Определение стресса по селье: Министерство здравоохранения

Министерство здравоохранения

Термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своей классической работе по универсальной реакции «Бороться и бежать».

Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее. «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования» – писал Ганс Селье в работе «Стресс жизни».

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

Стресс (от англ. stress – давление, нагрузка, напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

Психологи различают стрессы по мощности. Стрессы большой силы возникают в ответ на ситуации, несущие угрозу жизни или её привычному укладу, например, природные или техногенные катастрофы. Причиной стресса большой силы могут стать значимые личные события: смерть или тяжелая болезнь близкого человека, развод, крупные финансовые потери, вынужденная миграция или потеря работы.

МИФЫ О СТРЕССЕ

Мифы о стрессе – это общераспространённые ошибочные представления о нём. Осознание их ошибочности является важным условием эффективного управления стрессом.

МИФ № 1. Стресс не может причинить реального вреда моему здоровью, потому что он существует только в воображении.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ: стресс влияет не только на психические процессы, но и на физиологические. Заболевание, развивающееся в результате стресса, может представлять реальную опасность для здоровья. Примерами могут служить стенокардия, гипертония, иммунодефицит, язвенная болезнь и т. д.

МИФ № 2. От стресса страдают только слабые люди.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ: cкорее наоборот. Наиболее сильные стрессы обычно испытывают активные волевые индивидуумы, которые ставят себе сложные цели и стремятся достичь их в минимальный отрезок времени. Высокий уровень притязаний вызывает перегрузку, перегрузка приводит к стрессу.

МИФ № 3. Единственное, что нужно сделать при чрезмерном стрессе, –просто отдохнуть.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ: если человек не может избавиться от избыточного напряжения, то выходные или отпуск не принесут существенного результата. Чтобы уметь эффективно справляться с чрезмерным стрессом, научитесь методам расслабления.

МИФ № 4. Я всегда знаю, что испытываю чрезмерный стресс. ОПРОВЕРЖЕНИЕ: это не всегда так. Стресс – это реакция битвы или бегства. Его предназначение – обеспечить выживание в экстремальных условиях, когда нужно действовать, а не думать или чувствовать.

Поэтому чем сильнее стресс, тем меньше человек способен его ощущать. При очень сильных стрессах симптомы обычно появляются уже после того как угроза миновала и напряжение начало уменьшаться.

МИФ № 5. Установить причины стресса несложно.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ: это утверждение верно для слабого стресса, когда симптомы стресса появляются сразу же после воздействия какого-либо фактора. Но при сильном стрессе, как уже говорилось в опровержении предыдущего мифа, признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезнет его причина. В таких ситуациях поиск причин стресса существенно усложняется.

МИФ № 6. Я не могу отвечать за стресс в моей жизни, так как стресс в наше время неизбежен и мы все его жертвы.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ: подавляющее большинство стрессов вызывается психологическими причинами, каждая из которых содержит две составляющие. Одна из них – ситуация, которая вызывает стресс, вторая – отношение человека к этой ситуации. Стрессовую реакцию запускает не столько происходящее с человеком, сколько то, что он об этом думает, т. е. чаще всего причиной стресса являются его собственные мысли.

МИФ № 7. Все люди реагируют на стресс одинаково.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ: каждый человек уникален. Каждый имеет свои особенные причины стресса, симптомы, свои способы преодоления стресса и т. д. Хотя стрессовая реакция развивается по определённым законам, общим для всех людей, проявления стресса у разных людей могут быть совершенно разными.

КАК ПЕРЕНОСИТСЯ СТРЕСС И ЧЕМ ОН ОПАСЕН?

Насколько серьёзными окажутся стресс и его последствия для здоровья человека, зависит как от мощности и длительности стресса, так и от психологических и генетических особенностей человека. Не все люди, пережившие стресс сопоставимого уровня, страдают от него одинаково. На то, какими окажутся последствия стресса, оказывают влияние и условия жизни человека, его окружение.

Если есть семья, близкие, друзья – стресс переносится легче. Стрессы большой силы или длительный хронический стресс могут способствовать развитию и прогрессированию как телесных, так и психических заболеваний. Стресс обычно способствует “выходу из строя” наиболее ослабленных систем организма. Гипертония, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, язвенная болезнь – вот далеко не полный список заболеваний, развитие которых способен ускорить сильный или длительный стресс.

КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ СТРЕССА?

В современном обществе бегство от стресса – занятие сложное, но не безнадёжное. Есть рациональный подход: обучение навыкам преодоления стресса, повышения стрессоустойчивости. Помочь в этом могут занятия релаксацией, аутотренингом, йогой и регулярный отдых, желательно на природе. Вот несколько простых, но действенных советов для тех, кто хочет научиться самостоятельно преодолевать стресс. Старайтесь замедлить темп Вашей жизни.

Заранее планируйте рабочий день; чередуйте периоды интенсивной работы с полноценным отдыхом. Высыпайтесь! Взрослому человеку в среднем необходимо 7–8 часов сна в сутки. Не ешьте на ходу: завтрак, обед и ужин должны стать временем отдыха. Не пытайтесь снять стресс с помощью табака или алкоголя. Проблемы, вызвавшие стресс, и сам стресс никуда не денутся, а здоровье пострадает.

Снять эмоциональное напряжение поможет физическая нагрузка, особенно связанная с водой: займитесь плаванием или аквааэробикой.

Как протекает стресс и почему его переживание похоже на штурм крепости

«Стресс» — модное слово, которое сегодня употребляют практически везде. Но несмотря на это, стоит признать, что о нем мы знаем не так много. Как отличить стресс от временной тревожности? Как он протекает? При чем здесь те самые гормоны счастья эндорфины? Психофизиолог, доктор биологических наук Сергей Парин отвечает на эти вопросы в своей книге «Стресс, боль и опиоиды.

Об эндорфинах и не только». Публикуем отрывок, где автор рассказывает о теории стресса и трех его стадиях.

Сергей Парин
Издательство Дискурс, 2021

Теория стресса

О стрессе сегодня знают все. Трудно представить, что еще совсем недавно, в конце ХХ века, реальность этого феномена ставилась под сомнение. Однако сейчас мы каждый день слышим: «Ой, а у меня такой стресс!», «На этой работе — сплошные стрессы», «Эти чудесные таблетки помогут вам бороться со стрессом»… Как часто бывает, когда какой-то термин из сферы науки попадает в общий обиход, понятие быстро размывается, теряет основной смысл и превращается в сотрясение воздуха.

И что я хочу сказать прежде всего: бороться со стрессом столь же глупо, как устранять головную боль с помощью гильотины. Стресс — это защитная реакция нашего собственного организма. Стресс неотделим от самой жизни. Другое дело, что нужно стараться как можно реже попадать в стрессовые ситуации и научиться справляться с разрушительными последствиями стресса, приводящими к множеству так называемых стресс-индуцированных заболеваний.

Сегодня уже установлено, что стресс может спровоцировать многие болезни, начиная от диабета и бронхиальной астмы и заканчивая инфарктами, инсультами и даже раком. С другой стороны, эта защитная реакция обнаруживается на самых разных ступенях эволюционной лестницы. А значит, эта реакция способствует выживанию и ее негативные проявления уступают по значимости позитивным, важным в эволюционном смысле свойствам. Нужно признать, что мы пока явно недостаточно знаем об особенностях стресса. Но даже тех фрагментарных знаний, которыми мы располагаем, хватает, чтобы понять важность его изучения. Начнем с истории.

Слово о Гансе Селье

Теорией стресса мы обязаны великому австро-канад- скому физиологу Гансу Селье. Он родился в начале ХХ века в словацком городке Комарно и получил медицинское образование в Праге, Риме и Париже. Незадолго до Второй мировой войны пере- брался в Канаду, где и прожил до своей кончины в 1982 году. Я упоминаю о медицинском образовании Селье не случайно. Именно клинические наблюдения за течением разных, прежде всего инфекционных заболеваний впервые навели его на мысль об удивительном сходстве ряда признаков (напомню: симптомов) очень различающихся по своей первоначальной причине болезней. В поисках механизмов возникновения этого сходства он стал экспериментировать на животных. Результаты экспериментов окончательно убедили его в том, что практически при любой болезни есть неизменный комплекс симптомов — синдром, который не имеет отношения к конкретным причинам этих болезней, а связан со стандартной реакцией организма на повреждение.

Селье счел этот синдром адаптационным, что к концу ХХ века чуть было не погубило его гениальную теорию, и назвал это неспецифическое состояние стрессом, использовав термин, который лет за двадцать до него предложил великий американский физиолог Уолтер Кеннон.

Хочу заметить, что первопроходец в любой области науки идет по нетронутой снежной целине. Поэтому часто проявляющаяся (особенно в последнее время) привычка тех, кто мчится по уже хорошо накатанной лыжне, выискивать и высмеивать ошибки пионеров выглядит, мягко говоря, черной неблагодарностью. Повторю: задним умом все мы крепки. Это банальное, в общем-то, утверждение представляется мне настолько важным, что позволю себе привести два поучительных примера. Да, Жан Батист Ламарк наивно полагал, что у жирафов длинные шеи, потому что они из поколения в поколение тянутся к растущим высоко на дереве листочкам. Но ведь именно Ламарк создал первую стройную теорию эволюции, без которой работы Дарвина и Уоллеса едва ли могли увенчаться успехом.

Да, Иван Петрович Павлов вместе с учениками превратил свою условно-рефлекторную теорию в абсолютный культ, чем способствовал полному разрушению нашей отечественной психологии. Но ведь именно он показал возможность объективного изучения психических процессов, что резко продвинуло вперед современную психологию в остальном мире. Да и доведение им условно-рефлекторной теории до абсурда тоже в итоге оказалось прогрессивным, потому что внесло существенный вклад в процесс низвержения этой многовековой, но чрезвычайно ограниченной гипотезы.

Исследователя нельзя судить без учета той эпохи, когда он работал. Да и вообще, не надо судить настоящего исследователя! Он ходит там, «куда еще не ступала нога человека»: в неведомом. К Гансу Селье это относится в полной мере. Он сумел увидеть то, что остальным было не дано. Он сумел за деревьями разглядеть лес.

Все мы с вами замечательные аналитики. Мы с младенчества умеем разбирать на запчасти только что подаренные нам игрушки. Это у нас от обезьян: они тоже умеют в один миг превратить дорогостоящий гаджет в груду обломков (сам, к сожалению, имел удовольствие это наблюдать).

А вот мыслители-синтетики, способные из разрозненных фактов собрать целостную концепцию, появляются хорошо если один-два раза за столетие. Таким был Эйнштейн. Таким, с очевидностью, был Ганс Селье. Он не просто сформулировал синтетическое понятие стресса. Он выявил наиболее важные симптомы этого состояния — так называемую триаду Селье:

Чуть позже я объясню все эти понятия. И именно Селье удалось обнаружить трехстадийность течения стресса:

И еще Селье, конечно же, постарался сформулировать определение стресса. Напомню, что любое определение — это уже модель. И вообще, как вы лодку назовете, так она и поплывет. Так вот, в начале своих поисков Селье считал, что стресс — это неспецифическая физиологическая реакция в ответ на нарушения постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Чуть позже он определял стресс как неспецифический (или в других работах — общий) адаптационный синдром. Во второй половине жизни Селье опубликовал определение, во многом перечеркнувшее его многолетний труд и ставшее одной из главных причин усиления негативного отношения к его теории: стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Только вдумайтесь: сейчас, когда вы читаете эту книгу, на ваши глаза действует отраженный от страницы свет, на вас, «даже если вы партийный, давит атмосферный столб весом в двести четырнадцать кило» (примерно так говорил Остап Бендер, если помните такого), вы сами давите на стул или диван, ощущая при этом сопротивление опоры. Это все — требования среды. Раз так, у вас сейчас точно есть стресс. И тогда вообще вся жизнь есть стресс, потому что мы всегда взаимодействуем с окружающим миром. Это роскошная реклама транквилизаторов, но к реальной жизни она отношения не имеет. Селье понимал, что выпускает джинна из бутылки, и попытался спасти ситуацию, предложив разделить стресс на плохой (дистресс) и хороший (эустресс), но это лишь усугубило путаницу.

Три стадии

Стадийность стресса тоже впервые описал Ганс Селье. Сразу хочу предупредить: это не три хоккейных периода и не три раунда в боксе. Все три стадии стресса различаются между собой и длительностью, и признаками, и, как мы вскоре увидим, обеспечивающими их механизмами.

Первая стадия, которую Селье назвал стадией тревоги, очень кратковременная и самая энергозатратная. Длится она от нескольких секунд до нескольких десятков минут.

Про запредельный уровень энергетики и в научной, и в популярной литературе накоплено столько примеров, что даже не сразу и выберешь. Например, представьте себе идиллическую картину: поздняя весна, греет солнышко, мама вывела сынишку погулять в большой современный двор. Тот устроился на асфальте со своими машинками, а мама углубилась в чтение детектива. От книжки ее отвлек истошный вопль малыша. Оказалось, что один из припаркованных во дворе кроссоверов «сошел с ручника», покатился под горку и уже наехал на полу плащика ребенка. Еще мгновение — и колесо размажет по асфальту попавшего в капкан мальчугана. Мама отбрасывает книжку, одним прыжком подлетает к автомобилю, поднимает его за задний бампер и пин- ком вышибает из-под колеса сынишку.

Не подумайте, что это моя фантазия. Придумать такое не способен даже я! Этот сюжет был опубликован лет десять назад в нескольких газетах. Тогда, может, фантазия журналистов? Да не похоже: день был выходной, во дворе собралось много народу, люди обернулись на крик ребенка. Они все в один голос описывали событие абсолютно одинаково по смыслу, пусть и разными словами.

А самое главное, почему я не вижу оснований сомневаться в реальности случившегося: таких примеров великое множество. Более того, не так много людей, которые не испытывали бы подобного в собственной жизни. Это проявление особого состояния, которое Уолтер Кеннон задолго до Селье охарактеризовал как «бей-беги». Причем и бить, и бежать удается на пределе, а то и за пределом своих сил.

Правда, на первой стадии стресса возможно еще одно состояние — замирание, ступор (фризинг). Это эволюционно более древний способ защиты, когда ресурсов для активного сопротивления было еще немного и шансом на спасение становилось своего рода «шифрование». Замер неподвижно — и, может быть, тебя просто не заметят, пройдут мимо.

Вторая стадия, стадия резистентности (сопротивления), может длиться гораздо дольше, вплоть до нескольких суток. Зато к геройству на этой стадии наш организм не склонен: это период упорной борьбы с последствиями повреждения (реального или виртуального — особый разговор). Есть такое выражение: «упереться». Вот оно как раз больше всего подходит к описанию этой стадии. Запасы энергии здесь раскладываются на относительно длительное время, но тем не менее это тоже активный энергозатратный способ защиты.

А вот третья стадия (стадия истощения, по терминологии Ганса Селье) — период глухой эшелонированной обороны. Селье считал, что наступление этой стадии связано с полным исчерпанием энергоресурсов. Стадия полной разрухи. Сегодня есть основания усомниться в его правоте. Накоплено много фактов за то, что это еще один способ защиты, только более древней, пассивной. Мне кажется, для описания стадий стресса хорошо подходит военная метафора.

Первая стадия — штурм крепости. Штурм не бывает длительным, но требует предельного напряжения всех сил и массового героизма. Вторая стадия — длительная осада

Это тоже активные действия, но требующие упорства, настойчивости и стратегического расчета. На третьей стадии мы переходим в глухую, хорошо организованную оборону. И длиться она может месяцами. Такую оборону отличает чрезвычайно бережное отношение к оставшимся, пусть и немногочисленным, ресурсам.

Нужно сказать, что трехстадийную структуру стресса за несколько десятилетий многократно пытались ревизовать. Но каждая из таких попыток через недолгое время отвергалась и теоретиками стресса, и практикующими специалистами.

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Тайная история науки о стрессе: прививки

  • Стэнфордский университет

  • Стэнфордский университет

  • Стэнфордский университет

  • Стэнфордский университет

  • Стэнфордский университет

  • Стэнфордский университет

  • Стэнфордский университет

  • Стэнфордский университет

1 из 8

Современное представление о стрессе зародилось на крыше в Канаде, когда горстка крыс замерзла на зимнем ветру.

Это был 1936 год, и к тому моменту владелец крыс, эндокринолог по имени Ганс Селье, стал экспертом в том, чтобы заставить крыс страдать ради науки.

«Он подвергал их экстремальным температурам, заставлял голодать в течение длительного времени или заставлял много заниматься спортом», — говорит историк медицины Марк Джексон. «Тогда он убьет крыс и осмотрит их органы».

Что было интересно Селье, так это то, что какими бы разными ни были пытки, которые он придумывал для крыс — от ледяного ветра до болезненных инъекций, — когда он вскрывал их, чтобы исследовать их кишки, оказывалось, что физические последствия его различных пыток всегда были одинаковый.

«Почти всегда эти крысы демонстрировали определенный набор признаков», — говорит Джексон. «Будут изменения, особенно в надпочечниках. Поэтому Селье начал предполагать, что подвергание животного длительному стрессу приводит к изменениям тканей и физиологическим изменениям с высвобождением определенных гормонов, которые затем вызывают болезнь и, в конечном итоге, смерть животного. »

Так родилась идея стресса и его потенциальных последствий для организма.

Но вот в чем дело: идея стресса родилась не у любого родителя. Он родился у Селье, ученого, решительно настроенного сделать концепцию стресса международной сенсацией.

Личность типа А в значительной степени является конструктом табачной промышленности.

Марк Петтикрю

«Он написал, я не знаю, 1500 книг и статей. Я имею в виду, это был огромный, огромный результат от этого человека», — говорит Джексон. «Он был невероятным человеком. Он спал всего четыре или пять часов в день. Он всегда первым приходил в лабораторию и последним уходил; его энергия была фантастической. Селье ездил по всему миру, проповедуя евангелие стресса».

Как писал Селье в своей биографии, Стресс моей жизни (одна из 39 книг, написанных им для продвижения концепции стресса): «Стресс был моим собором, и я буду полировать и совершенствовать его… Я знаю, что мой ребенок переживет меня».

Но Селье был не единственным известным ученым, решившим продвигать идею о том, что стресс представляет серьезную опасность для здоровья.

В середине 1950-х годов два американских кардиолога — Мейер Фридман и Рэй Розенман — выдвинули идею личности типа А.

Их аргумент, по сути, заключался в том, что в Америке существовал целый класс людей, жизнь которых была настолько полна стресса и напряжения, что их тела были особенно подвержены болезням, особенно сердечным приступам. Врачи опубликовали исследование, в котором утверждалось, что частота ишемической болезни у мужчин с типом личности А была в два раза выше, чем у других мужчин.

Эта идея об особой целеустремленной и чувствительной к стрессу подгруппе личности действительно захватила американское воображение.

«Вы все еще можете увидеть это сегодня», — говорит Марк Петтикрю, директор по исследованиям в области общественного здравоохранения в Лондонской школе гигиены и тропической медицины. «Буквально многие тысячи веб-сайтов до сих пор довольно некритично говорят о поведении типа А. Это все еще имеет влияние в популярной культуре».

Большинство людей, беспокоящихся об опасностях стресса, не осознают, говорит Петтикрю, что большая часть этих фундаментальных научных исследований стресса финансировалась и направлялась очень конкретным спонсором.

«Что никогда не ценилось, так это то, что табачная промышленность была главным спонсором и стимулятором исследований стресса», — говорит он. «В частности, работа Селье, а также исследования поведения типа А. Личность типа А в значительной степени является конструкцией табачной промышленности».

Подборка документов раскрывает влияние табака

За последнее десятилетие или около того Петтикрю и группа его коллег в Лондоне просматривали миллионы документов табачной промышленности, которые были заархивированы в Интернете в конце 90-х годов.0s в рамках судебного урегулирования с табачными компаниями.

Они обнаружили, что как работа Селье, так и большая часть работ, связанных с личностью типа А, находились под сильным влиянием производителей сигарет. Они были заинтересованы в продвижении концепции стресса, потому что это позволяло им утверждать, что именно стресс, а не сигареты, виноват в сердечных заболеваниях и раке.

«В случае с Селье они проверяли… содержание статьи, согласовывали формулировки статей, — говорит Петтикрю, — юристы табачной промышленности фактически влияли на содержание его работ, они подсказывали ему то, что он должен комментировать.»

Кроме того, по словам Петтикрю, они потратили огромные деньги на финансирование его исследований. Все это важно, говорит Петтикрю, потому что влияние Селье на наши представления о стрессе трудно переоценить. Дело было не только в том, что Селье придумал эту концепцию, но в свое время он был чрезвычайно уважаемой фигурой.

Эндокринолог Ганс Селье популяризировал идею стресса. Его опыты с крысами показали, что длительное воздействие стресса приводит к физиологическим изменениям в тканях крыс. АП скрыть заголовок

переключить заголовок

АП

Эндокринолог Ганс Селье популяризировал идею стресса. Его опыты с крысами показали, что длительное воздействие стресса приводит к физиологическим изменениям в тканях крыс.

АП

«Селье был одним из крупнейших ученых 20-го века, он был номинирован на Нобелевскую премию 10 раз, — говорит Петтикрю. «Поэтому я считаю невозможным и вводящим в заблуждение говорить о стрессе, не признавая того факта, что у него были очень, очень тесные рабочие отношения с табачной промышленностью. И они помогли ему сформировать свои идеи, а он помог им сформировать свои».

Это также относится к работе с личностями типа А и представлению о том, что сильный стресс личности, а не курение, вызывает сердечные заболевания, особенно у мужчин.

Петтикрю говорит, что, хотя ранние исследования, некоторые из которых финансировались табачными компаниями, показали связь между типом А и сердечными приступами, по мере накопления новых исследований первоначальные выводы Фридмана и Розенмана были подорваны.

«Проведено очень мало исследований, которые на самом деле показали, что поведение типа А является фактором риска заболевания, особенно ишемической болезни сердца», — говорит Петтикрю. «Из исследований, которые действительно показывают это, а их всего четыре, в трех из них исследователи имели какие-то контакты или деньги от табачной промышленности. Это не означает, и абсолютно не следует говорить, что все исследования поведения типа А запятнана табачными деньгами. Но это оказало серьезное искажающее влияние на эту область, которое, я думаю, осталось совершенно незамеченным».

NPR связалась с табачным подразделением Altria Philip Morris, основным спонсором исследований Type A, а также одним из основных спонсоров Selye. Компания не прокомментировала исследование; представитель сказал, что все исследования проводились слишком давно.

Непреходящий знак Селье

За годы, прошедшие после фундаментальной работы Селье, исследования стресса резко возросли. Нет никаких сомнений в том, что стресс, особенно хронический стресс в детстве, оказывает очень серьезное влияние на здоровье в долгосрочной перспективе.

Но теперь некоторые ученые утверждают, что наше обычное представление о стрессе — о том, что стресс всегда вреден для здоровья — слишком однобоко и не отражает того факта, что некоторая степень стресса действительно может принести пользу людям. Стресс — это не всегда плохо.

Тем не менее, нарратив о стрессе, продвигаемый табачной промышленностью посредством исследований и маркетинга, жив и здоров. Призрак из далекого прошлого продолжает формировать то, как мы видим и переживаем стресс.

Стресс

Стресс
Штат Калифорния Университет, Нортридж
Ингрид М. Кордон

(весна 1997)

В тот или иной момент большинство людей испытывают стресс. Термин стресс используется для описания различных негативных чувств и реакции, сопровождающие угрожающие или вызывающие ситуации. Однако не все реакции на стресс негативны. Определенное количество стресса на самом деле необходимо для выживания. например, рождение является одним из самых стрессовых переживаний в жизни. Высокий уровень гормонов, выделяемых при рождении, которые также участвуют в реакция на стресс, как полагают, подготавливают новорожденного к адаптация к трудностям жизни вне матки. Эти биологические реакции на стресс делают новорожденного более бдительным способствуя процессу сближения и, как следствие, физическое выживание. Реакция на стресс максимизирует расходы энергии, которая помогает подготовить тело к встрече с угрозой или сложной ситуации, и человек склонен мобилизовать большие прилагать усилия, чтобы справиться с событием. Оба симпатическая/адреналовая и гипофизарно-надпочечниковая системы активируются в ответ на стресс. Симпатическая система является быстродействующим система, которая позволяет нам реагировать на непосредственные требования ситуацию, активизируя и усиливая возбуждение. гипофизарно-надпочечниковая система работает медленнее и продлевает возбуждение. состояние. Однако, несмотря на то, что для выживания, длительный стресс может отрицательно сказаться на здоровье (Bernard & Крупат, 19 лет94).

Стресс обычно рассматривается как набор неврологических и физиологические реакции, выполняющие адаптивную функцию (Франкен, 1994). Традиционно исследования стресса были ориентированы на исследования, связанные с реакцией организма на стресс и когнитивными процессы, влияющие на восприятие стресса. Тем не менее, соц. взгляды на реакцию на стресс отмечают, что разные люди, находящиеся в сходных жизненных условиях, не обязательно затронуты таким же образом (Перлин, 1982). Исследование социальные и культурные влияния стресса могут сделать необходимым пересмотреть, как стресс определяется и изучается.

Существует ряд определений стресса, а также ряд события, которые могут привести к переживанию стресса. Люди говорят, что они испытывают стресс, когда сдают экзамен, когда приходится иметь дело разочаровывающей рабочей ситуации или когда вы испытываете трудности в отношениях. Стрессовые ситуации можно рассматривать как вредным, угрожающим или вызывающим. С таким количеством факторов которые могут способствовать стрессу, может быть трудно определить понятие «стресс». Ганс Селье (1982) отмечает, что мало кто определить понятие стресса таким же образом или даже потрудиться попытайтесь дать четкое определение. По мнению Селье, важным аспект стресса заключается в том, что большое разнообразие непохожих друг на друга ситуаций способны вызывать стрессовые реакции, такие как утомление, усилий, боли, страха и даже успеха. Это привело к нескольким определения стресса, каждое из которых освещает различные аспекты стресса. Одной из наиболее полных моделей стресса является Биопсихосоциальная модель стресса (Бернард и Крупат, 19 лет).94). Согласно биопсихосоциальной модели стресса, стресс включает в себя: три компонента: внешний компонент, внутренний компонент, и взаимодействие между внешними и внутренними компонентами.

Внешний компонент биопсихосоциальной модели стресса включает экологические события, которые предшествуют признанию стресс и может вызвать стрессовую реакцию. Ранее упомянутый, стрессовая реакция вызывается широким спектром психосоциальных стимулы, которые либо физиологически, либо эмоционально угрожают и нарушать гомеостаз организма (Cannon, 1932). Мы обычно осознавать стрессоры, когда мы чувствуем конфликт, разочарование или под давлением. Большинство распространенных стрессоров относятся к четырем широким категории: личные, социальные/семейные, работа и окружающая среда. Эти стрессовые события были связаны с различными психологические физические жалобы. Например, утрата – это особенно сильным стрессором и стал одним из первых систематические доказательства связи между стрессом и иммунными функционирование. Исследования переживаний утраты обычно поддерживают связь между чувством потери и сниженной иммунной системой функционирование. Проблемы со здоровьем и рост несчастных случаев также связаны со стрессовыми рабочими требованиями, ненадежностью работы и изменениями в должностных обязанностях (Бернард и Крупат, 19 лет)94). Стрессоры также отличаются своей продолжительностью. Острые стрессоры – это стрессоры относительно короткая продолжительность и, как правило, не считается риск для здоровья, потому что они ограничены по времени. Хронические стрессоры имеют относительно большую продолжительность и могут представлять серьезную опасность для здоровья. риск из-за их длительной активации стресса организма ответ.

Внутренний компонент стресса включает набор неврологических физиологические реакции на стресс. Ганс Селье (1985) определил стресс как «неспецифический» в том смысле, что стрессовая реакция может быть результатом различные виды стрессоров, и поэтому он сосредоточился на внутренние аспекты стресса. Селье отмечал, что человек, при длительном стрессе проходит три фазы: Тревога Реакция, стадия сопротивления и истощения. Он назвал этот набор реакций как общий адаптационный синдром (GAS). Этот общая реакция на стресс рассматривается как совокупность реакций, мобилизовать ресурсы организма для борьбы с надвигающейся угрозой. Реакция тревоги аналогична реакции «бей или беги». и включает в себя различные неврологические и физиологические реакции при столкновении со стрессором. При восприятии угрозы гипоталамус передает сигналы как симпатической нервной системе, так и гипофиз. Симпатическая нервная система стимулирует надпочечники железы. Надпочечники выделяют кортикостероиды для увеличения обмен веществ, обеспечивающий немедленную энергию. Гипофиз высвобождает адренокортикотропный гормон (АКТГ), который также влияет на надпочечники. Затем надпочечники выделяют адреналин и норадреналин, который продлевает реакцию борьбы или бегства. Стадия сопротивления — это продолжительное состояние возбуждения. Если длительная стрессовая ситуация, высокий уровень гормонов во время фаза резистентности может нарушить гомеостаз и повредить внутренние органы делая организм уязвимым для болезней. Есть свидетельства из исследования на животных показали, что надпочечники на самом деле увеличиваются в размерах на этапе резистентности, что может отражать длительное активность. Стадия истощения возникает после длительного сопротивления. На этом этапе энергетические резервы организма окончательно истощаются. и происходит поломка. Селье отмечал, что у человека многие заболевания, спровоцированные или вызванные стрессом, возникают при резистентности стадии, и он называет их «болезнями адаптации». Эти болезни адаптации включают головные боли, бессонницу, повышенное кровяное давление, сердечно-сосудистые и почечные заболевания. В целом, центральная нервная система и гормональные реакции помогают адаптации. Однако иногда это может привести к заболеванию, особенно когда состояние стресса, если он продолжительный или интенсивный.

Ричард Динстбир (1989) ставит под сомнение акцент, который делает GAS на роль хронического стресса и предлагает другую модель стресса, Физиологическая закалка, которая фокусируется на продолжительности стрессовые события. Он отмечает, что стрессоры различаются по своему продолжительность. Острые стрессоры являются самыми кратковременными и часто связаны с реальная угроза, которую легко идентифицировать как стрессор. Хронический стрессоры имеют более длительную продолжительность и с трудом поддаются идентифицированы как стрессоры, потому что они часто неоднозначны и нематериальный. Поскольку хронические стрессоры стали такой частью современной жизни, они могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся и, следовательно, могут представлять серьезный риск для здоровья, если они не распознаны и должным образом удалось. Физиологическое ужесточение связано с третьим категория стрессоров, интермиттирующие стрессоры. прерывистый стрессоры наиболее вариабельны по продолжительности, чередуя периоды стресса и затишья. Если наблюдается прерывистый стрессор как вызов, это может улучшить физиологическую сопротивляемость стресс, вызывая повторяющиеся периодические повышения симпатической возбуждение, при котором организм лучше выдерживает последующие стрессоры. Об этом свидетельствуют исследования, показывающие, что опытные испытуемые почти не проявляют пагубных эффектов экологические стрессоры. Например, космонавтов учат иметь доступные последовательности ответов, планы и решения проблем стратегии для всех мыслимых чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации поэтому превратились в рутинные ситуации, уменьшающие интенсивность стрессовой ситуации (Мандлер, 19 лет)82).

Мандлер (1982) Теория прерывания стресса дает переход между внутренней составляющей напряжения и компонент взаимодействия. Мандлер определяет стресс как чрезвычайную ситуацию сигнализация прерывания. Основная предпосылка состоит в том, что вегетативная деятельность возникает всякий раз, когда какое-то организованное действие или мыслительный процесс прерывается. Термин прерывание используется в том смысле, что любое событие, будь то внешнее или внутреннее по отношению к человеку, предотвращает завершение какого-либо действия, последовательности мыслей или плана и является считается прерванным. Прерывание может произойти в области восприятия, познания, поведения или решения проблем. последствия прерывания всегда будут вегетативной деятельностью и будет интерпретироваться эмоционально по-разному, начиная от самого радостного до самого вредного.

Третьим компонентом биопсихосоциальной модели стресса является взаимодействие между внешними и внутренними компонентами, вовлечены в познавательные процессы человека. Лазарь и коллеги (1984b; 1978) предложили когнитивную теорию стресса. который рассматривает это взаимодействие. Они относятся к этому взаимодействию как сделка, принимая во внимание продолжающиеся отношения между личностью и окружающей средой. Их теория места акцент на значении, которое событие имеет для человека а не на физиологические реакции. Лазарус и др. полагать что взгляд на ситуацию определяет, является ли событие воспринимается как стресс или нет, что делает стресс следствием оценка, а не предвестник стресса. Согласно этому теории, то, как человек оценивает событие, играет основополагающую роль в определении не только величины реакцию на стресс, но и способы преодоления стресса, которые человек может использовать в усилиях по борьбе со стрессом.

Согласно теории транзакций стресса, когнитивная Оценка стресса состоит из двух частей: оценка и вторичная оценка. Первичная оценка включает определение события как стрессового. Во время начальной оценка, событие или ситуация могут быть отнесены к категории нерелевантных, полезным или стрессовым. Если событие оценивается как стрессовое, затем событие оценивается либо как вред/потеря, либо как угроза, либо как испытание. Вред/потеря относится к травме или ущербу, который уже состоялось. Угроза относится к тому, что может причинить вред или убытки. Событие-вызов относится к потенциальному для роста, мастерства или какой-либо формы выгоды. Лазарь утверждает, что мы не может оценить происхождение стресса, глядя только на природу экологического события, стресс – это процесс, который предполагает взаимодействие человека с окружающей средой. Эти категории основаны в основном на собственном предыдущем опыте. и обучение. Кроме того, каждая из этих категорий порождает различные эмоциональные реакции. Стрессовые факторы вреда/потери могут вызвать гнев, отвращение, печаль или разочарование. Угрожающие стрессоры могут вызывают беспокойство, а сложные стрессоры могут вызывать возбуждение. Эта теория помогает интегрировать как мотивационные аспекты стресс и различные эмоции, связанные с переживание стресса. Вторичная оценка происходит после оценки события как угрозы или вызова. Во время среднего оценка: человек теперь оценивает свои копинг-ресурсы и варианты. Согласно теории трансакций, стресс возникает только тогда, когда конкретная сделка оценивается человека как имеющее отношение к его благополучию. Для того, чтобы событие чтобы быть оцененным как стрессор, он должен иметь личное отношение и должно ощущаться несоответствие между требованиями ситуации и свои ресурсы, чтобы справиться с этим.

Dienstbier (1989) предлагает переформулировку транзакции теория, которая фокусируется на эмоциональных последствиях оценки событие как стрессор или как вызов. Он утверждает, что когда событие оценивается как вызов, оно приводит к разным физиологические последствия, чем когда это оценивается как вред/ущерб или угроза. Динстбир использует термин «стресс» для обозначения сделок, которые вызывают только отрицательные эмоции, и он использует вызов термина для описания транзакции, которая может привести как к положительные и отрицательные эмоции. Серия исследований Марианны Франкенхойзер (1986) и коллеги оказывают некоторую поддержку Утверждение Динстбира о том, что стрессор оценивается как вызов следует рассматривать более позитивно, чем событие причинения вреда/убытка или угрозы. Согласно Франкенхойзеру, физиологические реакции на стрессоры зависит от двух факторов: усилия и страдания. Она обнаружила, что там три категории физиологических реакций на стресс. Усилие с дистрессом приводит к увеличению как катехоламинов, так и кортизола секреция и результат ежедневных хлопот. Эти стрессоры переживаются как отрицательные эмоции. Эта категория соответствует Динстбир дает характеристику отрицательных эмоций, присутствующих в событие, оцениваемое как вред/ущерб или как угроза. Усилие без дистресс приводит к увеличению катехоламинов и подавлению секреция кортизола. Эти стрессоры воспринимаются как положительные. эмоции. Эта категория соответствует классу Динстбира. характеристика положительных эмоций, присутствующих в событиях оценивается как сложная. Бедствие без усилий приводит к повышенная секреция кортизола, но не обязательно катехоламинов секреция. Это паттерн, часто встречающийся при депрессии. лица.

Традиционно исследования стресса были ориентированы на изучение реакция организма на стрессор (физиологическая точки зрения) и когнитивные процессы, которые оценивают событие или ситуация как стрессор (когнитивная перспектива). Однако, Современные социальные перспективы реакции на стресс отмечают, что разные люди, живущие в одинаковых жизненных условиях, не обязательно затрагивается таким же образом. Растет интерес к эпидемиологии болезней, которые, как считается, возникают в результате стресс. Отмечено, что заболеваемость артериальной гипертензией, сердечно-сосудистые заболевания, а депрессия варьируется в зависимости от таких факторов, как расы, пола, семейного положения и дохода. Этот вид социально-экономического вариации болезни указывают на то, что стрессоры, которые предположительно склоняют людей к этим болезням, так или иначе связаны с условия, с которыми сталкиваются люди, занимая различные положение и статус в обществе. Перлин (1982) наблюдает что стратегии выживания индивидуумов носят в первую очередь социальный характер. Способ, которым люди пытаются избежать стрессовых ситуаций или разрешить их. ситуации, когнитивные стратегии, которые они используют для уменьшения угрозы, а методы управления напряженностью в значительной степени узнали из групп, к которым они принадлежат. Хотя справляться стратегии, используемые людьми, часто отличаются друг от друга, справляясь диспозиции в значительной степени приобретаются из социальных среда.

Ориентация на исследования стресса меняется по мере осознания социальных и культурных контекстов, связанных со стрессом и преодолением осматриваются. Биопсихосоциальная модель стресса включает в себя множество социальных факторов в свою модель, влияющих на стресс реакцию и восприятие. Однако исследования культурного различия, которые могут существовать в реакциях на стресс, также необходимы для исследовать, как различные социальные и культурные структуры влияют на индивидуальный опыт стресса. Культура и общество могут формировать какие события воспринимаются как стрессовые, какие стратегии преодоления приемлемым для использования в конкретном обществе, и какие институциональные механизмы, к которым мы можем обратиться за помощью (Фумико Нотон, личная коммуникация). Перлин (1982) предполагает, что общество, его ценность системы, стратифицированное упорядочение его популяций, организация его институтов, а также быстрота и степень изменения в этих элементах могут быть источниками стресса. Например, Мертон (1957) предполагает что общество может вызвать стресс, продвигая ценности, противоречащие со структурами, в которых они действуют. Мертон утверждает что система ценностей в США способствует достижению денежного и почетного успеха среди большего числа людей, чем могло бы быть приспосабливается к имеющимся структурам возможностей. Как Как следствие, многие из тех, кто усваивает эти культурно ценимые цели обречены на провал.

Поскольку исследователи учитывают социально-культурную перспективу исследования стресса, определения стресса, которые в настоящее время включать физиологические и когнитивные компоненты стресса, необходимо пересмотреть и переопределить, чтобы отразить как социальные, так и Культурные различия. Эти социальные и культурные различия могут расширить наши знания о стрессе и о том, как стресс может быть эффективно управляться с учетом ограничений, налагаемых на индивидуально существующими ценностями в той или иной культуре. А новое определение стресса, которое отражало бы культурное посредничество в переживание стресса, может заключаться в том, что «стресс представляет собой набор неврологические и физиологические реакции, которые служат адаптивному функционируют в экологических, социальных и культурных ценностях и структуры, в которых действует индивид» 9.0162

Разное Виды стресса
Этот веб-сайт предоставляет информацию о характеристики трех различных типов стресса: острого, Эпизодический и хронический стресс. Информация адаптирована из Решение проблемы стресса Лайла Х. Миллера и Делла Смита. авторы отмечают, что управление стрессом осложняется тем, что что существуют разные виды стресса, которые имеют свои собственные характеристики, продолжительность и подходы к лечению. Разные обсуждаются виды стресса и их влияние на здоровье.

Американский институт Стресс
Этот веб-сайт является некоммерческой организацией, которая обслуживает в качестве центра обмена информацией по вопросам, связанным со стрессом. В попечительский совет входят врачи и медицинские работники с опыт работы с различными предметами, связанными со стрессом. Среди учредителей из AIS были Ганс Селье и Норман Казинс. Они поддерживают большая библиотека информации о стрессе темы.

Ось стресса на работе: как организм справляется с жизненными трудностями изменения
Этот веб-сайт предоставляет информацию об оси напряжений включая неврологические и физиологические реакции стресса. Это взято из статьи в Research News , 1995.

Простой разговор о стрессе
На этом веб-сайте обсуждается, как определенное количество стресса нужно и выгодно. Даются рекомендации, как управлять стрессом, чтобы его можно было использовать в позитивном ключе и предотвратить это от того, чтобы стать бедствием.

S.T.A.R.: стресс и Общество исследования тревожности
Организация STAR является многопрофильной, международная организация исследователей, которые обмениваются исследованиями результаты и клинические применения по широкому спектру стресса и явления, связанные с тревогой.

Библиография

Олдвин, К.М., изд. (1993). Стресс, преодоление и развитие: Интегративный взгляд. Нью-Йорк: Гилфорд.

Бернард, Л. К., и Крупат, Э. (1994). Психология здоровья: Биопсихосоциальные факторы здоровья и болезни. Нью-Йорк: Издательство Harcourt Brace College.

Кэннон, В.Б. (1932). Мудрость тела. Нью-Йорк: Нортон.

Динстбир, Р. А. (1989). Возбуждение и физиологическая устойчивость: Последствия для психического и физического здоровья. Психологический Обзор , 96:84-100.

Эммонс, Р.А., и Кинг, Л.А. (1988). Конфликт между личными стремления: непосредственные и долгосрочные последствия для психологического и физическое благополучие. Журнал личности и общества Психология , 54:1040-1048.

Франкен, Р.Э. (1994). Человеческая мотивация , 3-е изд. Бельмонт, Калифорния: Издательство Брукс/Коул.

Франкенхойзер, М. (1986). Психобиологическая основа для исследования человеческого стресса и преодоления. В М.Х. Эппли и Р. Трамбл, ред. Динамика стресса: физиологическая, психологическая, и социальные перспективы. Нью-Йорк: Пленум.

Frijda, NH (1988). Законы эмоций. американский Психолог , 43:349-353.

Холройд, К.А., и Лазарус, Р.С. (1982). Стресс, преодоление и соматическая адаптация. В Л. Голдбергер и С. Брезниц, ред. Справочник по стрессу: теоретические и клинические аспекты . Новый Йорк: Свободная пресса.

Лазарь Р.С. и Фолкман С. (1984). Стресс, оценка и Справляется. Нью-Йорк: Гилфорд.

Лазарус Р.С. и Лонье Р. (1978). Связанный со стрессом сделки между человеком и окружающей средой. В Л. А. Первин и М. Льюис, ред. Перспективы в интерактивном Психология. Нью-Йорк: Пленум.

Мандлер, Г. (1982). Стресс и мыслительные процессы. В Л. Голдбергер и С. Брезниц, ред. Справочник по стрессу: Теоретические и клинические аспекты. Нью-Йорк: Свободная пресса.

Мертон, Р.К. (1957). Социальная структура и аномия. В Р. К. Мертон, изд. Социальная теория и социальная структура , 2-е изд. Нью-Йорк: Свободная пресса.

Перлин, Л. И. (1982). Социальные контексты стресса. В Л. Голдбергер и С. Брезниц, ред. Справочник Стресс: теоретические и клинические аспекты. Нью-Йорк: бесплатно Нажимать.

Селье, Х. (1956). Стресс жизни. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Селье, Х. (1976). Стресс в норме и при болезни. Чтение, Массачусетс: Баттерворт.

Селье, Х. (1982). История и современное состояние стресса концепция. В Л. Голдбергер и С. Брезниц, ред. Справочник по стрессу: теоретические и клинические аспекты.

Добавить комментарий