Определение акцентуации характера по тесту леонгарда шмишека: Опросник Леонгарда-Шмишека (акцентуации характера) || Пройти тест онлайн

Содержание

Характерологические особенности личности осужденных | Медицинские интернет-конференции

Главная » Все конференции » Архив конференций / Conferences’ Archive » III Всероссийская неделя медицинской науки с международным участием » Региональная научно-практическая конференция «Психологическое благополучие семьи в условиях современного российского общества» » Характерологические особенности личности осужденных

  • Региональная научно-практическая конференция «Психологическое благополучие семьи в условиях современного российского общества» |
  • Клиническая психология

ID: 2014-03-1151-T-3273

Тезис

Алексеева Т.В., руководитель: Аранович И.Ю.

Характерологические особенности личности осужденных

Алексеева Т.В.

Научный руководитель: асс. Аранович И.Ю.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

В настоящее время исследования в области пенитенциарной психологии преимущественно направлены на изучение особенностей личности осужденных.

Основная цель изучения личности осужденного – подбор индивидуальных эффективных методов психологического воздействия, изменение криминальной направленности, снижение вероятности возникновения рецидивов.

Обобщая точки зрения авторов, по проблеме криминогенной личности, можно утверждать, что личность осужденного – это интегральное качество человека, который выбрал и совершил те или иные преступные действия для удовлетворения своих потребностей вследствие присущих ему индивидуально-психологических особенностей, социальных установок.

Для изучения данной проблемы, нами проводится собственное исследование личностных черт осужденных. Объектом исследования являются осужденные к лишению свободы ФКУ ИК-7 Саратовской области в возрасте от 23 до 35 лет.

Целью нашего исследования является выявление типа межличностного взаимодействия осужденных на основе изучения личностных особенностей. С учетом цели исследования были поставлены следующие задачи: 1) изучение характерологических особенностей личности; 2) выявление взаимосвязи между личностными особенностями и типом межличностного взаимодействия.

Для решения поставленных задач используется следующий методический инструментарий: беседа, психодиагностические методики: тест Р. Кеттелла «16-факторный личностный опросник» (форма С), тест Леонгарда-Шмишека «Определение личностно-характерологических акцентуаций», тест Л. Сонди «Тест восьми влечений» в адаптации Л.Н. Собчик, тест межличностных отношений Т. Лири. На данный момент нами было обследовано 18 испытуемых с помощью теста Леонгарда-Шмишека. В ходе обработки данных были получены следующие результаты: гипертимный тип акцентуации характера выявляется у 8 осужденных, 6 человек демонстрируют эмотивный тип, 3 человека – аффективно-экзальтированную акцентуацию и только 1 – застревающую. Оценка акцентуированных черт осужденных показывает, что наиболее выраженным является гипертимный тип акцентуации характера. Таким образом, можно предположить, что данные характерологические особенности, свойственные гипертимной личности, являются ключевыми в развитии криминогенной личности осужденных.

Ключевые слова

личность осужденного, акцентуации характера, криминогенная личность.

Файл

2014-03-1151-T-3273.pdf



Типологии характера (К.Г. Юнг, Э.Фромм, К.Леонгард, А.Е. Личко)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Пензенский Государственный Университет

Пензенский Педагогический Институт им. В.Г. Белинского

 

Факультет  Кафедра

Педагогики, психологии                    

             Общей психологии

и социальных наук

 

 

Курсовая работа по общей психологии на тему:

«Типологии характера (К.Г. Юнг, Э.Фромм, К.Леонгард, А.Е. Личко)»

 

 

 

 

Студентка  гр.14НП2 Сафронова Валентина Александровна

Руководитель к. пс. н., доцент  Ручкова  Наталья  Александровна

 

 

 

Пенза, 2015 г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………

………. .3

Глава 1. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА В ПСИХОЛОГИИ ………………………………………………………………….5

      1. Понятие о характере……………………………………….5
      2. Теоретические подходы к исследованию характера……9
      3. Типологии характера……………………………………..10
      4. Связь характера и темперамента…………………………22

            

           Глава  2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ………………………………………….………………………28

       2.1. Описание выборки и методики……………………………………..28

    2.2. Интерпретация результатов……………………………………….28

    Заключение……………………………………………………

    …………..31

    Библиографический список………………………………………………32

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

    Актуальность темы состоит в том, что характер оказывает влияние на поведение человека. Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека более значимо.

    В настоящее время человек в своей трудовой деятельности сталкивается с нервно-психическим напряжением. Различные факторы усиливают это напряжение, что зачастую приводит к  возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии. И поэтому возникает вопрос об охране психического здоровья человека. Существует необходимость ранней диагностики проявлений такого рода состояний и предрасположенности к ним. Также нужно диагностировать акцентуации характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.

    В научной литературе глубоко исследованы вопросы типологии черт характера. Классификацию акцентуированных характеров предложили А.Е.Личко и К.Леонгард, но классификация А.Е.Личко применима только к подросткам. Э.Фромм выделил социальные типы характера, а К.Юнг в зависимости от принадлежности к экстравертированному или интровертированному типу.

    Проблема заключается в точной диагностике акцентуаций характера и патологических отклонений  психики, так как между ними существует очень тонкая грань.

    Акцентуация-это крайний вариант нормы в развитии характера, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены. Важно понимать, что акцентуация не является болезнью или психическим расстройством.

    Цель моей курсовой работы научиться выявлять и определять акцетуации характера, предварительно их изучив.

    Объектом является характер человека в его крайних проявлениях, а предметом проявление акцентуированных черт характера личности.

    Задачи:

    1.Изучить литературу по данной теме.

    2.Провести методику на  испытуемых.

    3.Обработать и 

    интерпретировать  результаты.

    4.Сделать выводы.

    Гипотеза: Наиболее часто встречающийся тип акцентуации у студентов-психологов в возрасте 18-19 лет-это экзальтированный.

    Методы исследования: Методика «Определение акцентуаций характера по тесту Леонгарда-Шмишека».

    Организационная база исследования. Методика «Определение акцентуаций характера по тесту Леонгарда-Шмишека» проводилась в апреле 2015 года на базе Пензенского Педагогического Института.

    Испытуемыми были студенты 1 курса( 18-19 лет) в количестве 10 человек.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 1.ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА В ПСИХОЛОГИИ

      1.1.Понятие о характере.

    В первую очередь нужно начать с определения характера. Трактовок понятия «характер» существует очень большое количество. И вот одна из них характер — это совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

    Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия.

    Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т. е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

    Характер является прижизненным образованием и может изменяться  на протяжении всей жизни. На формирование характера оказывает влияние определенный уклад жизни человека. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

    Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость — в ситуации общения и т. д. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др.

    К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

    В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

    Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отношение человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Главное условие образования характера — наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты. Более того, люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные приемы и способы.

    Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т. д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т. д.).

    Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера. Например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов — игрой в городки, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов.

    Другим проявлением характера человека является его отношение к людям.

    При этом выделяют такие черты характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др. Не менее показательной является группа черт характера, определяющих отношение человека к самому себе. С этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме человека. Эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист же ставит интересы других людей выше своих собственных.

    Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т. е. как мотивационная черта личности. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.

    Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности.

    Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия— интроверсия, спокойствие—тревожность, сдержанность—импульсивность, переключаемость— ригидность и др.

    1.2.Теоретические подходы к исследованию характера.

    Попытки исследования характера предпринимались еще с давних времен. В связи с этим  сформировалось такое самостоятельное учение о характере — характерология.

    Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях.

    Необходимо отметить, что попытки объяснения характера не всегда были научно обоснованными.

    Одной из таких попыток является объяснение характера и поступков человека датой его рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека, построенные на этом принципе, получили название гороскопов. Другая подобная попытка заключалась в стремлении связать характер человека с его именем.

    Значительное влияние на исследования характера оказала физиогномика— учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности. Главная идея данного учения строится на предположении о том, что по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики человека, принадлежащего к тому или иному типу. Наиболее известной стала физиогномическая система И.

    К. Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т. д.

    В качестве отдельного направления характерологии можно выделить подход, основанный на определении индивидуальных особенностей человека по его позе и положению тела. По мнению некоторых психологов, в позе человека раскрывается его характер: как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает.

    Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномика, имеет хиромантия. Хиромантия — это система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Научная психология отвергает хиромантию, однако изучение пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики. Причем возникновение данного направление было предопределено научными поисками. Так, в процессе исследований было обнаружено, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на третьем-четвертом месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода.

Добавить комментарий