Межличностные отношения — презентация онлайн
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Обществознание. 6 класс. Урок 7-8Межличностные
отношения – взаимосвязи
между людьми в процессе
совместной деятельности и
общения.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
СВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ
ДЕЛОВЫЕ, ЛИЧНЫЕ, ПРИЯТЕЛЬСКИЕ, ТОВАРИЩЕСКИЕ, СЕМЕЙНЫЕ
ОСОБЕННОСТЬ: НОСЯТ ОБОЮДНЫЙ ХАРАКТЕР
ЗАВИСЯТ ОТ ЭМОЦИЙ И
ВЗАИМНЫХ ЧУВСТВ
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
СБЛИЖАЮТ И
РАЗЪЕДИНЯЮТ
ОБЪЕДИНЯЮТ
И ЗАТРУДНЯЮТ
ЛЮДЕЙ
ОТНОШЕНИЯ
Чувства – основа
межличностных отношений
5.
РАЗДЕЛИТЕ ЧУВСТВА НА ДВЕ ГРУППЫ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕУДОВОЛЬСТВИЕ, РАДОСТЬ,БЛАЖЕНСТВО, ЗАВИСТЬ, ВОСТОРГ,
ГОРЕ, ВОСХИЩЕНИЕ, ОБИДА, ГНЕВ,
ГОРДОСТЬ, ТОСКА, ДОВЕРИЕ,
УВАЖЕНИЕ, НЕЖНОСТЬ,
БЛАГОДАРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ
6. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВ
СИМПАТИЯАНТИПАТИЯ
ВНУТРЕННЕЕ
ВНУТРЕННЕЕ
РАСПОЛОЖЕНИЕ
НЕРАСПОЛОЖЕНИЕ
ОТНОШЕНИЯМ МЕШАЮТ
СТЕРЕОТИПЫ
ОБОБЩЕННОЕ И УПРОЩЕННОЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЁМ-ЛИБО
7. ПОНЯТЬ ДРУГОГО — ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ(МЕЖЛИЧ. ОТН.):
ЗНАКОМСТВА
ПРИЯТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
(ОСНОВАНЫ НА СИМПАТИИ)
ТОВАРИЩЕСТВА
(ОБЪЕДИНЯЕТ ОБЩАЯ ЦЕЛЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
ДРУЖБА
(ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ОТКРОВЕННОСТЬ, ДОВЕРИЕ, ИСКРЕННОСТЬ И
БЕСКОРЫСТИЕ)
8. КОММУНИКАЦИЯ ИЛИ ОБЩЕНИЕ
Общение —процессустановления и развития
контактов между людьми,
порождаемый потребностью в
совместной деятельности и
включающий в себя обмен
субъект
информацией, выработку
единой стратегии
взаимодействия, восприятие
и понимание другого
человека.
Коммуникация — от лат.
«communicatio» —
сообщение, передача и от
«communicare» — делать
общим, связывать, сообщать,
передавать
субъект
•совместная
деятельность
•учет мотивов,
целей партнера и
своих
• рождение новой
информации
субъект
группа
передача и
обмен
информацией
объект
объект
9. КОММУНИКАЦИЯ ИЛИ ОБЩЕНИЕ
информациясубъект
субъект
обмен информацией между ними возможен лишь, если система
изъяснения понятна всем
Барьеры в общении:
•Языковые
•Психологические
•Социальные
• Политические
• Религиозные
•Профессиональные
10. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
А БВ
РЕЧЕВОЕ (вербальное) общение
Речь — универсальное
средство
коммуникации,
поскольку при
передаче информации
с ее помощью менее
всего искажается
смысл сообщения
Ф
О
Р
М
Ы
Диалог — форма общения, состоящая из
обмена высказываниями двух
взаимодействующих сторон или
партнеров.
Монолог — форма общения, рассчитанная
на пассивное и опосредованное
восприятие, поскольку произносится
одним человеком при обращении к
другому или многим людям
Модель речевого общения
кто? (передает сообщение) — коммуникатор,
что? (передается) — сообщение,
как? (осуществляется передача) — непосредственно или опосредованно,
кому? (направлено сообщение) — адресат,
с каким эффектом? (общение произошло) — эффективное или
неэффективное общение
11. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Невербальное (НЕРЕЧЕВОЕ) общениесистема знаков, которые видим
•жесты (жестикуляция руками)
•мимика (движения разных элементов лица)
•пантомимика (позы)
система знаков, которые слышим
•паузы
•покашливания
•плач
•Смех
•качество голоса
•диапазон голоса
•тональность
12. ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА — ПРОСТРАНСТВО
ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА ПРОСТРАНСТВОЗоны общения
Организация
пространство для
коммуникативного
процесса выступают
также особой
знаковой системой
Место общения
Пространство для общения
13.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕИнформационноеобщество
накопление и переработка информации
новые формы общения
сокращается
t передачи информации
увеличивается
сокращаются
уменьшается
количество
встреч
виртуальное
общение
V
информации
S между участниками общения
необходимость «достраивания»,
конструирования образа партнера и
правил взаимодействия с ним
14. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Недостатки виртуального общения:открытость информационного обмена сочетается с фрагментарностью
;
недостаток эмоциональной насыщенности и социальной ответственности;
интенсивность информационных потоков значительно превосходит
возможности ее осмысления и усвоения.
«Чем больше информации, тем меньше смысла».
А.Кончаловский
15. ОБЩЕНИЕ КАК ПОНИМАНИЕ
Особенности процесса восприятияотношения
носят субъект-субъектный
характер
Восприятие
восприятие
и оценка партнерами друг
друга всегда субъективны
подвержено изменениям в
зависимости от конкретных условий
16.
КАК ПРОИСХОДИТ ВОСПРИЯТИЕвстречают партнера по общению «по одежке» (повнешним признакам)
внешность
физические
одежда
поведение
качества
17. СТЕРЕОТИПЫ И «ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ»
это устойчивый, анередко и упрощенный
образ какого-либо
явления или человека,
складывающийся в
условиях дефицита
информации
Стереотип
Военный – смелый;
Чиновник — взяточник;
Отличник – умный
Бизнесмен — вор
это часть прошлого опыта,
сформированного бытовой
и профессиональной
деятельностью,
закрепившегося в
мышлении и постоянно
используемого при
решении типичных задач,
которые ставит жизнь
18. СТЕРЕОТИПЫ И «ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ»
«он такой хороший,потому что
красивый и сильный».
19. СТЕРЕОТИПЫ И «ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ»
«она такаяспортивная,
а эта любит
сплетничать».
20. СТЕРЕОТИПЫ И «ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ»
«люди сограниченными
возможностями
ничего не могут».
21. СТЕРЕОТИПЫ И «ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ»
«в этом классе всехулиганы, потому
что он подлый».
English Русский Правила
Межличностные отношения дошкольников: формирование, особенности
Содержание
- 1 Формирование межличностных отношений у дошкольников
- 1.1 Формы межличностного взаимодействия дошколят
- 2 Особенности межличностных отношений детей
- 2.1 Что характерно во взаимоотношениях младших дошкольников
- 2.2 Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте
- 3 Влияние игры на межличностные отношения дошкольников
- 4 Какой опыт межличностных отношений ребенок получает в семье
Общение в дошкольном возрасте является полноценной деятельностью, которая влияет на развитие ребенка и на формирование у него образа самого себя. Межличностные отношения дошкольников создают условия для становления личности, для формирования нравственных качеств и самооценки.
Формирование межличностных отношений у дошкольников
Почему в психологии говорят не только об общении, но и о межличностных отношениях? По сути, подразумевается один и тот же процесс взаимодействия двух или больше человек. Но, употребляя термин «межличностные отношения», акцентируют внимание на том, как в общении раскрывается (или, наоборот, закрывается, отгораживается) и развивается личность, индивидуальное Я.
Взаимодействие дошкольников переходит на уровень межличностных отношений в тот момент, когда на первом плане в общении проявляется личностный мотив.
Ребенок уже не просто желает с кем-либо проводить время, а конкретно хочет играть с «девочкой из соседней квартиры», «с мальчишками, а не девчонками», пойти в зоопарк с братом, а не с группой и т. д. То есть, для дошкольника приобретают значимость конкретные личности с их качествами и характером.
Межличностные отношения для дошкольников – это возможность проводить время с вызывающими симпатию людьми, а также возможность научиться оценивать другого человека и составлять представления о себе на основе сравнивания. А для этого партнер по общению должен вызывать интерес, определенные чувства, обладать неким опытом.
Большинство дошкольников ориентировано на положительные межличностные отношения. Поэтому они чаще согласятся на второстепенную роль в игре, чем откажутся играть вообще. Если нужно дать свою игрушку, дошкольник, хотя и с сожалением в душе, все-таки протянет ее сверстнику. Хотя нередко наблюдаются исключения, особенно в младшем дошкольном возрасте.
Формы межличностного взаимодействия дошколят
В межличностных отношениях детей дошкольного возраста наблюдаются следующие позиции (формы):
- гуманная;
- эгоистическая;
- конкурентная.
Дети с гуманной позицией помогают сверстникам, делятся игрушками, приглашают в игру, положительно высказываются о результатах деятельности других детей. Такие дошкольники замечают настроение сверстника, поддерживают при неудачах. Себя и свои достижения не выпячивают. Гуманная позиция ребенка выражается в проявлении нравственных качеств и доброжелательного поведения по отношению к другим.
Если ребенок руководствуется эгоистической позицией, он даже не запомнит имена детей, с которыми он только что играл. Зато будет знать, какие чудные игрушки имеют сверстники. Такой ребенок ни за что не даст свою любимую игрушку другому, но может без разрешения взять чужую. К чувствам и настроению партнеров по общению эгоистичный ребенок остается равнодушным.
Конкурентную позицию выбирают дошкольники, которые стремятся быть лучше всех. Они болезненно реагируют на успехи других детей. Ради того, чтобы заявить о себе лучше, могут быть щедрыми, сочувствующими.
Каждая из перечисленных позиций уместна на определенном возрастном этапе. Эгоистичная позиция часто встречается у 3-4-летних малышей, у которых еще не сформированы нравственные критерии.
Конкурентной позицией отличаются дети 4-5 лет. Дошкольники этого возраста забавно нахваливают себя и выпячивают свои достижения. В старшем дошкольном возрасте нормой уже выступает гуманная позиция.
Если ребенок отличается эгоизмом и выраженным стремлением к конкуренции, очень важно терпеливо прививать ему гуманные ориентиры в отношениях.
Особенности межличностных отношений детей
Как видим, отношения детей на протяжении дошкольного детства развиваются в зависимости от становления личности ребенка и прививания нравственных норм. От года к году происходят изменения, и ко времени поступления в школу моральные нормы многие дети начинают воспринимать как регулятор отношений между людьми. Особенно этим отличаются дети с высоким уровнем социального интеллекта.
Что характерно во взаимоотношениях младших дошкольников
Отношения 3-4 летних детей отличаются эгоистичностью. Ребенок хочет играть именно с той игрушкой, которая нравится ему. Если мальчик нагружает свою машину песком, то с подачи взрослого он еще согласится, чтобы его друг в песочнице помогал грузить, но никак не согласится уступить ему машину.
Для младшего дошкольника практически не имеет значения, как его действия оценивают сверстники. «Ты жадина!», «Плохой мальчик», – подобные детские возгласы пролетают если не мимо ушей, то мимо чувственного восприятия. В ответ ребенок может заявить, что он не будет играть с тем, кто его обзывает. А через несколько минут дети об этом инциденте благополучно забудут и возобновят свои игры.
По-настоящему дети обращают внимание на высказывания в свой адрес в среднем дошкольном возрасте. Примерно с 5 лет ребенок чувствительно относится к тому, как его оценивает сверстник. От этого в большой степени зависит, захотят ли дошкольники общаться, вместе играть.
В 5-6 лет дошкольники очень тянутся к детям, проявляющим себя лидерами. Они стремятся получить признание лидера, хотят быть на него похожим, интересуются его мнением. И хотят дружить с лидером. Особенно это заметно среди дошкольников, посещающих ДОУ. Однако реальная детская дружба в детском саду именно в этом возрасте зарождается на основе общих интересов.
Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте
Старшие дошкольники многое видят и замечают, как и что высказывают им сверстники. Но в этом возрасте дети уже достаточно критично воспринимают оценку своих поступков и результатов деятельности от таких же дошкольников. И если оценка прозвучала неблагозвучно, скорее ответят сверстнику тем же, чем расстроятся. Мнение взрослого – совсем другое дело. Взрослый для старшего дошкольника является большим авторитетом.
Дети в этом возрасте значительно больше проводят времени в кругу сверстников, чем малыши, благодаря чему развиваются коммуникативные способности. У многих детей еще вызывают напряжение первые шаги, чтобы примкнуть к новой компании. Но, преодолев дискомфорт первичного знакомства, они в дальнейшем ведут себя естественно: обсуждают игрушки, договариваются о правилах игры и пр.
В постоянной группе у детей складываются устойчивые взаимоотношения. К одним детям старший дошкольник привязывается, они уже дружат. Общение с другими может нисколько не интересовать.
На этом этапе можно выделить виды межличностных отношений дошкольников, наблюдая за общением в группе сверстников:
- непосредственно личные;
- оценочные;
- деловые.
Крайне редко они встречаются в чистом виде. Практически не бывает такого, чтобы дошкольник с одними детьми хотел только дружить, с другими – только играть в определенные игры, а у третьих – интересоваться их мнением и искать одобрения. Все виды отношений переплетаются.
Влияние игры на межличностные отношения дошкольников
Значительное влияние на формирование межличностных отношений оказывает игровая деятельность. Особенно дидактическая игра.
Если в стихийно возникающих ролевых играх дети используют тот арсенал средств общения, который ими уже освоен, то дидактические игры направлены на развитие новых умений и понимания отношений между людьми.
Дидактическая игра направляет взаимодействие детей по определенному руслу, а правила регулируют взаимодействия участников.
Например, застенчивый ребенок, подчиняясь правилам, без особых проблем оказывается в центре внимания. Точно так же, как другие дети, он выполняет предусмотренные игрой действия, проявляет инициативу в соответствии со своей временной ролью.
Подобный новый опыт, безусловно, ценен самому ребенку. Но важно и то, что активные смелые дети увидят робкого тихоню с совершенно другой стороны. Проявится интерес к общению с ним, дети увидят равноправного партнера по игре.
Но ни в коем случае нельзя умалять роль привычных детям сюжетно-ролевых игр. Именно эти увлекательные занятия, начиная от простейших бытовых до многоролевых игр, раскрывают дошкольникам смыслы человеческих отношений. Рекомендуем детально ознакомиться в статье: Чему учит ребенка игра.
Обыгрывая семейную тему, обязательно один ребенок берет на себя ответственность быть главным, демонстрируя строгость и контроль происходящего. Играя в доктора, дети учатся проявлять внимание и оказывать поддержку другому человеку. Игра как средство формирования личностных качеств и межличностного взаимодействия – наиболее эффективный вид деятельности применительно к дошкольному возрасту.
Какой опыт межличностных отношений ребенок получает в семье
Как к ребенку относятся родители и другие члены семьи, и как он относится к самым близким людям – это главный образец в построении межличностных отношений для дошкольника.
Ребенок принимает как само собой разумеющееся родительскую любовь. Но, если этой любви нет, то малыш очень рано начинает задумываться, нужен ли он своим родителям. От близких ребенок ждет любви, защиты и поддержки. При отсутствии таких важных внешних ресурсов, у ребенка формируется неадекватная самооценка. В зависимости от силы темперамента дошкольник будет расти либо неуверенным и робким, либо агрессивным и неуправляемым.
Еще одной проблемной формой семейного взаимодействия является чрезмерная опека детей. Когда мамы и бабушки предпочитают все делать за своего малыша, он застревает на стадии эгоистичных отношений. Посему привычно считает, что все должны ему потакать и делать за него любую работу, требующую приложения усилий.
Если родители взяли на себя ответственность воспитывать ребенка, им нужно научиться уважать его личность с малых лет. Сюда входит, как и поддержка, похвала ребенка, так и предоставление самостоятельности, автономности в действиях.
Разумное внимание в семье к делам и потребностям ребенка даст ему чувство защищенности, сформирует базовое доверие к окружающему миру и обеспечит нравственное становление личности. У дошкольника сформируются предвосхищающие установки, что и более широкий социальный круг относится к ребенку подобным образом. Так закладывается основа уважительных и продуктивных межличностных отношений.
6.1 Важность межличностного общения – Межличностное общение (Даттон)
Глава 6: Общение и межличностные отношения
- Обсудите функциональные аспекты межличностного общения.
- Обсудите культурные аспекты межличностного общения.
Зачем изучать межличностное общение?
Межличностное общение имеет для нас множество последствий в реальном мире. Знаете ли вы, что межличностное общение сыграло важную роль в эволюции человека? Ранние люди, которые жили группами, а не поодиночке, имели больше шансов выжить, а это означало, что те, кто был способен развивать межличностные связи, с большей вероятностью передавали эти черты следующему поколению.
Помимо улучшения ваших отношений и здоровья, навыки межличностного общения высоко ценятся потенциальными работодателями и неизменно входят в десятку лучших в национальных опросах. [6] Каждый из этих примеров иллюстрирует, как межличностное общение удовлетворяет наши основные человеческие потребности в безопасности в наших социальных связях, здоровье и карьере. Но мы не рождаемся со всеми навыками межличностного общения, которые нам понадобятся в жизни. Итак, чтобы извлечь максимальную пользу из наших межличностных отношений, мы должны усвоить некоторые основные принципы.
Подумайте о времени, когда короткий обмен сообщениями повлиял на отношения почти сразу. Вы хотели, чтобы это произошло? Много раз мы вступаем в межличностное общение для достижения определенных целей, которые у нас могут быть, но иногда мы более успешны, чем другие. Это связано с тем, что межличностное общение является стратегическим, то есть мы намеренно создаем сообщения для достижения определенных целей, которые помогают нам функционировать в обществе и в наших отношениях. Цели варьируются в зависимости от ситуации и коммуникаторов, но спросите себя, успешны ли вы в целом в достижении целей, с которыми вы вступаете в разговор, или нет. Если это так, возможно, вы уже обладаете высокой степенью или способностью эффективно и уместно общаться в личных отношениях. Эта глава поможет вам понять некоторые ключевые процессы, которые могут сделать нас более эффективными и подходящими коммуникаторами.
Функциональные аспекты межличностного общения
У нас есть разные потребности, которые удовлетворяются благодаря нашим различным отношениям. Осознаем мы это или нет, мы часто спрашиваем себя: «Что эти отношения могут сделать для меня?» Чтобы понять, как отношения выполняют стратегические функции, мы рассмотрим инструментальные цели, цели поддержания отношений и цели самопрезентации.
Что побуждает вас общаться с кем-то? Мы часто вступаем в общение, предназначенное для достижения инструментальных целей, таких как получение согласия (заставить кого-то сделать что-то для нас), получение необходимой информации или просьба о поддержке. [7] Короче говоря, инструментальная беседа помогает нам «доводить дело до конца» в наших отношениях. Наши инструментальные цели могут быть долгосрочными или повседневными. Ниже приведены примеры общения для инструментальных целей:
- Вы просите своего друга помочь вам переехать в эти выходные (достижение/сопротивление согласию).
- Вы просите своего коллегу напомнить вам, как вести баланс на кассе до конца смены (запрашивая или предоставляя информацию).
- Вы утешаете своего соседа по комнате после того, как он потерял работу (просите или оказываете поддержку).
Когда мы общаемся для достижения целей в отношениях, мы стремимся поддерживать позитивные отношения. Участие в общении для поддержания отношений похоже на то, что вы отправляете свой автомобиль на техническое обслуживание в ремонтную мастерскую. Чтобы иметь хорошие отношения, как и иметь долговечную машину, мы должны заниматься регламентным обслуживанием. Например, вы когда-нибудь хотели остаться дома, заказать пиццу и посмотреть фильм, но ваш друг предлагает вам сходить в местный ресторан, а затем в театр? Возможно, вам не хочется находиться в обществе большого количества людей или тратить деньги (или переодеваться в пижаму), но вы решаете согласиться с его или ее предложением. В этот момент вы ставите потребности вашего партнера выше своих собственных, что, вероятно, заставит его или ее чувствовать себя ценным. Вполне вероятно, что ваш друг пошел или тоже пойдет на подобные уступки, чтобы поставить ваши потребности на первое место, что указывает на удовлетворительные и взаимодополняющие отношения. Очевидно, что если один из партнеров всегда настаивает на своем или всегда уступает, становясь мучеником, индивидуумы не проявляют компетентности в межличностном общении. Другие рутинные задачи в отношениях включают празднование особых случаев или чествование достижений, совместное времяпрепровождение и регулярные проверки по телефону, электронной почте, текстовым сообщениям, социальным сетям или личному общению. Ниже приведены примеры общения для целей отношений:
- Вы организуете корпоративную вечеринку для коллеги, который только что стал гражданином США (отмечая достижения).
- Вы готовите завтрак с мамой, пока вы дома в гостях (проводите время вместе).
- Вы публикуете сообщение на стене Facebook вашего друга, который живет на расстоянии, о том, что скучаете по нему (отметка).
Еще одна форма разговора об отношениях, которую я считаю очень полезной, — это то, что я называю , что означает «разговор об определении отношений» и выполняет функцию поддержания отношений. На ранних стадиях романтических отношений у вас может быть разговор о DTR, чтобы уменьшить неопределенность в отношении того, где вы стоите, решив использовать термин «парень», «подруга» или «партнер». В разговоре о DTR вы можете заранее определить свои отношения, сказав: «Я рад, что я с тобой и больше ни с кем». Ваш романтический интерес может положительно отреагировать, повторив или перефразировав ваше утверждение, что даст вам понять, что он или она с вами согласны. С этого момента разговор может продолжиться, и вы можете поговорить о том, как назвать ваши отношения, установить границы или нет. Нет ничего необычного в том, чтобы иметь несколько переговоров DTR по мере развития отношений. Иногда вам, возможно, придется определять отношения, когда кто-то переступает черту, говоря: «Я думаю, мы должны быть просто друзьями». Это более прямое и реактивное (а не упреждающее) общение может быть особенно полезным в ситуациях, когда отношения могут быть неэтичными, неуместными или создавать конфликт интересов, например, в отношениях супервизор-супервайзер, наставник-подопечный, профессионал-клиент, или коллегиальные отношения.
Мы также преследуем цели самопрезентации, адаптируя наше общение, чтобы нас воспринимали определенным образом. Точно так же, как многие компании, знаменитости и политики создают общественный имидж, мы хотим представить разные лица в разных контекстах. Известный ученый Эрвинг Гоффман сравнил самопрезентацию с представлением и предположил, что мы все играем разные роли в разных контекстах. [8] Действительно, компетентные коммуникаторы могут успешно управлять тем, как другие воспринимают их, адаптируясь к ситуациям и контекстам. Родитель может выполнять роль сурового главы семьи, поддерживающего плеча, на котором можно поплакать, или заботливого и знающего культуру друга своего ребенка. Вновь принятый на работу сотрудник может поначалу выполнять роль серьезного и покладистого сотрудника. Иногда люди участвуют в общении, которое не обязательно представляет их в положительном свете. Например, Хейли, старшая дочь в телешоу «Семейка современности», часто представляет себя неспособной, чтобы заставить родителей выполнять ее работу. В одном из эпизодов она притворилась, что не знает, как разбить яйцо, чтобы ее мама Клэр приготовила пирожные для школьной распродажи выпечки. Вот еще несколько примеров общения для достижения целей самопрезентации:
- Когда ваш начальник жалуется на трудности с форматированием корпоративного информационного бюллетеня, вы рассказываете ей о своем опыте работы с Microsoft Word и редактирования и предлагаете просмотреть информационный бюллетень, как только она закончит форматирование (представляя себя компетентным).
- Вы и ваш новый сосед по комнате в колледже стоите в комнате общежития, полной коробок. Вы позволяете ему выбрать, какую сторону комнаты он хочет, а затем приглашаете его пообедать с вами (представляя себя дружелюбным).
- Вы говорите: «Я не знаю» в ответ на вопрос профессора, хотя у вас есть представление об ответе (представляя себя отчужденным или «слишком крутым для школы»).
Как будто управлять инструментальными целями, целями в отношениях и самопрезентацией недостаточно сложно, если рассматривать их по отдельности, мы также должны осознавать, что три типа целей всегда работают вместе. В некоторых ситуациях мы можем предпочесть инструментальные цели реляционным или самопрезентационным целям. Например, если вашему партнеру предложили отличную работу в другом штате, и вы решили поехать с ним или с ней, что отдалит вас от вашей работы и круга общения, вы сосредоточитесь на целях в отношениях, а не на инструментальных целях или целях самопрезентации. . Когда вы столкнулись со стрессовой ситуацией и нуждаетесь в помощи своего лучшего друга, позвоните и скажите: «Поторопись и принеси мне галлон бензина, или я опоздаю на работу!» вы отдаете предпочтение инструментальным целям над реляционными. Конечно, если этот человек действительно ваш лучший друг, вы можете попытаться сгладить ситуацию или компенсировать свою неполноценность позже. Тем не менее, вы, вероятно, не станете звонить своему боссу и лаять просьбу принести вам галлон бензина, чтобы вы могли приступить к работе, потому что вы, вероятно, хотите, чтобы ваш босс считал вас надежным и симпатичным, а это означает, что вы сосредоточились на самопрезентации. цели.
Функциональная перспектива межличностного общения указывает на то, что мы общаемся для достижения определенных целей в наших отношениях. Мы добиваемся цели в наших отношениях, общаясь ради инструментальных целей. Мы поддерживаем позитивные отношения через реляционные цели. Мы также стратегически представляем себя, чтобы нас воспринимали определенным образом. По мере того, как наши цели достигаются и наши отношения строятся, они становятся маленькими мирами, в которых мы живем с нашими партнерами по отношениям, со своей собственной культурой отношений.
Культурные аспекты межличностного общения
Помимо функциональных аспектов межличностного общения, общение в отношениях также помогает установить культуру взаимоотношений. Точно так же, как большие группы людей создают культуру через общие символы (язык), ценности и ритуалы, люди в отношениях также создают культуры на более низком уровне. климат, устанавливаемый посредством межличностного общения, который уникален для партнеров по отношениям, но основан на более широких культурных и социальных нормах. Мы также вступаем в новые отношения с ожиданиями, основанными на схемах, которые мы разработали в предыдущих отношениях и узнали из нашего более широкого общества и культуры. Думайте о них как о чертежах или планах, которые показывают внутреннюю работу отношений. Точно так же, как схема или диаграмма для сборки нового компьютерного стола помогает вам собрать его, схемы отношений помогают нам понять, как, по нашему мнению, должны работать наши межличностные отношения, и как их создавать. Таким образом, из нашего жизненного опыта в наших более крупных культурах мы привносим строительные блоки или ожидания в наши отношения, которые коренным образом связывают наши отношения с внешним миром. [9] Несмотря на то, что мы воспринимаем наши отношения как уникальные, они, по крайней мере, частично построены на ранее существовавших культурных нормах.
Некоторые дополнительные коммуникативные акты, которые создают нашу культуру отношений, включают рассказывание историй в отношениях, личные идиомы, рутины и ритуалы, а также правила и нормы. Рассказывание историй является важной частью того, как мы создаем культуру в более широком контексте и как мы создаем объединяющую и значимую сюжетную линию для наших отношений. Фактически, антрополог придумал термин homo narrans для описания уникальной способности современного человека рассказывать истории. [10] Мы часто полагаемся на повествование об отношениях, чтобы создать чувство стабильности перед лицом перемен, проверить совместимость потенциальных новых партнеров по отношениям или создать или поддержать солидарность в установившихся отношениях. Подумайте о том, как вы используете рассказывание историй среди своих друзей, семьи, коллег и других партнеров по отношениям. Если вы недавно переехали в новое место учебы в колледже, вы, вероятно, испытали большие перемены. Первое, что вы начали делать, — это восстановить социальную сеть — помните, что люди по своей сути являются социальными существами. Когда вы начали встречать новых людей в своих классах, на новой работе или в новом жилье, вы, скорее всего, рассказали некоторые истории из своей прошлой жизни — о своих друзьях, работе или учителях дома. Одной из функций этого типа рассказывания историй на раннем этапе формирования межличностных связей является проверка того, есть ли у людей, с которыми вы встречаетесь, похожие истории или могут ли они относиться к культуре ваших предыдущих отношений. Короче говоря, вы проверяете совместимость своих схем с новыми людьми, с которыми сталкиваетесь. Хотя рассказывание историй будет продолжать играть роль в развитии ваших отношений с этими новыми людьми, вы можете быть удивлены тем, как быстро вы начинаете рассказывать своим новым друзьям истории о том, что произошло с тех пор, как вы встретились. Вы можете рассказать истории о своем первом совместном походе в танцевальный клуб, о странном профессоре геологии, который у вас был вместе, или о том, как вы все заболели от еды в кафетерии. Короче говоря, ваши старые истории начнут уступать место новым историям, которые вы создали. Рассказывание историй в отношениях помогает создать солидарность или чувство принадлежности и близости. Этот тип повествования может быть особенно значимым для отношений, которые не относятся к доминирующей культуре. Например, исследование кружка дружбы геев показало, что геи часто пересказывали определенные драматические истории, чтобы создать чувство принадлежности, а также привлечь новых членов в группу. [11]
Мы также создаем личные идиомы в наших отношениях. [12] Если вы когда-либо изучали иностранные языки, то знаете, что такие идиоматические выражения, как «я сегодня не в настроении», в переводе являются абсурдными. Например, эквивалент этого выражения на французском языке переводится как «Сегодня я не в своей тарелке». Когда вы думаете об этом, нет смысла использовать любое из этих выражений, чтобы сообщить, что вы больны, но смысл не будет потерян для носителей английского или французского языков, потому что они могут расшифровать соответствующую идиому. Это также относится к идиомам, которые мы создаем в наших межличностных отношениях. Так же, как идиомы уникальны для отдельных культур и языков, уникальны для определенных отношений, и они создают чувство принадлежности благодаря внутреннему смыслу, разделяемому партнерами по отношениям. В романтических отношениях, например, люди часто создают друг другу прозвища, которые могут не переводиться напрямую для того, кто их подслушивает. Вам и вашему партнеру может показаться, что называть друг друга «козявками» мило, а другим это может показаться отвратительным. Исследователи обнаружили, что личные идиомы обычно используются в следующих категориях: действия, ярлыки для других, просьбы и упоминания сексуального характера. [13] Недавний культурный феномен Jersey Shore на MTV дал нам множество примеров личных идиом, созданных друзьями в шоу. GTL — это идиома активности, которая означает «тренажерный зал, загар, стирка» — обычная рутина для актеров шоу. Есть много примеров идиом, обозначающих других, в том числе граната для непривлекательной женщины, голова сока гориллы для очень мускулистого мужчины и рюкзак для прилипчивого парня / подруги или прилипчивого человека в клубе. Есть также много идиом для сексуальных отсылок, таких как smush, что означает перепихнуться / заняться сексом, и smush room, которая представляет собой комнату, отведенную для этих действий. [14] Идиомы помогают создать сплоченность или солидарность в отношениях, потому что они являются общими сигналами для инсайдеров культуры. Они также сообщают об уникальности отношений и создают границы, поскольку смысл разделяется только внутри отношений.
Рутины и ритуалы помогают сформировать культуру отношений посредством их естественного развития в повторяющемся или привычном взаимодействии. [15] В то время как «рутина» может означать скучность в некоторых ситуациях, коммуникативные акты создают ощущение предсказуемости в отношениях, которые утешительны. Некоторые коммуникативные рутины могут развиваться вокруг событий или разговорных тем.
Например, друзья или родственники, находящиеся далеко друг от друга, часто планируют повторяющийся телефонный разговор, а пары обсуждают события дня за ужином. Когда я учился за границей в Швеции, мы с родителями разговаривали по телефону в одно и то же время каждое воскресенье, что установило для нас удобный распорядок дня. Другие рутины развиваются вокруг целых разговорных эпизодов. Например, два лучших друга, рассказывающие свою любимую историю о весенних каникулах, могут легко переключаться с одного говорящего на другого, заканчивать предложения друг друга, говорить в унисон или жестикулировать одновременно, потому что они рассказывали эту историю так много раз. Ритуалы отношений приобретают более символическое значение, чем рутина отношений, и могут быть вариациями широко известных событий, таких как дни рождения, годовщины, Песах, Рождество или День Благодарения, или весьма индивидуализированными и оригинальными. Партнеры по отношениям могут персонализировать свои традиции, поедая мидии и играя в яхтзи в канун Рождества или отправляясь в поход на свою годовщину. Другие ритуалы могут быть более уникальными для отношений, например, празднование дня рождения собаки или посещение дня открытия в парке развлечений. Один из участников исследования сообщил о следующем крайне своеобразном ритуале:
Я бы каждый день перед сном проверяла пупок моего мужа на наличие пуха. Это произошло, когда я однажды заметил какой-то пушок в его пупке и подумал, что это забавно… Мы оба находили это забавным и часто дразнили нас из-за пуха. Если в течение нескольких дней не было пуха, мой муж засовывал немного в пупок, чтобы я его нашла. Это происходит уже около 10 лет. [16]
Независимо от того, включают ли рутины и ритуалы телефонные звонки, употребление определенных продуктов или выкапывание пуха из пупка, все они играют важную роль в построении культуры взаимоотношений. Однако, как и в случае с рассказыванием историй, ритуалы и рутина могут быть негативными. Например, вербальные и невербальные паттерны, направленные на то, чтобы ругать или умалять вашего партнера по отношениям, не окажут здорового воздействия на культуру отношений. Кроме того, посещение родственников во время праздников теряет свою символическую ценность, когда они вам не нравятся и вы соблюдаете ритуал, потому что чувствуете, что должны. В этом случае ритуал не обогащает культуру отношений, но может укреплять нормы или правила, созданные в отношениях.
Правила и нормы отношений помогают в повседневных отношениях. Они помогают создать структуру и установить границы для взаимодействия в отношениях и для взаимодействия с более крупными социальными сетями. [17] Правила взаимоотношений — это явно переданные указания о том, что следует и чего не следует делать в определенных контекстах. Пара может создать правило всегда советоваться друг с другом, прежде чем разрешить ребенку переночевать в другом месте. Если мать позволит своему сыну ночевать у подруги, не посоветовавшись с партнером, это может привести к более серьезному конфликту. Нормы отношений похожи на рутину и ритуалы в том, что они естественным образом развиваются в отношениях и обычно соответствуют или адаптируются к тому, что ожидается и приемлемо в более широкой культуре или обществе. Например, может быть нормой, что вы и ваши коллеги не болтаете о делах во время пятничных вечеринок. Поэтому, когда кто-то поднимает на собрании тему работы, его коллеги могут напомнить ему, что разговоров о работе не бывает, и последствия могут быть не такими серьезными. Что касается темы разговора, нормы часто определяют ожидания относительно того, какие темы уместны в различных отношениях. Вы говорите со своим начальником о своих личных финансах? Вы говорите с отцом о своей сексуальной активности? Рассказываете ли вы одноклассникам о своей истории болезни? Как правило, не существует правил, согласно которым вы не можете обсуждать эти темы ни с кем по своему выбору, но нормы отношений обычно заставляют людей отвечать «нет» на приведенные выше вопросы. Нарушение норм и правил отношений может негативно повлиять на отношения, но в целом нарушение правил может привести к более прямому конфликту, а нарушение норм может привести к неловкому социальному взаимодействию. Развитие вашей компетенции в области межличностного общения поможет вам оценить свое общение с точки зрения многих правил и норм, с которыми вы столкнетесь.
- Интеграция: межличностное общение происходит между двумя или более людьми, чьи жизни взаимозависимы и взаимно влияют друг на друга. Эти отношения возникают в академическом, профессиональном, личном и гражданском контекстах, и повышение нашей компетентности в межличностном общении может также улучшить наше физическое и психологическое здоровье, улучшить наши отношения и сделать нас более успешными в нашей карьере.
- Существуют функциональные аспекты межличностного общения.
- Мы «делаем дело» в наших отношениях, общаясь с инструментальными целями, такими как побуждение кого-то сделать что-то для нас, запрос или представление информации, просьбы или оказание поддержки.
- Мы поддерживаем наши отношения, общаясь для целей отношений, таких как ставить потребности вашего партнера по отношениям выше своих собственных, отмечать достижения, проводить время вместе и проверять.
- Мы стратегически проецируем себя на то, чтобы нас воспринимали определенным образом, общаясь с целью самопрезентации, например, чтобы казаться компетентными или дружелюбными.
- Существуют культурные аспекты межличностного общения.
- Мы создаем культуру взаимоотношений, основанную на схемах отношений, которые мы разрабатываем в ходе нашего взаимодействия с нашим более широким обществом и культурой.
- Мы рассказываем истории об отношениях, чтобы создать чувство стабильности перед лицом перемен, проверить нашу совместимость с потенциальными партнерами по отношениям и создать чувство солидарности и сопричастности в установившихся отношениях.
- Мы создаем личные идиомы, такие как прозвища, которые уникальны для наших конкретных отношений и незнакомы посторонним, чтобы создать сплоченность и солидарность.
- Мы устанавливаем рутину и ритуалы отношений, чтобы помочь сформировать нашу культуру отношений и привнести чувство комфорта и предсказуемости в наши отношения.
- Интеграция: Каким образом компетентность в межличностном общении может варьироваться в зависимости от академического, профессионального и гражданского контекста? Какие компетентностные навыки могут быть более или менее важными в одном контексте, чем в другом?
- Расскажите о случае, когда у вас был разговор о DTR. На каком этапе отношений был разговор? Что побудило вас или другого человека начать разговор? Каков результат разговора?
- Выберите важные отношения и опишите их культуру отношений. Когда отношения начались, какими схемами отношений руководствовались ваши ожидания? Опишите историю отношений, которую вы рассказываете с этим человеком или об этом человеке. Какие личные идиомы вы используете? Какие рутины и ритуалы вы соблюдаете? Каким нормам и правилам вы следуете?
- Марк Р. Лири, «На пути к концептуализации межличностного отторжения», в книге «Отвержение межличностных отношений», изд. Марк Р. Лири (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2001), 3–20. ↵
- Оуэн Харги, Квалифицированное межличностное взаимодействие: исследование, теория и практика (Лондон: Routledge, 2011), 2. ↵
- Киплинг Д. Уильямс и Лиза Задро, «Остракизм: о том, что вас игнорируют, исключают и отвергают», в Межличностное неприятие, изд. Марк Р. Лири (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2001), 21–54. ↵
- Дуглас К. Кэндленд, Дикие дети и умные животные: размышления о человеческой природе (Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1995). ↵
- Шарон Шалев, «Одиночное заключение и тюрьмы сверхмаксимального режима: анализ прав человека и этики», Журнал судебной психологии, практика 11, вып. 2 (2011): 151. ↵
- Национальная ассоциация колледжей и работодателей, Job Outlook 2011 (2010): 25. ↵
- Брант Р. Берлесон, Сандра Меттс и Майкл В. Кирч, «Общение в близких отношениях», в книге «Близкие отношения: справочник», ред. . Клайд Хендрик и Сьюзан С. Хендрик (Thousand Oaks, CA: Sage, 2000), 247. ↵
- Эрвинг Гоффман, Представление себя в повседневной жизни (Нью-Йорк: Anchor Books, 1959). ↵
- Брант Р. Берлесон, Сандра Меттс и Майкл В. Кирч, «Общение в близких отношениях», в книге «Близкие отношения: справочник», под ред. Клайд Хендрик и Сьюзан С. Хендрик (Thousand Oaks, CA: Sage, 2000), 252. ↵
- Уолтер Р. Фишер, «Повествование как парадигма человеческого общения: пример публичного морального аргумента», Монографии по коммуникации, 51, вып. 1 (1985): 1–22. ↵
- Ричард Дж. Джонс-младший, «Дрэг-королевы, королевы драмы и друзья: драма и представление как функция укрепления солидарности в кругу дружбы геев», Калейдоскоп: выпускной журнал качественных коммуникационных исследований 6, вып. 1 (2007): 61–84. ↵
- Р. А. Белл и Дж. Г. Хили, «Идиоматическая коммуникация и межличностная солидарность в культурах отношений друзей», Исследования человеческого общения 18 (1992): 307–35. ↵
- Роберт А. Белл и Джонатан Г. Хили, «Идиоматическая коммуникация и межличностная солидарность в культурах отношений друзей», Human Communication Research 18, no. 3 (1992): 312–13. ↵
- Энтони Бениньо, «Глоссарий Джерси-Шор: этот словарь терминов заставит вас (кулак) накачать себя во втором сезоне», NY Daily News, 28 июля 2010 г. ↵
- Брант Р. Берлесон, Сандра Меттс и Майкл В. Кирч, «Общение в близких отношениях», в книге «Близкие отношения: справочник», под ред. Клайд Хендрик и Сьюзен С. Хендрик (Тысяча дубов, Калифорния: Sage, 2000), 254–55. ↵
- Кэрол Дж. С. Брюсс и Джуди К. Пирсон, «Межличностные ритуалы в браке и дружбе взрослых», Communication Monographs 64, no. 1 (1997): 35. ↵
- Брант Р. Берлесон, Сандра Меттс и Майкл В. Кирч, «Общение в близких отношениях», в книге «Близкие отношения: справочник», под ред. Клайд Хендрик и Сьюзан С. Хендрик (Thousand Oaks, CA: Sage, 2000), 255–56. ↵
Межличностные отношения | Определение, важность для карьеры, способы совершенствования
Навыки межличностных отношений относятся к способности устанавливать взаимопонимание с людьми, имеющими схожие с нами интересы и цели. На рабочем месте навыки межличностных отношений позволяют нам разделять особую связь с нашими коллегами, поддерживая доверие и положительные чувства друг к другу.
Навыки межличностных отношений на рабочем месте позволяют лучше понимать сотрудников, а также более эффективно общаться. Людям, проводящим на работе в среднем от семи до восьми часов в день, иррационально полагать, что они могут работать в одиночку. Таким образом, мы все должны иметь здоровые межличностные отношения на работе, чтобы иметь возможность иметь дружескую атмосферу.
Почему важны межличностные отношенияВажность межличностных отношений на рабочем месте очевидна из следующих преимуществ:
- Повышение удовлетворенности сотрудников . Человек — животное социальное. Работа в изоляции делает человека подверженным стрессу, и он начинает находить свою работу монотонной. Таким образом, межличностные отношения дают сотрудникам возможность установить тесные отношения с коллегами по работе, развивая в них чувство радости и удовлетворения.
- Лучшее принятие решений. Принятие любого важного решения в организации основывается на мозговом штурме сотрудников с целью поиска лучших идей и стратегий. Однако для этого требуется такая платформа, чтобы каждый человек имел свободу и равную возможность выражать свои взгляды и мнения. Такая эффективная коммуникация лучше всего возможна, когда сотрудники имеют тесные связи друг с другом, что обеспечивает эффективное общение, а также некоторую честную обратную связь.
Межличностные отношения в организации очень важны для работы, а также для карьерного успеха отдельных сотрудников. Тем не менее, они также требуют больших усилий со стороны сотрудников, чтобы их взращивать и поддерживать. Ниже приведены некоторые советы, которые помогут вам улучшить навыки межличностных отношений и добиться желаемого успеха:
- Чаще общайтесь с коллегами или подчиненными.