Объяснение причинно следственная интерпретация поведения других людей: Каузальная атрибуция. Механизмы каузальной атрибуции.

Содержание

почему люди видят смысл даже там, где его нет — ECONS.ONLINE

Фото: Xinhua | Zuma | ТАСС

Кофе-брейк

Экономика

Поведенческая экономика

Человеческий мозг «не любит» случайностей и ищет причинно-следственные связи даже там, где их нет. Это наследие первобытного мира, в котором шорох в чаще мог обернуться нападением хищника, теперь нередко приводит к ошибкам в принятии решений.

26 августа 2022   |   Власта Демьяненко Эконс

Человеческий мозг «не любит» случайностей и ищет причинно-следственные связи даже там, где их нет. Это наследие первобытного мира, в котором шорох в чаще мог обернуться нападением хищника, теперь нередко приводит к ошибкам в принятии решений.

26 августа 2022   |   Власта Демьяненко Эконс

В 1958 г. немецкий психиатр Клаус Конрад подробно описал историю болезни пациента Карла Б., который попал к нему по причине предполагаемого психоза. Пациент подозревал сослуживцев в том, что они следят за ним по приказу каких-то «высших сил», подтверждением чему служило все вокруг происходящее: от поведения самих товарищей – он заметил некоторых неподалеку в саду, где они собрались явно с целью что-то против него замыслить, – до расположения камней возле дороги, по которой он ехал, и музыки в пабе, куда он зашел. Он как будто находился внутри фильма, где все вращалось вокруг него и имело особый смысл.

Работа с Карлом Б. и еще 106 пациентами с аналогичными симптомами позволила Конраду описать и ввести в науку новый термин «апофения» – нахождение человеком несуществующих взаимосвязей и придание им необоснованной важности. Хотя Конрад описывал его применительно к начальным симптомам шизофрении – фундаментального расстройства мышления, – впоследствии этот термин стал использоваться для описания схожих когнитивных искажений у здоровых людей, не страдающих психическими расстройствами.

Человеческое мышление склонно структурировать хаос, выявляя закономерности и определяя причинно-следственные связи. Эта же склонность проявляется и в поисках закономерностей, смысла и связей там, где их нет: в облаках видятся очертания животных или людей, на сэндвиче проступает лик самой Девы Марии, а череда неприятностей началась после перебежавшего дорогу черного кота.

В легкой форме апофения проявляется у практически всех людей – и может служить источником вдохновения для творчества, искусства и креативных решений. Но она же может вводить в заблуждение, приводить к ошибочным выводам и рискованному поведению.

Два вида ошибок восприятия

По мнению эволюционных психологов, апофения не является ошибкой познания. Скорее это то, для чего и предназначен человеческий мозг. Именно тенденция устанавливать паттерны, или шаблоны, выявляя связи между, казалось бы, не связанными событиями, и извлекать смысл из случайных объектов помогает человеку объяснять происходящее и строить предположения о ближайшем будущем, определяя свой образ действий.

По сути, человеческий мозг – это машина по распознаванию паттернов, которая «соединяет» между собой некие точки и придает полученной информации некий смысл. Иногда точка А действительно связана с точкой В, и в таком случае обнаруженная связь представляет собой ценный вывод, на основании которого можно строить верные прогнозы. Такой процесс называется ассоциативным обучением и служит основой поведения любого животного, от круглого червя С. elegans до Homo sapiens, утверждает Майкл Шермер, автор книги Why People Believe Weird Things («Почему люди верят в странные вещи») и основатель журнала Skeptic, посвященного исследованиям спорных утверждений для противодействия распространению лженауки и иррациональных убеждений.

Распознавание паттернов, которые обозначают, что можно съесть, чего следует избегать и какие из действий полезно воспроизводить, было необходимо человеческому роду для выживания. Почему колышется трава – это ветер или голодный хищник? Конечно, при выявлении причины можно ошибиться.

Но что опаснее – принять ветер за хищника или хищника за ветер?

Среди ошибок распознавания паттернов выявляют так называемые ошибки первого и второго рода. Ошибка первого рода – нахождение взаимосвязей там, где их нет (нахождение несуществующего паттерна), или ложноположительный результат. Ошибка второго рода – наоборот, неприятие гипотезы о существовании реальной закономерности (неузнавание существующего паттерна), или ложноотрицательный результат. В процессе эволюции цена ложноположительного вывода оказалась гораздо ниже, чем ложноотрицательного: если человек ошибочно примет шелест в траве за приближение голодного леопарда, ничего плохого не случится, в то время как игнорирование этого звука может стоить жизни, если в траве действительно скрывается опасный зверь, пишет Шермер. По сути, люди верят в странные вещи потому, что им необходимо верить в не странные вещи.

К сожалению, в человеческом мозге не сформировалась система обнаружения вздора, которая позволяла бы отличать реальные паттерны от ложных, – отсюда и потребность в науке с ее самокорректирующими механизмами воспроизводимости результатов и независимого экспертного рецензирования, пишет Шермер: «Но ошибка познания в виде нахождения несуществующего паттерна вряд ли удалит нас из генофонда и потому не была отбракована в ходе эволюции».

Одна из разновидностей апофении – парейдолия, иллюзорное восприятие реального объекта, заставляющее людей видеть «лица» и «силуэты» там, где их нет (а некоторых – бояться привидений). Ранее она считалась одним из проявлений психоза, но также может проистекать из эволюционной потребности распознавать – причем очень быстро – лица: способность по одному лишь мимолетному взгляду определить пол, эмоции и другие характеристики помогала человеку столь же мгновенно понять, враг перед ним или друг. Необходимость этой функции для выживания американский популяризатор наук Карл Саган описывал в книге «Мир, полный демонов» как эволюционно сформированный инстинкт: «Как только младенец начинает видеть, он распознает лица, и этот навык «вшит» в наш мозг. Те младенцы, которые миллион лет назад не могли распознавать лица и улыбнуться в ответ, имели меньше шансов завоевать сердца своих родителей и меньшую жизнеспособность». Люди научились настолько хорошо распознавать лица, что теперь могут увидеть их везде – в розетках, предметах мебели, стволе дерева, пятнах на одежде.

А сейчас и компьютеры, обученные людьми распознаванию лиц, демонстрируют парейдолию. Один из экспериментов показал, что в рандомных комбинациях случайных многоугольников программа по распознаванию лиц «распознает» лица. Правда, ошибки компьютера вовсе не «человеческие», то есть обусловлены не «передачей» ему человеческих особенностей восприятия, а погрешностями обучающих алгоритмов. Но иногда окружающие предметы действительно располагаются в виде двух глаз, носа и рта, и чем же тогда это отличается от наброска портрета, рассуждает The Atlantic. Сальвадор Дали экспериментировал с парейдолией, чтобы создавать картины, на которых можно узнать лица, – несмотря на то что его картины ломают шаблон того, как на самом деле выглядит лицо.

Вещи как живые люди

Люди часто приписывают разум тем предметам, которые им нравятся. «Очеловечивание» объектов окружающего мира отражает желание человека создавать и поддерживать социальные связи, помогает рационализировать и объяснить поведение, которое кажется непонятным, и таким образом контролировать окружающий мир. Склонность разговаривать со своей бытовой техникой или плюшевым мишкой – это отражение способностей мозга, сделавших человека уникально умным на планете, а вовсе не ребячество, убежден Николас Эпли, профессор поведенческих наук Университета Чикаго и автор

книги «Интуиция. Как понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди». Антропоморфизм связан с парейдолией – склонностью видеть лица в предметах и природе.

Умение увидеть неочевидные связи критически важно для творчества, дает простор для креатива и как минимум делает жизнь нескучной. Оно даже позволяет «заглянуть» внутрь черепной коробки – знаменитый тест Роршаха используется для определения особенностей процесса мышления и его расстройств.

А отказ поверить в обнаруженную закономерность иногда может препятствовать развитию научных теорий. Так, предположение о том, что континенты не всегда находились в своем нынешнем положении, впервые было выдвинуто еще в конце XVI века голландским картографом Авраамом Ортелием, сравнившим очертания Северной и Южной Америки с контурами Европы и Африки и заключившим, что некогда все они были единым целым.

Однако прошло более 300 лет, прежде чем эта идея стала рассматриваться всерьез и воплотилась в полноценную научную теорию дрейфа материков.

Опасная апофения

Но та же самая склонность находить неочевидные взаимосвязи, столь необходимая для новаций, способствует целому ряду других когнитивных искажений, ведущих к ошибкам в принятии решений.

Одно из них – сверхуверенность, которую один из самых известных исследователей механизма принятия решений, нобелевский лауреат Даниэль Канеман называл самой распространенной из когнитивных ошибок. Например, если человеку удалось проехать на автомобиле сразу три «зеленых» светофора, он может расценить это как знак того, что сегодня ему сопутствует удача. Придерживаясь этого паттерна, он может вечером сделать огромную ставку на скачках или футбольном матче. Так восприятие «зеленого» светофора как предвестника удачи может вести к безрассудному финансовому решению.

Другое когнитивное искажение, связанное с ошибочным суждением о взаимосвязи событий, – так называемая «ошибка игрока» (gambler’s fallacy): предположение, что на будущие события влияют прошлые результаты. Например, если при подбрасывании монеты много раз подряд выпадает решка, человек может решить, что в следующий раз точно выпадет орел. Его аргументом будет тот факт, что решка уже много раз выпадала, хотя вероятность как орла, так и решки, как и прежде, составляет 50 на 50. «Ошибкой игрока» объясняются неиссякаемые доходы казино и популярность лотерей, для верности выигрыша в которых люди зачастую делают ставку на числа, совпадающие с датой их рождения, хотя на деле они снова выбирают случайные числа, что не может увеличить их шанс на успех.

В 2017 г. психологи Университета Ноттингема Зак Эллерби и Ричард Тюннис показали, как это происходит, в двух экспериментах со 180 студентами. Оказалось, что те участники, которые были склонны чаще замечать иллюзорные закономерности событий, больше верили, что результат события определяется не случайностью, а предыдущими результатами или выбором. Такое убеждение приводит к решению, основанному на вероятностном сопоставлении, а не на определении стратегии с наибольшей вероятностью успеха. Особенно в такой ситуации опасны две небольшие победы подряд: они создают иллюзию, что неизбежна и третья победа.

Еще одно когнитивное искажение, связанное с неумением определять взаимосвязи, – кластеризация (сlustering illusion): люди склонны видеть закономерности в случайных данных и предполагать, что небольшая выборка является репрезентативной. Например, если банк ограбили трое блондинов, иллюзия кластеризации может заставить человека прийти к выводу, что грабители обычно блондины. Инвесторам подобная кластеризация может стоить больших финансовых потерь, если, например, они решат вкладывать в ту компанию, которая приносит высокую прибыль сегодня, хотя высокая прибыль сейчас необязательно означает большие доходы в будущем.

К разновидностям апофении относят и такое когнитивное искажение, как предвзятость подтверждения – склонность людей воспринимать информацию, которая совпадает с их убеждениями, и игнорировать противоположную.

Апофения лежит в обосновании возникновения суеверий, конспирологических теорий и теорий заговора. Свежий пример – теории заговора, возникшие во время пандемии коронавируса и гласившие, например, что у правительства был скрытый мотив для изоляции населения. Подобные теории заговора снижали готовность людей выполнять распоряжения властей относительно мер, сдерживающих распространение вируса, и желание вакцинироваться.

Исследования показывают, что в условиях неопределенности или стресса поиск паттернов служит механизмом психологической защиты. Установление взаимосвязей, даже ложных, позволяет объяснить явление, а значит, снизить тревогу и вернуть ощущение контроля над своей жизнью.

Паттерны и психотерапия

Хотя все живые существа (и даже неживые компьютеры) распознают паттерны, только люди приписывают этим паттернам символическое значение, иногда с сильным эмоциональным содержанием. Антрополог Лесли Уайт предположил, что именно склонность к созданию символов делает людей людьми. В изображении любого креста человек склонен распознавать религиозные символы. Предзнаменования – тоже символы, как и узоры из кофейной гущи, карты Таро и гексаграммы И Цзин. Все это обнажает связи, иногда вытягивая их из туманного подсознания, объясняет профессор антропологии Университета Канзаса Джон Хупс: большая часть распознавания паттернов происходит вне сознания – так же, как обработка многих элементов, которые являются частью суждений, принятия решений, мотивации. Большинство форм психотерапии направлено на то, чтобы помочь людям осознать скрытые в подсознании причины их поведения и чувств. Но иногда эти связи могут оказаться ложными.

Хотя апофения не является отклонением, усиленный и бесконечный поиск смысла там, где его нет, может приводить к нарушению психического здоровья и бредовым состояниям, сходным с теми, что описывал Клаус Конрад у своих пациентов, а порой не ограничиваться индивидуальными переживаниями и оборачиваться коллективной «охотой на ведьм».

Например, в 1956 г. Банк Канады вынужден был поручить пририсовать дополнительные локоны Елизавете Второй, чей портрет украшал восемь видов новых банкнот, поскольку «оказалось», что в прическе английской королевы за левым ухом «прячется» дьявол. А в 1937 г. одной из советских спичечных фабрик ( предположительно фабрике «Демьян Бедный» в Ленинградской области) пришлось изменить этикетку на коробках: в языках изображенного на этикетке пламени некто бдительный усмотрел очертания профиля главного «врага народа» – Льва Троцкого. Спички с такими этикетками срочно изымались из продажи, коробок спичек мог грозить его владельцу «изъятием из жизни», вспоминал литературовед, историк культуры Владимир Порудоминский.

Как избежать «ловушек»

Чтобы избежать ошибок, связанных с выявлением ложных взаимосвязей, психологи советуют фиксировать внимание на любых закономерностях, которые следуют из обнаруженных паттернов, и оценивать их на предвзятость. Например, три «зеленых» светофора подряд не будут иметь никакого отношения к шансам выиграть в лотерею.

Не все в жизни происходит по какой-то причине, и вероятность добиться желаемого гораздо выше, если принимать рациональные решения, основанные на анализе имеющихся фактов, а не ориентироваться на знаки от Вселенной. Апофения помогает мыслить более творчески, но важные решения следует принимать на «холодную» голову. Преподаватели американского обучающего онлайн-ресурса MasterClass предлагают следовать для этого трем правилам.

  • Задавать вопросы. Один из самых мощных способов защититься от «небрежности» в мышлении и лености ума – информированный скептицизм: умение задавать правильные вопросы защищает от манипуляций. Информацию, полученную от других, следует проверять, проводя собственный анализ.
  • Научиться распознавать собственную предвзятость – склонность верить в то, что нечто является правдой, несмотря на доказательства противоположного. Когда начнете думать, что монета, пять раз упавшая решкой, теперь упадет орлом, остановите себя, вспомнив, что и на шестой раз такой шанс составляет, как и первые пять раз, 50 на 50.
  • Анализировать не только свои предубеждения, но и предположения, которые тоже часто мешают ясно мыслить. До того как в начале ХХ века Альберт Эйнштейн выдвинул общую теорию относительности, общепринятым было предположение, что Вселенная статична – не расширяется и не сжимается. Уравнения Эйнштейна позволили показать динамическую Вселенную, но идея была отвергнута. Однако в конце 1920-х гг. американский астроном Эдвин Хаббл предоставил данные наблюдений, которые доказали, что Вселенная расширяется.

Хотя апофения имеет эволюционную основу, вера в предполагаемые закономерности может привести к принятию рискованных решений: чтобы защитить себя от этого, убедитесь, что изучили ситуацию со всех сторон.

Власта Демьяненко

Шеф-редактор Econs. online

Самое популярное

Чем равенство отличается от равноправия?

«Путеводитель по финансовой статистике»: как измерить денежно-кредитные условия

Зависимость России от импорта

«Лекарство хуже болезни»: закон непредвиденных последствий

Почему истории запоминаются лучше цифр

Качество институтов и последствия глобальных кризисов

Власта Демьяненко

Шеф-редактор Econs. online

#принятие решений

#когнитивные искажения

#убеждения

#психология

Самое популярное

Чем равенство отличается от равноправия?

«Путеводитель по финансовой статистике»: как измерить денежно-кредитные условия

Зависимость России от импорта

«Лекарство хуже болезни»: закон непредвиденных последствий

Почему истории запоминаются лучше цифр

Качество институтов и последствия глобальных кризисов

Читайте также
Вещи как живые люди

5 февраля 2021   |   Ирина Рябова

Склонность очеловечивать неодушевленные предметы помогает людям осмыслить окружающую действительность и снизить неопределенность, а компаниям – укрепить лояльность потребителей и нарастить продажи. Антропоморфизм помогает и в защите окружающей среды, и в борьбе с пандемией.

Предвзятость подтверждения: как люди выбирают информацию

29 апреля 2022   |   Ольга Волкова, Ольга Кувшинова

Люди склонны воспринимать информацию, соответствующую их убеждениям, и игнорировать противоположную. Это предвзятость подтверждения: она приводит к поляризации, искаженному восприятию реальности и ошибочным решениям. Но ее можно научиться избегать.

Динамическая психотерапия

В чем заключаются особенности динамической психотерапии, какие выделяют ее основные направления, как она возникла и развивалась, каковы ее основные положения, теоретические обоснования и практические цели, мы решили узнать у Главного врача медицинского центра «Гармония здоровья», практикующего психиатра, психиатра-нарколога и психотерапевта Владислава Сиповича. Тема для обсуждения достаточно сложная, поэтому мы попросили осветить ее в доступной для читателей форме.

Каковы базовые положения динамической психотерапии?

Динамическая психотерапия (ДПТ) известная под названиями психодинамическая или психоаналитическая психотерапия, объединяет несколько видов психотерапии, сформированных на основе психоанализа и экзистенциальной психологии. Во главу понимания психических процессов и поведения личности динамическая психотерапия ставит сферу бессознательного и глубоко спрятанный в ней опыт прошлой жизни, начиная с детского, иногда даже младенческого возраста. Основными элементами такого воздействия являются особенности мышления (когнитивная защита (подробнее о когнитивно-поведенческой терапии)), межличностных взаимоотношений и восприятия других людей через перенос скрытого в подсознании опыта на окружающую действительность. 

Почему именно динамическая? Возможно, многие подумают, что это определение относится к быстродействию и интенсивности данного направления психотерапии. Но нет, действительно с технической точки зрения динамика означает силу, энергию и движение, но в приложении к психической деятельности термин динамическая свидетельствует о развитии психической сферы личности, как борьбы между внутренними процессами психики и заложенного определенными обстоятельствами конфликта между инстинктами и сопротивляющегося им Эго человека. По Фрейду именно этот конфликт лежит в основе развития неврозов. Он считал, что их причина имеет сексуальную природу, а развитие невротических состояний подчиняется таким основным принципам, как динамичность, структурность, развитие и адаптация.  

Вся психоаналитическая модель основана на таких основных положениях: 
•    Главная роль в психических процессах принадлежит инстинктам и их трансформации в результате подавления и сопротивления их болезненным для психики проявлениям.
•    Между физиологическими инстинктами и защитным механизмом Эго («Я», опосредующее связь с внешним миром) идет постоянная борьба – инстинкты подавляются существующими в обществе моральными стандартами и нормами поведения.
•    Само подавление инстинктов имеет сексуальный характер, поэтому основным этиологическим фактором неврозов считается неверное психосексуальное воспитание и соответственно искаженное либидинозное влечение.
•    Источники такого патологического развития находятся в довольно отдаленном прошлом, в полученных еще в детстве психологических травмах, связанных, например, с эдиповым комплексом (бессознательным эротическим влечением) к родителю противоположного пола.
•    Наличие внутреннего сопротивления выявлению этого комплекса.
•    Психический детерминизм, т.е. обусловленность поведенческих и психических феноменов предшествующими событиями, осознанно или бессознательно влияющими на особенности психики и поведения личности.

В общем цепочку причинно-следственных связей в развитии неврозов по Фрейду можно представить в виде такой схемы:

Влечение → Тревога → Защитный механизм. 

Динамическая модель Фрейда расширила представления о человеческой психике, объяснив ее индивидуальные особенности наличием конфликтующих мыслей, эмоций, поведенческих реакций, которые могут иметь как адаптивный характер, так и быть базисом для психопатологических расстройств. Кстати, конфликт сил может быть заложен на разных уровнях, как глубоко в бессознательном, так и в сознании.

Как складывалась история развития динамической психотерапии?

Динамическая психотерапия является логическим продолжением классического психоанализа Зигмунда Фрейда. Самыми распространенными ее вариантами стали аналитическая психология Юнга, волевая терапия Ранка, интерперсональная психотерапия Салливана, индивидуальная психология Адлера, гипноанализ Волберга (подробнее о гипнозе), широко распространенная в России личностно-ориентированная, иначе реконструктивная психотерапия Мясищева и многие другие. Кстати, реконструктивная психотерапия является сугубо отечественным научным продуктом и базируется на учении В.Н. Мясищева о неврозах и принципах их психотерапии, как пограничных состояниях.

Следует отметить, что развитие динамического подхода в психотерапии шло по трем принципиально различным направлениям:
1.    Фрейдистском, основанном на конфликте врожденных инстинктов, который постепенно усиливается в ходе психосексуального развития. Конфликт возникает между противоположными инстинктами, между инстинктами и окружающей средой, а также между немедленным удовлетворением потребностей ребенка и миром, противостоящим и отсрочивающим этот процесс.
2.    Неофрейдистком, представленном Г.С. Салливаном, К. Хорни и Э. Фроммом и рассматривающим внутренний конфликт не как запрограммированный врожденными инстинктами, а как сформированный межличностными и общественными отношениями. Базовой они считают потребность ребенка в безопасности, принятии и одобрении его действий значимыми для него взрослыми. Присущая детям любознательность, энергичность, невинность телесных желаний, потенциал роста и развития, а также неограниченное стремление к полному обладанию любимым взрослым человеком не всегда отвечает требованиям находящихся рядом взрослых. В этом и заключается основной детский конфликт. Если родители в силу разных причин не в состоянии обеспечить безопасность ребенка и создать условия для реализации потенциала его роста, то у него существует реальная опасность развития тяжелого психического конфликта, в том числе и отсроченного во времени.
3.    Экзистенциальный, при котором конфликт возникает за счет конфронтации личности с данностями его бытия, так называемыми неизбежными конечными факторами существования индивида. Их выделяют всего 4:
•    Смерть – ужасающая и вполне осознаваемая конечная данность. Ее неизбежности противостоит самое сильное желание человека продолжать существовать. Даже на смертельном одре человек стремится жить. Подтверждение тому классический случай, когда неизлечимый сильно страдающий больной попросил доктора об эвтаназии. Тот оставил возле его постели таблетки, объяснив, какая доза может стать смертельной. Утром он нашел пациента в таком же состоянии, но из упаковки не была взята ни одна таблетка. 
•    Свобода – менее очевидная, но не менее значимая данность. Отношение к свободе неоднозначно. В общем она расценивается позитивно, если человек примеряет ее на себя, но так как мы все живем в социуме, то свободы разных личностей могут входить в конфронтацию между собой. Поэтому структурированное сообщество, в котором действуют правила и стандарты поведения противостоит так называемой абсолютной свободе, создавая для человека опору и почву для безопасности. Потеря такой опоры и осознание, что вместо нее пустота, неминуемо порождает внутренний экзистенциальный конфликт.
•    Изоляция рассматривается не как чувство одиночества и изолированности от других людей, а как более фундаментальная данность. В одиночестве мы приходим в этот мир и в одиночестве покидаем его. Никакая человеческая близость не способна преодолеть этот барьер. Поэтому и возникает конфликт между абсолютной изоляцией и потребностью в защите, контактах и ощущении человеком себя, как части большого человеческого мира.
•    Бессмысленность, которая порождается первыми тремя данными. Если мы все умрем, сами отвечаем за свою вселенную и одиноки в этом равнодушном мире, то в чем смысл нашего существования, зачем мы живем и как нам жить дальше? Этот динамический конфликт обусловлен поисками смысла жизни человеком, оказавшимся в бессмысленном по его представлениям мире.  

Задачей экзистенциального психотерапевта является выяснение характера и причины глубинных личностных конфликтов. Сделать это достаточно сложно, так как чаще всего представленная пациентом симптоматика похожа на пеструю мозаику, а первопричина психических проблем глубоко скрыта под многими слоями вытеснений, замены, отрицания и символизации болезненных для психики воспоминаний. Прежняя схема предложенного Фрейдом динамического подхода в экзистенциальной психодинамике кардинально меняет содержание и может быть представлена так:

Осознание конечной данности → Тревога → Защитный механизм
В обеих формулах ключевое значение для возникновения и развития психических расстройств имеет тревога, запускающая осознанные и неосознанные процессы психической активности, как защитного механизма. Эта психическая активность и является основой различных психопатологий. 
Соответственно особенностям каждого направления разнятся и методы динамической психотерапии, используемые в психотерапевтической практике.

Как работает динамический психотерапевт?

Терапевтическое действие в динамической психотерапии достигается путем осознания бессознательного, т.е. понимания пациентом того, что корни его проблем лежат глубоко в подсознании. Выявить скрытую в нем причинно-следственную связь между невротическим расстройством и прошлой психической травмой, а также интерпретировать ее является основной задачей динамического психотерапевта. 

Конечно выявить и разгадать эту связь, а тем более устранить конфликт инстинктов и Эго – процесс медленный и скрупулезный, поэтому результат терапии довольно удален по времени, иногда растянут на месяцы и даже годы. Но это того стоит, т.к. в процессе динамического лечения предполагается достижение полной реорганизации личности, доминирование власти Эго над сексуальными инстинктами и устранение невротического расстройства.

В динамической психотерапии наиболее важным аспектом является взаимодействие психотерапевта и пациента. Оно предполагает в своем развитии такие два этапа:
•    Первичный с явлениями бессознательного переноса (трансфера) ранее пережитых чувств к одному лицу на другого, в данном случае – на психотерапевта. В этой роли для аналитика важно отражать только то, что исходит от пациента и не вносить в процесс взаимодействия собственные ценности, чувства и тем более элементы своей личной жизни. Позиция психотерапевта должна сводится к роли воздерживающегося и нейтрального наблюдателя, а установки должны обязательно базироваться на этических принципах и нормах. 
•    Вторичный – формирование реально работающего лечебного союза на основе рациональных и практических отношений психотерапевта с пациентом по выявлению причин его проблем.
Динамический подход в психотерапии осуществляется в основном вербальным (словесным) общением и анализом свободных (безцензурных) ассоциаций пациента, исследованием реакций переноса и сопротивления. Для этого психотерапевт, практикующий в рамках классической психодинамики Фрейда, использует такие инструменты:
•    Конфронтацию, которая заключается в осознании пациентом необходимости исследования тех специфических явлений, которые могут быть причиной его психического расстройства. 
•    Кларификацию, как прояснение и отделение важных психических явлений от несущественных путем их резкой фокусировки и искусственного обострения. 
•    Интерпретацию результатов анализа с определением смысла и установлением причинно-следственной связи между прошлым событием и существующими в настоящем проблемами пациента.

Это самый важный инструмент динамической психотерапии.
•    Прорабатывание включает в себя постоянное повторение, последовательное следование разработанному плану интеграции в сознание пациента интерпретаций выявленных связей между прошлыми и настоящими психическими явлениями.  Это самый длительный этап в работе психотерапевта, идущий до полного и окончательного понимания пациентом результатов психоанализа, что практически означает выздоровление и победу Эго.
•    Анализ сновидений, которые Фрейд считал «королевской дорогой к бессознательному».
Кстати, при прорабатывании очень важно и самостоятельное участие пациента в процессе терапии, которое предусматривает работу во «внеурочное время», т.е. вне сеансов.

Несколько иначе выглядит работа психотерапевта, практикующего в области личностно-ориентированной психотерапии, являющейся разработкой наших отечественных ученых на основе патогенетической психотерапии Мясищева. Эта концепция появилась еще в 30-40-х гг. прошлого столетия и ее фундаментальным положением стало представление о личности, как о результате ее динамических взаимоотношений с социальной средой. Психотерапия в этом случае направлена на восстановление (реконструкцию) гармоничного взаимодействия личности с социумом. Мясищев основную роль в понимании личности отводил опыту общественных отношений, считая биологическое в человеке не личностью и даже не ее частью, а лишь условием личности. Иначе можно сказать, что личность в реконструктивной психотерапии рассматривается, как система отношений с людьми, формируемая в конкретных социально-бытовых, культурных и экономических условиях на основе высшей психической деятельности мозга. В этой системе немаловажным структурным компонентом является самосознание, т.е. отношение человека к самому себе. Развиваясь позже всех отношений и на их основе, самосознание завершает процесс формирования личности и делает ее целостной.
Основной целью личностно-ориентированной психотерапии является выяснение жизненных обстоятельств, приведших к перенапряжению и дезорганизации психики пациента. Для успешного терапевтического эффекта также важны отношения психотерапевта и больного, но роль врача в отличие от фрейдовского подхода несколько иная – она предполагает его активную, а не пассивную позицию. Основная лечебная техника при этом – психотерапевтическая беседа и авторитет психотерапевта, от которого требуется знание жизни, умение терпеливо выслушать больного, тактичное и благожелательное отношение к нему наряду со способностью противостоять при необходимости неприемлемым в общении тенденциям пациента.

Базовые задачи психотерапевтической беседы включают в себя выяснение таких аспектов:
•    Особенностей полученного жизненного опыта в зависимости от возраста.
•    Значимых травмирующих и радостных воспоминаний.
•    Системы оценок себя и окружающих, симпатий и антипатий.
•    Основной мотивации пациентом собственного поведения.
•    Интересов, чаяний и потребностей.

И, наконец, достижение главной задачи психотерапевта – установление и осознание больным взаимосвязи между проявлениями болезни и неадекватной реакции на текущие обстоятельства с историей его жизни и сформированными нею отношениями. Это как раз и является тем кардинальным фактором, который обеспечивает успех реконструктивной психотерапии. 

На завершающем этапе, когда нервное напряжение спадает, пациент становится более открытым, откровенным и раскрепощенным, начинает критически переосмысливать свои жизненные позиции, психотерапевт приступает к реконструкции нарушенных взаимоотношений пациента с обществом и самим собой. Конечно, полностью изъять из памяти психологическую травму невозможно, да и не нужно, ведь для человека важен любой жизненный опыт, в том числе и негативный, но поменять отношение к ней вполне возможно.  

Подытоживая, хочу сказать, что динамический подход в психотерапии, независимо от направлений и положений, означает глубокое проникновение в психическую деятельность человека на различных уровнях, исследование ее динамики, выявление конфликтных травмирующих ситуаций, как первопричины психических проблем пациента и закрепление в его сознании этой взаимосвязи. Изменение системы межличностных отношений, жизненной позиции и основных поведенческих установок определяет успешность динамической терапии и помогает пациенту найти удовлетворяющее его место в жизни и положение в обществе. 

Стоимость наших услуг

Антропология, психология и значение социальной причинности | Каузальное познание: междисциплинарная дискуссия

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПричинное познание: междисциплинарная дискуссияКогнитивная психологияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПричинное познание: междисциплинарная дискуссияКогнитивная психологияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Хиршфельд, Лоуренс А. , «Антропология, психология и значения социальной причинности», Дэн Спербер, Дэвид Премак и Энн Джеймс Премак (редакторы), Каузальное познание: междисциплинарные дебаты , Симпозиумы Фонда Фиссена (

Oxford

, 1996 г., онлайн-издание, Oxford Academic, 22 марта 2012 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198524021.003.0011, по состоянию на 19 марта 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПричинное познание: междисциплинарная дискуссияКогнитивная психологияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПричинное познание: междисциплинарная дискуссияКогнитивная психологияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе описывается социальная причинность, опираясь на выводы из антропологии о природе социальной арены и психологии о том, как представлено понимание. Он фокусируется на чертах и ​​наклонностях, которые приписываются людям в силу социальных категорий или групп, к которым они, как предполагается, принадлежат. Некоторые из этих группировок, такие как пол или раса, истолковываются в эссенциалистской манере. Другие, такие как род занятий, толкуются функционально. Эта глава также подвергает сомнению господствующее мнение, согласно которому ранняя социальная категоризация полностью основывается на поверхностных признаках, таких как внешний вид или одежда.

Ключевые слова: социальная причинность, антропология, психология, социальное понимание, пол, раса, род занятий, социальная категоризация социальная причинность, антропология, психология, социальное понимание, пол, раса, род занятий, социальная категоризация

Предмет

Когнитивная психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Теория атрибуции — ситуационная и диспозиционная

Теория атрибуции касается того, как обычные люди объясняют причины поведения и событий. Например, злится ли кто-то из-за плохого настроения или из-за того, что случилось что-то плохое?

Формальное определение дано Фиске и Тейлором (1991, стр. 23):

«Теория атрибуции имеет дело с тем, как социально воспринимающий использует информацию для получения причинно-следственных объяснений событий. Он исследует, какая информация собирается и как она комбинируется для формирования причинно-следственного суждения».

Хайдер (1958) считал, что люди — наивные психологи, пытающиеся разобраться в социальном мире. Люди склонны видеть причинно-следственные связи даже там, где их нет!

Хайдер сам разработал теорию не столько для того, чтобы подчеркнуть определенные темы, которые подхватили другие. Он выдвинул две основные идеи, которые стали влиятельными: диспозиционная (внутренняя причина) и ситуационная (внешняя причина) атрибуции.

В этой статье

Диспозиционная и ситуационная атрибуция

1. Диспозиционная атрибуция

Диспозиционная атрибуция связывает причину поведения с некоторыми внутренними характеристиками человека, а не с внешними силами.

Когда мы объясняем поведение других, мы ищем устойчивые внутренние атрибуты, такие как личностные черты. Это известно как фундаментальная ошибка атрибуции.

Например, мы приписываем поведение человека его личности, мотивам или убеждениям.

2. Ситуационная атрибуция

Процесс связывания причины поведения с некоторой ситуацией или событием, находящимся вне контроля человека, а не с некоторой внутренней характеристикой.

Когда мы пытаемся объяснить свое поведение, мы склонны прибегать к внешним атрибуциям, таким как особенности ситуации или окружающей среды.

Джонс и Дэвис Корреспондент Теория вывода

Джонс и Дэвис (1965) считали, что люди уделяют особое внимание преднамеренному поведению (в отличие от случайного или бездумного поведения).

Теория Джонса и Дэвиса помогает нам понять процесс внутренней атрибуции. Говорят, что мы склонны к этому, когда видим соответствие между мотивом и поведением. Например, когда мы видим соответствие между кем-то, кто ведет себя дружелюбно, и тем, чтобы быть дружелюбным человеком.

Диспозиционные (т. е. внутренние) атрибуции предоставляют нам информацию, на основе которой мы можем делать прогнозы о будущем поведении человека. Соответствующая теория вывода описывает условия, при которых мы определяем диспозиционные атрибуты поведения, которое мы воспринимаем как преднамеренное.

Дэвис использовал термин «соответствующий вывод» для обозначения случая, когда наблюдатель делает вывод, что поведение человека соответствует или соответствует его личности. Это альтернативный термин диспозиционной атрибуции.

Так что же заставляет нас сделать соответствующий вывод?

Джонс и Дэвис говорят, что мы опираемся на пять источников информации:

Выбор : Если поведение выбирается свободно, считается, что оно обусловлено внутренними (диспозиционными) факторами.

Случайное и преднамеренное поведение : Преднамеренное поведение, скорее всего, будет связано с личностью человека, а случайное поведение, скорее всего, будет связано с ситуацией/внешними причинами.

Социальная желательность : Поведение с низкой социальной желательностью (неконформное) заставляет нас делать (внутренние) диспозиционные выводы в большей степени, чем социально нежелательное поведение. Например, если вы наблюдаете, как человек садится в автобус и сидит на полу вместо одного из сидений. Такое поведение имеет низкую социальную желательность (нонконформность) и, вероятно, соответствует личности человека.

Гедонистическая релевантность: Если поведение другого человека кажется нам прямо направленным на пользу или вред.

Персонализм : Если поведение другого человека кажется направленным на то, чтобы оказать на нас влияние, мы предполагаем, что оно является «личным», а не просто побочным продуктом ситуации, в которой мы оба находимся.

Ковариационная модель Келли

Ковариационная модель Келли (1967) является наиболее известной теорией атрибуции. Он разработал логическую модель для суждения о том, следует ли отнести то или иное действие к какой-либо характеристике (диспозиционной) человека или среды (ситуационной).

Термин ковариация просто означает, что человек имеет информацию из множества наблюдений в разное время и в разное время и может воспринимать ковариацию наблюдаемого эффекта и его причин.

Он утверждает, что люди действуют как ученые, пытаясь обнаружить причины поведения.

Более конкретно, они принимают во внимание три вида доказательств:

  • Консенсус : степень, в которой другие люди ведут себя таким же образом в аналогичной ситуации. Например, Элисон курит сигарету, когда идет куда-нибудь пообедать со своей подругой. Если ее друг курит, ее поведение находится на высоком уровне консенсуса. Если курит только Элисон, то низко.
  • Отличительность : степень, в которой человек ведет себя одинаково в сходных ситуациях. Если Элисон курит только тогда, когда она гуляет с друзьями, ее поведение очень своеобразно. Если она курит в любое время и в любом месте, ее отличительность низка.
  • Постоянство : степень, в которой человек ведет себя так каждый раз, когда возникает ситуация. Если Элисон курит только тогда, когда она гуляет с друзьями, последовательность высока. Если она курит только в одном особом случае, постоянство низкое.

Давайте рассмотрим пример, который поможет понять его конкретную теорию атрибуции. Наш объект называется Том. Его поведение смех. Том смеется над комиком.

1. Консенсус

Если все в зале смеются, консенсус высокий. Если только Том смеется, консенсус низкий.

2. Самобытность

Если Том только смеется над этим комиком, то самобытность высока. Если Том смеется над всем, то отличительность низкая.

3. Последовательность

Если Том всегда смеется над этим комиком, то последовательность высока. Если Том редко смеется над этим комиком, то последовательность низкая.

Теперь, если все смеются над этим комиком, если они не смеются над комиком, который следует за ним, и если этот комик всегда вызывает смех, то мы делаем внешнюю атрибуцию, т. е. предполагаем, что Том смеется, потому что комик очень смешно.

С другой стороны, если Том — единственный человек, который смеется над этим комиком, если Том смеется над всеми комиками и если Том всегда смеется над комиком, то мы делаем внутреннюю атрибуцию, т. е. предполагаем, что Том смеется, потому что он из тех людей, которые много смеются.

Итак, у нас есть люди, приписывающие причинно-следственную связь на основе корреляции. Иными словами, мы видим, что две вещи идут вместе, и поэтому предполагаем, что одна вызывает другую.

Одна проблема, однако, заключается в том, что у нас может не хватить информации, чтобы сделать такое суждение. Например, если мы не так хорошо знаем Тома, у нас не обязательно будет информация, чтобы узнать, стабильно ли его поведение во времени. Так что же нам делать?

Согласно Келли, мы возвращаемся к прошлому опыту и ищем либо

1) Несколько необходимых причин . Например, мы видим спортсмена, выигравшего марафон, и считаем, что он должен быть в хорошей форме, иметь высокую мотивацию, много тренироваться и т.

Добавить комментарий