Основатель логотерапии: Логотерапия Франкла — что это такое в психологии, методы

Логотерапия Франкла — что это такое в психологии, методы

Логотерапия в психологии имеет особое значение. Современный мир наполнен известиями о самоубийствах, терроризме и других страшных вещах. Разумеется, подобные случаи фиксировались и несколько веков назад, но в течение последнего столетия такие явления стали проблемой для человечества. Множество людей погибло во время мировых войн, а также в трудные годы после их завершения.

Именно тогда психотерапевты создали учение, способное вернуть обществу смысл жизни. Основывается оно на сути существования, уникальной для каждого жителя планеты. Задача индивида — поиск вещей, ради которых стоит жить и верить в себя.

Содержание

  • Что такое логотерапия
  • История создания направления
  • Основы логотерапии
  • Принципы
  • Техники и методы
    • Логоанализ
    • Парадоксальная интенция
    • Дерефлексия
  • Практические упражнения
    • С детьми
    • С подростками
    • Со взрослыми
  • Плюсы и минусы
  • Рекомендации
  • Заключение

Что такое логотерапия

Логотерапия дословно обозначает «врачевание словом», термин этот пришел к нам из греческого языка. В психологии он сопоставляется с гуманизмом, а основой такого направления выступает утверждение о том, что личность развивается посредством поиска жизненного смысла.

Когда человек лишен смысла бытия, его одолевают расстройства и неврозы. Логотерапия — это бесконечное стремление найти новые занятия и увлечения, обрести знания и умения. Направление основано на тезисах психоанализа, при этом отрицается навязывание человеку своих идей. Индивид должен непременно найти решение самостоятельно.

История создания направления

Автор логотерапии — австрийский ученый Виктор Франкл. Будучи человеком со сложной судьбой, он прошел длинный путь и опытным путем подтвердил гипотезы, выдвинутые этим направлением. Еще в довоенные годы известный психиатр изучал труды экзистенциальных философов, а гораздо позднее издал статью о жизни в концентрационном лагере.

Тогда же логотерапия отходит от психоанализа и представляет человека как индивида, целью которого является воплощение в жизнь своих ценностей. Но нельзя путать личную миссию и удовлетворение инстинктов. Люди, живущие ради своей цели, способны вынести любые испытания.

Логотерапия Франкла началась с завоевания власти нацистами. Ученый потерял возможность заниматься врачебной практикой и был депортирован в концентрационный лагерь в 1942 году. Наблюдательный Виктор заметил, что узники тюрьмы разделились на две стороны. Одни пленники были подавлены и нередко заканчивали жизнь самоубийством. Другие обитатели лагеря терпеливо выносили трудности, принимали пищу и молча работали.

Основоположник направления выяснил, что у многих людей не было смысла жизни. Но у некоторых заключенных была мотивация. Они пытались выжить любой ценой ради своих родственников, оставшихся на воле. Кого-то мотивировала религия или желание заниматься профессиональной деятельностью.

Основы логотерапии

Если сказать кратко, логотерапия Франкла предполагает, что смысл жизни каждого человека состоит в том, чтобы быть особенным. Основатель направления в своих трудах выделил следующие смысловые системы:

  • творчество;
  • переживание опыта;
  • отношения.

Основы логотерапии включают в себя духовность, свободу и ответственность. Именно внутреннее начало отличает человека от животных, а свобода позволяет ему принимать решения. Немаловажным фактором в жизни индивида является ответственность, предоставляющая ему право выбора.

Принципы

Основы логотерапии переплетаются с ее принципами. Это дает возможность искать смысл жизни в деятельности, творчестве или созидании. Например, человек желает заниматься благотворительностью и оставить после себя след в истории. У него появляется мотивация помочь множеству людей.

Добившись этой цели, он ищет для себя новую. Новые знакомства и поиск впечатлений — это не менее увлекательная цель. Сюда можно отнести путешествия, семью, различные виды спорта. Иногда в качестве пути к переосмыслению жизни выступают страдания. Когда проблемы начинаются, приходит время для логического анализа своих поступков.

Техники и методы

Логотерапия в психологии — это система из методов и техник, позволяющих познать самого себя. Важен не только объективный взгляд на личность, но и акцентирование внимания на окружающий мир.

Логоанализ

Автором этой техники в логотерапии является психотерапевт Джеймс Крамбо, являвшийся последователем Виктора Франкла. Ученый именовал такое упражнение инвентаризацией, ведь методика заключается в разборе ценностей человека. В процессе работы он учится смотреть на себя со стороны.

Представитель школы психотерапии использует прием расширения сознания, стимулирует творчество подопечного и обсуждает полученные результаты. Оптимальный курс логоанализа составляет полтора года.

Парадоксальная интенция

Логотерапия В. Франкла предлагает эту технику для борьбы с фобиями. Цель — намеренное стремление пожелать того, чего человек боится больше всего. Например, при страхе вспотеть человек старается сделать это еще интенсивнее, чем раньше и поставить новый рекорд. При боязни собак индивид заводит себе такое животное.

Основатель логотерапии считал, что уникальный метод полезен, и подобные упражнения способны излечить многие фобии. Даже краткий курс оказывает благоприятное действие на людей.

Дерефлексия

Логотерапия Виктора Франкла предлагает технику, позволяющую индивиду отстраниться от собственных переживаний и даже депрессии. Она эффективна при терапии нарциссизма, депрессии и сексуальных расстройств. Смысл метода в том, что человек заменяет тревожные мысли другими и учится искать позитивные моменты в жизни.

Так, личность с завышенной самооценкой может заняться благотворительностью или стать волонтером. Люди, страдающие от депрессии, собираются в группе и пробуют решать проблемы друг друга, делиться советами. Логотерапевт мягко направляет своих подопечных и слушает их.

Практические упражнения

Без практических занятий невозможно понять, что такое логотерапия. Психология предлагает методы этого направления для работы с разными возрастными группами. Важен гуманистический подход, так как учение Виктора Франкла утверждает, что у каждого индивида есть свой смысл бытия.

С детьми

Франкл предлагает применять свои знания при работе с детьми раннего возраста. Психологи уделяют внимание апатичным детям, а также тем, кто пережил потерю родителей. Известны следующие методы:

  • вербализация переживаний;
  • ассоциации из слов.

Гуманистическая психология утверждает, что малыши не могут смотреть на себя со стороны и заниматься рефлексией. В таком случае логоанализ включает в себя наблюдение за сказочным персонажем, история которого очень похожа на жизнь ребенка. Важно выстроить диалог о том, какие чувства переживает главный герой и как ему помочь.

Словесные ассоциации позволяют увидеть, как выстраиваются отношения детей со сверстниками, родителями и воспитателями. Здесь применяется рисование, лепка из пластилина, сочинение сказок.

С подростками

Представители логотерапии уверены, что направление поможет побороть подростковую склонность к суицидам и асоциальному поведению. Здесь дерефлексия направлена на формирование собственных ценностей и ориентаций. Подростки, попавшие в трудные ситуации, начинают осознавать, насколько опасны алкоголь и наркотические вещества.

Дополнительно такая терапия помогает молодым людям найти свое призвание, попробовать себя в творчестве и спорте.

Со взрослыми

Техники логотерапии для взрослых эффективны при расстройствах личности и склонности к суициду. В тяжелой жизненной ситуации полезна групповая терапия под наблюдением специалиста. На занятиях люди составляют друг для друга характеристики и словесные портреты, делятся опытом совершения добрых дел.

Например, можно совершать по одному полезному поступку в день. Через некоторое время эта нагрузка увеличивается до двух добрых дел за тот же промежуток времени. Психологи отмечают, что крайне действенно помочь восстановиться своему товарищу, попавшему в трудную ситуацию. После такой терапии собственные проблемы кажутся менее пугающими.

Плюсы и минусы

Методы логотерапии доказали свою результативность при лечении депрессий, фобий и склонности к суициду. Преимуществом учения является гуманистическая устремлённость, а также примеры реального спасения жизни людей. Концепция тщательно проработана основателем направления и его учениками.

Конечно, в тяжелых случаях прогрессирующего расстройства личности методы логотерапии Франкла не помогут справиться с проблемой. Не хватает и профессионалов в этой области, а некоторые пациенты требуют длительного восстановления.

Рекомендации

Виктор Франкл имеет немало последователей. Большую роль в экзистенциальной терапии играет личность, но концепция учения остается одухотворяющей и романтичной. Направление дает ответы на самые сложные вопросы человеческого бытия. Как сделать правильный выбор, пережить испытания, раскрыть потенциал — все это спрятано в трудах основателя логотерапии.

Заключение

Основателем логотерапии является не простой человек, а личность, испытавшая много тягот в жизни. Смысл существования не должен быть связан с материальными ценностями, низменными влечениями и потаканием собственным недостаткам. Самопознание начинается с изучения наследия известных психологов, оставивших след в истории.

Духовность играет важную роль в жизни современного общества. Виктор Франкл не зря отождествлял потерю смысла бытия с экзистенциальным вакуумом, когда человек особенно уязвим. Такой индивид подвержен не только вредным привычкам, но и агрессии, подталкивающей его к совершению аморальных поступков.

Чем больше людей обретет мотивацию жить и творить, тем добрее и счастливее станет окружающий мир.

Логотерапия | Logotherapy

Логотерапия успешно развивается на всех континентах. На 2020 год, 148 институтов в 43 странах мира, очень активно распространяют идеи классической логотерапии Виктора Франкла.

Логотерапия Виктора Франкла

Институты по миру

Логотерапией называется психотерапия на основе психолого-антропологической модели, разработанной психиатром и неврологом Виктором Эмилем Франклом. Логотерапия, иногда ещё называемая «третьей венской школой», сегодня представляет собой признанный на международном уровне эмпирически обоснованный психотерапевтический подход.

Другое название, которое приобрела психотерапия Виктора Эмиля Франкла – это смыслоориентированная психотерапия. Основанием к такому названию является сама доктрина Франкла, которая рассматривает человека в его уникальной экзистенциальной парадигме. Терапия Франкла помогает человеку ответственно подходить к тем задачам настоящего, которые ставит перед ним жизнь и обнаруживать те смыслы, которые человеку предстоит реализовать.

Отдельного внимания заслуживает слово логотерапия. Этиология этого слова восходит к греческим словам logos и therapy. Франкл понимает логос как смысл. Терапия сохраняет свое значение — лечение или оздоровление.

Другой ключевой термин, часто встречающийся в трудах основателя логотерапии -это ноос (лат. noos), являющейся также греческим по происхождению, и означающий духовную составляющую человека. Ноэтическое включает в себя присущее только человеку: способность любить за пределами физического, стремление к смыслу, креативность, ответственность, способность к трансценденции и т.д.

Ви́ктор Эми́ль Франкл — австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря.

Виктор Франкл, один из величайших духовных учителей человечества в XX веке. Он не только построил психологическую теорию смысла и основанную на ней философию человека, он раскрыл глаза миллионам людей на возможности открыть смысл в собственной жизни.

«Давайте построим мост от человека к человеку — это мост от познания к пониманию — мост должен связать между собой не головы, а сердца».       

                                                     

История логотерапии восходит к 30-м годам двадцатого века. Отталкиваясь от таких направлений, как психоанализ Зигмунда Фрейда и индивидуальная психология Альфреда Адлера, Виктор Франкл разработал основы нового оригинального подхода, которые были им впервые опубликованы в 1938 году. Логотерапия, иногда ещё называемая «третьей венской психотерапевтической школой», сегодня представляет собой признанный на международном уровне эмпирически обоснованный психотерапевтический подход, основами которого являются следующие концепции: свобода воли, стремление к смыслу, смысл жизни.

Франкл разработал концепцию мотивации, непревзойденную до сегодняшнего дня. Он исходил из того, что изначальный поиск и стремления человека обусловлены “волей к смыслу”, которая глубоко заложена в человеке. Это неистребимая тяга человека открыть, найти, осуществить, исполнить смысл. Для Франкла эта “воля к смыслу” была настолько специфически гуманным феноменом, что он не причислял ее только лишь к наследственности или влиянию воспитания и среды, а определял как выражение человеческой духовности. 

Едва ли в психотерапии есть другая такая же отточенная, выверенная концепция, столь же прочно укорененная в своем теоретическом фундаменте и одновременно столь же гибкая в практическом применении, как логотерапия.

Богатство идей Виктора Франкла находит применение в реабилитационных фермах для наркозависимых в Южной Америке, в душепопечительстве в тюрьмах Северной Америки, в японских клиниках по лечению психосоматических заболеваний и травм, в израильских геронтологических проектах, в преподавании этики в школах Европы, в психотерапевтической работе с боссами международных концернов…. Список можно продолжать долго, он займет многие страницы. Логотерапия настолько действенна, что применяется и за рамками психотерапии. Логотерапия- с успехом- адаптируется и применяется в психологии, философии, педагогике, социальной работе, медицине, работе с подростками, в уходе за больными, за престарелыми, в семейном консультировании, в экономике предприятий и т. д. Причем результаты выдающиеся. Логотерапия так глубоко постигла вид под названием «человек» во всем его многообразии, что она созвучна и результатам работ университетских исследователей и ученых высокого ранга, и простому восприятию обычного человека, созвучна сущности великих религий мира и многовековой народной мудрости с ее вечным поиском счастья в жизни. И несомненно, вопрос о смысле будет волновать, поражать и будоражить умы поколения нового тысячелетия…

Наследие Виктора Франкла сегодня, еще более актуально, чем раньше. Один из ключевых тезисов гласит: феномен человека не сводится к набору биофизических параметров, человеку свойственно специфическое, чисто человеческое измерение. Франкл назвал его «духовным измерением» и сконцентрировал свои исследования на том, чтобы именно с помощью этого измерения облегчать и преодолевать душевные расстройства и кризисы.

Виктор Франкл создал образ потенциально свободного человека, который может в любых обстоятельствах сформировать правильную внутреннюю позицию вопреки собственной генетической предрасположенности или особенностям, возникшим под влиянием среды. Благодаря свойственному такому человеку «упрямству духа» он не позволит, чтобы им управляли инстинктивные импульсы, комплексы неполноценности или фрустрации- потому что он способен духовно подняться над ними.

Обратной стороной этого аспекта человеческой свободы является, по Франклу, ответственность. Ответственность за что? За свободный и разумный выбор в каждой конкретной ситуации, за личный вклад в «достижение целостности».

Франкл разработал концепцию мотивации, не превзойденную до сегодняшнего дня. Он исходил из того, что изначальный поиск и стремления человека обусловлены “волей к смыслу”, которая глубоко заложена в человеке. Это неистребимая тяга человека открыть, найти, осуществить, исполнить смысл. Для Франкла эта “воля к смыслу” была настолько специфически гуманным феноменом, что он не причислял ее только лишь к наследственности или влиянию воспитания и среды, а определял как выражение человеческой духовности. Выражаясь с помощью древнегреческих слов: “нус” простирается в поисках “логоса” (человеческая духовность простирается в поисках смысла). Позиция Франкла, таким образом, отличается от других мотивационных теорий, которые расценивают человеческое стремление к счастью, власти, успеху, преимуществу, выгоде и самореализации как изначально движущие силы влечения. Франкл, конечно, ни в коем случае не отрицал, что подобные движущие силы есть в человеке, но для него они не являлись “изначальными”, а скорее вторичными, путями обхождения, которыми пользуются, когда главный путь блокируется. Согласно его убеждению, человек, испытавший фрустрацию “воли к смыслу”, жадно хватается за удовольствие, власть и иные удовлетворения психики, чтобы компенсировать неудовлетворенность духа. “Нус”, для которого скрыт “логос”, в своем стремлении простираться дальше, в итоге разворачивается к себе.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Виктор Франкл был первым ученым в области психиатрии и психотерапии, который определил, диагностировал и изучал эти симптомы как “ноогенную” проблему. Затронут “нус”, духовно-экзистенциальное ядро личности. Личность, так сказать, задета за живое. Пораженная очевидной пустотой своего существования, ее “воля к смыслу” начинает угасать. В “ноогенном кризисе” “нус” безрезультатно простирается в поисках “логоса”, или возможно, что он уже забросил все попытки. Согласно оценкам, эта проблематика играет значительную роль в более чем трети всех депрессий, синдромов выгорания и разгулах зависимости настоящего времени. При этом сложно оказать поддержку пострадавшему, так как в полном безразличии не работает ни одно конструктивное предложение извне. Кому всё равно, тому не к чему стремиться. Препараты также не могут облегчить этот вид “экзистенциальной фрустрации”.

Но кое на что можно обратить внимание пострадавшего. А именно на то, что на самом деле, если он страдает от отсутствия перспектив смысла, то это признак определенного уровня его духовной зрелости. Да, это можно даже назвать показателем человечности, потому как ни кошке, ни собаке такое страдание не ведомо. Следовательно, ему можно посоветовать терпение и доверие. Потому как “воля к смыслу” дана нам от рождения не без ответной стороны. Таинственным и недосягаемым для нас образом “логос” также простирается навстречу “нусу”, зовет его, касается его, стучится в человеческие сердца. Смысл открывается нам неожиданно. Нередко люди говорят об удивительных совпадениях, которые направили их в определенное русло. Они рассказывают о неожиданных встречах, которые резко поменяли их планы. Рассказывают о дверях, которые им открылись, хотя они думали, что на их месте стена. Рассказывают в духе стихотворения Гете, что “брели просто так, найти не чая ничего” — и вдруг обнаружили нечто потрясающее. Во время “ноогенного” кризиса можно посоветовать спокойно ждать, взбодриться, поддерживать свою готовность для момента, когда осознание смысла, словно луч света, проникнет сквозь тучи затуманенного взора и оживит душу, благодаря внезапному пониманию связей.

Логотерапия успешно применяется как в качестве отдельного независимого подхода, так и в сочетании с другими направлениями, как в индивидуальной, так и в групповой психотерапевтической работе, а также в педагогике. Она доказала свою эффективность в кризисной превенции, интервенции и поственции, при профилактике агрессивного поведения и депрессии, а также суицидального поведения, при работе со всеми видами неврозов, в частности, с ОКР, тревожно-фобическими расстройствами и сексуальными неврозами, при сопровождении психиатрических больных (в сотрудничестве с врачом-психиатром). Особое место занимает логотерапия в системе паллиативной помощи. Хороших успехов удалось достичь при логотерапевтической работе с заключёнными.

Логотерапия Виктора Франкла: определение, методы и эффективность

  • Логотерапия — это научно обоснованная школа психотерапии, основанная на вере в то, что поиск смысла даже среди страданий может стать потенциальным решением человеческих страданий.
  • Смысл можно найти, создавая работу, любя кого-то или изменяя отношение к неизбежным страданиям.
  • В логотерапии используются три техники: дерефлексия, парадоксальное намерение и сократовский диалог.
  • Логотерапия используется сегодня для различных целей, включая зависимость, боль и чувство вины, тревогу, горе и депрессию.

Содержание

Виктор Франкл

Виктор Франкл родился в 1905 году и вырос, изучая теории Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера (Британская энциклопедия, 2019). Окончив в 1930 году медицинский факультет Венского университета, он стал директором неврологического отделения больницы Ротшильдов.

В 19Однако в 42 года его жизнь круто изменилась, когда Франкл вместе с семьей был депортирован в нацистский концлагерь. Пытаясь выжить в нацистском лагере, опираясь на свой опыт и наблюдения, он разработал теорию логотерапии, которая утверждала, что через поиск смысла жизни люди могут терпеть и преодолевать страдания.

Логотерапия

Логотерапия буквально означает терапию через смысл. Франкл считал, что людьми движет нечто, называемое «волей к смыслу», что соответствует желанию искать и создавать смысл жизни.

«Поскольку логотерапия позволяет ему осознать скрытый логос своего существования, это аналитический процесс» (Франкл, 1984, стр. 125).

Виктор Франкл ввел термин логотерапия, основываясь на своей вере в то, что поиск смысла даже среди страданий может представлять собой потенциальное решение человеческих страданий.

Логотерапия признана научно обоснованной школой психотерапии Американской психологической ассоциацией, Американской психиатрической ассоциацией и Американским медицинским обществом (Schulenberg, Hutzell, Nassif, and Rogina, 2008).

Фундаментальные свойства

В основе философии Франкла лежат три основных свойства (Rajeswari, 2015):

1. Каждый человек обладает здоровым ядром.

2. Основное внимание уделяется просвещению человека о его или ее собственных внутренних ресурсах и предоставлению ему или ей инструментов для использования их внутреннего ядра.

3. Хотя жизнь предлагает цель и смысл, она не гарантирует счастья или удовлетворения.

Поиск смысла

«Обретение смысла или воля к смыслу является основной мотивацией к жизни…. смысл, который человек находит, уникален для каждого человека и может быть реализован только этим одним человеком….Франкл подчеркивал, что истинный смысл жизни каждого человека что-то, что должно быть открыто активностью в мире через взаимодействие с другими, а не только через самоанализ….. Бросая вызов человеку с потенциальным смыслом для выполнения, пробуждается воля к смыслу». (Грабер, 2004, с. 65)

Логотерапия считает, что люди стремятся найти цель и смысл жизни.

Он предлагает три различных способа, с помощью которых можно найти смысл жизни (Devoe, 2012):

1. Творческая ценность: Создавая работу или выполняя задачу.

2. Опытная ценность: Получение чего-то от мира через признательность и благодарность. Полностью переживая что-то или любя кого-то.

3. Ценность установки: Приняв определенное отношение к неизбежному страданию.

Франкл считал, что жизнь включает в себя страдание и что окончательная свобода человека заключается в его или ее правильной реакции на данные обстоятельства, включая те, которые породили боль.

Кроме того, Франкл считал, что можно открыть смысл своего существования, найдя свою уникальную роль в жизни. Часто упоминаемым инцидентом, который еще больше проясняет подход Франкла, была встреча пожилого врача общей практики с Франкл (Cuncic, 2019).

Пожилой мужчина боролся с депрессией после потери жены. После того, как Франкл показал ему, как смерть его жены на самом деле спасла ее от потери его, пожилой мужчина увидел, как его собственный опыт уберег его жену от того же.

Новая перспектива наполнила его страдания смыслом и значительно облегчила его депрессию.

Основные предположения

Как и все формы психотерапии, логотерапия обладает набором основных предположений, которые невозможно окончательно доказать (Reitinger, 2015):

1. Тело, разум и дух

Человеческие существа состоят из тела (сома), разума (психика) и духа (ноос). Франкл считал, что, хотя у нас есть тело и разум, дух — это то, кто мы есть, наша личность и сущность.

Хотя теория Франкла не была выведена из теологии, его предположение здесь отходит от атеистического материализма и имеет поразительное сходство с некоторыми религиозными взглядами.

2. Жизнь имеет смысл даже в самых тяжелых обстоятельствах

Это предположение представляет собой признание более высокого порядка в мире: порядка, который превосходит простые человеческие законы. Следовательно, даже объективно ужасная ситуация может иметь смысл.

«Если вообще есть смысл в жизни, то должен быть смысл и в страдании. Страдание – неотъемлемая часть жизни, такая же, как судьба и смерть. Без страдания и смерти человеческая жизнь не может быть полной» (Франкл, 1984, с. 88).

3. Люди обладают волей к смыслу

Логотерапия предполагает, что у людей есть воля к смыслу, а это означает, что понимание смысла боли может подготовить человека к страданию.

Это допущение олицетворяет значительный отход от стремления к власти и удовольствию. Он утверждает, что открытие смысла является основным мотивом жизни.

Воля-к-смыслу — это «основное стремление человека найти смысл и цель» (Франкл, 1969, с. 35).

4. Свобода поиска смысла

При любых обстоятельствах люди свободны активировать волю к открытию смысла. Благотворное изменение своего отношения к неизбежному страданию может позволить нашей воле найти смысл при любых обстоятельствах.

Это предположение во многом опирается на собственный опыт Франкла в нацистских лагерях.

5. Значение момента

V. Реакция человека определяет осмысленность его решения. Прислушиваясь к ценностям общества или следуя своей совести, можно найти смысл в своих решениях.

Это предположение связано со значением момента в практической повседневной жизни, а не с окончательным значением.

6. Люди уникальны

В ответ на различные требования жизни люди попадают в уникальные ситуации. Кроме того, они постоянно ищут смысл.

Логотерапия на практике

Терапевтические цели
  • Пробудить у клиента чувство ответственности и смысла.
  • Помочь клиенту раскрыть свою истинную сущность и место в мире.
  • Чтобы помочь клиенту заниматься тем, что действительно важно в жизни.
  • Сделать жизнь лучше для себя и других.

В логотерапии используются три техники: дерефлексия, парадоксальное намерение и сократовский диалог.

  1. Дерефлексия : Дерефлексия, основанная на самопревосхождении, направлена ​​на перенаправление внимания с себя или собственных целей на других. Этот метод утверждает, что, когда человек поглощен собой и борется с проблемами в своей жизни, он может значительно улучшить свою ситуацию, изменив свое внимание и заботясь об окружающих.
    Например, если кто-то борется с финансами, логотерапевт может попросить пациента больше сосредоточиться на людях, которых он или она работает, вместо того, чтобы постоянно думать о том, как проблема влияет на него самого.
  2. Парадоксальное намерение : Парадоксальное намерение используется в первую очередь для преодоления страха путем предвосхищения самого объекта страха. Например, с юмором и насмешкой можно пожелать, чтобы то самое, чего он боится, убрать страх из своего намерения. Эта практика, вероятно, также приведет к уменьшению симптомов.
  3. Сократический диалог:
    Сократический диалог использует метод самопознания, чтобы продемонстрировать пациенту, что решение проблемы пациента действительно находится внутри него или нее. Здесь логотерапевт будет использовать слова пациента, внимательно прислушиваясь к образцам, чтобы помочь пациенту обнаружить новые значения в его или ее собственных словах.

В дополнение к трем вышеперечисленным может быть реализована модификация ориентации . Этот метод в первую очередь направлен на изменение отношения к ситуации, а не на изменение поведения.

Пациенту, пережившему потерю, может быть рекомендовано изменить отношение к несчастью, чтобы лучше справиться с ситуацией.

Критическая оценка

Франкл верил в то, что трагедию можно превратить в триумф, а прошлую вину — в прогресс, который изменит жизнь. Основанный в первую очередь на его личном опыте, его подход был направлен на то, чтобы дать людям возможность использовать свои внутренние ресурсы для преодоления невзгод.

Однако сегодня о его эффективности свидетельствуют не только анекдоты. По логотерапии было проведено огромное количество теоретических и эмпирических исследований (Schulenberg, Hutzell, Nassif, and Rogina, 2008).

В 2016 году была проведена систематическая оценка доказательств, связанных с логотерапией, и среди ее результатов были следующие (Thir & Batthyány, 2016):

  • Склонность пациентов с расстройствами к более низкому смыслу жизни.
  • Соотношение между поиском и наличием смысла и удовлетворения в жизни.
  • Связь между поиском и наличием смысла и устойчивостью.
  • Эффективность логотерапии для депрессивных детей и ранних подростков с онкологическими заболеваниями.
  • Корреляция между наличием смысла и суицидальными мыслями у людей, страдающих раком.
  • Эффективность логотерапии в снижении профессионального выгорания.

Критики обвиняли Франкла в том, что он использовал время, проведенное в нацистских концентрационных лагерях, для продвижения своего особого направления психотерапии (Reitinger, 2015). Кроме того, некоторые утверждали, что поддержка Франкла исходила только от религиозных лидеров.

Более того, психолог-экзистенциалист Ролло Мэй утверждал, что логотерапия напоминает авторитаризм, потому что терапевт, по-видимому, диктует клиенту решения (Мэй, 1969).

В своей критике Мэй не уточнил, критикует ли он сам подход Франкла как терапевта или аспект, характерный для самой логотерапии. Франкл фактически утверждал, что логотерапия фактически учит пациента быть ответственным.

Кроме того, хотя логотерапия Франкла получила признание многих религиозных общин, она не была полностью отвергнута научным сообществом. Наоборот, как показано выше, логотерапия, иногда в сочетании с другими подходами, практикуется и сегодня.

Наконец, хотя можно согласиться с тем, что Франкл не мог открыть логотерапию без своего опыта в нацистских лагерях, нет никаких свидетельств, позволяющих хотя бы слабо предположить, что Франкл заранее стремился к своим мучительным испытаниям, чтобы ему можно было приписать новую разновидность логотерапии. психотерапия.

Ссылки

Костелло, С. Дж. (2019). Прикладная логотерапия: философская психология Виктора Франкла . Издательство Кембриджских ученых.

Дево, Д. (2012). Логотерапия Виктора Франкла: поиск цели и смысла. Журнал запросов , 4(07).

Булка, Р. П. (1978). Является ли логотерапия авторитарной? (1978). Журнал гуманистической психологии, 18 (4), 45–54.

Логотипы | философия и теология | Британика. (2019). В Британской энциклопедии. https://www.britannica.com/topic/logos

Грабер, А. В. (2004). Логотерапия Виктора Франкла: смыслоцентрированное консультирование . Лима, Огайо: Виндхэм Холл.

Франкл, В. Е. (1984).
Воля к смыслу: основы и применение логотерапии
. Всемирный паб. Co

Франкл, В. Е. (1984). Человек в поисках смысла .

Май, Р. (1969). Любовь и воля . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton.

Раджешвари. (2015). Логотерапия. Журнал медсестер Нараяны 4 (4), 6-9.

Райтингер, Клаудия. (2015). Логотерапия Виктора Франкла с философской точки зрения. Экзистенциальный анализ. Экзистенциальный анализ, 26 (2), 344-357.

Шуленберг, С.Е., Хатцелл, Р.Р., Нассиф, К., и Рогина, Дж.М. (2008). Логотерапия для клинической практики. Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение , 45(4), 447.

Тир, М., и Баттяни, А. (2016). Состояние эмпирических исследований по логотерапии и экзистенциальному анализу. В логотерапии и экзистенциальном анализе (стр. 53-74). Спрингер, Чам.

«Виктор Франкл | Биография, книги, теория и факты | Британика». Encyclopdia Britannica, 2019, www.britannica.com/biography/Viktor-Frankl

Логотерапия

Логотерапия — это термин, полученный из «logos», греческого слова, которое переводится как «смысл», и терапии, которая определяется как лечение состояния, болезни или неприспособленности. Разработанная Виктором Франклом, эта теория основана на вере в то, что человеческая природа мотивирована поиском жизненной цели; логотерапия — это поиск этого смысла жизни. На теории Франкла сильно повлиял его личный опыт страданий и потерь в нацистских концентрационных лагерях.

Истоки логотерапии

Виктор Франкл родился в Вене в 1905 году. Получил образование психиатра и невролога, работая в рамках экзистенциальной терапии. Во время Второй мировой войны Франкл провел около трех лет в различных нацистских концентрационных лагерях, и этот опыт сильно повлиял на его работу и развитие логотерапии. Франкл заметил, что те, кто смог пережить этот опыт, обычно находили в нем какой-то смысл, например, задачу, которую им нужно было выполнить. Лично для Франкла мотивирующим фактором было его желание переписать рукопись, конфискованную по прибытии в Освенцим. После освобождения лагерей Франкл возобновил работу невропатолога и психиатра. В 1946, он опубликовал «Человек в поисках смысла », описывая свой опыт в концентрационных лагерях, а также основные принципы и методы логотерапии.

Компоненты философии Франкла

В основе философии Франкла лежат три основных компонента:

Поиск терапевта

  1. У каждого человека есть здоровый стержень.
  2. Основное внимание уделяется просветлению человека относительно его собственных внутренних ресурсов и предоставлению ему инструментов для использования его внутреннего ядра.
  3. Жизнь предлагает вам цель и смысл; он не должен вам чувства удовлетворения или счастья.

Обретение смысла с помощью логотерапии

Логотерапия основана на предположении, что люди стремятся найти смысл и цель в жизни. Согласно Франклу, смысл жизни можно обнаружить тремя различными способами:

  1. Созданием работы или выполнением какой-либо задачи
  2. Полное переживание чего-либо или любовь к кому-либо
  3. Отношением к неизбежному страданию

Франкл считал, что страдание — это часть жизни, и что высшая свобода человека — это его способность выбирать, как реагировать на любой набор данных обстоятельств, даже самых болезненных. Кроме того, люди могут найти смысл в своей жизни, определяя уникальные роли, которые только они могут выполнять. Например, когда мужчина консультировался с Франклом из-за тяжелой депрессии после смерти его жены, Франкл попросил его подумать, что случилось бы, если бы он умер первым, а его жена была бы вынуждена оплакивать его смерть. Мужчина смог признать, что его собственные страдания избавили его жену от этого опыта, что послужило лечебным фактором и помогло облегчить его депрессию.

Методы логотерапии

Три основных метода логотерапии:

  1. Дерефлексия : Дерефлексия используется, когда человек чрезмерно поглощен собой в вопросе или достижении цели. Перенаправляя внимание или отвлекая внимание от себя, человек может стать цельным, думая о других, а не о себе.
  2. Парадоксальное намерение : Парадоксальное намерение включает в себя просьбу о том, чего мы боимся больше всего. Для людей, которые испытывают тревогу или фобии, страх может парализовать их. Но с помощью юмора и насмешек они могут желать того, чего боятся больше всего, удаляя таким образом страх из своего намерения и облегчая связанные с ним тревожные симптомы.
  3. Сократический диалог : Сократический диалог — это техника, в которой логотерапевт использует слова собственного человека как метод самопознания. Внимательно слушая то, что говорит человек, терапевт может указать клиенту на определенные модели слов или словесные решения и позволить клиенту увидеть в них новое значение. Этот процесс позволяет человеку осознать, что ответ лежит внутри и только и ждет, чтобы его открыли.

Состояния, лечащиеся с помощью логотерапии

Логотерапия основана на убеждении, что многие болезни или проблемы с психическим здоровьем на самом деле возникают из-за экзистенциальной тревоги. Благодаря своей работе Франкл обнаружил, что люди борются с чувством бессмысленности, и эту ситуацию он назвал экзистенциальным вакуумом. Логотерапия может использоваться для лечения широкого круга проблем, которые носят экзистенциальный характер. В частности, логотерапия оказалась эффективной при лечении злоупотребления психоактивными веществами, посттравматического стресса, депрессии и беспокойства.

Критика логотерапии

Одно из главных критических замечаний в адрес логотерапии исходит от Ролло Мэя, который считается основателем экзистенциального движения в Соединенных Штатах.

Добавить комментарий