Воображение «Общая психология»
Войти Зарегистрироваться
в раздел Оглавление
Познавательные процессы, их место и роль в психике человека
Воображение
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.
Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.
Виды воображения.
Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Функции воображения:
- Образное представление действительности.
- Регулирование эмоциональных состояний.
- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
- Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения.
агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Литература.
- Беркилит М., Петровский А. Фантазия и реальность. – М.: Политиздат, 1968.
- Выготский Л.С. воображение и его развитие в детском возрасте. Собр. соч. в 6 т. – Т. 2, М, 1982.
- Коршунова Л.С. воображение и его роль в познании. – М., 1979.
- Коршунова Л.С., Пружинин Б.Н. воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.
- Натадзе Р.Г. воображение как фактор поведения. Эксперимен-тальные исследования. – Тбилиси, 1972.
- Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. – М., 1972.
- Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990.
- Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теорети-ческое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. – Минск, 1977.
ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!
- Воображение
Воображение — Қазақша медицина
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым “психическим” из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.
Сущность и виды воображения.
Как и всякий другой, психический познавательный процесс, воображение может быть рассмотрено с разных сторон. Если учитывать доминирующее значение отельных психологических компонентов в образах воображения, тогда мы должны говорить, например, об эмоциональном и интеллектуальном воображении. Если за основу классификации взять связь образов воображения с реальностью, то нужно говорить о воссоздающем и творческом воображении.
По степени активности субъекта воображения можно выделить два вида: активное воображение, при котором человек предполагает воспользоваться результатами воображения на практике, и пассивное, при котором не ставится цель использования его результатов и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта.
Пассивное воображение у человека представлено двумя подвидами в зависимости от наличия или отсутствия осознанности его возникновения.
Так, пассивное преднамеренное воображение (или грезы) представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные. Однако пассивное преднамеренное воображение осознается человеком как его собственное и формируется при его осознанном воздействии. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания, чаще в полудремотном состоянии. Контроль при этом проявляется в отборе фантастических картин, причем только таких, которые вызвали бы у человека желанные чувства, сопровождались своеобразными эмоциональными состояниями, образно называемыми «сладкой грустью». Это картины приятного, но заведомо несбыточного. Внешним выражением грез чаще всего является продолжительная неподвижность человека с подчеркнутой апатичностью позы. Причины возникновения грез: под влиянием умиротворения, благодушия и довольства; в результате утомительной работы, длительных переходов, когда сознание человека притупляется; под влиянием специальных раздражителей (любимой музыки и пр. ). Какой бы ни была реалистичной греза, человек всегда отличает ее от действительности, чем она и отличается как от галлюцинаций, так и от иллюзий. Грезы возникают без какой-либо опоры на восприятие, поэтому легко исчезают при воздействии на человека любым раздражителем.
Часто в житейской психологии грезы считаются синонимом либо сновидения («грезить наяву»), либо мечте, но тогда ее определяют как «пассивную» мечту, подчеркивая этим изначально нереалистичность созданного образа.
Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации. Под сновидением многие ученые понимают образы воображения, которые возникают у человека во время быстрого сна, и представляют собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня. По мнению З.Фрейда и его последователей сновидения – это символическое выражение бессознательного для сознания. Галлюцинации это психологический феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания. Этот образ оценивается человеком без критики, как действительно истинно существующий объект. Галлюцинирующий субъект не в силах отрешиться от внутреннего убеждения, что он в данную минуту имеет чувственные ощущения, что ощущаемый им предмет реально существует, хотя на него не действует данный предмет. Этим галлюцинация отличается от иллюзии, которая искажает образ реально действующего на органы чувств объекта. Причины возникновения галлюцинаций могут иметь органический характер (воздействие наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ, температуры недостатка кислорода и т.п.) и психогенный характер (состояние аффекта).
Активное воображение также имеет два подвида: воссоздающее воображение и творческое воображение. Особенностью активного воображения является тот факт, что в основе своей оно является сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчинено прямо или косвенно осознаваемой задаче – научной, художественной, учебной или практической.
Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр. Его образы относительно новые и обычно цель такого вида воображения создать образ максимально приближенный к реальному. Этот вид воображения играет ведущую роль в обучении, позволяя через создаваемые обучающимся образы изучаемого явления уяснить его суть.
Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций. Творческому воображению придают направленность осознанные потребности практики и познания, а также возможность образного предвидения результатов собственных действий. Чтобы воображение не превратилось в бесплодную игру ума, субъект в деятельности должен придерживаться некоторых ограничительных условий. К числу этих условий относится, во-первых, учет связи нового образа с существующей действительностью. Поэтому полезно, когда комбинаторика наглядных элементов образа творческого воображения регулируется абстрактным мышлением, т.е. осуществляется по правилам логики. Вторым условием является выяснение того, насколько образы воображения оригинальны.
Творческое воображение может создавать образы субъективно новые («изобретение велосипеда») и объективно новые (как результат научной или художественной деятельности).
Но есть и другой вид воображения –мечта.
Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Функции воображения и его развитие.
Разум человека не может находится в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
Заключение
Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т. к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.
Да и вообще, без воображения не существовало бы мечты. И как бы скучна была жизнь на свете, если бы люди не могли мечтать.
Труды | Бесплатный полнотекстовый | Образ/Образы/Воображение в психологии
В настоящее время научные исследования становятся все более и более специализированными, то же самое относится и к научным встречам и семинарам. Небольшие группы экспертов имеют тенденцию встречаться друг с другом, говоря на «тайном» языке и часто разделяя одну и ту же экспериментальную процедуру. Именно по этой причине я решил посетить этот семинар и привлечь Итальянскую ассоциацию психологов для распространения этой информации среди всего психологического сообщества: этот конгресс был максимально далек от такой перспективы. Архитекторы, психологи, антропологи, дизайнеры, философы — все разделяют интерес и любопытство к разговорам об изображениях.
Образы, или, вернее, образы для психологов — это широкая область исследований в психологии. Фрэнсис Гальтон, вероятно, был одним из первых, кто попытался предложить теоретическую основу для формализации структуры и использования этой человеческой способности. В его книге «Исследования человеческих способностей и их развития», первоначально опубликованной в 1883 г. с новой версией в 1907 г., целая глава была посвящена мысленным образам. На этом этапе образность в основном определялась как форма зрительной памяти, и это позволило исследователям понять то, что до сих пор считается одной из основных характеристик мысленных образов: ее живость. Насколько ярким является ментальный образ? Можем ли мы говорить о живости более общего ментального представления? Можно ли сравнить яркость мысленного образа с яркостью реального зрительного стимула? Вот вопросы, на которые искали ответ в то время. Более того, эти вопросы были не совсем новыми!
Когда римляне начали формализовать психологические функции человека, они, как правило, сосредоточились на памяти и поняли, как память можно улучшить с помощью мнемотехники. Они сразу поняли, что человеческая память может быть улучшена путем создания визуальных представлений материала, который нужно запомнить. Спустя двадцать столетий после этого эмпирического наблюдения канадский психолог Аллан Пайвио предположил, что фасилитационная ассоциация с визуальными образами может быть связана с переменной, которую он определил как ценность воображения (конкретные объекты — стул — имеют более высокую ценность воображения, чем абстрактные слова, такие как этика или сознание). Более высокие значения связаны с более легким отзывом. Далее он создал модель, определяемую теорией двойного кодирования, постулируя, что образы конкретных слов всегда связаны с соответствующим словом, но не наоборот. Таким образом, изображения могут выиграть от двойного кодирования (визуальное + слово), что, в свою очередь, облегчает обучение и память.
С тех пор изучение человеческих образов стало основной областью психологических исследований, исследующих различные точки зрения. Например, ментальные представления не только визуальны, но также могут быть связаны со многими различными формами внешних раздражителей или с материалом, который у нас уже есть в долговременной семантической памяти. У нас могут быть тактильные или слуховые образы, и часто все стимулы обрабатываются интегрированным образом. Другие исследования показали, что визуальное восприятие не обязательно для мысленного представления, имеющего общие визуальные или пространственные характеристики: слепые люди действительно имеют мысленные образы. Эти направления исследований часто объединяли с исследованием когнитивной и нервной пластичности или мультисенсорной интеграции: двух горячих тем последних десятилетий.
Это яркий пример специализации, характерной для наших исследовательских проектов. Во времена Гальтона понятие образов разделялось многими различными дисциплинами: в наши дни психологическое изучение образов человека требует понимания основных нейронных механизмов, связанных с созданием этих представлений, взаимодействием со зрением и другими сенсорными входами, механизмы нейронной и когнитивной пластичности и т.д. Эти теоретические взгляды, несомненно, помогли понять природу когнитивных процессов человека, в то же время ограничив взаимодействие с другими дисциплинами.
В начале, как я признаю выше, я был удивлен структурой этой встречи; удивлен трудностью сформулировать темы в структурированную известную теорию. Это был вызов и, вероятно, главная причина, по которой мы согласились принять участие в этом мероприятии. В то же время это представляло и трудность: о чем мне говорить? У меня возникло дополнительное сомнение. В итальянском языке у нас есть одно слово immaginazione для описания двух совершенно разных психических процессов. Первая — это образность, способность генерировать и использовать мысленное представление, часто включающее визуальные характеристики («попробуйте создать мысленное представление вашего города и описать кратчайший путь к вокзалу»): то есть генерацию, сканирование и обработку. мысленного представления). Второй — воображение, часто относящееся к мечтательным мыслям, фантазиям, чему-то нереальному, своего рода способности желать. Когнитивные психологи обычно ссылаются на образы и, наоборот, имеют некоторые проблемы с определением воображения!
Я сейчас пересматриваю это краткое вступление спустя много времени после встречи и должен сказать, что все положительные ощущения полностью подтвердились, а сомнения исчезли уже на первом сеансе. Я обнаружил, что один шрифт может вызывать очень сильные психологические чувства; что комиксы со временем эволюционировали, чтобы приспособиться к социокультурным трансформациям, и что изображения, напечатанные на бумаге, могут быть столь же интересными, как и изображения, воплощенные в нашем мозгу. Одним словом, я заново открыл для себя старое чувство обмена идеями просто из любопытства узнать что-то новое, ради удовольствия познакомиться с интересными людьми или ради желания организовать другие интересные мастер-классы. Это была Immagini 2017, и поэтому мы не можем не с нетерпением ждать новой встречи Immagini!
Как образы и воображение могут улучшить обучение — ученые-обучающиеся
Доктор Флавия Шехтман Белхэм — главный научный сотрудник Seneca Learning, социального предприятия, которое предоставляет бесплатные учебные ресурсы, основанные на фактических данных, для школ. Недавно она защитила докторскую диссертацию по когнитивной неврологии в Университетском колледже Лондона (UCL), где использовала поведенческие методы и методы визуализации мозга, чтобы исследовать, как люди разного возраста запоминают эмоциональные события.
«Изображение стоит тысячи слов». Я полагаю, что большинство людей слышали эту поговорку раньше. Но что это значит для преподавания и обучения? Как мы можем использовать изображения (и воображение) в классе?
Одна возможность исходит из очень влиятельной теории, в основном разработанной Алланом Павио
В качестве примера представьте, что вы рассказываете о частях мозга 14-летним ученикам. Вы можете подробно описать, где расположен мозжечок… но не проще ли — и эффективнее — заменить часть словесного описания диаграммой ниже?
Наша рабочая память (тип с ограниченной емкостью, которая хранит информацию до тех пор, пока она используется для выполнения задачи) формируется вербальными и зрительно-пространственными компонентами. Когда нам удается объединить их, понимание облегчается.
Итак, мы знаем, что использование изображений может значительно улучшить обучение, но как насчет мысленных образов? Получают ли учащиеся пользу от воображения визуального представления содержания, которое предстоит изучить, так же, как и от просмотра изображения?
В классическом исследовании (2) на пляже был проведен эксперимент с памятью. Исследователи попросили участников запомнить список слов в двух условиях: один на суше, а другой во время подводного плавания. На следующий день участников попросили вспомнить все слова. Результаты были очевидны: слова, выученные под водой, лучше запоминались под водой, а слова, выученные на суше, лучше запоминались на суше. Эти результаты были воспроизведены в различных условиях и предполагают, что чем больше ваша учебная и тестовая среды пересекаются, тем лучше ваша память.
Недавно (3) исследователи исследовали, будет ли обнаружен тот же эффект, когда участники мысленно воссоздают свою учебную среду во время тестирования. В этом эксперименте участников попросили изучить пары слов (например, девушка-морковь), которые были наложены на фотографию места (например, кинотеатр, библиотека). Позже участники видели одно слово из пары и должны были вспомнить другое.
Во время теста памяти различались две вещи. Первый из них был физическим против ментальных образов. То есть в половине случаев были представлены фотографии, а в другой половине участников просили максимально подробно представить себе место. Второе, что отличалось, это совпадающие и не совпадающие изображения. То есть в половине случаев участники видели/воображали места, совпадающие с фотографией места, стоявшего за изучаемыми словами. В другой половине участники работали с локациями, которые не совпадали.
Результаты этого эксперимента показали, что при совпадении места исследования и тестирования производительность значительно улучшилась. Хотя это открытие прекрасно повторяет более ранние исследования, было еще одно увлекательное открытие: эффект не отличался между физическими и мысленными образами. Другими словами, польза от воображения места была сравнима с пользой от повторного переживания этого места.
Это может быть хорошей новостью для школ. Вполне вероятно, что диаграммы, изображения и фотографии, используемые в классе для преподавания определенного материала, помогут учащимся запомнить этот материал во время экзаменов, даже если у них больше нет доступа к изображению во время тестирования.
Другое недавнее исследование (4) дало аналогичные результаты. В этом исследовании 204 студента университета попросили прослушать 20 утверждений, которые были для них совершенно новыми. Половину участников попросили оценить, насколько легко произносить утверждения. Другая половина оценила, насколько легко было сформировать мысленный образ утверждения. С помощью этой манипуляции экспериментаторы предложили участникам сосредоточиться либо на слуховых элементах, либо на образных элементах утверждений.
Результаты показали, что группа, которой было предложено мысленно визуализировать утверждения, ответила на вопросы в два раза точнее, чем группа, которая сосредоточилась на слуховой информации. (Это исследование также показало, что «стили обучения» студентов никак не влияли на их успеваемость, но это уже другая история!).
Эти данные свидетельствуют о том, что мысленные образы являются эффективной стратегией обучения и что побуждение учащихся к этому, а не сосредоточение внимания только на словах, может улучшить их понимание содержания.
Было также показано, что использование изображений и воображения облегчает понимание прочитанного. Обзор литературы (5) пришел к выводу, что создание изображений текстов помогает учащимся разных возрастных групп понимать тексты. Это кажется верным, когда изображения рисуются на бумаге, а также когда они воображаются.
Что касается рисунков, то, похоже, детям будет полезно иметь вспомогательную иллюстрацию. Например, исследование (6) показало, что рисование собственного изображения, а затем сравнение его с иллюстрацией, предоставленной учителем, более полезно для обучения, чем просто рисование. Эффекты рисования были продемонстрированы в сочетании с научными текстами, но необходимы дополнительные исследования, чтобы понять его влияние на понимание других типов текстов.
Что касается ментальных образов, в упомянутом выше обзоре литературы подчеркивается, что детей следует обучать тому, как использовать образы, чтобы был виден положительный эффект. Один из видов эффективного обучения состоит в том, чтобы научить детей мысленно визуализировать слово, затем предложение, затем абзац, а затем весь текст. Структурные слова также могут быть введены, чтобы помочь с умственной задачей. Например, инструктируя учащихся представить число, размер, форму, цвет, фон, движение и т. д.
Таким образом, использование двойного кодирования стало популярным в школах. То есть учителя и ученики осознают, что сочетание вербальной и невербальной информации облегчает понимание.
Когда завтра пойдешь в школу, не забудь карандаши и воображение!
Каталожные номера:
(1) Кларк, Дж. М., и Пайвио, А. (1991). Теория двойного кодирования и образование. Обзор психологии образования, 3 , 149-210.
(2) Godden, D.R., & Baddeley, A.D. (1975). Контекстно-зависимая память в двух природных средах: на суше и под водой.
(3) Брамао, И., Карлссон, А., и Йоханссон, М. (2017). Умственное восстановление контекста кодирования улучшает эпизодическое запоминание. Кора головного мозга, 94 , 15-26.
(4) Куэвас, Дж., и Доусон, Б.Л. (2017). Тест двух альтернативных моделей когнитивной обработки: стили обучения и двойное кодирование. Теория и исследования в области образования, 1-21.
(5) Де Конинг, Б. Б.