Образ поведения мышления и действий человека: Кроссворды по избирательному праву | Творческая работа учащихся по обществознанию (5 класс) на тему:

Содержание

Как мысли влияют на поведение человека? Как мысли влияют на настроение?

В своей жизни мы прилагаем огромное количество усилий, пытаясь избежать стрессовых ситуаций, избежать перееданий, для себя устанавливаем правила здорового образа жизни, занимаемся спортом. Однако способ нашего мышления может оказать гораздо большее влияние на состояние здоровья, чем четкое следование всем правилам. Если занимаясь спортом, все время будет сопровождать мысль-идея: «Я все еще недостаточно стройна», вряд ли вы будете наслаждаться процессом тренировок, посещая спортзал. 

Как мысли влияют на наше тело

Почему сердце бьется быстрее, когда приходится выступать перед аудиторией? Почему мы краснеем, когда испытываем смущение, стыд? Почему наши мышцы напрягаются, когда нас просят сделать что-то, что нам не нравится? 

Эмоции включают психологическую реакцию как подготовку к определенным действиям. 

Когда мы напуганы, тело мобилизуется, чтобы бежать, когда мы сердимся, тело мобилизуется для нападения. Когда находимся в состоянии апатии, тело расслабляется. Когда мы ощущаем радость, счастье – тело мобилизуется для повышенной активности.

Наукой уже доказано влияние мышления на физиологические процессы в теле. А в повседневной жизни, достаточно просто понаблюдать за своими «телесными» реакциями на протяжении дня. Перед важным совещанием, на котором вам необходимо провести презентацию, вы можете почувствовать сухость во рту, учащенное сердцебиение, изменившийся ритм дыхания. Как только вы начинаете думать иначе о предстоящем выступлении, снижая значимость и важность обратной связи, и телесные реакции также могут измениться.

Изначально, может возникнуть впечатление, что ситуации напрямую вызывают у нас реакцию. Но это не так: нашу реакцию вызывает то, что мы думаем о ситуации

. Для того, чтобы понять, как это так получается, что ситуация одна и та же, а реакции — у людей разные, я приведу один и тот же пример с пояснениями. Зачем нужно это знать? Потому что тогда возможно понять, что дело не в людях, поведение которых нас раздражает, и не в ситуациях, которые неожиданно случаются. Люди, ситуации просто существуют, а для нас открывается возможность изменить свои реакции. На одну и ту же ситуацию возможны разные реакции.

Предположим, руководитель поручил вам важный проект, который требует от вас освоения новых навыков и коммуникаций с новыми людьми. 

Реакция: эмоция + ощущения в теле + поведение

Ситуация №1

Мысль №1:

«Отлично! Для меня это новые возможности! 

Реакция: радость. В теле появилось ощущение легкости. Отправился знакомиться с новыми людьми, строить план по реализации проекта. 

Мысль №2:

«Ну вот: кто старается, тех больше всех «нагружают»

Реакция: грусть, печаль. На следующее утро появилась боль в горле, насморк, поднялась температура, пошел на визит к врачу.

Мысль №3:

«Это очень сложно… А справлюсь ли я?»

Реакция: тревога. Ощутил к вечеру боль в нижней части спины. Вечером не стал проводить время с семьей, а погрузился в поиск информации, стал раздражительным.

Нашу реакцию провоцирует именно та самая первоначальная мысль.

На самом деле, как видно из этих примеров, реакцию вызывает вовсе не ситуация. Ситуация-то во всех примерах одинаковая.

Мысли, которые появляются в ответ на событие, часто они являются автоматическими. Это значит, что они могут промелькнуть в сознании, фактически оставшись незамеченными. Однако именно эти мысли оказывают важнейшее влияние на формирование наших эмоциональных, поведенческих и телесных реакций. 

Что же такое автоматические мысли?

Откуда и под воздействием чего они появляются? На наши автоматические мысли влияет множество факторов: воспитание, окружение, уровень интеллекта, тип и свойства характера, образование и многое другое. Всё это формирует наши убеждения – промежуточные и глубинные. В течение жизни они могут изменяться, но всегда являются самым важным элементом нашего мышления. Промежуточные убеждения, по сути, являются правилами, по которым мы живем.

Помогают ли наши убеждения нам жить счастливо? Некоторые да, но многие из них могут являться ошибочными, неадаптивными. Часто они формируются на основе когнитивных искажений, например, привычки «катастрофизировать» или видеть только негатив в любой ситуации. Работая с мыслями, можно научиться замечать искажения и со временем заменять их более адаптивными привычками мышления. 

Работа над мышлением позволяет выработать новые, «эмоционально здоровые» убеждения, и, следовательно, «здоровые мысли», которые принесут гораздо большее эмоциональное спокойствие и более здоровое тело.

Как обеспечить преемственность дошкольного и начального школьного образования

Разбираемся, как педагогу ДОУ обеспечить преемственность дошкольного и начального школьного образования и замотивировать воспитанников на успешную учебу, активно взаимодействуя с родителями будущих первоклассников.

Почему ребенок может быть не готов к школе

Одна из основных проблем начальной школы — рост количества детей, испытывающих трудности в обучении. По данным Рособрнадзора около 32–35% учащихся не осваивают минимальный базис образования по тем или иным предметам.

  • Создать основу для преемственности дошкольного и начального школьного образования — одна из задач ФОП ДО. Как детским садам привести рабочие программы в соответствие с федеральной, разбираем вместе с экспертом на бесплатном вебинаре. 

Многие педагоги-практики отмечают, что в первый класс часто приходят дети, по тем или иным критериям не готовые к школьному типу обучения. У них плохо сформированы или вовсе не сформированы школьно-значимые функции:

  • недостаточный запас знаний, умений, навыков, узкий кругозор;
  • нарушения речи;
  • плохо развиты моторные навыки;
  • низкий уровень волевой регуляции деятельности;
  • невысокий уровень познавательных потребностей;
  • расстройство внимания, памяти, восприятия, недостаточная произвольность познавательной сферы и поведения.

Такое положение дел обусловлено:

  1. внешними причинами — это социокультурные, педагогические условия жизни;
  2. внутренними причинами — генетические влияния, нарушения в пре- и постнатальном онтогенезе, хронические заболевания и т.п.

Ребенок переходит из детского сада в школу в кризисный период жизни. Примерно в 7-летнем возрасте у него меняется отношение к себе и окружающим, он формирует новые, более «взрослые» отношения с другими людьми, новые правила поведения; действия становятся более осознанными, интеллектуализированными.

Этот сложный для многих период совпадает и с физической перестройкой организма, и с внешними обстоятельствами, сильно меняющими жизнь, в том числе с переходом в школу. 

  • Каждый ребенок имеет свой темп развития. Не всегда к 1 Сентября появляются социально приемлемые формы поведения и формируется внутренняя позиция школьника.

Что препятствует успешному освоению школьной программы

Реальность современной школы такова, что многим детям тяжело осваивать программу, а педагогам тяжело учить таких детей.

Проблема преемственности дошкольного и начального образования — неисчерпаемая тема для самообразования воспитателя. О том, как выстроить работу по самообразованию в соответствии с ФГОС, мы писали в отдельной статье.

Возможные причины школьной неуспешности у первоклассников:

  • возрастные особенности; 
  • большой разброс в уровне интеллектуального и нервно-психического развития;
  • проблемы общества, влияющие на социализацию детей: увеличение количества детей, для которых русский язык неродной, асоциальные семьи и т.п.;
  • высокая наполняемость классов.

Все это — дополнительные невротизирующие факторы для детей. Учителям по тем же причинам сложно найти индивидуальный подход к ученикам.

Что происходит с ребенком, который приходит в школу недостаточно зрелым

Все силы первоклашка потратит на то, чтобы приспособиться к новым условиям, поэтому знания не будут усваиваться в достаточном объеме.

  1. Период адаптации проходит гораздо тяжелее и дольше, чем у готовых к школе сверстников, иногда перерастая в дезадаптацию.
  2. Позитивные ожидания, не подкрепленные реальными успехами и одобрительным отношением значимых взрослых, сменяются негативным отношением и к школе и учебному процессу.

Часто «дошкольное второгодничество» уже существует, но в первые месяцы не слишком заметно на фоне адаптации. И если думать, что все образуется само собой, и не принимать корректирующих мер, признаки неблагополучия будут нарастать, формируя у ребенка устойчивое отвращение к школе и неуверенность в своих силах.

Поэтому профилактикой потенциальной неуспешности в учебе можно и нужно заниматься еще до того, как ребенок переступит порог школы.

Как понять, что ребенок готов к школе

Чтобы правильно выбрать способы развития и коррекции, нужно хорошо понимать, в чем же заключается готовность к школьному обучению.

Физическая готовность

Необходимо обратить внимание на то, обладает ли организм будущего первоклассника «запасом прочности», позволяющим ему без существенных проблем переносить значительное увеличение нагрузок и чувствовать себя хорошо, т.

е. о физической готовности к школе. 

Один из аспектов физической готовности — нейрофизиологическая готовность — функциональное созревание центральной нервной системы, развитие высших психических функций. К возрасту перехода из детского сада в школу:

  • рост головного мозга практически завершается — его объем уже составляет около 90–95% объема взрослого мозга; 
  • зреет и специализируется неокортекс — речь, мелкая моторика, когнитивные функции, произвольное управление;
  • активно формируется специализация левого полушария — словесно-логическое мышление;
  • развивается межполушарная координация, то есть объединение мозга в единую целостно работающую систему.
  • Здоровый и развитый организм — опора, которая позволит активно включиться в учебный процесс. Поэтому минимум за полгода до поступления в школу родителям рекомендуют проконсультироваться с врачами и нейропсихологами и всесторонне обследовать ребенка.

Психологическая готовность

Любая деятельность, в том числе и учебная, успешна, если в ней гармонично сливаются три фактора: «хочу», «могу» и «надо». Таким образом, психологическая готовность к школе включает три основных компонента:

  1. Мотивационная готовность. Это не просто желание идти в школу, но и готовность к принятию новой социальной ситуации, к выполнению новой социальной роли — роли школьника.
  2. Волевая готовность. Достаточно высокий уровень произвольности внимания, восприятия, памяти; умение управлять своим поведением, отделять главное и первоочередное от несущественного и второстепенного; хотя бы минимальная способность к самопрограммированию и самоконтролю.
  3. Интеллектуальная готовность. Определенный уровень развития всех познавательных процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления. Обучаемость, т.е. способность понять инструкцию взрослого, принять учебную задачу, видеть и исправлять свои ошибки, принимать помощь.

В большинстве случаев грамотно проведенных занятий в детском саду и родительского вложения в ребенка достаточно, чтобы не допустить «второгодничества до школы». Но иногда ребенку нужна дополнительная помощь.

Что поможет ребенку адаптироваться в школе

Согласно исследованиям Института возрастной физиологии функциональное напряжение первоклассника в период адаптации сопоставимо с нагрузкой, которую испытывают космонавты в невесомости.

Мягкую адаптацию обеспечат:

  1. Знания, умения и навыки, полученные в дошкольном детстве. Хороший «фундамент» позволит легче справиться с нагрузкой в период адаптации и даст первоклашке уверенность в своих силах и в том, что он «хороший ученик».
  2. Правдивые и разносторонние представления о школьной жизни, учебе, досуге, новых формах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Ребенок может получить их через беседы, художественные произведения, экскурсии в школу, ролевые игры и т. д.
  3. Положительное эмоциональное отношение к школе. Важен баланс! Не рисуйте школу как место, где ребенка ждет безоблачная жизнь, но и не перегибайте палку, рассказывая о возможных трудностях и проблемах.
  4. Формирование опыта учебной деятельности. Проводите в конце учебного года занятия в формате урока. Знакомьте ребенка со школьными правилами поведения, формируйте образ «хорошего ученика». Хвалите каждого ребенка за приближение к этому образу, даже за минимальное и кратковременное, давайте ему ориентиры правильного отношения к происходящему внутри учебной деятельности.
  5. Формирование мелкой моторики. Хорошее владение обеими руками не только позволит освоить навыки письма, но и улучшит межполушарную координацию. 
  • Мелкую моторику развивают специальные тренажеры и графические задания (обведи, заштрихуй, раскрась и т.п.), пальчиковая гимнастика.
  • Межполушарную координацию тренируют с помощью нейропсихологических и кинезиологических упражнений и графических заданий для обеих рук.
  1. Социальная компетентность. Готовность принять социальную роль школьника и систему требований, выдвигаемых обществом, умение в этой системе гармонично существовать.

Как воспитателю подготовить ребенка к школе

Готовим детей к школе по ФГОС ДО

Курс для воспитателей и методистов ДОУ

Повысить квалификацию

Определить, готов ли воспитанник к школе, можно в процессе систематических наблюдений и взаимодействия в обычной жизни. 

Сложные и непонятные моменты можно прояснить, обратившись за помощью к психологу. Задача психолога — продиагностировать будущего первоклассника и помочь воспитателю и родителям сориентироваться. 

Предпочтительно проводить диагностику индивидуально и в присутствии родителя. Так проще подкреплять теоретические положения примерами конкретных слов или действий ребенка.Существуют также несложные батареи тестов, которые воспитатель может провести сам в групповом или индивидуальном режиме. Вы найдете их в шпаргалке к статье.

В конце статьи есть шпаргалка

Полученный материал облегчает работу с родителями, т. к. результаты выполнения заданий дома и в ситуации, приближенной к школьному уроку, могут сильно различаться.

Как мотивировать детсадовцев на учебу в школе

Правильная мотивация — залог успеха. Поэтому важно понимать, что стоит за желанием или нежеланием ребенка идти в школу.

Обращайте внимание на то, какой мотив стимулирует каждого из воспитанников во время занятий. Попробуйте ответить на вопрос: в какой ситуации ребенок занимается наилучшим образом?

Можно выделить несколько видов мотивации:

  1. Познавательный мотив — интерес к новому знанию и к самому процессу познания. Ребенок лучше всего занимается, когда ему интересно.
  2. Мотив достижения — интерес к преодолению трудностей при решении интеллектуальных задач, настойчивость в достижении цели. Наилучших результатов достигает при решении задач «со звездочкой».
  3. Социальный мотив — собственное стремление хорошо учиться, добросовестно выполнять школьные обязанности. Лучше занимается в ситуации, приближенной к школьной, ему важно понимать значимость того, что он делает.
  4. Игровой мотив — лучше занимается, когда занятие проходит в игровой форме.
  5. Оценочный мотив — ребенку важно быть хорошим для значимого взрослого. Поэтому лучше он будет заниматься, когда его хвалит педагог или родитель.
  6. «Чужой» мотив — контроль другого человека: поощрения или наказания, чувство вины. Успешность на занятии определяется тем, находится ли ребенок непосредственно в зоне контроля взрослого.

Часто мотивов бывает несколько и они, по А. Н. Леонтьеву, выстраиваются в иерархию. Определив главный мотив, проще строить индивидуальные взаимоотношения с ребенком на занятиях. Идеальный ведущий мотив — познавательный, но он, к сожалению, в чистом виде редко встречается не только у дошкольников, но и у взрослых. Если нет конструктивной внутренней мотивации, важно формировать конструктивную внешнюю.

Как сформировать волевой компонент у старших дошкольников

Наиболее значимые качественные преобразования управляющих функций происходят в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь:

  • руководствоваться правилами, заданными в инструкции;
  • сопротивляться отвлечению через подавление непосредственных реакций.

При этом в идеале зависимость от ярких характеристик внешней среды сильно снижается, а речевая саморегуляция переходит во внутренний план.

Однако функции программирования, регуляции, контроля деятельности и речь еще недостаточно зрелые, и ребенок может сосредоточиться на учебных задачах лишь непродолжительное время. Это надо учитывать при проведении занятий в детском саду и дома. 

По СанПиН непрерывная образовательная деятельность детей 6–7 лет не должна длиться больше 30 минут. Но и в течение занятия нужно чередовать формы и виды деятельности.

Дети, у которых волевая регуляция не сформирована, даже при нормальном уровне интеллектуального развития и положительной автономной мотивации испытывают проблемы с обучаемостью. Таким детям свойственны:

  • импульсивность действий и полевое поведение;
  • неумение работать по образцу;
  • низкий уровень самоконтроля при выполнении задания, нарушение или утрата программы деятельности;
  • трудности с постановкой цели;
  • необходимость речевой поддержки при выполнении задания;
  • проблемы с усвоением правил поведения.

С большой вероятностью можно предположить, что таким детям помимо дополнительного педагогического внимания и обучения произвольному поведению необходима медицинская помощь и психологическая поддержка.

Как развить произвольность познавательных процессов у дошкольников

Как создать условия для развития детей с ОВЗ

Курс для воспитателей и методистов ДОУ

Повысить квалификацию

Одно из основных условий успешного освоения школьной программы — соответствие уровня развития всех познавательных процессов возрастным нормам.

Познавательные процессы от рождения до поступления в школу развиваются поэтапно, с присущими возрастными особенностями, и тесно переплетены между собой. В дошкольном возрасте эти процессы в основном непроизвольны. 

Произвольность, т. е. умение управлять функциями познания, начинает активно формироваться на стыке дошкольного и младшего школьного возрастов и связана с развитием неокортекса.

Условия для становления произвольности воспитатель может создавать в игровой деятельности, в режимных моментах, обучая детей принятым в обществе нормам, объясняя не только то, как нужно или не нужно себя вести, но и зачем и почему надо поступать так, а не иначе. 

Игры на внимание, память, мышление развивают не только познавательные процессы, но и умение запоминать и соблюдать правила, быстро ориентироваться в них («Добль», «Мнемоники», «Миссия “Орехи”» и т.п.). Умение работать по образцу развивают графические диктанты.Внешняя регуляция превращается в саморегуляцию, когда ребенок:

  1. может самостоятельно планировать свои действия;
  2. не отвлекается в процессе работы, может выполнить инструкцию в полном объеме;
  3. может сам оценивать свою работу, сравнивать ее с образцом и искать способы исправить ошибки.

В предшкольном возрасте область мозга, отвечающая за речь, еще не зрелая, но стремительно развивается. «Оречевление», как называл этот процесс Л. С. Выготский, высших психических функций влияет на произвольную регуляцию, осознанность поведения и формирование словесно-логического мышления, которое должно стать ведущим к моменту поступления в школу. Этот вид мышления уже опирается не на образы, а на отвлеченные понятия, логические конструкции, выраженные словами. 

Детям с хорошо развитым словесно-логическим мышлением в школе будет гораздо проще, ведь система школьного образования даже на начальном этапе левополушарноориентирована, обучение связано с большим количеством абстрактного материала.Поэтому важно развивать и обогащать словарный запас ребенка, формировать систему научных понятий, учить рассказывать, думать, рассуждать вслух.

3 шага до школы: советы родителям будущих первоклассников

Как помочь детсадовцам стать успешными школьниками

Курс для воспитателей и методистов ДОУ

Повысить квалификацию

Роль воспитателя в подготовке ребенка к школе значительна. Но главная роль, и это фиксирует ФГОС, принадлежит семье. Поэтому важно не просто взаимодействовать с семьей, но и постараться стать союзниками.

Шаг 1. Сбор информации

  • Разумно побеспокоиться о готовности ребенка к школьному обучению за 4–6 месяцев до его начала.

Узнайте, что значит «школьная зрелость». Возможно, вы увидите, что ваш ребенок уже «идеальный будущий ученик», и на этом шаге можно остановиться. 

Не бойтесь консультироваться со специалистами, которым доверяете: воспитателями, педагогами, психологами, врачами. Это поможет посмотреть на ребенка с другого ракурса. 

Воспитатель расскажет, какие знания, умения, навыки должны быть у старшего дошкольника согласно программе. Врач проверит здоровье и даст рекомендации по физическому развитию. Психолог проведет диагностику и детально рассмотрит нюансы психологической готовности, предложит способы устранения или смягчения выявленных проблем.

Шаг 2. Решение проблем

Определив, с чем необходимо поработать, решите, кто этим будет заниматься. С большинством проблем родители могут справиться сами, особенно в сотрудничестве с педагогами. Однако, возможно, потребуется помощь психологов, врачей или логопедов.

Шаг 3. Выбор учебного заведения

Учитывая уровень развития ребенка и зону ближайшего развития, определитесь с возрастом начала обучения и типом учебного заведения. Постарайтесь исходить только из интересов ребенка, на время отбросив мнение общества или родительские амбиции.
Помните: дети развиваются с разной скоростью. Поэтому ориентируйтесь не на календарный, а на психологический возраст.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Методики диагностики готовности к школе 790.5 КБ

Скачать

Отношение между мышлением и действием

21. 05.2012

Действие и мышление: Мышление — это, скорее, полная концентрация или абсолютное бодрствование, то, посредством чего и в котором концентрируются все другие «способности».

— Арендт, Denktagebuch , vol. 1, 12

В книге The Human Condition Ханна Арендт рассматривает действие как одно из трех «наиболее элементарных выражений человеческого состояния» — те виды деятельности, которые «доступны каждому человеку». Но Арендт упускает из виду другие — менее элементарные — сочленения человека. В частности, она конкретно говорит, что в книге не рассматривается мышление, «самая высокая и, возможно, самая чистая деятельность, на которую способны мужчины». Если действие — это высший из элементарных способов человеческого бытия, то мышление — это особый вид действия, который в силу своей редкости предназначен для немногих. Написано одним из тех немногих, The Human Condition — это, прежде всего, попытка «осмыслить то, что мы делаем».

Состояние человека прослеживает связь между мышлением и действием, которая пронизывает все сочинения Арендт. Ее рассказ об Адольфе Эйхмане подчеркивает его легкомыслие. Она приходит к выводу, что именно бездумность делает возможными злые действия, и что размышления — единственный возможный способ остановить или, по крайней мере, лишить силы человеческую склонность творить зло.

Точно так же мысли о том, что мы делаем, — это путь к возрождению политики.

Но какова, собственно, связь между мышлением и действием? В начале « Denktagebuch » Ханны Арендт, в июле 1950 года, Арендт записывает первую из многочисленных статей под названием «Действуя и думая». В то время как многие темы проходят через Denktagebuch (буквально, книгу мыслей), ни одна другая тема не является настолько распространенной, как «Действие и мышление». В этом раннем направлении мысли мы видим попытку Арендт установить связь между двумя видами деятельности, которая станет доминирующей в ее собственном мышлении в течение следующих 25 лет.

Полную статью, в которой упоминаются Мартин Хайдеггер и Уильям Фолкнер, стоит процитировать целиком:

Действие и мышление: Хайдеггер может иметь в виду только то, что оно покоится на тождестве бытия и мышления, и, конечно, тогда, когда мышление понято как бытие человека в смысле бытия бытия. Тогда мышление было бы тем существом, которое в человеке освобождается для действия. Мышление здесь не есть ни умозрение, ни созерцание, ни «мышление». Это скорее полная концентрация или абсолютное бодрствование, то, посредством чего и в чем концентрируются все другие «способности».

«Почему я проснулся с тех пор, как проснулся, я больше никогда не засну.»

Цитируемая строка внизу является небольшим искажением знаменитой строки Уильяма Фолкнера из Absalom, Abaslom (Арендт переставляет «никогда» и «должен»). Мышление, пишет Арендт, — это «абсолютное бодрствование». Это может быть грубым пробуждением, поскольку оно вырывает человека из мира грез легкой жизни и требует сосредоточенного внимания к трудностям. В таком бодрствовании есть экстаз абсолютно бодрствующей концентрации.

Слово, которое Арендт использует для описания полноты бодрствующего мышления, есть немецкое vollbringen , завершать или доводить до полноты. Это не случайно то же самое слово, которое Мартин Хайдеггер использует для описания как мышления, так и действия в своем Письме о гуманизме 1946 года. Хайдеггер начинает свое Письмо о гуманизме с обсуждения отношения действия и мышления. Первое предложение вводит отношение: «Мы еще далеки от того, чтобы достаточно решительно осмыслить сущность действия».

Если обычно мы думаем о действии просто как о чем-то, что вызывает или вызывает следствия, Хайдеггер пишет, что это недостаточно решительно. Вместо этого «Суть действия заключается в доведении чего-либо до завершения или доведении чего-либо до осуществления». Действовать — значит раскрывать нечто во всей полноте его сущности, доводить его до того, чем оно является в наибольшей степени. Именно поэтому человеческое действие есть мышление, поскольку   «Мышление доводит до полноты отношение бытия к сущности человека».0005

Арендт вслед за Хайдеггером видит в мышлении то же, что и в действии. То, что Арендт описывает мышление как исполняющее и завершающее бодрствование, добавляет к хайдеггеровскому соединению действия и мышления ее настойчивость в отношении человеческой свободы. В отношении действия и мышления Арендт отвергает всякий детерминизм и все понимания действия и мышления, основанные на спекуляции, созерцании или познании, которые подчиняют человеческое действие правилам или причинам. Действующий и мыслящий человек у Арендт не пастух бытия, а новичок.

Мышление, пишет Арендт, позволяет действовать и привносить в мир новые вещи. Вот что Арендт имеет в виду под абсолютно пробужденным мышлением. Мысль о том, что мы делаем, должна, следовательно, сама быть активным началом, неожиданным и спонтанным действием, которое внедряется в мир в действии и поступке. Если такое мышление удивительно и ново, оно привлечет к нему других, которые будут рассказывать о нем истории. Только тогда, когда мышление вдохновляет других действовать вслед за ним, мышление действует.

-Роджер Берковиц

 

Новые способы мышления и действия

Сегодняшние лидеры бизнеса сталкиваются с пугающей и беспрецедентной проблемой: мир меняется гораздо быстрее, чем их организации. Каждый бизнес в каждой отрасли был поражен неумолимо ускоряющимся темпом изменений. Что делает эту задачу настолько сложной, так это то, что нет никаких признаков того, что в ближайшее время ситуация замедлится. Фактически, с недавними многообещающими разработками в области Интернета вещей, искусственного интеллекта и технологии блокчейн все указывает на то, что темпы изменений будут только увеличиваться. Нравится нам это или нет, но в обозримом будущем мы живем в мире, который постоянно движется вперед.

Нынешняя реальность мира, который меняется быстрее, чем большинство организаций, неустойчива, потому что последствия, скорее всего, будут неустранимыми — как обнаружили Kodak, Blockbuster, Tower Records и многие газетные издатели, когда их бизнес-модели были полностью разрушены новыми технологиями. Если бизнес-лидеры хотят, чтобы их компании выжили и, что более важно, процветали в быстро меняющемся мире, им потребуется мужество, чтобы принять новые привычки, основанные на радикально новых способах мышления и действия. Это требует мужества, потому что принятие новых привычек означает изменение давних предположений и убеждений о том, как устроен мир бизнеса, а изменить укоренившиеся привычки редко бывает легко.

Привычки и образ мышления

Одной из самых успешных книг по бизнесу за последние несколько десятилетий является книга Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей». Кови определяет привычку как пересечение знаний, умений и желаний. Знание – это то, что нужно делать. Умение — это как делать. А желание – это желание сделать. В бизнесе желание редко является проблемой. Большинство бизнес-лидеров высоко мотивированы на достижение результатов. Когда они терпят неудачу, обычно причиной их перемещения является не отсутствие желания, а скорее неспособность адаптировать свои знания и навыки к новым реалиям.

Привычки — это мощная сила, потому что образ мыслей и действия, которые они порождают, действуют на подсознательном уровне. Когда это происходит, знания и навыки часто становятся второй натурой, и человек считается экспертом. Пока знания и навыки остаются актуальными, связанные с ними привычки ценны и полезны. Однако, если новые технологии, такие как цифровая фотография, изменят отрасль, знания и навыки, связанные с обработкой пленки, могут быстро утратить свою ценность, а вчерашний опыт может внезапно превратиться в сегодняшнюю глупость, особенно когда специалисты сопротивляются новым реалиям и настаивают на том, чтобы старые пути.

Ситуация может усугубляться, когда привычки разделяются сообществом единомышленников и становятся основой для мышления, заключающего в себе общие предположения и понимание того, как работают вещи. Как и привычки, установки действуют на подсознательном уровне и могут быть очень устойчивыми к изменениям.

Причина, по которой мир меняется гораздо быстрее, чем большинство организаций, заключается в том, что бизнес-лидеры привыкли к привычкам и образу мышления, которые больше не работают, и если они не мобилизуют волю к изменениям, разрыв между миром и их организациями будет только увеличиваться. Шире. Однако, если они смогут проявить решимость думать и действовать по-другому, они смогут не только сократить этот разрыв, но и использовать новые способы мышления и действия в новых индивидуальных привычках и новом коллективном мышлении, которые могут стать устойчивым конкурентным преимуществом для навигации по миру. быстро меняющийся мир.

Новые способы мышления

Управление бизнесом в бурных водах быстрых изменений означает, что бизнес-лидеры должны хорошо разбираться в трех новых способах мышления: сетях, экспоненциальном мышлении и коллективном разуме.

Наиболее значительным последствием цифровой революции является создание гиперсвязанного мира, который ускорил развитие новой формы социальной организации: распределенной одноранговой сети. Этот новый способ организации гораздо мощнее, чем его исторический предшественник, централизованная иерархия сверху вниз, что объясняет, почему Википедия — без какого-либо намерения сделать это — полностью разрушила и вытеснила 244-летнего лидера рынка чуть более чем на десятилетие.

Сети, как правило, умнее и быстрее, чем иерархии, потому что они имеют более быстрый путь к знаниям, используя интеллект всех в сети, а не только нескольких избранных наверху. Если компании не хотят стать непреднамеренными последствиями рыночных потрясений, они должны обладать высокой квалификацией в построении сетей и управлении ими.

Лидеры бизнеса также должны стать очень компетентными в экспоненциальном мышлении. На протяжении большей части двадцатого века изменения носили постепенный характер, и ими можно было управлять, экстраполируя исторические тенденции на будущие прогнозы. Это линейное мышление продолжает служить основой стратегии для большинства организаций и сегодня. Коллега, входящий в правление очень уважаемого университета, рассказал, как на стратегической сессии, посвященной следующим пятидесяти годам, группа предположила, что тенденции последних пятидесяти лет можно линейно спроецировать на следующие пять десятилетий.

Но в мире, где совершенно очевидно, что закон Мура будет продолжать формировать обозримое будущее, бессмысленно продолжать применять линейную экстраполяцию в стратегическом планировании и предполагать, что компании будут делать то же самое, что они делают сегодня даже через десять лет. Вот почему IBM, чья предыдущая история линейного мышления едва не привела к ее гибели в 1990-х годах, усвоила урок и использует новые способы мышления, готовясь к совершенно другому будущему и переключая свое внимание с услуг на искусственный интеллект и блокчейн.

Из трех новых способов мышления наиболее трудным является понимание необычайного потенциала коллективного разума. Это потому, что динамика коллективного разума противоречит всему, чему нас учили о том, как работает интеллект. С того момента, как мы впервые вошли в класс начальной школы, мы были полностью социализированы с представлением о том, что интеллект — это индивидуальное явление. Это объясняет, почему мы оба уважаем и стремимся стать экспертами. Если интеллект — это индивидуальное явление, то самый быстрый путь к знаниям — найти эксперта.

В своей основополагающей книге «Мудрость толпы» Джеймс Суровецки опровергает это мнение, документируя, что во многих случаях толпа умнее любого отдельного эксперта. Он показывает, что когда есть множество экспертов, неспециалистов и даже чудаков, которые могут свободно выражать свое мнение, не опасаясь какого-либо возмездия, и когда есть какой-то механизм агрегации для сопоставления индивидуальных наблюдений в коллективный разум, это часто более умный и быстрый путь к знаниям.

Это означает, что в большинстве организаций самым неиспользованным ресурсом является коллективный разум их собственных сотрудников и клиентов. Чего обычно не хватает этим организациям, так это процессов агрегирования для доступа к этой более высокой форме интеллекта. Если бизнес-лидеры серьезно относятся к развитию навыков, позволяющих изменяться так же быстро, как и мир вокруг них, они должны научиться собирать и использовать коллективный разум.

Новые способы действий

Помимо того, что нужно думать по-новому, решение задач, связанных с ускорением изменений, означает, что бизнес-лидеры также должны действовать по-другому. С тех пор как Фредерик Тейлор впервые систематизировал нисходящую модель управления девятнадцатого века, которая до сих пор практикуется большинством компаний, основной формулой управления было планирование и контроль. Планирование было основой стратегии, а контроль служил платформой для ее исполнения. Сегодня эта базовая формула больше не работает, потому что в быстро меняющемся мире стратегии не планируются; они обнаружены. Новая формула бизнеса двадцать первого века: исследуй, экспериментируй и реализуй.

Это не означает, что все, что менеджеры узнали о планировании и контроле, больше не актуально. Наоборот, они остаются критически важными навыками, но теперь их полезность ограничивается тактическим исполнением. Новым фундаментом стратегии являются исследования, а основные действия, как мы узнали из сообщества Lean Start Up, — это исследования и эксперименты.

Когда исследования являются контекстом для разработки стратегии, инновации — создание чего-то, чего раньше никогда не было, — становятся важнейшей базовой компетенцией для бизнес-лидеров. Это означает, что линейные аналитические процессы, которые прогнозировали тенденции и закономерности исторических данных, должны уступить место целостным возникающим процессам, которые могут быстро объединять коллективный разум для решения проблем клиентов, которые мы всегда считали непреодолимыми. Это то, что делает возможным новая технология, как мы видели, когда самолет решил непреодолимую проблему того, как люди могут летать.

Добавить комментарий