ВЗГЛЯД / Объективная реальность существует, просто доступна не каждому :: Автор Дмитрий Винник
Студенты иногда спрашивают, верю ли я в объективную истину. Конечно, верю.
Еще полвека назад было модно говорить об относительности истины, рассуждать о возможных и параллельных мирах, где все не так, включая законы физики. Потом наступило увлечение иными формами сознания с кардинально другим восприятием и истинами. Чуть позже стали говорить о «неклассической рациональности», сегодня рассуждают о «нарративах», хотя еще вчера предпочитали «дискурсы». Толерантные постмодернисты недавно и вовсе объявили объективную истину признаком тоталитарного мышления – с нее, мол, и начинается принуждение и деспотия!
Мы знаем, что сама наука стала возможна только благодаря представлению об истине, которая не моя и не твоя, а у всех одна – независимая от сознания. Расхожая фраза, что всякая истина относительна, на самом деле ложна. Например, утверждения чистой математики истинны абсолютно.
В XX веке, особенно во второй его половине, объективная истина пережила страшный удар, от которого человечество не оправилось до сих пор. Результаты двухщелевого эксперимента с рассеянием электронов и прочие релятивистские «чудеса» были настолько ужасающими для здравого смысла, что пошатнулись не только представления о рациональности, но и сама вера в незыблемость реальности. И это случилось в самой «научной» из наук – Ее Величестве Физике! Развитие гуманитарного знания, которое по сравнению с естественным само по себе крайне схоластично и еще более относительно (поди разберись, что абстрактно, а что конкретно!), только добило жалкие остатки веры в истину, независимую от сознания. У этого, конечно же, были свои выгодоприобретатели. От эрозии истины пострадали и мы с вами. Например, в странах Восточной Европы наши враги стали развивать направление исследований «исторической памяти», суть которых сводилась к тому, что память о Второй мировой войне не то что в каждой стране, но даже в каждой конкретной местности своя – и обобщенного знания о ней быть не может. Это был главный метод по подготовке почвы к пересмотру итогов войны. Фактически мы столкнулись с невиданным ренессансом софистики в XXI веке.
Как мы знаем из истории, софистика как философское течение выросло из конкретной профессии так называемых учителей мудрости, то есть софистов. Древние греки очень любили всякие собрания, суды и публичные диспуты, но адвокатов и прочих представителей не было, ну или почти не было – иди и выступай сам! Зато были риторы и софисты, натаскивавшие желающих за весьма приличные гонорары. Порой эти гонорары были просто колоссальными. Например, афинский софист Исократ как-то получил гонорар, сопоставимый с годовым бюджетом среднего полиса. Софисты учили логико-лингвистическим уловкам, словесному шулерству. Очень скоро они стали страдать от профессиональной деформации – они были столь успешны в «доказывании» и обосновании чего угодно, за что заплатил клиент, что перестали верить в достижимость объективной истины. А некоторые, особенно смелые, и вовсе дошли до утверждения, что она отсутствует в принципе. Из этого профессионального убеждения, что истина субъективна, выросло целое философское учение софистики. От софистов до нас дошло множество абсурдных высказываний и оригинальных тезисов. Например, Кратил заявил, что в одну реку нельзя зайти единожды – пока мы в нее входим, и воды реки уже не те, да и ты сам уже не тот. Софисты были первыми радикальными скептиками и агностиками.
А ведь и сейчас их полно! Знаменитые политконсультанты в период торжества выборной демократии в России порой запрашивали не меньше, чем Исократ в пересчете на серебро и хлеба. Софистических профессий в наши времена хоть отбавляй – просто они именуются по-другому: рекламщики, маркетологи, специалисты по связям с общественностью, имиджмейкеры и прочие специалисты по работе с людьми. Для многих из этих специалистов вполне органичны странные убеждения в том, что упаковка важнее содержания; что «хвост вертит собакой»; что продаются не реальные товары, а симулякры; что символический капитал важнее реального; что «народ хавает»; что можно «впарить все что угодно»; что истинно то, что показали по телевизору. Эта среда современных софистов родила в России и своего философа. Его имя – Виктор Пелевин. Пелевин – подлинный выразитель мировоззрения профессиональных обслуживателей массового сознания. Не зря он тяготеет к буддизму, всей этой мистике пустотности, «ничтойности», принципиальной кажимости всего сущего, мнимой таковости и абсолютной иллюзорности.
Один молодой университетский ученый отправился в Сколково на целую годичную стажировку и освоил там местный речекряк эффективных менеджеров. После стажировки он написал программу развития собственного факультета и попросил моего друга помочь перевести ее на английский. Мой друг встретил в тексте странный термин – «вау-маркетинг». Он провел опрос разных людей. Ответы были разные, но все как один утверждали, что это штука известная – некое передовое направление в американском маркетинге. Конечно же, ничего подобного за рубежом не нашлось. Судя по всему, безымянный маркетолог обчитался Пелевина и, впечатлившись его «вау-импульсами», ввел этот неологизм. Долгие годы таинственный писатель действительно был выразителем философии многочисленного сословия современных софистов. Но в последние годы что-то начало давать сбой – сама реальность постепенно начала просачиваться в мир потребительских грез и иллюзий. Это реальность жесточайшего геополитического противостояния, это реальность тех страшных последствий экспериментов над человеческой природой и сознанием, к которым приложило свое искусство упомянутое сословие.
Объективная истина существует. Она действительно независима от сознания, но при этом сознанию и разуму доступна. Для этого просто следует подготовить свой разум к восприятию истины размышлениями, очистить сознание от аффектации ложным содержанием, только тогда можно увидеть вещи такими, какие они есть, воспринять подлинные данности. Наша главная данность сегодня – СВО. Но чтобы понять ее смысл, следует размышлять. Причем размышлять не формально, а в исторической перспективе. Только тогда человеку может открыться понимание того, что формальные суждения типа «Мы первые напали – значит, мы ведем несправедливую войну» ложны. Вы наверняка помните слова Гераклита о том, что война есть начало. Но не все знают окончание его слов: «Одних война делает богами, других людьми; одни становятся рабами, другие – свободными людьми». Несмотря на весь драматизм нашей истории, в России сохранились многие свободы, которые попраны и извращены на Западе. Одна из них – свобода слова и стихийная вера народа в правду, которая и есть объективная истина, но не рафинированная, а насыщенная нравственным содержанием.
«Что такое «объективная реальность»?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
ФилософияНаука+5
Дмитрий Моисеев
·
17,1 K
ОтветитьУточнитьСтанислав Панин
Философия
10,4 K
Философия, религиоведение, цифровые гуманитарные науки · 10 мар 2021 · academia. fzrw.info
Определение философским терминам лучше всего давать, избегая их наполнения идеями конкретного направления. Сказать, например, что «объективная реальность» — это исключительно материя, значит перейти от общей дискуссии к изложению конкретной (материалистической) философской концепции. Таким образом, изучение философии подменяется изложением идей определенной школы.
Следуя этому принципу, наиболее корректным определением «объективной реальности» было бы следующее: объективная реальность — это реальность, независимая от субъекта. У самого понятия «реальность» нет однозначного определения. Среди основных пониманий реальности выделяют «все существующее вообще; объективный мир; действительность». Из этих значений в словосочетании «объективная реальность» имеется в виду первое. Тогда существующее разбивается на то, что существует объективно, и то, что существует субъективно или интерсубъективно.
Другой способ подойти к этому вопросу — этимологический. Латинское слово obiectus означает «положенный напротив», «противоположный», а subiectus — «положенный рядом» или «положенный под».
Разные школы отвечали по-разному на вопрос, что собой представляет объективная реальность, существует ли она в принципе, можем ли мы ее познать и если да, то как.
Мои доклады и лекции на YouTube
Перейти на youtube.com/c/StanislavPanin17 марта 2021
> Разные школы отвечали по-разному на вопрос, что собой представляет объективная реальность, существует ли она в… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Клюев Андрей
Психология
1,1 K
Психолог по работе с РПП, ПА, ПТСР, депрессией, тревогой, детские травмы. https://clck.ru… · 7 мар 2021 · клюевандрей.рф
Объективная реальность — это идеализированное понятие, под которым подразумевается истина в последней инстанции. Корнями это понятие уходит к Платону и его Теории Идей. Психологически оно базируется на людской потребности упрощать идеи, принимая некоторые за истину (объективную реальность) , т.к. наш мозг имеет ограниченную память и мощность обработки данных. Даже если… Читать далее
Я могу изменить этоn мир только меняя себя.
Перейти на КлюевАндрей.рфСергеев Сергей
3 июля 2021
> Объективная реальность — это идеализированное понятие, под которым подразумевается истина в последней… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Александр Яковенко
Образование
971
Создание и оценка системы научного сопровождения самообучения в развивающейся высокоинтелл. .. · 7 мар 2021
Я думаю, что термин объективная реальность это что-то гипотетическое, которое в действительности никто в живую не видел в целом и объяснить не может. До своего рождения, как говорят специалисты, я ощущал как объективную реальность свою маму и близких мне людей. После рождения возможности ходить, видеть, слышать и чувствовать значительно расширились. Поездки и… Читать далее
Сергеев Сергей
8 августа 2021
Объективная реальность- то то, что существует на самом деле. Другое дело что до конца точно не можем её познать.
Комментировать ответ…Комментировать…
Андрей Селиванов
Менеджмент
2,0 K
Управленец, немного понимающий в управлении. Человек, немного понимающий в Жизни. Фотограф… · 8 мар 2021
Ранее, в эпоху плёночных фотоаппаратов можно было говорить об объективной реальности, как о том, что попало в поле «зрения» объектива фотоаппарата.
Клюев Андрей
3 июля 2021
Ее и не было. Была лишь ее удобная интерпретация. Про это еще Юм писал.
Комментировать ответ…Комментировать…
Сергеев Сергей
554
Физика, математика, программирование, компьютеры, философия. Интересы: психология… · 1 июл 2021
Объективная реальность — это философская категория для обозначения мира таким, каким он есть на самом деле. Эта категория противоположна другой — «субъективная реальность», которая означает мир, как его понимают люди. Люди в основном стремятся полностью понять мир таким каким он есть на самом деле, то есть они стремятся понять объективную реальность. Хотя иногда есть… Читать далее
1 эксперт согласен
Дмитрий Моисеев
подтверждает
1 июля 2021
Хорошо и точно сформулировано, респект.
Комментировать ответ…Комментировать…
Виктор Зозуля
406
слесарь-электрик, ценитель резкости и краткости · 7 мар 2021
«реальность» и «действительность» можно схематически представить как два частично совмещённых круга, при этом — область совмещения кругов — «объективная реальность», а остальная, не совмещающаяся с действительностью часть субъективной реальности — поле деятельности идеалистов…
https://proza.ru/2020/01/06/1685
Солярис
18 января
Реальность и Действительность — суть одно и тоже
Комментировать ответ…Комментировать…
Олег Колобаев
523
Предприниматель. Живу в Туле. Любимые темы- история Русов и всего человечества, славяно-а… · 7 мар 2021
Не простой вопрос. Мы верим в то, что окружающий нас мир является объективной реальностью. Это понятие становится истинной в противовес субъективности. Есть утверждение: нет субъекта – нет и объекта. Но это не означает, что «объективная реальность» не существует, поскольку до появления человека Мир существовал в непроявленном состоянии его сознания. По определению… Читать далее
Сергеев Сергей
8 августа 2021
> Но это не означает, что «объективная реальность» не существует Это верно. > По определению «объективная… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Полигон Реализации Интеллектуальной Собственности
-23
ПРИС — совместное создание и реализация технологий нового поколения. · 7 мар 2021 · prisv.com
Отвечает
Валерий Ташниченко
Объективная реальность, это реальная суть вещей, окружающего нас мира.
Комментировать ответ…Комментировать…
Лилия Гу
180
онтология, теософия, Учения Востока в современной интерпретации · 7 нояб 2021
Объективной люди называют реальность о которой договорились — воспринимать ее одинаково, без принципиальных отличий. Что считать объективной реальностью — это вопрос договоренности, а значит ограниченной условности. В отличие от «договорных» ограничений объективной реальности глубина субъективной реальности зависит от процесса развития индивидуальности в утончении… Читать далее
Солярис
18 января
Субъективный договорняк людей, что считать Объективной Реальностью — ею вовсе не является, и не может рассматривать. .. Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Алёна Юферова
179
книголюб: политика, история, новости, здоровье, литература, философия. · 7 мар 2021
Полагаю, что это законы физики и других наук, например такие величины,
как число 3,14, РН среды, температура кипения жидкостей и тому подобное.
Только точные научные данные.
Солярис
18 января
Объективная Реальность подразделяется на Физическую ОР, Общественно-Социальную ОР, и Историческую ОР. Вы… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Создает ли реальность человеческое сознание?
Существует ли независимая от нас физическая реальность? Существует ли вообще объективная реальность? Или структура всего, включая время и пространство, создается восприятием тех, кто ее наблюдает? Таково новаторское утверждение новой статьи, опубликованной в Журнале космологии и физики астрочастиц .
Среди авторов статьи Роберт Ланца, специалист по стволовым клеткам и регенеративной медицине, известный своей теорией биоцентризма, согласно которой сознание является движущей силой существования Вселенной. Он считает, что физический мир, который мы воспринимаем, не является чем-то отдельным от нас, а скорее создан нашим разумом, когда мы его наблюдаем. Согласно его биоцентрической точке зрения, пространство и время являются побочным продуктом «вихря информации» в нашей голове, который наш разум сплетает воедино в связный опыт.
Его новая статья, написанная в соавторстве с Дмитрием Подольским и Андреем Барвинским, теоретиками квантовой гравитации и квантовой космологии, показывает, как наблюдатели влияют на структуру нашей реальности.
Согласно Ланце и его коллегам, наблюдатели могут сильно влиять на «поведение наблюдаемых величин» как в микроскопическом, так и в массивном пространственно-временном масштабе. На самом деле необходим «глубокий сдвиг в нашем обычном повседневном мировоззрении», писал Ланца в интервью Big Think. Мир — это не то, что формируется вне нас, а просто существует сам по себе. «Наблюдатели в конечном итоге определяют структуру самой физической реальности», — заявил он.
Как наблюдатели могут создавать реальность?
Как это работает? Ланца утверждает, что сеть наблюдателей необходима и «присуща структуре реальности». Как он объясняет, наблюдатели — вы, я и любой другой — живут в квантовой гравитационной вселенной и создают «согласованную на глобальном уровне когнитивную модель» реальности, обмениваясь информацией о свойствах пространства-времени. «Ибо, как только вы что-то измеряете, — пишет Ланца, — волна вероятности измерить то же самое значение уже измеренной физической величины становится «локализованной» или просто «коллапсирует»». Именно так реальность становится неизменно реальной для всех нас. . Как только вы продолжите измерять количество снова и снова, зная результат первого измерения, вы увидите, что результат будет одним и тем же.
«Точно так же, если вы узнаете от кого-то результаты их измерений физической величины, ваши измерения и измерения других наблюдателей влияют друг на друга — замораживая реальность в соответствии с этим консенсусом», — добавил Ланца, пояснив далее, что «консенсус различных мнений относительно структуры реальности определяет саму ее форму, формируя лежащую в ее основе квантовую пену», — пояснил Ланца.
В квантовых терминах наблюдатель влияет на реальность посредством декогеренции , который обеспечивает основу для коллапсирующих волн вероятности, «в значительной степени локализованных вблизи когнитивной модели, которую наблюдатель строит в своем уме на протяжении всей своей жизни», — добавил он.
Ланца говорит: «Наблюдатель — это первопричина, жизненная сила, разрушающая не только настоящее, но и каскад пространственно-временных событий, которые мы называем прошлым. Стивен Хокинг был прав, когда сказал: «Прошлое, как и будущее, неопределенно и существует только как спектр возможностей» 9.0007
Может ли Вселенная быть симуляцией?
Может ли искусственный разум без сознания выдумывать наш мир? Ланца считает, что биология играет важную роль, как он объясняет в своей книге «Великий биоцентрический замысел: как жизнь создает реальность », которую он написал в соавторстве с физиком Матеем Павшичем.
Хотя бот вполне может быть наблюдателем, Ланца считает, что для установления стрелы времени необходимо живое существо с сознанием и памятью. «Безмозглый» наблюдатель не ощущает время и/или декогерентность с какой-либо степенью свободы, — пишет Ланца. Это приводит к причинно-следственным связям, которые мы можем заметить вокруг себя. Ланца считает, что «мы можем только сказать наверняка, что сознательный наблюдатель действительно коллапсирует квантовую волновую функцию».
Уравнение Бога
Как Роберт Ланца также написал в Big Think, еще одним ключевым аспектом их работы является то, что она разрешает «раздражающую несовместимость между квантовой механикой и общей теорией относительности», что было камнем преткновения даже для Альберта Эйнштейна. (См. видео ниже, в котором Мичио Каку объясняет несовместимость и его предложение, теорию струн, объединить две теории.)
youtube.com/embed/B1GO1HPLp7Y?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen=»»>Величайшая загадка физики: Митио Каку объясняет уравнение Бога | Большие мысли www.youtube.com
Кажущееся несоответствие этих двух объяснений нашего физического мира — с квантовой механикой, рассматривающей молекулярный и субатомный уровни, и общей теорией относительности взаимодействия между массивными космическими структурами, такими как галактики и черные дыры, — исчезает, как только учитываются свойства наблюдателей.
Хотя все это может показаться спекулятивным, Ланца говорит, что их идеи проверяются с помощью моделирования методом Монте-Карло на мощных компьютерных кластерах Массачусетского технологического института и вскоре будут проверены экспериментально.
— Лексикон Айн Рэнд
Домашняя страница
Поиск ПоискОбъективность — это и метафизическое, и гносеологическое понятие. Это относится отношение сознания к бытию. Метафизически это признание того факта, что реальность существует независимо от любого воспринимающего сознание. Эпистемологически это признание того факта, что сознание воспринимающего (человека) должно приобретать знания о действительности посредством определенных означает (причина) в соответствии с определенными правилами (логики). Это значит, что хотя реальность неизменна и в любом данном контексте возможен только один ответ. правда, истина недоступна человеческому сознанию автоматически и может быть достигнуты только с помощью определенного умственного процесса, который требуется от каждого человека, который стремится к знанию — что нет замены этому процессу, нет спасения от ответственности за это, никаких ярлыков, никаких особых разоблачений привилегированным наблюдателей — и что не может быть такой вещи, как окончательный «авторитет» в вопросы, относящиеся к человеческому знанию. Метафизически единственным авторитетом является реальность; гносеологически — собственное сознание. Первый — высший арбитр второй.
В понятии объективности содержится причина, по которой вопрос «Кто решает что правильно, а что нет?» неправильно. Никто не « решает ». Природа не решает — это просто есть ; человек не решает , в вопросах познания он просто наблюдает то, что есть. Когда дело доходит до применения своих знаний, человек решает, что он хочет делать, в соответствии с тем, что он узнал, помня что основной принцип рационального действия в все аспекта человека существования: «Природе, чтобы ей повелевать, нужно подчиняться». Это означает, что человек не создает реальности и может достичь своих ценностей, только сделав его решения, соответствующие фактам действительности.
«Кто является последней инстанцией в этике?»
Информационный бюллетень Objectivist , февраль 1965 г. , 7
Объективность начинается с осознания того, что человек (включая все его атрибуты и способности, включая его сознание) есть сущность особой природы, которая должны действовать соответственно; что нет выхода из закона тождества, ни ни во вселенной, с которой он имеет дело, ни в работе своей собственной сознания, и если он хочет приобрести знание первого, он должен открыть правильный метод использования второго; что нет места для произвольный в любой деятельности человека, менее всего в его способе познание — и так же, как он научился руководствоваться объективными критериями в изготовления своих физических орудий, поэтому он должен руководствоваться объективными критериями в формируя свои инструменты познания: свои понятия.
«Сознание и идентичность»,
Введение в объективистскую эпистемологию , 82
Это аксиоматические понятия, которые определяют предпосылку знания: различие между существованием и сознанием, между реальностью и осознание действительности, между объектом и субъектом познания. Аксиоматические понятия лежат в основе объективность .
«Аксиоматические понятия»,
Введение в объективистскую эпистемологию , 57
Большинство людей. . . считают, что абстрактное мышление должно быть «безличным», что означает, что идеи не должны иметь личного значения, ценности или важности для мыслитель. Это понятие основано на предпосылке, что личный интерес является агентом искажения. Но «личный» не означает «необъективный»; это зависит от какой ты человек. Если ваше мышление определяется вашими эмоциями, то вы не сможете ни о чем судить лично или безлично. Но если ты из тех, кто знает, что реальность вам не враг, что истина и знания имеют ключевое, личное, эгоистичный важный для вас и для себя жизнь, — тогда чем страстнее личное мышление, тем яснее и вернее.
«Философское обнаружение»,
Философия: кому это нужно , 16
Copyright © 1986, Гарри Бинсвангер. Авторские права на введение © 1986 Леонарда Пейкоффа. Все права защищены. За информацией обращайтесь в New American Library.
Выдержки из книги «Зловещие параллели » Леонарда Пейкоффа. Copyright © 1982 Леонард Пейкофф. Перепечатано с разрешения Издательство Штейн и Дэй. Выдержки из романтического манифеста , Айн Рэнд. Copyright © 1971, The Objectivist . Перепечатано с разрешения Harper & Row, Publishers, Inc. Выдержки из Атлас расправил плечи , авторское право © 1957, Айн Рэнд, The Источник , авторские права принадлежат Айн Рэнд, 1943, и . New Intellectual , авторские права принадлежат Айн Рэнд, 1961. Перепечатано разрешение поместья Айн Рэнд. Выдержки из Философия: Кто Needs It Айн Рэнд. Авторское право © 1982 г. Леонард Пейкофф, исполнитель, поместье Айн Рэнд. Перепечатано разрешение поместья Айн Рэнд. Выдержки из книги «Философия. цикла лекций «Объективизм».