Психология человека | Издательство АСТ
Высокий темп жизни и постоянные стрессы привели к тому, что психологические проблемы, такие как тревожность, панические атаки и депрессии, стали настоящей чумой XXI века. И для многих современных людей психолог — человек, без которого не обойтись.
Но предложение на рынке психологической помощи уже давно превзошло спрос, и, чтобы выбрать хорошего специалиста, нужно хотя бы примерно разбираться в вопросе. Немало и тех, кто хочет решить свои проблемы самостоятельно, — для этого тоже пригодятся знания по психологии.
В этой подборке мы собрали книги для тех, кто хочет начать знакомство с этой наукой с самых основ.
Зигмунд Фрейд, «Введение в психоанализ»
Зигмунд Фрейд — самый знаменитый психолог в мире. И это неслучайно: именно он назвал секс основной движущей силой в жизни человека, чем шокировал своих консервативных современников и завоевал непреходящую любовь у потомков. Его идеи легли в основу психоанализа — одного из самых популярных методов работы с психическими проблемами.
Многие ученые критикуют идеи Фрейда за их ненаучность. Действительно, большинство предположений отца психоанализа были основаны не на исследованиях, а на его богатом врачебном опыте. Тем не менее даже его чисто интуитивные концепции внесли неоценимый вклад в развитие психологии и не потеряли актуальность до сих пор. Среди них — понятия бессознательного, защитных механизмов и переноса, а также метод свободных ассоциаций.
«Введение в психоанализ» — это сборник лекций Зигмунда Фрейда, с которыми он выступал с 1915 по 1930 год. Благодаря им вы сможете познакомиться с основными понятиями психоанализа и проследить за развитием психологической мысли во времени.
Карл Густав Юнг, «О психологии бессознательного»
Еще один столп мировой психологии — Карл Юнг, швейцарский ученый, ученик Зигмунда Фрейда, создатель аналитической психологии и психотерапии. Его авторству принадлежат такие понятия, как «эго», «комплекс» и «архетип», которые сейчас повсеместно используют не только психологи. Он же ввел понятия «экстраверсия» и «интроверсия», а также предложил разделить всех людей на восемь разных типов. В дальнейшем концепция Юнга стала основой для типологии Майерс‑Бриггс и соционики.
Базовые положения своего учения Юнг изложил в книге «О психологии бессознательного». В ней он рассказал об истории развития психоанализа, а также проанализировал труды Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, который, в отличие от Фрейда, считал главной движущей силой стремление к власти, а не секс. Кроме того, Юнг в этой книге изложил теорию архетипов и обосновал необходимость введения новых понятий — типов личности и темперамента.
Гюстав Лебон, «Психология народов и масс»
Каждый из нас наблюдал, как разительно может измениться какой‑нибудь наш знакомый, если он окажется в той или иной компании, будто она влияет на его манеру поведения, лексикон и даже убеждения. И, чем многолюднее компания, тем ярче проявляется этот эффект. Верно и обратное: человек может влиять на группу других людей — даже очень большую группу! — если знает как.
Испокон веков властолюбивые люди мечтали «влезть в душу толпе», но получалось это не у многих — и то интуитивно. Сегодня отношениями личности и толпы занимаются серьезные ученые — социальные психологи, а результатами их работы пользуются политики, пиарщики и пропагандисты.
Предтечей социальной психологии стал Гюстав Лебон — французский психолог и социолог, который еще в конце XIX века изучил и описал способы внушить любые идеи сколь угодно широкой аудитории. И они, судя по всему, оказались действительно эффективными. Так, по воспоминаниям современников, его книга «Психология народов и масс» стала настольной для Владимира Ленина.
Лев Выготский, «Психология искусства»
Лев Выготский — крупнейший советский психолог, оказавший влияние на всю мировую науку. Так, его считают отцом современной образовательной системы США. Он же стал предтечей появления нового направления в психологии — психологии искусства.
Еще философов античности интересовало, как искусство влияет на человека, но в разряд насущных этот вопрос попал после революции, когда молодая Страна Советов пыталась создать принципиально новое искусство.
Он последовательно разобрался в том, что делает искусство искусством. И предложил необычный метод: если до него изучали либо психологию автора, либо психологию читателя или зрителя, то Выготский исследует само произведение. Он рассматривает его как набор раздражителей, проанализировав которые, можно предугадать реакцию того, кому произведение адресовано. Выготский считает: истинное произведение искусства всегда меняет и своего создателя, и своего адресата — в этом и заключается его смысл.
Эффективность своего метода Выготский проиллюстрировал анализом очень разноплановых произведений: рассказа Ивана Бунина «Легкое дыхание», пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет» и басен Ивана Крылова.
Юлия Гиппенрейтер, «Введение в общую психологию»
Разобраться в психологии непросто: в ней множество школ и течений, представители которых нередко полемизируют между собой, а их концепции зачастую противоречат друг другу. Не запутаться начинающим поможет Юлия Гиппенрейтер — психолог, специалист по экспериментальной психологии, профессор МГУ. Ее любят студенты, ведь Юлия Борисовна, как никто другой, умеет объяснять сложные вещи интересно и просто.
«Введение в общую психологию» написано на основе лекций, которые Юлия Гиппенрейтер на протяжении многих лет читала первокурсникам. В книге сохранен непринужденный стиль общения с университетской аудиторией: строгие научные данные изложены доступным языком и проиллюстрированы множеством примеров из психологической практики, экспериментальных исследований и художественных произведений. Эта книга с равным успехом позволит как подготовиться к экзамену, так и открыть для себя новое в устройстве человеческой психики.
19.05.2022 г. Книги
24.02.2022 г. Книги
Расскажите друзьям:
Отправьте новость
на email:
Политика публикации отзывов
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].
2. Мы за вежливость
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
3. Ваш отзыв должно быть удобно читать
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
6. Отзыв – место для ваших впечатлений
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast. ru.
7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
8. Мы уважаем законы РФ
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.
Психология человека — Психологос
01 января 2013 г., 10:19
В Университете практической психологии Вы сможете узнать всё или почти всё о психологии человека. Эта статья написана по материалам вебинара Университета.
Психология человека — внутренние особенности, отличающие одного человека от другого.
У каждого из нас есть свои особенности: разный объем памяти и разная скорость реакции, с детства мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают, с возрастом у всех у нас меняются ценности и интересы.
В психологию человека включают его способности, навыки, умения, включая управление своими эмоциями, его мировосприятие, установки и убеждения, его Я-образ, его цели и ценности, характер и темперамент, потребности и такие разные чувства…
«Снизу» психология человека определяется генетикой человека, строением и рисунком его тела, «сверху» — социальным окружением, в котором человек социализируется, откуда он берет образцы поведения, которое его так или иначе строит и воспитывает.
Психология человека — это также внутренние причины поведения человека, делающие его выходящим за рамки логики, целесообразности или разумных социальных ожиданий. Когда поведение человека рационально и целесообразно, укладывается в социальные рамки и логику, о психологии вопрос не поднимается.
Не поднимается людьми с деловым подходом. Для людей, любящий о психологии поговорить, повод для этого найдется всегда.
А когда что-то не укладывается в рациональное, когда на поведение человека начинают влиять состояния, чувства и другие непредсказуемые внутренние особенности, начинается разговор о психологии – психологии человека.
Наметил дела, но делать не хочется, занялся другим. Нужно было промолчать — нет, сказал. Хотел сказать мягко, но захлестнули эмоции…
Пошла в аптеку, а зашла в магазин. Денег мало, но не удержалась, купила дорогую сумку. Забыла позвонить — не могу успокоиться, все ругаю себя. Нужно к зубному, а не иду, тяну резину.
Все это не рационально, не целесообразно, никому не нужно, но это происходит. Это внутреннее и психологическое…
Психологию человека можно изучать научно (этим занимается психология как наука), а можно описывать мистически, эзотерически или просто житейски: тогда получаем психологию мистическую, религиозную, житейскую.
Для большого числа людей «психология» — любимое развлечение. Такие увлеченные психологией люди ищут психологическое содержание и психологическую подоплеку там, где на уровне здравого смысла «психологии» нет.
«Иногда банан — это просто банан» — как объяснял Зигмунд Фрейд своей маленькой дочке.
Если у вас заболел зуб, скорее всего, это кариес, а не психосоматика, и вам к врачу, а не к психотерапевту. Если у вас не ладятся отношения с мужчинами, то нужно поправить голову, научиться разбираться в людях и научиться строить отношения, а не искать решения в трудном детстве и семейной истории. Если «психология человека» для вас — это про «учиться», это будет вам в жизни помогать. Если «психология человека» для вас — про «понять», «разобраться с причинами» и только объясняет вам причины ваших проблем, она делает вас не психологически грамотными, а приболевшими психологией. Не списывайте на психологию то, за что вы должны отвечать сами.
Люди, увлеченные психологией, ищут психологическое решение вопросов там, где деловой человек решит вопрос обыденно, попросту.
По одной из притч, к Будде пришел человек и сказал, что он может перелететь через реку Ганг. «Сколько ты этому учился?» — спросил Будда. «Двадцать пять лет!» — ответил человек. «Странно, — сказал Будда. — Зачем тратить на это двадцать пять лет, когда любой лодочник всегда перевезет тебя через Ганг за три драхмы?»
Для деловых людей психология — только средство, один из инструментов, а главным является дело. Деловые люди могут обратить внимание на психологию, создать нужное состояние, но само по себе им это не важно и не интересно, им важно только то, будет в результате сделано дело или нет. Если можно добиться этого результата административными мерами, без всякой психологии, они скорее выберут административный подход. Чрезмерное увлечение психологией такие деловые люди немного грубовато называют «психологней», и возможно, в чем-то они правы.
- Психология человека
- Автор Н.И. Козлов
- +
- Психология
- Психология, психологи
Комментарии (18):
Гость, 17 октября 2013 г., 21:51
Очень интересно и увлекательно.
Гость, 16 декабря 2013 г., 00:07
За информацию спасибо.
Гость, 18 декабря 2013 г. , 12:17
Не понял ответ Будды??? Человек сказал, что может перелететь, а не переплыть? Мне представляется, что тогда бы не было авиации?!
2
ответа
Гость, 23 июня 2014 г., 10:39
Будда дал ему понять, что его старания и трата времени были не целесообразны, не надо искать сложных путей, тогда когда есть более легкий путь к цели.
2
ответа
гость, 29 мая 2015 г., 16:41
Есть такой психологический метод. Если какой-либо человек кричит на вас или же как-то пытается вас оскорбить, можно мысленно представить, что вы берете пустое ведро и надеваете его на голову человека, который на вас кричит. Проверьте — это вам поможет остаться в нормальном расположении духа.
2
ответа
Гость, 07 июня 2017 г., 14:32
Класс, неоднократно пробовала, помогает сохранить «сердечные нервы»! Только вслух не смейтесь!
Гость, 22 января 2019 г. , 23:40
Логично. И нервные клетки целы, и забавно!!! спасибо!!
1
ответ
Гость, 26 января 2019 г., 19:07
Спасибо за то, что даете уверенность!
Гость, 18 апреля 2020 г., 00:22
Он променял 25 лет жизни на 3 драхмы. Как написано выше — это нецелесообразно. Ведь за это время можно было научится многому другому и заработать намного больше. Время можно продать, но не купить.
Гость, 03 января 2018 г., 02:47
Удивился Будда поступку, потому что имел ввиду: «Ты учился летать только для того, чтобы переплыть реку Ганг?» А вопрос задал, потому что не понял, зачем тратить столько времени для перелета Ганга, если можно переплыть. Человек ведь не сказал, что в космос улетел.
Гость, 26 января 2014 г., 02:26
Вот это да!
Гость, 08 октября 2014 г., 10:38
Очень нравится этот автор. Пришла сюда специально с известного форума, чтобы почитать все статьи. Спасибо.
1
ответ
Гость, 22 ноября 2014 г. , 16:14
Не просят, не надо никого учить.
Umit, 17 октября 2014 г., 14:25
Spasibo.
357, 07 мая 2015 г., 10:58
Подскажете, как быть? Как не жалеть себя и убирать негатив, я иногда не могу слушать своих родителей маму, папу, их слова раздражают, во мне иногда как дьявол просыпается, я им не грублю, молчу, а внутри все кипит, ни с того ни с сего агрессия, по ночам думаю — я должна их ценить и любить, потом их не станет.
1
ответ
Гость, 05 мая 2016 г., 05:00
Насчет родителей — поживи отдельно от них, отдохни и пойми, что родителей надо принять такими, какие они есть, ибо именно таким они и воспитали тебя, стоит просто привыкнуть к ним, а при накале отношений — просто уйти и остыть, загубив негатив, они не всегда же тебя бесят.
Гость, 18 сентября 2016 г., 04:27
Заинтересовало ваше повествование, изучаю самостоятельно психологию человека.
Гость, 05 августа 2020 г. , 18:20
Я не согласна с высказыванием, что когда у человека проблемы с отношениями и прочим, то нужно просто научится строить отношения и поправить голову! Если человек не понимает и неосознает своего «я», а это основа с которой он может дальше понимать себя прежде всего, а потом других, то ни о каких взаимоотношениях нормальных не может быть речи! Автор очень поверхностно подходит к вопросу психологии. И вообще далёкий от этого понятия.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Гендерная психология
Гендерная психология — раздел социальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Психология как объяснение того, что в поведении необъяснимо
Психология человека — это также внутренние причины поведения человека, делающие его выходящим за рамки логики, целесообразности или разумных социальных ожиданий. Когда поведение человека рационально и целесообразно, укладывается в социальные рамки и логику, о психологии вопрос не поднимается. А когда что-то не укладывается в рациональное, когда на поведение человека начинают влиять состояния, чувства и другие непредсказуемые внутренние особенности, начинается разговор о психологии – психологии человека. Наметил дела, но делать не хочется, занялся другим. Нужно было промолчать — нет, сказал. Хотел сказать мягко, но захлестнули эмоции…
0Подробнее
01 янв. 2006 г.
Ребенок растет не один, а в экосистеме
Рост и развитие личности различными исследователями и психологическими школами описывается очень различно. Представление о самоактуализации от Карла Роджерса описывает рост и развитие личности через метафору почки или семени, из которого вырастает, разворачивает себя то или иное дерево.. «Как растение стремится быть здоровым растением, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек движим побуждением становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком».
1Подробнее
01 янв. 2006 г.
Структура личности
В зависимости от того, как мы представляем психологическую структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. В синтон-подходе главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности — это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом…
1Подробнее
01 окт. 2022 г.
Возрастная психология
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях. Включает в себя детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию.
0Подробнее
01 янв. 2001 г.
Здоровая и больная психотерапия
Здоровая психотерапия оказывает человеку ситуативную душевную помощь и поддержку, одновременно заботясь об увеличении душевного здоровья человека в перспективе.
9Подробнее
Что такое психология? | Кафедра психологии
Тело
Психология — это научное исследование разума и поведения. Психологи активно участвуют в изучении и понимании психических процессов, функций мозга и поведения. Область психологии считается «узловой наукой», тесно связанной с медицинскими, социальными науками и образованием (Boyack, Klavans, & Borner, 2005).
В штате Огайо факультет психологии состоит из восьми областей, занимающихся исследованием важнейших аспектов мозга и человеческого поведения.
Поведенческая неврология
- Факторы, влияющие на пластичность мозга и поведение в процессе развития и во взрослом возрасте
- Биология и функция гиппокампа
- Стресс и мозг
- Нейрогенез и пластичность мозга на протяжении всей жизни
- Половые различия в функциях мозга
- Эндокринная и иммунная регуляция мозга и поведения
- Нейробиология когнитивного контроля
Информация о программе
Клиническая психология
- Лечение расстройств настроения и личности с помощью когнитивно-поведенческой терапии
- Биоповеденческие реакции на диагностику и лечение рака
- Тестирование и распространение психологических методов лечения онкологических больных
- Психологическая и поведенческая адаптация к хроническим проблемам со здоровьем
- Влияние упражнений на психологическое и когнитивное функционирование
- Нейропластичность при здоровом старении и неврологических расстройствах
- Внимательность и когнитивные функции у пожилых людей
Информация о программе
Когнитивная психология
- Экспериментальные подходы, визуализация мозга и модельные подходы к восприятию, памяти, принятию решений, действию и языку
- Моделирование обработки решений в памяти, восприятии, счете.
- Как наши зрительные системы формируют наше стабильное восприятие мира
- Нейровизуализация (фМРТ) изучает, как мы оцениваем и выбираем вещи
- Создание биологически правдоподобных сетевых моделей человеческого познания
- Как мы контролируем наше внимание при выполнении сложных задач
- Как слуховая система решает проблемы понимания разговорной речи
Информация о программе
Наука принятия решений
- Влияние когнитивных, эмоциональных и социальных процессов на суждения и выбор
- Как умение считать (вычислительные способности) влияет на решения в реальном мире
- Как мозг представляет субъективные ценности и убеждения
- Роль установок в числовых суждениях и выборе
- Как улучшить самоконтроль
- Как информация интерпретируется и интегрируется в процесс принятия решений
- Моделирование принятия решений при старении и снижении когнитивных функций
Информация о программе
Психология развития
- Обучение и изменения в развитии познания, поведения и мозга
- Влияние генетики и окружающей среды на мозг и поведение
- Развитие памяти, категоризации и рассуждений
- Развитие числового познания и математического мышления
- Как дети изучают язык и используют его для понимания своего мира
- Как дети перерастают поверхностное в своем социальном и моральном понимании Как дети перерастают поверхностное в своем социальном и моральном понимании
Информация о программе
Интеллектуальные нарушения и нарушения развития
- Как улучшить здоровье и самочувствие детей и взрослых с нарушениями интеллекта, расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития нервной системы
- Как наилучшим образом поддержать членов семьи людей с ограниченными возможностями
- Как повлиять на исход и течение умственной отсталости, расстройств аутистического спектра и связанных с ними нарушений развития нервной системы
- Как разработать психологические инструменты для измерения основных и сопутствующих признаков умственной отсталости, расстройств аутистического спектра и других нарушений развития нервной системы
- Как лечить поведенческие и эмоциональные проблемы у детей и взрослых с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра и связанными с ними нарушениями развития нервной системы
Информация о программе
Количественная психология
- Разработка, оценка и применение новых количественных методов анализа психологических данных
- Применение статистических моделей к проблемам реального мира
- Байесовские модели человеческого познания
Информация о программе
Социальная психология
- Автоматические и обдуманные установки: влияние на обработку информации, суждения и поведение
- Расширение участия женщин в дисциплинах STEM
- Как мотивация в социальных взаимодействиях формирует отношения, убеждения, благополучие и здоровье
- Что мотивирует социальное поведение
- Влияние иммунной системы и обычных противовоспалительных препаратов (например, тайленол) на эмоции, решения и социальное поведение
- Как сходство активности мозга у разных людей лежит в основе сходства мыслей, взглядов и убеждений
Информация о программе
Определения, ответвления, история и как стать одним из них
Психология — это изучение разума и поведения, по данным Американской психологической ассоциации. Это изучение ума, того, как он работает и как он влияет на поведение.
АПА добавляет, что она «охватывает все аспекты человеческого опыта, от функций мозга до действий наций, от развития детей до ухода за пожилыми людьми».
Психологи и психиатры работают вместе, чтобы помочь людям с психическими заболеваниями, но это не совсем одно и то же.
Психолог лечит пациента с помощью психотерапии, помогая облегчить симптомы путем изменения поведения. Роль психиатра, который является врачом, больше сосредоточена на назначении лекарств и других вмешательств для лечения психических заболеваний.
Краткие факты о психологии
- Психология изучает поведение и разум.
- Существуют различные виды психологии, такие как когнитивная, судебная, социальная и психология развития.
- Человеку с заболеванием, влияющим на его психическое здоровье, может быть полезна оценка и лечение у психолога.
- Психолог может предложить лечение, направленное на поведенческую адаптацию.
- Психиатр — это врач, который, скорее всего, сосредоточится на медицинском лечении проблем психического здоровья.
Работа психолога может варьироваться от консультирования людей с тревогой до консультирования компаний о том, как создать лучшую команду.
Разум очень сложен, и заболевания, связанные с ним, трудно поддаются лечению.
Мыслительные процессы, эмоции, воспоминания, сны, восприятия и т. д. нельзя увидеть физически, как кожную сыпь или порок сердца.
Хотя можно наблюдать физические признаки некоторых проблем с психическим здоровьем, например, бляшки, возникающие при болезни Альцгеймера, многие психологические теории основаны на наблюдении за поведением человека.
Практикующий психолог встретится с пациентами, проведет оценку, чтобы выяснить, что их беспокоит и что вызывает трудности, и порекомендует или проведет лечение, например, посредством консультирования и психотерапии.
У психологов могут быть и другие роли. Они могут проводить исследования, чтобы консультировать органы здравоохранения и другие органы по социальным и другим стратегиям, оценивать детей, которым трудно учиться в школе, проводить семинары о том, как предотвратить травлю, работать с группами по подбору персонала в компаниях и многое другое.
Существуют разные виды психологии, которые служат разным целям. Не существует фиксированного способа их классификации, но вот некоторые распространенные типы.
Клиническая психология
Клиническая психология объединяет науку, теорию и практику, чтобы понять, предсказать и облегчить проблемы адаптации, инвалидности и дискомфорта. Он способствует адаптации, приспособлению и личному развитию.
Клинический психолог концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах человеческой деятельности на протяжении всей жизни человека, в разных культурах и на разных социально-экономических уровнях.
Клиническая психология может помочь нам понять, предотвратить и облегчить вызванные психологическим расстройством дистресс или дисфункцию, а также способствовать благополучию человека и личному развитию.
Психологическая оценка и психотерапия занимают центральное место в практике клинической психологии, но клинические психологи часто также участвуют в исследованиях, обучении, судебно-медицинских показаниях и других областях.
Когнитивная психология
Когнитивная психология исследует внутренние психические процессы, такие как решение проблем, память, обучение и язык. Он смотрит на то, как люди думают, воспринимают, общаются, запоминают и учатся. Она тесно связана с неврологией, философией и лингвистикой.
Когнитивные психологи изучают, как люди получают, обрабатывают и хранят информацию.
Практическое применение включает в себя способы улучшения памяти, повышения точности принятия решений или создания образовательных программ для улучшения обучения.
Психология развития
Это научное исследование систематических психологических изменений, которые человек испытывает на протяжении всей жизни, часто называемых человеческим развитием.
Он ориентирован не только на младенцев и детей младшего возраста, но и на подростков, взрослых и пожилых людей.
Факторы включают двигательные навыки, решение проблем, моральное понимание, овладение языком, эмоции, личность, самооценку и формирование личности.
Он также рассматривает врожденные психические структуры в сравнении с обучением через опыт или то, как характеристики человека взаимодействуют с факторами окружающей среды и как это влияет на развитие.
Психология развития пересекается с такими областями, как лингвистика.
Эволюционная психология
Эволюционная психология изучает, как человеческое поведение, например язык, подвергалось влиянию психологических изменений в ходе эволюции.
Психолог-эволюционист считает, что многие психологические черты человека являются адаптивными, поскольку они позволили нам выжить на протяжении тысячелетий.
Судебная психология
Судебная психология включает в себя применение психологии к уголовному расследованию и закону.
Судебный психолог практикует психологию как науку в системе уголовного правосудия и гражданских судах.
Он включает в себя оценку психологических факторов, которые могут повлиять на дело или поведение, и представление результатов в суде.
Психология здоровья
Психология здоровья также называется поведенческой медициной или медицинской психологией.
Он показывает, как поведение, биология и социальный контекст влияют на болезнь и здоровье.
Врач часто сначала смотрит на биологические причины болезни, но медицинский психолог сосредоточится на человеке в целом и на том, что влияет на состояние его здоровья. Это может включать их социально-экономический статус, образование и опыт, а также поведение, которое может повлиять на заболевание, например, соблюдение инструкций и прием лекарств.
Медицинские психологи обычно работают вместе с другими медицинскими работниками в клинических условиях.
Нейропсихология
Нейропсихология изучает структуру и функции мозга в связи с поведением и психологическими процессами. Нейропсихология может быть задействована, если состояние связано с поражением головного мозга, и оценки, которые включают регистрацию электрической активности в мозге.
Нейропсихологическая оценка используется для определения вероятности возникновения у человека поведенческих проблем после предполагаемой или диагностированной травмы головного мозга, такой как инсульт.
Результаты могут позволить врачу назначить лечение, которое может помочь пациенту добиться возможных улучшений в результате произошедшего когнитивного нарушения.
Профессиональная психология
Профессиональные или организационные психологи занимаются оценкой и выработкой рекомендаций в отношении результатов работы и обучения людей.
Они помогают компаниям находить более эффективные способы работы и понимать, как люди и группы ведут себя на работе.
Эта информация может помочь повысить эффективность, результативность, удовлетворенность работой и удержание сотрудников.
Социальная психология
Социальная психология использует научные методы для понимания того, как социальные влияния влияют на поведение человека. Он пытается объяснить, как на чувства, поведение и мысли влияет фактическое, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей.
Социальный психолог изучает групповое поведение, социальное восприятие, невербальное поведение, соответствие, агрессию, предрассудки и лидерство. Социальное восприятие и социальное взаимодействие рассматриваются как ключ к пониманию социального поведения.
Другие отрасли включают военную, потребительскую, образовательную, кросс-культурную и экологическую психологию. Количество отделений продолжает расти.
В философском контексте психология существовала около тысячи лет назад в Древней Греции, Египте, Индии, Персии и Китае.
В 387 г. до н. э. Платон предположил, что мозг — это место, где происходят психические процессы, а в 335 г. до н. э. Аристотель предположил, что это сердце.
Авиценна, известный врач-мусульманин, родился в 9 г.80 г. н.э. изучал и лечил эпилепсию, ночные кошмары и плохую память. Говорят, что первые больницы для лечения психических заболеваний были созданы исламскими врачами в средние века.
В 1774 году Франц Месмер предположил, что гипноз, или «месмеризм», может помочь в лечении некоторых видов психических заболеваний.
В 1793 году Филипп Пинель освободил первых пациентов с проблемами психического здоровья из заключения, что означало переход к более гуманному обращению.
В 1879 году Вильгельм Вундт, Германия, основал психологию как самостоятельную экспериментальную область исследования. Он создал первую лабораторию, которая проводила психологические исследования исключительно в Лейпцигском университете. Вундт известен сегодня как отец психологии.
В 1890 году американский философ Уильям Джеймс опубликовал книгу «Принципы психологии». Его обсуждали психологи всего мира на протяжении многих десятилетий. В том же году в штате Нью-Йорк был принят Закон о государственном уходе, согласно которому люди с проблемами психического здоровья должны были покидать дома для бедных и поступать в больницу для лечения.
В 1890 году была основана Американская психологическая ассоциация (АПА) под руководством Дж. Стэнли Холла.
Герман Аббингаус, живший с 1850 г. 1909 и работал в Берлинском университете, был первым психологом, широко изучавшим память.
Иван Павлов, живший с 1849 по 1936 год, провел знаменитый эксперимент, который показал, что у собак выделяется слюна, когда они ожидают еды, введя понятие «обусловливания».
Австриец Зигмунд Фрейд, живший с 1856 по 1939 год, открыл область психоанализа, разновидность психотерапии. Он использовал методы интерпретации, самоанализ и клинические наблюдения, чтобы понять разум.
Он сосредоточился на разрешении бессознательных конфликтов, психических расстройств и психопатологий. Фрейд утверждал, что бессознательное отвечает за большинство мыслей и поведения людей, а также за проблемы с психическим здоровьем.
Э. Б. Титченер, американец, твердо верил в структурализм, который фокусируется на вопросе: «Что такое сознание?»
Уильям Джеймс и Джон Дьюи твердо верили в функционализм, который обращался к вопросу «Для чего нужно сознание?»
Дебаты между функционалистами и структуралистами привели к быстрому росту интереса к психологии в Соединенных Штатах и других странах и к созданию первой психологической лаборатории в США в Университете Джона Хопкинса.
Бихевиоризм
В 1913 году американский психолог Джон Б. Уотсон основал новое движение, изменившее фокус психологии.
Поведение, утверждал он, является не результатом внутренних психических процессов, а результатом того, как мы реагируем на окружающую среду.
Бихевиоризм сосредоточен на том, как люди учатся новому поведению из окружающей среды.
Гуманизм
Гуманисты считали бихевиоризм и психоаналитическую теорию слишком бесчеловечными.
Вместо того, чтобы быть жертвами окружающей среды или бессознательного, они предположили, что люди изначально хороши и что наши собственные умственные процессы играют активную роль в нашем поведении.
Гуманистическое движение придает большое значение эмоциям, свободе воли и субъективному взгляду на опыт.
Когнитивная теория
Представленная в 1970-х годах, она считается самой последней школой мысли в психологии.
Когнитивные теоретики считают, что мы получаем информацию из окружающей среды с помощью наших органов чувств, а затем мысленно обрабатываем данные, организуя их, манипулируя ими, запоминая их и соотнося с информацией, которую мы уже сохранили.