Лонгитюд описание дополнений расширенной версии Лонгитюд+
к методическим материалам экспертной системы индивидуального сопровождения Лонгитюд
описание дополнений расширенной версии
Лонгитюд+
(соответствующая версия программы: 6.10.20)
www.lnd.pu.ru
И21 Приложение к методическим материалам экспертной системы индивидуального сопровождения «Лонгитюд»: описание дополнений расширенной версии «Лонгитюд+» (соответствующая версия программы: 6.10.20) – Санкт-Петербург, 2006. 120 с.
Расширенная версия программы «Лонгитюд+» включает в себя ряд методик из области экспериментальной, возрастной, педагогической психологии и психодиагностики детей и взрослых, в том числе разработанных для проведения учебных практикумов по соответствующим темам в составе ЭДК (экспериментально-диагностического комплекса учебной и исследовательской направленности). Указанные дополнения к программе Лонгитюд являются особой версией программы ЭДК, подготовленной для работы в едином интерфейсе с программой Лонгитюд.
Экспериментально-диагностический комплекс (ЭДК) — это комплекс диагностических, исследовательских и учебных методик, представляющих собой автоматизированные средства сбора и обработки данных, реализованные в едином интерфейсе. ЭДК предназначен для учебного использования в практикумах, для сбора и обработки данных при проведении экспериментов в исследовательских работах, от курсовых и дипломных до диссертационных, для сбора данных при необходимости адаптации и стандартизации методик, не имеющих современных адаптированных версий, а также для прикладного использования, в том числе для консультирования и проведения исследований.
Издание предназначено для студентов, преподавателей психологии и специалистов – психологов и педагогов.
Введение 8
Содержание систем Лонгитюд, Лонгитюд+ и ЭДК 8
Области использования 8
Структура 9
Разработчики 11
Общие характеристики методов эдк
и структуры их описания 13
Опросники: личность, темперамент, характер 15
Личностный опросник Кеттела, адаптированный
модифицированный детский вариант (CPQ) 15
Тест эмпатийного потенциала личности (И. М. Юсупов) 15
Тест смысложизненных ориентаций 16
Методика Голланда (Дж. Голланд) 17
Методика Йовайши 18
Тест Айзенка (Г. Айзенк) 19
Шкала самооценки личностной
тревожности (Спилбергер) 22
Методика Е.П. Ильина и П.А. Ковалева 23
Опросник Басса – Дарки 23
Многофакторная личностная методика Кеттелла.
Форма С. 25
Опросник оценки проявлений свойств
нервной системы (СНС) 26
Методика диагностики уровня школьной
тревожности (Филлипс) 27
Шкала застенчивости 28
Анкета оценки нервно-психической
устойчивости педагога 28
СМИЛ (Л.Н. Собчик) 29
СМИЛ сокращенный (Л.Н. Собчик) 30
Модифицированый опросник для идентификации
типов акцентуаций характера у подростков 30
Выявление акцентуаций (тест-опросник Шмишека) 31
Определение выраженности склонности к риску
(опросник Г. Шуберта) 32
Методика исследования некоторых ведущих
психических особенностей больных неврозами
(опросник по Л.Г. Первову) 32
Тест индивидуальной тревожности человека как индивида, субъекта деятельности и личности (Остапук Ю. В., Суходольский Г. В.) 34
Опросник D. KEIRSEY 34
Опросники: мотивация и воля 36
Опросник для изучения ведущих мотивов
профессиональной деятельности 36
Определение уровня мотивации достижения
успеха (А. Мехрабиан) 36
Определение уровня мотивации
аффилиации (А. Мехрабиан) 37
Шкала самоконтроля 38
Опросник для определения выраженности
стремления к самозащите
и уровня мотивации избегания неудачи (Т.Элерс). 38
Определение выраженности стремления к риску и
уровня мотивации достижения цели и успеха (Т.
Опросники: состояния личности 40
Шкала самооценки ситуативной
тревожности (Спилбергер) 40
Шкала самооценки
(Самочувствие. Активность. Настроение) 40
Шкала депрессии (Т.И. Балашова) 41
Клинический опросник для выявления и оценки
невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич) 42
Методика измерения психического «выгорания»
в профессиях системы «человек-человек». 42
Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации учителя средней школы 43
Методика диагностики уровня эмоционального
выгорания В. В. Бойко 44
Опросники: межличностные отношения 46
Тест «Формирование положительной групповой
мотивации» (В.А. Розанова) 46
Тест — опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) 46
Тест ADOR «Подростки о родителях» 47
Измерение родительских установок и реакций
(опросник PARY) 48
Тест межличностных отношений (Лири) 49
Шкалы развития 51
Экспертная оценка уровня развития 51
(Экспертная система «Лонгитюд») 51
Шкала развития
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра 54
Школьный тест умственного развития 56
Тест структуры интеллекта (Р. Амтхауэр)
(в модификации Л. А. Ясюковой) 57
Диагностика культурно-независимого интеллекта
(Р. Кеттелл) 59
Проективные методы 62
Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) 62
Цветовой проективный тест отношений 63
Цветовая проективная социометрия 65
Тест цветовых предпочтений 66
Методики смежных областей 68
Анамнез 68
Карта индивидуального сопровождения 68
Сенсомоторные методы 70
Настройка РС для пороговых методов 70
Простая сенсомоторная реакция (свет) 70
Простая сенсомоторная реакция (звук) 70
Порог восприятия стимула (свет) 71
Аппаратурные методики 72
Теппинг-тест (ТТ) 72
Направления прикладного использования 74
Предметный указатель 81
Каталог: download -> version
version -> Coping with Final Exams Stress ( Справляемся со стрессом перед выпускными экзаменами)
version -> Стресс и способы борьбы с ним (Stress and How to Cope With It)
version -> Рекомендації щодо психологічного супроводу адаптації п’ятикласників в умовах впровадження нових Державних стандартів освіти
version -> Сборник научных трудов Под ред. О. Е. Хухлаева
version -> Литература: Введение в психологию под ред. А. В. Петровского., М., 1995
version -> «основы психологического анализа конфликтов»
version -> Ю. Г. Чернов Психология почерка: состояние, проблемы, перспективы Фрамент книги
version -> Графология: характер по почерку
Практическое занятие с ответами
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Задача 1 Проведите психологическое самообследование с помощью теппинг – теста и определите силу нервной системы. Проанализируйте результаты психологического тестирования Цель исследования: определить тип нервной системы при помощи теппинг-теста. Материал и оборудование: бланки, представляющие собой стандартные листы бумаги (210х297мм), разделенные на шесть расположенных по три в два ряда квадратов, карандаши, секундомер, протокол исследования.
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Агрессивное поведение детей — причины, симптомы, диагноз
ICD 10
Общая информация
Причины
Патогенез
Классификация
Симптомы
Осложений
Диагностика
Лечение Агрессивного поведения. профилактика
Агрессивное поведение детей — словесная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним предметам. В его основе негативные эмоции, желание навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказом от общения, актами насилия (укусы, удары). Диагностируется психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты. Лечение включает групповую, индивидуальную психотерапию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению гнева.
МКБ 10
R45.6 F91
Общая информация
Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Он в первую очередь служит способом выражения отрицательных эмоций – раздражения, гнева, гнева. Наблюдая за результатом такого поведения, ребенок оценивает его полезность. Во второй раз он проявляет агрессию с определенной целью – получить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить себе других. Чем чаще желаемое достигается, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера. Распространенность этого явления определить сложно, так как каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию. У мальчиков возникает раньше, носит открытый характер. У девочек это проявляется косвенно.
Причины
Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выразить обиду словами, отсутствие внимания взрослых, желание заполучить чужую игрушку, проявить силу перед сверстниками. Часто дети причиняют вред другим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут понять собственного состояния, не обладают коммуникативными навыками для решения проблемы. Выделяют следующие группы причин агрессивности:
- Семейные отношения. Формированию агрессии способствует проявление жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, равнодушие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание, чтобы привлечь к себе внимание.
- Личные характеристики. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию, страх, усталость выражается плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, низкая самооценка.
- Особенности нервной системы. Дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС склонны к агрессии. Они менее толерантны к стрессу, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
- Социально-биологические факторы. Тяжесть агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями и социальным статусом. Мальчикам часто внушают мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать отпор».
- Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гнева при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Ребенка может спровоцировать плохая оценка в школе, необходимость делать уроки, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительная поездка.
Патогенез
Физиологической основой детской агрессивности является дисбаланс процессов возбуждения-торможения центральной нервной системы, функциональная незрелость отдельных структур головного мозга, ответственных за управление эмоциями и поведением. При воздействии раздражителя преобладает возбуждение, процесс торможения «запаздывает». Психологической основой детской агрессивности являются низкая способность к саморегуляции, отсутствие развитых коммуникативных навыков, зависимость от взрослых, неустойчивая самооценка. Детская агрессия – это способ снятия стресса при эмоциональном, психическом напряжении, плохом самочувствии. Целенаправленное агрессивное поведение направлено на получение желаемого, защиту собственных интересов.
Классификация
Было разработано множество классификаций агрессивного поведения. По направленности действий различают гетероагрессию – причинение вреда другим, и аутоагрессию – причинение вреда себе. По этиологическому признаку различают реактивную агрессию, возникающую как реакция на внешние факторы, и спонтанную, мотивированную внутренними импульсами. Практическое значение имеет классификация по форме проявления:
- Выраженная агрессия. Приемы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически сложный вариант. Агрессивные действия не осознаются и не отрицаются ребенком.
- Вербальная агрессия. Реализуется через слова – оскорбления, угрозы, ругань. Самый распространенный вариант среди школьниц.
- Физическая агрессия. Повреждение нанесено с применением физической силы. Эта форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков).
Симптомы
Основные проявления агрессии наблюдаются у детей до года. У малышей 1-3 лет возникают конфликты из-за присвоения игрушек и других личных вещей. Дети кусаются, толкаются, дерутся, бросают предметы, плюются, кричат. Попытки родителей купировать реакции ребенка наказаниями усугубляют ситуацию. У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, так как речь активно развивается, осваивается ее коммуникативная функция.
Потребность в общении растет, но продуктивному взаимодействию мешает эгоцентризм, неспособность принять чужую точку зрения, объективно оценить ситуацию взаимодействия. Бывают недоразумения, оскорбления, порождающие словесную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы. Младшие школьники обладают базовым уровнем самоконтроля, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха.
При этом активно используют его для защиты своих интересов и отстаивания своей точки зрения. Начинают определяться гендерные особенности агрессивности. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, спотыкаются, «щелкают» по лбу. Девушки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, называния, сплетни, игнорирование, молчание. У представителей обоих полов отмечаются признаки заниженной самооценки, депрессии.
В подростковом возрасте агрессивность возникает в результате гормональной перестройки и сопутствующей эмоциональной лабильности, осложнению социальных контактов. Возникает необходимость доказать их важность, силу, актуальность. Агрессия либо подавляется, заменяется продуктивной деятельностью, либо принимает крайние формы – юноши и девушки дерутся, ранят соперников, совершают попытки самоубийства.
Осложнения
Частая агрессивность, подкрепляемая воспитанием, неблагополучной семейной обстановкой, закрепляется в качествах личности ребенка. К подростковому возрасту формируются характерологические черты на основе гнева, ожесточения, обидчивости. Развиваются акцентуации и психопатии – расстройства личности с преобладанием агрессии. Возрастает риск социальной дезадаптации, девиантного поведения, правонарушений. При аутоагрессии дети причиняют себе вред, совершают попытки самоубийства.
Диагностика
Диагностика агрессивного поведения детей актуальна при чрезмерной частоте, выраженности проявлений. Решение обратиться к психиатру, психологу родители формируют самостоятельно или по рекомендации педагогов. Основой диагностического процесса является клиническая беседа. Врач выслушивает жалобы, выясняет анамнез, дополнительно изучает характеристики из детского сада, школы. Объективное исследование включает использование специальных психодиагностических методов:
- Анкетирование, наблюдение. Родителям и педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений об особенностях поведения ребенка. Наблюдение осуществляется по схеме, включающей ряд критериев. Результаты позволяют установить форму агрессии, ее выраженность и причины.
- Анкеты личности. Применяются для обследования подростков. Они выявляют наличие агрессивности в общей структуре личности, способы ее компенсации. Распространенными методами являются опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
- Тесты рисования. По особенностям рисунков определяют выраженность симптомов, причины, неосознанные эмоции. Используются тесты несуществующего животного, кактуса, человека.
- Интерпретационные тесты. Относятся к проективным методам, раскрывают бессознательные, скрытые переживания ребенка. Обследование проводят с помощью Теста реакции на фрустрацию Розенцвейга, Hand test (ручной тест).
Лечение агрессивного поведения детей
При выраженной агрессии требуется коррекция методами психотерапии. Применение медикаментов оправдано, когда гневливость, импульсивность, озлобленность являются симптомами психического расстройства (психопатии, острого психоза). Вылечить агрессию навсегда невозможно, она будет проявляться у ребенка в определенных жизненных ситуациях. Задача психологов, психотерапевтов – помочь решить личностные проблемы, научить адекватным способам выражения чувств, разрешения конфликтных ситуаций. Общие методы коррекции включают в себя:
- Игровые упражнения. Представлены экспресс-методы безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается вымещать гнев, раздражение, гнев без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листами гнева».
- Коммуникационные тренинги. Групповая работа позволяет ребенку выработать эффективные коммуникативные стратегии, способы выражения эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для окружающих. Дети получают обратную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психотерапевтом.
- Занятия по релаксации. Направлены на снижение тревожности, эмоционального напряжения – факторов, повышающих риск возникновения вспышек агрессии. Детей учат восстанавливать глубокое дыхание, добиваться расслабления мышц, переключать внимание.
Прогноз и профилактика
Агрессивное поведение детей успешно корректируется совместными усилиями родителей, педагогов, психологов. Прогноз в большинстве случаев благоприятный. Для предотвращения закрепления агрессии как предпочтительного способа взаимодействия необходимо придерживаться гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы мирного разрешения конфликтов, уважительно относиться к ребенку, допускать проявления гнева в безопасной форме. Не стоит зацикливаться на мелких агрессивных действиях. При обсуждении агрессивности важно говорить о поступках, а не о личных качествах («ты поступил жестоко», а не «ты жесток»).
Личностный опрос: 25 лучших вопросов, определение, шаги и советы
Вопросы личностного опроса: определениеЛичностный опрос определяется как опрос, состоящий из нескольких типов вопросов, целью которых является получение информации о личности респондента. Этот опрос носит в основном интроспективный характер и измеряет отчеты о жизни в виде рейтинговых шкал с использованием вопросника. Сбор данных в ходе личностного опроса дает представление о человеке и процессе принятия решений, а также о причинах этого процесса.
Эти вопросы используются в программе опроса, чтобы помочь отличить способности от личности. В первую очередь это помогает понять, как вы относитесь к чувствам других, подходите к своим проблемам, справляетесь с чувствами и понимаете свою личность.
Личностные опросы используются во многих областях, но в основном используются в профессиональной среде, где потенциальный сотрудник проводит этот онлайн-опрос для оценки темперамента, процесса принятия решений, деловой хватки и т. д. Он помогает понять, насколько мотивирован и целеустремлен сотрудник. и факторы, влияющие на человека.
В других случаях опрос личности используется для самоанализа, сопоставления совместимости, оценки теорий, оценки изменений в человеке после определенного процесса, диагностики психологических проблем, оценки учащихся, а также иногда в судебно-медицинских учреждениях.
Дополнительная информация: Вопросы для опроса о личности + Образец шаблона анкеты
25 основных вопросов, которые следует задать в опросе о личностиКлючом к получению точных ответов и хорошей доле ответивших в опросе является структура опроса. Платформа опроса состоит из онлайн-опроса с несколькими типами вопросов. Личностный опрос можно разделить на 2 основных раздела: демографический опрос и опрос по основным вопросам.
Вопросы личностного опроса для демографической оценкиВопросы демографического опроса являются одним из наиболее важных аспектов личностного опроса в вопроснике, поскольку они помогают составить профиль респондентов и, в свою очередь, помогают понять, насколько разные группы людей обладают разными характерами. Некоторые из наиболее важных демографических вопросов:
- Пожалуйста, выберите свой пол для опроса
- Какое у вас высшее образование?
- Ваше семейное положение?
- Кто ты по национальности?
- Пожалуйста, выберите тип занятости
Эти опросные вопросы позволяют глубже изучить личностные качества человека. Вопросы в этом разделе составлены так, чтобы понять, как ведет себя конкретный человек, процесс принятия решений и его темперамент.
- Нравится ли вам знакомиться с новыми людьми?
- Тебе нравится помогать людям?
- Что делать, если вас несправедливо обвинили в том, чего вы не делали?
- Сколько времени вам нужно, чтобы успокоиться, когда вы злитесь?
- Вас легко разочаровать?
- Вы помогаете людям, только если думаете, что получите что-то взамен?
- Ставите ли вы долгосрочные цели?
- Вас легко вывести из себя?
- Как часто вы выходите в общественную среду или общественное место?
- Внимательны ли вы к чувствам других людей?
- Вы всегда заняты?
- Вам нравится решать сложные задачи?
- Вы радушно принимаете людей?
- Ваша реакция на проблему заключается в том, чтобы обмануть ее?
- Вы часто чувствуете себя подавленным?
- Как часто вы путешествуете?
- Вы предпочитаете знакомство незнакомому?
- Вы вообще увлечены общественными делами?
- Нравится ли вам быть напористым?
- Вы склонны всегда видеть в людях хорошее, независимо от обстоятельств?
Личностный опрос эффективен только при правильной настройке. Важно, чтобы опрос собирал информацию, необходимую для оценки респондента наиболее эффективным для вас способом. Таким образом, дизайн опроса чрезвычайно важен. 5 шагов к разработке хорошего личностного опроса:
- Определение цели опроса: Крайне важно определить цель опроса перед созданием опроса или развертыванием его для потенциальных респондентов. «Почему» и «как» важно установить перед началом исследования. Это гарантирует, что из сбора данных можно будет извлечь полезные идеи.
- Задавайте правильные вопросы: Чтобы получить хороший процент ответов на опросы и получить глубокое представление о личности, важно, чтобы в опросе задавались правильные вопросы. Это помогает исследователю собирать личностную информацию о человеке или группе людей. Это в основном важно, когда новый сотрудник принимается на работу или рассматривается для продвижения по службе или повышения роли.
- Построить поток опроса: Большинство респондентов выбывают из опроса в качестве вопросов, если вопросы опроса не относятся к ним. Это делает очень важным эффективное использование логики пропуска опроса и ветвления, чтобы предыдущий ответ определял следующий вопрос, отображаемый участнику опроса.
- Примите участие в опросе! Перед развертыванием или проведением опроса среди потенциальных респондентов его необходимо тщательно протестировать. Это необходимо для обеспечения правильного отображения опроса и правильной разработки логики опроса.
- Проанализируйте и сообщите ответы на опрос: Сбор данных — это только половина цели опроса. Анализ и сообщение этих ответов является другой важной частью сбора данных. Анализ помогает провести линии тренда и провести параллели между личностями и тем, как определенные люди реагируют на определенные обстоятельства.
Ниже приведены некоторые советы по проведению хорошего опроса личности:
- Задавайте беспристрастные вопросы: При разработке опроса убедитесь, что вопросы опроса непредвзяты.