Программа вступительного экзамена по обществознанию в 2008 г.
Основой данной программы служит примерная программа вступительных экзаменов по обществознанию, разработанная Минобразованием России. В процессе экзамена абитуриенты должны показать знание основных вопросов, изученных в школьных обществоведческих курсах, и обнаруживать способность:
- определять основные понятия, указывая на отличительные существенные признаки объектов, отображенных в данном понятии;
- сравнивать изученные социальные объекты;
- объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;
- приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические и социальные нормы на соответствующих фактах;
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать суждение об их ценности, уровне и значении;
- анализировать как количественно, так и качественно основные показатели, характеризующие общественные явления.
I. Специфика обществознания и основные этапы его развития.
Науки об обществе и науки о природе: их сходство и различие.
Становление научного обществознания. Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли.
Воззрения на общество в эпоху Нового времени.
Крупнейшие мыслители в обществознании XIX — начала XX вв.
Основные направления современной общественной мысли.
II. Человек, общество, история.
Мир человека и мир природы. Понятие социальной реальности.
Причины и основные этапы возникновения человека. Биосоциальная природа человека. Общество и личность. Деятельность людей и поведение животных. Мышление и речь. Труд. Потребности и интересы людей. Цели и средства человеческой деятельности. Сознательное и бессознательное в поведении людей. Мотивы поведения и типы человеческой личности. Свобода и необходимость, планомерное и стихийное в человеческой деятельности. Социальная саморегуляция.
Индивидуальное и коллективное в жизни людей. Общественные отношения. Понятие и функции культуры. Типы социальных групп. Социальные институты. Роли и статусы людей в системе общественных отношений. Социальная дифференциация, стратификация и мобильность.
Общество. Законы строения, функционирования и развития общества. Общество как целостная система. Необходимые сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Материальное и духовное производство, их функции и роль в жизни общества. Цели и задачи социального управления. Власть как инструмент управления. Власть и господство. Типы господства. Понятие политики, ее место и роль в общественной жизни. Общество и государство. Происхождение государства. Государственно организованные общества. Государство как институт социального управления. Понятие социальной сферы, ее место и роль в жизни общества.
Исторические типы общества. Формационный и цивилизационный подходы к истории человечества. Понятия первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической формаций. Современные споры о сущности социализма.
Источники и движущие силы исторического изменения обществ. Закон возрастания человеческих потребностей. Власть и собственность как факторы исторического развития. Проблема «героя и толпы». Теории «творческой элиты». Концепция классовой борьбы и ее современные интерпретации. Эволюция и революция, революция и реформа. Направленность исторического изменения: гипотеза общественного прогресса. Регрессивные и циклические движения в общественном развитии. Проблема смысла человеческой истории.
Понятия: «общество», «страна», «народ», «человечество». Этнические общности людей: род, племя, народность, нация. Национальные отношения в истории человечества. Проблема национальной консолидации и национального обособления в современном мире.
Глобальные проблемы современного человечества: мир и войны, сохранение среды обитания и др. Современная Россия: выбор пути развития. Современное общество и экология.
III. Экономическая жизнь общества.
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Потребности и ресурсы: проблема экономического выбора. Экономические системы. Традиционная экономика. Централизованная (плановая) экономика. Рыночная система экономики как преобладающая в современном мире.
Рынок, его преимущества и недостатки. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Социально-экономические функции государства в рыночной системе. Понятие смешанной экономики.
Функционирование рынка. Спрос и величина спроса. Факторы, формирующие спрос. Индивидуальный и рыночный спрос.
Предложение. Факторы, формирующие предложение. Индивидуальное и рыночное предложение.
Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесный объем. Изменение рыночного равновесия.
Производство и его факторы. Бухгалтерские и экономические издержки производства. Виды издержек производства: постоянные, переменные, средние и предельные.
Выручка и прибыль фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Бизнес и предпринимательство.
Конкуренция и монополия. Виды рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Основные признаки рыночных структур.
Измерители экономической деятельности на макроуровне. Показатели совокупного объема производства и дохода. Конечная продукция и промежуточная продукция. Номинальные и реальные макроэкономические показатели. Показатели общего уровня цен в экономике.
Деньги. Основные функции и виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки. Кредитно-денежная политика. Виды и способы осуществления кредитно-денежной политики.
Инфляция. Виды инфляции. Последствия инфляции.
Рынок денег и банковский процент. Фондовая биржа.
Бюджет семьи. Номинальные и реальные доходы. Уровень жизни. Прожиточный минимум.
Экономический цикл. Понятие экономического роста. Факторы экономического роста.
Государственный бюджет. Основные источники доходов и структура расходов государства. Основные виды налогов. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг. Бюджетно-налоговая политика и способы ее осуществления.
Рынок труда. Понятие безработицы. Занятые и безработные. Виды безработицы. Уровень безработицы.
Рыночные реформы в Российской Федерации. Ход и итоги реформ. Экономические отношения — основа типологии современных государств. Наиболее развитые государства мира. Их переход на стадию постиндустриального (информационного) общества, прочие страны с развитой рыночной экономикой; новые индустриальные страны; страны, переходящие от плановой системы экономики к рыночной; развивающиеся страны, беднейшие страны мира.
Внешняя торговля. Свободная торговля и протекционизм. Валютные рынки.
Мировая экономика и хозяйственная специализация ведущих стран. Нефтеэкспортирующие и сырьевые страны. Особенности хозяйственной специализации России. Международная финансовая система.
Правовые аспекты экономики. Право собственности. Правомочия собственника. Государственная собственность. Муниципальная собственность. Собственность граждан и юридических лиц. Основания приобретения и прекращения права собственности. Приватизация. Защита права собственности.
Договор и договорные отношения в современной экономике. Основные виды договоров, используемых в рыночных экономических отношениях: купля-продажа, мена, дарение, аренда, подряд, заем, кредит, банковский вклад.
Предпринимательская деятельность и право. Индивидуальный предприниматель. Юридическое лицо. Хозяйственные общества и товарищества.
Трудовые отношения. Право на труд и гарантии его реализации. Работники и работодатели. Права и обязанности работников и работодателей. Особенности труда молодежи в Российской Федерации. Коллективный договор на предприятии. Профессиональные союзы и их роль.
IV. Политика и политическая система общества.
Виды общественной власти. Политическая власть. Государственная власть. Политические отношения. Политическая система общества. Политика как вид социального управления. Государство, политические партии, политические движения и другие объединения граждан как элементы политической системы общества. Политический плюрализм. Многопартийность. Политическая борьба. Политический режим. Принцип разделения властей. Политическая культура.
Политическая система современного российского общества.
Политические права и свободы граждан. Гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Понятие демократии. Прямая и представительная демократия. Референдум и выборы. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации. Местное самоуправление.
Традиции отечественной государственности. Демократия и ее альтернативы в истории России. Механизмы демократического управления обществом. Стратификация и мобильность в политической организации общества. Проблема «открытого» и «закрытых» обществ.
V. Государство и право.
Государство как особая организация. Признаки государства. Государственный аппарат. Виды органов государства. Функции государства. Форма государства. Республика. Монархия. Унитарное государство. Федерация. Конфедерация. Государственный режим. Демократический, авторитарный и тоталитарный режимы. Социальное назначение государства. Правовое государство.
Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации.
Система государственных органов в Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации.
Понятие права. Место и роль права в жизни общества. Правосознание. Правовые нормы. Правоотношение.
Права человека. Международные правовые акты о правах человека. Граждане как субъекты правовых отношений. Правоспособность и дееспособность граждан. Права человека и гражданина по Конституции Российской Федерации. Основные обязанности гражданина Российской Федерации.
Правотворчество. Источники (формы) права. Конституция как основной закон государства. Конституция Российской Федерации: основные положения. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Система права. Публичное и частное право. Основные отрасли российского права.
Реализация права. Законность и правопорядок.
Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений. Юридическая ответственность и ее виды.
VI. Социальная сфера жизни общества.
Человек как продукт общественного производства. Социализация. Образование и здравоохранение, их роль в общественной жизни. Общественное и индивидуальное в социальной сфере. Быт.
Семья и ее роль в жизни общества. Происхождение, функции и виды семьи. Брак, порядок регистрации и условия вступления в брак. Личные и имущественные права и обязанности супругов (фамилия, место жительства, выбор занятий, личная и общая совместная собственность супругов и др.). Права и обязанности родителей и детей. Опека и попечительство. Государственная и общественная поддержка и защита семьи.
Социальные права и свободы граждан. Социальные интересы. Социальная политика. Социальное государство. Социальная защита населения. Социальное обеспечение.
Демографические процессы в жизни общества. Народы России. Формирование и расселение русского народа. Особенности населения национальных республик России. Малочисленные народы Севера и Дальнего Востока. Языковая принадлежность народов России.
VII. Духовная жизнь общества.
Общественное сознание и его формы. Истины, ценности и нормы в структуре общественного сознания. Духовное производство и культура. Культура и субкультура. Проблема массовой культуры.
Наука как система знаний, специфический вид деятельности и социальный институт. Природа научного познания, его возможности и границы. Роль науки в общественной жизни.
Мораль. Структура морали. Мораль и право. Этика. Проблема общечеловеческих ценностей.
Искусство: сущность, виды и функции. Искусство и массовая культура.
Религия, ее сущность и функции. Религия и наука, религия и искусство. Религия и нравственные ценности. Религия и церковь. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Основные формы религии на территории России и в Ближнем зарубежье. Роль русской православной церкви в современных условиях. Свободомыслие как явление духовной культуры. Формирование и развитие представлений о свободе совести. Свобода совести в истории России.
Мировоззрение и его типы: мифологическое, религиозное, философское. Идеология и идеологический плюрализм. Общественное мнение.
1. Автономов В.С., Введение в экономику: Учебник для 9, 10 классов общеобразовательных учреждений, М., Вита-Прес, 1998.
2. Любимов Л.Л., Раннева Н.А., Основы экономических знаний. Учебник для 10-11 кл., М., Вита-Прес, 1999.
3. Мухаев Р.Т., Политология, М., 1997.
4. Обществознание. Учебное пособие для поступающих в юридические ВУЗы, под ред. Марченко М.Н., М., 1999.
5. Человек и общество, под ред, Л.Н. Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой, М., 1997.
6. Дополнение к учебнику «Человек и общество», М., 1997.
7. Азимов Л.Б., Экономика, М., 1999.
8. Кравченко А.И., Введение в социологию, М., 1997.
9. Липсиц, Экономика без тайн.
10. Малышевский А.Ф., Введение в философию, М., 1998.
11. Никитин А.Ф., Право и политика, учебное пособие, М., 1997.
12. Человек и общество, книги 1-3 под ред. В.И.Купцова, М., 1993.
13. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф., Политика и право, 10-11 классы, М., 1997.
01 фев 2002
§ 5. Язык как общественное явление
Мысль о связи языка и общества возникла давно. Еще древнегреческие философы рассуждали об общественном договоре при именовании предметов. Внимание к этой проблеме со временем усиливается и порождает новое направление в лингвистике – социолингвистику.
Признавая зависимость языка от общества в процессе его возникновения (см. трудовую, социальную теорию происхождения языка в главе 8) и указывая на основную функцию языка – быть средством общения в обществе, современная лингвистика рассматривает значительное число вопросов, связанных с этой проблемой. Ограничимся общей характеристикой языка как общественного явления.
Язык обслуживает общество, и это позволяет отнести его к общественным явлениям. К общественным явлениям, кроме языка, относят экономический строй общества (базис), политические, правовые, религиозные, эстетические, философские взгляды общества и соответствующие им учреждения (все это является надстройкой). Однако в отличие от названных общественных явлений язык применяется во всех сферах человеческой деятельности – в сфере культуры, образования, производства, науки и пр. Это связано с главной функцией языка – быть средством общения. Язык, являясь порождением общества, в то же время превращается в одно из главных условий существования самого общества.
Статус языка как общественного явления по-разному отражался в лингвистических теориях. Так, в теориях, отражающих идею классовости языка, высказывались мысли, отождествляющие развитие языка с развитием экономических формаций. Например, Н.Я. Марр считал, что эпохе первобытного коммунизма соответствовал определенный тип языка – синтетический, а изменения в общественной формации – появление общественного разделения труда, расслоение общества на группы – приводят будто бы к такому строю речи, в котором выделяются отдельные части речи, члены предложения, формируется класс служебных слов и т.п.; сословное и классовое общество он увязывал с языком флективного типа (о синтетических и флективных языках см. главу 9).
Эти идеи были связаны с утверждением надстрочного характера языка, т.е. язык был отнесен к надстройке. Надстройка обслуживает базис и изменяется, когда меняется базис. Например, с появлением капиталистических отношений надстройка, обслуживавшая феодальное общество, перестраивается. О языке же нельзя сказать, что его грамматика и словарь претерпевают коренную ломку, поскольку судьбы языка напрямую не связаны с изменениями в экономических отношениях. Язык продолжает существовать на протяжении ряда экономических эпох без существенных изменений.
Характер исторических изменений в языке не связан с особенностями экономической структуры общества. Тем не менее, мы можем отметить зависимость языка от состояния человеческого общества. Эта зависимость ярче всего проявляется в диалектном членении языка, связанном с территориальным и социальным дроблением. Особенностью отражения языком социальной организации является сохранение в современном языке тех черт, которые фиксируют прошлые общественные уклады и социальные структуры. Так, например, территориальные диалекты Новгородской и Псковской областей отражают старые феодальные границы. Кроме этого, границы диалектов совпадают с еще более древними границами – с расселением древних племен словен и кривичей. С изменением общественного уклада диалекты сохраняются, правда их роль как средства общения становится иной.
Общественный характер языка отражается и в истории образования литературных языков, когда общенародная разновидность языка развивалась на базе диалекта той области, района или города, которые были более развитыми в экономическом, культурном отношении. Так, русский литературный язык сформировался на основе московского диалекта.
словосочетание социальное явление | значение и примеры использования
Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания со словом «феномен».
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Другие исследования, включающие эту переменную, сообщают о сходных результатах, иллюстрирующих демократию как социальное явление имеет тенденцию к инерции.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Однако приспособляемость — это общее социальное явление ,68 и его объяснительная сила используется даже в тех областях, где это может показаться чуждым.
Из Кембриджского корпуса английского языка
С тех пор беспрецедентная лотерейная лихорадка превратилась в социальное явление которое заслуживает нашего внимания.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В последние годы наше понимание языка как социального феномена значительно расширилось.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Идентичность, с этой точки зрения, истолковывается как внутренняя сущность, а не социальное явление .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Нет, скорее сложный характер деменции и лечения деменции подчеркивают проблемы, с которыми мы сталкиваемся при исследовании любого сложного социального явления .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Во-первых, социальный конструктивистский подход в рамках социологии технологии (4) рассматривает технологию как неотъемлемую часть социальное явление .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Вместе они могут предложить пути переосмысления старения как социального феномена .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Он начинается с описания преступлений против людей порядка и их воздействия, а затем описывает стратегии предотвращения и борьбы с этим социальное явление .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Поскольку болевое поведение развилось в этом социальном контексте, оно по существу и биологически является социальным явлением .
Из Кембриджского корпуса английского языка
При этом автор разрабатывает аналитическую основу, которая дает информацию для последующего объяснения бедности как социальное явление и жизненный опыт.
Из Кембриджского корпуса английского языка
социальное явление явно воспринимается как минимум двумя, а обычно и многими другими акторами.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Хотя таких случаев было относительно немного, отказ от военной службы по соображениям совести стал социальное явление : обсуждалось и обсуждалось; люди приняли сторону.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Как объективно переживаемое социальное явление , каждый исход представляет собой квинтэссенцию индивидуального субъективного опыта участников испытания.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Исследуется сложность воплощенной природы страдания в физической боли, а также страдания как социального феномена .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Смерть рассматривается не только как личное и частное событие, но и как социальное явление, относящееся к социальной сущности.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Расширение было замечательным социальным явлением .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Природа социальных явлений — путь к успеху Свет на высоте
от AFROZE EQBAL
Распространяйте любовь
В мире происходит множество событий. Все эти явления можно разделить на две категории: природные явления и социальные явления. Контроль природных явлений находится в руках природы. Природные явления имеют физическую и материальную природу. Их можно проверить и проверить научным методом. События, которые происходят в отличие от природных явлений, называются социальными событиями. Эти события связаны с людьми, и причиной этих событий также является человек.
Человек еще не достиг полного успеха в управлении человеческим поведением. Социолог даже сам не понимает человеческого поведения. Вот почему социологи совершенно не способны делать прогнозы, наблюдая и исследуя социальные события научным методом, подобно природным явлениям. Общество постоянно развивается и прогрессирует. Меняется образ жизни и этика людей. В то же время увеличивается количество социальных мероприятий. Самая большая проблема сегодня состоит в том, как применить научный метод к социальным явлениям и как применить этот метод к ним. Для изучения этой фундаментальной проблемы мы должны критически обсудить природу социальных явлений и их виды. Здесь необходимо знать, что является природой социального явления? Каковы его особенности?
ДОЛЖЕН ПРОЧИТАТЬ ЭТО
ДОЛЖЕН ПРОЧИТАТЬ ЭТО
Некоторые ученые говорят, что уникальная природа социальных явлений является большим препятствием на пути развития социологии или социологии как истинной науки. Причина этого в том, что сложность, изменчивость, субъективность и т. д., встречающиеся в социальных событиях, являются этому помехой. Научный метод не может их пересечь. Вот почему социология также не в состоянии сформулировать реальные социальные законы. Основных источников этих заблуждений в основном два.
Первая – склонность искажать природу социальных явлений и непонимание силы науки в отношении обретения контроля над ее природой; И второе – непонимание истинной природы научного закона. Социальные явления имеют характеристики сложности, разнообразия, субъективности и т. д., но это не препятствия, которые наука никогда не сможет преодолеть. Социология — прогрессивная наука, и по мере ее прогресса ей становится все легче устранять препятствия. Точно так же неправильно и говорить, что из-за странности природы общественных явлений невозможно сформулировать истинные научные законы. Этот тип заблуждения возникает из-за того, что люди не понимают истинной природы научного закона. Часто мы совершаем ошибку, принимая принцип и правило за одно целое. Еще одно заблуждение относительно значения научного закона состоит в том, что научный закон является точным определением неконтролируемого поведения при любых условиях. Но на самом деле ничего подобного этому научному закону нет.
Научный закон просто устанавливает, как событие ведет себя при определенных условиях. Этот тип утверждения или правила также возможен в отношении общественных событий. Поэтому ясно, что между природой общественных явлений и научным изучением и правом нет такого соотношения, при котором особенности природы общественных явлений создают или могут создать непреодолимое препятствие для научного изучения или формулирования научных законов. . Для более ясного понимания этого предмета необходимо обратить внимание на особенности природы социальных явлений.
ДОЛЖЕН ПРОЧИТАТЬ ТАКЖЕ
ДОЛЖЕН ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ
Ниже приведены характеристики природы социального явления
Preju игральные кости. У ученых-материалистов обнаруживается отсутствие пристрастия, потому что человек изучает неодушевленные предметы. Другими словами, он изучает то, к чему он не принадлежит. Социолог не может изучать социальные явления, оставаясь нейтральным. Причина этого в том, что он сам является членом группы и сообщества, которое изучает, и имеет личный интерес и отношение к ним. Социолог не может изучать семью, общество и институты в отрыве от них. Результатом этого является то, что он не в состоянии сохранять независимость от объекта изучения.
Отсутствие контролируемого эксперимента Природа социального явления также характерна тем, что его невозможно проверить контролируемым образом. Химик может сказать, сколько градусов температуры потребуется, чтобы растворить 100 граммов сахара в полкило воды в лаборатории, но ни один социолог не может сказать, какой процент загрязнения окружающей среды семьи, если ребенок будет преступником.
Отсутствие предсказания – Физик может делать предсказания на основе своих исследований. например . Если кастрюлю держать на огне, то можно предсказать, сколько минут она будет кипеть и превращаться в пар. Если воск бросить в огонь, то можно предсказать, что он растает, но нельзя предсказать. каковы будут последствия жестокого обращения с ближним.
Это? Отсюда ясно, что социальные события нельзя измерить, их нельзя использовать. Сон неизмерим,
Сложность социального явления Важной характеристикой природы социального явления является его сложность. Общество представляет собой сеть общих отношений. Общество постоянно меняется. Социальные мероприятия отличаются от места к месту. Взаимодействие происходит в обществе. Благодаря этому и общество остается динамичным. Каждая часть общества очень сложна сама по себе. Например, форма семьи в Индии отсутствует в Америке, Японии и Англии. Обычаи брака в северной Индии отсутствуют в южной Индии. Следствием этого является то, что между этими различными социальными явлениями трудно установить причинную связь.
Отсутствие универсальности. Природа общества не только сложна, но и не обладает качеством универсальности. Культура, поведение, обычаи и образ жизни отличаются от места к месту. О диалекте говорят, что он меняется за десять миль. То же самое относится и к обществу. Благодаря этим различиям качество универсальности обнаруживается у людей. В отсутствие качества универсальности законы или принципы социологии не могут быть универсальными. Таким образом, научная нейтральность не встречается в социологии при отсутствии качества универсальности.
Отсутствие объективности. Третья особенность социальных явлений заключается в том, что они могут быть познаны только символически. Их знания не приобретаются материальным путем. Это связано с тем, что социальные отношения нематериальны. Их нельзя ни увидеть, ни потрогать. Их можно только испытать; Например, социальные процессы, обычаи, традиции и т. д. Это неотъемлемые характеристики человеческого общества. По этой причине в социологии отсутствует нейтральность.
Качественный характер. Четвертая характеристика природы социального явления заключается в том, что его можно измерить на основе качества, а не количества.