Определение интеллекта: ИНТЕЛЛЕКТ • Большая российская энциклопедия

Содержание

Интеллект — способность объекта адаптировать свое поведение к окружающей среде с целью своего сохранения (выживания) / Хабр

Аннотация

Весь мир только и делает, что говорит об Искусственном Интеллекте, но при этом — вот же парадокс! — определения, собственно, «интеллекта» (даже не искусственного, а вообще) — общепринятого, понятного, логично структурированного и глубокого до сих пор нет! Почему бы не взять на себя смелость — попытаться найти и предложить такое определение? Ведь определение — это фундамент, на котором выстраивается все остальное, верно? Как же мы строим ИИ, если всяк по-разному видит то, что должно лежать в основе? Поехали…

Ключевые слова: интеллект, способность, свойство, объект, адаптация, поведение, окружающая среда, сохранение, выживание.

Для описания существующих определений интеллекта использована статья «A Collection of Definitions of Intelligence» (S. Legg, M. Hutter. A Collection of Definitions of Intelligence (2007), arxiv. org/abs/0706.3639), цитаты из которой представлены вместе с комментариями (курсив

).

Вступление

Эта статья (A Collection of…) представляет собой обзор большого числа (более 70!) неофициальных определений термина «интеллект», которые авторы собрали за многие годы. Естественно, что составление полного списка было бы невозможно, так как множество определений интеллекта глубоко погребено в статях и книгах. Тем не менее, представленные здесь определения — самая большая подборка, снабженная подробными ссылками…

Несмотря на долгую историю исследований и дискуссий, до сих пор не существует эталонного определения интеллекта. Некоторых это привело к мысли, что интеллект может быть определен только приблизительно, а не полностью. Мы считаем, что такая степень пессимизма чересчур сильна. Хотя и нет единственного эталонного определения, но если просмотреть множество предложенных, то быстро становится очевидным сильное сходство между многими определениями.

Определение интеллекта

Определения из общих источников (словари, энциклопедии и т. п.)
(приведены 3 лучших определения интеллекта из 18, которые даны в этом разделе оригинала статьи. Выбор производился по критерию — ширина и глубина охвата свойств — способностей, характеристик, параметров и т. п., приведенных в определении).

  • Способность эффективно адаптироваться к окружающей среде, либо путем внесения изменений в самого себя, либо путем изменения среды, либо поиском новой…
  • Интеллект — это не один психический процесс, а скорее сочетание многих психических процессов, направленных на эффективную адаптацию к окружающей среде.

Адаптация — это результат проявления множества неуказанных свойств, которые и образуют интеллект. Важно, что указана окружающая среда — существующая или даже новая.

  • Способность учиться и понимать, или иметь дело с новыми или сложными ситуациями;
  • Умелое использование разума;
  • Умение применять знания для воздействия на окружающую среду, или умение мыслить абстрактно, как это умение измерено с помощью объективных критериев (при тестировании).

Важно, что указана окружающая среда! Недостатки:

  • Через союз «или» связаны разнокачественные категории: «способность учиться» и «иметь дело с новыми ситуациями».
  • А «умелое использование разума» вообще не годится для определения.

  • Люди отличаются друг от друга своими способностями понимать сложные идеи, эффективностью адаптации к окружающей среде, обучением на собственном опыте, вовлечением в различные формы рассуждений, преодолением препятствий с помощью размышлений.

Ну, хоть указаны люди, т. е. человек, обладающий способностями! Указана эффективность адаптивности — это важно, но сама адаптация не входит в список! Преодоление препятствий — это, по сути, решение задач.

Описания, данные психологами (приведены 3 лучших из 35 определений)

  • Я предпочитаю называть интеллект «успешным интеллектом». А причина в том, что акцент делается на использовании интеллекта для достижения успеха в жизни. Поэтому я определяю интеллект как навык по достижению того, чего хочется достичь в жизни в социокультурном контексте, что означает, что люди имеют разные цели: для кого-то это получение очень хороших оценок в школе и успешная сдача тестов, для кого-то, возможно, стать очень хорошим баскетболистом, или актрисой, или музыкантом.

Цель в явном виде — достижение успеха в жизни, но на этом и всё…

С самой общей точки зрения, интеллект присутствует там, где отдельное животное или человек осознает, пусть и смутно, релевантность своего поведения по отношению к цели. Из многих определений, предпринятых психологами определить то, что является неопределимым, более или менее приемлемыми являются:

  1. способность реагировать на новые ситуации или научиться это делать с помощью новых адаптивных реакций, и
  2. способность выполнения тестов или решения задач, включающая схватывание взаимосвязей, при этом уровень интеллекта пропорционален сложности или абстрактности, или тому и другому вместе.

Так, появилась иерархия: «С самой общей точки зрения…», это уже хорошо. Но на этом всё хорошее и заканчивается…

  1. Тавтология: реагировать… с помощью новых адаптивных реакций. Нет разницы — с помощью старых или новых реакций, главное — реагировать!
  2. Теперь про тесты… Схватывание взаимосвязей — это неплохо, но далеко не достаточно!

  • Интеллект — это не одна способность, а составная, состоящая из нескольких функций. Он означает сочетание способностей, необходимых для выживания и развития в рамках той или иной культуры.

О, наконец-то указано выживание с помощью интеллекта! Но зато потеряно всё остальное…

Описания, данные исследователями ИИ (3 лучших из 18)

  • Интеллектуальный агент делает то, что] соответствует его обстоятельствам и его цели; он является гибким по отношению к меняющимся условиям и к меняющимся целям, он учится на собственном опыте и делает соответствующий выбор, обусловленный ограничениями восприятия и возможностями обработки.

Пожалуй, самое лучшее (из всех здесь представленных) определение интеллекта.
Цель — отмечена, правда, но не конкретизирована.

Адаптивность — и по условиям, и по цели. Последнее означает, что нет понятия о самой главной цели!

Обучение — выявление (правда, явно не указано) свойств среды, запоминание, использование.
Выбор — значит подразумеваются критерии.

Ограничения — по восприятию и по воздействию.

  • «Способность чему-либо научиться — это необходимые, независимые от области знания навыки, необходимые для приобретения широкого спектра предметно-ориентированных знаний. Достижение этого „Общим ИИ“ требует высокоадаптивной, универсальной системы, которая может самостоятельно приобретать чрезвычайно широкий спектр специфических знаний и навыков, и может улучшать свои собственные когнитивные способности с помощью самообразования».

Похоже, здесь способность чему-либо научиться — конечная цель… И из нее вытекают свойства Общего ИИ — высокая адаптивность, универсальность. ..

  • Интеллектуальные системы должны работать, и работать хорошо, во многих различных средах. Их интеллектуальность позволяет им максимизировать вероятность успеха, даже если нет полного знания ситуации. Функционирование интеллектуальных систем не может рассматриваться отдельно от окружающей среды, от конкретной ситуации, в том числе, и от цели.

Что такое «хорошо работать»? В чем заключается успех?

Возможность сборного описания

Если из рассмотренных определений «вытащить» часто встречающиеся функции (черты, характеристики и т.д.), то найдем, что интеллект:

  • Это свойство, которое у индивидуального агента есть при его взаимодействии с окружающей средой/средами.
  • Это свойство относится к способности агента добиваться успеха или пользы по отношению к некоторой цели или к задаче.
  • Это свойство зависит от того, как агент способен и должен адаптироваться к различным целям и окружающей среде.

Совместное использование этих ключевых атрибутов дает принимаемое нами неформальное определение интеллекта: Интеллект измеряется способностью агента достигать целей в широком диапазоне условий.

Но погодите, нам нужен ответ на вопрос: что такое интеллект, а не как (или чем) он измеряется (оценивается)! Можно оправдать авторов статьи тем, что эти определения почти тринадцатилетней давности, и ожидать, что за последующие годы что-то должно было измениться — ведь IT область развивается бешеными темпами… Но ниже следует пример из статьи 2012 г., (M.Hutter, One Decade of Universal Artificial Intelligence, www.hutter1.net/publ/uaigentle.pdf) где в определении интеллекта ничего практически не изменилось

:

Рассуждение, творчество, ассоциирование, обобщение, распознавание образов, решение проблем, запоминание, планирование, достижение целей, обучение, оптимизация, самосохранение, зрение, обработка языка, классифицирование, индукция и дедукция, приобретение и обработка знаний… Точное определение интеллекта, включающее каждый его аспект, похоже, дать трудно.

Опять те же проблемы (даже — еще больше) с определением, что и 8 лет назад: даны проявления интеллекта в виде неструктурированного списка характеристик!

Определение интеллекта в Википедии (доступ 22 мая 2016 г.):
«Интеллект (от лат. intellectus — ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение».

Та же Википедия, но уже в самой свежей редакции на 24 января 2020 г.:
«Интелле́кт (от лат. intellectus „восприятие“, „разумение“, „понимание“, „понятие“, „рассудок“) или ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а также внимание, волю и рефлексию».

Прошло столько лет, но мы видим все то же — набор характеристик без какой-либо структуры… И с указанием человека — носителя интеллекта, только в самом конце текста. Т. е. проделать замену: «абстрактный Объект с интеллектом —> Человек с интеллектом» с последующим выявлением в этом определении: „Что нужно Человеку, чтобы стать интеллектуальным?“, не представляется возможным. Или же эта замена приводит к банальным пожеланиям: Человеку, чтобы стать интеллектуальным, нужно приобрести способность адаптироваться к новым ситуациям, к обучению на основе опыта, к пониманию и применению абстрактных концепций и к использованию своих знаний для управления окружающей средой и т. д. Короче, вот так можно стать умным, а не остаться глупым…

Итак, на основе изложенного, предлагается следующее определение, привязанное к Объекту, т. к. интеллект не может „висеть в воздухе“, это обязательно чьи-то способности. То же самое относится и к поведению, которое может быть только у кого-то или чего-то:

Интеллект Объекта — это набор способностей, которые используются при:
(1) Идентификации, формализации и запоминании (в форме модели) законов состояния и / или поведения:
      (1.1) Окружающей среды, и
      (1.2) Внутренней среды Объекта.
(2) Опережающего моделирования состояний и / или вариантов поведения:
      (2.1) в Окружающей среде, и
      (2.2) Внутренней среды Объекта.
(3) Создании описания состояния и / или реализации поведения Объекта, адаптированного:
      (3.1) к Окружающей среде, и
      (3.2) ко Внутренней среде Объекта
при условии максимизации отношения Поведение Объекта / Затраты на поведение
Объекта с целью сохранения (существования, дления, бытия) Объекта в Окружающей
среде.

Вот так это выглядит на схеме:

»

Теперь о применении определения… Истина, как говорится, всегда конкретна. Поэтому, чтобы проверить логику определения, следует заменить Объект на какую-нибудь широко известную и понятную конкретную систему, например, на… Автомобиль. Итак…

Автомобиль с интеллектом — это Автомобиль с набором способностей, которые используются при:
(1) Идентификации, формализации и запоминании (в форме модели) законов состояния и / или поведения:
(1.1) Дорожной обстановки, и
(1.2) Внутренней среды Автомобиля.
(2) Опережающего моделирования состояний и / или вариантов поведения:
(2.1) в Дорожной обстановке, и
(2.2) Внутренней среды Автомобиля
(3) Создании описания состояния и / или реализации поведения Автомобиля, адаптированного:
(3.1) к Дорожной обстановке, и
(3.2) ко Внутренней среде Автомобиля
при условии максимизации отношения (Поведение Автомобиля / Затраты на поведение
Автомобиля) с целью сохранения (существования, дления, бытия) Автомобиля — как в Дорожной обстановке, так и Внутренней среды Автомобиля.

Только одному мне видно, что Автомобиль именно с такими способностями мы называем интеллектуальным? Тогда еще вопрос: заметили бы вы разницу между поездкой в автомобиле, которым управляет профессиональный водитель, и поездкой в таком Интеллектуальном Автомобиле?

Ответ «НЕТ» означает:

  1. Дано правильное определение интеллекта: при замене «Объект —> Автомобиль» сбоев логики или каких-то нестыковок в описании не появилось.
  2. Автомобиль с такими способностями в ходе поездки как бы прошел «автомобильный» тест Тьюринга: пассажир в поездке не увидел никакой разницы между автомобилем с профессиональным водителем и этим Автомобилем. Или при точном следовании формулировке теста Тьюринга: «Если в ходе нескольких поездок пассажира в беспилотном автомобиле и в автомобиле с профессиональным водителем пассажир не сможет угадать, какой автомобиль его возил, то по уровню «мышления в дорожных условиях» беспилотный автомобиль можно считать равным автомобилю с профессиональным водителем».

Желающим предлагается «поиграть» данным определением — подставить в него вместо обезличенного слова «Объект» название любой, по желанию, хорошо знакомой системы (природной, общественной, производственной, технической) и самостоятельно проверить, тем самым, совместимость. Обязательно делитесь результатами и мыслями по итогам эксперимента!

Определение интеллекта через его цели

(А. Жданов. «Автономный Искусственный Интеллект» (2012), 3-е изд., электронное, сс. 49-50):
Главными целями, к которым стремится нервная система всякого организма, являются:

  • выживание организма;
  • накопление знаний его нервной системой.

Эти 2 пункта: выживание и накопление знаний — обобщенное описание пунктов 3 и 2 соответственно!

В качестве Заключения…
«Vicarious учит компьютер использовать воображение»
(«Компьютер научился агрессивному вождению» nplus1. ru/news/2016/05/23/mppi)
«Жизнь была бы довольно скучной без воображения. Поэтому, вероятно, самая большая проблема компьютеров в том, что воображения у них фактически нет. Стартап Vicarious создает новый способ обработки данных, инициированный тем, как, вероятно, информация «течет» через мозг. Лидеры компании говорят, что это даст компьютерам что-то похожее на воображение, и что, как они надеются, поможет сделать машины намного умнее. Компания представила нейросетевой алгоритм нового типа, со свойствами, заимствованными из биологии. Одно из них — способность представлять, как изученная информация должна будет выглядеть в различных сценариях — нечто вроде цифрового воображения».

Надо же, какое совпадение! Точно п. (2) определения: опережающее отражение — это и есть цифровое воображение!

Так бывает нечасто, но смотрите, что мы обнаруживаем в Сети:
(«Компьютер научился агрессивному вождению» nplus1.ru/news/2016/05/23/mppi)
«Специалисты из Технологического института Джорджии собрали модель беспилотного автомобиля (масштаб 1:5 на основе серийного шасси радиоуправляемой модели), способную проходить повороты с помощью управляемого заноса. Бортовой компьютер оснащен процессором Intel Skylake Quad-core i7 и видеокартой Nvidia GTX 750ti GPU и обрабатывает информацию с гироскопа, датчиков поворота колес, GPS и пары фронтальных камер. На основе данных, поступающих с датчиков, управляющий алгоритм формирует 2560 траекторий движения вперед на следующие две с половиной секунды».

Управляющий алгоритм содержит «картину мира» автомобиля в виде набора возможных траекторий движения по данной трассе.

«Из 2560 траекторий алгоритм выбирает наиболее оптимальную и согласно ей корректирует положение колес и скорость. При этом постройка всех 2560 траекторий и их обновление происходит 60 раз в секунду».

Это и есть опережающее отражение, искусственная креативность или цифровое воображение! Выбор оптимальной траектории из заранее 2560 сгенерированных и корректировка положения колес и скорости (адаптация!) чтобы остаться на трассе. Всё вместе описывается представленной схемой интеллекта!

«Весь процесс обучения управляющего алгоритма занял несколько минут вождения по треку оператором с небольшим опытом управления»

Процесс обучения — это создание картины мира!

«При этом, отмечают исследователи, при обучении не использовался контролируемый занос, его компьютер „изобрел“ самостоятельно. Во время испытаний автомобиль в автономном режиме проходил трек, стараясь поддерживать скорость, максимально близкую к восьми метрам в секунду».

Контролируемый занос — это элемент оптимальной стратегии (та самая максимизация отношения «Поведение Объекта / Затраты на поведение») самостоятельно выработанной автомобилем.

«По словам авторов, обучение алгоритмов агрессивному вождению может пригодиться и для повседневного управления беспилотным автомобилем точно так же, как умение контролировать занос может пригодиться живому водителю. В случае непредвиденной ситуации — например, гололеда, — беспилотный автомобиль сможет самостоятельно выйти из заноса и предотвратить возможное ДТП».

А это — распространение опыта автомобиля… Ну, как страж-птица (вспоминаем известный рассказ), получившая полезный навык, тут же передавала его всем остальным.

Еще раз приведу определение, которое предлагается к использованию:

Интеллект Объекта — это набор способностей, которые используются при:

(1) Идентификации, формализации и запоминании (в форме модели) законов состояния и / или поведения:
      (1. 1) Окружающей среды, и
      (1.2) Внутренней среды Объекта.
(2) Опережающего моделирования состояний и / или вариантов поведения:
      (2.1) в Окружающей среде, и
      (2.2) Внутренней среды Объекта.
(3) Создании описания состояния и / или реализации поведения Объекта, адаптированного:
      (3.1) к Окружающей среде, и
      (3.2) ко Внутренней среде Объекта
при условии максимизации отношения Поведение Объекта / Затраты на поведение
Объекта с целью сохранения (существования, дления, бытия) Объекта в Окружающей среде.

Благодарю за внимание. Комментарии, замечания — категорически приветствуются.

P. S. А вот о «… высокоадаптивной, универсальной системе, обладающей возможностью самостоятельно приобретать чрезвычайно широкий спектр специфических знаний и навыков» и которая требуется для создания ОИИ мы можем поговорить отдельно — это оооочень интересная тема. Если, конечно, будет интерес со стороны читателей. 🙂

Что такое интеллект? / Хабр

Этот вопрос волнует многих. Строятся теории с привлечением разных сложных понятий, от магии до квантовой физики. Что если всё проще? В статье размышления о некоторых аспектах естественного и искусственного интеллекта, а также определение того, что такое интеллект.

Модель — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе; представление некоторого реального процесса, устройства или концепции.

Вики

Модель имитирует моделируемую систему с некоторой точностью. Чем больше точность, тем больше в модели будет составляющих ее объектов. Информационная модель имеет информационные объекты. При максимальной точности на каждый моделируемый объект системы будет соответствующий ему информационный. То есть будет однозначное отображение (mapping). В дальнейшем под словом «модель» я буду подразумевать именно отображение одних объектов в другие, заданное соответствие реального и информационного.

Информационная система — это система для обработки информации. Информация некоторым образом поступает на вход информационной системы. Чтобы правильно ее обрабатывать, система имеет информационную модель.

Откуда поступает информация? Из какого-то внешнего источника. Я называю его «реальность».

Реальность — это всё, что находится вне информационной системы.

Итак, чтобы взаимодействовать с реальностью, информационная система должна иметь некоторую модель этой реальности. На каждый реальный объект должен быть соответствующий ему информационный, то есть модель этого объекта. Другая информационная система — это тоже реальный объект. Соответственно, если мы хотим с ней как-то взаимодействовать, для нее тоже нужна модель.

Необходимость такой модели хорошо заметна при разработке API. На сервере некая структура на выходе, на клиенте такая же структура на входе. В PHP и в JS одинаковые классы. Это не избыточность, это моделирование одной системы в другой.


Интеллект

Естественный интеллект — это тоже информационная система. У него есть датчики, которые дают входящую информацию. На основе этой информации он строит модель того, что происходит вне этой информационной системы, и на основе модели принимает решения о действиях. Таким образом, мы можем дать определение того, что такое интеллект.

Интеллект — это способность информационной системы строить модель реальности на основе входящей информации.

Компьютерная программа это тоже информационная система. Обладает ли она интеллектом? Нет, потому что модель в программу закладывает программист. Рассмотрим например программу для разметки жесткого диска. Информация о возможных форматах, порядок выполнения команд, коды ответов — это все заложено в исходном коде. В программе есть модель жесткого диска, она обновляется при получении ответов на команды, но программа ее не строит, не может ее изменить.

Искусственный интеллект должен строить правильную модель реальности. В том числе, он должен правильно на нее реагировать. Как минимум так же, как человек. Во-первых, это обратная связь для нас, по которой мы можем прийти к выводу, что интеллект у системы есть. Это можно проверить в отладчике, но надо знать, что там должно быть. Во-вторых, потому что одна из целей это выполнение деятельности человека в некоторых задачах.

Все животные так или иначе реагируют на реальность. Поэтому в отношении них нельзя говорить о том, есть интеллект или нет интеллекта. Можно говорить о том, больше его или меньше, достаточно ли его для определенного вида задач, для построения определенных моделей.

У одноклеточных практически нет интеллекта, потому что нет элементов, которые хранят и обрабатывают информацию об окружающей среде. Есть только химические взаимодействия, которые позволяют им функционировать. Их тоже можно считать моделью, но не информационной, а аппаратной. Из-за небольших размеров и химических законов она не может быть сложной.

Также стоит отметить, что интеллект тесно связан с понятиями объекта и памяти. Объект — это нечто, что обладает состоянием и поведением, что мы определяем как одно и то же в разные моменты времени. Память нужна, чтобы хранить признаки объектов между этими моментами, здесь и начинается модель. Но объекты это тема отдельного разговора.


Ощущения

Люди испытывают приятные и неприятные ощущения. Рассмотрим ощущение боли. Как ее можно описать? Боль это неприятное ощущение, если она присутствует, то мозг постоянно обращает на нее внимание. Обычно человек не может по желанию ощущать или не ощущать боль. При этом у людей неприятных ощущений несколько, например, есть еще страх.

Для произвольной информационной системы можно дать такое определение.

Ощущения — это процесс восприятия данных, которые поступают в информационную систему постоянно, требуют своей обработки, при этом система устроена так, что не может на них не реагировать. Восприятие — это то, как данные влияют на модель. Их наличие система может воспринимать как положительную или отрицательную обратную связь. Положительную связь она стремится увеличить, отрицательную уменьшить.

Любые сигналы с датчиков это ощущения.

Может ли искусственный интеллект испытывать боль?

Сначала заметим, что естественный интеллект испытывает несколько разных для него ощущений. Боль это просто название одного из них. Она сигнализирует о повреждениях. Таким образом, если некая информационная система с интеллектом получает ощущение с информацией о повреждениях, которое она определяет как неприятное для нее, стремится минимизировать его влияние и не может это сделать путем отключения, то это аналог боли. Именно аналог, мы можем лишь определять сходство, что «Ощущение 1» похоже на человеческую боль, а «Ощущение 2» на удовольствие от чего-либо. Главное здесь то, как реагирует сама система на эти данные. Как определить, что ИИ не врет? Проверить в отладчике.

Чем больше признаков, тем больше сходство, включая химические и электрические процессы. С большой вероятностью животные чувствуют ощущения, схожие с человеческими, так как реагируют аналогично человеку, тоже имеют нервные клетки, которые тоже состоят из органических соединений.

То есть, если мы сделаем информационную модель человека с точностью до атомов и электрических полей, а также окружающую его реальность, с которой он будет взаимодействовать, и смоделируем порез на пальце, то да, в этой реальности он будет испытывать боль. Если с помощью датчиков он будет взаимодействовать с нашей реальностью, то в нашей. Так как в плане обработки информации он ничем не будет отличаться от других людей.

Этично ли заставлять его чувствовать боль против его желания в какой-либо реальности? Думаю, нет. Это относится к любому другому существу и любому неприятному ощущению. Но так как это информационная модель, можно смоделировать другую реакцию или иной способ восприятия, и тогда уровень этичности будет другой.

Рассмотрим систему управления базами данных с мониторингом. Если происходит сбой, подсистема мониторинга начинает с некоторой периодичностью отправлять администратору уведомление с уровнем тревоги. Можно ли сказать, что такая система испытывает боль? Нет. Во-первых, у нее нет интеллекта, модель заложена в нее программистом, и там нет понятия, аналогичного боли. Во-вторых, хотя сигнал и оценивается как неприятный, у нее нет стремления его минимизировать. В общем-то даже наоборот, она сделана для того, чтобы предоставлять максимально точную модель того, что происходит с системой. Ее можно назвать аналогом нервных клеток, а не существа, которое их имеет.

Рассмотрим бота с ИИ в компьютерной игре. Игра для него это реальность, хоть и очень ограниченная. Для правильных действий необходима информация о повреждениях. Если бот получает ее по желанию — выполнял некоторые действия, обратил внимание на рану, начали поступать сигналы о повреждении, запомнил их параметры, отвлекся, перестали поступать — то это не аналог боли. Если бот воспринимает ее как дополнительную информацию, а не как негативное ощущение, уровень которого надо минимизировать, если она не влияет на действия, предпринимаемые для других целей (например, нет стремления отдернуть руку, если он получил удар по ране на руке), то тоже нет.


Другие понятия

Что такое сознание? Его можно определить как процесс функционирования интеллекта, процесс получения информации и обновления модели реальности. Оно тесно связано с понятием «Я». «Я» это элемент в модели, представляющий саму информационную систему. Есть ли понятие «Я» у собак? Да, это тот объект, с которым они связывают команды «Сидеть-Лежать». Это означает, что у собак есть сознание и интеллект. Но умножать например собаки не умеют. Возможно, это связано с тем, что для более высоких уровней абстракции нужны дополнительные информационные элементы, которые будут наблюдать более низкие уровни и строить их модель.

Сознание связано с самонаблюдением. То есть имеет место не просто получение информации о мире и обновление модели, а также и регистрация самих фактов получения, отражение их в модели, связь с объектом «Я». «Если мне тыкают под ребра, мне щекотно». «Вчера я не знал этого, сегодня знаю». То самое «Я мыслю — следовательно, я существую». Получается замкнутая система, часть элементов с выхода анализирующего блока передается на его вход. Можно предположить, что сознанием могут обладать только сложные существа, у которых достаточно информационных элементов для организации такой связи.

Что такое понимание? Что означает, когда мы говорим, что человек понял что-то? Это означает, что у него появилась правильная модель того, что он анализировал. Информационные элементы модели соответствуют элементам реальной системы. Понимание это построение правильной модели. Почему так важен опыт? Это модель. Она позволяет моделировать процессы в информационном виде, а потому планировать и выбирать нужный вариант.

Есть нейросети, они сами строят модель по входящей информации. Строят ли они правильную модель? Результаты показывают, что как-то не очень. Для них обычно требуется специальная выборка, это тоже подготовленная модель. Но какую-то модель они могут построить, поэтому некоторый уровень интеллекта у них есть.

Update: Важный момент. Объекты в модели это именно объекты, с состоянием и поведением, которые распознаются как одно и то же в разные моменты времени. Думаю, если информационная система не имеет механизма для понятия «тот же самый», то нельзя сказать, что у нее есть интеллект.

Китайская комната

Решил добавить анализ китайской комнаты, чтобы показать применимость этого подхода в разрешении непонятных вопросов.

Итак, есть комната, в ней сидит человек, у него есть инструкция, руководствуясь которой он перекладывает иероглифы. Комната отвечает на китайские вопросы, но человек не знает китайского. Ответ прост и уже дан ранее — китайский язык знает вся система в целом. Но есть и аргументы против. Рассмотрим некоторые моменты.

«Инструкция же составлена таким образом, что после применения всех шагов к иероглифам вопроса они преобразуются в иероглифы ответа.»

Строго говоря, это невозможно, так как для ответа нужны дополнительные данные, которых нет в вопросе. Если система действительно отвечает правильно, они где-то хранятся. Это ее модель реальности.

«Формально аргументацию можно представить так:
1. Если гипотеза «сильного» ИИ верна, тогда существует такая программа для китайской письменности, при запуске которой в вычислительной системе эта система будет понимать китайскую письменность.
2. Я могу исполнить программу для китайской письменности без понимания этой письменности.
3. Следовательно, гипотеза «сильного» ИИ неверна.»

Пункт 1 должен выглядеть так: «существует такая программа для китайской письменности, при запуске которой в вычислительной системе эта программа будет понимать китайскую письменность». Система передает данные в программу, программа их обрабатывает.
Поэтому, из 2 не следует 3. Понимать китайскую письменность будет исполняемая программа, а не тот, кто ее исполняет.

Чтобы человек стал понимать китайский язык, надо расширить имеющуюся у него модель моделью из программы. А когда эти данные внутри виртуальной машины, они недоступны.

«Более общий вывод Сёрла говорит о том, что любые манипуляции с синтаксическими конструкциями не могут приводить к пониманию»

Верно. Понимание это построение правильной модели. Синтаксические конструкции лишь обозначают элементы модели.

«Система из книги правил, человека и комнаты, по их мнению, является разумной и понимает китайский язык. В качестве контраргумента Сёрл предлагает заставить человека запомнить формальные правила ответов для системы.»

И когда он будет исполнять программу, она будет понимать китайский язык.

Статья на английском с небольшими дополнениями: What is intelligence?

Интеллект Определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Синонимы
  • Тест
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень сложности слова.

[in-tel-i-juhns]

/ ɪnˈtɛl ɪ dʒəns /

Сохранить это слово!

См. синонимы слова интеллект на Thesaurus.com

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


сущ.

способность к обучению, рассуждению, пониманию и подобным формам умственной деятельности; способность схватывать истины, отношения, факты, значения и т. д.

проявление высоких умственных способностей: Пишет умно и остроумно.

способность понимания.

знание о событии, обстоятельстве и т. д., полученное или переданное; Новости; информация.

сбор или распространение информации, особенно секретной информации.

Правительство.

  1. информация о противнике или потенциальном противнике.
  2. оцененные выводы, сделанные на основе такой информации.
  3. организация или учреждение, занимающееся сбором такой информации: военная разведка; военно-морская разведка.

Обмен информацией: Они годами ведут разведку с иностранными агентами.

Христианская наука. фундаментальный атрибут Бога или бесконечного Разума.

(часто начальная заглавная буква) разумное существо или дух, особенно бестелесный, как ангел.

ДРУГИЕ СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ интеллект

2 проницательность, причина, сообразительность, способность, проницательность.

См. синонимы к слову интеллект на Thesaurus.com

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ СЛОВА интеллект

2 глупость.

См. антонимы для интеллекта на Thesaurus.com

ВИКТОРИНА

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ?

Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

Вопрос 1 из 7

Какое предложение правильное?

Происхождение интеллекта

Впервые записано в 1350–1400 гг.; Среднеанглийское, от латинского Intelligentia. См. Intelligent, -ence

исследование синонимов интеллекта

1. См. ум.

ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ интеллекта

hy·per·in·tel·li·gence, сущ. gence, существительное

Слова рядом с интеллектом

интеллектуализм, интеллектуальность, интеллектуализация, умственно отсталый, интеллектуальная собственность, разведка, разведывательное агентство, разведывательное управление, офицер разведки, коэффициент интеллекта, разведчик

Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023

Слова, относящиеся к интеллекту

проницательность, ловкость, гениальность, интеллект, суждение, восприятие, быстрота, сообразительность, чувство, умение, тонкость, понимание, остроумие, данные , знание, сообразительность, бдительность, способности, умственные способности, мозги

Как использовать интеллект в предложении

  • Компания опубликовала некоторые исследования, лежащие в основе этих различных алгоритмов «биологических часов», многие из которых используют искусственный интеллект для создания прогнозы, основанные на данных в рецензируемых научных журналах.

    Ваш биологический возраст? Новое приложение обещает раскрыть это и помочь вам замедлить процесс старения|Джереми Кан|17 сентября 2020 г.|Fortune

  • Одним из основных факторов давления отбора на людей было перехитрить друг друга, что также известно как гипотеза Макиавелли. .

    Темная сторона интеллекта — такие романтичные факты|Диана Флейшман|15 сентября 2020 г.|Nautilus

  • Клиенты работают с нами на основе консультаций, чтобы получить информацию о том, что на уме у лиц, принимающих решения.

    «Без роскоши времени»: The Wall Street Journal выпускает новые продукты для быстроразвивающегося рекламного рынка|Lucinda Southern|15 сентября 2020 г.|Digiday

  • Вместо этого Хуанг дал более расплывчатые заверения, что Nvidia будет инвестировать в исследовательский центр искусственного интеллекта в Кембридже, включая создание там одного из самых мощных суперкомпьютеров в мире.

    Почему покупка Nvidia компании Arm беспокоит технический сектор Великобритании|Джереми Кан|14 сентября 2020 г. |Fortune

  • Международные организации и корпорации стремятся разработать глобальные рекомендации по этичному использованию искусственного интеллекта.

    Группы по этике ИИ повторяют одну из классических ошибок общества|Эми Нордрам|14 сентября 2020 г.|MIT Technology Review

  • Согласно источнику в йеменской разведке, Саид встречался с печально известным американским проповедником Анваром аль-Авлаки.

    Франция убивает убийц Charlie Hebdo|Нико Хайнс|9 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • Нынешние и бывшие сотрудники разведки заявляют, что Северная Корея уже давно является приоритетной целью для американских шпионов.

    Была ли компания Sony атакована вторым взломом?|Шейн Харрис|8 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • «Он был храбрым полевым командиром и экспертом в разведке, а также в организации народных и племенных сил», — сказал восхвалитель. .

    Что иранские похороны говорят нам о войнах в Ираке|IranWire|6 января 2015 г. |DAILY BEAST

  • Мой отец служил в разведывательном подразделении ВМС США, как и во время Второй мировой войны.

    История улыбки Ли Марвина Liberty Valance Smile|Роберт Уорд|3 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • Согласно сверхсекретным брифингам разведки, пожар, который, по его словам, только набирает обороты.

    У борьбы с ИГИЛ не хватает шпионов, заявил председатель разведки|Кимберли Дозье|2 января 2015|DAILY BEAST

  • Испуганные операторы в Амбале не смогли получить дополнительную информацию, и мальчик был убит на своем посту.

    Красный год|Луи Трейси

  • Странные различия, отражающие различия интеллекта, проявляются в управлении этой диаграммой человеческого лица.

    Children’s Ways|Джеймс Салли

  • Откровенно говоря, мы должны сказать, что это непостижимо несовместимо с ясным умом сеньора Патерно.

    Филиппинские острова|Джон Форман

  • Томас Карр — один из тихих, хороших людей в быстром мире — был замечательным компаньоном, полным ума и разговорчивым.

    Причуда Эльстера|Миссис. Генри Вуд

  • Как только «Адмирал» уходил, Уорд (из разведки) перешел дорогу с неприятным маленьким демпфером.

    Gallipoli Diary, Volume I|Ian Hamilton

Британский словарь определений для интеллекта

интеллект

/ (ɪnˈtɛlɪdʒəns) /


существительное для понимания способности 9001; способность воспринимать и понимать смысл

хорошие умственные способностичеловек с интеллектом

старомодные новости; информация

военная информация о врагах, шпионах и т. д.

группа или отдел, которые собирают или имеют дело с такой информацией

(часто с большой буквы) разумное существо, особенно невоплощенное разведывательная сеть

Производные формы интеллекта

интеллигентный, прилагательное

Происхождение слова интеллект

C14: от латинского intellegentia, от intellegere различать, понимать, буквально: выбирать между, от меж- + legere выбирать

Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

Интеллект – определение, значение и синонимы

Другие формы: интеллект

интеллект – это ваша способность, как растения, исчисление, понимать расти к солнцу.

Интеллект происходит от латинского слова intelligere , «понимать», что имеет смысл, поскольку относится к чьей-либо способности понимать вещи. Ваш интеллект помогает вам пройти урок математики и выучить французский язык. Это означает ум — то, что вам нужно хотя бы немного, чтобы закончить школу. Разведка имеет захватывающую двойную жизнь: это также относится к тому, что пытаются получить шпионы — информацию от врага. Вы можете родиться с ним или приобрести его, особенно если вы работаете в ЦРУ.

Определения интеллекта

  1. сущ.

    способность понимать; понять и извлечь пользу из опыта

  2. сущ.

    секретная информация о противнике (или потенциальном противнике)

    «мы отправили самолеты для сбора разведка по их радиолокационному покрытию»

    синонимы: разведывательная информация
  3. сущ.

    информация о последних и важных событиях

    синонимы: новости, известия, слово
  4. сущ.

    подразделение, ответственное за сбор и интерпретацию информации о противнике

    синонимы: спецслужба, служба разведки
  5. сущ.

    операция по сбору информации о противнике

    синонимы: разведывательная деятельность, разведывательная операция

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Эти примеры предложений появляются в различных источниках новостей и книгах, чтобы отразить использование слова «интеллект» .

Добавить комментарий