2. Описание методики исследования ценностных ориентаций (м. Рокич)
Методика исследования ценностных ориентаций (МИЦО) является техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Эти представления формируются в процесс социолизации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Особенность ЦО состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам (например, «наиболее характерные для Вас», «наиболее характерные для Ваших друзей» и т.п.)происходит с помощью процедуры ранжирования или с помощью парного сравнения. Обычно при проведении методики предполагается, что в ситуациях, когда у респондентов нет оснований для фальсификации результатов, ранжирование действительно отражает реальное соотношение между субъективными значимостями соответствующих ценностей.
Ценностные ориентации как предмет психологического исследования и психодиагностики занимают место на пресечении двух больших предметных областей: мотивации с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой. Они являются одной из самых личностно значимых «зон», в которые приходится вторгаться психологу. Помимо этого, они сильно варьируют у разных людей н только по степени выраженности, но и по конкретному их «набору». Все это существенно осложняет разработку стандартизированных методов, направленных на диагностику этой сферы
внутреннего мира.
МИЦО разработана М.Рокичем и основана на приеме прямого ранжирования списков ценностей. М.Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя ее как «…устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно
невелико, 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени, 3) ценности организованы в системы, 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности, 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М.Рокич различает два класса ценностей -терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М.Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной
точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться, инструментальные ценности -как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
Стимульным материалом в методике Рокича служат два списка по 18 ценностей — терминальных и инструментальных — с краткой расшифровкой содержания каждой. Эти списки получены путем исключения синонимичных форм из более объемных перечней, которые формировались в ходе анализа
интервью и литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для интернальных ценностей).
Методика известна в нескольких формах. Наиболее разработанные формы Д и Е теста Рокича различаются тем, что в варианте Е списки ценностных категорий отпечатаны на листах бумаги в алфавитном порядке и испытуемым предлагается проставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18. В варианте Д названия ценностей напечатаны на отдельных карточках. Форма Д дает более надежные результаты, чем форма Е. В отечественных адаптированных вариантах методики также применяются обе формы предъявления. При работе с карточками важно, чтобы их размеры позволяли испытуемому без труда охватывать взглядом одновременно все 18 карточек. При этом эстетичность или неряшливость размещения текста на карточках могут влиять на выбор ценностей. Учет этих соображений и размеров шрифта определяет оптимальные размеры карточек (приблизительно 100х30 мм при использовании стандартного машинописного шрифта или 60х15 мм при изготовлении типографским способом). Испытуемому вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
ИНСТРУКЦИЯ (при варианте Д):» Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточку и выберите ту, которая для Вас наиболее значима. Поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и
займет 18-е место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Ранжирование обоих наборов занимает, как правило, от10 до 20 минут. С заданием справляются даже малообразованные люди и дети, начиная с 11 лет. Процент отказов при обследовании на американской общенациональной выборке очень мал. Отказов по причине слишком личного характера задания не встречалось вовсе.
Адаптация теста М.Рокича на русском языке была выполнена А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым (ИСЭП АН СССР). Культурная специфика обусловила необходимость изменения формулировки некоторых ценностей (в основном терминальных).
В 1984-1986 гг. на базе общего практикума факультета психологии МГУ проводилась работа по проверке и улучшению психодиагностических возможностей МИЦО. В частности, известно, что необходимой предпосылкой корректности результатов, получаемых с помощью прямого ранжирования,
является примерно равный уровень обобщенности всех сравниваемых ценностных категорий. Некоторые данные, приводимые М. Рокичем, позволяют считать, что для исходных наборов это требование соблюдается.
По результатам факторного анализа объединенных вместе терминальных и инструментальных ценностей было выбрано 7-факторное решение для женской выборки и 6-факторное решение -для мужской. Все 7 факторов, выделенных у женщин, были биполярными, и все, за исключением последнего,
включали в себя на обоих полюсах как терминальные, так и инструментальные ценности. Вот краткие обозначения факторов:
1. Индивидуальная -конформная позиция в жизни.
2. Открытость миру (экстраверсия)-сдержанность.
3. Активность с выходом за рамки социальных требований -активность в рамках социальных требований.
4. Требовательность к жизни -легкое отношение к жизни.
5. Независимость от социума -ориентация на социум.
6. Жизнь для себя -жизнь для общества.
7. Абстрактное человеколюбие -межличностные связи(только терминальные ценности).
Из шести факторов, выделенных у мужчин, все, кроме последнего, были биполярными, и все включали в себя обе группы ценностей, хотя не всегда равномерно. Так, факторы 4 и 5 образованы преимущественно инструментальными ценностями с минимальным вкладом терминальных. Вот
краткие обозначения факторов:
1. Индивидуальная -конформная жизненная позиция.
2. Альтруизм-самодостаточность.
3. Мужской тип ориентаций — женский тип ориентаций.
4. «Умеренность и аккуратность» — результативность.
5. Сдержанность-протест.
6. Полнота жизни (униполярий).
При содержательной интерпретации этих результатов необходимо, однако, учитывать, что исследование проводилось в 1988 г. и есть все основания полагать, что сегодня результаты были бы иными.
НАДЕЖНОСТЬ: М.Рокичем проверялась устойчивость ценностной структуры к ретестированию через временные интервалы от 3 недель до 14-16 месяцев на выборках студентов колледжей. Были получены следующие результаты для формы Д теста:
3 нед. 7 нед. 2-4 мес. 14-16 мес.
терминальные ценности 0,78 0,78 0,76 0,69
инструментальные ценности 0,72 0,71 0,65 0,61
Для отдельных ценностей при ретестировании с интервалом 3-7 недель показатель устойчивости варьирует от 0,51 до 0,88 (терминальные ценности) и от 0,45 до 0,70 (инструментальные ценности). Для адаптированного варианта методики при ретестировании с интервалом в 2 недели были получены средние показатели надежности 0,82 (для терминальных ценностей) и 0,79 (для инструментальных ценностей). В целом, как по американским, так и по советским данным устойчивость терминальных ценностей оказалась выше, чем инструментальных, причем, для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность. Кроме того, по данным Рокича, устойчивость терминальных ценностей связана с устойчивостью инструментальных невысокой, но связанной корреляцией. Наиболее устойчивыми оказались ценности, имеющие высокие и самые низкие ранги.
О ВАЛИДНОСТИ методики косвенно свидетельствуют результаты, полученные при обследовании различных социальных групп.
Различия в оценках одних и тех же ценностей мужчинами и женщинами достигают статистически значимых пределов для 12 из 18 терминальных ценностей и для 8 инструментальных. В частности, мужчины более высоко ставят материальную обеспеченность, свободу, социальное признание, высокие запросы, эффективность в делах, рационализм и воображение. Женщины, напротив, дают более высокие оценки внутренней гармонии, самоуважению, спасению души, жизненной мудрости, аккуратности, чуткости. По отечественным данным, полученным на выборке ИТР в г. Москве, мужчины
выше ценят здоровье, материальную обеспеченность, интересную работу, продуктивную жизнь, а также твердую волю и жизнерадостность. Женщин, в свою очередь, выше ценят уверенность в себе и творчество, а также чуткость, терпимость, широту взглядов, образованность.
Ряд ценностных ориентаций связан монотонными зависимостями с уровнем дохода. В частности, при повышении уровня дохода повышается ранг таких ценностей, как жизненная мудрость, ощущение успеха, любовь, и снижается -таких, как материальная обеспеченность, спасение души, терпимость, аккуратность, готовность помочь. Частично эти сдвиги обусловлены уровнем образования, с которым положительно связаны ощущение успеха, любовь, жизненная мудрость, широта взглядов, ответственность, независимость, воображение и отрицательно связанны ценности спасения души, удовольствия, жизнерадостности, вежливости и исполнительности.
С возрастом повышается ранг таких ценностей как истинная дружба и готовность помочь и снижается — любви и чуткости. Остальные ценности демонстрируют неоднозначную динамику.
М.Рокич исследовал также зависимость ценностных ориентаций от целого ряда других факторов: от религиозных и политических убеждений, от расистских и антикоммунистических установок, связь ценностных ориентаций с участием в демонстрациях за гражданские права и в движении хиппи. Методика нашла широкое применение также в кросскультурных исследованиях.
Интерес представляют данные о связи ЦО с различными характеристиками личности. Так, в частности, было показано, что люди, склонные к догматизму, ставят выше ценности спасения души, социального признания и исполнительности и ниже -свободу, равенство и широту взглядов. Испытуемые с внутренним локусом контроля ставят выше внутреннюю гармонию, национальную безопасность, образованность, высокие запросы, испытуемые с внешним локусом контроля -самоуважение, готовность помочь, жизнерадостность. По отечественным данным (Д.А .Леонтьев, О.Э. Калашникова, М.О.Калашников) у мужчин практически не обнаружилось значимых корреляций ценностных предпочтений с локусом контроля (опросник УСК). Напротив, у женщин общая интернальность значимо коррелирует с предпочтением активной жизни и познания, а общая экстернальность -развлечений. Экстернальность в области достижений сочетается у них с ценностями материальной обеспеченности и развития, а экстернальность в области неудач-с ценностью уверенности в себе. Интернальность в области неудач коррелирует с жизненной мудростью. В том же исследовании были выявлены значимые корреляции ряда ценностных предпочтений с осмысленностью жизни для объединенной выборки мужчин и женщин: положительные для «активной деятельной жизни» и «общественного признания» и отрицательные для «развлечений», «свободы» и «уверенности в себе». Некоторые их этих корреляций на первый взгляд противоречат здравому смыслу (низкая значимость свободы и уверенности в себе для людей с высокой осмысленностью жизни и уверенности в себе для людей с интернальным локусом контроля. Эти результаты объясняются, однако, тем, что уверенность в себе и свобода являются для них
во многом уже достигнутыми, реализованными и не актуальными в качестве целей, по сути, для них они уже выполняют роль не терминальных, а скорее инструментальных ценностей. Этот феномен возможной «инструментализации» терминальных ценностей необходимо учитывать при качественной интерпретации результатов методики.
ДОСТОВЕРНОСТЬ МЕТОДИКИ. Метод прямого ранжирования ценностей абсолютно «прозрачен» для испытуемых и не защищен от возможных фальсифицирующих стратегий. М.Рокич считает, что поскольку все ценности из предлагаемого набора являются социально одобряемыми, единственным критерием их сравнения выступает собственная система ценностей испытуемого, и, по его мнению, методика является по сути проективной. Однако, результаты проведенных им же экспериментов говорят о том, что испытуемые хорошо справляются с задачей ранжирования ценностей референтных групп. Специальное исследование Келли, Силвермена и Кохрейна выявило отсутствие связи между близостью иерархий ЦО при стандартной инструкции и при инструкции произвести благоприятное впечатление, с одной стороны, и показателем социальной желательности по специальному опроснику Марлоу-Кроуна, с другой. Из этих результатов следует, что выполнение испытуемыми требований стандартной инструкции в «обычных» условиях практически не подвержено влиянию фактора социальной желательности, хотя при желании испытуемые без труда могут воспроизвести социально желательную и иерархию.
Нами были проведены аналогичные исследования на материале списков ценностей А.Гоштаутаса, А.А.Семенова и В.А.Ядова. Корреляции результатов по стандартной инструкции и по инструкции социальной желательности оказались невысоки. Сильнее всего инструкция социальной желательности
отразилась на положении таких ценностей, как общая хорошая обстановка в стране и в мире, равенство, исполнительность, непримиримость к недостаткам, ответственность (в сторону повышения), а также любовь, здоровье, жизнерадостность, независимость, терпимость (в сторону понижения). Помимо этого, при ранжировании по инструкции социальной желательности практически для всех терминальных ценностей в той или иной степени уменьшается индивидуальный разброс оценок (для инструментальных ценностей аналогичный анализ не проводился). Одновременно увеличивалось сходство результатов мужчин и женщин по обоим спискам ценностей.
Эти результаты не позволяют согласиться с зачислением данного теста в разряд проективных. Хотя тест сам по себе не провоцирует испытуемых на неискренние ответы, в каждом отдельном случае приходиться полагаться на их добрую волю. Соответственно, ограничивается круг референтных диагностических задач: методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДИКИ. Достоинством методики является ее компактность, быстрота в проведении и обработке результатов. Не менее существенным достоинством является ее универсальность-пригодность для использования на разных контингентах испытуемых и для решения разных задач. Наконец, большим достоинством методики является ее гибкость-возможность для решения определенных задач варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции, получая тем самым дополнительную информацию. К недостаткам, помимо возможности фальсификации результатов, следует отнести неоднозначность критериев ранжирования, выражающуюся в том, что одни испытуемые, ранжируя список ценностей, учитывают степень их насущности, другие же ориентируются только на их абсолютную значимость, одни соотносят их со своей индивидуальной жизнью, другие учитывают их значимость для общества и человечества в целом. Чтобы в какой-то степени преодолеть эту неоднозначность, необходимо учитывать не только значимость, но и одновременно степень актуальности (или, напротив, реализованности) ценностей. Так, Е.Б.Фанталова (1992) использовала дополнительное ранжирование списка ценностей по критерию их доступности. Более удобным представляется методический прием, предложенный С.Р.Пантилеевым: после завершения ранжирования обоих списков испытуемому предлагается оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни.Как недостаток методики можно рассматривать и закрытый, фиксированный характер списков ценностей, что ограничивает диапазон возможных
ответов.
studfile.net
Методика Рокича «Ценностные ориентации»: интерпретация и обработка результатов
В XX веке жил такой известный американский психолог, как Милтон Рокич. Практически всю свою карьеру он посвятил изучению общественных и личных ценностей. Хотя начинал Милтон как психиатр. Но известен он как разработчик уникальной концепции ценностных ориентаций личности. И эта методика Рокича пользуется во всём мире огромной известностью. Как и тест, основанный на ней. Впрочем, обо всём по порядку.
Общие положения
Методика Рокича строится вокруг идеи о том, что ценностью является устойчивое убеждение в принципиальной предпочтительности чего-либо конкретного (мировоззрения, способа существования, цели жизни и т. д.). Однако также психолог предполагает, что их не так уж и много.
Всех их Милтон разделил на два типа – терминальные и инструментальные. К первым относятся убеждения, касающиеся того, что конечная цель существования каждого человека действительно стоит того, чтобы стараться её достичь.
Второй тип ценностей называется инструментальным. Это, в свою очередь, убеждения, касающиеся того, что некое свойство личности или образ её действий всегда и в любой ситуации остаётся приоритетным.
То есть первый тип затрагивает цели индивидуального существования, а второй – методы их достижения и образов действий.
Специфика
Методика Рокича также подразумевает анализ ценностей и деление их на группы, что логично, так как все убеждения касаются определённых жизненных сфер. Соответственно, существуют ценности личной жизни и профессиональной самореализации, финансовые (материальные) и духовные. К упомянутому выше инструментальному типу относятся убеждения, касающиеся общения, этики, дела, альтруизма, самоутверждения, других людей.
Методика Рокича, как показывает практика, является интересной и эффективной. Её достоинство заключается в универсальности, экономичности и удобстве. «Обследовать» человека с её помощью можно очень легко, как и обработать результаты. И списки ценностей (иначе называемые стимульным материалом) варьировать можно, и инструкции изменять.
Правда, некоторые выделяют и недостатки. К ним относится социальная нежелательность и вероятность того, что человек, согласившийся на тест, будет неискренним.
Как проводится исследование?
Итак, что представляет собой методика М. Рокича – ясно. Как же проходит сам тест?
Человеку предлагается два списка, в котором указаны ценности (инструментальные и терминальные). По 18 в каждом. В какой форме, в принципе, не важно. Обычно их предоставляют на листках А4 в виде перечня или на карточках.
Когда человек получил материал, ему дают задачу – присвоить каждой ценности номер. Сначала ему надо разобраться с терминальным списком, а потом с инструментальным.
Психологи, которые обычно и проводят такие тесты, могут задавать вопросы, которые приближают их к системе предпочтений испытуемого. Нередко они интересуются тем, насколько реализованы ценности в его жизни. Отвечают, обычно, в процентах. Ещё могут спросить, как расположил бы человек карточки 5 или 10 лет назад. Или как их распределили бы близкие ему люди. Вопросы могут влечь за собой другие, более личные, потому очень важно, чтобы тестирование было добровольным и, желательно, проводилось тет-а-тет.
Список № 1
Теперь можно перечислить непосредственно те понятия, которые включает в себя методика «Ценностей ориентации» Рокича. Первый список – термальный. Он включает в себя следующие понятия:
- Активная жизнедеятельность.
- Мудрость.
- Здоровье.
- Увлекательная работа.
- Искусство и природа.
- Любовь и близость.
- Финансовый достаток.
- Наличие преданных друзей.
- Уважение и признание других людей.
- Возможность учиться.
- Саморазвитие.
- Возможность жить продуктивно («на полную» использовать перспективы и возможности).
- Развлечения и досуг.
- Независимость и свобода.
- Счастье в личной жизни.
- Возможность заниматься творчеством.
- Самоуверенность.
- Счастье других людей.
Итак, это 18 ценностей, которые включает в себя терминальный список. На карточках, обычно, в скобочках указывается более широкое их определение, но и так можно понять, что подразумевается.
Список № 2
Но это ещё не всё, что включает в себя методика Рокича. Обработка результатов выполняется психологом только после того, как человек разберется с каждым списком. И вот что включает в себя второй, инструментальный:
- Аккуратность.
- Воспитанность.
- Умение радоваться жизни.
- Высокие требования к людям и к миру.
- Исполнительность.
- Независимость.
- Неумение принимать недостатки (как в себе, так и в остальных).
- Интеллектуальность и образованность.
- Ответственность.
- Рационализм.
- Самоконтроль.
- Смелость, храбрость.
- Твёрдая воля.
- Умение проявлять терпимость.
- Широкие взгляды, отсутствие «рамок».
- Честность.
- Трудолюбие и продуктивность.
- Заботливость, чуткость.
Как можно видеть, списки отличаются принципиально. Как минимум тем, что во второй список включены понятия, относящиеся к личностным качествам, которые нередко играют роль в процессе достижения того, что перечислялось в первом.
Как пройти тест?
В самом начале говорилось, что каждой ценности приписывается порядковый номер. Минимум – 1, а максимум – 5. Единицей отмечаются ценности, не имеющие никакого значения. Двойкой — те, которые, в принципе, могут быть важны. Тройкой — ценности с определённым, конкретным значением. Четвёркой — важные утверждения. И пятёркой — то, что человек ставит превыше всего.
Как определять результат?
Это важная тема. Результаты по методике Рокича обычно определяет психолог, так как и тест проводит тоже он. Но в общих чертах стоит рассказать, как это делается.
Итак, тест направлен на изучение ценностей человека. Чтобы лучше понять смысл его действий или поступков. Результаты определяются по так называемой шкале достоверности. Она призвана определить, насколько сильно человек хочет, чтобы его поступки положительно оценивались окружающими. И чем выше оказывается результат – тем больше испытуемый соответствует, так называемому, «одобряемому» образу. Но критическим порогом общепринятого теста является отметка в 42 балла. Если результаты его перешагнули, то либо они недостоверны, и человек был нечестен, либо перед психологом сидит сложная личность.
Но во внимание принимаются не те баллы, которые набрал человек, выставляя номера ценностям. Психолог обращается к шкале достоверности. Если человек, например, поставил пятёрку утверждению, которое относится к отрицательной шкале, то ему присвоят 1 балл. То, что несёт отрицательное значение, он отметил единицей? Тогда ему ставят «пять». Шкала весьма объёмная, но с ней при желании можно ознакомиться в индивидуальном порядке.
Интерпретации
Итак, в целом понятно, что представляет собой методика Рокича «Ценностные ориентации». Обработка результатов – это дело психолога, но вот об интерпретациях стоит немного рассказать. Их несколько.
Есть интерпретация методики Рокича по жизненным ценностям. Если используется такой вариант теста, то по его итогам получается выяснить, что человек считает своей главной целью – саморазвитие, духовное удовлетворение, креативность, социальное взаимодействие, престиж и уважение, достижения и успех, богатство и финансы или сохранение личной индивидуальности, уникальности.
Есть интерпретация по жизненным сферам. В ходе теста выясняется, какая область является для человека важнейшей – профессиональная, образовательная, семейная, общественная, развлекательная или сфера физической активности.
Это две наиболее распространенные интерпретации. Впрочем, неудивительно, почему именно они. Одна интерпретация направлена на выяснение внутреннего мира человека. А другая – на его внешний мир и сферу, в которой ему комфортно существовать. Впрочем, и то и другое связано неразрывно.
Что ещё следует знать?
Методика «Ценностные ориентации» отзывы получает преимущественно положительные. Даже ученые-психологи отмечают, что она является самой проработанной и достоверной. Неудивительно, ведь Милтон Рокич является основателем понятий ценностей в принципе.
И её эффективность доказана. Проводились разные исследования – и активней всего, конечно, в них участвовали молодые люди: школьники и студенты. Особенно старшеклассники. И большинство из них ставили на первое место терминальных ценностей здоровье и семейную жизнь, друзей, любовь, финансовый достаток и уверенность в себе. Из инструментального списка многие выбрали жизнерадостность, ответственность, воспитанность, терпимость и исполнительность. Такой выбор не удивителен. Более того, он правильный и предсказуемый. Слишком глобально для подростков? Отнюдь. Подтверждение тому – изречение психолога Эрика Хомбургера Эриксона. Он уверял, что молодые люди, в своем роде, должны быть «акробатами». Уметь одним лишь мощным движением опустить перекладину своего детства, перепрыгнуть через неё, и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Причем за максимально короткий промежуток времени.
И это лишь один из примеров. На самом деле методика Милтона Рокича действительно интересная, действенная и результативная. И если есть желание вместе с возможностью – стоит пройти такой тест. Одному или с кем-то – как угодно. Хотя бы ради интереса.
fb.ru
Методика ценностных ориентаций М.Рокича
В нашей работе мы уже отмечали, что личностное самоопределение в ранней юности имеет ценностно-смысловую природу; это активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего существования. Для определения характерного содержания системы ценностей современных юношей и девушек мы использовали методику ценностных ориентаций М.Рокича.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.
Методика М.Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич различает два вида ценностей: а) терминальные — убеждения в том, что какая.-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться б) инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует радиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Методика М.Рокича содержит два списка ценностей по 18 в каждом. Используя гибкость методики мы несколько сократили стимульный материал (до 9 ценностей) и в нашем исследовании использовали только первый список.
Бланк к методике ценностных ориентаций М.Рокича
ДЕНЬГИ (материально обеспеченная жизнь)
СЕМЬЯ (счастливая семейная жизнь,духовная и физическая близость
с любимым человеком)
ПОЗНАНИЕ ( интеллектуальное развитие, расширение своего кругозо-
ра, жизненная мудрость)
РАБОТА (интересная ,творческая, продуктивная деятельность, макси-
мально полное использование своих сил и способностей)
СЧАСТЬЕ ДРУГИХ (благосостояние, развитие и совершенствование
других людей, народа, человечества в целом)
САМОРАЗВИТИЕ (работа над собой, постоянное физическое и духов-
ное совершенствование, достижение внутренней
гармонии)
КАРЪЕРА (общественное признание, уважение окружающих)
ДРУЗЬЯ (наличие хороших и верных друзей)
УДОВОЛЬСТВИЯ (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
Списки ценностных ориентаций выдавались испутуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого.
После обработки данных мы получили следующие результаты (см. табл. ).
По полученным данным мы можем говорить о том, что системы ценностных ориентаций юношей и девушек не имеют значимых отличий. На первом месте как у тех, так и других находится ценность счастливой семейной жизни, духовной и физической близости с любимым человеком ; на втором месте у девушек — наличие хороших и верных друзей, у юношей — удовольствия (полнота и эмоциональная насыщенность жизни). На третьем месте и у юношей и у девушек — деньги (материально обеспеченная жизнь). Последнее место и у девушек и у юношей занимает счастье других людей.
Средние ранговые показатели по методике
Ценностных ориентаций М.Рокича
Таблица
показатели | среднее значение | место | ||
ценности | девушки | юноши | девушки | юноши |
деньги | 3.92 | 3.91 | ||
семья | 2.29 | 2.95 | ||
познание | 6.61 | 5.55 | ||
работа | 4.92 | 5.09 | ||
счастье других | 7.11 | 7.13 | ||
саморазвитие | 6.24 | 6.0 | ||
каръера | 4.73 | 4.73 | ||
друзья | 3.32 | 4.16 | ||
удовольствия | 5.67 | 3.09 |
Методика “Тип психологического совершенствования”
Поиск себя и выбор жизненых дорого так или иначе сопряжен с формированием целей саморазвития и самореализации.
Цель данной методики: определить направленность саморазвития, совершенствования человека .
Оборудование: список личностных качеств — доброжелательность, сила воли, сочувствие, выдержка, искренность, уверенность.
Инструкция: “Выбирите из этого списка одно качество, которое Вы хотели бы развивать в себе, добавить себе. Теперь из того же списка выбирите одно качество, которое Вы хотели бы чтобы развивали окружающие Вас люди”.
Обработка и интерпретация данных: предложенные качества личности разделяются на две группы: 1) качества эмоционально-волевой сферы личности (волевые) — сила воли, выдержка, увереность; 2) качества, характеризующие нравственную сторону личности (нравственные) — доброжелательность, сочувствие, искренность.
По данным первого и второго выборов определяется тип психологического совершенствования (см. ключ в таблице результатов).
После обработки данных мы получили следующие результаты.
Распределение испытуемых
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
- Терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
- Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности-средства.
При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.
Инструкция
Особенности проведения процедуры тестирования:
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
- «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»
- «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
- «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?»
- «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»
- «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»
- «Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»
- «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
Инструкция:
«Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
psylist.net
Психологические материалы — Методика «ценностные ориентации» М. Рокича
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Список А (терминальные ценности):
— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
— здоровье (физическое и психическое)
— интересная работа
— красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
— любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
— наличие хороших и верных друзей
— общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
— продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
— развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
— счастливая семейная жизнь
— счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в делом)
— творчество (возможность творческой деятельности)
— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке’ вещи, порядок в делах.
— воспитанность (хорошие манеры)
— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
— жизнерадостность (чувство юмора)
— исполнительность (дисциплинированность)
— независимость ( способность действовать самостоятельно, решительно)
— непримиримость к недостаткам в себе и других
— образованность (широта знаний, высокая общая культура)
— ответственность (чувство долга, умение держать слово)
— рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
— смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
— твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
— широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
— честность (правдивость, искренность)
— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
— чуткость (заботливость)
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»
«Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
«Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»
«Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»
«Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»
«…………………….. через 5 или 10 лет?»
«Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
test-metod.ru
Определение ценностных ориентаций
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
М. Рокич предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека и представил действенный инструмент их измерения.
Ценности — это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на базе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности. Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития.
Ценностная ориентация — это понятие социальной психологии, под которым понимается:
- идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки человеком социальных объектов и событий;
- способ организации человеком своего поведения в соответствии с осознанными мотивами, возведенными в ранг смысложизненных ориентиров.
В последнем случае ценностные ориентации выступают в качестве индивидуальной идеологии стиля жизни. Они формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других элементах внутреннего мира, реализуются в поведении личности. В структуре деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами, они обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения. Система ценностных ориентаций составляет содержательную сторону направленности личности и отражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.
Ценностная ориентация есть, с одной стороны, конкретное проявление отношения личности к фактам действительности, а с другой — система фиксированных установок, регулирующих поведение в каждый данный отрезок времени.
Ценностные ориентации — сложное образование, в котором можно выделить три основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный — эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий — связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.
Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени их сформированности можно судить об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации — признак зрелости, показатель меры социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.
В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность.
М. Рокич (Milton Rokeach) предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека (в рамках когнитивного подхода) и представил действенный инструмент их измерения (Milton Rokeach Value Survey). И теория, и методика широко используются психологами, экономистами, а также специалистами в области политических наук. Теория М. Рокича объясняет, что такое ценности, что люди ценят и в чем состоят функциональные цели системы ценностей.
В качестве основного диагностического конструкта автор теста рассматривает направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех или иных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни. В зависимости от устремлений, которые человек пытается реализовать, жизненные сферы (профессиональная, обучения и образования, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) представляют для разных людей различную степень значимости.
Учеными предложено множество типологий ценностей, наиболее известно разделение на духовные, социальные и материальные. Кроме того, выделяют ценности, соответствующие разным областям социальной жизни (моральные, эстетические, политические, познавательные, экономические и др.). М. Рокич приводит свою типологию:
- Ценности-цели (терминальные), определяемые им как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо.
- Ценности-средства (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.
Инструментальные ценности подразделяются на группы:
- этические, ценности общения, ценности дела;
- индивидуалистические, конформистские, альтруистические;
- самоутверждения, принятия других людей и т. д.
Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списков ценностей двух классов: терминальных и инструментальных (по 18 пунктов каждый). Сначала испытуемому предлагается набор терминальных, а затем инструментальных ценностей.
Результаты теста очень зависят от адекватности в самооценке человека, поэтому специалисты рекомендуют использовать тест М. Рокича в комплексе с другими методиками. Достоинство этого теста — универсальность, удобство и быстрота в проведении и обработке данных. Однако на результаты могут оказать влияние неискренность испытуемого, стремление (не всегда осознанное) давать социально желательные ответы.
Тестирование лучше проводить индивидуально, а не в группе: специалисту будет легче установить доверительные отношения с испытуемым, что повысит вероятность получения искренних ответов.
Приложение: Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича
«Менеджер по персоналу»
hr-portal.ru
Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича. Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие
Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича
Ценностная ориентация – избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок и предпочтений, выраженная в поведении.
Обычно у человека есть набор ориентиров его жизнедеятельности, зачастую многоуровневая система целей, к которым он стремится и которые определяют смысл его жизни. При этом цели, как и мотивы поведения, могут иметь свою диспозицию, расположение относительно друг друга в зависимости от их перспективы и важности. Диспозиция жизненных целей влияет на мотивацию поведения, точнее, цели разного уровня, важности и временного горизонта находятся в сложном взаимодействии друг с другом и потребностями, тем самым определяя мотивы поведения и их диспозицию. В трудовой деятельности представление о целях жизни работников позволяет уточнить особенности их направленности, точнее прогнозировать поведение и стимулировать их. Методика изучения ценностных ориентаций позволяет получить информацию о системе целей жизни человека. Она разработана в 1973 г. М. Рокичем. Автор определяет ценности личности, или ценностные ориентации, как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования»16.
Он считает, что люди обладают достаточно ограниченным набором ценностей, причем все считают ценностями одно и то же, хотя и в разной степени. К примеру, все ценят мир, однако у кого-то эта ценность получает более высокий приоритет, чем другие. Рокич выделяет два общих типа ценностей, причем в каждом из них может быть определена независимая система приоритетов (иными словами, две эти системы практически не связаны друг с другом). Первый тип ценностей можно назвать инструментальным, или ориентированным на средства, второй – терминальным, или ориентированным на конечные цели.
Инструментальные ценности предписывают определенные стандарты поведения или методы достижения цели. Два типа инструментальных ценностей соотносятся с моралью и компетентностью. Несоблюдение моральных ценностей (например, безнравственное поведение) вызывает чувство вины, несоблюдение ценностей, относящихся к сфере компетенции (например, проявление неумения), вызывает чувство стыда.
Терминальные ценности назначают конечные цели, или результаты индивида. Согласно Рокичу, нет достаточных оснований для того, чтобы считать их совокупность исчерпывающей для всех людей всех сообществ. Терминальные ценности могут быть личными (например, мир в душе) или социальными (например, мир во всем мире). Исследователь обнаружил, что повышение приоритета какой-либо личной ценности приводит к возрастанию приоритета личных ценностей вообще и к снижению приоритета социальных ценностей. И наоборот, возрастание приоритета социальных ценностей приводит к общему повышению приоритета других социальных ценностей и снижению приоритета личных. Люди, ратующие за мир во всем мире, вне всяких сомнений, считают равенство одним из главных своих приоритетов в ущерб таким приоритетам, как удовольствие или самоуважение. При выборе своих ценностей одни люди ориентируются на себя, другие же скорее ориентированы на иных людей. В табл. 8.5 приведены 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей, в которых нашли отражение наиболее значимые ценности американского общества.
Таблица 8.5
Терминальные и инструментальные ценности
Исследование 567 менеджеров из 12 стран показало, что такие инструментальные ценности, как широта взглядов, наличие способностей и смелость, менеджерами всех стран были признаны самыми важными, однако в отношении 75 % ценностей выявлены существенные национальные различия. Другое исследование, в котором приняли участие 658 египтян, 132 американца, 43 африканца и 101 араб, позволило выявить значительные национальные различия и в инструментальных, и в терминальных ценностях, причем самыми непохожими на американцев оказались египтяне.
Американские ученые, исследовавшие мнения 1460 американских менеджеров, попытались выявить основные ценности, представляющиеся наиболее важными на работе. Используя опросный лист Рокича для выявления инструментальных ценностей, они установили, что самыми желательными качествами работников менеджеры назвали ответственность и честность (этого мнения придерживалось около 85 % менеджеров), далее следовали наличие способностей (компетентность) (65 %), богатое воображение (55 %) и логичность (49 %). Послушание, чистоплотность, воспитанность и снисходительность были отнесены к числу наиболее важных качеств только 10 % менеджеров.
Различные группы людей могут исходить из разных систем ценностей. К примеру, как было установлено в других исследованиях, учащиеся и профессора школ бизнеса в среднем оценивают такие качества, как честолюбие, компетентность, ответственность и свобода, выше, чем прочие категории исследуемых. Соответственно, они придают меньшее значение помощи другим людям и заботе о них, а также эстетическим и культурным ценностям и проблемам, обусловленным социальной несправедливостью. В одном из исследований сравнивались позиции самых удачливых, средне и наименее удачливых менеджеров. Оказалось, что для самых успешных менеджеров в отличие от прочих их коллег наиболее важны экономические (например, комфортная жизнь) и политические (например, общественное признание) ценности.
При сравнении менеджеров с представителями других слоев населения выясняется, что они придают намного большее значение таким ценностям, как чувство успеха, самоуважение, комфортная жизнь и независимость. Высшей инструментальной ценностью менеджеры считают честолюбие, а терминальной – чувство успеха. Менеджеры чаще, чем остальные категории исследуемых, отдавали приоритет личным (а не социальным) ценностям и ценностям, определяемым стремлением к достижению каких-либо целей. При изучении всего населения оказалось, что открытость новому опыту – комбинация позитивных акцентов на широте взглядов, воображении, свободе и самоопределении в сочетании с ослаблением акцента на признании, послушании и конформности – оказалась доминирующей ценностью, присущей большинству людей. Каких-либо значимых гендерных (обусловленных полом) различий инструмент Рокича не выявил.
Этими ценностными предпочтениями можно объяснить, почему многие студенты школ бизнеса и даже многие практикующие менеджеры нередко подвергаются критике за излишний эгоцентризм и стремление к личным достижениям и продвижению. В будущем, как предполагается, менеджерам будет присуще более сбалансированное сочетание личных и общественных ценностей, таких, к примеру, как справедливость и взаимовыручка17.
Устанавливать диспозицию ценностей по Рокичу предлагается методом прямого ранжирования: каждое наименование ценности заносится на отдельную карточку, и человек распределяет их по степени важности для себя. То же самое можно получить, предложив респонденту перечень ценностей в виде опросного листа и попросив проставить ранги для них: 1-й ранг – для самой важной, 2-й – для второй по важности и т. д. Обычно достаточно получить информацию о первых пяти ценностях, поскольку влияние менее важных ценностей на поведение можно считать пренебрежимо малым. Отдельно ранжируются терминальные и инструментальные ценности.
Для повышения надежности ранжирования собственных актуальных ценностей полезен прием, предложенный С. Р. Пантелеевым: испытуемому предлагается, завершив ранжирование, оценить в процентах степень достижения им каждой ценности на настоящий момент18.
Определяя собственный состав жизненных целей и способов и средств их достижения, вы можете дополнить оба списка, изменить трактовку, а затем расставить приоритеты, актуальные на настоящий момент или на перспективу. Целесообразно время от времени возвращаться к этой методике, особенно в случае важных событий в жизни, таких как исполнение желания, мечты, изменение внешней среды. Результаты предыдущих оценок не следует забывать, их лучше сохранять в архиве, чтобы можно было получить представление о динамике собственной личности (ценностные ориентации, мотивы, потребности, интересы, идеалы, мировоззрение – это личностные свойства) и правильно объяснять причины прошлых ошибок и заблуждений.
Попытайтесь сформулировать систему ценностей в вашей жизни, используя методику М. Рокича. Вы вправе добавить любые формулировки инструментальных и терминальных ценностей.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
marketing.wikireading.ru