Нравственные качества человека примеры: Нравственные качества личности – что такое, список примеров кратко

Содержание

Нравственные качества ребенка и их значение для развития личности

В чем проблема? Сегодня воспитание нравственных качеств ребенка является одной из важнейших задач. К сожалению, у родителей не хватает знаний, а зачастую и времени, педагогам недостает желания. И в результате многие представители современного поколения нередко проявляют себя не самым лучшим образом – им просто не объяснили, что такое нравственный человек, не научили им быть.

Что важно? Несомненно, основную роль в становлении нравственности играет семья, ведь ребенок не рождается личностью, а становится таковой в процессе воспитания. Но тем не менее образовательные учреждения – как дошкольные, так и школа – играют в этом процессе значимую роль. Каким образом педагоги могут участвовать в формировании нравственных качеств детей?

Оглавление:

  1. Что такое нравственность
  2. Почему важно воспитывать в детях нравственность
  3. Качества, формируемые в рамках нравственного воспитания
  4. Процессы формирования нравственных качеств ребенка

Что такое нравственность

В настоящее время проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения стоят как никогда остро. В современном обществе утрачивается значение традиций и межпоколенных связей, размывается единая система моральных ценностей, и извечный конфликт отцов и детей доходит до полного непонимания сторонами позиций друг друга.

Чтобы сгладить эти противоречия, необходимо обеспечивать нравственное воспитание личности, причем эта задача ложится не только на образовательные учреждения и профессиональных педагогов, но, прежде всего, на родителей.

Нравственные устои начинают формироваться в самом раннем детстве, а в дальнейшем они наполняются содержанием и принимают законченный вид. Ребенку нужно вовремя объяснить что такое хорошо и что такое плохо, и если последующее воздействие со стороны семьи, школы, СМИ продолжит убеждать его в незыблемости основ морали, то формирование личности будет протекать целенаправленно и приведет к нужному результату.

Чтобы воспитывать в детях нравственные качества, допустимы разные методы, но наиболее эффективным средством является совместная деятельность со взрослыми, и последние сами должны служить положительным примером.

Воспитание нравственных качеств у ребенка предполагает выработку положительного или отрицательного отношения к чертам характера, поведению человека в конкретной ситуации. Это происходит не сразу, а на протяжении длительного времени, причем необходимо, чтобы ребенок научился формулировать собственное мнение и использовал свой личный опыт, когда от него требуется нравственная оценка происходящего.

Близкими по значению к нравственности являются такие понятия, как мораль, этика, духовность. Между ними действительно немало общего, однако есть и некоторые отличия. Скажем, духовность включает в себя идеалы, систему ценностей индивидуума, жизненные цели и устремления, и она ориентирована именно на внутреннее сознание; нравственность же призвана регулировать нормы поведения в человеческом обществе, и она определяет то, как человек ведет себя по отношению к окружающим.

Наиболее полно с нравственностью совпадает мораль как совокупность принятых в обществе представлений и поведенческих норм, но и здесь возможны несоответствия, поскольку мораль имеет более формализованный характер, и выполнение ее правил предписывается силой общественного одобрения или осуждения.

Поэтому имеет смысл более точно определить содержание нравственности как набора внутренних правил и ценностей, определяющих поведение человека в обществе. Чаще всего в роли основополагающих признаков нравственности выступают такие идеи, как справедливость, доброта, сострадание, ответственность, хотя в различных социальных группах могут быть разные представления о том, что нравственно, а что – нет.

В современной педагогике нет единого определения понятия «нравственное воспитание», но бесспорно, что, помимо других направлений (физическое, трудовое, духовное), существует и нравственное воспитание, нацеленное на развитие соответствующих личностных качеств.

Не следует думать, что воспитание заканчивается со вступлением в пору совершеннолетия. В действительности оно продолжается всю жизнь, и в этом процессе участвуют различные агенты – семья, школа, церковь, средства массовой информации и пр.

Воспитание предполагает намного более важную роль наставника, чем, например, образование. Если компьютерная программа способна научить чему-либо новому, то воспитание невозможно без человеческого общения и совместной деятельности. Духовно-нравственные качества формируются в результате целенаправленного взаимодействия педагога и воспитанника.

Почему важно воспитывать в детях нравственность

Сейчас нередки суждения, что современному человеку нравственность не нужна и что она, ограничивая личную свободу, способна выступать помехой в достижении целей. Однако нормальное функционирование общества невозможно без нравственных норм, которые служат регулятором социальных отношений.

Нравственность выполняет следующие функции:

  1. Регулирование поведения в обществе. В процессе взаимодействия людям необходимо договариваться, для чего требуется учитывать интересы друг друга. Наличие разделяемых всеми членами общества норм и правил позволяет эффективно решать масштабные проблемы, делает жизнь более комфортной, обеспечивает защиту и гуманное отношение к слабым и менее защищенным людям.
  2. Оценка поведения – своего и других людей. Нравственные нормы образуют своеобразную систему координат, с помощью которой можно судить, насколько соответствуют понятиям добра и зла поступки, как наши собственные, так и окружающих. Оперируя оценочными критериями, привязанными к общественным взаимоотношениям, легче разобраться в социальной действительности.
  3. Мотивация человека на следование определенным типам поведения. Имея перед глазами примеры, получающие положительную либо отрицательную общественную оценку, подавляющее большинство людей избирают действия, которые заслуживают одобрение со стороны окружающих.
  4. Поддержание коммуникации. Каждый человек нуждается в комфортной среде общения – это делает жизнь приятнее и позволяет рассчитывать на взаимопонимание и помощь окружающих. Но, в свою очередь, и индивидуум, желающий установить и закрепить социальные контакты, должен проявлять позитивный настрой к собеседникам.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда от нас требуется сделать выбор с опорой на нравственные нормы. К примеру, следует ли помочь пожилому человеку? Можно ли воспользоваться чужой вещью? Как поступить с мусором на улице, если рядом нет урны? Как ответить на критическое замечание, если оно обоснованно? Нужно учить малышей находить выход из подобных ситуаций, развивать социально-нравственные качества у детей.

Качества, формируемые в рамках нравственного воспитания

Нужно учитывать, что оценка личностных черт всегда имеет относительный характер – с точки зрения принципов морали в конкретном обществе, и на протяжении истории человечества эти нормы менялись. Рассмотрим, на что должно быть нацелено формирование нравственных качеств ребенка в наше время.

Ответственность

Применительно к нравственному воспитанию ответственность можно определить как понимание последствий собственного поведения – поступков или, наоборот, бездействия. Ответственность предполагает признание общественных норм и осознание индивидуумом своих обязанностей.

Кроме того, ответственность требует наличия определенной доли самостоятельности – очевидно, что с человека, ею не обладающего, сложно спрашивать за его действия. Самостоятельность начинает формироваться у детей с трех лет – значит, только с этого возраста можно поднимать вопрос о воспитании ответственности.

Наиболее эффективный способ – установление определенных штрафных санкций за поступки, нарушающие нравственные нормы. При этом следует соотносить тяжесть проступка с наказанием и ни в коем случае не посягать на удовлетворение основных потребностей – лишать ребенка еды или прогулки. Ограничения должны касаться мелких удовольствий типа сладостей или просмотра мультфильмов.

Особое внимание необходимо уделять пресечению попыток обмана, поскольку в дошкольном возрасте многие дети начинают лгать. Не нужно за это их сильно наказывать, но они должны понять, что даже за свои слова человек несет ответственность.

Патриотизм

Патриотизм – это не только любовь к Родине, к своей стране, в действительности это более многогранное понятие, которое включает в себя и любовь к семье, к родному городу, краю, чувство национального достоинства, гордость за своих сограждан и т.

 д.

Столь же разнообразны и функции патриотического воспитания, которое напрямую связано с другими сферами – трудовым, эстетическим и физическим воспитанием. Чтобы появилось осознанное чувство любви, привязанности, нужно вырабатывать познавательный интерес к истории своей земли, традициям и демонстрировать ребенку, частью какого сообщества (семьи, нации, страны) он является.

Гуманизм

С точки зрения воспитания нравственных качеств личности ребенка гуманизм следует понимать, как формирование человеколюбия, уважительного отношения к окружающим, заботы о тех, кто нуждается в помощи. Важно научить ребенка сопереживать – чтобы он приобрел способность ставить себя на место других людей, учитывать их интересы.

Выбор средств воспитания гуманизма разнообразен – можно использовать как внешние примеры, взятые из художественной литературы, фильмов или исторического прошлого, так и разбирать поступки ребенка в конкретных ситуациях, устраивать с ним дидактические игры, которые обогащали бы его личный опыт.

Дисциплинированность

Это понятие имеет несколько аспектов – от самодисциплины до соблюдения установленных норм поведения. Самое главное, что должен уяснить ребенок, – наличие в общественных отношениях разнообразных правил, как писаных, так и неписаных, которые следует исполнять.

Причем лучше делать упор не на страх наказания, а на позитивные последствия достойного поведения – обретение таким образом поддержки со стороны окружающих, получение любви и уважения в ответ на дисциплинированное следование общепринятым нормам.

Чувство коллективизма

В современном мире двоякое отношение к этому понятию, и нередко на первый план выдвигается ценность индивидуальных прав и свобод, а не коллективные интересы. Однако нормальная жизнедеятельность человека невозможна без его включенности в общество.

Уже в дошкольном возрасте дети учатся общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, и чувство коллективизма быстрее всего вырабатывается в процессе совместной деятельности, когда становятся ощутимы выгоды сотрудничества с другими людьми.

Если ребенок научится контролировать свои эмоции и желания, будет готов прийти на помощь близкому, то в последующем он сумеет вписаться в любой коллектив.

Уважительное отношение к старшим

Это качество взаимосвязано с гуманизмом, патриотизмом и другими нравственными ценностями, и во многом является их фундаментом. Начинать всегда нужно с малого и самого доступного – уважительное обращение к старшим, оказание им посильной помощи. Пусть первыми объектами этой заботы станут бабушки и дедушки ребенка, а затем он научится переносить это особое отношение на всех представителей старшего поколения.

Бережное отношение к живому миру

Во многом можно воспринимать это как проявление ответственности – в данном случае к природе. Следует научить малыша видеть самоценность в животных и растениях, а также мотивировать его заботиться о представителях живой природы. Примером в этом должны быть старшие – прежде всего, учителя и родители.

Процессы формирования нравственных качеств ребенка

Целенаправленное воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста актуально в силу как минимум двух факторов. С одной стороны, ребенок не рождается нравственным или безнравственным, а становится таковым по мере становления личности, обретения собственной шкалы моральных ценностей.

С другой же – чтобы приобрести требуемый нравственный опыт, детям нужна помощь взрослых – родителей, педагогов. Тем самым можно воздействовать на формирование личностных качеств, побуждая ребенка поступать нравственно и предостерегая его от безнравственных поступков.

Без нравственной составляющей процесс развития личности будет ущербным, даже если остальные стороны (интеллектуальная и физическая) сформировались.

Нравственное развитие включает в себя следующие процессы:

Формирование нравственного сознания

Это очень длительный и сложный процесс, протекающий внутри нашего сознания. Первый его этап приходится на дошкольный возраст: формирование духовно-нравственных качеств детей начинается с получения общих представлений об обществе, человеческих взаимоотношениях и моральных ценностях.

Формирование навыков и привычек поведения

Данный процесс легче контролировать, поскольку он имеет внешнее выражение в виде соблюдения ребенком предписанных норм, скажем поведение в детском саду или на улице.

К тому же подобные навыки поддаются тренировке и проверке. Однако следует предостеречь от увлечения лишь механическим воспроизведением предлагаемых правил: важно, чтобы ребенок понял их значение, ценность, и тогда следование им будет исходить из его внутренних убеждений, а не навязанных извне запретов и принуждений.

Скажем, формируя положительные привычки, необходимо демонстрировать, чем они полезны.

Формирование устойчивых убеждений

Любой человек нуждается в идейных убеждениях, которые служили бы ему жизненным ориентиром, помогали разбираться в происходящем. Твердыми убеждения становятся лишь тогда, когда они проверяются опытом и обретают для человека практическое значение.

Соответственно, мало ребенку что-либо объяснить: нужно, чтобы он это прочувствовал и оценил на личном опыте. Поэтому желательно создавать условия, в которых дети могли бы проверить свои взгляды, убедиться в их правильности.

Если это произойдет, то убеждения обретут силу мотиватора поведения. Признание ценности нравственных идей, готовность следовать им – все это закладывается именно в детском возрасте.

Формирование внутреннего идеала

Полноценное существования человеческой личности невозможно и без идеалов, которые выступают в роли целей высшего порядка. Нужно, чтобы у ребенка были нравственные образцы.

Поначалу, с учетом особенностей развития детского сознания, в данном качестве могут выступать личности, воплощающие в себе желаемые моральные качества, а в дальнейшем это трансформируется в абстрактные понятия типа верности, честности, гуманизма и т. д., и путь приближения к ним обретет характер самосовершенствования.

Формирование нравственных чувств

Внимания требует и эмоциональная сфера, поскольку опора на чувства повышает эффективность воспитания. В дошкольном возрасте на ребенка легче воздействовать через эмоции, чем через рациональные суждения.

Разумеется, нужно принимать во внимание специфику детской психики и действовать продуманно и осторожно, чтобы вызвать нужный эмоциональный отклик. Сложность состоит и в том, что чувство не может появиться на пустом месте: скажем, если поставить перед ребенком задачу – проявить сочувствие к своему товарищу или книжному герою, то едва ли оно будет искренним. Значит, встает задача – создать соответствующую обстановку, атмосферу, которая спровоцировала бы возникновение чувств.

К примеру, рассказ о красотах природы родного края в стенах школы будет не столь действенен, как организация экскурсии за город, в ходе которой дети воочию увидят прелести лесного или прибрежного уголка природы, сделают фотографии, соберут гербарий и т. п. В данном случае яркая эмоциональная реакция оставит более глубокий след в сознании ребенка.

Подобные интересные и насыщенные событиями мероприятия способствуют формированию высоких нравственных чувств: любовь к Родине, гуманизм, чувство долга и ответственности и пр.

В целом нравственное воспитание, начинаясь с раннего детства, сопровождает нас всю жизнь, и даже в зрелом возрасте человек может менять свои взгляды и убеждения. Впрочем, ключевое значение имеет все же детская пора: именно здесь формируются основные понятия, закладывается отношение к моральным ценностям общества, происходит усвоение норм поведения. Поэтому важно не упустить это время, иначе в дальнейшем повлиять на взрослеющую личность будет сложнее.

Педагоги и родители должны координировать свои усилия по воспитанию, что даст максимальный эффект и обеспечит появление необходимых нравственных качеств у ребенка.

Рейтинг: 5

( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Морально-нравственные качества человека: их формирование и примеры

Любое общество выработало определенные моральные нормы. Они нигде не закреплены на законодательном уровне, а передаются из уст в уста или через специальную литературу. За нежелание следовать за моральными нормами не полагается никаких санкций. Максимум, на что может нарваться тот, кто их не выполнил, – на общественное порицание.

Добрый ребенок

Не стоит слепо следовать за чужим мнением. Развитые моральные качества являются основой взаимодействия с людьми и достижения успеха. Поэтому тренировать их важно как взрослому, так и детям.

Трудолюбие

Морально-нравственные качества бывают разными. Одно из них – это трудолюбие. Человек, который не отлынивает от работы, всегда имеет вес в глазах общества. Какая же должна быть работа? Это неважно. Каждый индивид должен трудиться в меру своих возможностей и способностей. Если он может зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, значит, он должен работать инженером, программистом и т. д. Если человек не получил специального образования, он всегда может устроиться водителем, диспетчером, строителем и т. д.

Воспитание трудолюбия должно начинаться в детстве. Некоторые родители оберегают детей. Они не заставляют своих чад трудиться и аргументируют это тем, что у ребенка должно быть нормальное детство. Но ведь если не приучать детей к труду, из них вырастут лентяи. Подростки с 14 лет уже могут идти на работу. Причем часто это практикуется в семьях с хорошим достатком. Таким образом родители приучают своих чад к работе. Трудолюбие – это привычка, и если ее нет, человеку придется очень трудно в жизни. Чтобы не прослыть лентяем, нужно работать не только на основной работе, но и дома. А также следует по мере необходимости помогать друзьям и родственникам.

Уважение

Заложение основ морально-нравственных качеств происходит в детстве. Именно родители должны объяснить ребенку, что такое уважение к старшим. Дети могут стесняться и бояться взрослых, но это чувство страха следует искоренять. Подменяйте его уважением. Ребенок должен понимать разницу между собой, бабушкой и дедушкой. Пожилые люди обладают меньшей энергией и меньшим количеством сил. По этой причине им нужно помогать носить тяжелые сумки и уступать место в общественном транспорте. Но вежливость – это не только то, что человек выставляет напоказ в форме поведения. Уважение проявляется в отношении к старшему поколению. Ребенок, а затем и взрослый человек, должен уважать не только тех кто старше, но и тех кто моложе. Разговор на «вы» со всеми незнакомыми людьми – это дань уважения к персоне. Не стоит пренебрегать простыми правилами приличия, чтобы не прослыть невежливым человеком.

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.
Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Честность

За отсутствие морально-нравственные качества вас осудят окружающие и, как следствие, могут перестать с вами общаться. Чтобы этого не допустить, нужно быть со всеми предельно откровенным. Естественно, следует дозировать свою откровенность в рамках приличия. Человек должен быть честным. Врать – это плохо, но почему-то люди об этом забывают. Сегодня вранье можно встретить на каждом шагу, поэтому многие люди считают, что это нормально. Нужно стараться быть выше этого. Некоторые персоны стараются быть честными, поэтому предпочитают не врать, а недоговаривать. Считается ли такая форма поведения враньем? Считается. Представьте, что вы на суде. Вас допрашивают по какому-то вопросу, а вы утаиваете часть важной информации. В этой ситуации это кажется недопустимым. А почему же в жизни вы думаете по-другому? Откровенность облегчает людям жизнь. Им не приходится запоминать все вранье, которое они сочиняют, и это помогает держать лицо перед родными и близкими, а также незнакомыми людьми.

Скромность

В наш век интернета каждый человек мечтает прославиться. Для этого люди пытаются выставить напоказ свои таланты или же милую внешность. Но почему тогда в детском саду ребятам до сих пор преподают уроки вежливости? По той причине, что человек должен быть хорошо развит и уметь отличать плохое от хорошего. Скромность – это та черта характера, которая придает человеку загадочность. Если человек не выставляет себя напоказ, с ним интересней разговаривать. Люди, которые пытаются пустить пыль в глаза, выглядят слишком ненатурально. Скромность украшает. Она помогает людям добиваться успеха. Это качество особенно актуально сегодня. Благодаря скромности человек может удачно выделяться на фоне своего окружения. Люди, которые ведут себя слишком откровенно и чрезмерно раскрепощенно, почему-то поощряются нашим обществом. Стоит отметить ту простую истину, что именно благодаря таким личностям люди с каждым годом деградируют все быстрей.

Основные моральные качества

Качества мужчины — плохие и хорошие черты характера, что воспитывать в себе

Деление качеств на хорошие и плохие является лишь условным. Одна и та же характеристика считается полезной или вредной в зависимости от ситуации. Например, рассудительность может перерастать в нерешительность. Бесконфликтность может перерастать в слабохарактерность. Экономность может казаться скупостью. Гордость перерастает в гордыню. В любом случае есть ряд качеств, считающиеся положительными или отрицательными.

Положительные черты характера

Положительным считается качество, которое помогает человеку жить и приносит пользу людям. Такими высокими, достойными с духовной точки зрения характеристиками считаются:

  1. Решительность. Способность производить резкие перемены в жизни, с готовностью принимая возможные последствия.
  2. Смелость. Качество, с которым человек может делать что-то, несмотря на страх.
  3. Сила воли. Способность противостоять сиюминутным соблазнам в пользу благополучного будущего.
  4. Щедрость. Когда человек легко расстается со своими ресурсами на пользу другому. Хотя щедрость обычно ассоциируется с деньгами, могут быть и другие ресурсы, например, время. Порой последнее ценится близкими даже больше. В общем щедрым можно быть в широком и узком смысле.
  5. Целеустремленность. Особенно позитивным это качество считается, когда человек и его ближайшее окружение стремятся к одинаковым результатам. Тогда он становится лидером, благодаря ему, все члены группы начинают жить лучше. Если целеустремленность сосредоточена исключительно на целях самого человека, она может быть деструктивной, поскольку не учитывает интересов других людей.
  6. Порядочность, честность. Сюда относится отсутствие желания что-то скрывать от своих близких людей, открытость перед ними.
  7. Эмпатичность. Способность чувствовать эмоции другого человека и действовать согласно им.

Все эти позитивные качества могут сыграть злую шутку, как с самим человеком, так и с другими людьми. Поэтому важно сохранять гибкость и адаптироваться под ситуацию.

Негативные качества

По аналогии с позитивными качествами негативными считаются те черты личности, которые вредят ей и окружающим. Многие из них – противоположность положительных сторон: транжирство, нерешительность, черствость, лживость и другие. Вот еще некоторые негативные качества:

  1. Неадекватный карьеризм. Тот случай, когда чрезмерная целеустремленность оказывает негативное воздействие на других людей.
  2. Агрессивность. Когда человек не умеет грамотно перенаправлять негативные эмоции, нанося ущерб окружающим.
  3. Безответственность – бездумное совершение поступков, имеющее заведомо негативные последствия.
  4. Паразитирование – когда человек берет ресурсы другого лица, не давая ничего взамен.
  5. Взяточничество.

Самокритичность

Урок вежливости в детском саду и в школе должен начинаться с рассказа преподавателей о критике. Маленьким детям она встречается нечасто, но чем старше становится человек, тем чаще он сталкивается с критическим мнением. Мало кто умеет нормально воспринимать осуждающее мнение о себе или же, о своей работе. Но нужно иметь в виду, что каждый окружающий вас человек имеет право на свободу слова. По этой причине люди могут критиковать все, что видят. Каждый индивид с детства должен стать самокритичен. Зачем? Чтобы научиться отличать полезную критику от злословья. Иногда окружающие не хотят обидеть вас или же предмет вашего творчества. Они хотят помочь и высказывают свое мнение, которое может оказаться компетентным. По этой причине его нужно выслушать и взять на заметку. А негативное высказывание, которое не поддержано никакими аргументами, следует научиться пропускать мимо ушей. А главное — нужно научиться не отвечать на злословие и не мстить в ответ. Каждый человек должен уяснить простую истину, с людской завистью бороться невозможно. Завистливая персона – это несчастная личность, которая нуждается в сострадании и любви.

Совестливость

Морально-нравственные качества человека вырабатывались издревле. Без них люди не смогли бы существовать в одном обществе. Одно из таких качеств – это совесть. Человек может жить без нее, но в этом случае ему придется очень тяжело. Муки совести, которые знакомы каждой взрослой личности, похожи на внутреннего цензора, который говорит о том, что человек идет неправильной дорогой или же делает нехороший поступок. Без этого внутреннего компаса сбиться с благородного пути очень легко. Поэтому нужно развивать в ребенке это чувство с детства. Как? Если ребенок поступает нехорошо или некрасиво, его нужно не только отругать, но и укорить, обратившись к совести. Поступая так каждый раз, родители поселяют в маленьком человеке цензора, который будет всю жизнь направлять индивида на верный путь.

Смелость

Что люди всегда ценили друг в друге? Смелость. Но почему тогда сегодня это качество присуще не каждому? Смелость и трусость ходят рука об руку. Несмотря на то что люди стали выставлять свою жизнь напоказ, они стали более трусливыми. Они боятся не только того, чего действительно нужно бояться, но и даже каких-то пустяков вроде того как спросить у продавца в супермаркете, где лежит нужный товар. Почему так происходит? Смелость и трусость – это те качества, которые вырабатываются в детстве. Вырабатываются они ребенком самостоятельно. Родители могут наставлять свое чадо, но ходить в сад или в школе они вместо него не будут. Поэтому маленькому человечку приходится самостоятельно решать проблемы, а порой это не всегда удается. И если не выходит раз за разом, человек становится трусливым и боится вступить в спор или в драку. Такая персона не может защитить ни своих, ни чужих интересов. Как живется трусливым людям? Сложно.

Способы развития морально-нравственных качеств

В основе развития любой позитивной характеристики лежит выработка соответствующих привычек. Проще всего начать с одного доброго дела в день, пусть даже маленького. Через некоторое время это войдет в привычку, помогать людям человек начнет на автомате.

Можно себя поощрять за волевые победы. Например, если получилось не проявить негативное качество, можно себя похвалить и сделать добро.

Итак, морально-этические качества – это характеристики личности, которые можно описать через понятия добра и зла. В разных ситуациях одни и те же качества могут проявляться по-разному, но есть определенный набор характеристик, которые люди считают преимущественно положительными или отрицательными.

Сострадание

Морально-нравственные качества личности формируются в детстве. Сострадание – одно из них. В отличие от многих других, сострадание требуется человеку нечасто. Но именно о его наличию можно судить о том, насколько добрый или открытый человек рядом с вами. Получить искреннее сочувствие в нашем мире – это большая редкость. Человек плохо умеет сопереживать чужому горю. Люди с каждым годом становятся все эгоистичнее, они отдаляются друг от друга и думают, что горе всегда будет обходить их дом стороной. Но несчастье и счастье – это два близких друга. Поэтому рано или поздно и то и другое посетит человека. Как пережить сложную ситуацию? Позвать сострадательных друзей. Когда человек рассказывает о том, что его тревожит и угнетает, происходит внутреннее очищение. Но оно происходит только в том случае, если повествующий видит в глазах собеседника искреннее сострадание.

Список положительных характеристик и достоинств человека

Он может быть таким же огромным, как и перечисление противоположных свойств. Ознакомление с основными пунктами поможет понять, что ценится среди окружающих или что указать о себе в резюме. Давайте разберемся.

Аккуратность

Это склонность к порядку. Она замечается в опрятности, в заботливости к вещам, тщательности в действиях. Такое качество более присуще женскому полу, поэтому мужчинам нужно приложить немного усилий, чтобы развить его в себе.

Бережливость

Это забота в отношении благ независимо от того, кому они принадлежат. Здесь речь идет не только об имуществе или других материальных предметах, но и душевном состоянии, человеческой энергии.

Бескорыстие

Хорошая сторона человека, обозначающая отсутствие стремлений получать выгоду от своих поступков. Искренней личности не так важна «нажива». Она помогает другим и не требует ничего взамен.

Вежливость

Уважение к окружающим, проявляемое даже в ситуациях, не предполагающих учтивости. К слову, такое качество сильно раздражает плохих индивидов. Ведь они хотят вывести на конфликт, а вежливый собеседник выстраивает барьер, отсекающий возможность ссоры.

Верность

Свойство, означающее преданность не только близким, но и своим взглядам и принципам. Это важный пункт в связи мужчины и женщины, ведь между ними нередко возникает такое отрицательного чувство, как ревность. Характеристика указывает на постоянство и надежность, а значит повышает доверие к избраннику.

Воспитанность

Правильное поведение в обществе, хорошие манеры. Такой человек вежлив со всеми, независимо от их социального положения. Он уважает природу, чужое имущество, социум. За него не будет стыдно.

Дисциплинированность

Такой индивид умеет соблюдать требования и придерживаться определенного распорядка. Он знает, как грамотно распорядиться собственным временем, чтобы успевать сделать все дела.

Доброта

Без этого свойства список положительных человеческих качеств был бы неполным. Оно проявляется в ласке и заботе к людям, отзывчивости, желании оказать помощь и прийти на выручку в трудных ситуациях, не думая о выгоде. Это очень ценная черта, зачастую вызывающая ответные действия.

Дружелюбие

Такая личность стремится к приятному общению, в ее поведении проявляется открытость и участливость. Благодаря доброжелательности можно легко завести огромное количество новых знакомств.

Коммуникабельность

Умение устанавливать контакт и входить в любую компанию и коллектив. Это полезная черта в жизненной области, будь то работа или различные мероприятия. Такой человек вряд ли останется один, ведь он может найти общий язык с любым.

Ответственность

Те, кто не боится брать на себя обязательства, проявляют самостоятельность и зрелость. Это отсутствие страха перед серьезными решениями и оценкой их последствий, а также умение отвечать за то, что поручено совершить. Так, муж ответственен за семью, мама – за ребенка, работники – за поставленные задачи.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Отзывчивость

Готовность прийти на выручку в трудной жизненной ситуации, откликнуться на просьбу без корысти. Преимущество черты в том, что личность проявляет свою доброту, улучшает собственное самоощущение и заслуживает одобрение окружающих.

Пунктуальность

Время – ценный ресурс. И те, кто включает в свой список такое положительное качество личности, бесспорно, уникальны. Данная характеристика относится к исключению опозданий, соответствие требованиям и выполнение всех договоренностей.

Решимость

Это навык осуществлять задуманные планы, не бояться сложных решений, не поддаваясь тревоге и опасениям. Индивид умеет откинуть все сомнения перед серьезным шагом и проявить силу воли. Свойство тесно перекликается с крепостью духа и смелостью.

Самокритичность

Человек не считает свои взгляды и мнения единственно верными, адекватно оценивает собственные возможности и способности, а также трезво относится к чужому мировоззрению. Однако следует придерживаться «золотой середины». Ведь чрезмерное чувство указывает на пониженную самооценку.

Скромность

Отсутствие желания ставить себя выше остальных. Согласитесь, что гораздо приятнее общаться с успешными людьми, которые не хвастаются достоинствами на каждом углу, а придерживаются тактичного поведения в обществе. Однако такое свойство имеет место быть не только из уважения к другим, но и из-за стеснительности.

Смелость

Есть поговорка, что смелый ничего не боится. Это не совсем так. Полнейшее отсутствие страха – это безрассудство либо признак психического расстройства. Примером описываемого качества человека является способность действовать, не поддаваясь волнению и опасениям. Ведь пожарные тоже могут пугаться огня, однако выполняют свой профессиональный долг.

Справедливость

Чувство беспристрастности. В основании характеристики лежит четкое понимание добра и зла. Справедливые люди придерживаются законов вознаграждения за хорошие поступки и наказания за плохие. Исключая субъективность, они оценивают события согласно развитым внутри принципам морали и нравственности. Ведь обладать этим свойством можно только при наличии объективности.

Толерантность

Есть те, кто приписывает этот пункт к группе отрицательных исходя из личных предубеждений. Однако терпимость к окружающим исключает возможность делить их по этносам, вероисповеданию, нациям или ориентации. Такая личность не ставит под сомнение чужую точку зрения и не позволяет себе грубо относиться к другим. В нашем мире это очень ценное умение.

Трудолюбие

Отсутствие лени и позитивное отношение к работе. Это не только готовность отдать свое время и энергию для труда, но и делать это, получая удовольствие от процесса. Ведь тот, кто пытается избежать обязанностей или выполняет задачи плохо и без интереса – головная боль целого коллектива.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Уважение к другим

Это признание чужого мнения и взглядов. Проявление почтения указывает на то, что человек принимает личность во всех. На службе это свойство обязательно, так как оно обеспечивает дисциплину и развивает субординацию.

Уверенность

Положительная оценка собственных способностей, решимость и возможность управлять собой в двусмысленных ситуациях. Уверенный индивид без страха выступает на публике, точно знает себе цену и умеет сдерживаться в конфликтах.

Упорство

Умение идти прямо к цели и достигать ее любой ценой. Такое свойство присуще тем, кто не боится трудностей и преград, не пасует перед неудачами. Настойчивость для осуществления планов указывает на твердый стержень и непоколебимость характера. Такие личности достигают больших высот благодаря лишь собственным усилиям.

Честность

Исключение обмана к себе и окружающим. Она говорит о надежности, воспитанности и порядочности. С таким другом не стоит опасаться предательства, ведь он всегда уважает всех и считает, что лучше сказать правду, даже если она не будет приятна собеседнику.

Чувство собственного достоинства

Высокое качество, присущее человеку, умеющему оценить свои возможности, понимающему свою значимость и ценность в обществе, а также обладающий самоуважением. Он вряд ли сможет решиться на ложь или плохой поступок, держит себя в руках при любом конфликте. Для него на первом месте стоит не мнение других, а оценка своих действий.

Юмор

Восприятие любого события, с комической точки зрения. Еще важнее – находить подобную сторону во всем. С таким индивидом намного легче общаться, да и жить становится проще. Такая черта – явный признак душевного равновесия. Сюда же можно отнести самоиронию – умение принимать в себе даже недостатки и смело говорить о них.

Терпеливость

Способность оставаться спокойным в конфликтной ситуации, храбро переносить несчастья и другие страдания, воздержание от агрессии. Настоящее терпение предполагает тактичность и внутреннюю стойкость. Это проявление разума, так как сохраняя хладнокровие, легко можно справиться с проблемой.

Эмпатия

Характеристика, проявляющаяся в навыках понимать психоэмоциональное состояние других, выражать сочувствие и сопереживание, проникать во внутренний мир. Это свойство сильной личности, умеющей ощутить остроту чужих опасений и переживания. Но важно не отвернуться от близкого, а настроиться на его эмоциональную волну, выслушать и поддержать.

Нравственность

Это «фундамент» человечности в любом обществе. Нравственный индивидуум следует определенным духовным принципам: совесть, долг, честь, справедливость и прочее. Это истинное достоинство людей, вызывающих всеми своими поступками уважение и любовь. Аспекты, которым придерживается индивид, находятся в нем самом и проступают в его взглядах на жизнь.

Искренность

Умение показывать настоящие чувства, проявлять чистоту действий и не стесняться этого. Это намерение действовать без лжи и обмана, эгоистических признаков. Такой собеседник способен слушать и слышать товарища, открыто воспринимает новую информацию, точно излагает мысли. В совокупности со сдержанностью, воспитанностью и деликатностью составляет высокие качества любой сильной личности.

Рассудительность

Интеллектуальное свойство, навыки пользования умом и жизненным опытом при анализе последствий, событий и поступков, а также получение при этом соответствующих выводов. Рассудительный индивид трезво оценивает происходящее, понимает суть явлений и здраво о них рассуждает.

Целеустремленность

Это активное устремление на достижение установленной цели и получение хорошего результата. Такой индивидуум знает, чего он хочет и за что старается бороться. Ясность ума помогает ему проанализировать ситуацию и идти вперед, невзирая на преграды. Также характеристика означает присутствие определенных убеждений, от которых не отступают ни при каких обстоятельствах.

Оптимизм

Эта черта отлично впишется в графе «Мои положительные качества». Оптимистичный человек считает, что окружающий мир, несмотря на его недостатки, все равно является лучшим. Он находит положительные стороны во всем, умеет видеть в жизни только хорошие ее грани, верит в успех и благополучие. Такая личность имеет глубокое доверие к другим, акцентирует внимание исключительно на благоприятных моментах, но при этом не старается закрыть глаза на трудности.

Жизнерадостность

Это всегда бодрый настрой, умение видеть огромные радости даже в малом. Жизнерадостному индивиду не нужно много денег, больших домов и дорогих машин. Он с улыбкой встречает новый день и полностью уверен, что сегодня случится нечто хорошее. Ведь он осознает всю ценность своего существования и воспринимает это как высшее благо.

Бескорыстие

Как отличить хорошего человека от плохого? Посмотрите на его жизненные ценности. Если вы попросите друга помочь, а он попросит от вас за это какую-то плату, значит, человек рядом с вами недостойный. Нужно окружить себя бескорыстными людьми. Такие персоны не предадут вас никогда. Они смогут оставаться рядом и в печали, и в радости. А вот те индивиды, которые находятся рядом только тогда, когда у вас все хорошо – это ложные друзья.

Формирование морально-нравственных качеств начинается в детстве. Как нужно воспитывать бескорыстного человека? Мама и папа должны просить помогать свое чадо просто так. Многие родители обещают своим детям конфеты или иные бонусы за то, что ребята помогут по дому или же погуляют с собакой. Такой подход к воспитанию закладывает базу в детском сердце для формирования корысти.

Правила нравственности

Существует множество правил, которые характеризуют нравственность, и мы следуем им, практически не замечая того. Действуя на уровне подсознания, человек несет в мир свое настроение, достижения, победы и многое другое. Такие формулировки очень плотно воплощают то, что значит нравственность, во всех ее воплощениях. Отношения в мире должны брать за основу взаимность, для комфортного существования.

Принимая данные условия, человек может научиться быть добрее, общительнее и отзывчивее, а общество, состоящее из таких людей будет подобно идеалу. Некоторые страны добиваются такого положения, и у них значительно снижается количество преступлений, детские дома закрываются за ненадобностью и так далее. Помимо золотого правила, можно учитывать и другие, такие как:

  • искренние разговоры;
  • обращение по имени;
  • уважение;
  • внимание;
  • улыбка;
  • добродушие.

Как звучит «золотое» правило нравственности?

Основой мира и культуры является золотое правило нравственности, которое звучит как: поступай с людьми так, как хотел бы, что бы поступали с тобой или, не делай другому то, чего не хочешь получить себе. К сожалению, не у всех получается следовать этому, и от этого растет число преступлений и агрессии в обществе. Правило подсказывает людям как вести себя в любых ситуациях, стоит лишь задать себе вопрос, как бы ты хотел? Самое главное, что решение проблемы не диктует социум, а сам человек.

Любовь к родине

Человек должен уважать то место, в котором он родился. Понятно, что поговорка: «где родился там и пригодился» сегодня больше не актуальна. Но все же патриотизм – это то чувство, которое должно быть заложено в душу человека. Люди, которые любят свою родину, будут стараться работать на ее благо. Благодаря этому Россия будет развиваться и богатеть. Как следствие, люди будут получать свои дивиденды за любовь и труд. Конечно, любить нужно с умом. Для того чтобы гражданам было не стыдно за объект своего обожания, он должен быть достоин любви. Любить что-то убогое из сострадания тоже можно, но все же такая любовь недостойна уважения. Патриотизм должен присутствовать в душе человека так же как и совесть или доброта. Об этом нельзя забывать, ведь дети – это будущие нашей страны, и именно на них взрослые возлагают свои надежды.

Важность моральных ценностей для характера

Перейти к основному содержанию

Один из ключевых факторов, отличающих характер от личности, называется моральными ценностями или принципами . Моральные ценности четко отделяют правильное от неправильного и являются основой характера, потому что они определяют то, как люди думают и ведут себя. В целом моральные принципы считаются универсальными, потому что люди со всего мира согласны с ними и поддерживают их. Например, право собственности является общепризнанной моральной ценностью. Люди во всем мире считают свое имущество важным и ценным. Они оберегают и оберегают свое имущество от порчи и кражи. Когда мы уважаем чужое имущество, прося разрешения прикоснуться к нему, использовать его или одолжить, мы делаем аморальный или правильный выбор. Кража, вандализм и уничтожение имущества являются аморальными или неправильными действиями. Даже кратковременное использование чужого предмета без предварительного запроса может привести к конфликту.

Три основные категории нравственности:
  1.   Поведение и отношение ко всей жизни: Нравственные принципы в отношении жизни людей означают признание и принятие того, что жизнь ценна и что все люди, независимо от этнической принадлежности, религии или пола имеют право жить и работать в безопасности и иметь возможность внести свой вклад в жизнь общества.
  2. Поведение и отношение к имуществу и имуществу: Каждый имеет право владеть своим имуществом, не опасаясь его кражи, актов вандализма или уничтожения.
  3. Поведение и отношение к окружающей среде: Все люди обязаны заботиться о ближайшем окружении и окружающем нас мире.

Наличие морали — важный способ определить ваш характер. Моральные ценности устанавливают границы, которые помогают человеку демонстрировать соответствующее поведение по отношению к себе и другим. Другими словами, когда у человека есть моральные ценности, он/она пытается различать правильное и неправильное и делать выбор с уважением и вниманием ко всей жизни и окружающей среде. Это приводит к более мирным отношениям с другими.

Наш характер представляет собой сочетание моральных ценностей, которым нас учили, а также ценностей, включающих трудовую этику, образование, хобби и так далее. В дополнение к ценностям ваше взаимодействие с другими людьми и их влияние также помогли сформировать и сформировать ваш характер, сделав вас тем, кем вы являетесь сегодня.

 

Оставайтесь с нами: для следующего поста
» Положительная сторона характера »
     Краткий обзор:
Ваш характер состоит из множества различных качеств. Они называются черт характера . Черты характера могут быть как положительными, так и отрицательными в зависимости от ваших ценностей, того, чему вас учили, вашего выбора и вашего опыта.
 

Другие также смотрели

Исследуйте темы

характеров, черт характера и добродетелей | Моральный характер: эмпирическая теория

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМоральный характер: эмпирическая теорияМоральная философияФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМоральный характер: эмпирическая теорияМоральная философияФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Миллер, Кристиан, «Характеристика, черты характера и добродетели», Моральный характер: эмпирическая теория (

Oxford

, 2013; онлайн-издание, Oxford Academic, 23 мая 2013 г. ), https://doi.org/10.1093/ acprof:oso/9780199674350.003.0001, по состоянию на 8 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМоральный характер: эмпирическая теорияМоральная философияФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМоральный характер: эмпирическая теорияМоральная философияФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе проводится предварительная концептуальная работа, чтобы прояснить, как будут использоваться такие термины, как «черты характера», «предрасположенности» и «добродетели». Что наиболее важно, эта глава призвана прояснить концептуально эту область и показать, что мы можем осмыслить идею о том, что существуют черты характера, которые не являются ни добродетелями, ни пороками. Затем это подготовит почву для последующих глав, в которых утверждается, что это именно те черты, которыми на самом деле обладает большинство из нас.

Ключевые слова: склонности, черты характера, добродетель, местные черты, постоянство

Субъект

Моральная философия Философия разума

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Институциональный доступ

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти с помощью личного кабинета

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий