Олигофрения в стадии имбецильности: Олигофрения | Симптомы | Диагностика | Лечение

Имбецильность как олигофрения умеренной степени

Диагностирование имбецильности, слабоумия, шизофрении и других форм психических расстройство возможно на начальной стадии проявлений. Но неквалифицированные специалисты и люди без медицинского образования могут путать эти понятия. Мы же разберемся в том, что такое олигофрения в степени имбецильности и чем эта форма психического расстройства опаснее остальных.

Несмотря на достаточную редкость проявления такого заболевания (встречается 1 раз на 10000 новорожденных), люди с подобным диагнозом требуют к себе повышенного внимания и постоянного ухода.

Когда и по каким причинам возникает имбецильность

Чаще всего расстройство формируется еще в утробе матери. Но признаки имбецильности практически невозможно заменить на этом этапе, поэтому новорожденные дети получают такой диагноз уже после полного обследования в первые недели своей жизни.

Выделяют следующие причины развития описываемого психического расстройства у детей в утробе матери:

— Воздействие радиации;
— Несбалансированное питание, нехватка витаминов, минералов;
— Патологии эндокринной системы;
— Поражение утробы химическими элементами.

Помимо этого выделяют перинатальные и постнатальные причины возникновения имбецильности. Например, пережитое мозговое кровоизлияние, травмы черепа, аноксия, наличие энцефалитов.

Степени развития имбецильности

Степени имбецильности, выражаемые у ребенка или взрослого человека, зависят не только от внешних факторов, но и от иммунитета, генетики, окружающей среды. Выделяют всего несколько степеней данного психического расстройства:

— Уровень умственного развития останавливается на уровне IQ 20–25;
— Уровень умственного развития останавливается на уровне IQ 25–34;
— Уровень умственного развития останавливается на уровне IQ 35–50.

Патология обычно проявляется достаточно активно и понятно. Ребенок начинает плохо говорить, навыки чтения и письменности не развиваются (речь идет о ребенке в возрасте от 2-х лет). С самого раннего детства и до наступления 4-х лет и старше ребенок может не ходить, общаться звуками, хаотично жестикулировать. Даже удержать в руке нетяжелый предмет обычно такие дети не могут. И это не связано с дефектами мускулатуры или скелета тела. Поэтому при обнаружении подобных признаков к диагностированию заболевания подключаются специалисты разных профилей, включая неврологов, психиатров.

Разные стадии заболевания

Различные стадии имбецильности могут развиваться под влиянием окружающих факторов. Например, при отсутствии активной работы с ребенком его речь и осознание будут ухудшаться. Это же касается случаев, когда малыш или подросток не получают должных поливитаминов, микроэлементов вместе с пищей.

Обычно расстройство развивается сразу с рождений или в утробе матери, прогрессируя без четко выраженных этапов.

Диагностирование и лечение

Для диагностики такого нарушения в организме используется ряд процедур, среди которых МРТ головного мозга, скрининговое исследование, ЭЭГ и ангиография. Подробные лабораторные исследования позволяют определить точную причину возникновения имбецильности.

Для развития базовых навыков человека и повышения активности головного мозга используется ряд фармакологических препаратов, среди которых нейролептики, психостимуляторы, ноотропные средства. Эффективность лечения зависит от первичной причины расстройства, состояния иммунной системы, своевременного диагностирования. Во многих случаях пациенты нуждаются в постоянной помощи психиатра.

 

Также рекомендуем прочитать статью о том, кто такой сексопатолог.

Олигофрения, симптомы и признаки — 7 ноября 2002

Слова ’олигофрен’, ’дебил’, ’имбецил’, ’идиот’ давно стали ругательствами. Однако мало кто знает, что это не ругательства, а диагноз, который ставится людям с нарушением интеллекта (кстати, подобные названия во всем мире уже давно признаны некорректными, и заменяются терминами ’исключительный ребенок’, ’ребенок с особыми потребностями’ и т.д.).

Олигофрения — врожденное, или приобретенное до трех лет слабоумие в результате органических повреждений головного мозга. При таком нарушении развития страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Люди с диагнозом ’олигофрения’ составляют в настоящее время 1–3 % всего населения.

Проблема умственной отсталости очень актуальна в последнее время. Это вызвано повышением требований к интеллектуальному уровню человека. Считают, что распространенность олигофрении имеет тенденцию к повышению.

Причиной возникновения умственной отсталости у ребенка являются различные нарушения развития плода во время беременности, родовые травмы, нарушения генетического характера, тяжелые травмы и заболевания, перенесенные до трех лет. При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна.

По степени тяжести различают следующие формы олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия.

При не резко выраженной дебильности ребенок может ничем внешне не отличаться от сверстников. Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия ’пространство, время’ и т. д. Часто встречаются нарушения речи (отстает в развитии, искажение звуков, искажения грамматические, маленький словарный запас). Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное. Эмоции преобладают актуальные на данный момент. Действия нецеленаправленны, импульсивны, развит негативизм. С программой общеобразовательной школы не справляются. Возможна социальная адаптация и участие в самостоятельной трудовой деятельности. К 40 годам обычно так растворяются в обществе, что их не отличить.

При имбецильности дети отстают в физическом развитии, отклонения заметны внешне, речь неразвита. Мышление конкретно, отвлечения недоступны, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Могут овладеть порядковым счетом. Некоторым доступны навыки самообслуживания. К самостоятельной деятельности неспособны. Повышена внушаемость, при неблагоприятном окружении поведение может быть асоциальным.

Идиотия — самая грубая степень умственной отсталости. При ней наблюдаются очень серьезные нарушения психики и физическое недоразвитие. Они не могут ходить, нарушено строение внутренних органов. Не способны к самостоятельной жизни. Речь не развита, нечленораздельные звуки. Мышление не развито, реакция на окружающее резко снижена. Эмоции делятся на положительные и отрицательные.

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Ученые отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно — педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений. Нервная система детей пластична, податлива к обучению, а систематические и целенаправленные занятия способствуют существенным положительным сдвигам.

По теме

  • 10 апреля 2002, 12:31

    Причины возникновения задержки психического развития
  • 10 марта 2002, 12:31

    Дети с временной задержкой психического развития

ОлигофренПсихиатрияУмственная отсталость

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

КОММЕНТАРИИ1

Читать все комментарии

Гость

Войти

Новости РЎРњР?2

Новости РЎРњР?2

Эмоциональные расстройства и их диагностика у детей дошкольного возраста

Реферат

В статье описана характеристика клинико-психологических особенностей детей с недоразвитием (олигофренией) и с искаженным типом дизонтогенеза (РДА). Рассмотрен уровень организации структуры и нарушений системы эмоциональной регуляции: уровень оценки интенсивности средовых воздействий; уровень аффективных стереотипов; уровень аффективной экспансии; уровень аффективной коммуникации и уровень символической регуляции. Акцентировано внимание на особенностях изучения нарушений эмоциональной сферы дошкольников на примере олигофрении (в стадии имбецильности) и раннего детского аутизма (РДА). Проанализирован обширный диагностический материал, собранный в ходе наблюдения за детьми 4-6 лет в условиях лечебного учреждения в течение двух лет, исследована специфика этих нарушений. Сформулирована гипотеза о наличии неспецифических нарушений эмоциональной сферы у детей, присущих не только раннему детскому аутизму, но и другим видам дизонтогенеза, в частности олигофрении в стадии имбецильности. Результаты длительного исследования свидетельствуют о наличии специфических и неспецифических эмоциональных расстройств, связанных с первичной патологией, или возникающих вторично, как следствие других психических расстройств.

Имеются неспецифические нарушения эмоциональной сферы, характерные не только для детей с ранним детским аутизмом, а также детей с олигофренией в стадии имбецильности, что предполагает их системную диагностику и оценку с целью правильного подбора адаптированных программ.

Ключевые слова: Специфические и неспецифические расстройствааутизм (РДА)олигофрения

Введение

Изучение ранних этапов эмоционального развития закономерно вызывает интерес у широкого круга специалистов в области психологии и коррекционной педагогики. С проблемой нарушений эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с тяжелым поражением головного мозга сталкиваются не только родители, но и психологи, педагоги и работники детских учреждений, куда попадают такие дети. Нарушения эмоциональной сферы осложняют взаимодействие ребенка раннего возраста с миром и с близкими людьми, поэтому достаточно остро стоит вопрос о дифференциации этих нарушений, с целью определения индивидуального образовательного маршрута.

На данный момент у большого количества детей диагностирован аутизм. Однако ранний детский аутизм (РДА) стал очень широким понятием, и врачи часто сталкиваются с диагнозом ядерного аутизма и других видов нарушений развития с индивидуальными аутистическими чертами. Среди диагнозов в результате часто встречается так называемый атипичный аутизм, где имеет место сочетание недоразвития с элементами искаженного развития. Но не у специалистов, не у родителей недостаточно информации, в связи со слабой освещенностью данного вопроса в психолого-педагогической литературе, так как эта область еще слабо изучена.

Постановка проблемы

Проблема аутизма и умственной отсталости широко освещается в литературе, но при анализе основное внимание уделяется проблемам интеллекта, а не эмоциональной сферы. Больше всего при исследовании олигофрении изучались дети с легкой степенью умственной отсталости (в стадии дебильности), у которых более сохранена эмоциональная сфера и не нарушены основные характеристики эмоций. Однако сегодня все больше стало появляться детей, которых нельзя считать ни классическими олигофренами, ни классическими аутистами – эта группа детей недостаточно изучена. В нашем исследовании предпринята попытка проанализировать особенности развития эмоциональной сферы у последних и сравнить их с группой детей с классическим ранним аутизмом. Мы предположили наличие неспецифических нарушений эмоциональной сферы, присущих не только раннему детскому аутизму, но и другим видам дизонтогенеза, олигофрении, стадии имбецильности.

Исследовательские вопросы

Впервые термин «дизонтогенез» употребил Schwalbe в 1927 г., обозначив им внутриутробное отклонение формирования структур организма от их нормального развития. Позже этот термин стали использовать в более широком смысле, им стали обозначать различные формы онтогенеза, в том числе и постнатальные (цит. по: Лебединский, 1985).

Известно, что практически любое длительное воздействие на незрелый мозг может привести к нарушениям развития. Проявления этого могут быть различными в зависимости от локализации, обширности и тяжести поражения, времени возникновения и длительности воздействия, а также от условий, в которых находился ребенок. Эти условия являются определяющими в степени психического дизонтогенеза (Лебединский, 1990).

Классификация дизонтогенеза основана на выделении области психики, в которой изначально возникло аномальное явление, исходя из основного качества развития. Как показывают клинико-психологические данные, при одном и том же заболевании могут сосуществовать разные варианты дизонтогенеза. Эта особенность позволяет рассматривать отдельные варианты дизонтогенеза не как самостоятельные, самостоятельные, а как синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом с преобладанием какого-либо ведущего (Баенская, Никольская, Либлинг, 2015).

Большой вклад в изучение аномалий развития внес Выготский (1994), на основе модели умственной отсталости автор сформулировал ряд общетеоретических положений, повлиявших на дальнейшее изучение аномалий развития.

К ним, прежде всего, относится положение о влиянии на развитие аномального ребенка тех же закономерностей, которые характеризуют развитие здорового ребенка. Также Выготский выдвинул положение о первичном дефекте, суть которого состоит в том, что первичный дефект наиболее тесно связан с поражением нервной системы, а ряд вторичных дефектов отражают нарушения психического развития.

Между эмоциональными процессами и всеми структурами организма, центральной нервной системой и ее периферическими отделами, соматическими, эндокринными, биохимическими, генетическими и другими процессами существуют достаточно прочные и взаимные связи. Эмоции способны мгновенно интегрировать все функции, в чем проявляется их особое назначение, приспосабливающее организм к изменениям внешней среды (Сухарева, 1974).

Реализация потребности человека может происходить во взаимодействии с миром на разном уровне активности и глубины эмоционального контакта с окружающей средой. Эти уровни в зависимости от сложности поведенческой проблемы, стоящей перед человеком, требуют разной степени эмоциональной направленности и развития механизмов регуляции поведения.

Цель исследования

Для выявления и дифференциации эмоциональных нарушений, характерных для первичной патологии эмоциональной сферы при РДА, и неспецифических нарушений эмоциональной сферы, вновь возникающих на фоне тяжелой умственной отсталости, уточнить содержание соответствующих программ.

Методы исследования

В нашем исследовании мы опирались на концепцию уровней эмоциональной регуляции Бардышевской и Лебединского (2003). Авторы выделяют пять основных уровней, составляющих единую структуру базовой аффективной организации. При активизации взаимодействия индивида с окружающей средой эти уровни решают различные адаптационные задачи, в связи с чем они не могут быть взаимозаменяемы, а повреждение или ослабление одного из уровней приводит к общей эмоциональной дезадаптации. Прикладное значение данного подхода заключается в разработке стратегии коррекции с учетом нарушений в системе эмоциональной регуляции.

В базовой системе эмоциональной регуляции выделяют следующие уровни:

— уровень оценки интенсивности воздействия на окружающую среду осуществляет наиболее

примитивные функции адаптации;

— уровень аффективных стереотипов берет на себя управление всей гаммой внешних и внутренних ощущений;

— уровень аффективной экспансии обеспечивает адаптацию в нестабильной и критической ситуации;

— уровень аффективного общения устанавливает взаимодействие с другими людьми;

— уровень символической регуляции, основная функция — овладение собственным опытом (Бардышевская, Лебединский, 2003).

Исследование детей дошкольного возраста с эмоциональными нарушениями проводилось по авторской методике Лебединского и Бардышевской «Диагностика эмоциональных расстройств у детей». При оценке использовалась балльная система. Диагностика каждого ребенка проводилась не менее месяца методом включенного наблюдения в разных ситуациях (т.е. с родителями, с чужими взрослыми, с детьми, в помещении, на улице, во время одиночной игры). Исследование дало следующие результаты.

Выводы

В общей характеристике эмоциональной регуляции у олигофреников с предаутентичными чертами и аутистами преобладают охранительные формы поведения над активной и нарушенной эмоциональной саморегуляцией. Но у детей с РДА преобладают защитно-пассивные формы поведения в виде затвердевания, инкапсуляции и самоизоляции. А у детей с олигофренией выражен защитно-активный характер в виде негативизма, протестных и агрессивных реакций.

На первом уровне – уровне оценки интенсивности средовых воздействий (этот уровень обеспечивает наиболее примитивные функции адаптации) нарушения наблюдаются при обоих типах дизонтогенеза, но у детей с аутизмом они более специфичны и связаны с первичными патология. Отмечается выраженная повышенная чувствительность, как к физическим раздражителям, так и к человеку. А у детей с олигофренией, незначительными нарушениями повышенной чувствительности, особенно в тактильной сфере к человеку, лучше устанавливают зрительный контакт.

Второй уровень — уровень аффективных стереотипов (аффективная система берет на себя управление всей гаммой внешних и внутренних ощущений) у детей с РДА в целом нарушен больше, чем у олигофреников с преаутентификационными признаками. На этом уровне аутичные люди более избирательны. Есть специфика аутостимуляции (игры ручками, пальчиками, веревочками), связанная в большей степени с мелкой моторикой. А у олигофреников второй уровень нарушен не очень сильно, и преобладает аутостимуляция (бег, прыжки), связанная с крупной моторикой.

На третьем уровне – уровне аффективной экспансии (данный уровень обеспечивает адаптацию в нестабильной и критической ситуации) более четко выделяются специфические и неспецифические нарушения. Неспецифические расстройства в обеих группах связаны с экспансией в сложных новых условиях, а также с формированием более зрелых моделей поведения. Специфическими для аутизма будут нарушения основных компонентов этого уровня (инстинкт самосохранения, половая идентификация, исследовательская деятельность). А у детей с олигофренией нарушения в основном носят неспецифический характер и связаны с трудностями преодоления сложных препятствий (социальный запрет, исследовательская деятельность).

На четвертом уровне базового аффективного общения (на этом уровне происходит улучшение эмоционального взаимодействия с другими людьми) у аутистов отмечаются нарушения в большей степени, чем у олигофреников с предаутентичными чертами. Общими для них будут проблемы речевого общения, недостаточная глубина и продолжительность контакта. У детей с аутизмом наблюдается ненормальное общение со взрослыми и грубое нарушение общения с детьми. Специфическими для РДА являются нарушения основных компонентов этого уровня (зрительный контакт, тактильный контакт, речевой контакт). Для умственной отсталости с предаутентичными чертами нарушения этого уровня в основном проявляются в изменчивости общения и быстрой прессуемости в контакте.

На пятом уровне – уровень символической регуляции (основная функция овладения собственным опытом) у детей с аутизмом и ЗПР с доаутентификационными особенностями и значительными нарушениями, так как процесс символизации предполагает формирование как базового уровня эмоциональной регуляции , речь и мышление. Определенную специфику можно увидеть у детей с РДА в выборе игрушек (аутичные твердые предметы, логотипы, цифры). А для умственно отсталых на этом уровне более характерна неразвитость символической игры. Это проявляется в наличии элементарной манипулятивной игры и выборе игрушек, рассчитанных на более ранний возраст.

Заключение

В результате исследования нами установлено, что нарушения эмоциональной сферы могут возникать как при РДА, так и в результате нарушений других психических функций, в частности интеллекта. Анализируя специфические и неспецифические расстройства у детей с аутизмом и умственной отсталостью с преаутентичными чертами, было отмечено, что у первых преобладают нарушения базальных уровней эмоциональной регуляции и инстинктивной сферы и врожденные предпосылки к формированию эмоциональной сферы. У детей с умственной отсталостью с преаутентификационными признаками чаще встречались более сложные эмоциональные нарушения, связанные с недостаточностью функциональных взаимоотношений с интеллектом.

Следовательно, возникают неспецифические нарушения эмоциональной сферы, которые свойственны детям не только с искаженным типом развития (РДА), но и детям по типу недоразвития (олигофрения в стадии имбецильности).

Полученные данные позволяют дифференцировать детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями с целью определения индивидуального образовательного маршрута в зависимости от глубины органического поражения и его специфики. Предоставить возможность с учетом специфических и неспецифических нарушений у детей с аутизмом и умственной отсталостью с предаутентичными особенностями разработать адаптированные программы обучения детей для оптимизации их деятельности и помощи в социализации.

Ссылки

  1. Баенская Э.Р., Никольская О.С. и Либлинг М.М. (2015). Аутичный ребенок. Способы помочь. Москва: Теревинф.
  2. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. (2003). Диагностика эмоциональных расстройств у детей. Москва: УМК Психология.
  3. Лебединский В.В. (1985). Нарушения психического развития у детей. Москва: Московский университет.
  4. Лебединский В.В. (1990). Эмоциональные расстройства в детском возрасте и их коррекция. Москва: Московский университет.
  5. Сухарева Г.Е. (1974). Лекции по детской психиатрии. Москва: Медицина.
  6. Выготский Л.С. (1994). Проблемы дефектологии. Москва: Просвещение.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4. 0 International License.

Об этой статье

симптомы и признаки умственной отсталости легкой степени, фенилкетонурии и олигофрении, формирование основных учебных действий, коррекционные игры и упражнения, этапы

В современном мире невозможно переоценить значение интеллекта для достижения успеха в большинстве сфер человеческой деятельности; поэтому большинству родителей так тяжело слышать, когда они слышат диагноз «умственная отсталость» в адрес своего ребенка.

Впрочем, ситуация не столь удручающая — даже такой малыш вполне способен достичь приемлемого уровня развития и стать самостоятельной личностью во взрослой жизни; все, что нужно, это правильно построить учебно-воспитательный процесс.

Что это?

Умственная отсталость, также известная как олигофрения, представляет собой патологическое отставание ребенка от сверстников во всех сферах интеллектуальной деятельности. Есть множество признаков, позволяющих отличить обычную неудачу из-за беспокойства или плохого поведения от олигофрении.

Нарушения заметны даже по восприятию мира. Задачи, кажущиеся обычным людям простыми, для такого ребенка являются настоящим испытанием. — например, ребенку трудно различать в целом сходные предметы (компас и часы, кошка и белка), он не воспринимает предметы, видимые лишь частично, может не понимать разницы между светом и тени и может даже не различать выражения лиц других людей.

Двигательная активность не отличается изяществом. — в движениях нет плавности, они резкие и угловатые, им не хватает точности. Последнее означает, что у такого ребенка будут особые образовательные потребности, по крайней мере, на этапе профессионального образования, а если заболевание перешло в тяжелую форму, возможно, что человек с умственной отсталостью вообще не сможет работать.

При олигофрении очень страдает память что не всегда позволяет обучаться в общеобразовательной школе — как из-за глобального отставания ребенка в изучении дисциплин, так и из-за неправильной реакции на такое выполнение со стороны одноклассников.

Олигофрения тяжело запоминает информацию с первого раза, но даже при многократном повторении обычно очень быстро забывается. В целом для памяти такого больного характерен алогический принцип — больному трудно вспомнить, что он пытается вбить себе в голову, но какие-то признаки явления или предмета он может вспомнить как бы случайно. Особенно трудна абстрактная логика, но с запоминанием механических движений дело обстоит несколько лучше.

Ребенок с задержкой психического развития крайне невнимателен, легко отвлекается на любые посторонние раздражители, что еще больше тормозит развитие познавательной деятельности. В этом случае проблема заключается не в неумении учителя заинтересовать ребенка, а в болезни, потому что ученик быстро теряет интерес даже к тому, чем он только что был всецело увлечен.

Олигофрения тоже очень заметна. мышления, точнее, его значительным отставанием. Ребенку трудно прийти к каким-либо собственным выводам — ​​в лучшем случае он просто помнит, что ему когда-то рассказывали об этой ситуации, но на какие-то новые мысли он не способен.

Если разница между испытуемыми для детей, страдающих умственной отсталостью, еще относительно очевидна, то общих черт они обычно не видят даже в том случае, когда они весьма заметны; из-за этого они в особенности не понимают значения поговорок и других подобных образных выражений, так как они воспринимаются строго буквально. По той же причине можно заставить такого ребенка выучить урок наизусть, но применить эти знания на практике он не сможет, так как не видит в этом здравого смысла.

Дальнейшее усложнение формирования основных учебных действий. полное отсутствие критического мышления — малыш всегда уверен в своей правоте, ему трудно донести как саму возможность того, что он ошибается, так и конкретную суть ошибки. Отмечается общая бессвязность мышления и его функционирования по стереотипным схемам, оно в целом очень ограничено и не предполагает адекватного планирования и прогнозирования.

Неудивительно, что при всем вышеперечисленном страдает и речь. Только каждый пятый олигофреник не страдает речевыми нарушениями, а у всех остальных наблюдается невнятная речь, неправильное произношение слов и построение предложений, общий гнусавость, а иногда эти симптомы дополняются заиканием.

Речь умственно отсталого человека характеризуется монотонностью, полным отсутствием экспрессии, необходимыми паузами, шутливыми эмоциями. Ученые пришли к выводу, что такие проблемы во многом вызваны плохим восприятием — ребенок сам слышит других, потому что ему сложно научиться говорить лучше.

Интенсивные занятия могут дать положительный результат, но, как правило, они не выводят больного на уровень здоровых, а невозможность нормального общения только усугубляет общую картину недоразвития.

Поведение олигофреника неустойчивое, нормой для него являются перепады настроения, а также неадекватная реакция на происходящее — восприятие серьезных событий как мелких неприятностей, и наоборот. Любые эмоции гипертрофированы.

Поскольку олигофрен всегда уверен в собственной правоте, ему приятны только те люди, которые его хвалят, тогда как даже аргументированную и доброжелательную критику он воспринимает как нападки.

Полная уверенность в собственной непогрешимости, особенно на фоне недоразвитости личности, формирует завышенную самооценку, что также затрудняет контакт с окружающими.

Причины

Олигофрения может быть как врожденной, так и приобретенной в раннем детстве. Поскольку данное заболевание изучается специалистами очень давно, им удалось установить конкретные причины развития патологии.

Единственным среди них является употребление алкоголя и наркотиков обоими родителями, особенно матерью во время беременности. Из тех факторов, которые значительно повышают вероятность олигофрении после рождения, наиболее заметное место занимает недостаточность питания, оказывающая негативное влияние на формирование нервной системы и высшей психической деятельности.

К другим распространенным факторам риска относятся следующие:

  • Применение сильнодействующих препаратов, подавляющих развитие нервной системы, как во время беременности, так и в детстве.
  • Тяжелые инфекционные заболевания во время беременности — скарлатина, краснуха, грипп и др.
  • Неправильный обмен веществ в организме матери.
  • Родовые травмы головного мозга.
  • Случаи олигофрении в семейном анамнезе.
  • Фенилкетонурия и другие патологии белкового обмена в организме будущего ребенка.
  • Чрезмерное техногенное загрязнение окружающей среды.

Симптоматология

Чем раньше у ребенка будет обнаружена умственная отсталость, тем лучше для него, ведь тогда специалисты смогут изначально правильно построить процесс обучения и максимально использовать возможности нормального будущего маленького пациента. Однако предупреждающие знаки гораздо быстрее заметили бы те, кто обычно с ними не очень хорошо знаком — родители.

Ни один из перечисленных ниже симптомов не является обязательным признаком какого-либо серьезного заболевания, но сочетание сразу нескольких из них становится обязательным поводом для обращения к профильному специалисту.

Очевидно, что любой олигофрен характеризуется значительно сниженным интеллектом и неспособностью нормально адаптироваться в обществе, однако есть и другие характерные маркеры:

  • Регулярное немотивированное поведение . Олигофрен даже для себя не всегда может объяснить, почему он так странно себя ведет. Ярким примером может быть как резкая смена настроения, так и неадекватно яркая (или блеклая) реакция на происходящее вокруг.
  • Подверженность внешнему внушению при формировании мнения . Так как олигофреническое мышление недоразвито, оно не способно выстраивать сложные логические цепочки, а потому у него практически нет собственных умозаключений или умозаключений, а, следовательно, и собственного мнения. Вся информация, которая у него есть, была получена извне, поэтому он вряд ли станет спорить с какой-либо новой информацией, даже если здоровому человеку она покажется абсурдной. Единственное, в чем такой ребенок абсолютно уверен, так это в том, что он сам по себе в любой ситуации.
  • Неспособность предсказать . Из-за неумения выстраивать даже простые логические цепочки олигофрен не может предугадать действия других даже в простейших ситуациях. Этому способствует еще и то, что умственно отсталый человек не умеет проводить аналогии, поэтому не использует даже ранее приобретенный опыт, если ситуация тогда и сейчас отличается хоть чем-то.
  • Высокая импульсивность.
  • Плохая способность к обучению. Даже самые простые навыки и умения привить больному ребенку очень тяжело. Он либо категорически не понимает того, что ему объясняют, либо слишком быстро забывает то, что выучил, причем глобально.
  • Неумение адаптироваться в коллективе. Причин этого явления может быть много, в том числе и не связанных с олигофренией, но если речь идет о ребенке с диагностированной умственной отсталостью, то одной из основных причин является то, что ребенок никогда не осваивает команды из-за плохой памяти. Окружение почти каждый день ему снова незнакомо, потому что ему трудно вспомнить даже минимальную информацию о своих товарищах, начиная с имен и интересов. Олигофрен не умеет предугадывать реакцию окружающих на свои действия, поэтому легко обижает потенциальных друзей, хотя и делает это неосознанно. Резкое неприятие даже обоснованной критики и проблемы с речью только увеличивают пропасть, тем более что дети по своей природе жестоки и легко могут подшутить над взбалмошным малышом.
  • Постоянное взбалтывание повседневной жизни. Этот фактор также не обязательно указывает на олигофрению, однако у ребенка с задержкой психического развития это связано с тем, что он не помнит порядок задач и процедур, которые необходимо выполнять в течение дня. Он не может сам планировать свой день, поэтому нарушает запланированный график, если за ним не следуют.
  • Неспособность эффективно учиться. Ребёнок учится хуже, чем в среднем по классу, не может долго сидеть на одном месте, мало внимателен и быстро утомляется.
  • Комплекс сопутствующих заболеваний , также спровоцированных нарушением развития нервной системы: головные боли, судороги, нервный тик и паралич.

Диагностика

Без точного диагноза, в том числе с указанием конкретной стадии, невозможно организовать правильное лечение. К диагнозу олигофрения нужно отнестись очень ответственно, ведь этот диагноз ставится один раз на всю жизнь и никогда не пересматривается. Даже если ребенку удастся выработать правильную модель поведения в обществе, он все равно будет хоть немного другим от других, поэтому врачи склонны считать такое заболевание неизлечимым, только хорошо замаскированным.

Первичная диагностика умственной отсталости проводится путем объективной оценки интеллектуального уровня ребенка. Для этого используются стандартизированные тесты для определения степени развития интеллекта в числовом выражении. Чаще всего для этих целей используют тест Векслера, а результаты ребенка с подозрением на олигофрению сравнивают с результатами других здоровых детей его возраста, на основании чего можно сделать положительный вывод.

Однако врачи обычно не ограничиваются таким простым методом, а также проводят дефектологическое обследование, используя метод опроса родителей, пытаясь отследить какие-либо факторы, которые могли спровоцировать умственную отсталость. Очевидно, что если таковые имеются, то врач гораздо увереннее поставит положительный диагноз.

Если два предыдущих метода рассчитаны на тех детей, которые уже достигли определенного сознательного возраста, то есть такие методы диагностики, которые позволяют определить олигофрению у плода на этапе беременности. Эта практика обычно рекомендуется (но не обязательна) для беременных женщин старше 35 лет, так как доказано, что такие мамы в среднем чаще сталкиваются с проблемой олигофрении у новорожденных.

Обычно специалисты проводят анализ ворсин хориона, а также исследуют амниоцентез, но есть и другие способы – в частности, обычное УЗИ или анализ крови матери на альфа-фетопротеин, а также скрининговое обследование. Такой диагноз не всегда гарантирует стопроцентно положительный результат, но может свидетельствовать о его высокой вероятности на этапе, когда еще не поздно сделать аборт. В этом случае врачи обычно рекомендуют прервать беременность, а затем повторно забеременеть, но уже под первоначальным наблюдением специалистов.

Виды

В зависимости от шкалы умственной отсталости олигофрению делят на три основные степени, каждая из которых имеет свои характерные признаки. На самом деле «Умственная отсталость» является лишь обобщенным понятием, тогда как диагноз обычно ставится именно по наименованию степени отсталости. Их следует рассмотреть подробнее.

Заболеваемость

Начнем с легкой степени, которая в целом еще позволяет вести полноценную жизнь человека в обществе. У людей с дебильностью уровень IQ находится на уровне 50-60, тогда как средний показатель здорового человека равен 9.0-110.

Со стороны определить придурка с первого взгляда практически невозможно, он очень похож на обычного ребенка, но страдает рассеянностью и неспособностью концентрировать внимание, а память у него ослаблена. При этом такого ребенка можно научить читать, писать и считать, даже не применяя специальных приемов, однако в целом малыш лишен любознательности.

Дефекты развития заметны еще до школы — ребенок очень примитивно играет и говорит очень упрощенными предложениями, не употребляя тех слов, которые в быту не пригодятся. В общении со сверстниками дебилы тяжелые, они не могут распознавать чужие эмоции и замыкаются в себе, ориентируясь только на родителей. Самостоятельное принятие решений и самоанализ затруднены.

Имбецильность

Эта умеренная степень умственной отсталости характеризуется усилением симптомов, описанных выше. Уровень IQ в пределах 35-49, малыш может позаботиться о себе, научиться писать, читать, считать, но получить полноценное образование он уже не в состоянии, и жить в таком ему не рекомендуется. отдельная резиденция.

Такой ребенок не сможет учиться в обычной школе, а работать он сможет только там, где от него требуются крайне примитивные повторяющиеся движения, потому что моторика имбецилов ощутимо заторможена.

Идиотия

Это глубокая форма умственной отсталости, которая требует постоянного наблюдения со стороны взрослых, а еще лучше специалистов, поэтому таких детей рекомендуется помещать в специальный стационар.

IQ ограничен крайне низким пределом — 34, и тут даже самые лучшие профильные педагоги разводят руками — надежды научить такого ребенка хотя бы примитивным вещам практически нет. Такой малыш либо доволен, либо недоволен — других эмоций у него нет.

Из речи, пожалуй, только отдельные слова, обозначающие самые основные потребности; самостоятельное передвижение также крайне ограничено. Идиотия сопровождается другими выраженными патологиями, такими как нарушения формы черепа и скелета, параличи и так далее.

Специфичность лечения

Только при наиболее тяжелых формах умственной отсталости требуется постоянная госпитализация, а при более легких степенях обычно предусматривают только периодические стационарные курсы и даже при наличии обострений.

Для более полного раскрытия возможностей ребенка-олигофрена используются как специальные препараты, так и специальные тренировки — адаптированные учебники и упражнения.

Как правило, медикаментозное лечение носит выраженный симптоматический характер.

Для ускорения развития назначают стимуляторы нервной системы и витамины, для противодействия судорогам — специальные препараты. Транквилизаторы также можно использовать, если поведение ребенка становится агрессивным.

Сами по себе медикаменты практически не дают полного эффекта, поэтому необходима вдумчивая и слаженная работа многих специалистов, таких как логопед, психолог, специальные педагоги. Для обучения используются нестандартные методы, например, коррекционно-дидактические игры и специальные пиктограммы.

Важную функцию выполняют игровые упражнения, позволяющие дополнительно стимулировать развитие нервной системы и развивать моторику. Рекомендации профессионалов также часто включают повышенное внимание к красоте – в частности, доказал положительное влияние музыки на олигофренов, потому что она побуждает к умственной деятельности, провоцируя развитие, способствует повышению интереса к окружающему миру.

Правильное, специально запланированное образование обычно дают только специализированные школы-интернаты, куда принимают с 4 лет, но при правильном отношении ребенок с легкой формой умственной отсталости способен закончить обычную школу .

Адаптация в обществе

Социальная адаптация – чрезвычайно важная проблема, которую решает каждая семья с ребенком-олигофреном, так как она обычно рассматривается как основная цель всего лечения.

Олигофрен никогда не будет здоровым человеком, но его необычность может не бросаться в глаза или восприниматься окружающими как не более чем странная странность. Если родителям и учителям удалось добиться такого результата, то их можно поздравить. Психологи уверяют, что, по крайней мере, в случае дебила такой результат возможен.

В данном случае задача несколько усложняется тем, что на самом деле не только сам ребенок, но и его родители должны пройти специальную подготовку, чтобы знать, как правильно себя вести.

Некоторые родители отчаиваются и считают, что добиться какого-либо прогресса невозможно, поэтому вообще ничего не пытаются делать. Другие, наоборот, гипертрофированно пытаются помочь своему ребенку, что тоже не совсем правильно, так как невозможно воспитать нормального ребенка, скрывая от него его явную особенность, а также постоянно указывая на нее.

Часто родители винят себя в болезни малыша, и это обычно происходит в ситуациях, когда их вина на самом деле косвенная. Это тоже не выход, потому что результатом является самообвинение, которое не приносит ничего хорошего, кроме общего неудовлетворенность жизнью и депрессия.

Специалисты отмечают, что умственная отсталость ребенка – это проблема, но проблема решаемая, ее не нужно воспринимать как чью-то вину. Нужно просто любить своего малыша так же, как если бы он был обычным, и своевременно выполнять все рекомендации врачей.

При таком отношении в большинстве случаев вполне вероятна достойная социальная адаптация.

Профилактика

При должном усердии родители могут свести к минимуму вероятность развития умственной отсталости у ребенка еще до его рождения. Во-первых, планировать беременность нужно только тогда, когда оба потенциальных родителя здоровы.

Матерям категорически запрещается употребление алкоголя и препаратов психотропной группы как во время, так и до беременности.

Также будет совершенно нелишним пройти совместное обследование с целью выявления возможных хронических заболеваний, провести генные исследования.

Для общей нормализации всех функций организма может подойти даже специальная диета – сбалансированная на этапе подготовки к беременности, и максимально питательная, но без вредных компонентов уже во время вынашивания плода.

После рождения ребенка следует понимать, что визит к врачу может быть профилактическим, а не обязательно спровоцированным явным наличием проблем со здоровьем. Любое заболевание легче купировать на стадии, когда оно еще не успело приобрести критические формы, поэтому даже если ребенок кажется совершенно здоровым, его необходимо время от времени водить к врачу, чтобы лишний раз подтвердить его отличные состояние здоровья или вовремя обнаружить любые подозрительные симптомы.

Добавить комментарий