Опрос как метод исследования в психологии: 4. Метод опроса в психологии

4. Метод опроса в психологии

4. Метод опроса в психологии

Опрос — метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса могут применяться во многих случаях: когда фактор который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю; когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперименте требуется очень длительное или сложное исследование; когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации.

Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Опрос может проводиться в различной форме: анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос.

Анкета представляет собой стандартный набор вопросов, подобранных таким образом, чтобы выявить искомый фактор и его особенности с помощью прямых и косвенных вопросов, на которые опрашиваемые дают письменные ответы.

Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано.

Беседа — предусматривает прямое или косвенное, устное или письминное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная, интервью, вопросники, психологические анкеты.

Методы социометрии и полярных балов — это тоже методы вопросного типа, но с их помощью решается ограниченный круг задач, характеризующих особенности групповой деятельности. Результаты опроса обрабатываются обычно статистическими методами.

Для успешного проведения опроса необходимо выполнение ряда правил: опрос не должен быть слишком трудоемким; вопросы должны быть понятны испытуемому; не следует задавать наводящих вопросов, поскольку они могут предопределить характер ответов и сделать их недостоверными; отвечающий на вопросы должен быть уверен в целесообразности опроса и не бояться отрицательных последствий ответов.

Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.

Устный опрос

применяется когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса дает много инфо, но требует спец.подготовки, обучения, больших затрат по времени для проведения. Письменный опрос позволяет охватить большое число людей. Анкета. Нельзя учесть реакции на содержание вопросов. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определленными рамками. Тесты – специализированный метод психодиагност.обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Отличаются четкой процедурой сбора и обработки первичных данных, а также своеобразием и последующей итепретацией.
Бывают тест-опросники и тест-задания. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Проективные тесты в них лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Метод опроса — Психологос

Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюирумемы посредством получения от субъекта ответов на зараенее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Общие сведения

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды опросов

  • Анкетирование
  • Личностные тесты
  • Метод лестницы
  • Метод интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

Вопросы

Правила составления вопросов
  • Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.
  • Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.
  • Вопросы должны быть краткими.
  • Вопросы должны быть конкретными.
  • Вопросы не должны содержать подсказку.
  • Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
  • Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
  • Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
  • Закрытые — открытые

Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.

Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

  • Субъективные — проективные

Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.

Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

Литература

  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002. ISBN 5-9268-0140-0

Ссылки

  • «Сайт call-центра «ИнфоСервисТелеком»: опросы, анкетирования»
  • Пример онлайн–опроса по вопросам русского языка
  • Онлайн–система для организации опросов всеми желающими
  • Социологический опрос о социальных сетях

Методы психологических исследований — опросы, тематические исследования и эксперименты для исследований в области психологии

Когда психологам задают вопросы, ответы на которые неизвестны, у них есть много вариантов того, какой метод исследования они будут использовать для сбора данных, необходимых для внесения вклада в или достичь ответа. Три основных метода психологического исследования — это опросы, тематические исследования и эксперименты. (Введение в психологию) Хотя для сбора данных можно использовать только один метод, общепринятой практикой является использование нескольких методов для получения более развернутых результатов. Существуют подкатегории методов исследования, которые можно использовать для получения дополнительных данных в рамках трех основных методов исследования. В этом эссе будет представлен обзор некоторых популярных методов исследования психологии.

Психологические опросы

Первый широко используемый метод исследования в психологии называется опросом. Опрос собирает данные, задавая группе людей их мысли, реакции или мнения на фиксированные вопросы. Затем эти данные собираются и анализируются психологом, чтобы получить представление о поведении человека по отношению к конкретному предмету.

Преимущества использования опросов делают этот метод очень жизнеспособным вариантом. Стандартизированные опросы предоставляют данные практически без ошибок. Они экономичны и эффективны, поскольку за короткий промежуток времени можно обследовать большую группу людей. Недостатки использования опросов для проведения исследований включают достоверность, основанную на честных ответах, выбор ответов не может отражать истинные мнения, и один конкретный ответ может быть понят по-разному субъектами исследования, что дает менее точные результаты. (Статистическое обследование)

Примеры из практики психологии

Следующая форма исследования, которую психологи часто используют в своей работе, называется изучением случаев. В отличие от опроса, тематическое исследование внимательно изучает одного человека, а не группу людей. Тематические исследования можно сравнивать и сопоставлять, чтобы помочь в дальнейшем анализе данных, однако в центре внимания фактического эксперимента всегда находится анализ поведения, чувств, мыслей и т. д. одного человека. (Введение в психологию). Тематические исследования были разработаны на основе идеи рассмотрения отдельных дел в суде. Зигмунд Фрейд был первым в своей области, кто использовал тематические исследования, чтобы узнать больше о своих пациентах. (Зак, Лизл)

К преимуществам проведения тематического исследования относятся получение более глубокого представления о поведении субъектов, а также помощь психологу в определении вопросов исследования для изучения в большей группе. Недостатком проведения тематического исследования является то, что психолог может начать с поиска только определенных данных и случайно упустить из виду важные модели поведения, сосредоточившись только на желаемых данных, или данные могут быть намеренно упущены из виду, если они не совпадают с исходной гипотезой. (Введение в психологию) Наконец, поиск желающих участников иногда может оказаться трудным, в зависимости от типа проводимого исследования.

Психологические эксперименты

Третья категория методов психологического исследования – проведение экспериментов. Они имеют решающее значение для поиска ответов на такие вопросы, как «вызывает ли химическое вещество X эту реакцию у мужчин, женщин или у обоих?» Причину и следствие конкретной проблемы можно изучить с помощью эксперимента, при условии, что он имеет «набор правил и указаний, которые сводят к минимуму возможность ошибки в онлайн-рулетке, предвзятости и случайности». (Введение в психологию) Опросы и тематические исследования требуют наблюдения и постановки вопросов, тогда как эксперименты требуют контроля и создания ситуаций для записи полезных данных.

К преимуществам контролируемых экспериментов относятся более научный и, следовательно, более приемлемый подход к сбору данных, а также ограничение потенциальной систематической ошибки, которая может возникнуть в опросе или тематическом исследовании. Одним из недостатков многих экспериментов является фактор стоимости; часто лабораторные процедуры могут быть дорогими. Еще одним потенциальным недостатком является сомнительная этика, когда речь идет об использовании людей и их помещении в потенциально неприятные или даже небезопасные ситуации для наблюдения за причинно-следственными связями.

Психологам иногда требуется использовать только один метод, чтобы успешно найти ответ на вопрос, однако нередко все три метода исследования (и их методы в каждой категории) используются для очень обширных и тщательных методов исследования психологии. (Введение в психологию)


Фотогалерея

7.1 Обзор опросных исследований – методы исследования в психологии

7.1 Обзор обзорных исследований

Цели обучения

  1. Дайте определение обзорному исследованию, включая две его важные характеристики.
  2. Опишите несколько различных способов использования результатов опроса и приведите несколько примеров.

Что такое обзорное исследование?

Опрос исследование  – это количественный и качественный метод с двумя важными характеристиками. Во-первых, интересующие переменные измеряются с помощью самоотчетов (с использованием анкет или интервью). По сути, исследователи опроса спрашивают своих участников (которых часто называют респондентов  в опросных исследованиях), чтобы напрямую сообщать о своих мыслях, чувствах и поведении. Во-вторых, значительное внимание уделяется вопросу выборки. В частности, исследователи, проводящие опросы, отдают предпочтение большим случайным выборкам, потому что они дают наиболее точные оценки того, что является истинным в популяции. На самом деле, опросное исследование может быть единственным подходом в психологии, в котором обычно используется случайная выборка. Помимо этих двух характеристик, в опросных исследованиях используется почти все. Опросы могут быть длинными или короткими. Они могут проводиться лично, по телефону, по почте или через Интернет. Они могут касаться намерений голосовать, потребительских предпочтений, социальных установок, здоровья или чего-то еще, о чем можно спросить людей и получить содержательные ответы. Хотя данные опросов часто анализируются с использованием статистики, есть много вопросов, которые поддаются более качественному анализу.

Большинство обзорных исследований не являются экспериментальными. Он используется для описания отдельных переменных (например, процент избирателей, предпочитающих того или иного кандидата в президенты, распространенность шизофрении среди населения в целом), а также для оценки статистических связей между переменными (например, связи между доходом и здоровьем). Но опросы могут быть и экспериментальными. Исследование Лернер и ее коллег является хорошим примером. Использование ими показателей самоотчетов и большой национальной выборки идентифицирует их работу как исследовательскую работу. Но их манипулирование независимой переменной (гнев против страха) для оценки ее влияния на зависимую переменную (оценку риска) также определяет их работу как экспериментальную.

История и использование опросных исследований

Опросные исследования могут иметь свои корни в английских и американских «социальных опросах», проводившихся на рубеже 20-го века исследователями и реформаторами, которые хотели задокументировать масштабы социальных проблем, таких как бедность. (Конверс, 1987)

[1] . К 1930-м годам правительство США проводило исследования для документирования экономических и социальных условий в стране. Необходимость делать выводы обо всей совокупности способствовала развитию процедур выборки. Примерно в то же время несколько исследователей, уже сделавших себе имя в исследованиях рынка, изучая потребительские предпочтения американских предприятий, обратили свое внимание на опросы общественного мнения. Переломным событием стали президентские выборы 1936 между Альфом Лэндоном и Франклином Рузвельтом. Журнал под названием Literary Digest провел опрос, разослав избирательные бюллетени (которые также были запросами на подписку) миллионам американцев. Основываясь на этом «соломенном опросе», редакторы предсказали, что Лэндон победит с большим перевесом. В то же время новые социологи использовали научные методы с гораздо меньшими выборками, чтобы предсказать как раз обратное — что Рузвельт победит с большим перевесом. Фактически, один из них, Джордж Гэллап, публично критиковал методы Литературный дайджест  перед выборами и практически гарантировал, что его предсказание будет правильным. И, конечно же, это было. (Мы рассмотрим причины, по которым Гэллап был прав, позже в этой главе.) Интерес к опросам во время выборов привел к нескольким долгосрочным проектам, в частности к канадским исследованиям выборов, которые измеряли мнения канадских избирателей о федеральных выборах с 1965 года. могут получить доступ к данным и прочитать о результатах экспериментов в этих исследованиях (см. http://ces-eec.arts.ubc.ca/)

Из маркетинговых исследований и опросов общественного мнения опросы перешли в несколько академических областей, включая политологию, социологию и общественное здравоохранение, где они продолжают оставаться одним из основных подходов к сбору новых данных. Начиная с 1930-х годов психологи добились значительных успехов в разработке анкет, включая методы, которые используются до сих пор, такие как шкала Лайкерта. (См. «Что такое шкала Лайкерта?» в разделе 7.2 «Составление опросных листов».) Опросное исследование имеет прочную историческую связь с социально-психологическим изучением взглядов, стереотипов и предубеждений. Ранние исследователи установок были также одними из первых психологов, которые искали более крупные и разнообразные выборки, чем удобные выборки студентов университетов, которые обычно использовались в психологии (и до сих пор используются).

Опросы и сегодня продолжают играть важную роль в психологии. Например, данные обследований сыграли важную роль в оценке распространенности различных психических расстройств и выявлении статистических взаимосвязей между этими расстройствами и различными другими факторами. Национальное обследование сопутствующих заболеваний — это крупномасштабное исследование психического здоровья, проводимое в США (см. http://www.hcp.med.harvard.edu/ncs). Только в одной части этого опроса в 2002 и 2003 годах почти 10 000 взрослых были проведены структурированное интервью о психическом здоровье у себя дома. В таблице 7.1 представлены результаты по распространенности некоторых тревожных расстройств, расстройств настроения и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, в течение жизни. (Распространенность в течение жизни — это процент населения, у которого когда-либо в жизни возникает проблема.) Очевидно, что такого рода информация может быть очень полезной как для фундаментальных исследователей, стремящихся понять причины и корреляты психических расстройств, так и для клиницистов и терапевтов. политиков, которым необходимо точно понять, насколько распространены эти расстройства.

Таблица 7.1 Некоторые результаты распространенности в течение жизни из национального исследования сопутствующих заболеваний
Распространенность в течение жизни*
Расстройство Итого Женский Мужской
Генерализованное тревожное расстройство 5,7 7,1 4,2
Обсессивно-компульсивное расстройство 2,3 3.1 1,6
Большое депрессивное расстройство 16,9 20,2 13,2
Биполярное расстройство 4,4 4,5 4,3
Злоупотребление алкоголем 13,2 7,5 19,6
Злоупотребление наркотиками 8,0 4,8 11,6
*Распространенность расстройства в течение жизни — это процент людей в популяции, у которых в любой момент жизни развивается это расстройство.

И, как ясно из первого примера, опросные исследования могут даже использоваться для проведения экспериментов по проверке конкретных гипотез о причинно-следственных связях между переменными. Такие исследования, когда они проводятся на больших и разнообразных выборках, могут быть полезным дополнением к лабораторным исследованиям, проводимым со студентами вузов. Хотя этот подход не является типичным применением опросных исследований, он, безусловно, иллюстрирует гибкость этого метода.

Ключевые выводы

  • Опросное исследование включает использование показателей самоотчета на тщательно отобранных выборках. Это гибкий подход, который можно использовать для изучения широкого спектра фундаментальных и прикладных исследовательских вопросов.
  • Опросы берут свое начало в прикладных социальных исследованиях, маркетинговых исследованиях и опросах на выборах. С тех пор он стал важным подходом во многих академических дисциплинах, включая политологию, социологию, общественное здравоохранение и, конечно же, психологию.

Добавить комментарий