Клинические проявления органических эмоционально-лабильных (астенических) расстройств у детей дошкольного возраста
Одним из наиболее частых поводов обращения к врачу родителей детей дошкольного возраста является их выраженная эмоциональная лабильность. Дети с данной патологией характеризуются постоянной плаксивостью, капризностью, аффективной возбудимостью. В разное время для определения состояния таких детей использовались такие термины, как «невропатия», «ранняя детская нервность», «невропатическая конституция», «синдром вегетативно-висцеральных нарушений», «повышенная нервно-рефлекторная возбудимость» и т.д.
В соответствии с МКБ-10 (рубрика F.06.6) подобные состояния определяются как органическое эмоционально-лабильное (астеническое) расстройство (ОЭЛР).
Термин «невропатия» был введен в 1915 г. E. Kraepelin для обозначения неспецифических наследственно обусловленных расстройств, характерных преимущественно для младенческого возраста.
Термином «невропатия» в отечественной психоневрологии обозначается синдром повышенной возбудимости нервной системы и незрелости вегетативной регуляции.
Т.П. Симсон [13] предположила, что невропатия раннего детского возраста представляет собой форму функционального психического нарушения. Ею была выделена экзогенная невропатия. Среди экзогенных причин она упоминала острые детские инфекции, туберкулез, сифилис, недостаточность органов слуха, физическую травму. Позднее Г.Е. Сухарева [14], а также С.С. Мнухин [12] показали, что в происхождении невропатических состояний играют роль не столько конституционально-генетические, сколько экзогенно-органические факторы, действующие в перинатальном и раннем постнатальном периодах. Ю.А. Якунин и Э.
В.В. Ковалев [9] в своем учебнике выделял 3 основных вида невропатии: истинную, или конституциональную, органическую и смешанного типа. Г.Е. Сухарева [14] дополнительно выделяла астенический и возбудимый варианты невропатии. При этом многие авторы подчеркивали, что ни одна из форм невропатий не сопровождается интеллектуальным снижением.
В зарубежной психиатрии с 80-х годов прошлого века при описании рассматриваемой патологии используется термин «оппозиционно-вызывающее расстройство» — ОВР (англ. oppositional defiant disorder — ODD; по МКБ-10 рубрика F.91.3). Речь идет о детях, поведение которых отличается вспышками гнева, препирательства, вызывающего поведения.
Оценки распространения ОВР в популяции варьируют от 2 до 16% [18]. В дошкольном возрасте ОВР чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, но в подростковом возрасте это соотношение меняется на обратное.
В клинической практике для лечения ОЭЛР чаще всего применяются препараты гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК): пантогам, фенибут, пикамилон, а также седативные средства, чаще растительного происхождения.
Цель данного исследования — изучение клинико-психопатологических проявлений ОЭЛР и оценка эффективности лечения детей с данной патологией с помощью препарата адаптол.
Материал и методы
Обследовали 60 детей в возрасте 5—7 лет (средний — 6,1±1,7 года). Родители этих детей предъявляли жалобы на их эмоциональную лабильность и капризность.
Постановка диагноза осуществлялась на основе критериев МКБ-10, в соответствии с которыми состояние пациента можно было расценить как ОЭЛР (рубрика F.06.6).
Исследование неврологического статуса проводилось по общепринятой схеме.
Психологическое обследование включало в себя определение индекса уровня тревожности с помощью теста Р. Тэммпл и соавт. Оценка степени выраженности поведенческих нарушений проводилась с использованием шкалы SNAP-IV. Данная шкала предназначена в большей степени для оценки степени выраженности клинических проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), но пункты 32—40 отражают проявления ОВР.
Регистрация ЭЭГ производилась с использованием 19 электродов, расположенных на поверхности головы в соответствии с международной системой 10—20, в состоянии покоя с закрытыми и открытыми глазами (по 3 мин). С целью контроля над движениями глаз выполнялась запись электроокулограммы (ЭОГ). Абсолютная мощность ЭЭГ рассчитывалась и сравнивалась между группами испытуемых в θ- (4—7 Гц), α
В ходе открытого контролируемого исследования пациенты были распределены в 2 группы. Для лечения пациентов основной группы (30 пациентов) применялся препарат адаптол. Пациенты получали адаптол в течение 30 дней в суточной дозе 500 мг, разделенной на 2 приема (по 250 мг). В группе сравнения, состоящей из 30 детей с аналогичными клинико-нейрофизиологическими показателями, лечение проводилось пантогамом [15], в возрастной дозе 0,75 г в сутки в течение 1 мес. Контрольную группу составили 60 практически здоровых детей такого же возраста.
Результаты
У всех 60 детей из лечебных групп отмечались повышенная утомляемость и истощаемость. Средний показатель утомляемости детей, оцененный родителями, оказался значительно выше, чем в контрольной группе (табл. 1).
Таблица1 |
В 36 (60,0%) случаях поведение детей характеризовалось частыми спорами со взрослыми, игнорированием их замечаний, отказами от выполнения требований.
В 46 (76,7%) случаях у детей с ОЭЛР отмечались нарушения сна. Чаще всего это были трудности при засыпании.
При исследовании неврологического статуса детей в исследуемых группах не удалось обнаружить выраженной очаговой симптоматики, но у детей с ОЭЛР в 32 (53,3%) случаях выявлялись следующие симптомы: умеренное диффузное снижение мышечного тонуса, оживление глубоких рефлексов, расширение рефлексогенных зон, анизорефлексия, легкие нарушения координаторной сферы, в основном в виде дисдиадохокинеза, и элементы мозжечковой атаксии. В контрольной группе рассеянная микроочаговая симптоматика была выявлена лишь у 6 (10,0%) детей. Исследование, проведенное с помощью теста Лесны, показало наличие умеренной диспраксии у 37 (61,7%) пациентов из наблюдаемой группы. Средний балл составил 21,5±4,2 (при норме 26 баллов и более), что указывало на проявления диспраксии.
Проявления вегетативной дисфункции (мраморность, бледность кожных покровов, диффузный или локальный гипергидроз, метеочувствительность и др.) отмечались в исследуемой группе у 46 (76,7%) детей, в контрольной группе — в 13 (21,6%) случаях. Результаты сравнения данных исследования функций вегетативной нервной системы показали достоверные различия: средний балл у детей с ОЭЛР был достоверно выше, чем у детей из контрольной группы (см. табл. 1).
При выполнении теста Озерецкого затруднения в виде синкинезий были выявлены у 38 (63,3%) пациентов с ОЭЛР и у 9 (15,0%) детей из контрольной группы. Средний балл выполнения данной пробы у детей с ОЭЛР был 4,6±0,8, в контрольной группе — 6,3±1,4 (р<0,05).
При проверке пробы «пересчет пальцев» у пациентов с ОЭЛР в 52 (86,7%) случаях отмечались затруднения в виде пропуска пальцев и нарушения порядка движений, а также множественные синкинезии. В контрольной группе подобные нарушения выявлялись в 11 (18,3%) случаях. Средний балл выполнения данного теста у детей с ОЭЛР был 42,5±1,76; у детей из контрольной группы — 33,4±1,4, таким образом дети с ОЭЛР выполняли данный тест достоверно хуже (р<0,05).
По данным электроэнцефалографического исследования при закрытых глазах в α- и θ-диапазонах были получены статистически достоверные различия между исследуемыми группами (р<0,05). У пациентов с ОЭЛР отмечалось снижение спектра мощности волн α-диапазона, данные различия были максимальны в затылочно-теменных отведениях обоих полушарий. У пациентов с ОЭЛР по сравнению со здоровыми испытуемыми мощность θ-ритма была достоверно выше (р<0,05). Указанные различия наблюдались по всем отведениям.
Психофизиологическое исследование TOVA показало, что у детей с ОЭЛР выявляются достоверное повышение показателей импульсивности и незначительное повышение невнимательности по сравнению с детьми из контрольной группы. Достоверных отличий в скорости ответа отмечено не было (табл. 2).
Таблица2 |
]]> |
После лечения адаптолом наблюдалось улучшение клинической симптоматики у 19 (63,3%) детей основной лечебной группы. После лечения родители отмечали, что дети стали меньше утомляться. Средний показатель утомляемости детей из основной группы, оцененный родителями после лечения, составил 3,5 балла, что свидетельствует о достоверном улучшении.
Существенные положительные сдвиги произошли и в поведении пациентов: снизились проявления импульсивности, агрессивности, наладились взаимоотношения со сверстниками в ситуациях, в которых раньше часто возникали конфликты. Изменения поведения отражены в табл. 1. Необходимо отметить, что после курса адаптола наблюдалось резкое снижение раздражительности. Кроме того, после лечения улучшился процесс засыпания. Произошло также достоверное улучшение вегетативного статуса с уменьшением среднего балла по вопроснику А.М. Вейна [3].
При повторном психологическом обследовании было отмечено выраженное снижение индекса тревожности у детей (см. табл. 1). По остальным нейропсихологическим тестам достоверных изменений выявлено не было.
По данным повторного ЭЭГ-исследования в группе детей, принимавших адаптол, наблюдалось достоверное увеличение α-активности в затылочно-теменных отведениях обоих полушарий, снижение мощности волн в -диапазоне почти по всей конвекситальной поверхности (р<0,05).
Повторное психофизиологическое исследование после лечения адаптолом выявило статистически достоверное снижение импульсивности (см. табл. 2). Достоверных изменений показателей невнимательности и времени реакции не отмечалось.
Побочное действие в виде преходящей сонливости отмечалось у 2 (6,7%) детей. Других побочных явлений выявлено не было.
При лечении пантогамом также наблюдалось улучшение клинического состояния 14 (46,7%) детей с ОЭЛР. После лечения родители отмечали, что дети стали меньше утомляться. Средний показатель утомляемости детей, оцененный родителями после лечения, в данной группе составил 4,7 балла, что свидетельствует о достоверном улучшении. Изменения поведения отражены в табл. 2. Значимой динамики вегетативной симптоматики не было. При этом в 11 (36,7%) случаях отмечалось ухудшение клинической картины в виде гипервозбудимости и увеличения трудностей при засыпании.
При повторном психологическом обследовании после лечения пантогамом достоверного снижения индекса тревожности отмечено не было (см. табл. 1). При повторном нейропсихологическом и психофизиологическом исследовании в этой группе достоверных изменений также не было.
Обсуждение
Ведущим, лежащим в основе ОЭЛР синдромом является астенический. Многие авторы [1, 2, 9, 14, 20] расценивают астению как «осевой» синдром резидуально-органической церебральной патологии у детей. Можно предположить, что резидуальная астения является основой, к которой присоединяются другие симптомокомплексы. Так, проведенное исследование показало, что дети с ОЭЛР, кроме астенических нарушений, характеризуются также повышенным уровнем тревожности и раздражительности.
Выявленная неврологическая симптоматика может отражать нарушения связей между областями лобной коры головного мозга, базальными ганглиями и мозжечком.
Кроме того, следует отметить признаки психовегетативной патологии у детей с ОЭЛР. По мнению Д.Н. Исаева [6], изменение деятельности головного мозга способствует накоплению аффективного напряжения (тревоги) и напряжению вегетативной активности.
Результаты электроэнцефалографического исследования могут отражать отставание созревания неспецифических регуляторных систем мозга у детей с ОЭЛР.
Проведенное исследование показало, что адаптол является выскоэффективным средством лечения ОЭЛР у детей. Результаты его применения по большинству показателей превышают результаты использования традиционно применяемого препарата пантогам. На фоне приема адаптола происходят уменьшение тревоги и раздражительности, улучшение поведения. Кроме того, отмечается улучшение вегетативного статуса. Результаты повторного электроэнцефалографического исследования после лечения адаптолом показывают уменьшение признаков функциональной незрелости головного мозга.
Немаловажно и то, что применение адаптола почти не сопровождается нежелательными побочными эффектами и осложнениями. Спектр действия препарата определяется сочетанием активизирующих и тормозящих эффектов, в основе которых лежит влияние препарата на серотонинергические, ГАМКергические и дофаминергические механизмы [5]. Клинический эффект подтверждается результатами психофизиологических исследований, свидетельствующих о снижении импульсивности, при отсутствии затормаживающего эффекта.
Полученные данные позволили сделать вывод, что адаптол является эффективным средством лечения с ОЭЛР у детей.
Органическое эмоционально-лабильное астеническое расстройство
Такая патология, как органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство малоизвестно общественности, но встречается довольно часто. Оно обусловлено повреждениями тканей центральной нервной системы в головном мозге в результате травмы, инфекции, интоксикации.
В МКБ-10 это заболевание имеет код F06.6 и характеризуется возникшими вследствие органического нарушения перепадами эмоций и настроения в широком диапазоне (лабильность), неприятными физическими ощущениями и болями, утомляемостью.
Причины развития заболевания
Психоорганический синдром, которому подвержены дети и взрослые, может стать последствием:
- проблемной беременности и родов, сопровождающихся токсикозом, эклампсией, угрозой выкидыша;
- тяжелого состояния новорожденного, требующего применения ИВЛ;
- инфекции и серьезные болезни в раннем детстве;
- эпилепсии;
- ВИЧ;
- травмы головы
- опухоли, сосудистых заболеваний головного мозга – гипертонии (инсульта), атеросклероза;
- энцефалита, нейросифилиса и т. п.;
- последствия наркоза;
- интоксикации алкоголем, наркотическими веществами.
Существует и наследственная предрасположенность.
Органическое эмоциональное лабильное астеническое расстройство относится к истеричным. Его также считают пограничным, так как оно занимает промежуточное положение между шизофренией и такими расстройствами, как аффективное, личностное, невротическое.
Симптомы и последствия
Люди, страдающие этим органическим расстройством, вспыльчивы, гневливы, даже по незначительным поводам у них происходят бурные всплески эмоций. Близкие их раздражают, а неприятности воспринимаются буквально так: «всё пропало». Настроение резко и кардинально меняется, как погода весной. Негативные реакции возникают спонтанно, не поддаются регулировке.
Больные обидчивы, склонны к сентиментальности, плаксивы. Астения проявляется слабостью, быстрой утомляемостью – даже 2–3 часов работы им достаточно, чтобы устать. Потом наступает полное бессилие, требующее серьезного отдыха.
Такие люди испытывают частые головные боли, даже головокружения. Обычно подобные ощущения возникают при смене погодных условий. Они не переносят недостаток кислорода, духоты, поэтому им тяжело ездить в общественном транспорте. Солнечный свет режет глаза, нормальные звуки воспринимаются как очень громкие, даже слабое прикосновение вызывает боль.
Дети с психоорганическим синдромом могут разговаривать во сне или ходить.
По мере развития заболевания проблемы с эмоциями, мышлением и памятью становятся сильнее. Больной, рассказывая о чем-то, отвлекается от основной нити повествования, вдаваясь в малозначительные, ничего незначащие, подробности. Его мысли становятся вязкими, он часто повторяет одни и те же фразы, словарный запас обедняется, в обыденной речи проскакивают рифмы.
Поставленную задачу индивид выполняет медленно, так как психические процессы у него протекают инертно. Недавние события он помнит плохо, не говоря уже о давно произошедших.
Критические способности нарушаются, и, хоть больной и понимает грань между плохим и хорошим, может высказаться бестактно или совершить неприемлемое действие.
Ухудшается характер, и то, что человек раньше старался не демонстрировать, считая плохой своей чертой, выходит наружу. Он становится хвастливым, выпячивает свои заслуги, преувеличивая и патетически восхваляя их. Такая эйфория резко переходит в мрачность, тоскливость и вдруг – аффективная вспышка по мелкому поводу. В этот момент больной теряет самоконтроль, его сознание сужается и сосредотачивается на сиюминутной задаче – немедленно покарать того, кто его обидел, даже если на самом деле ничего подобного не произошло. И тогда может произойти трагедия: он совершит преступление, может даже убить.
Прогрессируя, расстройство приводит к негативному изменению личности, а именно: социальной дезадаптации. Отношения с близкими ухудшаются, возникают трудности в учебе и работе. Профессиональная деятельность настолько ухудшается, что приводит к увольнению.
К психоорганическим нарушениями прибавляются неврологические. Это могут быть судорожные припадки или ночной диурез (пароксизмы).
Чтобы отвлечься от проблем, больные начинают пить алкоголь и принимать наркотики. Это, в свою очередь, приводит к «белой горячке» и амнезии, повышая риск увеличения криминальных поступков и смерти.
Основная черта расстройства: потеря контроля над агрессивностью, вспышка которой возникает без всякой причины. Внутреннее напряжение для такого всплеска может вырасти за минуту или за несколько часов. После мгновенного приступа ярости больной отходит и раскаивается в случившемся, что отличает это заболевание от диссоциального расстройства личности.
Все вышесказанное ярко убеждает, что органическое эмоциональное лабильное астеническое расстройство необходимо начинать лечить на ранних стадиях. Этим должны заниматься совместно психиатр и невролог.
Очень часто сам больной и окружающие списывают вышеупомянутое поведение на плохой характер, не прибегая к терапии и теряя время. Опытный специалист поставит диагноз уже на первом приеме и назначит лечение. Результат терапии весьма благоприятный, если пациент будет следовать всем предписаниям и рекомендациям лечащего врача.
Диагностика
Если у человека часто болит голова, довольно сильно, нарушается зрение, шумит в ушах, повышается давление, то это явные сигналы для обращения к врачу. Обязательно надо пойти на прием, если кроме этого у индивида имеются описанные выше симптомы.
Врач определяет наличие органического эмоционально лабильного расстройства с помощью беседы с посетителем, который описывает свое состояние.
Для подтверждения диагноза пациента могут отправить:
- сдать кровь;
- на патопсихологическое исследование;
- пройти МРТ, КТ, ЭЭГ.
Специалисту необходимо дифференцировать расстройство от возрастных изменений и особенностей характера. Так обычно бывает с детьми, у которых в определенный период жизни возникают состояния, похожие на психоорганические нарушения, свойственные рассматриваемому психическому заболеванию: непослушание, безынициативность, капризность, неспособность сосредоточится, плаксивость.
Диагноз ставится на основании общих критериев эмоционально-лабильного астенического расстройства и наличию минимум трех из таких признаков импульсивности:
- нестабильное настроение;
- тенденция к конфликту, особенно если кто-то пытается воздействовать на импульсивный поступок или оказать ему препятствие;
- неожиданные действия, не думая о последствиях;
- неконтролируемые эмоциональные вспышки гнева, насилия;
- невозможность что-то делать без немедленного поощрения.
Должно также присутствовать хотя бы два из этого списка:
- постоянное ощущение внутренней пустоты;
- расстройство восприятия как себя, так и своих предпочтений в плане ценностей, друзей, карьеры, секса;
- стремление сделать что угодно, лишь бы не остаться в одиночестве;
- установление интенсивных личных отношений, отличающихся нестабильностью и приводящих к эмоциональным взрывам;
- угрозы нанести себе травмы и их выполнение.
Лечение
Психиатр подбирает тактику лечения индивидуально для каждого пациента. Оно комплексное, включает медикаментозные и психотерапевтические методы и, как уже упоминалось, способно ослабить или полностью устранить симптомы болезни.
Врач выписывает следующие препараты:
- антидепрессанты, нормализующие настроение и устраняющие тревожность;
- ноотропы – для улучшения кровоснабжения головного мозга и обменных процессов в нем;
- нейролептики, снимающие возбуждение, враждебность и злобу;
- вазо-вегетотропные – для стабилизации вегетативной нервной системы;
- противосудорожные – для предотвращения судорог, приступов агрессии, корректирующие поведение.
Что касается психотерапии, то это семейные и групповые сеансы, которые имеют цель сгладить последствия импульсивной враждебности.
Индивидуальные сеансы психотерапии направлены на обучение пациента умению расслабляться, контролировать свое поведение, выстраивать приоритеты и их придерживаться.
Используется БОС-терапия. В этом современном методе применяется компьютер и датчики. Последние прикрепляют к больному: они передают на ПК данные о работе сердца, частоте дыхания, артериальном давлении. Когда все показатели, благодаря инструкциям специалиста по релаксации, нормализуются, компьютер сообщает об этом. Больной приобретает навыки расслабления и потом использует их в напряженных ситуациях для стабилизации своих эмоций.
С успехом применяется когнитивная терапия – поведенческая и аналитическая терапия, а также трудотерапия.
Трудности лечения заключаются в том, что психотерапевту приходится выдерживать агрессивное поведение пациента, а это очень непросто.
Что касается вопроса, дается ли при органическом эмоционально-лабильном астеническом расстройстве инвалидность, то все зависит от степени тяжести заболевания. Следует иметь в виду и то, что мы имеем дело с недугом, часто возникающем при необратимом поражении мозга, вылечить полностью которое невозможно.
Пограничное расстройство личности после резекции менингиомы большого сагиттального синуса, о чем свидетельствует задание на распознавание голоса другого: отчет о клиническом случае
%PDF-1.7 % 1 0 объект >/Метаданные 4 0 R/Страницы 2 0 R/StructTreeRoot 3 0 R/Тип/Каталог/ViewerPreferences 5 0 R>> эндообъект 4 0 объект >поток Приложение Microsoft® Word 2019/pdf
МКБ 10 — Классификационный список психических расстройств |
Автор: ICD10 , Опубликовано RxPG во вторник, 8 ноября, в 22:34:50 по восточному стандартному времени. |
Добавить на мои страницы принтер Дружелюбная История электронной почты Скачать История Оповещения MRCPsych, часть 1 |
F01 Сосудистая деменция F03 Деменция неуточненная F04 Органический амнестический синдром, не индуцированный алкоголем и другими психоактивными веществами F05 Делирий, не индуцированный алкоголем и другими психоактивными веществами F06 Другие психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга и соматическим заболеванием F07 Расстройства личности и поведения, обусловленные заболеванием, повреждением и дисфункцией головного мозга F11 Психическое и поведенческое расстройство, вызванное употреблением опиоидов F12 Психическое и поведенческое расстройство, вызванное употреблением каннабиноидов F13 Психическое и поведенческое расстройство, вызванное применением седативных или снотворных средств F14 Психическое и поведенческое расстройство, вызванное употреблением кокаина F15 Психическое и поведенческое расстройство, вызванное употреблением других стимуляторов, включая кофеин F16 Психическое расстройство и расстройство поведения, вызванное употреблением галлюциногенов F17 Психическое и поведенческое расстройство, вызванное употреблением табака F18 Психическое и поведенческое расстройство, вызванное употреблением летучих растворителей F19 Психические и поведенческие расстройства, обусловленные многократным употреблением наркотиков и других психоактивных веществ F20 Шизофрения F21 Шизотипическое расстройство F22 Стойкие бредовые расстройства F23 Острые и преходящие психотические расстройства F24 Индуцированное бредовое расстройство F25 Шизоаффективные расстройства F28 Другие неорганические психотические расстройства F29 Неуточненный неорганический психоз F30 Маниакальный эпизод F31 Биполярное аффективное расстройство F32 Депрессивный эпизод F33 Рекуррентное депрессивное расстройство F34 Стойкие аффективные расстройства настроения F38 Другие аффективные [аффективные] расстройства F39 Расстройство настроения [аффективное] неуточненное F40 Фобические тревожные расстройства F41 Другие тревожные расстройства F42 Обсессивно-компульсивное расстройство F43 Реакция на сильный стресс и расстройства адаптации F44 Диссоциативные [конверсионные] расстройства F45 Соматоформные расстройства F48 Другие невротические расстройства F50 Расстройства пищевого поведения F51 Неорганические расстройства сна F52 Сексуальная дисфункция, не вызванная органическим расстройством или заболеванием F53 Психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом, не классифицированные в других рубриках F54 Психологические и поведенческие факторы, связанные с расстройствами или заболеваниями, классифицированными в других рубриках F55 Злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости F59 Неуточненные поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами F60 Специфические расстройства личности F61 Смешанные и другие расстройства личности F62 Стойкие изменения личности, не связанные с повреждением и заболеванием головного мозга F63 Расстройства привычек и побуждений F64 Расстройства гендерной идентичности F65 Расстройства полового предпочтения F66 Психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией F68 Другие расстройства личности и поведения взрослых F69 Неуточненное расстройство личности и поведения взрослых F70 Легкая умственная отсталость F80 Специфические нарушения развития речи и языка F81 Специфические нарушения развития учебных навыков F82 Специфическое нарушение развития двигательной функции F83 Смешанные специфические нарушения развития F84 Первазивные нарушения развития F88 Другие расстройства психологического развития F89 Расстройство психологического развития неуточненное F90 Гиперкинетические расстройства F91 Расстройства поведения F92 Смешанные расстройства поведения и эмоций F93 Эмоциональные расстройства с началом, характерным для детского возраста F94 Расстройства социального функционирования с началом, характерным для детского и подросткового возраста F95 Тиковые расстройства |