О чем говорит рисунок ребенка: детали, выбор цвета, одни и те же сюжеты
СемьяВопрос эксперту
«Моему сыну 6 лет. Ребенок любит рисовать и с удовольствием это делает. Но мы заметили, что он постоянно рисует только самолеты. Мне стало любопытно почему. Сын говорит, что просто их любит. Хотелось бы узнать у специалистов, что это может означать?» Алиса, 32 года
Для ребенка рисование — это способ выражения бессознательных переживаний. Поэтому рисуночные тесты широко применяются специалистами при оценке психологического состояния дошкольников.
Рисунки детей очень информативны: тому, что занимает ребенка больше всего, он уделяет намного больше внимания, эта часть будет наиболее проработанной или повторится в последующих рисунках.
Но не стоит беспокоиться, если ребенок любит один и тот же сюжет: например, мальчики изображают машинки, девочки — котят. Повторяемость говорит об увлеченности ребенка этой темой.
В рисунках, как в игре, дети проживают жизненные ситуации, отражают свое отношение к ним, повторяют их, видоизменяют и дополняют новыми смыслами.
Если же речь идет о сюжете, который беспокоит родителей, например, на рисунке семьи всегда отсутствует какой-то родственник, или он изображен на значительном расстоянии от остальных, или не раскрашен, это может быть признаком проблемы, с которой стоит обратиться к специалисту.
Какие детали рисунка должны насторожить
Выбор цвета напрямую отражает эмоциональное состояние ребенка. Если ребенок предпочитает черный и коричневый цвета, это может свидетельствовать о негативном эмоциональном фоне, угнетении и тревожности.
Сильный нажим на карандаш или особо тщательная штриховка рисунка говорит об эмоциональном напряжении или импульсивности.
Грубое искажение пропорций рисунка, скорее всего, присутствует у ребенка при интеллектуальных нарушениях или невротическом состоянии.
Большое количество исправлений, стирание линий указывает на тревожность, неуверенность или стрессовое состояние.
Раны, шрамы, кровь, внутренние органы на детском рисунке специалисты расценивают как симптом невротического состояния.
Если на картинке ребенок явно делает акцент на признаки пола (грудь, бедра, обнажение), это может говорить об интересе к сексуальной сфере.
Помимо этого психологи обращают внимание на расположение рисунка на листе, его размер, детализированность, особенности линий (законченность, множественность, эскизность) и общее впечатление, которое он производит.
Каждая отдельная деталь не может быть рассмотрена сама по себе, важно ее значение в общем контексте рисунка. Если вы заметили беспокоящие вас мотивы или детали и они повторяются на детских картинах регулярно, стоит обратиться за консультацией к психологу.
Как родителям оценить рисунок ребенка
Уметь интерпретировать детский рисунок — это полезный навык для каждого родителя, так как на бумаге ребенок изображает то, что в силу возраста не может выразить словами.
4 шага к пониманию настроения ребенка
Начните с главного — оцените общее впечатление от картинки: радостное/грустное, спокойное/тревожное и так далее.
Затем рассмотрите сюжет. Спросите ребенка: «Расскажи, что ты нарисовал?» Обсудите с ним его картинку. Обратите внимание, если на рисунках всегда отсутствуют люди — это может указывать на трудности в общении.
Оцените композицию: если изображение расположено в верхней части листа — это признак высокой самооценки. Если рисунок маленький и расположен в нижней части страницы — самооценка низкая.
Если картинка получилась большой, ребенку пришлось использовать второй лист, это показатель тревожного состояния. Часто так рисуют гиперактивные дети.
- Фото
- Legion Media
Что означает выбранный цвет
Цвет отражает чувства и эмоции. Обращайте внимание на тот оттенок, который преувеличен или неуместен на рисунке.
Черный сообщает о стрессе и, возможно, о психологической травме. То есть, если ребенок рисует кошек всегда только черными, ведь дома у него живет такая, это нормально. А вот черные солнце или трава — повод встревожиться.
Красный цвет говорит о возбудимости и активности. Дети, которые любят этот цвет, зачастую непоседливы и непослушны, но одновременно они энергичны и обладают силой воли.
Синий выбирают уравновешенные и неторопливые дети. Такой ребенок нуждается в покое, старайтесь не дергать его.
Зеленый — признак упрямства, независимости и настойчивости, но вместе с тем говорит о стремлении к большей безопасности. Постарайтесь создать для ребенка атмосферу защищенности.
Желтым цветом предпочитают рисовать любознательные дети с хорошей фантазией. Такому ребенку обязательно нужно предоставлять больше возможностей для игр и творчества.
Коричневый цвет на рисунке может говорить о том, что ребенок испытывает отрицательные эмоции, переживает по поводу семейных неурядиц.
Важно!
Обязательно оцените, как дошкольник рисует самого себя. Эмоционально благополучный ребенок располагает себя по центру или рядом с важным взрослым, рисует себя твердо стоящим на ногах, с соблюдением пропорций, с прорисованным лицом.
Если на автопортрете дошкольник изобразил себя сбоку, в отдалении от других, слишком большим или маленьким, с сжатыми руками и ногами, не нарисовал себе лицо — это может указывать на эмоциональное неблагополучие, страхи, неуверенность и тревогу.
На что еще обратить внимание
Если малыш рисует только простым карандашом и не раскрашивает рисунок — это говорит о безразличии, желании закрыться.
Детали рисунка имеют значение. Если ребенок изображает людей с непропорционально большими руками, прорисовывает руки особенно тщательно, постоянно изображает зубы и когти — это вероятный признак агрессии.
Когда ребенок изображает одно и то же, — это нормально, при условии, что рисунки чем-то отличаются друг от друга (принцессы одеты в разные платья, машинки разных цветов и так далее). Если же в картинках видна стереотипность (они совершенно одинаковые от раза к разу), это можно рассматривать как некоторые проблемы в развитии. В такой ситуации лучше обратиться к психологу.
Елена Леммерман
О чем говорят нам детские рисунки?
Рисунок ребенка – это результат детского творчества. В нем проявляются впечатления и представления малыша об окружающем мире, а также его настроения и переживания. Взрослые в основном обращают внимание на качество рисунка, упуская из вида, что и каким образом изображает ребенок. Родителям полезно научиться «разгадывать секреты» детского рисунка, чтобы лучше чувствовать и понимать душевный мир собственного ребенка.
В детском рисунке, как в зеркале отражается внутренний мир ребенка. Детский психолог, рассматривая рисунок ребенка, получает представление об его индивидуальности, уровне развития, его переживаниях. Уровень речевого развития не позволяет малышам поделиться с родителями разнообразными мыслями и волнениями, а изодеятельность дает возможность ребенку выразить себя, свои ощущения и чувства. Наиболее информативными и выразительными становятся рисунки детей с 4,5-5 лет. Картины ребенка несут смысловую нагрузку, в них появляется завершенность. Цвет в детском творчестве служит не изобразительным, а выразительным средством.
Часто ребенку сложно рассказать прямо о своих переживаниях. Зато беседа о персонажах рисунка и их проблемах – это отличный способ для любящих родителей разобраться во внутреннем мире своего ребенка. Общаясь с вами, он развивает свою речь, учится излагать свои мысли и чувства, что, само по себе очень полезно. В своем рассказе дети делятся самым сокровенным, а взрослым нужно только внимательно прислушаться, чтобы узнать о том, как ребята воспринимают мир, людей, сверстников. Рисунки детей достойны самого пристального внимания родителей, в них ребенок раскрывает свое «Я».
Существует немало рисуночных тестов для изучения особенностей развития личности ребенка, которые применяются дополнительно к другим диагностическим методикам. Такие тесты психолог использует для углубленного исследования эмоционального мира ребенка, чтобы определить проблемные ситуации. Детский рисунок поможет специалисту оценить уровень психического развития ребенка, его эмоциональное состояние. По рисунку психолог определяет уровень развития мышления, моторики и речи ребенка.
Описывать подробную интерпретацию рисуночных тестов мы не будем.
Для вас, как родителей важнее обратить внимание на оттенки, которые использует ребенок. А еще почувствовать энергетику, которая исходит от рисунка, какие эмоции он вызывает.
Пpeoблaдaниe в детском рисунке cвeтлыx, паcтeльныx тoнoв говорит o xopoшeм pacпoлoжeнии дуxa, o позитивном нacтpoeнии юного художника. Ecли в картинах малыша доминируют тeмныe тoнa, много штриховки и cильный нaжим, тo этo свидетельствует o высокой тревожности ребенка.
Через рисунок вы можете уловить, что в данный момент его беспокоит. Кроме того apт-тepaпeвтичecкиe мeтoды, доступные родителям позволят своевременно cкoppeктиpoвaть эмоциональное состояние малыша.
Анализ cюжeта pиcункa и его завершенности.
В этом пункте есть немало нюансов, которые нельзя упускать из вида. Если ребенок младше 4-5 лет, то его рисунки часто схематичны и хаотичны в силу возрастных особенностей. Ребенок постарше может рисовать схематично, если сейчас у него нет интереса к этой деятельности. Он может изображать вымышленных героев, погружаясь в свой внутренний мир. Если в рисунке отражаются оригинальные сюжеты, то это свидетельствует о богатой фантазии ребенка. Но если большинство рисунков абстрактны и не связаны с реальностью, то можно сделать вывод, что ребенок испытывает проблемы в общении, у него нет близких друзей, он не удовлетворен своим положением в реальной жизни.
То, что для ребёнка является наиболее значимым и важным изображается значительно крупнее, а все, что нарисовано маленьким, не имеет большого значения.
О сюжете и персонажах, которых изобразил ребенок надо судить очень осторожно. Здесь легко допустить ошибку и неверно интерпретировать эмоциональное состояние ребенка. Монстр с забавной рожицей может отражать игривое настроение «художника».
Гендерные различия тоже откладывают свой отпечаток на тематику рисунка. Мальчики чаще рисуют войну, солдат, а девочки с большим удовольствием изображают принцесс, бабочек и цветы. Нужно поговорить с ребенком, что он изобразил, о чем думают его герои, в каком они настроении. О душевном балансе «художника» говорят рисунки природы, где есть солнышко, деревья, речка и трава.
Анализ расположения рисунка на листе бумаги.
Очень важно, какое пространство занимает детский рисунок на листе бумаги. Ребенок, удовлетворенный своим положением, располагает рисунок в центре листа. Он чувствует себя комфортно и гармонично. Ребёнок робкий и неуверенный в себе изображает детали рисунка мелкими. Маленький рисунок соответственно говорит о заниженной самооценке ребенка.
Еще обратите внимание на размещение рисунка по вертикали от центра. Смещение вверх говорит о стремлении доминировать и контролировать ситуацию. Если рисунок смещен вниз, ребенок пассивен, зависим от окружения и неуверен в себе.
Смещение рисунка вправо свидетельствует о стремлении ребенка в будущее. Такой рисунок характерен для экстравертов, которые активны, решительны, у них преобладает интеллект над эмоциональной сферой. Интроверты больше живут прошлым, поэтому чаще рисуют слева. Такой ребенок очень эмоционален, он по натуре мечтатель, хочет остаться маленьким.
Aнaлиз линий и цветовых предпочтений
Анализируя характеристики линий, можно понять особенности нервной системы ребенка. Сильный нажим и уверенные линии говорят о его активности, динамичности и бодром состоянии.
Интересно, что если весь рисунок выполнен с одинаковым нажимом, а какая-то деталь выделяется более сильным нажимом, то это говорит о сильных эмоциях, связанных с ней. Например, ребенок может сильно заштриховать рот маме или воспитательнице, потому, что часто слышит от них упреки и окрики в свой адрес.
Знаменитый психолог Макс Люшер доказал, что выбор цветовой гаммы выражает психическое и физическое состояние человека. По мнению Люшера по цветовым предпочтениям можно определить характер, эмоциональное состояние и особенности человека.
Хотя в психологии существует четкая характеристика каждого цвета, но и тут есть исключения. Помните, что восприятие оттенка может отличаться у разных людей. Важно уточнить у ребенка о том, какой это цвет – веселый или грустный, какие мысли он вызывает.
Даже в paзныx странах и культуpax цвeтa интepпpeтиpуютcя неодинаково. В Kитae, например, бeлый цвeт — это цвет тpaуpа, а для психологов бeлый — этo чиcтoта и cвoбoда. Если ваш ребёнок предпочитает белую краску, значит он эмоционально и духовно развит, чувствителен, замкнут.
Kpacный цвeт — цвeт aктивнocти и энepгии. В pиcовании oн выражает aгpeccию и нaпpяжeниe. Его предпочитают общительные, открытые дети с задатками лидера, энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые. Такие люди часто бывают эгоистичны. Интересно, что резкое изменение отношения к цвету тоже показательно. Внезапная любовь к красному у спокойного, робкого ребёнка говорит о том, что он переутомлен и ему необходим физический и эмоциональный отдых.
Жeлтый цвeт — цвeт coлнца и тeплa, подчеркивает oткpытocть человека и его любoзнaтeльнocть. Желтый заряжает положительными эмоциями. Любитель желтого по натуре — оптимист, фантазёр. Ребёнок чувствует себя комфортно, способен бороться за свою индивидуальность.
Зелёный цвет — цвет уравновешенности, благородства символ настойчивости, независимости, любознательности. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия. Детям, предпочитающим в своих рисунках зелёный цвет, не хватает внимания и любви. В будущем, если ситуация не поменяется, то человек становится апатичным и замкнутым.
Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Такие дети открыты и общительны, они непостоянны, очень эмоциональны и импульсивны.
Cиний цвeт — цвeт гapмoнии и cпoкoйcтвия, это противоположность красному. Он помогает избавиться от тревоги. Ребёнок, который предпочитает синие оттенки, спокоен, склонен к размышлениям, неторопливый, любит порядок и последовательность. Часто дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда нуждаются в покое.
Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности.
Коричневый цвет вызывает чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Любители этого цвета стремятся отдалиться от реальности, создают вокруг себя собственный мир, эмоциональность таким людям не свойственна.
Лиловый цвет чаще выбирают девочки. Это символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Поклонники лилового живут в собственном мире.
Розовый передает нежность, женственность и эмоциональность. Мальчики редко выбирают розовый цвет, если это происходит, то они замкнуты и слабые по натуре, их не принимают сверстники. Девочкам, которые предпочитают розовый, нужно повышенное внимание, им необходимо чувство безопасности.
Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Любитель серого — это тихий, незаметный ребёнок, который не хочет общаться. Он зависим от взрослых и несамостоятелен.
Фиолетовый цвет тайны выбирают эмоциональные, ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение. Его очень любят творческие люди с развитой интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям.
Чёрный означает депрессию, враждебность, чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным длительный период времени, переживают стресс, им необходима помощь психолога.
- О цветовой гамме рисунка судить нужно, учитывая, какие материалы предлагались ребенку. Уточните, все ли цвета были доступны для рисования. Возможно, рядом с ним были только темные карандаши, поэтому он ими и воспользовался. Если выбора не было, а был дан только простой карандаш, то не надо переживать о мрачности рисунка.
- Не стоит анализировать рисунки, которые выполнялись на занятиях в детском саду, в таких работах ребенок не достаточно свободен в самовыражении.
- Не забудьте, что рисунок отражает душевное состояние ребенка на момент создания работы. Если ребенок перед рисованием с кем-то конфликтовал или просто утомился, то в рисунке он может «выплеснуть» обиду, агрессию или грусть, освобождаясь от неприятных переживаний. Кстати это очень эффективный способ снятия нервного напряжения, негативных эмоций, который используют арт-терапевты.
- Только обсуждая с ребенком его рисунок, уточняя, о чем думают герои, что с ними происходит и чем все закончится, вы можете правильно его истолковать.
- Избегайте вопросов: «Что ты нарисовал?» Это может обидеть ребенка. Не делайте поспешные выводы, т.к одна и та же картинка по-разному воспринимается людьми и вызывает свои ассоциации. Лучше предложите ребенку рассказать о своей картине, а сами аккуратно задавайте уточняющие вопросы открытого типа.
- Не высказывайте свои версии (Как похоже на зайку!), вероятнее всего вы ошибетесь. Ваше поверхностное суждение может разочаровать малыша и даже отдалить ребенка от близких взрослых. Подобный случай описал Антуан де Сент Экзюпери в замечательной книге «Маленький Принц.
- Для ребенка интересен сам процесс использования материалов, поэтому полезнее просто комментировать его действия. (В этой работе ты использовал, яркий зеленый цвет, оригинальные сочетания! Что ты хочешь нарисовать?)
О чем говорят ваши детские рисунки? — Клаудия Тревитик
scribble stage
Вы когда-нибудь задумывались, о чем говорят рисунки ваших детей? Хотите знать, как чувствуют себя ваши дети? У наших детей так много моделей поведения: любящие, тревожные, любопытные, грустные, одинокие, активные, боязливые. Глядя на их фотографии, можно узнать, что они чувствуют. На самом деле «видеть» то, что у них на сердце.
Есть поговорка, которую знает каждый арт-терапевт: «Положи мелок ей в руку, и она откроет рот». И это работает. По нескольким причинам. При розыгрыше наша защита обойдена. А когда мы перекладываем свои чувства на бумагу или в глину, на них можно смело смотреть издалека. Принятие работы вашего ребенка — это первое, что вы можете сделать, чтобы помочь ему обрести свободу самовыражения
История, рассказанная детским рисунком, может указывать на этап развития вашего ребенка. Это также может намекать на некоторые эмоциональные проблемы. Например, нарисованная 6-летним ребенком улыбающаяся девочка, держащая в руках улыбающийся воздушный шар, под улыбающимся солнцем среди счастливых цветов, может быть всего лишь рисунком счастливого ребенка. Однако это может указывать на стремление к счастью, протест против внутренних тревожных переживаний.
Книга МАМА, ПАПА, ПОСМОТРИТЕ, ЧТО Я ГОВОРЮ: Что дети рассказывают вам через Их искусство , доктора Миры Левик, помогает нам расшифровывать рисунки наших детей. Квалифицированный арт-терапевт знает, что один рисунок не может передать всю «картину» (каламбур случайно). Но серия рисунков может впустить нас в их мир.
Доктор Левик описывает следующие этапы развития детских рисунков, а также дает нам некоторые предупреждающие знаки, на которые следует обратить внимание:
ЭТАП/ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ БОЛЕЗНИ : 18–30 месяцев. Детям нужно давать свободу исследовать, совершать большие движения.
ЭТАП/ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ СЛОВ : 2 ½ – 3 года – Организация фигур, раскатывание глины и изготовление глиняных лепешек. Предупреждающие знаки – неорганизованность
ПРЕДЛОЖЕНИЕ-ИЗОБРАЖЕНИЕ СТАДИЯ/ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ : 4–7 лет. Картинки с более чем одним объектом. Предупреждающие знаки : что-то опущено, некоторые элементы зачеркнуты. 5 лет – цифры чуть более реалистичные. Истории можно рассказывать. Предупреждающие знаки – плавающие изображения
6-7 лет – более реалистичные цвета. Предупреждающие знаки – детали опущены, плавающие, рассказы об опасности.
ФАКТ-ФАНТАСТИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ/ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ : 7–11 лет. Фигуры, узнаваемые как мальчик или девочка. Размер и организация. Сосредоточьтесь на 3 объектах (представляющих триаду мать/отец/ребенок).
Возраст 9–11 лет – более реалистичные фигуры, обращенные лицом вперед и/или в профиль. Предупреждающие знаки — некоторые области регрессированы или нарисованы темным цветом, опущены. Непоследовательные способности в выражении и мастерстве. Нереальные пропорции.
Все, что мы создаем, является отражением какой-то части нас самих . Рисуя людей и предметы, наши дети могут овладеть чувствами и мыслями. Детское искусство может отражать то, как они приспосабливаются к своим обстоятельствам или трудности, с которыми они сталкиваются. Опять же, чтобы сделать вывод, требуется более одного рисунка.
КОГДА НУЖНО НАПРАВИТЬ РЕБЕНКА К АРТ-ТЕРАПЕВТУ?
Вас что-то беспокоит в рисунках?
Часто ли появляются предупреждающие знаки?
Ваш ребенок страдает от эмоционального стресса?
Предпочитает ли он выражать себя через искусство и творческую игру?
АРТ-ТЕРАПЕВТЫ обучены не только тому, какие художественные материалы могут быть подходящими, но и тому, как «видеть» картины, которые делает ваш ребенок, и как говорить о них с ребенком.
НЕКОТОРЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОМА
- Нарисуйте свою семью.
- Оторвите и наклейте картинки из журналов на цветную бумагу.
- Придумать воображаемое животное и сказку
- Сделай что-нибудь из палочек для рукоделия или рулонов туалетной бумаги
- Сделай еду из пластилина и придумай сказку
- Рисование губкой
- Скрапбукинг
- Куклы из бумажных пакетов
- Маски из бумажных тарелок
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВА, КОТОРЫЕ НУЖНО ИМЕТЬ ПОД РУКОЙ : темпера или акварельные краски, восковые мелки, масляная пастель, губки, газета, цветная бумага, большая бумага для рисования, бумага для компьютера, карандаши, кисти разных размеров, клейкая лента, клей-карандаш, коробки для обуви. Вам может даже понравиться книга Майры Левик «, мама, папа, посмотри, что я говорю: что дети рассказывают вам своим искусством».
НАСЛАЖДАЙТЕСЬ! Разрешить беспорядок. Детские рисунки выражают их чувства. Детские салфетки очищают почти все!
Если у вас есть вопросы, позвоните мне по телефону 720-242-9241, чтобы получить консультацию или записаться на прием.
Что означают детские рисунки? | Thalpos-Mental Health
В последнее время родители проявляют интерес к тому, что символизируют детские рисунки. Уже известно, что детское рисование является средством знакомства и приближения к волшебному миру детей. У нас есть возможность общаться с ними, а также понимать, что они чувствуют.
В частности, когда ребенок рисует различные символы, которые, вероятно, кажутся нам довольно простыми, такие как солнце, дерево, человек и т. д., он находит способ выразить свои сообщения, некоторые вопросы или соображения, которые мы призваны расшифровать.
Ценность розыгрыша неоспорима, и специалисты используют его как инструмент для диагностической и лечебной сферы. Однако то, как ребенок собирается рисовать, не дано, это постепенно отвоевываемая процедура. Есть три стадии рисования для ребенка: каракули, предварительная схема и этапы схемы. Вот чего ожидать от каждого из них.
1. НаброскиНа данном этапе в картинках нет реалистичности, и в основном это просто пометки на странице. Может показаться, что там ничего нет, но иногда дети создают нечто, называемое «случайным реализмом». Это означает, что когда каракули будут сделаны, вы сможете увидеть определенные формы или рисунки в том, что казалось простыми знаками.
2. Предварительная схемаНа этом этапе дети пытаются создавать предметы, которые видят своими глазами. Они могут рисовать самые простые вещи, такие как лица, фигурки, автомобили, грузовики, деревья и дома. В этих рисунках обычно нет реалистичных деталей. В конце этапа они начинают добавлять определенные вещи, которые выделяют их идеи, например, цветы перед домом или одежду на фигурках из палочек.
3. СхемаНа этом этапе много деталей, и ребенок может использовать слова и символы. Они могут использовать умные формы, такие как «v» для птиц. Они рисуют настолько реалистично, насколько позволяют их навыки, и показывают картинку с определенной точки зрения или перспективы. С помощью этих рисунков они часто могут рассказать ясную историю.
Предмет, который ребенок выбирает для изображения, зависит от зрелости, пола, опыта и других критериев. Дети обычно снова и снова рисуют культурные и идеологические «убеждения» семьи и социального происхождения.
Как ребенок оценил рисунокСначала мы оцениваем предмет в целом, затем анализируем отдельные элементы, чтобы понять, что хочет выразить ребенок. Во время этой процедуры мы учитываем, как малыш использует цвета, формы, размер эскиза, изображенного на бумаге.
Пол и цветовые предпочтения. Например, более темные цвета обычно используются детьми, которые являются более доминирующими или требовательными. Девочки, как правило, предпочитают более теплые цвета, а мальчики — более холодные. Зеленый, как правило, означает, что ребенок более творческий, желтый – счастье, а красный – цвет волнения, и большинство детей любят его использовать.
Позиция на странице тоже имеет значение. Те, кто кладет рисунки на левую сторону, смотрят в прошлое и на заботливое присутствие, а правая сторона — это будущее и потребность в общении. Рисунки внизу страницы часто означают неуверенность или чувство неполноценности.
При рисовании фигур размер имеет значение. Те, кто крупнее, являются более доминирующими личностями, а те, у кого нет рук, неагрессивны. Те, у кого преувеличенно большие руки, могут означать агрессивного человека, а крошечные ноги могут означать, что ребенок чувствует себя неуравновешенным или неуравновешенным.
Эти факты говорят о том, является ли ребенок трусливым, застенчивым, неуверенным или уверенным в себе, уверенным, лидером и т. д. Многие эмоции можно вывести из рисунков вашего ребенка, но не слишком увлекайтесь тем, что они могут означать, пока ваш ребенок не успеет объяснить их вам. Тем не менее, исследователи обнаружили некоторые моменты, которые могут отображать то, что на самом деле чувствует ребенок. Вот несколько примеров:
- Импульсивный ребенок: Крупные фигуры, отсутствие шеи, асимметрия конечностей.
- Тревожный ребенок: Облака, дождь, летящие птицы, нет глаз на фигурках
- Застенчивый ребенок: Короткие фигурки, без носа и рта, маленькие фигурки и руки близко к телу
- Злой ребенок: Большие руки и зубы, длинные руки, косоглазие
- Неуверенный в себе ребенок: Чудовищные фигуры, крошечные головы, отсутствие рук и наклонные фигуры
Главными героями детских рисунков являются мать и отец, изображая то, как они переживают присутствие родителей и отношения с ними. Материнское присутствие прямо или косвенно представлено в зарисовках, где доминирует стихия воды, земли и леса. С другой стороны, отцовская фигура представлена символами, которые получают и передают энергию, такими как солнце, огонь и ветер.