Оперативная память в психологии примеры: что представляет собой? Как ее прокачать? Варианты тренировок и упражнений

Содержание

Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти

Статьи

Память — это психическое свойство человека, способность к накоплению (запоминанию) хранению и воспроизведению опыта и информации. Память — это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память — это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память — это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный и моторно-двигательный.

Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти — это длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека.

1.  Объём — способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти — 7 элементов (единиц) информации.
2.  Быстрота запоминания отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.

3.  Точность  проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.
4.  Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.
5. Готовность к воспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

Виды и формы памяти

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
1. По участию воли в процессе запоминания.
2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.
3. По продолжительности сохранения информации.
4. По сути предмета и способа запоминания.
5. По характеру участия воли.
6. По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.
1)  Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
2)  Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.

 

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.


1. Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.


2. Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту.
Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).


3. Образная память — связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

У разных людей более активны разные анализаторы, но у большинства людей лучше развита зрительная память.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, конструкторов. Упомянутое раньше эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется богатым воображением, обилием образов.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам.
Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это примеры памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), не играющей существенной роли в жизни человека, т. к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах (классические примеры: слепорожденные и слепоглухонемые).

4. Словесно-логическая память — это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, а так же опытные лекторы, преподаватели вузов и т. д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает «работать» позже других видов. П. П. Блонский называл ее » память-рассказ». Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развитие логической памяти происходит с обучением ребенка основам наук.

По продолжительности сохранения информации:
1)  Мгновенная или иконическая память
Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти — от 0,1 до 0,5 с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.
Человек воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определённое значение. Стимул всегда несёт в себе определённую информацию, специфичную лишь для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы (ЦНС). Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.
2)  Кратковременная память
Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память «включается», когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).

Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос: «Какой цифрой — римской или арабской — изображена на часах цифра шесть?». Он никогда целенаправленно не воспринимал этот факт и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти.
Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности, как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а прежняя информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имён людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти.
Сделав сознательное усилие, можно удержать информацию в памяти дольше, что обеспечит её перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.
На самом деле, кратковременная память играет важнейшую роль. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается громадный объём информации. Сразу же отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. В результате, не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

3)  Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.
После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная «амнезия» по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.
4)  Долговременная память — память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.
Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.
Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.
Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.

Большинство людей периодически сетуют на свою «девичью» память. Как правило, они практически не расстаются с ежедневниками, в которых тщательно вписывают все свои планы на будущий день. Однако трудности подстерегают повсюду. Иногда невозможность вспомнить чье-то имя может поставить в достаточно неловкую ситуацию.


Как развить память у взрослого?

Подобный вопрос периодически задают себе забывчивые люди. И те, кто не только ищут ответ, но и начинают внедрять все рекомендации в жизнь, со временем замечают прекрасный результат.

Причины плохой памяти

С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты. Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое. Плохая память у взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют: высокое давление; атеросклероз; диабет; полнота. Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.

Методы улучшения памяти

Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий. Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза.

Упражнения для памяти у взрослых

Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна. Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления. Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть.

Влияние табака

Прежде всего необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать. Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память. Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие. Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит.

Влияние алкоголя

Гибкий ум невозможно сохранить, принимая спиртосодержащие напитки. Ведь они также ослабляют память. Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного. методики развития памяти у взрослых Рекомендуется исключить все виды алкоголя перед ответственным мероприятием, на котором необходимо что-то запоминать.

Медикаментозные препараты

Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать провалы в памяти. К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства.

Основные рекомендации

Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии: обогащать кровь кислородом; обязательно хорошо высыпаться; не злоупотреблять алкоголем и табаком; отказаться (по возможности) от лекарств, снижающих память.

 

Методики запоминания от гениев

Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения. Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.

Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания. Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.

Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.

Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.

Марк Твен часто читал лекции. Чтобы запомнить длинный текст, он записывал пару слов с начала каждого абзаца. Перед выступлением Твен повторял всю лекцию, используя эту шпаргалку. Но затем ему пришла в голову другая идея — и он стал рисовать то, что ему нужно было запомнить. Таким образом, гении прошлого смогли воплотить все три закона запоминания.

Как развить память у взрослого: упражнения для тренировки

Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений: 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум. Это необходимо для тренировки концентрации внимания. Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического. С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии.
Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.


Зрительную память можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.

Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено.

Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.

Для того чтобы улучшить звуковую память, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.

Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.

В парфюмерном магазине брызгайте понравившиеся духи на тест-полоску. Затем пытайтесь вспомнить их название. Тренируйтесь со всеми окружающими вас запахами.

Можно начать с более простых ароматов, далее переходите к более сложным.

Попробуйте развить числовую память. Для того чтобы запомнить целую комбинацию, нужно всего лишь выбросить калькулятор. Для начала можно просто определять в магазине сдачу при каждой покупке. Расчеты в уме очень тренируют память, связанную с числами. Попробуйте определить цену на каждый продукт.

Считайте свои шаги, например, от входа в квартиру до двери лифта. Можно попробовать запомнить, сколько раз вам приходится прокрутить лампу в патроне, прежде чем она будет закручена достаточно туго. причины плохой памяти у взрослых.

Все виды памяти прекрасно развиваются при помощи любых видов настольных игр.

Ускорить мыслительные процессы можно при помощи шахмат и шашек, игральных карт, домино.

Отлично натренировать память поможет разгадывание кроссвордов, а также всяческие головоломки.

Оригами улучшает механическую память. Различные виды рукоделия, типа вязания, вышивки и рисования, улучшают мелкую моторику и концентрацию на деталях.

При недостаточном эффекте от самостоятельных занятий необходимо обратиться к специалистам: неврологу или психиатру.

Кроме этого, в г. Оренбурге по адресу: ул. Пролетарская, д. 153 работает «Школа для пациентов с проблемами памяти». Занятия проходят каждую вторую среду месяца. Запись по телефону (3532) 40-20-11.

Памятью обладают все. У некоторых людей отмечается просто феноменальная способность к запоминанию. Другие сознаются в том, что являются обладателями «дырявой» головы. По мнению психологов, людей с плохой памятью крайне мало. При этом очень много тех, кто не умеет правильно ее использовать или не знает, как развить память у взрослого.

Статья подготовлена врачом-неврологом высшей квалификационной категории Гранкиным С. А.

При подготовке статьи использовались материалы сайта:

http://fb. ru/article/162910/kak-razvit-pamyat-u-vzroslogo-uprajneniya-dlya-trenirovki-obzor-luchshih-metodik-po-razvitiyu-pamyati 
http://fb.ru/, Обзор лучших методик по развитию памяти, Елена Билецкая, December 29, 2014

 

Диагностика памяти подростков | Тест по психологии по теме:

Диагностика памяти подростков

Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15—16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом  возрасте  память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому, при этом перестраивается сама смысловая память — она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого — становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает опосредованно, опираясь на усвоенные знаковые системы, прежде всего — речь.

Актуальность комплексной психодиагностической работы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, изучаются особенности всех уровней  интегральной  индивидуальности: индивидного, личностного, социально-психологического. Во-вторых, изучение совокупности разноуровневых особенностей позволяют составить системный психологический портрет  личности и получить достоверный психологический диагноз. В-третьих, проведение многоуровневой диагностики индивидуально-психологических свойств личности снижает вероятность проявления феномена социальной нежелательности, искажающего результаты исследования. [ психодиагностика коллекция…2005г]

С помощью экспериментального исследования можно получить лишь частичную характеристику личности.  Диагностика  же  помогает получить более четкие данные  о личностных особенностях, например, памяти.

Я провела диагностику по исследования памяти  учащихся  5-7 классов. Мной подобраны  несколько методик, позволяющих определить уровень  разных видов памяти.  Я  разработала программу по развитию памяти, она  поможет детям в развитии памяти, что позволит им лучше усваивать школьный материал в потоке большой информации и повысить свой уровень знаний.

 

 1.Методика «оценка оперативной зрительной  память»

 

         Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго учащийся может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит её основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых учащимся во время решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с не сохраненной в памяти нужной для решения задачи информации).

Оперативную зрительную память и её показатели можно определить при помощи процедуры. Школьнику последовательно по 15 секунд каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному зрительных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и 6 тех треугольников, которые испытуемый только что видел, на отдельной карточке.   Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все 6 треугольников.

Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное отделение времени решения задачи в минуту на число ошибок, допускаемых в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считается неправильно указанные в матрице треугольниками или те из них, которые ребёнок не смог по какой либо причине найти.

Практически для получения показателя поступают следующим образом. По всем четырём карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это есть число правильно указанных треугольников. Данное число вычитается из 6-ти. Полученный результат есть среднее количество ошибок. Далее определяется среднее время работы, путём деления общего времени работы ребёнка над всеми 4 карточками на 4.

Момент окончания времени работы испытуемого над подсчётом треугольников в общей матрице определяется при помощи вопроса: «Ты уже всё нашёл, что увидел?» После утвердительного ответа можно прекратить поиск треугольников в матрице. Деление среднего времени работы над поиском на матрице 6-и треугольников и количество допущенных ошибок позволяет получить искомый показатель.

Оценка результатов.

10 баллов — получает испытуемый, имеющий объём кратковременной памяти равный 8-и и более единицам.

Аналогическое количество баллов-10 -получают дети от 6 до 9 лет, если объём их памяти составляет 7-8 единиц.

8 баллов — оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.

Такое же количество баллов получает ребёнок в возрасте от 12 и старше лет, имеющие объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла — получает испытуемый имеющий объём кратковременной памяти, составляющий 4-5 единиц.

2 балла — ставится в том случае если объём кратковременной памяти составляет 1-3 единицы.

0 баллов — объём кратковременной памяти равняется 0-1 единиц.

Выводы по уровням развития.

10 баллов — хорошая развитая по объему кратковременная память.

8 баллов — среднеразвитая по объёму кратковременная память.

4 балла — не вполне достаточная по объёму уровень кратковременной памяти.

2 балла — низкий уровень кратковременной памяти.

0 баллов — очень низкий объём кратковременной памяти.

2. Методика «Заучивание 10 слов»

Диагностическая цель: Одна из наиболее часто применяющихся методик, предложена А. Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Материал. Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор пользуется каким-либо одним рядом слов.

Однако необходимо использовать несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном эксперименте очень важна большая точность произнесения и неизменность инструкции.

Инструкция (детский вариант)

Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их—и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), — все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Инструкция (взрослый вариант):

а)        «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я кончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке»;

б)        «Сейчас я снова прочту вам те же слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже называли, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

В случае, если испытуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 минут, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

Протокол эксперимента

Таблица 9

Количество повторений

Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Брат

Конь

Гриб

Игла

мед

Огонь

1

2

3

4

5

Спустя

 час

Обработка и анализ результатов. По протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов.

Рис. 6. Динамика заучивания по методике «Заучивание 10 слов»

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т. д., т. е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше пяти раз) количество воспроизводимых слов 9—10. Приведенный протокол говорит о том, что умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что испытуемый воспроизвел одно лишнее слово — огонь, в дальнейшем при повторении он «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям отдельных психологов, встречаются при исследовании больных детей, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее Количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т. е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).

… Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя, после повторения, в большей мере свидетельствует о памяти в узком смысле слова.

Пользуясь разными, но равными по трудности наборами слов, можно проводить этот эксперимент повторно с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т. д.

 

3.Методика «Память на числа»

Диагностическая цель: Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Процедура тестирования. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые вы запомнили».

Стимулъный материал

13

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87

Обработка и анализ результатов. Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.

 

3.Методика «Память на образы»

Диагностическая цель. Методика предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе.

Процедура тестирования. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.                                                        Приложение №1

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили».

Обработка и анализ результатов. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.

          Обработка результатов.

1.1. Обработка данных по методике « Оперативная память»

7 класс:

1. Егорова Александра —  6 ед.

2. Шевелев Юрий –  1 ед.

3. Калмыков Максим –  1 ед.

4. Ратников Владимир – 4 ед.

5. Ворожун Екатерина -1 ед.

6. Мартемьянова Екатерина –3 ед.

7. Орлова Татьяна –  4 ед.

8. Постовалова Ольга –  2 ед.

      9. Ковалев Сергей — 5 ед.

                6 класс:

    10. Хомич Миша –  8 ед.

    11. Соколов Рома – 3  ед.

     12. Шайхутдинова Катя – 6 ед.

     13. Быстрова Оля – 3  ед.

     14. Оболенский Миша –  3   ед.

                                        5 класс:

    15. Шайхутдинова Анжела – 5  ед.

    16. Сейдометов Сервер –   1 ед.

    17. Мазурин Саша – 1  ед.

     18. Остапенкова Оля –   6 ед.

     19. Комисарова Олеся – 2 ед.

7 класс:

1. Егорова Александра —   8 баллов

2. Шевелев Юрий –   0 баллов

3. Калмыков Максим –   0 баллов

4. Ратников Владимир –  4 балла

5. Ворожун Екатерина – 0 баллов

6. Мартемьянова Екатерина – 2 балла

7. Орлова Татьяна –   4 балла

8. Постовалова Ольга –   2 балла

      9. Ковалев Сергей —  8 баллов

                6 класс:

    10. Хомич Миша –  10 баллов

    11. Соколов Рома –  2 балла

     12. Шайхутдинова Катя –  8 баллов

     13. Быстрова Оля –  2 балла

     14. Оболенский Миша –   2 балла

                                        5 класс:

    15. Шайхутдинова Анжела –  4 балла

    16. Сейдометов Сервер –    0 баллов

    17. Мазурин Саша –  0 баллов

     18. Остапенкова Оля –    8 баллов

     19. Комисарова Олеся –  2 балла

 2.  Обработка данных по методике ««Заучивание 10 слов»

1.Мазурин Саша -5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 2 слова.

2. Комисарова Олеся- 5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

3. Сейдометов Сервер – 5 класс

                Данные после 50минут:

Всего произведено – 3 слова.

                4. Астапенкова Оля -5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 7 слов.

5. Егорова Анна -7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 9 слов.

6. Шайхутдинова Анжела – 5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 8 слов.

7. Хомич Миша – 6 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 10 слов.

 

8.        Соколов Рома-6 класс

                Данные после 50минут:

Всего произведено –  3 слова.

 

                                        9. Быстрова Оля — 6 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

 

10.Шайхутдинова Катя -6 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 7 слов.

                                11. Оболенский Миша – 6класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

                12. Шевелев Юра — 7 класс

 

Данные после 50минут:

Всего произведено –  5 слов.

                        13. Калмыков Максим – 7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено –  3слова.

                                14. Ратников Владимир-7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено –  8 слов.

15. Ворожун Екатерина -7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено –  3 слова.

16. Мартемьянова Екатерина -7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено –  5 слов.

                                        17. Ковалев Сергей -7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено –   4 слова

18. Орлова Татьяна -7класс

Данные после 50минут:

Всего произведено –   6 слов.

                                        19. Постовалова Оля -7 класс.

Данные после 50минут:

Всего произведено –   3 слова.

Обработка данных по методике «Память на числа»

                                7 класс:

1. Егорова Александра — 4числа

2. Шевелев Юрий – 3 числа

3. Калмыков Максим – 2 числа

4. Ратников Владимир – 4 числа

5. Ворожун Екатерина -2 числа

6. Мартемьянова Екатерина – 3числа

7. Орлова Татьяна – 3числа

8. Постовалова Ольга – 3 числа

      9. Ковалев Сергей -3 числа

                6 класс:

    10. Хомич Миша – 5 чисел

    11. Соколов Рома – 3 числа

     12. Шайхутдинова Катя – 4 числа

     13. Быстрова Оля – 3 числа

     14. Оболенский Миша –  3 числа

                                        5 класс:

    15. Шайхутдинова Анжела – 5 чисел

    16. Сейдометов Сервер –  2 числа

    17. Мазурин Саша – 1 число

     18. Остапенкова Оля –  4чисела

     19. Комисарова Олеся – 2 числа

Данные методики представлены в виде диаграммы:

Обработка данных по методике «Память на  образы»

7 класс:

1. Егорова Александра – 5 рисунов

2. Шевелев Юрий – 3  рисунка

3. Калмыков Максим – 2  рисунка

4. Ратников Владимир –  5 рисунков

5. Ворожун Екатерина -2  рисунка

6. Мартемьянова Екатерина –  4 рисунка

7. Орлова Татьяна –  4 рисунка

8. Постовалова Ольга –  3 рисунка

      9. Ковалев Сергей -4 рисунка

                6 класс:

    10. Хомич Миша – 6 рисунков

    11. Соколов Рома – 4 рисунка

     12. Шайхутдинова Катя – 5 рисунков

     13. Быстрова Оля – 4 рисунка

     14. Оболенский Миша –  3 рисунка

                                        5 класс:

    15. Шайхутдинова Анжела – 6 рисунков

    16. Сейдометов Сервер –  2 рисунка

    17. Мазурин Саша – 2 рисунка

     18. Остапенкова Оля –  6 рисунков

     19. Комисарова Олеся – 3 рисунка

Вывод: Обработка данных показывает, что память школьников принципиально отличается, эти отличия и являются теми самыми индивидуальными особенностями,  о которых было сказано выше. Данное исследование зрительной и слуховой оперативной памяти испытуемых показывает, что одним людям лучше запоминать материал,  опираясь на зрительные образы, у других преобладает слуховое восприятие и акустические образы,  им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть.

Конкретнее же, что касается исследования в данной группе  по оперативной зрительной памяти, то можно сказать, что   у Хомич М.- хорошая развитая по объему кратковременная память,  Остапенковой О., Шайхутдиновой А., Егоровой А., Ковалева С.- среднеразвитая по объёму кратковременная память. У остальных ребят память – низкий и очень  уровень кратковременной памяти.

По методике «Заучивание 10 чисел» показания следующие: хорошей памятью обладают – Хомич М., Ратников В, Остапенкова О., Шайхутдинова А.,  Егорова А., Орлова Т.; менее развитая  память – у Шевелева Ю., Мартемьяновой Е., Ковалева С., Оболенского М., Комисаровой А., Быстровой О., Ковалева С.; плохая память – у Мазурина А.,  Ворожун Е., Постоваловой О. , Соколова Р., Сейдометова С.

По методике «Память на числа» о кратковременной зрительной памяти следующие результаты: хорошо развита кратковременная зрительная память  у Хомич М. и Шайхутдиновой А.. у Егоровой А., Шайхутдиновой К., Остапенковой О., Ратникова В.-  память развита чуть хуже, а у других детей память развита недостаточно.

По  образной памяти следующие показатели:

Хороша развита образная память у Хомич М., Шайхутдиновой А., Остапенковой О., Егоровой А., Мартемьяновой К., Ратникова В., Шайхутдиновой К.. У других учащихся  образная память  развита недостаточно хорошо.

Данные диагностики показывают, что у детей, у которых память развита хорошо и результаты по учебе выше, чем у тех учащихся, у которых память развита хуже или совсем не развита.

Рекомендации:

Для того,  чтобы    было легче учиться детям, необходимо всем учащимся работать над своей памятью. Для этого я предлагаю всем учащимся пройти курс по развитию памяти.  

0

2

4

6

8

10

12

1

2

3

4

5

количество слов

количество слов при

повторении

10 Примеры рабочей памяти (2023)

Рабочая память относится к частям человеческой памяти, предназначенным для обработки и использования временной (или «краткосрочной») информации. Объем оперативной памяти очень ограничен, и информация хранится лишь временно.

Термин «рабочая память» впервые был предложен Миллером и соавт. (1960).

В прошлом многие исследователи использовали термин «кратковременное хранилище» или «кратковременная память». Однако сегодня исследователи предпочитают использовать термин «рабочая память», чтобы подчеркнуть ее функцию обработки и манипулирования информацией, а не просто ее хранения:

«Общий консенсус в отношении рабочей памяти поддерживает идею о том, что рабочая память активно участвует в целенаправленном поведении, при котором информация должна сохраняться и обрабатываться для обеспечения успешного выполнения задачи» (Chai et al., 2003, стр. 1) .

Определение рабочей памяти

Научные определения рабочей памяти включают:

  • «Процессы, которые мы используем для понимания, изменения, интерпретации и хранения информации в кратковременной памяти, известны как рабочая память». (Университет Миннесоты, 2010 г., стр. 318)
  • «Способность сохранять информацию в течение короткого периода времени, например, 30 секунд или меньше». (Кернс и Ли, 2015 г., стр. 457)
  • «Рабочая память содержит около семи битов информации до того, как она будет забыта или сохранена, а также информация, которая была извлечена и используется». (Шпильман, 2017, стр. 280)

Примеры рабочей памяти

  • При встрече с кем-то в первый раз мы можем про себя повторять его имя в надежде, что сможем вспомнить его позже.
  • Графический дизайнер пытается мысленно представить возможный дизайн логотипа.
  • Начинающий читатель пытается вспомнить произношение определенных смесей при встрече с незнакомым словом.
  • Концентрация, необходимая при движении по незнакомому району в поисках определенной улицы.
  • Когда шахматист думает о следующей последовательности из 20 ходов.
  • Сосредоточение взгляда на струнах гитары при попытке переместить пальцы в нужные места.
  • Попытка правильно произнести название определенного фрукта на втором языке.
  • Когда квотербек сканирует защиту, чтобы определить, в каком построении он находится.          
  • Внимательно слушая кого-то, кто вам нравится, вы пытаетесь придумать что-нибудь смешное.
  • Слушайте себя во время выступления, чтобы следить за своим тоном и темпом.

Рабочая память и кратковременная память

Рабочая память и кратковременная память — похожие термины, которые не являются полностью разными. На самом деле термин «рабочая память» более или менее заменил кратковременную память для описания того же феномена, по мере того как развивалось наше понимание этого явления.

Как рабочая, так и кратковременная память относятся к временному хранению информации в мозгу. Однако «рабочая память» признает, что это временное хранилище информации представляет собой процесс , а не что-то статичное:

  • телефонный номер или список предметов) в уме в течение короткого периода времени (обычно менее 30 секунд). Распространенная метафора — «ментальный блокнот» в уме.
  • Рабочая память расширяет краткосрочную память, поскольку относится к способности не только удерживать информацию в уме, но и манипулировать ею. Вы не просто держите информацию в уме; скорее, вы также манипулируете им, например, сортируете его, используете для сравнения концепций и используете для принятия логических решений.

Итак, рабочая память — это новый термин, используемый для описания того, как наша временная память может активно и динамично использоваться в наших когнитивных процессах.

Практические примеры рабочей памяти

1. Мечтательность

Мечтательность определяется как размышление о приятных занятиях, которыми вы хотели бы заниматься. Вместо того, чтобы думать о том, что вы делаете в данный конкретный момент, что включает в себя работу памяти, ум плавно блуждает по другим вещам.

Мечты также происходят в рабочей памяти и являются результатом того, что рабочая память не используется на полную мощность.

По словам доктора Джонатана Смоллвуда из Института Макса Планка в Лейпциге, Германия , «…когда обстоятельства для задачи не очень сложны, люди, у которых есть дополнительные ресурсы рабочей памяти, используют их, чтобы думать о вещах, отличных от того, что они делают».

Взаимосвязь между мечтательностью и рабочей памятью изучалась в исследовании Levinson et al. (2013).

Участники исследования выполняли обыденную задачу, не требующую большой оперативной памяти. Иногда их прерывали и спрашивали, заняты ли они делом или мечтают.

После этого участники выполняли еще одно задание по измерению рабочей памяти. Результаты показали, что участники, чей разум блуждал больше всего, лучше справились с заданием на рабочую память.

Получается, что либо мечтания улучшают вашу рабочую память, либо у тех, кто много мечтает, объем рабочей памяти больше.

2. Рабочая память, фрагментация и шахматы

Шахматы — сложная стратегическая игра, в которой используется как долговременная, так и рабочая память. Мастера шахмат хорошо известны тем, что способны вспомнить всю последовательность ходов в играх, которые происходили много лет назад. Поскольку шахматы требуют большой концентрации, есть несколько неврологических преимуществ для мозга.

Исследователи, изучающие шахматы, обнаружили, что опытные шахматисты полагаются на фрагментацию для улучшения своей игровой стратегии.

Одно из первых научных исследований (de Groot, 1965; 1966) показало, что игроки уровня мастера запоминают расположение фигур на доске гораздо лучше, чем игроки более низкого уровня.

Однако, когда фигуры располагались случайным образом, мастера выступали не лучше, чем игроки более низкого уровня. Как это могло произойти?

Как объясняют Чейз и Саймон (1973):

«… их превосходная работа с «значимыми» позициями должна заключаться в их способности воспринимать структуру в таких позициях и кодировать их фрагментами. В частности, если гроссмейстер может запомнить расположение 20 или более фигур на доске, но в рабочей памяти у него есть место только для пяти фрагментов, то каждый фрагмент должен состоять из четырех или пяти фигур, организованных в единую реляционную структуру». (стр. 56).

Другие стратегии запоминания, используемые экспертами, включают систему ключевых слов и метод ссылок.

3. Многокомпонентная модель рабочей памяти 

Чем больше исследователи углубляются в предмет, тем сложнее он становится. Этот трюизм иллюстрируется тем, как эволюционировало наше определение «рабочей памяти» за последние 60 с лишним лет.

Раньше рабочую память называли «хранилищем кратковременной памяти», что означало, что информация временно помещалась в застойное состояние.

Однако, как Chai et al. (2018) сложные, новые концепции рабочей памяти:

«…положил, что в отличие от упрощенных функций кратковременной памяти в обеспечении кратковременного хранения информации, рабочая память представляет собой многокомпонентную систему, которая манипулирует хранением информации для большей и более сложной когнитивной полезности» (стр. 2).

Многокомпонентная модель рабочей памяти постулирует наличие не менее четырех компонентов:

  • контролирует и направляет внимание.
  • обрабатывает визуальные изображения, такие как маршрут к месту или фигуры на шахматной доске
  • обрабатывает слуховую вербальную информацию; например, вы слушаете свою речь во время бизнес-презентации
  • объединяет информацию из других подкомпонентов для создания согласованного единого опыта

4. Чтение без обработки 

Сколько раз вы начинали читать учебник или научную статью, а затем на следующей странице понимали, что понятия не имеете, что вы только что прочитали? Вы не можете вспомнить ничего из этого.

Хотя вы обрабатывали слова, каким-то образом, эта обработка была настолько мелкой, что абсолютно ничего не было передано в долговременное хранилище.

Это очень распространенное явление, которое иногда называют блужданием ума.

Если вы читаете научную статью, то понимание ее содержания потребует доступа к долговременной памяти. Необходимо будет получить доступ к значению жаргона и извлечь его из долговременного хранилища, чтобы текст можно было полностью понять.

Это иллюстрирует уникальную особенность рабочей памяти. Несмотря на ограниченные возможности, человек может выполнять множество задач: читать и извлекать информацию одновременно.

Хотя в некоторых случаях, как в этом примере, столько неиспользованных возможностей, что можно обдумывать идеи, совершенно не связанные с поставленной задачей; например чтение без обработки.

5. Рабочая память и креативность

Психологические исследования креативности и рабочей памяти часто фокусируются на роли когнитивных функций высшего порядка (см. Lee & Therrio, 2013). Однако иногда эти исследования кажутся несколько искусственными. Действительно ли возможно оценить креативность с помощью теста с бумагой и карандашом?

К счастью, в некоторых исследованиях используется более прямой подход к изучению творчества. Например, De Dreu et al. (2013) измерили объем рабочей памяти опытных музыкантов.

Каждому музыканту было предложено сыграть три трехминутных импровизационных произведения на определенную тему. Тема каждый раз менялась.

Эти сессии проходили в профессиональной студии, записывались, а затем передавались высококвалифицированным профессиональным музыкантам для оценки с точки зрения творчества.

Результаты показали, что люди с большим объемом рабочей памяти более творчески исполняли импровизации от 1 st до 3 rd . Те, у кого был меньший объем оперативной памяти, играли все хуже.

Больший объем рабочей памяти обеспечивает большую мгновенную обработку и гибкость в данный момент. Это обеспечивает большую выразительность, которая является связной и организованной осмысленным образом.

Заключение

Рабочая память относится к обработке информации в сознании для выполнения исполнительных функций.

Хотя рабочая память имеет очень ограниченный объем, тем не менее, она достаточно мощная. Он участвует почти во всем, что мы делаем в бодрствующей жизни; во время вождения, чтения или разговора.

Более интересно, что происходит, когда рабочая память задействована в многозадачности. Человек может выполнять несколько действий одновременно.

Однако, поскольку некоторые из этих задач просты или хорошо отработаны, оставшаяся способность позволяет нам мечтать, выражать себя музыкально или даже читать несколько параграфов в учебнике, не запоминая ни единого слова.

Ссылки

Баддели, А. (2000). Эпизодический буфер: новый компонент рабочей памяти? Trends in Cognitive Sciences , 4 (11), 417–423.
https://doi.org/10.1016/s1364-6613(00)01538-2

Коуэн, Н. (2014). Рабочая память лежит в основе когнитивного развития, обучения и образования. Обзор психологии образования , 26 (2), 197–223. https://doi.org/10.1007/s10648-013-9246-y

Чай, В. Дж., Абд Хамид, А. И., и Абдулла, Дж. М. (2018). Рабочая память с точки зрения психологии и неврологии: обзор. Frontiers in Psychology , 9 , 401.

Chase, WG, & Simon, HA (1973a). Восприятие в шахматах. Когнитивная психология, 4 , 55-81.

Де Дреу, С.К.В., Нейстад, Б.А., Баас, М., Вольсинк, И., и Роскес, М. (2012). Рабочая память приносит пользу творческому пониманию, музыкальной импровизации и оригинальному мышлению благодаря постоянному сосредоточению внимания на задаче. Бюллетень личности и социальной психологии, 38 (5), 656–669. https://doi.org/10.1177/0146167211435795

Де Гроот, А. Д. (1965). Мысль и выбор в шахматах . Гаага: Мутон.

Де Гроот, AD (1966). Восприятие и память против мышления: некоторые старые идеи и недавние открытия. В Б. Кляймнунце (ред.) Решение проблем. Нью-Йорк: Уайли.

Гобет, Ф., и Саймон, Х.А. (1998). Экспертная шахматная память: пересмотр гипотезы о фрагментации. Память (Хов, Англия) , 6 (3), 225–255. https://doi.org/10.1080/741942359

Lee, CS, & Therriault, D. J. (2013). Когнитивные основы творческого мышления: анализ скрытых переменных, исследующий роль интеллекта и рабочей памяти в трех процессах творческого мышления. Разведка, 41 (5), 306–320. https://doi.org/10.1016/j.intell.2013.04.008

Левинсон, Д. Б., Смоллвуд, Дж., и Дэвидсон, Р. Дж. (2012). Постоянство мысли: свидетельство роли рабочей памяти в поддержании мышления, не связанного с задачей. Психологическая наука, 23 (4), 375–380. https://doi.org/10.1177/0956797611431465

Миллер, Г. А., Галантер, Э., и Прибрам, К. Х. (1960). Планы и структура поведения . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Генри Холт и компания.
https://doi.org/10.1037/10039-000

Роббинс Т., Андерсон Э., Баркер Д., Брэдли А., Фернихоу К., Хенсон Р. и Хадсон С. (1996). Рабочая память в шахматах. Память и познание, 24 , 83-93. https://doi.org/10.3758/BF03197274

Дэйв Корнелл (доктор философии)

+ посты

Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования на Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Все, что вам нужно знать о рабочей памяти

Память и обучение очень тесно связаны. Усиление одного усиливает другое. Наша память позволяет нам хранить и обрабатывать знания и навыки, которые мы изучаем, чтобы использовать их в будущем. Однако многие из нас не до конца понимают, как это работает. Мы не упускаем из виду ее важность, однако изучение ее особенностей и понимание рабочей памяти может помочь нам учиться или преподавать более эффективно.

Итак, что такое рабочая память и почему она важна?

Что такое рабочая память?

Рабочая память — это часть нашего мозга, которая удерживает и обрабатывает информацию в краткосрочной перспективе. Он может хранить словесную, визуальную и пространственную информацию в уме, позволяя нам заниматься другими познавательными действиями. Это влияет на все области мышления и обучения.

Примеры использования нашей рабочей памяти в повседневной жизни включают в себя запоминание чьего-то адреса электронной почты, спрашивание направлений и запоминание их до тех пор, пока мы не доберемся до пункта назначения, изучение имени кого-то нового и сохранение его в памяти на протяжении всего разговора. Это простые вещи, о которых мы можем не задумываться, но которые демонстрируют, насколько важна рабочая память в нашей повседневной жизни.

В среднем человек может одновременно удерживать в своей рабочей памяти около 7 элементов. Это означает, что иногда нам нужны простые стратегии, чтобы максимизировать ограниченный объем нашей рабочей памяти. Самый распространенный из них — записывать вещи, что избавляет нас от необходимости хранить и обрабатывать большое количество информации в нашей рабочей памяти; мы можем просто сохранить его на листе бумаги и обращаться к нему, когда он нам понадобится.

Иногда, однако, записать что-либо невозможно. В таких ситуациях могут помочь такие методы, как фрагментация, аббревиатуры и глупые предложения.

  • Разделение на фрагменты означает объединение небольших фрагментов информации вместе. Например, запоминание числовой последовательности вроде «2, 8, 0, 3, 1, 9, 8, 5» упрощается, если разбить ее на три группы, например: «28, 03, 1985».
  • Аббревиатура — это когда каждая буква в слове служит сигналом к ​​запоминанию чего-то еще. Например. используя SOHCAHTOA как способ запомнить синус, косинус и тангенс углов в треугольнике.
  • Глупые предложения похожи, первая буква каждого слова используется как напоминание для другого. Популярный пример: ‘ R ichard O f Y ork G ave B attle I n V ain’, который служит для запоминания цветов радуги; R в R ichard = красный, O в O f = оранжевый и так далее.

 

Почему так важна рабочая память?

Рабочая память имеет решающее значение для концентрации внимания и, следовательно, важна для учащихся, когда они находятся в классе. Это позволяет им обрабатывать и сохранять информацию, которую им преподают, одновременно решая проблемы, делая заметки и следуя инструкциям своего учителя.

Объем оперативной памяти у разных людей разный. Информация может быть легко потеряна из-за отвлечения внимания или когнитивной перегрузки. Плохая рабочая память может иметь много негативных последствий, потому что она затрудняет удержание необходимой информации в нашем сознании, мешая нам выполнять поставленную задачу. Те, у кого меньшие способности, могут терять концентрацию и испытывать трудности с концентрацией. Это особенно вредно для студентов: внимание в классе жизненно важно для их успеваемости.

 

 

Улучшение памяти

Исследования показывают, что у неуспевающих учащихся может быть просто плохая рабочая память, а не низкий интеллект. Выяснилось, что 10% учащихся страдали плохой оперативной памятью, что серьезно сказывалось на их обучении.

Хорошая новость заключается в том, что оперативную память можно улучшить. Независимо от уровня академической успеваемости, это важный навык для всех учащихся. Поощрение учащихся к активной работе над улучшением их рабочей памяти окажет очевидное положительное влияние на их успеваемость. Вот 4 стратегии, которые мы рекомендуем внедрить в ваше обучение, чтобы помочь вашим ученикам максимально использовать свою рабочую память:

  1. Вспомнить – Прочтите список слов своим ученикам и попросите их вспомнить столько слов, сколько они смогут, без каких-либо заметок. Это может помочь им лучше понять и закрепить информацию в своем мозгу.
  2. Визуализируйте — Изображение стоит тысячи слов, поэтому визуализация того, что вы пытаетесь запомнить, может облегчить передачу памяти.
  3. Упрощение — Помогите учащимся разбивать большие объемы информации на более мелкие части.

Добавить комментарий