Нужно ли рожать детей: «Еще успеем». В чем плюсы и минусы отложенного материнства?

Содержание

Часики больше не тикают: есть ли правильный ответ на вопрос «когда рожать»

«Когда рожать?» — это, наверное, самый частый вопрос, который слышит каждая женщина в России. В новом выпуске подкаста «Тише! Мама работает» обсуждаем, почему на женщин до сих пор влияют стереотипы о том, что в первую очередь она должна реализоваться как мать и только потом — в карьере

Подкаст «Тише! Мама работает» посвящен материнству и тому, что значит быть матерью в эпоху гендерного равенства. В каждом выпуске главный редактор Forbes Woman Юлия Варшавская обсуждает с экспертами вопросы, волнующие каждую современную женщину, которая одновременно строит карьеру и воспитывает детей. Гости шестого эпизода — международный специалист по корпоративным коммуникациям, глава попечительского совета Global Women in PR Russia Ольга Подойницына, управляющий партнер Kontakt InterSearch Russia  Марина Тарнопольская, заместитель главного редактора Forbes Анастасия Карпова, практикующий психотерапевт, руководитель лондонского центра психотерапевтической помощи для говорящих на русском языке Clever Psychology и создатель клуба поддержки для женщин Wonder Woman Юлия Морозова. Forbes Woman выбрал главные цитаты из разговора, а послушать выпуск можно здесь и на любых удобных площадках.

Когда все-таки нужно рожать?

Юлия Варшавская: Я родила сына в 22 года и выглядела абсолютным ребенком. Когда мы приезжали в европейские страны, меня на пляже обычно спрашивали: «А вы няня, да?» Никому в голову не могло прийти, что настолько юная девушка может быть уже мамой, потому что это не вписывается в европейскую традицию. Тогда я впервые задумалась, что если бы мне не говорили, что пора уже и рожать, я могла бы выбрать иной путь.

Ольга Подойницына: Мне в жизни не приходило в голову, что для этого есть возрастные ограничения. Я реалист и прагматик, поэтому я отлично знала, почему и когда я рожаю детей. Но в роддоме, причем это был образцовый роддом Москвы, я услышала про девушку, которая была рядом со мной, что она «старородящая».

Ей было 28 лет на тот момент. Когда спустя полтора года я рожала второго ребенка в 26 лет уже в лучшей клинике Берлина, я поняла, что я совсем не старородящая. 

Марина Тарнопольская: Я слушаю коллег и думаю, а почему так получилось, что я родила в 40 лет? Мой процесс развития пришелся на пресловутую перестройку, и сперва в моей голове, как девушки приличной, поступившей в институт, была четкая программа: я окончу вуз, выйду замуж, рожу ребенка и буду заниматься воспитанием детей. Но потом вокруг нас стали происходить интересные события, и меня этот процесс настолько затянул, что мы с мужем как-то даже не планировали детей. Появилось слишком много всего увлекательного: новые бизнесы, новые направления, новые профессии, новые встречи. Потом открылась возможность путешествовать, нам хотелось увидеть, как выглядит другой мир. И я не могу сказать, что я карьеристка, и я не рожала, потому что работа была важнее. Мне просто кажется, что жизнь прекрасна, увлекательна и интересна, и ты задумываешься о рождении ребенка, когда многие интересные вещи у тебя уже произошли, ты хочешь стать участником еще и этой интересной истории.

 Я нисколько не жалею, что родила в 40, наоборот, мне кажется, что я сейчас могу дать ребенку намного больше. Я за то, чтобы получать от жизни максимум удовольствий и быть в свободном полете, в кайфе, делать то, что тебе хочется, а не то, что принято у нас в обществе. 

Анастасия Карпова: Я согласна с Мариной, что все должно быть в кайф, и, наверное, этому принципу в основном и следую. Мама родила меня в 25 лет и все время говорила, что она очень старая мама. То есть я выросла с ощущением, что женщина, рожающая в 25 лет, уже старая. Все детство мне казалось, что я не хочу быть такой, а значит, обязательно должна рано родить. Все сложилось иначе. Я поступила в университет в Москве, и меня тоже затянуло. Мне было очень интересно строить карьеру. Естественно, мне говорили, что нужно устраивать личную жизнь, обязательно надо рожать детей, про часики мне напоминали. Но больше всего меня обижало обесценивание моих достижений, того, что я своим трудом достигала очень много лет.

В регионах считается: когда ты родила, ты — супермолодец, а когда ты строишь карьеру, значит, ты либо не можешь родить, либо у тебя не складывается личная жизнь (мужчины нет и замуж никто не зовет). Мне очень помогло то, что в 17 лет я уехала в Москву и мое окружение стало совершенно другим. Сейчас мне 32 года, я замужем два месяца, и мы с мужем не планируем детей в ближайшее время.

Материал по теме

Почему мамы настойчиво просят внуков? 

Юлия Морозова: Давайте не забывать, что раньше продолжительность жизни была меньше, и наши мамы и бабушки относятся к тому поколению, когда в 50–60 лет продуктивная жизнь заканчивалась. Им важно передать свой опыт, жизненные ценности, и им важно, чтобы их дочь или внучка были реализованы, а реализация женщины в течение многих лет заключалась именно материнстве.

Сейчас ценности поменялись: продолжительность жизни увеличилась, появилась возможность получать образование, изменились экономические факторы, женщина может или не рожать детей, и все будет нормально, или родить их попозже.

В поколении наших родителей это нужно было делать пораньше, чтобы потом строить карьеру. Например, когда моя бабушка родила мою маму, декретный отпуск длился месяц или полтора, а дальше детей обычно отдавали в ясли. У мамы и ребенка просто не было возможности сформировать ту самую привязанность, о которой сегодня так много говорят, поэтому в итоге бабушки компостируют мозги нам по поводу внуков. Когда они были родителями, у них фактически не было проживания опыта материнства, и внуки становятся возможностью его получить. 

Почему в Европе и США позже рожают детей?

Ольга Подойницына: В США первые протесты против навязывания женщинам одной роли начались еще в 1960-е. Политики были вынуждены принять законы, разрешающие женщинам свободно планировать деторождение. Опять же с точки зрения поведенческой экономики в капиталистическом обществе у людей стало больше возможности жить для себя.

Не мораль продиктовала смену поведенческих привычек и социальных норм, а наоборот, когда люди экономически смогли себе это позволить, они стали выбирать себя. Кто-то делал карьеру, кто-то ее не делал, кто-то создавал семью, а кто-то не хотел. У нас же на тот момент в обществе ничего не менялось, были те же устои, те же один или два ребенка на семью. Мы позже получили доступ к большому количеству благ, и, соответственно, наши мораль и ценности стали меняться позже. Мы все еще на пути к тому, что надо перестраиваться и осознанно подходить к тому, чего ты сам хочешь от жизни. Ты можешь сам делать выбор, главное не впадать в крайности. 

Материал по теме

Юлия Морозова: Население России не очень задается вопросами финансовой безопасности, поэтому у нас мало информированности, что ребенок стоит сколько-то денег. Женщины не задумываются, что должны иметь возможность обеспечить себя, если останутся вдвоем с ребенком, а это довольно часто происходит в нашей стране. В Европе это происходит совсем по-другому, люди понимают, сколько денег стоит вырастить еще одного человека. И как только ребенок рождается, даже если это не узаконенный брак, гораздо больше шансов, что отец будет помогает материально. 

Марина Тарнопольская: В Европе на пляже я часто обращаю внимание на семьи, где родители явно старше меня, у них трое-четверо детей, а маленького еще кормят из соски. Мне кажется, в таком возрасте ты действительно можешь устать от бизнеса и карьеры, зато детям ты реально способен очень многое дать. Да, в нашем обществе еще к такому не привыкли, и моя дочь тоже иногда спрашивает, это бабушка с дедушкой или родители. Но, на мой взгляд, в зрелом родительстве есть много плюсов.

Юлия Морозова: Пока я готовилась к эфиру, я наткнулась на австралийское исследование про психологическую зрелость женщин и про то, насколько возраст влияет на их отношения с детьми. Выяснилось, что более взрослые мамы психологически больше готовы к тому, чтобы растить ребенка. Они более устойчивы, у них бывает меньше депрессивных эпизодов, потому что они скорее готовы отказаться от себя. Это очень важный момент в материнстве. Пока ты не родишь первого ребенка, ты не очень подозреваешь, что основная часть твоей жизни будет поставлена на паузу. Если ты молода, то у тебя просто нет запаса, который ты могла бы отдать. Чаще всего в 21–22 года женщина действительно еще сама ребенок, который пока очень хочет брать от жизни, от других людей. Бог с ней с карьерой, гораздо хуже, когда возникает ощущение того, что твоя жизнь закончилась, а впереди будут только дети, потому что после первого уже и второй. Мне, например, говорили: «А когда за третьим пойдешь?» Взрослые родители могут сделать более осознанный выбор в пользу ребенка и верно оценить ситуацию. 

Почему мы вымираем: женщины не хотят иметь детей или не от кого

03.2023 в 16:29 Общество Эксклюзив 4798

Поделиться

«Катастрофическое падение рождаемости в России — это уже данность нашего времени, — категорично заявил в интервью «МК» директор НИИ урологии и интервенционной радиологии имени Н.А. Лопаткина Минздрава РФ, д.м.н., профессор, член-корр РАН Олег Аполихин. — Население России за минувший год сократилось больше, чем на полмиллиона. Неуклонно растет и число разводов. Причем, почти половина расторгнувших узы — бездетные семьи».

Так в чем причины такого явления?

Фото: uroline.nmicr.ru

«Сегодня Россия теряет население стремительнее, чем в 1990-х»

— Олег Иванович, известно, что не только у нас, но и во многих европейских странах титульные нации все меньше рожают, идет сокращение коренного населения. В чем причина, на ваш взгляд? Ведь социальные условия в различных странах разные, а тенденция одна…

— Действительно, во многих странах мира сейчас идет спад рождаемости и, прежде всего, речь идет о так называемом развитом Западе (США, Европа). На мой взгляд, в первую очередь, это связано с коренным изменением ценностного ориентира людей. И лишь второй причиной можно назвать ухудшение экономического положения в европейских странах и в целом снижение жизненного уровня большой части населения. Усугубляют проблему общая социально-политическая нестабильность (инфляция, рост цен, забастовки, массовые беспорядки, теракты и т.д.), что вызывает у потенциальных и реальных родителей чувство неуверенности в будущем своих детей. А многие из них считают просто неразумным в этих условиях заводить детей или увеличивать семью.

Но я не случайно первопричиной этих тенденций назвал изменения в самом моральном коде человечества. Постепенно из нашей жизни уходят такие слова, как честь, верность, мужество, целомудрие, достоинство. В обществе перестают быть главными такие понятия для женщин, как хранить верность, иметь несколько детей, заниматься домом и семьей. А для мужчин — быть отцом, главой и опорой семьи.

— Все на потребу себе любимому?..

— Да, следование потребительским, эгоистическим интересам, насаждаемом в наше сознание: «Живи здесь и сейчас». Вот и оказались разрушенными нравственные представления о браке и семье. Супружеские отношения перестали восприниматься как проявление духовного единства и жертвенности, они переродились в эгоистическое удовлетворение материальных потребностей. Так что число детей в семье — это вопрос во многом не физиологии, а идеологии.

Не секрет, что в последние годы негативное влияние на демографическую ситуацию оказывает выходящая за всякие рамки здравого смысла пропаганда ЛГБТ, однополых браков, гендерной идентичности и прочих вредоносных идей и теорий. Всё это разрушает традиционное представление о браке, семье и препятствует её логичному развитию.

Еще одним последствием такой политики стало увеличение возраста родителей при рождении первого и последующих детей. Уменьшается и суммарный коэффициент рождаемости (СКР). И недалек день, когда в большинстве стран мира рождаемость упадет ниже уровня воспроизводства населения. В России максимальный СКР наблюдался в 2015 году и составил 1,777. Но в последние три года суммарный коэффициент рождаемости остается стабильно низким: на уровне 1,5. До критически низких значений он опустился в Смоленской области — до 1,13, Ленинградской — до 1,04, в Томской — до 1,25.

Справка «МК». По данным Росстата, в последнее десятилетие пик рождаемости пришелся на 2014 год — на свет появились почти 2 млн детей. С 2016-го началось движение вниз. В 2021-ом родились только 1,3 миллиона детей. В первом полугодии 2022 года рождаемость сократилась еще на 6,3%. Это наименьший показатель за последние 10 лет. По мнению экспертов, сегодня Россия теряет население стремительнее, чем в 1990-х.

— Печальная статистика. А есть ли возможность исправить ситуацию? Какие к этому нужно приложить усилия?

— Сегодня государством активно применяется множество мер: пособие по беременности и родам, материнский капитал и др.

— То есть, в основном это меры финансового характера. Деньги, конечно, решают, но не все…

— Финансовая поддержка семей с детьми крайне важна. Но, считаю, пока не в полной мере решенным вопрос доступности услуг по присмотру за маленькими детьми (ясли, квалифицированные няни и т.п.). Также востребованными могут быть детские сады или комнаты по месту работы матери. Такие проекты реализуются в ряде крупных компаний, чтобы мама могла прийти на работу, оставить ребенка под присмотром и спокойно заниматься делами. Но это единицы.

«Пора узаконить равные права отцов наравне с матерями»

— В эпоху пандемии ковида такие заболевания как пневмония, тромботические осложнения, постковидный синдром, полинейропатия и др. не были включены в диспансеризацию вообще, мы не знали о них. В настоящее время еще недостаточно изучено влияние Covid 19 на репродуктивное здоровье как мужчин, так и женщин. И эта ситуация требует дальнейшего наблюдения и изучения. Например, у лиц до 40 лет нужно оценивать их состояние с точки зрения репродуктивного здоровья.

— Вот отсюда, как говорится поподробнее. Сколько сегодня детей растет в неполных семьях? Сколько в России матерей-одиночек? Сколько сейчас в нашей стране одиноких взрослых мужчин? И как «стимулировать» отцов, нередко оставляющих своих детей в погоне за «молодыми юбками»?

— В России, по данным статистики за 2021 год, 65,8% детей живут с двумя родителями, 28,1% — только с матерью, 6,1% — с отцом. По сравнению с переписью 2010 года, семей с одним родителем стало больше. Доля одиноких отцов увеличилась почти в два раза — с 3,7 до 7,3%. А доля одиноких матерей — с 28,9 до 31,3%.

Общаясь с отцами, мы выявили одну глобальную причину, почему многие здоровые молодые люди опасаются создавать семьи и заводить детей. Большинство мужчин осведомлены, что равноправие отца и матери в семейном праве декларативны: практически всегда детей после развода оставляют с матерью, алименты назначаются «автоматически», даже если муж содержал и хочет далее содержать детей. Фактически роль отца сводится к бесправному «ресурсу». Стимулировать ответственное отцовство необходимо узакониванием равных прав отцов наравне с матерями. Чтобы отец имел равные права с женщиной при определении места жительства ребенка в случае развода и т.д.

— Какие меры вы бы отнесли к государственной зоне ответственности, а что люди могут сделать сами? Чем могло бы помочь врачебное сообщество?

— Большинство аналитиков считает, что государству пора изменить сам подход к решению проблем воспроизводства населения. Перенести акцент с репродуктивных потерь на репродуктивное здоровье, на создание семейно-направленной политики. Упреждать болезни, усиливать санитарно-просветительскую работу, а не только лечить запущенные патологии. Но сегодня приоритетно финансируется лечение болезней, а не их профилактика. И надо активнее бороться с распадом семьи. К решению этой межведомственной задачи должны подключиться не только Минздрав, но и другие министерства — экономики, финансов, образовании и науки.

«Возраст сексуального дебюта у девочек все ниже, а мамами становятся все старше»

— Олег Иванович, на некоторых российских телеканалах сейчас пропагандируются ранняя беременность, ранние сексуальные связи. Причем, без оценок: плохо это или хорошо. И в то же время говорят, что беременеть в 45 — это опасно, хотя сегодня очень многие женщины рожают после 40-45 лет. Так может сейчас девочки физиологически созревают раньше и готовы к более раннему материнству? Грозит ли это чем-то потомству и самим юным и возрастным мамам?

— По данным современных исследований, сейчас возраст сексуального дебюта для девочки, девушки составляет, как правило, 17-18 лет. В среднем. А есть немало случаев, когда в половые отношения вступают в 12 и даже в 10 лет. У молодого человека дебют случается в 16-17 лет. При этом возраст вступления в брак резко вырос: для женщины он в среднем составляет 24-26 лет, а для мужчины — 26-29 лет.

Получается, что 10 лет (и это только в среднем) молодые люди живут активной половой жизнью без цели создания семьи. Естественно, и разные инфекции получают все раньше. Часто к моменту так называемого репродуктивно направленного поведения, женщина родить самостоятельно уже не в состоянии. Исследование «Репродуктивное здоровье населения России» показало, что 77,4% женщин, которые идут сейчас в роды, уже имеют различные проблемы со здоровьем.

А оптимальное время для рождения первенца — 18-25 лет. Оно продиктовано физиологическими особенностями женщины. Через 5-8 лет после первой менструации репродуктивная система девушки достигает зрелости, а потом начинает стареть. По статистике, у «возрастных» мам чаще возникают патологии развития плода, выше риск выкидыша на ранних сроках, чаще возникает тяжелый токсикоз, патологии прикрепления плаценты и другие осложнения беременности. Да и «женские» заболевания, и другие болезни, которыми женщина обзаводится по мере взросления (заболевания почек, сердца, печени, суставов) тоже не способствуют удачно выношенной беременности и здоровью малыша. Так что беременность лучше не откладывать надолго.

***

— Для решения проблем национального здоровья необходимо также создать информационный телепортал, где молодым людям в популярной форме рассказывали бы о том, почему возникают те или иные заболевания. Что главная причина нездоровья — неправильный образ жизни человека, бездумное потребительское отношение к жизни и к собственному здоровью. Многие мужчины, да и женщины, действуют по принципу: живу, как хочу, но обеспечьте мне бесплатное лечение, если я заболею. Это привело к тому, что сегодня многие российские мужчины просто не способны зачать ребенка, а женщины родить.

Причин здесь немало, и они известны: курение, алкоголь, наркотики, несвоевременное и несбалансированное питание, гиподинамия. Многие загружены работой, эмоционально перегружены, что тоже ведет к серьезным заболеваниям, нервным срывам, депрессии. Все это ухудшает сперматогенез. Причиной мужского бесплодия могут быть и урологические заболевания, инфекции мочеполовой системы, которые, как правило, возникают из-за беспорядочного образа жизни. А для нормальной фертильности, качественного сперматогенеза необходим здоровый образ жизни, по-другому никак.

Есть и причины врожденного характера. Репродуктивный потенциал зависит от трех важных составляющих: от репродуктивного здоровья (порядка 10%), то есть возможности иметь детей, от репродуктивных потерь (порядка 20%), которые возникают вследствие болезней, непредвиденных обстоятельств и естественно от репродуктивного поведения (70%) — от желания иметь детей, — заключил эксперт.

Подписаться

Авторы:

Министерство здравоохранения СКР Россия США Калужская область

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • 4 июня – Троица, что можно, а что строго запрещено делать в большой православный праздник

    Фото 47733

    Псков
  • В батальоне «Крым» рассказали об использовании Украиной тактики НАТО

    30364

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • Жители Подмосковья выступили против благоустройства лесов

    16720

    Московская область

    Евгения Вокач

  • В Ярославской области на трассе М8 погиб известный шоумен

    Фото 13218

    Ярославль
  • В Ярославле скончался детский врач «скорой помощи»

    Фото 5714

    Ярославль
  • Ходжес заявил о готовности ВСУ убить и пленить всех россиян в Крыму

    4542

    Крым

    фото: crimea. mk.ru

В регионах:Ещё материалы

Должен ли я иметь детей? | Журнал STANFORD

В нынешних рассказах о взрослении есть мрачная ирония . В среднем взрослые, родившиеся после 1980 года, более образованы, чем наши родители, бабушки и дедушки. Тем не менее доля молодых людей, зарабатывающих сегодня больше денег, чем их родители в том же возрасте, за последние 40 лет снизилась. А домохозяйства миллениалов имеют более низкую медиану и средний собственный капитал, чем представители поколения X в их возрасте. Добавьте к этому здоровую дозу экзистенциального беспокойства, и многие из нас, переживающие «расцвет» репродуктивного возраста, могут задаться вопросом: должны ли мы иметь детей?

Никто не должен браться отвечать на этот вопрос за другого человека. И простая идея деторождения и родительства как выбора сама по себе является знаком привилегии. Тем не менее, многие будут бороться с возможностями и компромиссами отцовства. От их имени мы попросили пять экспертов в различных областях высказать свое мнение о детях, семье и будущем.

Подумайте о своей этике.

Проведите мысленный эксперимент: каким может быть качество жизни будущего ребенка? Каково вероятное влияние ребенка на других? Тодд Карху, доктор наук по философии из Стэнфордского семейного центра этики в обществе Маккой, говорит, что специалисты по этике должны начать с этого, когда будут размышлять о современном отцовстве.

Если это кажется невозможным для расчета, Карху признает, что мы никогда не можем полностью знать заранее, какой будет жизнь потенциального ребенка. Тем не менее, говорит он, мы редко остаемся в полной темноте, и «вероятности и величины различных возможных результатов имеют значение». Будет ли жизнь ребенка, оцененная в среднем, плохой или хорошей? Если плохо, то насколько? Если хорошо, то насколько хорошо?

Некоторые антинаталисты (буквально «против рождения») считают, что рожать детей неэтично, потому что в среднестатистической жизни (даже в развитой стране и при условии, что самые тяжелые невзгоды можно предотвратить) больше плохого, чем хорошего . Антинаталисты указывают на различные предубеждения, которые могут привести к тому, что люди будут переоценивать фактическое качество своей жизни. Например, со временем люди могут вспомнить свой положительный опыт лучше, чем он был на самом деле, и забыть, насколько плохим был их отрицательный опыт.

Карху, однако, никогда не убеждала эта антинаталистская аргументация. Во-первых, он сомневается, что большинство людей настолько предвзяты, чтобы неправильно оценивать, стоит ли вообще жить своей жизнью. Кроме того, многие из наших предубеждений могут отсутствовать, когда мы оцениваем качество жизни других людей, но, по словам Карху, мы склонны думать, что у большинства из тех, кто нас окружает, тоже есть жизнь, достойная жизни.

Другие могут согласиться с тем, что у детей, вероятно, есть жизнь, достойная того, чтобы жить, но придут к антинаталистскому заключению, подсчитав вред, который ребенок может причинить другим (от ресурсов, которые они используют, до, как можно предположить, количества часов, которые они могут потратить на жизнь). стенания в полете по пересеченной местности). Здесь Карху менее уверен. Тем не менее, он считает, что потенциальные родители не должны упускать из виду множество способов, которыми человек, которого они хотят создать, может улучшить жизнь других.

Подумайте о своих убеждениях.

Некоторые религии предлагают строгие рамки в отношении размножения и семейной жизни; другие оставляют место для интерпретации. В любом случае, наши убеждения могут иметь значимое влияние на решение иметь детей.

Возьмем, к примеру, буддизм: Трент Уокер, научный сотрудник с докторской степенью в области религиоведения, специализирующийся на буддизме Юго-Восточной Азии, говорит, что в некоторых буддийских текстах говорится, что дети выбирают себе родителей. Это наводит на мысль, что люди попытаются завести детей, говорит он. «Буддисты верят, что люди проживают лишь одну из многих жизней в цикле рождений и смертей, называемом сансарой. Каждое живое существо когда-то было нам матерью и отцом. И мы служили родителями и детьми всем остальным живым существам». Таким образом, говорит Уокер, сам практикующий буддист, дар человеческого тела редок и «никогда не может быть оплачен».

«Простое ЭКО» может снизить риск генетических заболеваний и устранить понятие биологических часов.

С другой стороны, говорит он, другие интерпретации буддийского текста предполагают, что наличие детей и связь с семьей могут противоречить буддийским идеалам отречения или отпускания: «Существует идея, что семейная жизнь каким-то образом многолюдно и пыльно». Не совсем способствует освобождению от мирских вещей.

Рассмотрите возможные репродуктивные технологии.

От суррогатных матерей до доноров спермы, от внутриматочной инсеминации до экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) — некоторые способы стать родителями зависят от технологий. В своей книге «Конец секса и будущее репродукции человека » Хэнк Грили, профессор права и директор Стэнфордского центра права и биологических наук, описывает будущее, в котором технологии еще больше расширят репродуктивные возможности.

Грили, 74 года, считает, что в течение 30 лет ученые смогут создавать жизнеспособные гаметы из любых ваших нерепродуктивных клеток. Это означает, что с помощью процедуры, которую Грили называет «простым ЭКО», сперма и яйцеклетки могут быть получены из волос или клеток кожи.

Эта процедура менее инвазивна, чем традиционное ЭКО, и позволяет получить больше эмбрионов. В зависимости от того, как много родители хотят знать перед имплантацией эмбрионов, их можно подвергнуть генетическому тестированию, а затем отобрать на наличие самых здоровых генов.

Вы можете не выбирать эти технологии по религиозным, философским или романтическим причинам. И все еще могут быть препятствия, такие как страховое покрытие или поиск суррогатной матери для вынашивания эмбриона. Но это может снизить риск генетических заболеваний и устранить понятие биологических часов.

Учитывайте скрытые затраты.

От подгузников до дипломов, дети могут быть дорогими. Но не все расходы так очевидны. Майя Россин-Слейтер, адъюнкт-профессор политики в области здравоохранения, изучает скрытые затраты на то, чтобы стать родителем, в частности, влияние нерабочего времени на молодых родителей. «Самоуважение, идентичность, долгосрочное экономическое благополучие — все это связано с карьерой», — говорит Россин-Слейтер. На решение завести детей могут повлиять варианты и поддержка, к которым вы будете иметь доступ после их рождения.

Исследования Россин-Слейтер показывают, что физическое и психическое здоровье молодых матерей улучшается, когда родители вместе отдыхают от оплачиваемой работы, и что больше времени, проведенного с родителями в раннем детстве, коррелирует с лучшим здоровьем, образованием и доходами детей. Она выступает за федеральную политику оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и говорит, что мы добиваемся прогресса.

‘У нас уже есть доказательства того, что мы можем отделить рост населения и экономический рост от выбросов; нам просто придется делать это намного быстрее».

Пока не будет введена политика, доступ к отпуску по уходу за ребенком остается нестабильным. Россин-Слейтер говорит, что это может усилить существующее неравенство между родителями и детьми. «Вы видите, что технологические компании предлагают действительно хорошие условия оплачиваемого отпуска по семейным обстоятельствам. Но вы не видите, чтобы это происходило с людьми, которые работают в ресторанной индустрии или розничной торговле».

Взгляните на Землю.

Рождение детей противоречит борьбе с изменением климата? Адъюнкт-профессор наук о системе Земли Маршалл Берк, 2002 года, начинает первую лекцию своего курса «Климат и общество» с фотографии двух своих детей. Затем Берк предлагает студентам рассчитать свой углеродный след. Они неизбежно обнаруживают, что иметь детей, у которых, предположительно, будут дети, у которых есть дети (и так далее), является самым важным климатическим решением, которое они когда-либо принимали.

Но больше людей не обязательно означает более теплую Землю, говорит Берк. «У нас уже есть доказательства того, что мы можем отделить рост населения и экономический рост от выбросов; нам просто нужно будет сделать это намного быстрее, чем мы это сделали».

Берк считает, что такие программы, как федеральное налогообложение выбросов углерода и повсеместное распространение экологически чистых и дешевых энергетических технологий, могут помочь нам в этом. Пока они не существуют в масштабе, он делает все возможное, чтобы уменьшить и компенсировать выбросы углерода своей семьей, в том числе покупая компенсационные выплаты.

Мы можем иметь детей и не разрушить планету, говорит Берк. Но его действия говорят о том, что беспокоиться о детях или о детях в целом — это нормально. «Одна из причин, по которой я занимаюсь проблемой климата, — говорит он, — заключается в том, что я в ужасе от того, каким будет мир, когда они станут старше».


София Бойд-Флигель , 21 год, — бывший стажер редактора в Стэнфорде. Напишите ей по адресу  stanford. [email protected] .

Должен ли я иметь детей? Взвешивание родителей в условиях климатического кризиса | Жизнь и стиль

Однажды вечером прошлым летом я бежал по сырому полю на своей ферме в Вермонте с моим 10-летним сыном и сворой собак. Мы были босиком и смеялись. Внезапно моя дочь повернулась ко мне с серьезным взглядом.

«Я не знала, что все так скоро станет настолько плохо, — сказала она.

«Какие вещи?» Я спросил. Думала ли она о жаре в Вермонте, лесных пожарах в Калифорнии или пандемии?

— Изменение климата, — сказала она, пристально глядя на меня. — Это плохо, не так ли?

В последнее время, когда мои дочери начинают фразу «когда у меня будут дети…», у меня болит грудь. Я знаю, что они могут жить полноценной жизнью без традиционного отцовства, но я желаю им будущего, в котором у них есть выбор — тот, который, как я подозреваю, быстро уходит за пределы досягаемости. Некоторые модели предсказывают значительный глобальный экологический и экологический коллапс к 2040 году — при моей жизни, а также жизни моих детей.

Не только мои дети ищут честных ответов и советов. Незадолго до пандемии в мой кабинет вошли двое студентов и заявили, что больше не считают разумным заводить детей. Недавний опрос показывает, что четверо из десяти молодых людей «не решаются заводить детей из-за климатического кризиса» и «опасаются, что правительства делают слишком мало для предотвращения климатической катастрофы».

Каждый из моих учеников спросил: Что бы вы сделали?

Готовы ли мы честно ответить на эти вопросы тем, кого любим и кому советуем? Более того, должны ли мы? Как мать двоих детей, я уже приняла решение, чреватое еще 13 лет назад. Моя задача сейчас состоит в том, чтобы помочь моим детям воспринимать реальность в соответствии с их возрастом и подготовиться к ней.


На прошлой неделе моя старшая дочь пекла оладьи с черникой. — Мама, — сказала она. «Я только что прочитал статью, в которой говорится, что у любого человека моложе 40 лет будет тяжелая жизнь из-за изменения климата. Это правда?»

— Думаю, будет тяжело, — сказал я, тщательно подбирая слова. «Но мы продолжим находить красоту в мире и помогать другим». Моя дочь вернулась к своим блинам.

Мне стало плохо. Это первый год, когда мне приходится наблюдать, как мои дочери боятся будущего. Я слишком уважаю их, чтобы скрывать правду: мир становится все более теплым, изменчивым и несправедливым. Исследования показывают, что у нас осталось всего десять лет, чтобы решить проблему изменения климата «беспрецедентным, трансформационным способом», чтобы избежать глобальной катастрофы.

Дети участвуют в митинге в Глазго во время Cop26. Фото: Синьхуа/Рекс/Shutterstock

Молодые люди уже подсчитывают, сколько страданий они увидят или вынесут сами, и что это значит для их будущего, особенно в отношении деторождения.

«Я чувствую, что это довольно много обсуждалось в кругах, в которых я сталкиваюсь», — поделилась со мной по электронной почте моя бывшая ученица Молли, 22 года. «Особенно, когда разговоры становятся более пессимистичными. Кто-то обычно говорит: «Я даже не хочу иметь детей» или «Следующее поколение — полный пиздец; у нас не может быть детей». начать свою жизнь? Было бы неэтично привести кого-то в этот мир, как бы он ни выглядел?»

Мой бывший научный сотрудник Элли, 23 года, согласна. «Надеюсь, это не прозвучит мелодраматично, если я скажу, что очень боюсь того, что увижу в своей жизни. Даже если человечество соберется вместе, я не могу представить, что мои дети увидят в своих».


Размножаться или нет — чрезвычайно спорный вопрос и еще один пример того, как климатическая проверка часто падает на действия отдельных людей, когда именно государственные и капиталистические системы сделали жизнь на планете неприемлемой. Отвратительно, что бремя экологического коллапса в первую очередь ложится на плечи молодежи и глобального Юга, когда нефтяные корпорации и такие страны, как Соединенные Штаты, несут огромную ответственность за кризис.

И все же ресурсы нашей планеты истощаются при населении земного шара, которое приближается к восьми миллиардам.

Многие активисты по борьбе с изменением климата избегают упоминания деторождения из-за его связи с контролем рождаемости и евгеникой. «Разговор часто носит унизительный и расистский характер», — сказал мне по телефону фермер и социолог-эколог доктор Исаак Лесли. «Белые люди слишком часто обвиняют чернокожих и коричневых женщин в рождении детей, когда проблема не в населении, а в потреблении. Потребление — это то, что связано с разрушением окружающей среды. Разговор должен быть о капитализме и изменении климата, а не о контроле над телами рожающих людей».

Центр биологического разнообразия отмечает на своей странице прироста населения: «В нынешних условиях на ребенка, родившегося в США, приходится почти в семь раз больше выбросов углерода, чем на ребенка, родившегося в Китае, и в 168 раз больше, чем на ребенка. родился в Бангладеш». Дети, рожденные в бедности, не являются причиной климатического кризиса, но они пострадают от его последствий в огромной степени.

Дети играют возле дома, затопленного морской водой из-за повышения уровня моря в деревне Бедоно, центральная Ява. Фотография: Дита Алангкара/AP

Доктор Джайя Тивари, вице-президент Boma Project, неправительственной организации, занимающейся выходом женщин из крайней бедности перед лицом изменения климата, воочию убедилась в несправедливости воспитания детей. Соответственно, она принимала личные решения.

«Как человек, выросший в Индии, — сказала она мне, — второй по численности населения стране в мире, и как человек, посвятивший большую часть своей профессиональной жизни работе над вопросами развития в засушливых землях Африки и в регионах, которые находятся на пересечении бедности, гендерного неравенства и изменения климата — я мучительно думала о материнстве и о том, что мой выбор родить ребенка означает для меня, моей семьи и моей планеты. Тот факт, что у нас остался единственный ребенок, указывает на то, куда я в конечном итоге попал».

Учитывая растущее воздействие и риск родов, крайне важно, чтобы роженицы имели абсолютный контроль над своим телом и беспрепятственный доступ к репродуктивному здоровью. «Вихрь бедности, отсутствие доступа к образованию и репродуктивным правам, борьба за ресурсы и продолжающееся давление климата создают цикл, который подпитывается сам собой», — говорит мне Тивари. «У нас есть неопровержимые глобальные доказательства того, что образование для девочек коррелирует с меньшим количеством детей и более здоровой жизнью». Согласно Project Drawdown, некоммерческая организация, занимающаяся решениями в области климата на основе данных, расширением планирования семьи и образованием женщин, «может предотвратить выброс 120 гигатонн парниковых газов к 2050 году — больше, чем наземные и морские ветряные электростанции вместе взятые».

Когда относительно привилегированные люди думают о рождении ребенка, они представляют себе возможность избежать кошмарных сценариев, в которых уже живут многие родители. Более 100 000 детей родились в лагерях беженцев в Мьянме и в Кокс-Базаре в Бангладеш, крупнейшем поселении беженцев в мире, которое уязвимо для сильных наводнений и оползней.

«Мы часто иронично говорим об апокалипсисе», — сказала мне Лесли. «Общество и человечество останутся, но вопрос в том, какое грубое неравенство останется с ними».


Чтобы было ясно, я принципиально считаю неэтичным вмешиваться в репродуктивный выбор на индивидуальном уровне. Кроме того, семьи в основном принимают эмоциональные решения, а не основанные на данных.

Мои ученики, хотя и напуганы, но также выражают надежду, что мы сможем использовать технологии и законодательство, чтобы изменить ситуацию. 23-летний Джордж сказал мне по электронной почте, что «как человек, который только что провел все лето на улице с детьми, я все еще определенно хочу детей. Я думаю, что мне нужно будет посмотреть, как изменится климатическое законодательство в следующие пять лет, чтобы решить, являются ли они биологически моими или нет, потому что я, безусловно, беспокоюсь о том, чтобы навлечь бедствие на ребенка».

Я бы предложил следующие пункты для размышлений тем, кто думает о рождении ребенка:

  • Глубоко соприкоснитесь со своими доводами в пользу появления на свет ребенка

  • Посмотрите на прогностическое моделирование сценариев изменения климата в вашем районе и представьте, как вы воспитываете в них ребенка, отмечая свою способность противостоять риску

  • Будьте готовы к сложному и честному разговору с вашим партнером о планировании семьи и домашнем труде

  • Представьте, что вы помогаете своим будущим детям обрести психологическую, физическую и финансовую устойчивость, которая им может понадобиться для преодоления предстоящих испытаний

  • Рассмотреть дополнительные способы улучшения жизни и создания сообществ, устойчивых к изменению климата

Молодое поколение часто более прогрессивно относится к понятию создания семьи.

Моя ученица Элли написала: «Хотя я не верю, что изменения, которые мы наблюдаем, должны означать конец дней, я верю, что есть невероятно продуманные решения, которые — если мы сможем их осуществить — принесут о мире, в котором я бы очень хотела иметь детей. Но я также думаю, что мое поколение, возможно, оказалось в уникальном моменте, когда большее количество людей не является ответом, а такие альтернативы, как усыновление, представляют собой более экологичные и, в конечном счете, человеческие -сознательный выбор».

Квир-сообщества представляют продуманные модели, на которых могут учиться потенциальные родители. Лесли говорит мне, что они годами отказывались от мысли иметь биологических детей и оплакивали ее. «Квир и климат пересекаются в разговорах о детях», — сказал Лесли, отметив возможные планы по созданию семьи путем усыновления и создания пространства для квир-сообщества на ферме с их партнером Вичи.

«Трудно отделить то, что мы действительно хотим, от того, что мы социализировали, чтобы думать, что нам нужно быть счастливыми», — говорит Лесли. «Теперь, когда я увидел, какой может быть избранная семья, я больше не привязан к концепции биологической семьи».

«Устойчивость к изменению климата — это устойчивость общества», — говорит мне партнер Лесли, Вичи. «Мы понимаем, что готовимся к будущему. Мы научим наших детей выращивать еду и думать об улучшении жизни своих сообществ».

Как наставники, друзья и родители молодого поколения, многие из нас должны быть готовы слушать и участвовать в содержательных беседах о климатическом давлении и воспитании детей. Я предлагаю следующие советы:

  • Не направляйте разговор исключительно на женщин; говорить о воспитании детей таким образом, чтобы уважать и поощрять участие мужчин, гомосексуальных и небинарных родителей и других лиц, осуществляющих уход

  • Не своди разговор о продолжении рода к банальностям. Мы не поможем тому, кого любим, практикуя угнетающий оптимизм в отношении будущего, забивая его сценариями судного дня или продвигая старые планы

  • Позвольте горю и гневу. Старшие поколения помогли создать несправедливое и ужасающее будущее

  • Не сосредотачивайте аргументы на нехватке рабочей силы, националистических концепциях или появлении в мире большего количества определенной политической партии; Воспитание ребенка – это мощное индивидуальное решение

  • Если вы накопили богатство, подумайте, какую поддержку вы готовы предложить семьям в вашем сообществе или в регионах мира, страдающим от климатического давления и вынужденного переселения

Разговоры о деторождении иногда меньше касаются логистики воспитания и, в конечном счете, больше касаются здоровья и обещаний на будущее — и того, как мы будем заботиться друг о друге, когда все станет сложнее.

«Впадать в отчаяние легко, — сказала мне Лесли, — и это оскорбительно. Вы должны верить, что впереди какое-то радостное будущее. В квир-культуре мы всегда прославляли секс и жизнь среди смерти. Мы можем держать эти вещи вместе. Люди творческие; как еврей в диаспоре, я все время думаю об этом.

Добавить комментарий