Общение это в психологии кратко: Карта сайта

Раскрытие понятия «общение» в психологии

Определение 1

Общение — это многоплановый сложный процесс, в ходе которого устанавливаются и развиваются контакты и связи между людьми. Процесс этот порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, а также выработку единого плана взаимодействия.

В общение, как правило, входит практическое взаимодействие людей в виде совместного труда, обучения, коллективных игр. Общение в психологии способствует планированию, осуществлению и контролированию деятельности людей.

Отношение определяется через понятие «связи», а общение является процессом взаимодействия людей, который осуществляется при помощи речевого и неречевого взаимодействия. Понятие об общении преследует цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, поведенческой и эмоциональной сферах лиц, которые участвуют в общении. Во время общения между участниками происходит обмен не только физическими действиями, результатами труда или продуктами, но и идеями, намерениями, мыслями, переживаниями и т.

д.

Человек учится общаться с самого детства, изучает разные виды общения в зависимости от среды, в которой проживает, от людей, с которыми происходит взаимодействие. Все это имеет стихийный характер, происходит в житейском опыте. Зачастую данного опыта не хватает, к примеру, для овладения определенными профессиями, а в ряде случаев и просто для цивилизованного и продуктивного общения. И в данной ситуации особое место необходимо отвести совершенствованию и изучению закономерностей общения, навыков и умений их использования и учета.

Любые общности людей располагают своими методами воздействия, используемые в различных формах коллективной деятельности, где происходит концентрация на социально-психологическом содержании образа жизни. Все это находит отражение в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, танцах, праздниках, песнях, мифах, сказаниях, в театральном, музыкальном и изобразительном искусстве, в литературе, радио, телевидении и кино. Все эти массовые формы общения имеют мощный потенциал взаимовлияния людей.

В истории человечества они воспринимались в качестве средств воспитания, приобщения человека посредством общения к духовной атмосфере жизни.

Основное внимание во всех аспектах общения отводится проблеме человека. При увлечении исключительно инструментальным аспектом общения ведет за собой нивелирование его духовной (человеческой) сущности и приводит к упрощенной трактовке понятия «общение» в виде информационно-коммуникативной деятельности. Во время неизбежного научно-аналитического деления общения на составные части необходимо не потерять в них человека в качестве духовной и активной силы, которая преобразует в данном процессе и других и себя.

Формы проявления и функции общения

Существует пять сторон, в которых проявляется общение:

  • межличностная сторона;
  • когнитивная сторона;
  • коммуникативно-информационная сторона;
  • эмотивная сторона;
  • конативная сторона.

Межличностная сторона общения служит для отражения взаимодействия человека с его непосредственным окружением. Речь идет о других людях и общностях, с которыми человек связан в жизни.

Когнитивная сторона служит ответом на вопросы о том, кто является собеседником, какой он человек, что от него можно ожидать, а также на множество других вопросов, которые связаны с личностью партнера.

Замечание 1

Коммуникативно-информационная сторона необходима для обмена между людьми разными идеями, представлениями, интересами, чувствами, установками, настроениями и т. д.

Эмотивная сторона является важнейшим компонентом во время функционирования чувств и эмоций, настроения в личных контактах людей.

Конативная, или как ее еще называют поведенческая сторона, общения важна для целей согласования внешних и внутренних противоречий в позициях партнеров.

Существует несколько функций общения:

  • прагматическая функция служит отражением потребностно-мотивационных причин и находит реализацию во время взаимодействия людей при совместной деятельности. И тут важно отметить, что общение в большинстве случаев является главной потребностью;
  • функция формирования и развития, заключающаяся в том, что общение может воздействовать на партнеров и при этом развивать и совершенствовать их во всех отношениях.
    При общении с другими людьми человек получает общечеловеческий опыт, социальные нормы, знания, ценности и способы деятельности, которые сложились исторически. Помимо этого, во время общения происходит формирование человека как личности. В итоге, можно сказать, что общение является универсальной реальностью, в которой зарождается, проявляется и существует психический процесс на протяжении всей жизни, а также состояние и поведение человека;
  • функция подтверждения, обеспечивающая человеку возможности в познании, утверждении и подтверждении себя;
  • функция объединения-разъединения людей, необходимая с одной стороны для передачи важных сведений, при помощи формирования между ними контактов, для настраивания их на осуществление общих целей, задач, намерений, при этом соединяя их в одно целое, а с другой стороны, является причиной изоляции личности во время общения и дифференциации;
  • функция организации и поддержания межличностных отношений, которая важна в вопросах интересов налаживания и сохранения продуктивных и устойчивых связей, взаимоотношений, контактов между людьми, учитывая при этом интересы их коллективной деятельности;
  • внутриличностная функция, реализующаяся во время общения человека с самим собой, посредством внутренней или внешней речи, построенной в качестве диалога.

Виды общения

Понятие общение в психологии имеет множество сторон. Существует ряд видов общения.

Существует межличностное и массовое общение. Межличностное общение подразумевает непосредственные контакты людей в парах или группах, в которых состав участников является постоянным. Массовое же общение является множеством непосредственных контактов людей, которые незнакомы, а также коммуникация, которая опосредована разными видами СМИ.

Помимо этого существует еще межперсональное и ролевое общение. При межперсональном общении конкретные люди являются участниками общения, они обладают рядом специфических индивидуальных качеств, раскрывающихся во время общения и организации коллективных действий. Во время ролевого общения участники общения являются носителями определенных ролей. К примеру, учитель – ученик, покупатель – продавец или начальник – подчиненный. Ролевое общение лишает человека спонтанности своего поведения, потому что совершаемые действия диктуются исполняемой ролью.

Замечание 2

Данный вид общения подразумевает проявление человека не в качестве индивидуальности, а как некоторую социальную единицу, которая выполняет определенные функции.

Еще есть доверительное и конфликтное общение. Особенность доверительного общения заключается в том, что во время него передается особо важная информация. Доверительность считается существенными признаком всех видов общения, без него невозможны переговоры, решение интимных вопросов. Конфликтное же общение проявляется во взаимном противостоянии людей, выражении неудовольствия и недоверия.

Также бывает личный вид общения, который подразумевает обмен между людьми информацией, имеющей неофициальный характер. Деловой вид общения характеризуется процессом взаимодействия людей, которые выполняют совместную работу или включены в один вид деятельности.

Кроме того, существует прямой и опосредованный вид общения. Прямое общение предстает как исторически более ранняя форма взаимодействия людей. Данный вид общения служил поводом возникновения различных видов опосредованного общения во время более поздних периодов развития цивилизации.

Опосредованное общение является взаимодействием с использованием дополнительных средств, таких как письма, видео- и аудиотехника и т.д.

Знаковые системы делают общение возможным. И тут выделяют вербальное и невербальное общение. Вербальное общение подразумевает устную и письменную речь. При невербальном общении используются неречевые способы общения.

Во время вербального общения, как правило, используются два вида речи: устная и письменная. Устная речь предстает в виде самостоятельной речи, имеющей свои правила и грамматику. Письменной же речи обучают в школе, она является признаком образованности человека.

Для регулирования течения процесса общения, создания психологического контакта между людьми, обогащения значения, которое передается через слова, направления истолкования словесного текста, выражения эмоций и отражения ситуации служат невербальные средства общения. Существует несколько разновидностей невербальных средств общения:

  1. Визуальные средства общения, в которые входит:
    • кинесика, которая выражается в движениях рук, ног, туловища и головы;
    • визуальный контакт и направление взгляда;
    • выражение лица;
    • выражение глаз;
    • поза, речь идет о локализации, смены поз относительно словесного текста;
    • кожные реакции, которые выражаются в покраснении или появление пота;
    • дистанция, под которой подразумевается определенное расстояние до партнера, персональное пространство и угол поворота к нему;
    • ряд вспомогательных средств общения, тут же специфика телосложения (половая и возрастная), а также средства ее преобразования в виде одежды, косметики, очков, украшений, татуировок, усов, бороды, сигарет и т. д.;
  2. Акустические или иными словами звуковые средства общения, включающие:
    • паралингвистические, то есть те, что связаны с речью. Сюда входит интонации, громкость, ритм, тембр голоса, речевые паузы и их место в тексте;
    • экстралингвистические, иными словами, связанные с речью. Это смех, кашель, плач, вздохи, «шмыганье» носом, скрежет зубов и т.д.;
  3. Тактильно-кинестезическая разновидность невербальных средств общения, которая, то есть связанная с прикосновениями. К ней относятся:
    • физические воздействия. К примеру, вести слепого за руку, или контактный танец;
    • такесика, которая может выражаться в пожатие руки или хлопанье по плечу;
  4. Ольфакторная разновидность, в которую входит:
    • неприятные и приятные запахи окружающего мира;
    • искусственные и естественные запахи человека и др.

Структура общения

Существует структура общения. Она включает в себя ряд компонентов:

  1. Мотивационно-целевой компонент общения, который является системой целей и мотивов общения. Среди мотивации общения выделяют:
    • интересы и потребности человека, который проявляет инициативу во время общения;
    • интересы и потребности двух партнеров общения, которые побуждают их включиться в процесс общения;
    • потребности, которые вытекают из задач, которые можно решить совместно.

Соотношение мотивов общения может колебаться от конфликта до полного совпадения. Исходя из этого, общение может быть дружественного или конфликтного характера.

Замечание 3

В качестве основных целей общения можно выделить получение или передачу определенной полезной информации, снятие напряженности, активизацию партнеров, управление совместной деятельностью, оказание влияния на других людей.

Цели партнеров могут противоречить, совпадать или исключать друг друга. Это и влияет на характер общения.

  1. Коммуникативный компонент общения. Этот компонент заключается в обмене информацией между собеседниками. Во время коллективной деятельности, как уже говорили выше, происходит обмен мнениями, чувствами, интересами и т. д. Это все и является процессом обмена информацией, который имеет ряд особенностей:
    • кибернетические устройства исключительно передают информацию, а во время общения информация уточняется, формируется и развивается;
    • простой «обмен информацией» двух устройств отличается от общения людей тем, что во время общения происходит сочетание с отношением друг к другу;
    • при общении происходит влияние друг на друга, при использовании системных знаков;
    • если человек, который направляет информацию (коммуникатор) и человек, который принимает её (реципиент) имеют единую или сходную систему кодификации, либо декодификации, то исключительно в этом случае возможно коммуникативное влияние, в качестве результата обмена информацией.
  2. Интерактивный компонент общения заключается не только в обмене знаниями и идеями, но и во влиянии, взаимном побуждении, действиями. Взаимодействие может быть кооперацией или конкуренцией, согласием или конфликтом, приспособлением или оппозицией, ассоциацией или диссоциацией.
  3. Перцептивный компонент общения является восприятием, взаимным изучением и оценкой партнерами друг друга. Все это основывается на восприятии внешнего вида, поступков, деяний человека и их толкованием.
Замечание 4

Важно отметить, что при взаимной социальной перцепции во время общения высока вероятность ее субъективизма. Это проявляется и в неправильном определении целей партнера, его мотивов, установок на взаимодействие и отношений.

Особая роль в общении отводится коммуникативному компоненту.

Определение 2

Под коммуникацией понимается связь, в процессе которой происходит обмен информацией между людьми во время межличностных отношений.

Коммуникативный компонент имеет несколько особенностей:

  • во время личных отношений двух людей, когда каждый предстает в качестве активного субъекта. Данные отношения при взаимном их информировании подразумевают налаживание коллективной деятельности. Особенности человеческого обмена информации состоит в определенной роли для участников общения конкретной информации и ее значении;
  • вероятность совместного влияния партнеров друг на друга при помощи системы знаков;
  • оказание коммуникативного влияния исключительно при наличии схожей или единой системы кодификации и декодификации;
  • вероятность появления коммуникативных барьеров. В данной ситуации четко видна связь, которая существует между отношением и общением.

Есть два типа информации:

  1. побудительная, которая проявляется в виде приказов, советов или просьб; служит для стимулирования определенных действий;
Замечание 5

Стимуляция бывает трех видов:

  • активизация, которая служит в качестве побуждения к действию в необходимом направлении;
  • интеракцию, которая является запретом нежелательных форм деятельности;
  • дестабилизация, предполагающая нарушение или рассогласование определенных автономных форм деятельности или поведения.
  1. констатирующая информация, заключается в проявлении в формах сообщения и не подразумевает изменения поведения.

Информация в обществе распространяется посредством своеобразного «фильтра доверия-недоверия», действующего таким образом, что истинные данные могут быть отвергнутыми, а ложные – принятыми. Помимо этого, есть средства, которые способствуют принятию информации и которые ослабляют действие фильтров. Синтез данных средств называют фасцинацией. В качестве примера можно привести музыкальное, цветовое или пространственное сопровождение речи.

Существует пять элементов, которые входят в модель коммуникативного процесса. Таким образом, модель коммуникативного процесса выглядит так: коммуникатор – сообщение в виде текста – канал – аудитория или иными словами реципиент – обратная связь.

Основной целью информационного обмена в общении является формирование общего смысла, одной точки зрения и приход к согласию по теме разных ситуаций или проблем. Для данного обмена, как правило, применяется механизм обратной связи. Согласно ему процесс обмена информацией во время межличностной коммуникации удваивается, а также кроме содержательных сторон, информация, которая поступает к реципиенту от коммуникатора, может содержать данные о том, как реципиент оценивает и воспринимает поведение коммуникатора.

Во время коммуникации участники общения должны не только передать друг другу информацию, но и прийти к ее адекватному пониманию. Иными словами, во время межличностной коммуникации особой проблемой является интерпретация сообщения, которое поступает от коммуникатор к реципиенту.

Замечание 6

Во время коммуникации возможно возникновение барьеров – психологического препятствия на пути к корректной передачи данных между партнерами по общению.

Особенности во взаимопонимании между людьми

Под взаимопонимание понимается социально-психологическая особенность, сущность которой проявляется в нескольких нюансах:

  • в согласовании личного осмысления предмета общения;
  • в двусторонней взаимоприемлемой оценке и принятии мотивов, целей и установок взаимодействующих людей, в ходе которой прослеживается полная или частичная схожесть или близость когнитивного, поведенческого и эмоционального реагирования на возможные для них методы в достижении результатов коллективной деятельности.

Для того чтобы достичь взаимопонимания между партнерами по общению важно обеспечить специальные условия. Рассмотрим некоторые из них:

  • речь взаимодействующих личностей должна быть понятна;
  • проявляющиеся качества взаимодействующих личностей должны быть осознанными;
  • разработка соглашения и выполнение его на практике согласно установленным правилам.

При соблюдении рассмотренных выше условий в практике повышает шансы на взаимопонимание, которое будет тем выше, чем более приемлемы для коллективной деятельности созданные правила взаимодействия.

Замечание 7

Правила, которые разработаны для взаимодействия, не должны сковывать партнеров, поэтому важно их периодически корректировать, то есть согласовывать коллективные усилия людей и обстоятельства, которые позволят реализовать эти правила. Наилучшим способом это делать в случаях равноправного положения людей.

Для того чтобы достигнуть взаимопонимания важно, чтобы люди исходили из одинаковых постулатов общения и взаимодействия. Также важно соотносить предмет общения с единым социальным образцом, нормой поведения. Невозможно понять другого человека, пока не вступишь с ним в отношения, которые имеют личный характер, не проявив к нему эмпатию.

Возможно спланировать взаимопонимание, если в качестве основы рассматривать отношения индивидов к их ценностно-смысловым и психологическим позициям. В данной ситуации критерии, которые помогут сложить мнение о вероятном взаимопонимании, являются:

  • предложения, выдвигаемые каждым участником на знания предмета совместной деятельности, их компетентности;
  • прогнозирование отношений партнеров к предмету совместной деятельности, его важности для каждой из сторон;
  • рефлексия, иными словами процесс осмысления человеком того, что его воспринимают партнеры;
  • анализ психологический свойств партнеров.

Но важно отметить, что всегда возможен факт непонимания, которое возникает между людьми. И на это есть несколько причин:

  • искажение или отсутствие восприятия людьми друг друга; 
  • разница в структуре восприятия и подачи речевых или каких-либо других сигналов;
  • нехватка времени для умственной переработки сведений, которые получают и выдают;
  • случайное или умышленное искажении информации, которую передают;
  • нет возможности исправить совершенную ошибку или уточнить информацию;
  • отсутствие одного понятийного аппарата, который служит для оценки личностных свойств партнера, поведения и контекста его речи;
  • несоблюдение правил взаимодействия во время выполнения конкретных задач;
  • перенос или потеря на иную цель коллективных действий.

Психология общения — Психология человека

Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери

Общение – важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для адаптации в социуме. Минимальные навыки общения у нас у всех имеются, но как показывает жизнь – их часто бывает недостаточно для решения разного рода проблем и задач, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Следовательно, эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, и в этой статье я расскажу вам о том, как это можно сделать, затронув наиболее важные с моей точки зрения стороны человеческого общения.

Прежде всего, давайте дадим определение понятию “психология общения”, чтобы знать, в рамках какой науки мы с вами будем обсуждать такую тему, как общение. Психология общения – это наука, которая изучает и решает проблемы общения и взаимоотношений между людьми. Она включает в себя такие темы, как вербальное [речевое] и невербальное [неречевое] общение, формы и средства общения, язык общения, искусство проведения переговоров и многие другие полезные темы. Теперь давайте рассмотрим самые важные из этих тем, которые имеют отношение к нашей повседневной жизни, чтобы понять, ради каких выгод следует изучать психологию общения и как ее лучше изучать.

Цель и смысл общения

У всего должны быть цель и смысл, которые определяют необходимость действия. Если человек с кем-то общается, он должен понимать – почему и для чего он это делает, какая цель у этого общения, какой в нем смысл, какие у него перспективы. Ведь часто проблемы, как во время, так и после общения, возникают из-за того, что люди просто не контролируют этот процесс, он для них является в большей степени спонтанным и в меньшей степени организованным, что делает его непредсказуемым, а значит и не полностью удовлетворяющим интересам и потребностей общающихся людей, или кого-то одного из них. Это только с виду кажется, что все люди общаются друг с другом по делу, осмысленно, с полным пониманием того, для чего они это делают. На деле это не так. Я вам со всей ответственностью заявляю, что даже деловое общение, к которому люди готовятся заранее – может в итоге оказаться бесцельным и бессмысленным. У этого есть причины, но речь сейчас не о них, речь о том, что нужно уделять внимание цели и смыслу общения, нужно думать об этом, перед тем, как заводить с кем-то разговор на ту или иную тему.

А причины для общения есть всегда. Только люди часто их не осознают, в основном из-за того, что просто не думают о них. Но стоит им начать думать об этих причинах, как они сразу станут для них понятными. Мы для того и изучаем психологию общения с людьми, чтобы вытаскивать наружу все наши скрытые, неосознаваемые мотивы, побуждающие нас, как к различным действиям, так и к общению с кем-либо. И для понимания этих мотивов, для их осмысления и управления ими, мы должны обращать внимание на свою потребность в общении, которая вытекает из других наших более фундаментальных потребностей. Ведь способность общаться дана человеку прежде всего для того, чтобы с ее помощью он мог удовлетворять свои основные потребности, то есть, для выживания. Следовательно, общаясь с кем-либо, нужно задумываться о том – ради удовлетворения какой своей потребности вы это делаете, не забывая о том, что само по себе человеческое общение – это тоже потребность. Хотя лично я всегда связываю эту потребность с другими потребностями и не рассматриваю ее в отдельности от них. Но это моя личная позиция, она может расходиться и, собственно, часто расходится с мнением других специалистов. В любом случае, помните, что если вы не видите и не понимаете целей и смысла в каком-нибудь общении, в котором вы участвуете, то это не означает, что их в действительности нет. Как не означает это и того, что таких целей нет у вашего собеседника, собеседников, которые могут точно знать о том, что им от вас нужно и будут планомерно стремиться к получению этого, общаясь с вами. Но при этом их интересы, вовсе необязательно будут совпадать с вашими интересами. Следовательно, даже общаясь с кем-либо ради психологической разгрузки, как это часто любят делать женщины, всегда надо сохранять бдительность и не позволять другим людям вытаскивать из вас важную информацию, которая может быть в последствии обращена против вас, и нельзя позволять им внушать вам вредные для вас мысли. Поэтому всегда задавайте себе вопрос – почему и зачем я общаюсь с этим человеком, с этими людьми, что я хочу получить от этого общения, какой цели хочу добиться, насколько актуальна для меня эта цель и как мне следует общаться с этим человеком, с этими людьми, чтобы ее достичь. Внутренний диалог во время общения не менее важен, чем внешний – старайтесь вести оба этих диалога одновременно, иначе в процессе общения вас подхватит эмоциональная волна и понесет вас туда, куда ее направит ваш собеседник. И это место может оказаться совсем не тем место, в котором вы хотели бы оказаться.

Понимание в процессе общения

Чтобы общение было осмысленным и продуктивным, а значит и максимально полезным для его участников, крайне важно, чтобы общающиеся люди понимали друг друга. А чтобы понимать друг друга, люди должны не просто слушать, но и слышать друг друга, то есть, им нужно принимать слова друг друга, соглашаться с ними, задумываться над ними, стараться их понять. Понимать, значит чувствовать другого человека и принимать его слова, мысли, чувства – делать их частью себя, частью своих убеждений. Поэтому в процессе общения с людьми, следует очень внимательно их слушать, чтобы не упускать ничего из сказанного ими. Ведь любое упущение может привести к неправильной интерпретации слов собеседника, а значит и к неправильным выводам, которые вызовут у вас неправильную ответную реакцию. Также важно понять, какие проблемы и задачи решает общающийся с вами человек, чтобы общаться с ним исходя из, прежде всего, его, а затем уже и из своих собственных потребностей. Ведь чтобы найти точки соприкосновения – люди должны показать друг другу свою заинтересованность в проблемах и желаниях друг друга. А когда каждый говорит только о своем – это не общение – это двусторонний, или, если собеседников много, многосторонний монолог. Ну какое может быть общение, если люди не хотят понять друг друга, если им важно не то, что скажет другой человек, а то, что скажут они сами? Такого быть не должно, иначе пользы от общения не будет, или того хуже – оно закончится конфликтом, ссорой, взаимными обвинениями, испорченными отношениями и личными обидами.

Так что учитесь слушать и понимать, а значит и принимать слова и мысли других людей. Для этого просто начните думать об этих людях, с которыми вы общаетесь, и их интересах. И не забывайте постоянно ставить себя на их место, чтобы понимать и помнить о том, что людям нравится слышать, а что нет. Ведь для того, чтобы понять, чего от вас хочет другой человек, вам нужно добиться от него открытости, вам нужно, чтобы он вам начал доверять, ибо без доверия общение будет неполным, с трудно идентифицированными, скрытыми желаниями. А чтобы собеседник начал вам доверять, вы должны говорить ему о том, что он хочет от вас услышать, ставя себя на его место. А что он может хотеть от вас услышать? Да в общем-то тоже, что хотели бы услышать от других людей вы. Обратите внимание, как порой бывает сложно общаться с людьми так, как ты хотел бы, чтобы общались с тобой, потому что в процессе общения человек себя не всегда контролирует и часто идет на поводу у своих эмоций. А ведь стоит только взять весь процесс общения под контроль разума, говоря то, что надо говорить, а не то, что само из вас льется, стоит начать следить за своими словами и своей реакцией, как общение сразу же станет более эффективным.

Мы же с вами знаем о том, что люди любят слышать, в том числе и о себе, а чего не любят, не так ли? Любят люди, когда их хвалят, когда им льстят и поддакивают? Любят. Многие люди даже любят, когда им откровенно лгут, если это сладкая ложь. А когда людей критикуют, когда указывают им на их ошибки, когда им говорят правду о тех или иных вещах и о них самих, которая им неприятна – это они любят? Нет, не любят. Так зачем им об этом говорить? Часто, абсолютно незачем. Хотя если подумать, то иной раз даже самая горькая правда дает больше, чем сладкая ложь, и чтобы действительно помочь человеку – нужно влить в его уши то, чего он слышать не хочет. Это непростое решение, учитывая, что никому из нас не хочется, чтобы нас ненавидели. Но иной раз такие решения принимать нужно, если человек, с которым мы общаемся и которому хотим помочь прийти к важному для него пониманию чего-то, нам действительно дорог.

Общение с разными людьми

В жизни нам приходится иметь дело с разными людьми и со всеми ними нам нужно находить какой-никакой, а общий язык. Иначе мы просто не добьемся своих целей, или того хуже – наживем себе врагов и недругов, не сумев договориться, понять, объяснить. Но у разных людей разные взгляды на жизнь, разное миропонимание, разные точки зрения на одни и те же вещи, и конечно же, у каждого человека есть свои личные интересы, которые вполне могут не совпадать, а на определенной стадии они никогда не совпадают с интересами других людей. Все это вынуждает нас в той или иной мере подстраиваться друг к другу, общаясь на понятном и приемлемом друг для друга языке. Не все могут и хотят понять других людей, я бы даже сказал, что часто этого никто не хочет, так как каждый человек всегда больше думает о себе, чем о других. Но мы вынуждены интересоваться другими людьми, вынуждены смотреть на мир их глазами и подбирать для них правильные слова, так как будучи абсолютными эгоистами мы бы просто не смогли ни с кем договориться. Поэтому мы нередко вынуждены говорить не так, как нам удобно, а так, как нам надо говорить, чтобы другим людям, нашим слушателям, было удобно нас воспринимать, а значит и понимать.

Бывает, что нам приходится общаться с очень неприятными нам людьми, подстроиться под которых не только тяжело, но и противно. Но общение на то и общение, чтобы помогать нам находить общий язык с людьми, с любыми людьми, посредством донесения до них важной с нашей точки зрения информации с помощью разных слов, равно как и восприятие этой информации от них. Оно помогает нам приходить к определенным решениям, договоренностям, уступкам. Поэтому нам нужно быть терпимыми к тем, кто по той или иной причине нас чем-то не устраивает, но с кем мы хотим найти общий язык, чтобы договориться. Помните всегда о своей цели, общаясь с другими людьми, чтобы даже в тех случаях, когда какой-нибудь человек, с которым вы общаетесь, вам очень неприятен, вы не разрывали с ним связь, а настойчиво продолжали с ним общаться, ради достижения этой цели. Потребность человека в общении включает в себя потребность в умении взаимодействовать с другими людьми, и поэтому выражается она не только в желании общаться, но и в поиске наиболее подходящих для каждой конкретной ситуации возможностей это сделать. Мы не можем быть со всеми людьми одинаковыми, не можем общаться со всеми на одном языке – мы должны искать ключик к каждому человеку, изучая его манеру общения и взгляды на жизнь.

Никогда не требуйте от людей того, чтобы они соответствовали вашему уровню общения, так как большинству людей приятно находиться в своей собственной зоне комфорта, какой бы бесперспективной она не была. Нельзя ждать от других людей того, на что они не способны, поэтому общайтесь всегда с ними на их уровне и без желания людей не пытайтесь вытащить их на свой уровень, иначе это встретит сильное сопротивление с их стороны. Если люди хотят быть теми, кто они есть и не стремятся стать лучше – не пытайтесь их изменить, общайтесь с ними на их языке и договаривайтесь с ними в зоне их, а не вашего, комфорта. Будьте разумны, если вам нужно чтобы вас понимали, тогда станьте тем, кого люди могут понять. И помните, что цивилизованный человек – это продукт цивилизации, а не природы, поэтому перед тем, как с кем-то общаться, выясните – продуктом какой среды является этот человек. Если кто-то понимает исключительно язык силы – не стоит призывать его к гуманности и совестливости, ищите в своей позиции сильные стороны, или придумывайте таковые и приводите их в качестве своих аргументов. Если кто-то не дружит с логикой – не используйте логику, используйте внушение.

Подстройка к собеседнику

Для успешного, эффективного и я бы даже сказал, гипнотического общения – вам необходимо научиться подстраиваться под своего собеседника. Подстройка позволяет быстро установить с собеседником контакт на основании его модели мира, и таким образом наилучшим образом расположить его к себе. Подстроившись под собеседника – вы сможете достичь полного взаимопонимания с ним, так как чем больше вы будете на него похожи, чем лучше будете разделять с ним его ценности, давая ему понять, что смотрите на мир так же, как и он, тем больше он будет вам доверять. Люди больше доверяют тем, кого считают своим, а своими они считают тех, кто многим на них похож. Научиться подстраиваться к собеседнику вы можете с помощью НЛП, в этом направлении психологии такое умение называется – установить раппорт с собеседником. В теории – это несложная задача, но на практике вам, конечно, придется потренироваться, чтобы отточить навыки подстройки к собеседнику, поскольку для успешной постройки нужно делать это очень тонко и осторожно, незаметно для собеседника. Будете в совершенстве владеть этим умением – сможете найти общий язык со многими, если не со всеми людьми. Помните – люди больше доверяют тем, кто на них похож, кто во многом такой же, как они.

Чем проще, тем лучше

Простота общения – это удел великих. Чем проще человек в общении, тем легче его понять и тем большему количеству людей он сможет донести свои мысли. Простота – это вообще одна из основ пропаганды, которая, как вы знаете, способна загипнотизировать людей, если ее правильно вести. Признаюсь, это золотое правило, которое в меня буквально вдалбливали мои учителя, так как мне было сложно его принять без сопротивления, я до сих пор не в полной мере соблюдаю. Иногда я слишком сложно излагаю свои мысли, поэтому знаю, что они доходят не до всех. Поэтому, друзья – делайте, а вернее, общайтесь не так, как я это делаю, а так, как я вам советую это делать. А я советую вам быть как можно проще. Наш язык и наш способ преподнесения информации, должны быть как можно более простыми, чтобы нас могли понять многие люди без особого умственного напряжения. Неважно, пишем ли мы статью, книгу, письмо, или вживую общаемся с человеком – мы должны излагать свои мысли просто и ясно, без всяких заумных сложностей, если они ни к месту. Это секрет успешного общения, который многие знают, но не многие применяют. Умным людям хочется подчеркнуть свой ум, хочется показать свою грамотность и эрудицию, многие из них любят использовать заумные словечки при объяснении чего-либо, любят сложную терминологию, с помощью которой пытаются произвести впечатление на слушателей или читателей. И им это нередко удается, но не всегда им удается договориться с людьми и в чем-то их убедить, потому что те их не понимают, а значит, подсознательно и не доверяют им. За любыми усложнениями часто скрывается ложь, поэтому и говорят, что слово “сложно”, часто является синонимом слова “ложно”, ибо если вас не понимают, то вы можете легко обмануть, пустив людям пыль в глаза. Это не всегда понимается, но часто чувствуется людьми. Поэтому все сложное они часто отвергают.

Простота общения – это и подстройка, и уважение, и честность, и дружелюбный настрой к собеседнику, который должен видеть в нас своего партнера, а не врага. Поэтому никогда не усложняйте свою речь во время общения больше необходимого. Ну а то, насколько сильно вы ее можете усложнить, зависит от того, с кем вы общаетесь или к какой аудитории обращаетесь. Не забывайте только о том, что простую речь или простое письмо поймут все, в том числе и умные люди, хоть это и может вызвать у них сомнение в ваших умственных способностях, что часто не критично, ибо по-настоящему умным людям заносчивость не присуща, в то время как те, кто слишком много из себя мнит, нуждаются скорее в лести, чем в необходимости подстраиваться под их субъективное мнение о грамотном и умном тексте или речи. А вот простые люди, при всем их желании, слишком заумный текст или заумную речь понять не смогут, а значит, вы не донесете до них свои мысли и идеи, и не добьетесь от них нужной вам реакции. К тому же, я считаю, что это просто некультурно – общаться с людьми на непонятном им языке, вынуждая их думать и гадать, что вы имели в виду. Ведь все мы в чем-то невежды, поэтому должны с пониманием относиться к непониманию других людей того, в чем они не сведущи, а не упрекать их в незнании того, что знаем мы.

Умение и желание слушать

Об этом я писал выше, но мне хотелось бы еще раз вернуться к этому, очень важному моменту в общении, чтобы вы понимали, какую роль он играет в этом процессе. Совершенно очевидно, что во время общения люди должны хотеть и уметь слушать, а главное слышать друг друга. Важно, конечно, прежде всего, хотеть это делать – слышать других людей, тогда и умение это делать придет.

Но что мешает нам это делать? Что мешает нам слышать другого человека? Это, друзья, чрезмерная сосредоточенность внимания на самих себе. Наш эгоизм, нежелание думать, самовлюбленность, излишняя самоуверенность, нежелание видеть в своем собеседнике равного себе, нежелание соглашаться с ним и идти ему на уступки – все это является причиной нашего безразличия к словам других людей. И из-за этого люди часто друг с другом не договариваются, или договариваются, но так, что один из них чувствует себя проигравшим, обделенным, оскорбленным, униженным, обиженным. А это может негативно сказаться на развитии отношений между людьми в долгосрочной перспективе. Ведь выигранное кем-то, допустим, вами, сражение в одном словесном поединке, после которого проигравший был вынужден капитулировать и пойти на унизительные для него уступки, может в дальнейшем привести вас к поражению в войне. Люди не забывают обид и унижений, поэтому при удобном случае готовы расквитаться с обидчиком. И это надо учитывать при общении с кем-либо. Живем-то мы с вами не один день – на следующее утро солнце снова взойдет и нам придется пожинать плоды того, что мы сеем сегодня. Но думаем ли мы сегодня о том, каким будет этот завтрашний день, общаясь с людьми? А стоит ли нам об этом думать? Подумайте над этим.

Таким образом мы можем заключить, что грамотное общение с людьми, при котором мы не наживаем себе врагов, а наоборот, по возможности обзаводимся новыми друзьями, союзниками, партнерами, является самым лучшим способом взаимодействия людей друг с другом. А чтобы грамотно общаться с кем-либо, важно думать не только о себе, но и о тех, с кем мы общаемся. Для чего, в свою очередь, необходимо слушать и слышать людей, чтобы понимать их, а понимая, подбирать правильную модель общения с ними. Во время общения мы применяем все – и свои знания, и подкуп, и устрашение, и обман, и лесть, и подстройку, и эмпатию, и уважение, и множество других приемов, позволяющих нам повлиять на людей нужным нам образом, чтобы добиться от них нужных нам решений и действий. И при этом, крайне важно, не наживать себе врагов. Мудрость общения в том и заключается, чтобы все люди остались довольны этим процессом и никто ни на кого не держал зла и обиды.

Общение – это работа, или лучше сказать, игра ума и игра слов, благодаря которой мы можем выигрывать в этой жизни очень солидные призы. А психология общения учит нас тому, как правильно играть в эту игру, чтобы чаще оказываться в выигрыше. Поэтому, изучая ее, вы расширяете свои возможности в вопросе взаимодействия с людьми. Ведь чем лучше вы будете общаться, тем большего добьетесь в жизни. Ваш язык – ваш друг и союзник.

Процесс коммуникации – Communication@Work

Перейти к содержимому

Цели обучения

Изучив этот раздел, вы сможете

        • иллюстрирует 5-шаговый процесс коммуникации
        • объяснить конечную цель общения
        • объясните барьеры для ясного общения

 

Предварительный тест

Тест доктора Гаффи на слух

Насколько хорошо вы умеете слушать? Эта интерактивная викторина позволяет вам быстро сравнить свое поведение при слушании с поведением, которое обычно считается связанным с исключительно хорошими навыками слушания

.

 

Введение

Хорошие коммуникативные навыки необходимы для эффективного делового общения. По своей сути, цель коммуникации состоит в том, чтобы передать информацию от одного человека к другому так, чтобы отправитель и получатель понимают сообщение одинаково. Ответственность за четкое сообщение обычно ложится на отправителя. Но получатель также несет ответственность за подтверждение четкого понимания сообщения. Коммуникация – это динамичный и циклический процесс.

Разбивка коммуникационного цикла на части помогает понять обязанности как отправителя, так и получателя сообщения, а также выявить коммуникационные барьеры.

 

5-этапный процесс коммуникации

Рисунок 2.1: Модель коммуникации Осгуда-Шрамма. Источники: Kisspng, 2018 г.; Веб-редактор 4, 2017 г.

Этап 1. Формирование идеи   – Процесс коммуникации начинается, когда у отправителя появляется идея, которую нужно сообщить. На идею будут влиять сложные факторы, окружающие отправителя. Отправитель должен начать с прояснения идеи и цели. Чего именно хочет добиться отправитель? Как сообщение может быть воспринято? Знание этой информации повышает шансы на успешное общение

Шаг 2: Кодирование сообщения —  Идея должна быть закодирована в слова, символы и жесты, которые будут передавать смысл. Поскольку нет двух людей, интерпретирующих информацию совершенно одинаково, отправитель должен тщательно выбирать слова, символы и жесты, которые обычно понимаются, чтобы уменьшить вероятность неправильного понимания. Следовательно, отправитель должен знать о коммуникативных навыках, отношении, навыках, опыте и культуре получателя, чтобы обеспечить четкую коммуникацию.

Шаг 3: Передача сообщения: Выбор носителя для передачи сообщения является следующим шагом в процессе связи. Сообщения могут передаваться в устной, письменной или визуальной форме (см. Таблицу 1). Для четкой связи носитель и сообщение должны соответствовать

.

Таблица 2.1: Средства передачи сообщений

Устный Письменный Визуальный
Личное общение Электронная почта Рисунки, картины
Телефонный разговор Текст, мгновенное сообщение Фотографии, графический дизайн
Протокол передачи голоса через Интернет (VoIP) Доклад, статья, очерк Язык тела (например, зрительный контакт, жесты рук)
Радио Письмо Графики
Подкаст Памятка Типы шрифтов
Сообщение голосовой почты Блог Семафор
Домофон Твитнуть Архитектура

Шаг 4: Расшифровка – Когда сообщение достигает получателя, оно должно быть расшифровано до его предполагаемого значения. Следовательно, получатель должен переводить слова, символы и жесты так, как задумал отправитель. Поскольку никакие два человека не могут интерпретировать информацию одинаково, неправильное расшифрование сообщения может привести к непониманию. Успешное декодирование более вероятно, когда получатель создает восприимчивую среду и игнорирует отвлекающие факторы. Получатели предупреждений стремятся понять как вербальные, так и невербальные сигналы, избегают предвзятой оценки сообщения и ожидают извлечения уроков из общения.

Шаг 5: обратная связь – Жизненно важной частью процесса коммуникации является обратная связь. Обратная связь происходит, когда отправитель и получатель проверяют, правильно ли понято сообщение. Обратная связь является общей обязанностью отправителя и получателя и может быть вербальной или невербальной. Например, отправитель может получить обратную связь, спросив: «У вас есть вопросы?» Отправитель также может улучшить процесс обратной связи, предоставляя только столько информации, сколько может обработать получатель. Получатели могут поощрять четкую коммуникацию, предоставляя четкую, своевременную, описательную и непредвзятую обратную связь. Например, получатель может покачать головой вверх и вниз, чтобы подтвердить «да», у меня есть вопрос.

Видео ниже, Model of Communication (2016), иллюстрирует процесс общения.

 

 

Как видите, весь этот процесс легче сделать, чем сказать, потому что вы кодируете невероятные массы данных, чтобы передавать их другим в течение всего дня по нескольким каналам, часто одновременно, и также подвергаетесь постоянному многоканальному потоку информации в каждое из пяти чувств, которые вы расшифровываете, даже не осознавая этого сложного процесса. Вы просто делаете это. Даже когда вы просто разговариваете с кем-то лично, вы передаете не только слова, которые произносите, но и тон голоса, громкость, скорость, выражение лица, зрительный контакт, позу, движения рук, стиль одежды, и т. д. Все такие каналы передают информацию помимо самих слов, которые, если они были извлечены в расшифровку слов на странице или на экране, сообщают относительно мало.

В профессиональных ситуациях, особенно в таких важных, как собеседования при приеме на работу или встречи с клиентами, где ваш успех полностью зависит от того, насколько хорошо вы общаетесь с помощью глагола

и невербальные каналы, чрезвычайно важно, чтобы вы полностью контролировали процесс коммуникации, чтобы представлять себя как ориентированного на детали про — человека, которому можно доверять, чтобы выполнить работу идеально.

 

 

Ключ на вынос

      • Как циклический обмен сообщениями, цель общения состоит в том, чтобы убедиться, что вы перенесли идею из своей головы в чью-то голову, чтобы они поняли вашу идею так, как вы ее поняли.
      • Процесс коммуникации состоит из пяти этапов: формирование идеи, кодирование, выбор канала, декодирование и обратная связь.
      • Все, что мешает четкому общению, называется шумом.
      • Шум может мешать каждому этапу процесса связи.

Упражнения 2.1

    1. В приведенной выше таблице 1 представлен лишь неполный список каналов для устных, письменных и визуальных каналов. Расширьте этот список настолько, насколько сможете.

 

Ссылки

Гаффи, М., Лоури, Д., и Гриффин, Э. (2019). Деловое общение: процесс и продукт (6-е изд.). Торонто, Онтарио: Nelson Education. Получено с http://www.cengage.com/cgi-wadsworth/course_products_wp.pl?fid=M20b&product_isbn_issn=9.780176531393&template=НЕЛЬСОН

FlatGrin. (2016). Модель связи [Видеофайл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=-HXa320iTPY

Kisspng. (2018, 17 марта). Клип-арт – Два человека разговаривают. Получено с https://www.kisspng.com/png-clip-art-two-people-talking-569998/

Schramm, WL (1954). Процесс и эффекты массовой коммуникации . Шампейн, Иллинойс: U of Illinois P.

Форум молодых предпринимателей. (2016). 1 0 барьеров для эффективного общения [Видеофайл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=slq1nAhZuqE&list=RDCMUCydShVfAub9TSmL1N4BTlGQ&start_radio=1&t=1.

Веб-редактор 4. (2017, 12 января). Характер активности мозга может связать стресс с сердечными приступами. Ежедневный мессенджер. Получено с https://dailymessenger.com.pk/2017/01/12/a-pattern-of-brain-activity-may-link-stress-to-heart-attacks/

.

License

Communication@Work Джордана Смита находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Как взаимодействуют нейроны – общая психология

Перейти к содержимому

Биопсихология

Цели обучения

  • Описать, как нейроны взаимодействуют друг с другом
  • Объясните, как лекарства действуют как агонисты или антагонисты для данной нейротрансмиттерной системы

Теперь, когда мы узнали об основных структурах нейрона и роли, которую эти структуры играют в нейронной коммуникации, давайте подробнее рассмотрим сам сигнал — как он проходит через нейрон, а затем переходит к следующему нейрону, где процесс повторяется.

Начнем с мембраны нейрона. существует в жидкой среде — он окружен внеклеточной жидкостью и содержит внутриклеточную жидкость (то есть цитоплазму). Нейронная мембрана удерживает эти две жидкости раздельно, что играет решающую роль, поскольку электрический сигнал, проходящий через нейрон, зависит от того, что внутри- и внеклеточные жидкости электрически различны. Эта разница в заряде на мембране, называемая , обеспечивает энергию для сигнала.

Электрический заряд жидкости создается заряженными молекулами (ионами), растворенными в жидкости. Полупроницаемая природа нейрональной мембраны несколько ограничивает движение этих заряженных молекул, в результате чего некоторые из заряженных частиц имеют тенденцию концентрироваться либо внутри, либо вне клетки.

Между сигналами потенциал мембраны нейрона удерживается в состоянии готовности, называемом . Подобно растянутой резиновой ленте, ожидающей начала действия, ионы выстраиваются по обе стороны от клеточной мембраны, готовые мчаться через мембрану, когда нейрон становится активным и мембрана открывает свои ворота (то есть натрий-калиевый насос, который обеспечивает движение ионов через мембрану). Ионы в областях с высокой концентрацией готовы двигаться в области с низкой концентрацией, а положительные ионы готовы двигаться в области с отрицательным зарядом.

В состоянии покоя натрий (Na + ) находится в более высоких концентрациях вне клетки, поэтому он имеет тенденцию перемещаться внутрь клетки. Калий (K + ), с другой стороны, более сконцентрирован внутри клетки и имеет тенденцию перемещаться из клетки (рис. 1). Кроме того, внутренняя часть клетки заряжена немного отрицательно по сравнению с внешней. Это оказывает дополнительную силу на натрий, заставляя его двигаться в клетку.

Рисунок 1 . При потенциале покоя Na + (синие пятиугольники) более высоко сконцентрированы вне клетки во внеклеточной жидкости (показаны синим цветом), тогда как K + (фиолетовые квадраты) более высоко сконцентрированы вблизи мембраны в цитоплазме или внутриклеточной жидкости. Другие молекулы, такие как ионы хлора (желтые кружки) и отрицательно заряженные белки (коричневые квадраты), способствуют возникновению положительного суммарного заряда внеклеточной жидкости и отрицательного суммарного заряда внутриклеточной жидкости.

Из этого состояния потенциала покоя нейрон получает сигнал, и его состояние резко меняется (рис. 2). Когда нейрон получает сигналы от дендритов из-за нейротрансмиттеров от соседнего нейрона, связывающегося с его — небольшие поры или ворота открываются на мембране нейронов, позволяя ионам Na + , движимым как разницей в заряде, так и концентрацией, двигаться в клетку. При таком притоке положительных ионов внутренний заряд клетки становится более положительным. Если этот заряд достигает определенного уровня, называемого , нейрон становится активным и начинается потенциал действия. Этот процесс, когда заряд клетки становится положительным или менее отрицательным, называется .

Многие дополнительные поры открываются, вызывая массивный приток Na + ионов и огромный положительный всплеск мембранного потенциала, пик потенциала действия. На пике спайка натриевые ворота закрываются, а калиевые открываются. Когда положительно заряженные ионы калия уходят, клетка быстро начинает реполяризацию. Сначала он , становясь чуть более отрицательным, чем потенциал покоя, а затем выравнивается, возвращаясь к потенциалу покоя.

Рисунок 2 . Во время потенциала действия электрический заряд на мембране резко меняется.

Этот положительный спайк представляет собой : электрический сигнал, который обычно движется от тела клетки вниз по аксону к окончаниям аксона. Электрический сигнал движется вниз по аксону подобно волне; в каждой точке часть ионов натрия, попадающих в клетку, диффундирует к следующему участку аксона, поднимая заряд выше порога возбуждения и запуская новый приток ионов натрия. Потенциал действия проходит по аксону до .

Смотреть

Процесс нейронной коммуникации объясняется в следующем видео.

Вы можете просмотреть стенограмму «Свет, камера, возможности действия!» здесь (откроется в новом окне).

Потенциал действия — это явление. Проще говоря, это означает, что входящего сигнала от другого нейрона либо достаточно, либо недостаточно для достижения порога возбуждения. Между ними нет промежуточного состояния, и потенциал действия нельзя отключить после его начала. Думайте об этом как об отправке электронного письма или текстового сообщения. Вы можете думать об отправке сколько угодно, но сообщение не будет отправлено, пока вы не нажмете кнопку отправки. Кроме того, как только вы отправите сообщение, его уже не остановить.

Поскольку все или ничего, потенциал действия воссоздается или распространяется с полной силой в каждой точке вдоль аксона. Подобно зажженному фитилю фейерверка, он не гаснет, когда движется по аксону. Именно это свойство «все или ничего» объясняет тот факт, что ваш мозг воспринимает травму отдаленной части тела, например, пальца ноги, так же болезненно, как и травму носа.

Как отмечалось ранее, когда потенциал действия достигает конечной кнопки, выпускают свои нейротрансмиттеры в . Нейротрансмиттеры проходят через синапс и связываются с рецепторами на дендритах соседнего нейрона, и процесс повторяется в новом нейроне (при условии, что сигнал достаточно силен, чтобы вызвать потенциал действия). Как только сигнал доставлен, избыточные нейротрансмиттеры в синапсе дрейфуют, расщепляются на неактивные фрагменты или реабсорбируются в процессе, известном как обратный захват. предполагает, что нейротрансмиттер закачивается обратно в нейрон, который его высвободил, чтобы очистить синапс (рис. 3). Очистка синапса служит как для обеспечения четкого состояния «включено» и «выключено» между сигналами, так и для регуляции выработки нейротрансмиттера (полные синаптические везикулы обеспечивают сигналы, которые не требуют выработки дополнительных нейротрансмиттеров).

Рисунок 3 . Обратный захват включает перемещение нейротрансмиттера из синапса обратно в окончание аксона, из которого он был высвобожден.

Нейронную коммуникацию часто называют электрохимическим событием. Движение потенциала действия по длине аксона представляет собой электрическое событие, а движение нейротрансмиттера через синаптическое пространство представляет собой химическую часть процесса.

Смотреть

Посмотрите следующее видео, чтобы увидеть, как нейроны взаимодействуют внутри тела.

Вы можете просмотреть стенограмму «Как работают нервы? – Эллиот Крейн» здесь (открывается в новом окне).

Нейротрансмиттеры и лекарства

Существует несколько различных типов , высвобождаемых разными нейронами, и мы можем в общих чертах говорить о видах функций, связанных с различными нейротрансмиттерами (таблица 1). Многое из того, что психологи знают о функциях нейротрансмиттеров, получено из исследований воздействия наркотиков на психологические расстройства. Психологи, которые берут и фокус на физиологических причинах поведения утверждают, что психологические расстройства, такие как депрессия и шизофрения, связаны с дисбалансом в одной или нескольких нейротрансмиттерных системах. С этой точки зрения может помочь улучшить симптомы, связанные с этими расстройствами. Психотропные препараты — это препараты, которые лечат психические симптомы путем восстановления баланса нейротрансмиттеров.

«>
Таблица 1. Основные нейротрансмиттеры и их влияние на поведение
Нейротрансмиттер Участвовал в Потенциальное влияние на поведение
Ацетилхолин Работа мышц, память Повышенное возбуждение, улучшенное познание
Бета-эндорфин Боль, удовольствие Снижение тревожности, снижение напряжения
Допамин Настроение, сон, обучение Увеличение удовольствия, подавление аппетита
Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) Функция мозга, сон Снижение тревожности, снижение напряжения
Глутамат Память, обучение Повышение обучаемости, улучшение памяти
Норадреналин Сердце, кишечник, настороженность Повышенное возбуждение, подавленный аппетит
Серотонин Настроение, сон Модулированное настроение, подавленный аппетит

Психоактивные препараты могут действовать как агонисты или антагонисты для данной нейротрансмиттерной системы. — это химические вещества, которые имитируют нейротрансмиттер в месте рецептора и, таким образом, усиливают его действие. С другой стороны, , блокируют или препятствуют нормальной активности нейротрансмиттера в рецепторе. Препараты-агонисты и антагонисты назначаются для коррекции специфического дисбаланса нейротрансмиттеров, лежащего в основе состояния человека. Например, болезнь Паркинсона, прогрессирующее заболевание нервной системы, связано с низким уровнем дофамина. Поэтому агонисты дофамина, которые имитируют эффекты дофамина путем связывания с дофаминовыми рецепторами, являются одной из стратегий лечения.

Некоторые симптомы шизофрении связаны со сверхактивной нейротрансмиссией дофамина. Нейролептики, используемые для лечения этих симптомов, являются антагонистами дофамина — они блокируют эффекты дофамина, связывая его рецепторы, не активируя их. Таким образом, они не позволяют дофамину, высвобождаемому одним нейроном, передавать информацию соседним нейронам.

В отличие от агонистов и антагонистов, действие которых основано на связывании с рецепторами, ингибиторы обратного захвата предотвращают транспортировку неиспользуемых нейротрансмиттеров обратно в нейрон. Это оставляет больше нейротрансмиттеров в синапсе на более длительное время, усиливая его эффекты. Депрессию, которая постоянно связана со снижением уровня серотонина, обычно лечат селективными ингибиторами обратного захвата серотонина (СИОЗС). Предотвращая обратный захват, СИОЗС усиливают действие серотонина, давая ему больше времени для взаимодействия с рецепторами серотонина на дендритах. Распространенные СИОЗС, представленные сегодня на рынке, включают прозак, паксил и золофт. Препарат ЛСД структурно очень похож на серотонин и воздействует на те же нейроны и рецепторы, что и серотонин. Психотропные препараты не являются мгновенным решением для людей, страдающих психическими расстройствами. Часто человек должен принимать лекарство в течение нескольких недель, прежде чем заметит улучшение, а многие психоактивные препараты имеют значительные негативные побочные эффекты. Кроме того, люди резко различаются по тому, как они реагируют на наркотики. Чтобы повысить шансы на успех, люди, получающие фармакотерапию, нередко также проходят психологическую и / или поведенческую терапию. Некоторые исследования показывают, что сочетание лекарственной терапии с другими формами терапии, как правило, более эффективно, чем какое-либо отдельное лечение (один такой пример см. в March et al., 2007).

Смотреть

Рассмотрите процесс нейронной коммуникации в следующем видео по психологии CrashCourse:

Вы можете просмотреть стенограмму «Химический разум: ускоренный курс психологии № 3» здесь (открывается в новом окне).

Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, оригинал

  • Добавление ссылки на обучение. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Клетки нервной системы. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/3-2-cells-of-the-nervous-system. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Загрузите бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction.

Все права защищены. Содержание

  • Химический разум – Ускоренный курс психологии №3. Автор : Хэнк Грин. Предоставлено : CrashCourse. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=W4N-7AlzK7s. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
  • Свет, камера, возможности действия!.

Добавить комментарий