11. Общая характеристика психологического исследования.
На основе методологических принципов строится любое психологическое исследование. Психологическое исследование имеет несколько общих этапов:
1. Подготовительный 1. Необходимость решения проблемы. Изучение литературы по данному вопросу 2. Формулировка задачи и целей исследования 3. Определение объекта и предмета исследования 4. Выдвижение гипотезы (возможный ответ на вопрос, заключенный в проблеме) 5. Подбор методов исследования в рамках определенной стратегии и в соответствии с основными методологическими принципами 6 Отбор методик исследования |
2. Сбор фактических данных с помощью различных методов и методик. |
3. Этап обработки данных исследования Количественный и качественный анализ данных исследования: • анализ каждого зафиксированною факта, • установление связей «факт-гипотеза»; • выделение повторяющихся фактов; • вариационно-статистическая обработка, |
4. Этап интерпретации данных исследования Установление правильности или ошибочности гипотезы исследования Интерпретация данных и формулирование выводов и рекомендаций. Создание коррекционных программ |
12.
Методы психологического исследования и их классификация.Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения. Методы психологического исследования обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает. Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа Задачи: разработать методы, выявить психические свойства, характер, темперамент; развитие психических процессов, учет индивидуальных особенностей
Классификация методов исследования по Р. С. Немову:
1. Наблюдение (внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное, стороннее)
2. Опрос (устный, письменный, свободный, стандартизированный)
3. Тест (-опросники, -задания, проективные тесты)
4. Эксперимент (естественный, лабораторный)
5. Моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое)
13. Характеристика основных эмпирических методов в психологии, их достоинства и недостатки.
К общенаучным эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.
Наблюдениемназывается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Достоинства:позволяет изучать психические процессы в естественных условиях.Может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных.Недостатки: установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут весьма сильно влиять на результаты наблюдения. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей. Наблюдение требует значительных затрат времени.
измерение— это регистрация состояния объекта (объектов) с помощью состояний другого объекта (прибора). Измерение проводится как в естественных, так и искусственно созданных условиях, причем регистрируютсят характеристики объекта, независимо от исследователя и методики измерения.
Экспериментомназывается спланированное и управляемое субъектом исследование, в ходе которого экспериментатор (субъект) воздействует на изолированный объект (объекты) и регистрирует изменение его состояния. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии — исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно повлиять на его поведение.
Общая характеристика методов психологии
Общая характеристика методов психологии
1 2 3 4
1 2 3 4 База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023 обратиться к администрации | Главная страница Автореферат Анализ Анкета Бағдарламасы Бизнес-план Биография Бюллетень Викторина Выпускная работа Глава Диплом |
Методы исследования в психологии — Mr Mikes IB Psychology
В следующих видеороликах представлена ценная информация об этапах научного метода, а также о ряде различных методов исследования, доступных психологам.
Методы исследования в психологии, ЧАСТЬ 1
Методы исследования в психологии, ЧАСТЬ 2
Этапы научного метода
Этап 1: Определение проблемы , которое включает в себя критическое мышление, формулирует гипотезу и взаимосвязь, которые вы ожидаете | Этап 3: Анализ исследователь выбирает и пытается проверить, подтверждает ли информация гипотезу Этап 4: Публикация , включающая научные исследования, факт проведения которых должен быть проверен. |
Виды методов исследования
Характеристики натуралистического наблюдения 1) Погружается в контекст реального мира 2) Наблюдает за людьми, которые ведут себя так, как они обычно себя ведут. Преимущества: Это очень естественно и менее искусственно. Недостатки: Причина отношений невозможна, на широкие вопросы невозможно ответить. | Характеристики корреляционных исследований 1) Связь только между двумя переменными 2) Может знать характер связи между двумя переменными 3) Сколько бы вы ни смотрели телевизор и сколько бы вы ни смотрели телевизор, вы будете знать несколько новых слов. Пример: Рост и вес обычно имеют положительную корреляцию. Преимущества: Может идентифицировать последовательные модели для прогнозирования по 1 переменной Недостатки: Независимо от того, насколько тесно связаны переменные, он не может определить причину влияния. | Характеристики экспериментального Исследования 1) Это один из самых мощных 2) Он позволяет делать множество выводов 3) Позволяет исследователям контролировать 4) Имеет 3 характеристики Пример: 9000 6 Выяснить, делают ли дети более склонными к агрессивному поведению видеоигры. Преимущества: Исследователь может определить причину и следствие исследования. Недостатки: Нельзя дать однозначного ответа, дорого и сложно выполнить. |
Словарь ключевых методов исследования Цель: Цель исследованияЦелевая группа: Группа, поведение которой исследователь хочет исследовать. Процедура: Пошаговый процесс, используемый исследователем для проведения исследования. |
Типы выборки
Выборка по возможности — это выборка тех, кто оказался там и согласился участвовать. Это простой способ для исследователя получить участников, но он должен подвергнуть сомнению характер выборки возможности. Самостоятельно отобранная выборка — это выборка, состоящая из добровольцев. Его преимущество в том, что его относительно легко получить, и он почти гарантирует высокую мотивацию выборки. Проблема в том, что выборки добровольцев редко отражают общее население. Выборка снежного кома — это когда участники вербуют других участников из числа своих друзей и знакомых. Это используется в исследованиях социальной психологии, где доступ к участникам исследования может быть затруднен. Изменчивость участников — это степень, в которой участники могут иметь общий набор черт, которые могут повлиять на результат исследования. Для получения репрезентативной выборки психолог может использовать случайных выборок . Он определяется тем, что каждый член целевой совокупности имеет равные шансы быть выбранным. Он считается наиболее желательным методом выборки, поскольку предполагается, что если выборка достаточно велика, она, скорее всего, будет содержать все характеристики генеральной совокупности. Стратифицированная выборка пытается решить проблему выбора участников из одной и той же группы путем составления случайных выборок из каждой подгруппы в целевой совокупности.Смещение выборки: Также известное как смещение выборки, это ошибка при выборе участников для научного исследования, приводящая к искажению результатов. Некоторые из вышеперечисленных типов выборки более успешны в предотвращении систематической ошибки выборки.
Интересный пример: Телефонный опрос был проведен для оценки мнений людей во время президентской гонки Трумэна-Дьюи в США в 1919 году.48. Эти опросы предполагали, что Дьюи победит очень легко. Однако проблема заключалась в том, что телефоны принадлежали лишь небольшому, богатому меньшинству населения, которое, как правило, поддерживало Дьюи гораздо больше, чем средний избиратель. Основываясь на этом обзоре, Chicago Tribune опубликовала на своей первой странице знаменитый заголовок «Дьюи побеждает Трумэна»… Трумэн легко выиграл выборы.
Президент Гарри С. Трумэн держит номер газеты Tribune после своих президентских выборов, возможно, это одна из самых известных ошибок в заголовках. Все из-за смещения выборки!!!
Этика в психологических исследованиях
Психологические ассоциации со всего мира подготовили ряд руководящих принципов, которые помогают обеспечить уважительное и достойное отношение к участникам исследования. Эти этические принципы также применяются к любым исследованиям в IB. Есть 6 основных пунктов. 1) Информированное согласие: Участники должны быть проинформированы о характере исследования и дать согласие на участие. 2) Обман: Иногда исследователь не хочет, чтобы участники знали точную цель исследования, потому что это может повлиять на результаты. Обман, как правило, не должен использоваться; однако в некоторых случаях может использоваться легкий обман, не вызывающий стресса у участника. В конце исследования любой обман должен быть объяснен участникам. 3) Подведение итогов: В конце всех исследований должны быть выявлены и обоснованы истинные цели и задачи исследования. Все участники должны покинуть исследование без чрезмерного стресса. 4) Выход из исследования: В начале любого исследования участникам следует сообщить, что они имеют право выйти из исследования в любое время и что они могут отозвать свои данные в конце исследования, если они желание. 5) Конфиденциальность: Вся информация, полученная в ходе исследования, должна быть конфиденциальной. 6) Защита от физического или психического вреда: Важно убедиться, что участникам не причиняется никакого вреда. Запрещается унижать участника или принуждать его к раскрытию личной информации. | Ранние исследования воздействия курения включали механическое принуждение собак к вдыханию сигаретного дыма В Стэнфордском тюремном эксперименте студентам колледжа давали роли тюремных охранников и заключенных. Это было запланировано на 2 недели, но пришлось отказаться всего через 6 дней, так как охранники стали садистами, а заключенные подавлены и проявляют признаки крайнего стресса. |
Достоверность и надежность
Валидность | Надежность Если исследование надежно , это означает, что результаты могут быть воспроизведены. Обычно надежность используется в отношении экспериментального исследования, потому что процедура стандартизирована и теоретически, если другой исследователь использует точно такую же процедуру, он должен давать такие же результаты. |
Шесть ключевых вопросов
Мы должны критически оценивать любое психологическое исследование. Есть шесть вопросов, которые мы можем задать при обзоре исследования, которые помогут нам определить его ценность, надежность и достоверность. 2) Исследование проводилось в лаборатории или в естественных условиях?Лабораторное исследование представляет собой искусственную среду, поэтому невозможно быть уверенным, что участники будут вести себя так, как вели бы себя в реальной жизни.
3) Участников просили делать вещи, далекие от реальной жизни?
Если участников просят сделать то, что они обычно не делают, считается, что исследование не имеет экологической достоверности.
6) Этические соображения
Например, пострадали ли участники?
Было ли исследование Эша этичным? Не столь экстремально, но этичны ли исследования Аша на соответствие? | Было ли исследование Бандуры этичным? Исследование проводилось в лаборатории, а это значит, что оно может не иметь экологической достоверности. Участников попросили посмотреть видео, а затем поместили в комнату с предметом из видео. Не то, что они будут делать каждый день, но это не что-то очень далекое от реальной жизни. Этические соображения не соблюдены. Участники могли получить травму и стресс из-за агрессии, которую вызывало видео. … или эксперимент Бандуры с куклой Бобо? |
Обзор обзорных исследований – Методы исследования в психологии
Обзорные исследования
Цели обучения
- Определить, что такое исследование в форме опроса, включая две его важные характеристики.
- Опишите несколько различных способов использования результатов опроса и приведите несколько примеров.
– количественный и качественный метод с двумя важными характеристиками. Во-первых, интересующие переменные измеряются с помощью самоотчетов (с использованием анкет или интервью). По сути, исследователи опроса просят своих участников (которых часто называют в опросах) напрямую сообщать о своих мыслях, чувствах и поведении. Во-вторых, значительное внимание уделяется вопросу выборки. В частности, исследователи, проводящие опросы, отдают предпочтение большим случайным выборкам, потому что они дают наиболее точные оценки того, что является истинным в популяции. На самом деле, опросное исследование может быть единственным подходом в психологии, в котором обычно используется случайная выборка. Помимо этих двух характеристик, в опросных исследованиях используется почти все. Опросы могут быть длинными или короткими. Они могут проводиться лично, по телефону, по почте или через Интернет. Они могут касаться намерений голосовать, потребительских предпочтений, социальных установок, здоровья или чего-то еще, о чем можно спросить людей и получить содержательные ответы. Хотя данные опросов часто анализируются с использованием статистики, есть много вопросов, которые поддаются более качественному анализу.
Большинство обзорных исследований не являются экспериментальными. Он используется для описания отдельных переменных (например, процент избирателей, предпочитающих того или иного кандидата в президенты, распространенность шизофрении среди населения в целом и т. д.), а также для оценки статистических связей между переменными (например, связи между доходом и здоровье). Но опросы можно использовать и в рамках экспериментальных исследований. Исследование Лернер и ее коллег является хорошим примером. Использование ими показателей самоотчетов и большой национальной выборки идентифицирует их работу как исследовательскую работу. Но их манипулирование независимой переменной (гнев против страха) для оценки ее влияния на зависимую переменную (оценку риска) также определяет их работу как экспериментальную.
История и использование опросных исследований Опросное исследование может иметь свои корни в английских и американских «социальных опросах», проводившихся на рубеже 20-го века исследователями и реформаторами, которые хотели задокументировать масштабы социальных проблем, таких как бедность (Converse, 1987) [1] . К 1930-м годам правительство США проводило исследования для документирования экономических и социальных условий в стране. Необходимость делать выводы обо всей совокупности способствовала развитию процедур выборки. Примерно в то же время несколько исследователей, уже сделавших себе имя в исследованиях рынка, изучая потребительские предпочтения американских предприятий, обратили свое внимание на опросы общественного мнения. Переломным событием стали президентские выборы 1936 между Альфом Лэндоном и Франклином Рузвельтом. Журнал под названием Literary Digest провел опрос, разослав бюллетени (которые также были запросами на подписку) миллионам американцев. Основываясь на этом «соломенном опросе», редакторы предсказали, что Лэндон победит с большим перевесом. В то же время новые социологи использовали научные методы с гораздо меньшими выборками, чтобы предсказать как раз обратное — что Рузвельт победит с большим перевесом. Фактически, один из них, Джордж Гэллап, публично критиковал методы Литературный дайджест перед выборами и почти гарантировал, что его предсказание будет правильным. И, конечно же, так оно и было, демонстрируя эффективность методологии тщательного опроса (причины правоты Гэллапа мы рассмотрим позже в этой главе). Демонстрация Гэллапом силы тщательных методов опроса привела более поздних исследователей к проведению местного, а в 1948 г. первого общенационального опроса на выборах, проведенного Исследовательским центром опросов при Мичиганском университете. Эта работа в конечном итоге стала Американскими национальными исследованиями выборов (https://electionstudies.org/) в сотрудничестве Стэнфордского университета и Мичиганского университета, и эти исследования продолжаются сегодня.
Из маркетинговых исследований и опросов общественного мнения опросы перешли в несколько академических областей, включая политологию, социологию и общественное здравоохранение, где они продолжают оставаться одним из основных подходов к сбору новых данных. Начиная с 1930-х годов психологи добились значительных успехов в разработке анкет, включая методы, которые используются до сих пор, такие как шкала Лайкерта. (См. «Что такое шкала Лайкерта?» в разделе 7.2 «Составление опросных листов».) Опросное исследование имеет прочную историческую связь с социально-психологическим изучением взглядов, стереотипов и предубеждений. Ранние исследователи установок были также одними из первых психологов, которые искали более крупные и разнообразные выборки, чем удобные выборки студентов университетов, которые обычно использовались в психологии (и до сих пор используются).
Опросные исследования продолжают играть важную роль в психологии и сегодня. Например, данные обследований сыграли важную роль в оценке распространенности различных психических расстройств и выявлении статистических взаимосвязей между этими расстройствами и различными другими факторами. Национальное исследование сопутствующих заболеваний — это крупномасштабное исследование психического здоровья, проводимое в США (см. http://www.hcp.med.harvard.edu/ncs). Только в одной части этого опроса в 2002 и 2003 годах почти 10 000 взрослых были проведены структурированное интервью о психическом здоровье у себя дома. В таблице 7.1 представлены результаты по распространенности некоторых тревожных расстройств, расстройств настроения и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, в течение жизни. (Распространенность в течение жизни — это процент населения, у которого когда-либо в жизни возникает проблема.) Очевидно, что такого рода информация может быть очень полезной как для фундаментальных исследователей, стремящихся понять причины и корреляты психических расстройств, так и для клиницистов и терапевтов. политиков, которым необходимо точно понять, насколько распространены эти расстройства.
Распространенность в течение жизни* | |||
Расстройство | Итого | Женский | Мужской |
Генерализованное тревожное расстройство | 5,7 | 7.1 | 4,2 |
Обсессивно-компульсивное расстройство | 2,3 | 3.1 | 1,6 |
Большое депрессивное расстройство | 16,9 | 20,2 | 13,2 |
Биполярное расстройство | 4,4 | 4,5 | 4,3 |
Злоупотребление алкоголем | 13,2 | 7,5 | 19,6 |
Злоупотребление наркотиками | 8,0 | 4,8 | 11,6 |
*Распространенность расстройства в течение жизни — это процент людей в популяции, у которых в любой момент жизни развивается это расстройство. |