способность к общению.
Для невротических психических расстройств свойственно возбуждение, плаксивость, в целом неадекватная реакция на раздражители. Многие психотерапевты сходятся во мнении, что нарушение возникает вследствие психической травмы.
Говоря о синдроме невротического расстройства, необходимо подчеркнуть два момента:
- Невроз всегда является следствием какой-то негативно окрашенной ситуации. Он является катализатором для запуска расстройства. Другими словами, невротического расстройства нет только у человека, который не был подвержен стрессовой ситуации.
-
Это нарушение обратимо. В отличие от психопатических расстройств, при которых наблюдается полная дестабилизация нервной системы и социальная неприспособленность, невроз не прививает своему обладателю критику самовосприятия.
Другими словами, невротическое расстройство личности – это состояние, которое обусловлено стрессом и вызывает истощение нервной системы. Часто это может быть сочетание утомляемости и раздражительности. Его сопровождают вегетативные нарушения – учащенное сердцебиение, повышенная потливость.
Это отклонение давно признано мировым сообществом психиатров и внесено в МКБ-10 в раздел «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства». Все нарушения, относящиеся к неврозу, шифруются F40 – F48.
Симптомы невроза
Невротическое расстройство может обнаружиться у любого человека. Признаки его тоже обширны и их достаточно сложно классифицировать. Однако, всегда нужно помнить, что заболеванию предшествовал какой-то значительный стресс. В целом симптомы психического невроза таковы:
- снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, спутанность мышления;
- нарушения со стороны ЖКТ – спазмы в животе, ухудшение аппетита;
- кожа начинает зудеть, могут появиться покраснения;
- расстройства сексуального характера;
- беспокойный сон или бессонница. У некоторых сонливость может сохраняться на протяжении всего дня;
- частые позывы в туалет;
- болезненные ощущения в мышцах, головные боли;
- нарушение артериального давления, беспокойство сердечного ритма;
- человеку во время приступа может не хватать воздуха.
Симптомы невроза у женщин ничем не отличаются от мужских, хотя и расстройство встречается среди первых гораздо чаще. Сложность заключается в том, что эти признаки могут сопровождать любое другое заболевание. Картина еще усугубляется тем, что невротики часто ощущают боль в разных органах, а нередко и повышение температуры. Недомогание списывают на простуду или вегетососудистую дистонию из-за повышенного давления и болей в сердце. Детский невроз сопровождается энурезом, возможно появление нервного тика. Также, как у взрослых, наблюдается нарушение сна, сопровождаемое кошмарами.
Невротические расстройства проявляются у людей со слабой нервной системой, но это не является обязательным правилом, поскольку стресс может спровоцировать нарушение у любого человека.
Расстройство может коснуться не только взрослого человека, оно часто диагностируется и у ребенка. Клиническая картина при этом у детей отличается своеобразием:
- симптоматика незавершенная;
- у ребенка в меньшей степени, чем у взрослого переработаны травмирующие психику переживания и сами невротические симптомы;
- при детском неврозе наблюдается значительная выраженность соматических и двигательных нарушений.
Почему появляется невроз
На данный момент считается, что нарушение происходит вследствие комплекса причин: социальных, психологических и биологических. Каждая из них чуть ли не в равной степени может спровоцировать данное состояние. Хотя отдельные специалисты до сих пор склоняются к тому, что невроз передается по наследству, данное мнение не имеют под собой почвы.
Среди основных причин невроза выделяют:
- слабая нервная система;
- длительное умственное переутомление;
- напряжение в отношениях с близкими людьми;
- переутомление в результате непосильной работы;
- воздействие сильных внешних раздражителей.
В целом все факторы, как уже было сказано, можно разделить на три группы:
- Социальные: причины, которые порождаются социальным взаимодействием. Сюда относятся образование, карьера, взаимоотношения с родителями, друзьями и сверстниками.
- Биологические: факторы, возникающие вследствие физиологических установок. Неврозы могут быть спровоцированы беременностью. Прослеживается связь с полом и возрастом, особенностями телосложения.
- Психологические: возникновение невротических расстройств связано с пережитыми травматическими ситуациями, состоянием на грани жизни и смерти, детскими психотравмами.
Патогенез неврозов
Невроз — это действие различных стрессовых ситуаций на психическую уравновешенность человека. К таковым ситуациям относятся ссоры, конфликты, непонимание и вражда между людьми.
Как только мозг получает сигнал о стрессе, он включает свои защитные функции и пытается оградить от урона организм в целом. Для этого он перестраивает деятельность высшей нервной системы (ВНД). Таким образом, все внимание концентрируется на том, чтобы дать отпор конфликтной ситуации или же старается ее игнорировать.
Патогенез невроза строится полностью на ВНД, поскольку она действует на все наши органы. А реагировать эти органы могут совершенно по-разному. Поэтому и проявление невротического расстройства у разных людей может отличаться — кто-то больше раздражен, а кто-то, наоборот, проявляет заторможенную реакцию.
Стадии заболевания
Каждый человек, у которого наблюдаются симптомы расстройства может пройти три стадии, каждая из которых будет усугублять предыдущее состояние.
Стадии невроза:
- Неврастения. Проявляется, как требования к себе – человек ставит себе непреодолимую планку, он стремится к успеху, для достижения которого не жалеет сил. При этом не берется во внимание реальное положение дел. Часто причиной этому может явиться воспитание родителей, их трансляция возложенных ожиданий на ребенка. На этой стадии появляется возбудимость, нарушение сна, проблемы в личной и сексуальной жизни.
- Истерический невроз. Неврастеника разрывают чувства противоречия – между необходимостью что-то сделать и невозможностью этого, а любое невыполненное дело вызывает панику. На этом этапе терпит крах жизненная система ценностей. На пьедестал воздвигаются материальные ценности – человек стремится заработать больше денег или, наоборот, удариться в духовность и слепо следовать за духовными благами. Вегетативно проявляется забывчивость, сильные переживания, человек мнит себя центром вселенной.
- Невроз навязчивых состояний. Эта стадия развития невроза отмечается страхом, маниакальным желанием стать лучше, добиться большего. Проявляется у тех людей, кто воспитывался в атмосфере жесткой опеки, вследствие чего у него сформировалось чувство неполноценности. Страх переходит в фобию, предстает в навязчивой форме.
Каждая из этих стадий предполагает свой подход в лечении.
Классификация неврозов
В психиатрии принято разделять расстройство на несколько синдромов, каждый из которых имеет определенные признаки:
- Обсессивный синдром. Связан с проявлением навязчивого состояния. Человек с этим типом похож на одержимого, который следует какой-то мысли или идее, созревшей в его голове. Примеры такого нарушения: одержимость цифрами и желанием все сосчитать, неосознанное или намеренное повторение одних и тех же действий. Человек страдает от незавершенности действий, его озабоченность этим принимает маниакальный характер.
- Ипохондрия. Преувеличение собственного болезненного состояния, когда пациент отмечает малейшие изменения в здоровье, а нередко и надумывает их, старается полностью обследоваться, постоянно ходит по врачам. Этот синдром является одним из самых явных признаков невротического состояния, который и помогает диагностировать невроз.
- Астения. При этом синдроме человек чувствует себя подавленно, у него нет желания что-то делать, состояние напоминает апатию, а в теле присутствует слабость. Астенический синдром в свою очередь представлен в трех формах:
- невротическая – это слабость, снижение концентрации внимания, беспокойный сон, возможны дерматические реакции – покраснение, зуд;
- психотическая – слабость и подавленное состояние, граничащие с депрессией. Все эмоции приобретают негативный окрас, любые нагрузки плохо сказываются на физическом состоянии. Это депрессивное невротическое расстройство чревато тем, что человека из него вывести бывает сложно;
- органическая. В данном случае подключаются органы и системы. Чаще всего состояние сопровождается нестабильностью в работе сердечно-сосудистой системы. Эта разновидность астении обычно бывает при нарушениях функций мозга.
Все формы невротических расстройств необходимо распознавать на начальных этапах, иначе велика вероятность появления ипохондрии, когда все существование человека будет вращаться вокруг своего болезненного состояния.
Для того, чтобы этого не произошло, необходимо своевременно обратиться к специалисту. В противном случае лечение затянется и потребуется привлечение специалистов разного профиля.
Расстройство отличается также по степеням проявления – какие-то из них сопровождают слабые проявления симптомов, другим же свойственна яркая выраженность:
-
Навязчивый невроз (ННС) – также называют невроз навязчивых состояний. Он отличается преобладанием в клинической картине разнообразных навязчивых явлений, например, движений, действий, страхов (фобий), опасений, представления мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию больного, который сознавая их необоснованный болезненный характер, безуспешно стремится их преодолеть. ННС носит психогенный характер, проявляется в качестве нетерпимости по отношению к внешним раздражителям. Навязчивый невроз у детей проявляется в виде навязчивых движений и фобий. В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют обсессивный невроз (навязчивость действий) и фобический (навязчивость страхов). Часто встречаются смешанные формы, как у детей, так и у взрослых.
Примеры навязчивых движений: щелканье пальцами, покусывание губ или ногтей, подергивание головой или ногой, причмокивание, покручивание пуговиц, обхождение предмета только справа или только слева. - Еще одна степень проявления – тревожный невроз. Он связан с ощущением страха, человек чувствует внезапную атаку тревоги, он даже может в чем-то предвосхищать ее. Вырабатывается боязнь, что это состояние снова вернется. Поэтому появляется чувство избегания фобии. Например, человек боящийся замкнутого пространства, перестает ездить в лифте. При этом проявлении расстройства также возможно сочетание различных состояний – агрессии и тревоги, страха и обсессий.
- Когда сила воздействия стресса слишком велика, например, сразу появляется много ответственности в разных сферах, или происходит неожиданное травматическое событие, то может развиться острый психический невроз. Отличие его от других форм и состояний – эта возникает достаточно непредсказуемо, то есть ей не предшествовала легкая невротическая стадия. Симптомы при этом обострены, человек находится на пике эмоционального потрясения, его поведение может сочетать многие проявления – обсессии, депрессию, фобии, нарушение сна. Часто для снятия такого состояния помочь могут только медикаменты.
- При ярких патологических ощущениях («комок» в горле, «игла в сердце» или «гвоздя» в голове) можно говорить о паническом неврозе. Эти ощущения носят отчетливый предметный характер. И сочетаются они с истероформным поведением пациента – чрезмерной драматизацией, театральностью в жестах, излишней демонстративностью. При этом наблюдается одновременное или последовательное вовлечение систем организма – кожная чувствительность, нарушение координации, сердечные сбои.
Осложнения невроза
Расстройство может затрагивать не только самого больного, но и близких ему людей. Общение с невротиком доставляет неудобство.
Осложнения невроза могут быть различными:
- нарушение дезорганизует деятельность человека, может повлечь различные психоэмоциональные нарушения – депрессии, нарушения памяти, обсессивно-компульсивное расстройство;
- негативное влияние на физическое состояние – страдают сердце и сосуды (отсюда инфаркты, стенокардия, гипертония), ЖКТ (появляются язвы, гастрит), снижается иммунитет;
- головокружения, обмороки.
Последствия невроза могут повлечь за собой сильные проблемы со здоровьем, поэтому важно обратиться к врачу и не пытаться избавиться от этого состояния самостоятельно.
Когда обращаться к врачу
Невроз находится в сфере исследования психотерапевтов. В запущенных случаях в процесс лечения могут вовлекаться и другие специалисты – невролог, психолог, терапевт. При появлении первых признаков невроза нужно сразу же записаться на прием к врачу. Только специалист может правильно диагностировать заболевание и назначить необходимое лечение.
Если у человека наблюдаются хотя бы 3 из описанных выше симптома, то следует взять под контроль свое состояние. Также важно прислушаться к близким людям – тревожные сигналы об изменившимся поведении, проблемы в личной жизни могут являться следствием невроза.
Пациент с постоянным неврозом обязательно должен наблюдаться у врача.
Лучше для этого выбирать проверенные клиники и сертифицированных специалистов, поскольку невротическое расстройство может перетечь в запущенную стадию и повлечь за собой другие нарушения.
Диагностика заболевания
Для постановки диагноза врач проводит собеседование. Он задает вопросы, ответы на которые способны выявить у пациента нарушение.
Общеприняты в среде психотерапевтов следующие критерии для диагностики невротических расстройств:
- наличие в жизни человека психотравмирующей ситуации;
- присутствие в поведении пациента явных невротических особенностей – покусывание ногтей, зуд, рассеянное внимание, навязчивое состояние, когда речь заходит о каких-то достижениях;
- выявление характерного типа невротического конфликта и определение стадии расстройства;
- выявление невротических симптомов.
Диагностика также включает осмотр пациента и изучение анамнеза. Одной из наиболее популярных методик диагностики неврозов считается цветовая диагностика – пациенты предлагается выбрать из спектра тот цвет, который ему в данный момент больше нравится. Если человек выбрал серый, фиолетовый, коричневый или черный цвет, то это говорит о том, что у пациента с большой долей вероятности невротическое расстройство.
При помощи тестов на психологические особенности личности врач может сделать выводы о состоянии пациента, его подверженности неврозу. Также часто используется тест на особенности поведения.
Диагностику невроза у женщин лучше не проводить во время критических дней – они могут стать причиной беспокойного состояния и оказывать влияние на поведение. Считается также, что расстройство у женщин протекает тяжелее, чем у мужчин в силу большей природной эмоциональности первых. К тому же, слабый пол подвержен гормональному всплеску. На вспышки эмоций сказывается менопауза, а беременность и роды кардинально меняют привычный устой жизни и вызывают повышенные показатели гормонов.
В случае невроза у мужчин провоцировать расстройство может тяжелая профессия, жизненные устои и мировоззрение. Учитывать стоит, что большинство мужчин пытаются скрыть свои эмоции, поэтому визит к врачу могут откладывать до последнего. Также сложно распознать из-за этого у мужчин сам диагноз – они до последнего не признают нарушение, не идут на контакт с профессионалом.
+7 (495) 121-48-31
Лечение невротического расстройства
Прежде всего оно должно начинаться с посещения врача и строгого выполнения его рекомендаций.
При лечении невроза врач может выбрать один из двух методов – фармакотерапию или психотерапию. Как правило, на это влияет стадия расстройства и его тип.
Психотерапевт может быть сторонником какого-то одного способа избавления от нарушения, либо сочетать их в своей практике. Но лекарственные препараты обычно назначаются, если психотерапия малоэффективна.
В основе психотерапевтического метода лежат способы донесения до пациента ненормальности его состояния. Врач учит отслеживать невротические состояния и искать пути выхода из них. Определение маркеров помогает скорректировать ситуации, провоцирующие стресс. Человек выстраивает отношение к стрессовым событиям на основе перенятых практик (например, правильная постановка дыхания, расслабляющий местный массаж).
В качестве психотерапии невротических расстройств может использоваться психоанализ, суггестивная терапия (в основе которого лежит методика самовнушения). В последнее время популярностью стали пользоваться нейролингвистическое программирование, метафорические карты, телесно-ориентированная терапия. Многими психотерапевтами эти методы не рассматриваются, но тем не менее они показывают в некоторых случаях эффективность.
Когда врач решает назначить лекарства, то основными среди них будут транквилизаторы – они улучшают качество сна, снимают невротические проявления, сводят на нет раздражительность и понижают нервную возбудимость.
Также в терапии невротических расстройств используются ноотропные препараты, антидепрессанты, психостимуляторы и нейролептики. Выбор опять же зависит от состояния пациента и стадии заболевания.
Для укрепления результата часто назначаются витамины и общеукрепляющие средства.
Профилактика неврозов
Невроз с каждым годом только набирает обороты – людей с невротическими расстройствами становится все больше. Виной этому прежде всего динамичность современной жизни, которая заставляет людей быть мобильными и многозадачными.
В качестве профилактики неврозов прежде всего стоит рекомендовать контроль за качеством сна – он должен быть спокойным и достаточным. Повышение иммунитета – закаливание, прием витаминов, правильный рацион, тоже могут сыграть свою роль в предотвращении расстройства. Важно соблюдать чередование работы и отдыха.
Рекомендации для детей включают непосредственное участие родителей. На ребенке не нужно срываться и возлагать на него ожидания. Деспотичное воспитание в будущем может испортить психику ребенка. Профилактика детских неврозов также основана на общей гигиене духа – правильном сне, сбалансированном питании и проведении времени на свежем воздухе.
Список литературы:
- Карвасарский Б. Д. Неврозы.
- Ходос Х.-Б.Г. Нервные болезни
- Солдаткин В. А. Посттравматическое стрессовое расстройство
- Зейгарник Б. В. Патопсихология. Основы клинической диагностики и практики
- Дадашева К.Н. 1 , Агафонов Б.В. 2 , Дадашева М.Н. 1 , Подрезова Л.А. ГБУЗ МОМОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, Москва — неврастенический синдром в общеврачебной практике. Возможности терапии
Как нейротизм влияет на ваше поведение
Содержание
Нейротизм Личность
Нейротизм — это черта личности, которая, как считается, связана с эмоциональной нестабильностью. Человек с невротическими чертами беспокоится о многих вещах, очень критичен и может быть несколько тревожным.
Слово «невротик» восходит к Фрейду (1924), который описал невротическую тревогу. Он утверждал, что это происходит, когда защитные механизмы человека больше не могут успешно подавлять ранний травматический опыт, что приводит к постоянному состоянию дистресса.
Считается, что термин «невротизм» был впервые введен Айзенком (1947) для описания черты личности. Людей с тревогой, депрессией и связанными с ними расстройствами в то время обычно называли «неврозами».
Айзенк хотел использовать более нейтральный ярлык, который, по его мнению, был бы предпочтительнее для людей с такими психическими расстройствами. Несмотря на это, Айзенк согласился с тем, что люди с диагнозом невроз имеют крайние уровни невротизма личностных черт.
Он утверждал, что людям с высоким уровнем невротизма требуется небольшой жизненный стресс, чтобы вызвать невроз, по сравнению с людьми без высокого уровня невротизма.
Влиятельная теория Айзенка (1961, 1981) привела к развитию «большой тройки» черт личности. Он утверждал, что все люди делятся на три измерения личности: экстраверсию, невротизм и психотизм.
Он основал свою теорию на различиях в уровнях корковой активации и реактивности вегетативной нервной системы у отдельных людей. Он предположил, что экстраверсия, или положительные эмоции, связана с умеренным уровнем возбуждения, тогда как невротизм, или отрицательные эмоции, связан с недостаточным или чрезмерным возбуждением.
Таким образом, невротизм стал известен как черта, отражающая эмоциональную устойчивость или склонность легко возбуждаться, расстраиваться и беспокоиться при стимуляции.
McCrae и Costa (1987), среди прочих, позже описали невротизм как отрицательную черту личности, включающую склонность к частым негативным эмоциям, неприспособленность, плохую способность справляться с побуждениями, проблемы со стрессом и сильную реакцию на предполагаемые угрозы.
МакКрэй и Коста разработали популярную теорию личности «Большой пятерки», которая включает пять аспектов личностных черт: экстраверсию, открытость новому опыту, добросовестность, доброжелательность и невротизм.
В измерении Большой пятерки исследователи описывают аспекты каждой черты, чтобы уточнить их. Они определяют 6 граней невротизма, которые могут помочь идентифицировать людей, склонных к психологическим расстройствам:
Беспокойство – уровень беспокойства. Как часто и как легко кто-то испытывает тревогу.
Гнев/враждебность – склонность испытывать гнев, разочарование или горечь.
Депрессия – склонность к чувству вины, одиночества и плохого настроения.
Застенчивость – насколько легко кто-то испытывает социальную тревогу или крайнюю застенчивость.
Импульсивность – склонность поддаваться страсти и способность откладывать удовлетворение.
Уязвимость — насколько хорошо человек может справляться со стрессом.
Нейротизм обычно измеряется с помощью анкет самоотчета в рамках оценки личности. Личностный тест «большой пятерки» до сих пор широко используется во многих исследованиях.
В этих личностных тестах люди могут оценить, насколько они относятся к утверждениям, таким как «Я беспокоюсь о вещах» и «Большую часть времени я расслаблен».
С помощью этих анкет люди могут увидеть, как они попадают в число измерений черт личности.
Поскольку невротизм является аспектом, а не диагнозом, о частоте распространенности невротических черт личности не сообщается, поскольку они относятся к диагностируемым расстройствам психического здоровья.
Общие невротические черты
Люди с высоким уровнем невротизма могут иметь некоторые из следующих черт:
Склонность к негативным эмоциям
Плохая эмоциональная устойчивость – эмоционально реактивный
Чувство беспокойства
Чувство раздражения
Чрезмерно критичен к себе
Застенчивый или застенчивый
Часто грустный, капризный или подавленный
Легко расстроиться
Легко подвергается стрессу – не способен хорошо справляться со стрессом
Испытывать перепады настроения
Отсутствие устойчивости
Хроническое беспокойство о самых разных вещах
Склонность интерпретировать нейтральные ситуации как угрожающие
Чувство перегруженности мелкими проблемами
Легко завидовать
Чувствовать разочарование и гнев из-за повседневных событий
Чувство страха или вины из-за мелочей
Может быть воспринято как чрезмерная реакция
Низкая самоэффективность
Низкая самооценка
Пессимистичный прогноз
Некоторые виды поведения людей с высоким уровнем невротизма могут включать следующее:
Паника в неопасных ситуациях – если система реагирования «бей или беги» срабатывает, когда в окружающей среде нет ничего угрожающего, вполне вероятно, что эта паника вызвана невротизмом.
Вероятно, проявляет больше гнева на дороге – чрезмерный гнев из-за мелких ошибок на дороге может быть признаком невротического поведения.
Чрезмерная защита здоровья и безопасности своего ребенка – в то время как для родителей нормально беспокоиться о безопасности своего ребенка, невротики могут чрезмерно беспокоиться о здоровье своего ребенка, могут препятствовать тому, чтобы они делали что-либо, связанное с каким-либо риском, или их к медицинскому работнику по любой незначительной проблеме со здоровьем.
Стремитесь к совершенству – невротики могут тратить больше времени, чем необходимо, на выполнение задач, потому что они полны решимости избегать ошибок.
Чрезмерная зависимость – невротики могут полагаться на других в удовлетворении своих потребностей, а не делать что-то самостоятельно. Они могут чрезмерно жаловаться на свои проблемы в надежде, что кто-то другой решит их.
Невротизм и психическое здоровье
Хотя невротизм является характеристикой нормальной личности, высокие показатели невротизма могут быть обнаружены при состояниях психического здоровья или делают человека более уязвимым к ним.
Высокие показатели невротизма у людей последовательно обнаруживаются как фактор риска для широкого спектра психических расстройств, таких как расстройства настроения, тревожные расстройства, злоупотребление психоактивными веществами, шизофрения, посттравматическое стрессовое расстройство и расстройства личности (Zhang, 2020).
В другом исследовании изучалась взаимосвязь между невротизмом и психическими особенностями, обнаруживая существенную связь с бессонницей, одиночеством, нервной анорексией, субъективным благополучием и другими расстройствами психического здоровья (Zhang, 2021).
Становится все более очевидным, что большинство психологических расстройств связаны с повышенным уровнем невротизма. Эти связи неудивительны, учитывая, что эмоциональный дистресс является одним из определяющих критериев как невротизма, так и психологических расстройств.
Нейротизм, по-видимому, особенно тесно связан с состояниями, которые содержат заметный компонент субъективного дистресса. Возможно, поэтому эта черта тесно связана с большой депрессией, тревогой и расстройствами личности.
Исследования рассматривали черту экстраверсии наряду с невротизмом и обнаружили, что эти две черты могут играть роль в возникновении и поддержании тревожных, депрессивных и связанных с ними расстройств (Brown and Barlow, 2009; Griffith et al., 2010).
В частности, представляется, что сочетание высокого уровня невротизма с низкой экстраверсией, по-видимому, играет важную роль в возникновении некоторых психических заболеваний.
Это было обнаружено в исследовании Гершуни и Шер (1998), которые обнаружили, что люди с низкой экстраверсией и высоким уровнем невротизма более подвержены риску развития тревоги в более позднем возрасте.
Исследования показали, что люди с высоким уровнем невротизма больше подвержены риску психопатологии после воздействия стрессовых жизненных событий, чем люди с низким уровнем невротизма.
Кроме того, те, у кого были высокие баллы по невротизму, предсказывали психические расстройства в дальнейшей жизни (van Os & Jones, 1999).
Предполагается, что хорошо задокументированная связь между невротизмом и депрессией опосредована индивидуальными различиями в использовании различных стратегий регуляции эмоций.
В частности, неадекватные формы регуляции эмоций облегчают связь между невротизмом и тяжестью депрессивных симптомов (Yoon, Maltby, & Joorman, 2012).
Есть также некоторые свидетельства того, что люди с высокой невротичностью, страдающие депрессией, могут получить больше пользы от позитивных изменений в жизни, чем люди с низким уровнем невротизма.
Oldehinkel et al., 2000 обнаружили, что у пациентов с депрессией, которые наблюдались в течение 3,5 лет, невротизация усиливала эффект положительных жизненных событий. Было обнаружено, что способность позитивных событий вызывать ремиссию в три раза сильнее у людей с высокой невротичностью.
Как невротизм может влиять на поведение
Люди с высоким уровнем невротизма могут обнаружить, что эта черта влияет на их поведение положительным и отрицательным образом.
Поскольку люди с невротизмом склонны уделять больше внимания негативным последствиям или рискам, эта черта может помочь этим людям добиться успеха или выжить.
Чувствительность к угрозам в ходе эволюции человека помогла этому виду выжить, поэтому участие в менее рискованном поведении из-за сосредоточенности на негативных последствиях может быть полезным для многих.
Сожаление — обычное чувство у людей с невротизмом. Чувство сожаления может помочь многим людям научиться на своих ошибках и изменить свое поведение в будущем. Это контрастирует с теми, кто может не чувствовать сожаления и продолжать свое поведение, которое может не нравиться другим.
Люди с невротической личностью также, как правило, более умны, с чувством юмора, обладают большей самосознанием и целеустремленностью, особенно если они также высоко оценивают добросовестность наряду с невротизмом.
Они с большей вероятностью будут размышлять о своих действиях и будут более творчески мыслить, чем те, у кого низкий уровень невротизма.
Люди с высоким уровнем невротизма склонны смотреть на вещи более критично или точно, по сравнению с людьми с низким уровнем невротизма, которые могут смотреть на вещи слишком оптимистично или нереалистично.
Хотя это сопряжено с риском слишком негативного взгляда на вещи, способность иметь реалистичные ожидания может быть полезной, чтобы избежать разочарования.
Точно так же невротики могут обладать большей эмоциональной глубиной, так как у них больше опыта справляться с негативными эмоциями. Это может означать, что у них может быть много сочувствия и понимания проблем других людей.
С другой стороны, высокий уровень невротизма может вызвать много негативных последствий. Как обсуждалось ранее, если негативные чувства невротизма выходят из-под контроля, это может привести к психическим расстройствам, таким как тревога или депрессия.
Они также могут реагировать на стрессовые ситуации более негативно, например, становиться более злыми или расстроенными, чем те, кто не является невротиком.
Высокая невротичность может негативно сказаться на работе многих людей. Хотя они могут быть действительно хороши в своей работе, они также могут сильно беспокоиться о своей работе.
Точно так же, если кто-то с сильным неврозом получает негативную обратную связь от начальника или коллеги, независимо от того, насколько она мала, последствия могут быть разрушительными для человека.
В ответ они могут больше беспокоиться о своей работе, до такой степени, что их поглощает самооценка и тревога из-за того, что они не могут сосредоточиться на работе. Они могут даже вообще избегать работы, в конце концов создавая для себя самоисполняющиеся пророчества.
Хотя эта неадекватная реакция является экстремальной, она может привести к трудностям в сохранении работы, снижению удовлетворенности жизнью, а иногда даже к сокращению ожидаемой продолжительности жизни.
Как невротизм может влиять на отношения
Те, у кого высокие баллы по невротизму, как правило, имеют более низкие оценки удовлетворенности отношениями. Люди, у которых есть отношения с людьми с высоким уровнем невротизма, могут сообщать, что с ними нелегко быть рядом.
Невротики могут много жаловаться, критиковать себя и других, постоянно искать поддержки, быть чрезмерно зависимыми от других и вести себя очень драматично. Со временем это может утомить тех, кто знает этого человека, и дойти до того, что разочарует их.
Невротики также могут передавать свои невротические наклонности окружающим. Это может быть особенно характерно для детей, родители которых являются невротиками. Родитель может непреднамеренно передать свои опасения ребенку, чтобы ребенок научился быть более боязливым.
Высокий уровень невротизма также может привести к большему количеству конфликтов с другими, например, из-за их чрезмерно критического характера. Более того, если незначительные неудобства могут довести невротических людей до предела, они могут кричать или злиться на людей, которые, по их мнению, вызвали у них стресс. Некоторые невротики могут также обвинять других в совершении каких-либо действий без каких-либо доказательств, подтверждающих это.
Другим невротики могут показаться ненадежными, если они не могут контролировать свои эмоции. Если другие не могут полагаться на стабильность этих людей, их могут избегать или не предлагать больше продвижения по службе или возможностей по сравнению с кем-то, кто, кажется, знает, как контролировать свои эмоции.
Негативные убеждения о себе, которые могут быть у людей с высокой невротичностью, могут привести к неэффективному социальному функционированию, которое затем подтверждает имеющиеся у них негативные убеждения, еще больше усиливая невротические наклонности. Затем это превращается в порочный круг невротизма и социальных отношений.
Исследование, проведенное Du et al. (2021), показало, что люди с высокой невротичностью в целом могут сталкиваться с различными типами межличностных трудностей. В частности, они утверждают, что эти проблемы делятся на три широкие области, каждая из которых определяется различными аспектами невротизма:
Беспокойство и застенчивость : люди с высоким уровнем этого аспекта невротизма склонны быть чрезмерно послушными и неуверенными в себе.
Гнев : люди с высоким уровнем этого аспекта обнаруживают, что их постоянный гнев приводит к проблемам чересчур хладнокровных и мстительных.
Депрессия : люди с высоким уровнем невротизма склонны избегать социальных взаимодействий.
Возможность разбить невротизм на его компоненты и увидеть, как каждый из них соотносится с конкретным межличностным поведением, позволяет увидеть, что может создать трудности для невротических людей.
Как справиться с невротизмом
Невротикам может казаться, что они попали в ловушку своих неадекватных моделей мышления. Черты личности, как правило, остаются стабильными в течение жизни, поэтому невротизм может в некоторой степени уменьшаться, но он может присутствовать всегда.
Некоторые исследования показывают, что иногда, особенно после серьезного события в жизни, невротизм может естественным образом уменьшаться с течением времени. Чтобы справиться с невротизмом, нужно больше изменить поведение, чем саму черту личности.
Есть несколько способов справиться с невротизмом, например практика осознанности. Исследования показывают, что внимательность может уменьшить частоту появления негативных мыслей и повысить способность отпускать эти мысли.
Отстранение от стрессовых или расстраивающих ситуаций и размышление о том, что вызывает негативные чувства, когда они случаются, могут предотвратить некоторые автоматические невротические модели мышления.
Задавать такие вопросы, как «О чем я думаю?» Что я чувствую? Как я реагирую?» может помочь взглянуть на ситуацию более широко.
В ситуациях, когда невротические чувства и поведение могут взять верх, полезно просто сделать несколько глубоких вдохов, чтобы успокоиться. Дыхательные упражнения могут помочь дистанцироваться от интенсивности переживаний и помочь людям осознать, что их реакция была несоразмерна самой ситуации.
Глубокие вдохи также могут биологически помочь успокоить вегетативную нервную систему, прежде чем она начнет драться или бежать.
Некоторые другие методы образа жизни, которые можно попробовать для невротиков, включают физическую активность или упражнения, которые помогут им сжечь любые негативные эмоции, с которыми они могут столкнуться.
Также может помочь отказ от таких веществ, как алкоголь и наркотики, поскольку невротические люди более уязвимы к зависимости от веществ.
Терапевтические методы, такие как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), также могут быть полезны для поиска способов более сбалансированного реагирования на стрессоры.
когнитивно-поведенческая терапия включает в себя работу с терапевтом, направленную на устранение негативных моделей мышления и поведения. КПТ, как правило, эффективна при устранении специфических симптомов психических заболеваний, которые могут возникнуть наряду с высоким невротизмом, но она может не уменьшить общие черты предрасположенности к невротизму.
Это означает, что даже после КПТ люди все еще могут быть подвержены другим психическим заболеваниям, хотя обучение тому, как справляться с беспокойством и негативными мыслями с помощью КПТ, может быть полезным инструментом для снижения тяжести психических расстройств.
дальнейшее чтение
Билл-Аксельсон, А., Гармо, Х., Ламбе, М., Братт, О., Адольфссон, Дж., Найберг, У., … и Статтин, П. (2010). Риск самоубийства у мужчин с ранним раком предстательной железы, обнаруженным на основе специфического антигена простаты: общенациональное когортное исследование, проведенное PCBaSe в Швеции. Европейская урология, 57(3), 390-395.
Клиника Майо (2017, 17 ноября). Диссоциативные расстройства. https://www.mayoclinic.org/diseases-conditions/dissociative-disorders/diagnosis-treatment/drc-20355221
Диссоциативные расстройства. (05 июля 2021 г.). 2021 Traumadissociation.com. Получено 5 июля с http://traumadissociation.com/dissociative.
Диссоциативное расстройство личности. (05 июля 2021 г.). Traumadissociation.com, получено 5 июля 2021 г. с
Ссылки
Барлоу, Д. Х., Зауэр-Завала, С., Карл, Дж. Р., Буллис, Дж. Р., и Эллард, К. К. (2014). Природа, диагностика и лечение невротизма: назад в будущее. Клиническая психология, 2(3), 344–365.
Браун, Т. А., и Барлоу, Д. Х. (2009). Предложение по системе размерной классификации, основанной на общих чертах тревожных и аффективных расстройств DSM-IV: последствия для оценки и лечения. Психологическая оценка, 21(3), 256.
Кунчич, А. (24 февраля 2020 г.). Как нейротизм влияет на ваше поведение. Очень хорошо разум. https://www.verywellmind.com/how-neuroticism-affects-your-behavior-4782188
Ду, Т. В., Ярдли, А. Э., и Томас, К. М. (2021). Картирование большой пятерки личностных черт внутри и между областями межличностного функционирования. Оценка, 28(5), 1358–1375.
Айзенк, Х. Дж. (1947). Отбор учащихся с помощью психологических тестов — критического опроса. Британский журнал педагогической психологии, 17 (1), 20–39.
Айзенк, М. В. (1981). Обучение, память и личность. В Модель личности (стр. 169–209). Шпрингер, Берлин, Гейдельберг.
Гершуни, Б. С., и Шер, К.Дж. (1998). Связь между личностью и тревогой: результаты трехлетнего проспективного исследования. Журнал ненормальной психологии, 107(2), 252.
Гриффит, Дж. В., Зинбарг, Р. Э., Краске, М. Г., Минека, С., Роуз, Р. Д., Уотерс, А. М., и Саттон, Дж. М. (2010). Невротизм как общее измерение интернализирующих расстройств. Психологическая медицина, 40(7), 1125-1136.
Краусс Уитборн, С. (2021, 14 августа). 3 причины, по которым невротические люди могут бороться с отношениями. Психология сегодня. https://www.psychologytoday.com/gb/blog/fulfillment-any-age/202108/3-reasons-neurotic-people-can-struggle-relationships
McCrae, R. R., & Costa, P. T. (1987). Проверка пятифакторной модели личности с помощью инструментов и наблюдателей. Журнал личности и социальной психологии, 52(1), 81.
Олдехинкель, А. Дж., Ормель, Дж., и Нилеман, Дж. (2000). Предикторы времени до ремиссии депрессии у пациентов первичного звена: получают ли одни люди больше пользы от позитивных изменений в жизни, чем другие? Журнал аномальной психологии, 109(2), 299.
Цесес, Дж. (2021, 31 августа). Что на самом деле означает быть невротиком. ПСИХОМ. https://www.psycom.net/neuroticism
Ван Ос, Дж., и Джонс, П. Б. (1999). Ранние факторы риска и отношения взрослого человека с окружающей средой при аффективном расстройстве. Психологическая медицина, 29(5), 1055–1067.
Юн, К.Л., Малтби, Дж., и Джоорманн, Дж. (2013). Путь от невротизма к депрессии: изучение роли регуляции эмоций. Беспокойство, стресс и преодоление трудностей, 26(5), 558–572.
Чжан, Ф. (2020). Невротизм. Энциклопедия личности и индивидуальных различий Wiley: модели и теории, 281–286.
Чжан Ф., Баранова А., Чжоу С., Цао Х., Чен Дж., Чжан С. и Сюй М. (2021). Причинное влияние невротизма на психическое здоровье и сердечно-сосудистые заболевания. Генетика человека, 1-15.
Материнское поведение может передавать детям проблемы с психическим здоровьем
В последние годы исследования показали, что проблемы с психическим здоровьем, такие как тревога, депрессия и расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами, связаны с определенной чертой личности: невротизмом.
Люди с высоким уровнем невротизма легко беспокоятся. Они часто негативно интерпретируют людей и переживания и часто испытывают негативные чувства и симптомы депрессии или беспокойства.
Предыдущие исследования показали, что невротизм может передаваться от родителей к детям. Когда родители имеют высокий уровень невротизма, риск того, что их дети будут выражать как эту черту личности, так и признаки эмоциональных проблем, выше.
Наследственность и окружающая среда
Однако такая передача может происходить несколькими способами.
Общеизвестно, что гены являются важным фактором как невротизма, так и психических проблем. Но также возможно, что родители влияют на своих детей через их воспитание и среду, которую они создают в доме.
Итак, насколько важны различные факторы?
Хельга Аск из Национального института общественного здравоохранения и ее коллеги с факультета психологии Университета Осло (UiO) хотели провести расследование. Теперь они использовали данные норвежского когортного исследования матерей, отцов и детей, чтобы узнать больше.
Исследователи изучили данные более чем 11 000 пар братьев и сестер в родительском поколении, их партнеров и детей пары, когда им было восемь лет. Родительское поколение включало полнородных братьев и сестер, сводных братьев и сестер, однояйцевых и разнояйцевых близнецов.
Сравнив все свои данные, исследователи смогли узнать больше о том, насколько сходство невротизма и проблем с психическим здоровьем у родителей и детей передается через гены, а сколько должно быть связано с чем-то другим.
Больше, чем гены
Ask дает пример того, как материал данных может предоставить новую информацию.
Две сестры, однояйцевые близнецы, имеют абсолютно одинаковый генетический состав. Когда сестры становятся матерями, все дети наследуют половину этих генов. Таким образом, их дети генетически так же похожи на свою тетю, как и на свою мать. Но они растут в двух разных домах, то есть в разных средах воспитания детей.
«Если ребенок больше похож на мать, чем на тетю, это говорит о том, что среда играет роль, — говорит Аск.
Основываясь на данных, исследователи создали модель того, как невротизм и проблемы с психическим здоровьем передаются из поколения в поколение.
Эта модель утверждает, что часть сходства между родителями и детьми не связана с генетикой.
- СВЯЗАННЫЕ: Природа или воспитание? Вот что выяснили исследователи, изучая детей с депрессией
Влияние между матерью и ребенком
Проще говоря, степень невротизма ребенка и матери и проблемы с психическим здоровьем немного больше похожи, чем предполагает генетика. Это сходство, по-видимому, обусловлено главным образом прямым влиянием между матерью и ребенком. Такой связи между отцом и ребенком обнаружено не было.
Ask указывает, однако, что мы не можем знать, из чего состоит влияние.
Возможно, поведение матери по отношению к ребенку приводит к неуверенности и негативным эмоциям. Еще одной причиной могут быть нестабильные отношения между родителями, что сказывается на ребенке. Также возможно, что ребенок учится поведению матери и способу понимания окружающей среды.
Можно даже предположить, что связь обратная, то есть ребенок с многочисленными симптомами психических расстройств влияет на мать, так что она также испытывает больше невротизма и эмоциональных проблем.
Ответы матери ослабляют исследование
Свенн Торгерсен, почетный профессор психологии Университета ИО, не участвовал в этом исследовании. Он находит интересным, что исследование такое большое.
«Преимущество исследования в том, что в нем участвуют несколько поколений и родственников, — говорит он.
«Слабость в том, что матери сообщают о характере ребенка и симптомах».
Достоверность ответов снижается, поскольку на вопросы отвечали матери, а не восьмилетние дети. Матери могут воспринимать ребенка как более похожего на себя, чем они есть на самом деле.
Торгерсен считает, что такая предвзятость может объяснить, почему кажется, что мать влияет на ребенка, а отец нет.
Исследователи называют это слабостью.
«Возможно, мы бы увидели тот же эффект с отцом, если бы он ответил на вопросы», — говорит Аск.
Сложные взаимодействия
Ask указывает, однако, что такое прямое влияние между родителями и детьми является лишь небольшой частью объяснения того, почему степень невротизма и эмоциональных проблем различается у детей.
Остальное связано со сложными взаимодействиями между генетикой и окружающей средой.
Исследования показали, например, что гены родителей могут влиять на их детей, даже если дети сами не унаследовали эти конкретные гены.
Генетика может способствовать впечатлению личности родителей, что влияет на их стиль воспитания, отношения между матерью и отцом и атмосферу в доме. Это, в свою очередь, может повлиять на детей.
И дело все равно сложное, даже когда дети действительно наследуют эти гены риска.
Не существует одного гена невротизма, тревоги или депрессии. Сотни или тысячи генов работают вместе и влияют на риск возникновения проблем с психическим здоровьем в тандеме с влиянием окружающей среды.
- СВЯЗАННЫЕ: одна черта личности лежит в основе почти всех психических заболеваний: исследование
Различные гены у детей и взрослых
Другая проблема заключается в том, что одни и те же гены не всегда определяют риск психических заболеваний у детей и взрослых .
«Некоторые гены со временем включаются или становятся более важными. Мы знаем, что многое происходит, например, в период полового созревания. Механизмы психических расстройств у детей и взрослых могут быть разными», — говорит Аск.
Эмоциональные проблемы у восьмилетних детей, таким образом, не означают, что у ребенка будут проблемы с психическим здоровьем в подростковом или взрослом возрасте, или что довольный ребенок гарантированно проживет жизнь без психических заболеваний в подростковом и взрослом возрасте.
Возможно, новое исследование также дало бы другие результаты, если бы исследователи проводили его, когда дети были старше.
Уникальная причина для каждого человека
Предыдущие исследования также показали, что большая часть объяснений того, почему у человека проблемы с психическим здоровьем, связана с уникальной ситуацией, в которой находится каждый человек.
Сочетание нашего точного генетического состава и того, что с которыми мы сталкиваемся в нашей семье, в школе и в свободное время, все это влияет на наш уникальный жизненный опыт.
«И этот опыт не обязательно одинаков для братьев и сестер», — говорит Аск.
Возможно, у вас есть определенные гены риска в сочетании с тем фактом, что вы потеряли друзей из-за переезда вашей семьи, или у вас довольно тяжелая форма астмы, и вас из-за этого травят в школе.
Возможная профилактика
Другими словами, на возникновение проблем с психическим здоровьем ребенка влияет множество факторов. Некоторые из этих причин трудно изменить.
Однако, если исследования подтвердят прямое влияние между родителями и детьми, это знание может быть использовано для предотвращения проблем с психическим здоровьем у детей.
Аск и его коллеги уже подали заявку на финансирование исследований по поиску ранних признаков уязвимости. Предоставление родительской поддержки может помочь предотвратить развитие проблем у этих детей.
Торгерсен считает, что еще слишком рано говорить о значении недавно опубликованных результатов Ask и его коллег для лечения и профилактики.