Вербальное общение примеры из жизни: Вербальные и невербальные средства общения

Примеры вербальной коммуникации

Понятие вербальной коммуникации

Большую часть времени люди общаются, поэтому умение делать это – одно из наиболее значимых в жизни человека.

Вербальное общение – это средство, напрямую связанное с использованием речи. Таким образом люди передают друг другу информацию, собственные чувства и мысли. Культура речевого общения включает две значимых составляющих: культура говорения и культура слушания. Например, про одних людей говорят, что он говорит, как поет, а про других – что они умеют слушать, а главное слышать.

Определение 1

Вербальная коммуникация – это процесс обмена информацией, который происходит посредством речи и естественного языка.

Выделяют ряд особенностей вербальной коммуникации. Вербальная коммуникация – это самое универсальное, доступное и распространенное средство общения. То есть, данным видом общения выступает передача какой-либо информации между людьми через речь и адекватное восприятие ее другими сторонами.

Вербальное общение человека состоит из внешней и внутренней, а также устной и письменной речи.

Внутренняя речь – это часть мыслительного процесса, достаточно специфическая и часто выражаемая образами и интерпретациями. Когда человек способен четко определить для себя смысл своей внешней речи, то у него отпадет необходимость формулирования внутренней речи до законченных фраз и предложений.

Под внешней речью подразумевается межличностное общение в обществе. Цель его – ежедневный контакт и обмен информацией с разными людьми.

Речевое воздействие – это некоторое управление человеческим поведением через речевую информацию. Целью речевого воздействия является побуждение к какой-либо активности, которая выгодна с позиций говорящего, но при этом не нарушает интересов слушающего.

Основные характеристики говорения – это монолог и диалог. Когда говорит только один человек, а окружающие получают от него сообщения, такая речь называется монологической. Когда информацией обмениваются два и более собеседников – это диалогическая речь.

Если отправитель подает позитивную информацию, то отношение к его высказываниям со стороны слушающих будет также позитивным, скорее всего. Если же посыл речи негативный, то и отношение аудитории будет негативным. Учеными выделено несколько порядков в построении сообщений. Так, убедительные аргументы лучше показывать в конце речи – это кульминационный порядок, убедительные аргументы в начале речи будут анти кульминационными, так же аргументы можно размещать внутри сообщения.

Во многом вербальное общение зависит от умения грамотно говорить. Культура говорения включает особенности используемой лексики, а также объем ассоциаций, владение грамматикой и пр. Высказывания людей могут стимулировать других людей на создание внутреннего образа, аналогичного тому, который говорящий хочет ему передать. Происходит вербальный контакт, при котором должны быть решены конкретные коммуникативные задачи, основанные на целях и особенностях ситуации. Речь людей формируется в соответствии с правилами грамматики, но с психологической точки зрения она содержит в себе убеждающее действие.

Примеры вербальной коммуникации

Взаимосвязь людей в социуме происходит благодаря общению, которое в свою очередь может быть вербальным или невербальным. При этом необходимо учитывать, что вербальная форма общения, так или иначе, сопровождается невербальной формой, при этом последняя может проявляться в индивидуальной форме.

Яркими примерами вербальной коммуникации могут выступать диалоги при личной встрече, телефонные разговоры, телемост, предполагающий устное общение, рукописные письма, чаты и письма по электронной почте.

Замечание 1

Все зависит от того как трактовать слова «вербальный» — как «устный» или как «словесный». Поэтому, если относить письменную речь к вербальным способам общения, то любое общение посредством письменных знаков также будет отнесено к вербальному типу общения.

В психологии под термином «вербальный» понимают обозначение формы знакового материала, а также процессы оперирования этими материалами.

Если слушатель будет употреблять критический подход к восприятию любой преподносимой ему информации, то в ответ на сообщение говорящего, слушающий также начнет его критиковать.

Зачастую замечания слушающего носят крайне субъективный характер, заставляя собеседника чувствовать себя осмеянным и униженным. Если говорящий будет применять критический способ слушания, его реакция может выглядеть следующим образом: «Ларри, если бы ты мог принести больше пользы, тебе бы вряд ли было так неинтересно сейчас заниматься этим проектом. Я прав?». Иными словами, критический ответ всегда предполагает наличие некоторой колкости в адрес собеседника. Таким вопросом ставится под сомнение польза участия конкретного индивида в действиях целой группы.

Также межличностное общение зависит от ряда факторов, присущих личности говорящих – их характера, словарного запаса, настроения и пр.

Принято различать:

  • вербальный осмысленный материал – это ряд существительных, прилагательных, глаголов, различных числительных, отрывки из текстов, стихотворений и пр.;
  • вербальный бессмысленный материал – группы из трех согласных, слоги и бессмысленные слова в разной степени приближенности к реальному языку.

Вербальному материалу принято противопоставлять:

  • невербальные осмысленные материалы – геометрические фигуры, рисунки, предметы, фотографии и т.д.;
  • невербальные бессмысленные материалы – это абстрактные графические изображения и чернильные пятна.

В зависимости от используемых материалов принято различать: вербальное, то есть словесное общение и невербальное, то есть жестовое; вербальный интеллект, тот, который определяется на основании решения вербальных задач и невербальный, который характеризуется решением образных, конструктивных и иных невербальных задач; вербальная, то есть словесная и невербальная информация, например, образная.

Вербальные и невербальные средства общения. Диалог, как форма общения

1. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

ДИАЛОГ КАК ФОРМА
ОБЩЕНИЯ
ВИДЫ И ТЕХНИКИ
СЛУШАНИЯ ПАРТНЕРА ПО
ОБЩЕНИЮ

2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания
между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:
речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой
(невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает
и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
Значение и
смысл слов,
фраз
Речевые
звуковые
явления
Выразительн
ые качества
голоса
Структура вербального общения
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации
человека
слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое
взаимодействие – 53%.
Кинестика
Невербальные
средства
общения изучают
следующие науки:
Таксика
Проксемика
Мимика – движение
мышц лица,
отражающие
внутреннее
эмоциональное
состояние — способна
дать истинную
информацию о том,
что переживает
человек.
Мимические
выражения несут
более 70%
информации
Жесты при общении несут много информации; в
языке жестов, как и в речевом, есть слова,
предложения. Богатейший “алфавит” жестов
можно разбить на 4 группы:
ЖЕСТЫ
эмблемы
это специфические привычки человека,
связанные с движениями рук
(почесывания, подергивания)
адапторы
это своеобразные заменители слов
или фраз в общении.
регуляторы
иллюстраторы
это жесты, выражающие отношение
говорящего к чему-либо. К ним относят
улыбку, кивок, направление взгляда,
целенаправленные движения руками.
это жесты сообщения: указатели
(“указывающий перст”), пиктографы, т. е.
своеобразные движения руками,
соединяющие воображаемые предметы.

5. Диалог как форма общения

Диалог –
Диалог –
естественная форма
общения с собеседником,
предполагающая наличие
двух равноправных
участников общения.
подразумевает желание
собеседников слышать
и понимать друг друга.
На этом, собственно,
построен сам принцип
общения.
Диалог –
представляет собой
особенно яркое
проявление
коммуникативной
функции языка
ДИАЛОГ
Диалог –
первичная естественная
форма языкового
общения, классической
формой речевого
общения
ДЛЯ ДИАЛОГА ХАРАКТЕРНЫ:
1
2
3
разговорная
лексика и
фразеология
краткость,
недоговоренн
ость,
обрывистость
простые и
сложные
бессоюзные
предложения
4
кратковремен
ное
предваритель
ное
обдумывание
Диалогическая речь
отличается
непроизвольностью,
реактивностью.
Очень важно отметить, что
для диалога типично
использование шаблонов и
клише, речевых стереотипов,
устойчивых формул общения,
привычных
Связность
диалога
обеспечивается
двумя
собеседниками

8. Виды и техники слушания партнера по общению

В
процессе
речевого
взаимодействия
происходит
передача информации от одного
партнера к
другому, которая
может быть выражена в такой
схеме:
передача
информации

(говорящий кодирует информацию
в
словах)
(слушающий
раскодирует
слова,
извлекает
Глухое молчание (видимое отсутствие
реакции).
Поддакивание (“ага”, “угу”, “да-да”,
“ну”, кивание подбородком)
“Эхо-реакция” — повторение последнего слова
собеседника.
“Зеркало” — повторение последней фразы
собеседника с изменением порядка слов.
“Парафраз” — передача содержания
высказывания партнера другими словами.
Уточняющие вопросы (“Что ты имел
ввиду?”
Оценки, советы.
Эмоции (“ух”, “ах”, “здорово”, смех,
скорбная мина)
Реакции слушателя,
приемы слушания
бывают следующие:
поддержка
Обычно в
слушании
проявляется три
такта:
уяснение
комментирование
Виды слушания
Можно выделить следующие виды
слушания: пассивное слушание, активное
слушание, эмпатическое слушание.
• Активное
слушание
1
виды
3
• Эмпатическое
слушание
2
• Пассивное
слушание

12. Общение-процесс установления и развития между людьми.

Общение – сложный процесс
взаимодействия между людьми,
заключающийся
в
обмене
информацией,
а
также
в
восприятии
и
понимании
партнерами
друг
друга.
Субъектами общения являются
живые
существа,
люди.
В
принципе общение характерно
для любых живых существ, но
лишь
на
уровне
человека
процесс общения становиться
осознанным,
связанным
вербальными и невербальными
актами. Человек, передающий
информацию,
называется
коммуникатором, получающий
12
ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Совершенствование навыков вербального
общения
Устная речь по-прежнему остается самым
распространенным способом
коммуникации.
13
Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию.
Вы должны ясно осознавать, что собираетесь
сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие
слова, чтобы ваша мысль была верно понята.
Если человеку предстоит выступить перед
большой аудиторией, он формулирует для себя
тезисы или как-то иначе готовится к докладу.
Но в обыденной жизни устная коммуникация
требует спонтанности, и это может вызвать у
человека тревогу, неуверенность и даже страх.
Работу над устной речью можно начать с
расширения словарного запаса.

15. Примеры вербального общения

15

16. Примеры невербального общения

16
Люди
пользуются письменной
коммуникацией реже, чем
устной. Но с приходом
электронной почты важность
письменного общения сильно
возросла.
Любое письменное сообщение
имеет одно несомненное
преимущество перед устным.
Составляя его, вы имеете
возможность подумать, привести
в порядок свои мысли и в случае
необходимости даже переписать
набело.
Однако
нужно отметить и
недостатки письменной
коммуникации.
Письменное сообщение
не может передать
интонации вашего голоса
и жестикуляцию .
17
Вербальное
общение
является
наиболее
исследованной
разновидностью
человеческой коммуникации.
Кроме этого, это наиболее
универсальный
способ
передачи
мысли.
На
вербальный
человеческий
язык
можно
‘перевести’
сообщение,
созданное
с
помощью
любой
другой
знаковой
системы.
Например, сигнал красный
свет
переводится
как
‘проезд
закрыт’,
‘остановитесь’;
поднятый
вверх палец, прикрытый
ладонью другой руки, как
‘прошу дополнительную
минуту
перерыва’
в
спортивных состязаниях и т. п.
18

19. Невербальное общение

Невербальное общение, более
известное как язык поз и
жестов, включает в себя все
формы
самовыражения
человека,
которые
не
опираются на слова.
Психологи считают,
что
чтение
невербальных
сигналов
является
важнейшим
условием
эффективного
общения.
Почему
же
невербальные
сигналы
так
важны
в
общении?
около
70%
информации
человек
воспринимает
именно
по
зрительному
(визуальному) каналу;
невербальные
сигналы
позволяют понять истинные
чувства
и
мысли
собеседника.
19
Огромное значение невербальных сигналов
в деловом общении подтверждается
экспериментальными исследованиями, которые
гласят, что слова (которым мы придаем такое
большое значение) раскрывают лишь 7%
смысла, звуки, 38% значения несут звуки и
интонации и 55 % — позы и жесты.
Невербальное общение включает в себя
пять подсистем:
1. Пространственная подсистема
(межличностное пространство).
2. Взгляд.
3. Оптико-кинетическая подсистема,
которая включает в себя:
— внешний вид собеседника,
— мимика (выражение лица),
— пантомимика (позы и жесты).
4. Паралингвистическая или околоречевая
подсистема, включающая:
— вокальные качества голоса,
— его диапазон,
— тональность,
— тембр.
5. Экстралингвистическая или внеречевая
подсистема, к которой относятся:
— темп речи,
— паузы,
— смех и т.д.
20
21
Выражение лица
Выражение лица является важнейшим источником информации
о человеке, особенно о его чувствах.
Наиболее заметным проявлением мимики является улыбка,
которая, не будучи чрезмерно используемой, является хорошим
позитивным стимулом. “Улыбка, как правило, выражает
дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую
отражает потребность в одобрении…
Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдаёт чувства
извинения и беспокойства. .. Улыбка, сопровождаемая
приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а
улыбка с опущенными бровями выражает превосходство
Визуальный контакт
Глаза — это, как известно, зеркало души, поэтому визуальный
контакт.
Можно выделить в качестве отдельного специфического
умения. Прямой визуальный контакт — это еще один способ
сказать: “Я с тобой, я хочу услышать то, что ты хочешь сказать
22
Кивки головой
Кивки головой — очень
хороший способ показать
клиенту, что вы его
слушаете. Наблюдая за
работой профессионалов,
убеждаешься в том,
насколько терапевтичным
оказывается простое кивание
головой, в сочетании с
хорошим визуальным
контактом и реакциями типа
“Угу” и “Я понимаю”.
Тон, темп и громкость голоса
Голос является важным
средством выражения целого
диапазона субъективных чувств и
смыслов. Тон и темп речи может
многое сказать о эмоциональном
состоянии человека. Как правило,
скорость речи возрастает, когда
говорящий взволнован, возбуждён
или обеспокоен. Быстро также
говорит тот, кто пытается убедить
своего собеседника. Медленная
же речь часто свидетельствует
об угнетённом состоянии,
высокомерии или усталости.
23

24. Итог моей презентации

В человеческом обществе
коммуникация может
осуществляться как
вербальными, так и
невербальными средствами.
Итог моей презентации
Вербальная коммуникация
для человека является
основным и универсальным
способом общения. Любой
другой способ
взаимодействия может быть
выражен средствами языка.
Впрочем, как уже говорилось,
средствами языка может быть
выражено все. А
коммуникативная функция,
как уже упоминалось в
предыдущих главах, является
одной из важнейших функций
языка.
24

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Пройдите курс по написанию эссе

Как показано в

The Economist

Readers Digest

Times Высшее образование

Журнал eLearn

Просмотр сайта


Академическое письмо Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Тематические учебные пособия

Поиск


Поиск учебных пособий

Лучшие учебные пособия по академическому письму и обучению

Как написать введение, которое поразит вашего учителя

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

Добавить комментарий