Почему воображаемый друг нужен каждому ребёнку (и даже некоторым взрослым)
Считается, что воображаемые друзья — это атрибуты детства. И если к определённому возрасту с ними не расстаться, то это может привести к разным психологическим проблемам. Но на самом деле иметь воображаемого друга — это нормально, а иногда даже полезно и весело. Как научиться с ним общаться, рассказывает эксперт «О!», психолог Анна Скавитина.
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Многие родители беспокоятся, нормально ли, если у ребёнка есть воображаемый друг. Особенно этот вопрос начинает волновать мам и пап уже подросших детей. Часто они думают, что присутствие воображаемого компаньона в жизни ребёнка может быть показателем психического нездоровья или признаком серьезных проблем, особенно для детей старшего дошкольного возраста. Также родители боятся, что это может привести к психическим проблемам во взрослой жизни, например, к шизофрении или множественному расстройству личности, проблемам с различием между фантазией и реальностью или даже к отказу от реальных отношений в пользу своей воображаемой дружбы. Бывает, что приводя ребёнка в кабинет психолога, родители начинают осторожно рассказывать о том, что когда он был помладше, у него были воображаемые друзья, волнуясь, что это может означать что-то страшное.
Многие психологи и психиатры до недавнего времени утверждали, что иметь воображаемого друга — это не совсем нормально, а, например, популярный долгие годы доктор Спок говорит: «Немножко воображения — это хорошо, а если воображения слишком много, то нужно найти психолога-консультанта или психиатра, которые поймут, чего не хватает вашему ребёнку». Очевидно, что найти грань между «немножко» и «много» неспециалисту довольно трудно, поэтому родители в таких ситуациях часто чувствуют сильную тревогу. Даже сейчас в Сети можно найти много популярный статей, в которых описываются классификации воображаемых друзей в зависимости от типа проблем ребёнка, что не добавляет спокойствия родителям. В некоторых из материалов даже рассказывают, как от них избавиться.
Вероятно, поэтому исследование Марджори Тайлер и Стефани М. Карлсон, посвящённое воображаемым друзьям («The Characteristics and Correlates of Fantasy in School-Age Children: Imaginary Companions, Impersonation, and Social Understanding»), очень быстро распространилось за пределы научных психологических журналов. Исследователи опросили 100 десятилетних детей из Америки, и оказалось, что примерно у 65 из них в возрасте до 7 лет был воображаемый друг. Неужели все они имеют проблемы?
Чуть позже выяснилось, что под воображаемыми доузьями дети имели в виду не только персонажей, которые жили у них в голове, но и игрушки, такие, как Винни Пух или собачка из мультфильма «Варежка», поэтому реальный процент детей, имеющих воображаемых друзей, в исследовании наполовину ниже. С другой стороны, многие дети скрывают своих воображаемых компаньонов от родителей и от своих реальных товарищей, так как боятся насмешек с их стороны и того, что их назовут странными, поэтому подсчитать точное количество воображаемых друзей — задача не из лёгких. Кстати, девочки с большим удовольствием рассказывают родителям о своих воображаемых друзьях, считая, что они их непременно поддержат, а мальчики это делают намного реже, полагая, что это будет признано проявлением слабости, и родители их как-то неправильно воспримут. Похоже, этот гендерный стереотип надо менять.
Сейчас я расскажу о некоторых современных исследованиях воображаемых друзей, и, возможно, вам очень захочется, чтобы такой друг немедленно появился и у вашего ребёнка. Хотя, может быть, компаньон у вашего ребёнка уже есть, просто он не спешит вам об этом рассказывать.
Тайлер и Карлсон выяснили, что процент воображаемых друзей у детей 4 лет ниже, чем у детей 6−7 лет, и связывают это с повышением эмоциональной и социальной компетентности ребёнка, а не с психологическими проблемами. Все дети знают, что воображаемых друзей на самом деле не существует, и это совершенно не мешает им проводить с ними много времени. И это не пассивное ничегонеделанье, которое надо немедленно прерывать и требовать, чтобы ребёнок начал заниматься чем-нибудь полезным, это похоже на чтение взрослыми художественной литературы или просмотр театрального спектакля.
Дети учатся моделям социального взаимодействия, проигрывая различные сюжеты у себя в голове, справляются со своими сверхсильными эмоциями, например, гневом, поднимают себе самооценку в ситуациях унижения, получая воображаемую поддержку. Взаимодействие с придуманными друзьями — это игровой процесс, кстати, часто компаньоны и появляются во время и для игры, как например, в мультсериале «Йоко», где Йоко — дух игры, который помогает детям придумывать приключения. Психолог-исследователь Харрис утверждает, что воображаемые друзья помогают развитию ролевой игры ребёнка, что приведет к пониманию разницы между реальностью и воображением, а не потере реальности.
Бендер и Фогель, исследуя детей в травмирующих семейных обстоятельствах и жизненных событиях, утверждают, что воображаемые спутники это полет от реальности, а попытка ребёнка компенсировать трудную и неадекватную ситуацию, смягчить переживания и помочь создать более интегрированное состояние, которое поможет справиться с конфликтами в жизни. То есть воображаемые друзья в какой-то мере похожи на плюшевого медвежонка или зайца, кусочек одеяла или подушки, которые ребёнок носит везде с собой. Он использует их в качестве утешителя при усталости, стрессе. Как правило, к таким игрушкам ребёнок очень сильно эмоционально привязан. Воображаемые друзья — это продвинутый вариант медвежонка, который всегда с собой, он живет в твоей голове, и его невозможно нигде потерять.
Мир воображения имеет свои собственные правила, и воображаемые друзья могут появиться не потому, что есть какие-то специальные травмирующие ситуации у ребёнка, что часто используют в сюжетах фильмов, а потому, что они сейчас хотят появиться. Психоаналитик Бруно Клейн предполагает, что воображаемый друг — это «переходное я», на которое ребёнок проецирует свои идеалы, агрессию и страхи. Он утверждает, что это следует рассматривать как нормальный этап развития, появляющийся примерно с 3−5 лет и позволяющий ребёнку создавать свои собственные стратегии преодоления трудностей, которые способствуют развитию его личности.
Еще один исследователь, Сейфже-Кренке, изучал дневники взрослых людей и подростков, которые писали своим воображаемым друзьям письма. Как самые настоящие, так и воображаемые спутники оказывали поддержку и придумывали способы решения проблем, влияли на личностный рост, помогали успешно справляться со сложностями в дальнейшем. То есть разговоры с воображаемыми друзьями — это разговоры со своей компетентной или помогающей частью, доступ к которой можно получить таким необычным путём. Подростки в этом исследовании имели воображаемых компаньонов в дополнение К, а не ВМЕСТО настоящих друзей, то есть никакого дефицита в общении у них не наблюдалось. Интересно, что они лучше справлялись со своими сложностями самостоятельно, чем те, у кого воображаемых друзей нет. У подростков личность выдуманного компаньона часто оказывалась близкой к идеалу — человеку, с которым они в фантазиях строили свои любовные отношения, или человеком более старшего возраста, которому уже разрешено делать что-то, что самому подростку пока нельзя. В этом случае он становился примером для подражания.
У большинства детей более одного воображаемого компаньона, а у некоторых — целый ряд придуманных спутников с абсолютно разными, но стабильными характеристиками, причем каждый из них служит для разных целей: один — для разговоров про чувства, другой — для выработки способов решения ситуации, третий — для успокоения. Воображаемые компаньоны иногда полностью являются плодом воображения, но часто имеют в основании персонажей из книг, мультфильмов или компьютерных игр.
Похоже, что какое-то время назад воображаемых друзей принимали за духов или ангелов-хранителей, которые что-то нашёптывают ребёнку, чтобы помочь ему. Например, в мультсериале «Ангел-бэби» воображаемые друзья — ангелы или духи, которые вместе с детьми участвуют в приключениях и помогают понять, насколько верна придуманная ими гипотеза.
Бывают ли негативные взаимодействия с воображаемыми спутниками? Да, если воображаемые друзья не поддерживают ребёнка, пугают его, заставляют чувствовать себя плохим, если ребёнок совсем теряет связь с реальностью и, находясь под влиянием воображаемого друга, совершает неприемлемые поступки, либо утверждает, что друг реальный. Все это может стать поводом исследовать причины возникновения таких отношений и обратиться к специалистам-психологам или психиатрам. В остальных случаях лучше всего с уважением относиться к воображаемым друзьям ребёнка. Вполне можно поставить для них дополнительный стул или тарелку, если ребёнок вас об этом попросил. А вообще, знакомство с воображаемым другом ребёнка — это показатель очень доверительных отношений. Для детей один из показателей близкой дружбы с человеком — это сообщение о своей тайне.
Часто друзья исчезают из психики ребёнка так же внезапно, как и появились. Обычно дети не помнят ни момент их возникновения, ни прощание с ними. Один из самых трагических эпизодов за всю историю существования студии Pixar — это смерть воображаемого друга девочки Райли в мультфильме «Головоломка». Но обычно воображаемые друзья исчезают из жизни ребёнка сами, когда они больше не нужны для развития.
В детской художественной литературе и мультфильмах тема воображаемых друзей у персонажей встречается довольно часто. Почитать вместе книгу — хороший повод начать разговор о воображаемых друзьях, рассказать о своих фантазиях из детства и поддержать ребёнка, объяснив, что иметь воображаемых друзей в разные периоды жизни — абсолютно нормально и даже очень важно.
Вот книги, которые я рекомендую почитать на тему воображаемых друзей:
«Воспоминания воображаемого друга», Мэтью Грин
«Тигр в саду», Лиззи Стюарт
«Видимые — невидимые друзья», Николас Шуфф
«Собачка, которой у Нино не было», Эдвард Ван Де Фендел
«Приключения Бикла. Настоящий друг», Дэн Сантат
«Крошка Нильс Карлсон», Астрид Линдгрен
«Снежный лев», Джим Хелмор
«Бабушка на яблоне», Мира Лобе
«Лео: история одного привидения», Мак Барнет
«Кельвин и Хоббс», Билл Уотерсон
Читайте другие статьи Анны Скавитиной на «О!»:
18 вопросов про развод: отвечает психолог
Как разговаривать с детьми о смерти
7 способов справиться с синдромом выученной беспомощности
Фото: Haywiremedia, Standret, PointImages/Shutterstock.com
психологияразвитиевоспитаниеполезные советыАнна Скавитина
Нормально ли иметь воображаемого друга в 16 лет? Советы психологов, консультации
Здравствуйте. Мне шестнадцать лет. В данный момент я учусь в лицее при университете в моем родном городе. С родителями проблем никогда не возникало и не возникает. Есть лучшие друзья, которыми являются представители моего пола. Их немного, но меня вполне устраивает.
Я — личность творческая, пишу повествования и романы. Возможно, раньше у меня бы не возникло такого вопроса, но я уже не годовалый ребенок, потому меня интересует то, почему я до сих пор не могу выбраться из оков собственной фантазии и забыть моего воображаемого друга. Впервые он возник, когда мне было около пяти лет. Что странно — им не являлся образ человека, ни животного. Это был призрак. Я так и называла его «Призрак» или «Привидение». Может, это не столь важно, но все же…
Сейчас у меня так же есть воображаемый друг, от которого я не могу избавиться. Теперь это образ змеи. Я не понимаю, с чем подобное может быть связано, ведь считаю себя вполне развитым и счастливым человеком. Этот самый «друг» не проявляет агрессии, а, наоборот, часто мне помогает.
Иногда я воображаю «глаза» на потолке в темноте, будто это глаза той самой змеи, являющаяся моим воображаемым другом.
Я не могу понять, с чем связаны все эти факты, потому прошу совета именно у Вас. Благодарю заранее!
Здравствуйте, Анастасия!
То о чем Вы пишете, похоже на «уход» в фантазии от реальной жизни…
Желательно осознать, что Вас так не устраивает в сегодняшнем дне и в Вашей жизни…
И попробовать что-то изменить…
Для того, чтобы не было такого «ухода», желательно сбалансировать свою жизнь — то есть ежедневно равномерно распределять время и энергию по всем следующим сферам:
— сфера деятельности — работа и обучение, карьера, достижения, финансы;
— сфера контактов — близкие эмоциональные отношения, общение, контакты с самим собой и другими, семья, друзья, родственники;
— сфера будущего — мечты, фантазии, планы на будущее, цели, ценности, смыслы жизни, вера.
Подробнее об этом читайте здесь:
http://psiholog-dnepr.com.ua/psychological-stories/krizis-kak-shans
Как это сделать конкретно?
С ув. Киселевская Светлана, психолог, магистр (Днепропетровск).
Похожий вопрос
Нормально ли иметь вооброжаемого друга? (2 ответа)
Мой ребенок играет с воображаемым другом. Должен ли я беспокоиться?
Авторизоваться | регистр
Советы и инструменты
Советы и инструменты
Вопрос
Датта Мунши, доктор медицинских наук, FAAP
Отвечать
Мне так много всего нравится в профессии педиатра. Слушая, как дети делятся творческими историями, в которых участвуют, например, настоящие и воображаемые друзья, каждый день становится уникальным и интересным. Разговоры с моими более молодыми пациентами часто сопровождаются комментариями вроде: «Посмотрите, как сильно вы выросли с момента вашего последнего визита!» например: «Я не знал, что у вас появился новый питомец-динозавр!»
Дети любят делиться подробностями о своих воображаемых друзьях. Понятно, однако, что родители часто обеспокоены тем, насколько «нормальной» является воображаемая дружба и могут ли они сигнализировать о каких-либо проблемах с психическим здоровьем.
Будьте уверены, большинство воображаемых дружеских отношений в детстве считаются нормальными. Фактически, они могут помочь детям практиковать взаимодействие с другими людьми и их окружением. Но поиск нескольких красных флажков может помочь определить, когда пришло время поговорить с педиатром о ваших проблемах.
Социально-эмоциональное развитие детей
Дети учатся взаимодействовать с окружающим миром вскоре после рождения.
У младенцев это может начаться с зрительного контакта с родителем во время кормления. Они могут замолчать, когда вы с ними заговорите, или в какой-то момент начать отвечать вам взаимностью. улыбка с одним из своих. Они начинают собирать воедино окружающий их мир и то, как различное поведение помогает им взаимодействовать с ним.
Примерно к 2 годам дети любят играть вместе с другими детьми. Им может особенно нравиться воспроизводить действия, которые, как они могут видеть, делают взрослые, например, разговоры по телефону или уборка пылесосом. Их воображение расцветает, часто пробуждая интерес к игре в переодевание и разыгрыванию повседневных социальных взаимодействий с игрушечными фигурками и марионетками.
К 3 годам дети связывают воедино свое воображение и навыки совместной игры. Они часто создают истории с богато детализированными сценами с участием товарищей по играм, членов семьи, домашних животных и воображаемых друзей.
В возрасте 4 или 5 лет растущее воображение и творческие способности ребенка могут стирать границы между его реальным и придуманным миром. В этом возрасте даже детские мультфильмы и сказки могут вызывать кошмары, поскольку для них все «кажется таким реальным».
По мере того, как дети взрослеют и приобретают больше социальных навыков, они постепенно отходят от своего воображаемого мира, который обеспечивал комфорт и знакомость, по мере того, как они узнают о реальном мире.
Почему у детей есть воображаемые друзья?
Наличие воображаемой дружбы не означает, что ваш ребенок одинок или что у него нет «настоящих» друзей. Дети часто используют воображаемую дружбу как убежище, чтобы испытать свои социальные навыки, групповую динамику и коммуникативные стратегии. Это часто помогает им увидеть свой мир с другой точки зрения и обрести сочувствие. Создавая воображаемого друга, они должны понимать точку зрения других в сценариях, которые они разыгрывают.
Воображаемая дружба должна быть удобной и контролируемой. Дети обычно могут заставить своих воображаемых друзей «уйти», когда они «закончат играть».
Когда мне следует беспокоиться о воображаемой дружбе моего ребенка?
В общем, воображаемая дружба является нормальной частью социального развития и со временем исчезнет. Важно обсудить любые проблемы, которые у вас есть, со своим педиатром, особенно если:
У вас есть другие проблемы с развитием вашего ребенка, особенно связанные с речью, моделями разговора или социальными взаимодействиями.
Воображаемые друзья никогда не «уходят» и «всегда разговаривают».
Воображаемые друзья угрожают или подстрекают вашего ребенка к насилию — по отношению к себе или другим.
Вы замечаете внезапные изменения в социальных взаимодействиях вашего ребенка, его практике личной гигиены, манере речи или способности к концентрации.
В семейном анамнезе имеется много психических заболеваний, особенно у близких родственников.
Помните
У маленьких детей такая богатая воображаемая жизнь, и они так щедро делятся ею с вами. Наслаждайтесь этим особым этапом в их развитии, но не стесняйтесь поговорить с врачом вашего ребенка, когда у вас есть опасения по поводу его физического или психического здоровья.
Дополнительная информация
- Сила игры: как развлечения и игры помогают детям развиваться
- Спросите у педиатра: что мне делать, если я беспокоюсь о развитии моего ребенка?
- Наследственные психические расстройства
- Шизофрения
Датта Мунши MD, FAAP
Доктор Датта Мунши — участковый педиатр в Джорджии, проявляющий большой интерес к поведенческому здоровью детей. Она входит в состав Исполнительного комитета Совета AAP по здоровому психическому и эмоциональному развитию. Ей нравится читать лекции педиатрическим резидентам в Медицинской школе Университета Эмори. В свободное время она старается не отставать от своих 3-х детских спортивных программ и своих 2-х португальских водяных собак.
- Последнее обновление
- 30.11.2021
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
Подписывайтесь на нас
Наверх
Что это значит и нормально ли это?
Наличие воображаемого друга, которого иногда называют воображаемым компаньоном, считается нормальной и даже здоровой частью детских игр.
Исследования воображаемых друзей продолжаются десятилетиями, и врачи и родители задаются вопросом, является ли это здоровым или «нормальным».
Большинство исследований снова и снова показывают, что для многих детей это естественная часть детства.
Более ранние исследования показывают, что у 65 процентов детей в возрасте до 7 лет есть воображаемый друг.
Дети нередко создают воображаемых друзей или компаньонов — кого-то, с кем они могут разговаривать, взаимодействовать и играть.
Эти мнимые друзья могут принимать форму чего угодно: невидимого друга, животного, чего-то фантастического или внутри предмета, например, игрушки или мягкой игрушки.
Большинство исследований показали, что наличие воображаемого друга — это здоровая форма детской игры. Исследования даже показали, что у детей, создающих воображаемых компаньонов, могут быть определенные преимущества для развития.
Преимущества могут включать:
- превосходное социальное познание
- большую общительность
- повышение креативности
- лучшие стратегии выживания
- улучшение эмоционального понимания
Воображаемые друзья могут обеспечить вашему ребенку поддержку, дружбу и многое другое.
5 целей иметь воображаемого друга
В 2017 году исследователи описали эти пять целей наличия воображаемого друга:
- решение проблем и управление эмоциями
- поиск идеалов
- наличие компаньона для фантазийных игр
- наличие кого-то для преодоления одиночества
- предоставление детям возможности исследовать поведение и роли в отношениях
Было ли это полезно?
Хотя некоторые родители могут быть обеспокоены, для ребенка совершенно нормально иметь воображаемого друга.
По сравнению с детьми, у которых нет воображаемого друга, дети, у которых он есть, не отличаются в следующих отношениях:
- большинство личностных качеств
- структура семьи
- количество невоображаемых друзей
- школьный опыт
В прошлом эксперты считали, что наличие воображаемого друга указывает на проблему или состояние психического здоровья. Согласно текущим исследованиям, это мышление было дискредитировано.
В то время как большинство людей ассоциируют детей младшего дошкольного возраста с воображаемыми компаньонами, для детей старшего возраста они также являются нормальным явлением.
Предыдущее исследование показало, что 28 процентов детей в возрасте от 5 до 12 лет имели воображаемых друзей.
Девочки чаще, чем мальчики, имеют воображаемых друзей.
Воображение может быть важной частью детской игры и развития. Наличие воображаемого друга может помочь ребенку исследовать отношения и развивать свои творческие способности.
Если ваш ребенок рассказывает вам о своем воображаемом друге, задавайте вопросы. Вы можете узнать больше о своем ребенке, его интересах и о том, что воображаемый друг может сделать для него.
Например, учит ли их воображаемый друг, как вести себя с друзьями?
Также можно подыграть. Установите дополнительное место на ужин или спросите ребенка, например, не приедет ли его друг в поездку.
Если ваш ребенок или его притворный друг становятся требовательными или создают проблемы, вы можете установить границы. Нет необходимости поддаваться плохому поведению, притворяться или еще как-то. Кроме того, установление границ может быть обучающим моментом.
Что делать, если воображаемый друг пугает?
Хотя большинство воображаемых друзей считаются добрыми, дружелюбными и послушными, не все из них описываются таковыми. Некоторые из них были названы разрушительными, нарушающими правила или агрессивными.
Возможно, некоторые воображаемые друзья даже пугают, расстраивают или вызывают конфликты с детьми. В то время как многие дети выражают контроль или влияние на поведение своего воображаемого друга, другие дети описывают это как неподконтрольное им поведение.
Хотя не совсем понятно, почему воображаемый друг может быть страшным, кажется, что эти воображаемые отношения все же приносят ребенку какую-то пользу.
Эти более сложные отношения могут помочь ребенку ориентироваться в социальных отношениях и справляться с трудностями в реальном мире.
Некоторые родители обеспокоены тем, что дети с воображаемыми друзьями плохо разбираются в реальности и воображении, но обычно это не так.
На самом деле, большинство детей понимают, что их воображаемые друзья — это притворство.
Каждый ребенок уникален и вырастет из этой части своей жизни в свое время. Есть больше сообщений о детях до 7 лет с воображаемыми друзьями, хотя другие сообщения показали, что воображаемые друзья существуют у детей до 12 лет.
Не стоит беспокоиться, если старший ребенок все еще говорит о своем воображаемом друге.
Если у вас есть какие-либо опасения по поводу поведения вашего ребенка, а не только из-за того, что у него есть притворный друг, вы можете обратиться к специалисту в области психического здоровья, который специализируется на педиатрической помощи.
Когда дело доходит до живого воображения, родители могут задаться вопросом, действительно ли их ребенок испытывает галлюцинации или психоз.
Иметь воображаемого друга — это не то же самое, что испытывать эти симптомы, которые часто связаны с шизофренией.
Шизофрения обычно не проявляет симптомов, пока человеку не исполнится от 16 до 30 лет.
Детская шизофрения встречается редко и ее трудно диагностировать. Когда это действительно происходит, это обычно происходит после 5 лет, но до 13 лет.
Некоторые симптомы детской шизофрении включают:
- паранойю
- изменения настроения
- галлюцинации, такие как слух голоса или видение вещей
Если у вашего ребенка внезапные деструктивные изменения в поведении и он испытывает нечто гораздо большее, чем воображаемый друг, обратитесь к педиатру или специалисту по психическому здоровью.
Хотя симптомы шизофрении и воображаемые друзья часто различны и различны, существуют другие психические и физические состояния, которые могут иметь связь.
Исследование, проведенное в 2006 году, например, показало, что дети, у которых развиваются диссоциативные расстройства, имеют гораздо более высокую вероятность иметь воображаемого друга.
Диссоциативные расстройства — это состояния психического здоровья, при которых человек теряет связь с реальностью.
Другое исследование показало, что взрослые с синдромом Дауна чаще имеют воображаемых друзей и с большей вероятностью сохранят этих друзей во взрослой жизни.
Не так много исследований о воображаемых друзьях во взрослом возрасте.
В ходе недавнего исследования ученые обнаружили, что 7,5% опрошенных сообщили, что во взрослом возрасте встречали воображаемого друга. Однако это был небольшой размер выборки и некоторые ограничения. Необходимы дальнейшие исследования.
С учетом сказанного, похоже, нет никаких указаний на то, что воображаемый друг, остающийся во взрослой жизни, означает что-то иное, чем в детстве.
Это может быть просто признаком совладания или сильного воображения, хотя эксперты не уверены.
С другой стороны, если взрослый слышит голоса, видит вещи, которых нет, или испытывает другие признаки галлюцинаций или психоза, возможно, имеет место основное психическое заболевание, такое как шизофрения.
В большинстве случаев воображаемые друзья безобидны и нормальны. Но если вы считаете, что ваш ребенок испытывает что-то большее, обратитесь к его лечащему врачу.
Каждый раз, когда поведение и настроение вашего ребенка резко меняются или начинают вас беспокоить, обратитесь за поддержкой к детскому врачу или специалисту в области психического здоровья.
Если воображаемый друг вашего ребенка когда-нибудь станет пугающим, агрессивным или пугающим вашего ребенка, обследование у специалиста по психическому здоровью может дать вам душевное спокойствие.
Чтобы найти ближайшего к вам врача, воспользуйтесь следующими ссылками:
- поиск психиатра
- поиск психолога
Вы также можете обратиться к лицензированному консультанту, практикующей психиатрической медсестре или другому врачу, который может вам помочь.