Нравственные чувства — это… Определение, понятие, методы воспитания и влияние на жизнь человека и общества в целом
Гарантия безопасности любой страны — высокая нравственность ее граждан. Это не высокопарные слова, а истина, подтверждаемая множеством исторических примеров, доказывающих ее безусловность. Трудовые и боевые подвиги во имя свободы и процветания Родины продиктованы не личным интересом ее граждан, а высокими духовными чувствами.
Актуальность нравственного воспитания детей
Средства массовой информации пестрят шокирующими сообщениями: там подростки избили товарища или учителя, здесь обворовали магазин, учинили дикую расправу над животными, из мести подожгли дом соседа, устроили автокатастрофу ради эффектных кадров в интернете… Далеко не всегда эти дикие поступки совершаются под влиянием алкоголя или наркотиков.
Почему это происходит? Ни родители, ни школа не учат красть, калечить, убивать, развлекаться за счет чужого горя. Изменились нравственные идеалы и ориентиры? Ослабело воспитательные воздействие семьи и школы? Нет потрясающих примеров нравственной самоотверженности?. .
Наверное, это тема для масштабного социологического исследования. Очевидно то, что сегодня проблема воспитания высоконравственного человека чрезвычайно актуальна, нравственные чувства — это продукт целой системы семейного и общественного воспитания.
Что такое нравственность?
Первобытная нравственность, по-видимому, зародилась, когда человек начал понимать, что выжить в дикой природе легче, если установить в обществе правила взаимопомощи: помоги другому и не вреди ему. Смысловое обогащение этого понятия происходило по мере усложнения правил коллективного бытия и развития чувств, эмоций человека. Он осознанно стал согласовывать свои действия с нормами своего племени, поскольку собственное благополучие напрямую зависело от благополучия коллективного сосуществования.
Мораль и нравственность — синонимы, обозначающие некий кодекс, систему принятых правил, норм поведения по отношению к другим членам общества и к самому обществу. Нравственные чувства — это основа нравственного поведения человека.
Моральная зрелость — это…
Нравственное воспитание невозможно без формирования в каждом человеке знания моральных идеалов, норм и правил, потребности следовать им во всех обстоятельствах.
Результатом такого воспитания является развитие высоких нравственных чувств человека (долга, совести, стыда, чести, достоинства, сострадания, милосердия, терпимости и т. д.) и таких качеств личности, как ответственность (за себя, за других, за общее дело), смелость, патриотизм, принципиальность и др.
Внутренние нравственно-этические чувства непременно выражаются во внешней культуре поведения человека, в его уважении к другим людям, в готовности подчиняться общественным требованиям и контролю. Они не позволят личности избрать порицаемые обществом способы достижения жизненных целей.
Суть нравственной зрелости человека выражается в его критичном отношении к себе и умении управлять собственным поведением по общепринятым нормам. Такой человек видит собственные недостатки и готов к самовоспитанию.
Патриотизм как нравственное чувство
Любовь к Отечеству начинается с любви к родителям, к своей семье, к собственному дому, селу, городу. По мере взросления у человека появляются такие высокие нравственно-патриотические чувства, как гордость за своих земляков, за историю своей страны, уважение к ее символике, готовность беззаветно трудиться на общее благо, готовность к защите и самопожертвованию во имя национальной свободы.
Воспитание патриотизма подразумевает уважение к законам страны и их безусловное исполнение, толерантность по отношению к традициям и обычаям, вере людей других национальностей.
Нравственные чувства человека — это своего рода внутренний двигатель, побуждающий его к активному действию. С другой стороны, они могут заставить его прекратить деятельность, противоречащую общественным этическим нормам.
Нравственное самовоспитание
Воспитание человека происходит путем внешнего, стороннего влияния на его личность (семья, школа, трудовой коллектив). Вершиной формирования нравственных чувств личности является появление у нее внутреннего осознания необходимости заниматься самосовершенствованием, то есть самовоспитанием.
Цель самовоспитания — формирование в себе наилучших привычек, стремлений, качеств и избавление от отрицательных. Для этого необходимо развить в себе привычку к самоанализу, самостоятельной оценке не только собственных поступков, но и их внутренних мотивов. Важно, чтобы самоанализ основывался на эталонных представлениях о морали и праве.
Правильная этическая оценка своих действий и их мотивов толкает человека на признание своих ошибочных поступков, на поиск путей их исправления и восстановления его авторитета в мнении окружающих.
Поводов к размышлениям о качествах собственной личности множество, поскольку нравственные чувства — это обширное поле для философских размышлений и порой требуют сиюминутного разрешения. По сути, то, что поставит он во главу угла — собственный интерес или интерес другой личности, общества - это один из показателей уровня воспитанности человека.
Семья, образовательные учреждения, общественные организации выполняют заказ государства на воспитание личности с определенными нравственными качествами.
В семейном воспитании используются в основном такие методы:
- личный пример родителей,
- объяснения,
- примеры из жизни, кино и литературы,
- анализ, объяснения чувств и поступков детей и других лиц,
- поощрение, стимулирование добрых чувств и поступков,
- требования,
- наказания.
Нравственные чувства — это состояние души, они скрыты от глаз посторонних. Родители должны стимулировать детскую непосредственность в их выражении, поощрять доверительные душевные беседы, в процессе которых происходит как формирование, так и коррекция чувств растущего человека. Правильный семейный уклад также служит этой цели.
Детский сад и школа — преемники семейного воспитания. Программы формирования нравственно-этических чувств у детей включают в себя и коллективные, и индивидуальные формы взаимодействия с воспитанниками. В учебной и внеучебной деятельности, в трудовой, в специально организованных контактах с ветеранами войны и труда, военнослужащими, представителями различных видов искусства происходит обмен не только жизненным, но и чувственным опытом взрослых с детьми.
Наряду с традиционными методами педагоги используют военно-патриотические игры, посещения мест боевой и трудовой славы, волонтерские акции, чествования детей и взрослых, проявивших в критических ситуациях наилучшие нравственные качества.
Непременными условиями успешного применения методов формирования нравственно-патриотических чувств и поведения детей и подростков являются неукоснительное следование нормам общественной морали со стороны взрослых, справедливость поощрений и наказаний. На уважительном отношении к личности воспитанника должны применяться такие методы, как убеждение, внушение, упражнения в нравственных поступках, коррекция нежелательного поведения через формирование нравственных чувств и переживания.
Нравственная регуляция и нравственные чувства | О воспитании нравственных чувств
В научной литературе нравственность определяется как специфическая форма регуляции человеческого поведения. «Нравственность регулирует человеческое поведение и сознание человека в той или иной мере во всех без исключения сферах общественной жизни — в труде, в быту, в политике, в семейных, личных и внутри-групповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, связанных со спецификой деятельности, внутригрупповых связей и профессиональных критериев компетентности, принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определенные общественные устои, общий строй жизни и формы общения… в самой общей форме… В силу обобщенности своих принципов нравственность отражает более глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, выражает его существенные потребности».
Явления, относящиеся к сфере нравственного, отражают многообразие психической жизни человека. Человека как субъекта нравственности характеризуют установки, или отношение к другим людям; переживания л поступки, в которых воплощаются эти установки; мотивы, потребности, побуждающие его поведение; ценности, которым он руководствуется в жизни; свойства его личности; особенности нравственных понятий, представлений, воззрений и языка, на котором он их выражает.
Нравственная деятельность советских людей направлена на утверждение гуманистического принципа «все во имя человека, все для блага человека».
Блага — это внешние и внутренние условия, способствующие самореализации и самораскрытию человека. Такими внешними благами могут выступать возможности получения образования (школы, институты), объекты культуры (библиотеки, театры, кино, лектории, издательства) и т. п. Человек, посвятивший свою жизнь формированию сознания людей, их духовному и культурному обогащению, их профессиональному самоопределению, вносит вклад в их продвижение к счастью.
Внутренние блага, без которых невозможно счастье человека, — это его здоровье, богатство духовного мира, целостная, устойчивая личность, активное, оптимистическое отношение к жизни. Деятельность людей, обеспечивающая телесное и психическое здоровье человека, гармоническое развитие его личности, нравственна по своей природе.
Понятие счастья характеризует не просто удовлетворенность человека своей жизнью, положением дел, отношениями и т. д. Счастье — состояние, максимально приближающее человека к реализации его идеалов. «Счастье — переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением».
Нравственное поведение человека, его отношения, переживания, побуждения оцениваются в категориях добра и зла, в зависимости от того, в какой степени они способствуют благу и счастью людей, утверждают человека как ценность.
Ценности — это значения объектов, которые в результате их усвоения человеком приобретают для него положительный смысл. Система ценностей человека не всегда имеет общественную направленность. Для одного человека ценностью является труд, творчество, для другого — праздность, для одного — деятельность, для другого — созерцание.
Главное содержание нравственности, по мысли Канта, — утверждение человека как цели. Отношению к человеку как к цели соответствует гуманистическая концепция жизни: благо человека — то, к чему должен стремиться каждый, усовершенствуя жизнь, социальные институты, создавая красоту. Ценность человека утверждается не только во всеобщем благе, но и в благе и счастье каждого.
Гуманистической концепции противостоит другая, эгоцентрическая модель: высшая ценность для себя — я сам, а другие мне даны для того, чтобы с их помощью я достигал своих целей независимо от того, хотят они этого или нет. Очевидно, что прагматическое отношение человека к другому безнравственно и приобретает характер цинического мировоззрения, когда оно осознанно и аргументированно. Не менее опасна позиция «другой как средство», когда эта позиция не осознается человеком, но тем не менее направляет его поведение. Если человек пытается скрыть от самого себя свои подлинные отношения и побуждения, то те же поступки и им самим и окружающими воспринимаются как искренняя привязанность, вовсе не будучи таковыми на самом деле. Замаскированная прагматика эксплуатирует чувства человека, подрывает веру в людей.
Основу нравственной регуляции составляют нравственные нормы. Это правила, направленные на поддержание целостности человеческого общежития, регулирующие поведение человека по отношению к людям: нельзя красть, нельзя лгать, нужно трудиться, помогать, защищать, не обижать. Кроме нравственных норм, существует широкий реестр предписаний и запретов: ритуалы, этикет, обычаи, групповые и прочие нормы, имеющие свою специфику в зависимости от сферы действия. Регуляция общественной жизни людей с помощью нравственных норм на разных этапах развития общества носит название морали. Моральные нормы и предписания классового общества специфичны для каждого класса: говорят о буржуазной морали, о морали пролетариата.
В результате усвоения норм у личности формируется система нравственной мотивации, или нравственных побуждений.
Нравственные мотивы могут быть непроизвольными и произвольными. В первом случае человек действует нравственно непосредственно, на уровне привычки, а во втором — поступает обдуманно, по намерению.
Нравственная зрелость предполагает гармоническое единство произвольной и непроизвольной мотивации. Нравственно зрелый человек способен осознавать и реализовать свои непосредственные побуждения, а его представления о долге не противоречат его нравственным привычкам.
У одних людей преобладает произвольная, а у других — непроизвольная нравственная мотивация. Одни поступают по долгу, а другие в соответствии с нравственными привычками.
У одних и тех же людей в различных случаях может преобладать то непроизвольная, то произвольная нравственная мотивация. В одном случае человек бросается на помощь не раздумывая, а в другом — взвешивает за и против, если это чревато для него отрицательными последствиями.
Непроизвольно действующие нравственные мотивы функционируют в поведении людей двояко: человек поступает альтруистически либо из потребности следовать прочно усвоенной нравственной норме, либо из непосредственной потребности в благе другого. Например, когда ситуация требует помочь кому-то, один помогает потому, что так предписывает норма и он не может поступить иначе, а другой — потому, что видит, что его помощь необходима. Он тоже не может поступить иначе. Как правило, люди, которые ведут себя человечно только в соответствии с предписанием норм, в критических случаях проявляют себя эгоцентрически.
Сам по себе нравственный поступок еще не говорит о его мотивах. Человек иной раз поступает нравственно, порядочно, человечно не потому, что таковы его потребности или привычки. Он может поступить так потому, что хочет получить одобрение окружающих, или боится их осуждения, или хочет сам быть доволен собой. Истинные побуждения нравственных поступков непросто понять не только со стороны. Люди и сами порой не осознают, что ими движет. Если за нравственным по форме поведением лежит эгоцентрический мотив, то по сути такое поведение не является нравственным.
В течение жизни человек не раз оказывается в ситуации, когда обстоятельства предписывают ему выбор нравственной позиции, или он сталкивается с противоречием в самом себе. Ему приходится выбирать между эгоцентрическим побуждением и нравственной нормой (желанием выгородить себя и невозможностью солгать), между разными нравственными нормами (невозможностью солгать и необходимостью защитить другого), между общественно одобряемой и групповой нормой (желанием поддержать товарища, которого бойкотирует группа, и мнением группы) и т. д.
Осознанное решение ситуации нравственного выбора возможно в том случае, когда нравственные нормы прочно усвоены и пережиты человеком, устойчиво направляют его поведение и осмыслены им как нравственные принципы и убеждения. Готовность решать ситуацию нравственного выбора и нести ответственность за свое решение развивается на определенном этапе нравственной зрелости.
Человек, достигший нравственной зрелости, самостоятельно, без внешнего контроля определяет свое поведение. Он находится на таком уровне развития личности, который предполагает активное отношение к жизни, к другим людям и к самому себе. К. Маркс говорил, что «мораль зиждется на автономии человеческого духа».
«Автономия духа» тождественна развитому самосознанию человека, способного к нравственной рефлексии. Под нравственной рефлексией имеется в виду умение осмысливать свои побуждения, предвидеть последствия своих поступков и для других людей и для себя, умение определять отдаленные и ближайшие цели и соотносить их с имеющимися средствами. Нравственная рефлексия формируется на основе складывающихся в процессе нравственной деятельности убеждений и принципов и в свою очередь способствует их дальнейшему оформлению в единую систему.
Среди нравственных явлений выделяются нравственные чувства как эмоциональная сторона нравственной деятельности человека. Такие нравственные принципы и убеждения, как человечность, оптимизм, патриотизм, укореняются в сознании не только в рациональной, но н в эмоциональной форме, относятся не только к мировоззрению, но и к мироощущению человека. Точно так же нравственные нормы, оценки, идеалы, понятия справедливости, добра и зла, имеющие рациональное содержание, усваиваются человеком и в чувственной форме. Все то, что составляет содержание нравственного самосознания человека, — долг, совесть, ответственность, достоинство — также проявляется в переживаниях человека.
Руководствуясь нравственными чувствами, человек реагирует на ситуацию непосредственно, на их основе действует непроизвольно, актуализируя обобщенный прошлый опыт нравственного взаимодействия с людьми.
Отношение человека к людям и самому себе находит, воплощение в его переживаниях. К нравственным чувствам можно отнести такие переживания человека по отношению к другому, как сочувствие, сорадование, сострадание. Сочувствуя другому, человек содействует его благу, утверждает его человеческую ценность.
Развитие нравственных чувств не противоречит развитию нравственной рефлексии, так же как и глубокий ум не отрицает сильных чувств. Неспособность рассуждать в сфере нравственного так же дефектна, как и неспособность чувствовать. Человек только тогда полностью реализуется в Нравственной деятельности, когда он готов и к продуктивной нравственной рефлексии, и к действенному соучастию в переживаниях других людей.
- ← Введение
- Эмпатические переживания и их природа →
Понимание общества: моральные эмоции
Почему люди поступают нравственно? Почему люди действуют альтруистично, сдерживают свои обещания или действуют справедливо? Иногда считают, что часть ответа заключается в том, что у людей есть «моральные эмоции», и эти эмоции играют ключевую роль в совершении моральных действий.
Что такое моральная эмоция? Я уверен, что найдутся специалисты, которые предложат разные определения этого понятия; но я предполагаю, что моральная эмоция — это чувство или аффект, реагирующий на ситуацию других живых существ. Симпатия, сострадание, юмор, привязанность и уважение — все это примеры моральных эмоций; но таковы же антипатия, соперничество, зависть и расовая неприязнь. Этот перечень показывает, что то, что я называю «моральными эмоциями», не обязательно является «моральным» — получение удовольствия от страданий других морально непривлекательно, но попадает в категорию чувств, которые реагируют на ситуацию другого.
Существует родственная категория эмоций, которую философы иногда называют «когнитивными эмоциями». Это чувства, которые зависят от наличия определенных убеждений. Чувство благодарности — это познавательная эмоция; не имеет смысла приписывать это психическое состояние кому-то, не приписывая также этому человеку некоторый набор фактических убеждений о том, что произошло, в свете которых чувство благодарности имеет смысл. (Эндрю Ортони, Джеральд Клор и Аллан Коллинз проводят теоретическое обсуждение этой темы в книге «Когнитивная структура эмоций».)
Эти две категории не полностью совпадают. Есть моральные эмоции, которые имеют познавательную основу. Но есть и моральные эмоции, не имеющие когнитивной основы, например эмоциональная реакция большинства людей на улыбающегося младенца. А есть когнитивные эмоции, не имеющие социального компонента, например страх перед болезнью.
Понятно, что нормальные люди испытывают подобные эмоции и чувства. Как мы должны учитывать их в нашей теории действия? Как эмоции влияют на поведение? Некоторые эмоции, по-видимому, обладают непосредственной каузальной способностью создавать предрасположенность к определенным видам действий (предрасположенность, которая, тем не менее, может быть подавлена высшими функциями самоконтроля). Злой человек склонен набрасываться на других. Человек, испытывающий сочувствие, расположен к оказанию помощи людям, оказавшимся в непосредственной нужде.
Это короткий шаг от признания факта такого рода эмоций до вопроса, есть ли для них эволюционная основа. Были ли социальные эмоции, такие как сочувствие, психологическими способностями, которые давали репродуктивное преимущество ранним приматам? Создали ли эти эмоции возможность форм сотрудничества, позволивших приматам и первобытным людям добиться большего успеха в своей среде, чем это было бы возможно в противном случае? Это тема, которую Аллан Гиббард исследует в книге «Мудрый выбор, правильные чувства: теория нормативного суждения».
Некоторые философы действия (например, Дэвид Юм) хотели понимать эмоции как первичные или даже единственные мотивирующие силы, которые управляют действиями, а разум служит только для того, чтобы позволить действующему лицу приспособить действие к обстоятельствам.
Некоторые философы считают, что нравственные эмоции являются необходимым компонентом нравственно порожденного поведения. Эти эмоции отвлекают человека от его/ее особых интересов и обеспечивают основу для действий, касающихся других. Считается, что моральные эмоции обеспечивают движущую силу, лежащую в основе альтруизма, доброжелательности и сочувствия. Считается, что без этих эмоций актера не тронут нужды и заботы других. Наиболее примечательным исключением из этого направления мысли является предложение Тома Нагеля в «Возможности альтруизма», где он утверждает, что когнитивный акт признания реальности других людей достаточен для порождения альтруистического поведения.
Эти идеи еще раз подчеркивают точку зрения, сделанную в предыдущих сообщениях: теория действия должна быть сложной и должна учитывать несколько способов, которыми сознание управляет поведением. Кажется очевидным, что у нас еще нет теории действия, которая учитывала бы нюансы мышления и поведения. Привычка, эмоция, характер, правила и обдумывание — все это играет роль в создании действий, но у нас пока нет хороших моделей того, как они работают вместе.
Вот диаграмма, предложенная Ортони, Клор и Коллинз, чтобы помочь классифицировать эмоции (19).
(Довольно много более ранних сообщений имеют отношение к этой теме. Поиск соответствующих ключевых слов, включая альтруизм, чувства, взаимность и сотрудничество, приведет к некоторым из этих дискуссий.)
Мораль из чувств | Деловая этика
Следующим пунктом в списке были «чувства». Кажется, это был бы популярный ответ, если бы вы спросили многих людей, откуда, по их мнению, берется мораль.
Моральная теория, основанная на этом взгляде, называется сентиментализмом. Это называется так, потому что согласно этой моральной теории мораль исходит из ваших чувств (или чувств). Большинству сентименталистов нравится быть немного более конкретным в отношении чувств, которые они используют для определения моральной правильности и неправильности, потому что сказать, что какое-то действие «заставляет меня чувствовать себя плохо», было бы слишком расплывчато. Как правило, сентименталисты говорят, что особое настроение имеет значение
Шотландский философ Дэвид Юм представил эту идею, указав, что всякий раз, когда вы находите действие морально хорошим (Юм использует термин «добродетельный») или морально плохим (Юм использует термин «порочный»), суждение исходит изнутри вас, не от самого действия. Он говорит, что моральные суждения подобны цветам или звукам. Это восприятия (чувства) внутри наблюдателя.
Совершить любое действие, которое может быть порочным: например, преднамеренное убийство. Исследуй его со всех сторон и посмотри, сможешь ли ты найти тот факт или реальное существование, которое ты называешь пороком. Как ни бери, найдешь только известные страсти, мотивы, воления и мысли. Другого факта в деле нет. Порок полностью ускользает от вас, пока вы рассматриваете объект. Вы никогда не сможете найти его, пока не превратите свое отражение в свою собственную грудь и не обнаружите в себе чувство неодобрения по отношению к этому поступку. Вот на самом деле; но это объект чувства, а не разума. Оно заключается в вас самих, а не в объекте. Так что, когда вы объявляете какой-либо поступок или характер порочным, вы не имеете в виду ничего, кроме того, что по конституции вашей природы вы испытываете чувство или чувство вины от созерцания этого. Следовательно, порок и добродетель можно сравнить со звуками, цветами, теплом и холодом, которые, согласно современной философии, являются не качествами объектов, а восприятиями в уме. И это открытие в морали, как и другое в физике, есть рассматриваться как значительный прогресс спекулятивных наук; хотя, как и это, это также мало или совсем не влияет на практику.
Ничто не может быть более реальным или беспокоить нас больше, чем наши собственные чувства удовольствия и беспокойства; и если они благоприятны для добродетели и неблагоприятны для порока, то больше ничего не требуется для регулирования нашего поведения и поведения[1].
Сентиментализм использует эти восприятия, или чувства, или похвалу и порицание, чтобы определить, что морально допустимо, а что недопустимо. Если вы рассматриваете какое-либо действие, например, пожертвование денег на благотворительность, вы можете испытывать чувство одобрения (Юм сказал бы «похвала») по этому поводу, тогда действие допустимо. Если вы обдумываете другое действие, например кражу конфеты у ребенка, и испытываете по этому поводу чувство неодобрения (Юм сказал бы «винить»), то действие недопустимо. Если вы обдумываете еще одно действие, например спасение маленького ребенка от утопления в мелком бассейне (настолько мелком, что нет опасности утонуть), и вы испытываете чувство неодобрения по поводу , а не , то это обязательно.
Таким образом, для сентименталистов все, что необходимо, — это рассмотреть рассматриваемое действие и подумать о том, одобряете ли вы его совершение (допустимо), не одобряете ли вы его выполнение (недопустимо) или не одобряете его несовершение (обязательно). Таким образом, сентименталисты могут определять моральную правильность или неправильность действий, используя свои чувства.
Конечно, с сентиментальностью связана одна вопиющая проблема. Что, если кто-то не испытывает того чувства, которого мы ожидаем? Что, если они не одобряют идею украсть конфету у ребенка? Что, если они прекрасно относятся к пыткам и убийствам и не имеют никаких проблем с тем, чтобы позволить детям тонуть в неглубоких лужах? Что, если они просто не думают об этих вещах? Сентиментальный человек не может просто сказать: «Все в порядке, если у вас нет проблем с убийством людей, тогда вперед». Мы, вероятно, сказали бы, что этот человек — социопат, но это не решает проблему сентиментальных людей. Если вы хотите сказать, что нравственность исходит из чувств, то вы должны принуждать всех к одному стандарту. В любом случае, вы можете не одобрять или не одобрять что-то в менее крайних случаях в зависимости от вашего настроения, а моральная теория, зависящая от вашего настроения, не кажется очень хорошей системой.
Итак, сентименталисты придумали решение. Они говорят, что дело не в том, вы на самом деле испытываете чувство одобрения или неодобрения, а в том, заслуживает ли действие этого чувства. «Заслуги» означает что-то вроде «заслуживает». Итак, если действие заслуживает неодобрения, то и чувствовать неодобрение уместно. Например, убийство вызывает у чувство неодобрения. Даже если вы не чувствуете неодобрения, это было бы уместно, поскольку убийство заслуживает неодобрения. Таким образом, сентименталисты теперь могут сказать, что любые действия, заслуживающие чувства неодобрения, недопустимы, любые действия, заслуживающие чувства одобрения, допустимы, а любые действия, заслуживающие чувства неодобрения за бездействие, являются обязательными. Часто сентименталисты употребляют термины «хвалебность» (что заслуживает похвалы) и «порицаемость» (что заслуживает порицания).