§2. Факторы, влияющие на социализацию
Социаль6ная активность – главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:
Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.
«Отношение» равенства. Включение в «группы равных», т.е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности. В разных культурах часто существуют особые церемонии при переходе человека из одной возрастной группы в другую.
Отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями.
Обучение в школе.Это формальный процесс — определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакция учителей на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида. Отношения равенства тоже часто формируются в школе, и система школьной жизни усиливает их влияние.
Средства массовой информации.Это очень сильный фактор воздействия на поведения и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. Влияют на социализацию индивида.
Труд.Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации.
Организации.Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. Тоже играют свою роль в социализации.
С момента
рождения и до смерти человек включается
в различные виды деятельности и
всесторонне контактирует с окружающими
его людьми и условиями. Он принимает
определенные нормы поведения и согласно
им действует сам. Социализация является
и источником процесса индивидуализации
и свободы. В ходе социализации каждый
человек развивает свою индивидуальность,
способность независимо мыслить и
действовать.
Это особенно важно учитывать сейчас, когда изменения в экономической, социально-политической и культурной сферах происходят очень быстро, ломая привычные жизненные стереотипы, порождая психологическое состояние беспокойства и неуверенности в будущем.
Классификацию форм социализации ныне уже можно проводить многим основаниями, охватить все заведомо не удается.
П. Бергер и Т.
Лукман, главные представители этого
направления, выделяют две основные
формы социализации – первичнуюивторичную.Решающую значение для
судьбы и общества имеет первичная
социализация, происходящая в семье и
ближайшем кругу родственников. «При
первичной социализации нет никаких
проблем с идентификации, поскольку нет
выбора значимых других. Родителей не
выбирают. Так как у ребенка выбирает
выбора значимых других, его идентификация,
поскольку нет выбора других, его
идентификация с ним оказывается
квазиавтоматической. Ребенок
интернализирует мир своих значимых
других не как один из многих возможных
миров, а как единство существующий и
единственно мыслимый. Именно по этому
мир, итрернализируемый в процессе
первичной социализации, гораздо прочнее
укоренен в сознании, чем миры,
интернализируемые в процессе вторичной
социализации».
Другой вид
социализации обеспечивают многочисленные
социальные институты, в том числе школа
и образование. «Вторичная социализация»
представляет собой интернализацию
институциональных, или институционально
обоснованных подмиров… Вторичная
социализация есть приобретение
специфического — ролевого знания, когда
роли прямо или косвенно связаны с
разделением труда»
Иными словами, в процессе первичной социализации человек приобретает «базисный мир», и все последующие шаги образовательной или социализационной деятельности так или иначе должны согласовываться с конструктами этого мира.
Т. Бергер и П. Лукман указывают, что на определенном этапе исторического развития первичная социализация была простым воспроизводством общества (и это можно отождествить с марксовым простым воспроизводством). То есть все воспроизводимое в первом секторе, потреблялось вторым и обеспечивало его функционирование.
Но в процессе общественного воспроизводства развивалась внешняя среда, которая резко изменилась, начиная с индустриальной эпохи. И эта эпоха уже потребовала создания социализированных институтов внесемейной или вторичной, социализации: дошкольного образования, т.е. детских садов, куда можно было отдавать детей, что бы высвободить для производства рабочую силу; профессионального образования, что бы эту рабочую силу обучать и т.п.
Эти институты возникли, во-первых, частью заменяя институты первичной социализации, а, частью восполняя то, что семья уже в принципе дать, не могла. Ведь если у человека родители учителя, а он идет работать токарем, научить его этому родители не в состоянии. Появляется целая сфера деятельности, связанная с разделением труда и необходимостью освоения различных специализированных функции – профессиональное образование, которой стало нужно специально заниматься. И там надо не только обучать, но и социализировать. Поэтому можно сказать, что на этапе перехода к зрелому индустриальному обществу возникает и зрелая форма вторичной социализации.
Однако первичная при этом не исчезает. Более того. Если посмотреть на нее исторически, то роль семьи и ближайшего родственного окружения постоянно меняется – в разных странах, в разных ситуациях этих стран и.т.п. это касается не только первичной социализации, эволюционирует роль и вторичной социализации. Например, главнейший институт вторичной социализации — образование в наше время тоже начинает терять свои позиции и влияние в определенных аспектах. Почему? Это связано с НТР, с возникновением и установлением новых форм обмена информацией и массовой коммуникации – СМИ, телевидение, видео и т.
По прежним теоретическим прогнозам семья, препятствующая слиянию индивидов в большие общности, как того требовала глобализация исторического развития человечества, в эпоху индустриального общества должна была отмереть. Однако еще ничего подобного не произошло, во всяком случае, пока. И даже тенденция такая не замечена, несмотря на растущую статистику разводов, неполных семей и брошенных детей. Сейчас в России (хотя возможно, что это влияние кризисного времени), и в традиционных обществах юго-восточной Азии, Латинской Америки, и даже в развитых странах Запада семья и работа занимают ведущие позиции на шкале одобряемых ценностей и типов жизнедеятельности.
Вместе с тем далее можно поставить вопрос, касающийся рассмотренных взаимоотношений первичной и вторичной социализации. Кстати можно одним действием осуществить анализ содержания, так же рассмотрев при этом еще одну классификацию форм социализации – по субъекту социализации, каким является семья, нация человечество. Итак, может ли сейчас выжить общество, выстраивающая лишь первичную, т.е. семейную, социализацию и можно ли это называть социализацией? В ней традиционной нормой социализации является стремление научить жить, подготовиться к самостоятельной жизни. Научили жить продолжать род, отвечать за детей – значит социализировали. Но это относительно такой локальной группы как семья.
Более крупная социальная группа – нация. Там социализировать, учитывая общественное разделение труда, — значит одну часть населения научить хлеб растить, другую – воевать, третью – детей обучать и т.д. В условиях современной НТР, с учетом глобализации человеческой деятельности и мировых коммуникаций, по логике вещей субъектом деятельности становится все человечество, социализовывать должно все человечество и делать это по-новому, сквозь призму общечеловеческих интересов и ценностей. Это даже получило отражение в лозунгах дня. Ведь социализуя отдельного индивида через институты социализации, семью и школу, мы формируем его державную, национально-этническую или другую принадлежность, без этого нет культуры, нет образования, ибо до уровня космополитической социализации современный мир деятельностно не дорос.
Кроме того во многих сообществах, странах и нациях сохраняется традиционно – корневая система социализации– религия, отношение к высшим традиционным ценностям, к божественному. При этом там не отказываются ни от национальной, ни от религиозной (более того, конкретно-конфессиональной) принадлежности.
Причем нельзя не заметить, что в истории именно частный интерес не редко давал прецеденты наиболее состоятельных способов социализации. Возьмем Древний Египет или Древнюю Грецию12— там сплачивали и воспитывали общество внешнего военного врага. Потом появилось христианство, ему противостоит новый образ врага – иноверец, басурманин. И под эту норму социализируется общество. Потом появляются нации, возникает национализм и патриотизм как норма социализации, и под них выстраивается образование и воспитание.
Тесно связанно с данной классификацией является разделение форм социализации по степени направленности и широте охвата объекта на индивидуальную итоталитарнуюсоциализацию. Первая направлена на индивида и формирует самоидентификацию Я с другими индивидами или с конкретным сообществом. Вторая охватывает все определенное сообщество, формируя самоидентификацию Мы, которая является тотальной. Она особенно важна для гражданской и политической социализации, на этом воспитывается патриотизм, обеспечивается расцвет общества и государства, выигрываются войны и исторические акции. Отметим что, здесь практически исключена борьба поколений. Каждого индивида, личностно самоопределившегося, строит в общий ряд, как в Южной Карее, где в начале года на нацию спускается единый план, исходя из которого каждый гражданин планирует свою жизнедеятельность на этот год. Задана цель, и под нее все выстраивают свои проекты и планы. Это и есть тотальная социализация. Но в Корее это возможно в силу наличия многих специфических предпосылок, что дано далеко не каждому сообществу. Возможно, например, что не маловажную роль в реализации такой тотальной социализации сыграл факт, что там огромное количество университетов и лиц с высшим образованием, способных к абстрактному мышлению.
Тогда в отношении к России мы получим обратную формулу. Чем меньше у нас лиц с высшим образованием и способностью к абстрактному мышлению, тем меньше у нас возможность реализовать такую модель тоталитарной социализации, именно как сознательную модель. В этом случае нам остаются другие модели, например, модель мобилизационной социализации.
Мобилизационная ситуация чаще всего вынуждает к такой социализации, которая направлена на подведение всего населения к «единому знаменателю», к единству действии, мыслей, целей, ценностей и.т.п. Как только уходит мобилизационная ситуация, появляется множество возможностей для построения различных норм социализации. И нередко сказать что, у данного общества, особенно на Востоке, есть какая — то норма социализации, не удается. Нет там одного Я, а есть несколько кругов и множество ролей, а потому социализация получается гибкой. При этом отметим, что так складывается у японцев с их развитым мышлением.
В сфере образования возник и получил развитие свой спектр форм социализационной деятельности. Соответственно, здесь есть свои классификации.13По целям и объектам освоения элементов культуры социальная адаптация- первая историческая форма адаптации – разделяется на три направления, или уровня – обучение, воспитание и собственно образование (или формирование гражданства). Передача трудовых навыков, норм орудийно-предметной деятельности, действия по образцу с материальными предметами (а позднее с символическими объектами- представлениями, знаниями, языками и. т.п.) становится стержнем обучения.
Воспитание появилось, когда у общества появились задачи по воспроизводству и передаче норм коллективной жизнедеятельности, отношения индивида к соратникам по совместному труду и совместному проживанию, к быту и окружению. Трансляция в новые поколения социально-групповой ценностной ориентации, норм группового общежития и стало задачей воспитания.
А с переходом к межродовой и межплеменным отношениям появляется новый уровень социализации. Это – в современных терминах, уровень формирования гражданственности. Здесь ценностью и целью социализации становятся социально-этническое самоопределение, культурно-историческая принадлежность и патриотизм, т.е. факторы будущей ответственности индивида за выживанием конкретного социального общества и конкурентоспособность его взаимодействий с другими сообществами.
Далее, приведем классификацию форм социализации, связанных с образованием. По этому основанию, в тот или иной исторический момент в обществе будет доминировать либо формальное образование (наряду с другими формами институциональной социализации), либо неформальная социализация. Последняя формируется структурами повседневности, бытовым взаимодействием людей в простых и неспециализированных акциях совместного проживания. Возникла она в раннем обществе, для которого характерны естественное разделение труда, синтетичных социальных процессов, отсутствие четкого деления на социальные группы.
Внутри образования еще существует разделение на общее и специальное. И хотя здесь классификация другого уровня, но здесь важно указать то, что функционально эти два уровня и вида образования разнонаправлены и реализуют разные цели социализации. Среднее общее или основное, образование призвано обеспечить социальную адаптацию нового поколения, т.е. сформировать индивида и поколение как часть данного социума. Это, значит, развить у его представителей индивидуальное и групповое мышление, природные творческие задатки, наделить их элементарными представлениями и навыками жизнедеятельности в данном обществе, знанием основных институтов, норм и правил поведения, сформировать основные ценностные установки (трудолюбие, любознательность, лояльность, толерантность, законопослушность и др.).
А высшее, профессиональное, образование реализует совершенно другую форму и цель социализации, не сводимому к конкретно-социональной адаптации. Его цель и форма — профессиолизация, т.е. адаптация на более высоком уровне. Эта форма социализации допускает моменты конкретно-социальной дезадаптации, поскольку допускает и даже предполагает расширение культурного горизонта за пределы наличного бытия конкретного социума.
Еще одна классификация форм социализации – по видам будущего, простому и сложному, о которых мы прежде упоминали. По этому основанию, соответственно, происходит деление на адаптационную и инновационную социализацию. Традиционно социализация выстраивается в рамках простого будущего, т.е. эволюционирующего общества, не меняющего своего качественного состояния.
Далее, общеизвестна зависимость между социализационной деятельностью и обществом, которое ее осуществляет. От признаков общества зависят многие характеристики и формы социализации.14Так с точки зрения разнообразия культурно-исторической определенности целостных общественных формирований (сообществ), пропорционально возрастает и многовариантность культурно-исторических моделей и проектов социализации. С учетом характера исторического момента, присущих ему скорости и интенсивности социальных изменений, а так же социальной роли традиций, социализацию делят на традиционную и модернизационную. При этом выделяют две полярные группы стран, между которыми остальные занимают переходные позиции. На одном полюсе находятся страны, которым присуща традиционная социализация. Она осуществляется на основе и посредством механизма традиций в странах с традиционным типом развития (Япония, Китай).
На другом полюсе располагаются страны, которым присуща модернизационная социализация. Она характерна для стран, не имевших традиционный уклад (США) или переживших его слом и оставшихся без традиционных механизмов регуляции социальных процессов. Такие потери происходят в результате социальных революций и модернизаций, они свойственны так же для тех стран, которые пребывают ныне в этом состоянии.
Дополним предложенную классификацию еще двумя вполне уместными здесь формами. Сюда же можно отнести переходную социализацию, характерную для обществ переходного периода. Когда старые традиции еще не до конца разрушены, а новые еще не до конца отстроены, общество избирает новые ориентиры (цели и ценности), но с трудом адаптирует к ним существующие социальные факторы. Это усложняет социализационную деятельность, трансформирует или смазывает общую картину социализационных процессов, присущих «чистым» типам.
И четвертой формой в этом наборе является мобилизационная социализация. Мобилизационным типом развития (общества и соответствующей ему социализации) называется «развитие, ориентированное на достижение чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм. Отличительной его чертой является то, что оно происходит под влиянием внешних, экстремальных факторов, угрожающих целостности и жизнеспособности системы»15
Понятно, что мобилизационная форма социализации характерна для обществ, переживающих экстремальные периоды развития, требующие концентрации социальных ресурсов на жизнеопределяющих для социума вопросах, для быстрого и эффективного разрешения наиболее важных и злободневных проблем. В ней есть элементы, обезличивающие унификации и манипулятивности, но она активизируется в такое время, когда уже никого не интересует твое Я, твое самоопределение, твои права. Ближайший пример – это война. Там простота проекта – выжить – понятна человеку без всяких рефлексов. И он выстраивает свою деятельность так, что бы выжить вместе со всеми.
Эта классификация необязательно совпадает с формационным делением. Но есть моменты, когда можно указать преимущество присущей тому обществу социализации.
Типология мирового социума с учетом геополитического и государственно-управленческого факторов порождает и типологию качественно различающихся национально – региональных моделей социализации (касается в основном институциональных форм социализации).
Еще одна чрезвычайно важная классификация — по социализирующей среде, т.е. в зависимости от того, в действии с какими объектами, явлениями и процессами развивается и социализируется индивид и поколения. Сейчас следует выделить три поля, три мощных социализирующих фактора – вещественно – предметный(взаимодействие с которым происходит объективно, стихийно и дает, такие непредсказуемые последствия социализации, которые никогда не проектировались),социально-институциональный и информационный (СМИ). Здесь соответственно три формы социализации –вещная, социальная и информационная.
Так же есть еще одна классификация, которую мы уже затронули — это стихийная (так осуществляется традиционная социализация) и специализированная (профессиональная, чем стала современная социализация).
Классификацию форм социализации можно было бы продолжить и дальше. Например, по сферам или формам деятельности – производственная, профессиональная, социально-групповая, политическая, идеологическая и т. п. может даже быть деформированная социализация, девиация группы, причиной в которой могут быть отклонения в здоровье, что потом может переползти в криминал.
К примеру, специалисты считают, что если в свое время первичная социализация не состоялась, то какой бы хорошей не была вторичная, то человек уже не будет полноценно социализирован.
Основное содержание работы
%PDF-1.4 % 1 0 obj > /OCGs [6 0 R] >> /PieceInfo > >> /LastModified (D:20060512124657) /MarkInfo > >> endobj 7 0 obj /Creator (Acrobat PDFMaker 6.0 for Word) /Producer (Acrobat Distiller 6.0 \(Windows\)) /Author /SourceModified (D:20060430051306) >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > endobj 5 0 obj > stream
Некоторые важные факты о факторах процесса социализации
Статьей поделился
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Социализация, как было сказано выше, представляет собой процесс усвоения групповых норм, привычек и представлений. Есть четыре фактора этого процесса обучения. Это подражание, внушение, идентификация и язык. Необходимо краткое описание этих четырех факторов.
(i) Имитация:
Подражание – это копирование одним человеком действий другого. Мид определяет это как «сознательное принятие чужих ролей». Таким образом, когда ребенок пытается эффектно ходить, как его отец, размахивая палкой и в очках, он подражает. Подражание может быть сознательным или бессознательным, спонтанным или преднамеренным, перцептивным или воображаемым. В подражании подражатель совершает точно такую же деятельность, как и предшествовавшая ему.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Подражание является основным фактором в процессе социализации ребенка. Через него он усваивает множество моделей социального поведения; ребенок по сравнению со взрослым обладает наибольшей способностью к подражанию. Язык и произношение усваиваются ребенком только путем подражания. Именно из-за склонности к подражанию дети так восприимчивы к влиянию своих родителей и друзей, чьему поведению они без разбора подражают.
(ii) Предложение:
Согласно Макдугаллу, «внушение — это процесс коммуникации, приводящий к убежденному принятию сообщенного предложения при отсутствии адекватных логических оснований для его принятия». Внушение — это процесс передачи информации, которая не имеет логической или самоочевидной основы. Он лишен рационального убеждения. Это может быть передано через язык, изображения или другие подобные средства.
Внушение влияет не только на поведение с другими, но и на собственное личное и индивидуальное поведение. В торговле, промышленности, политике, образовании и во всех других областях люди, знакомые с психологическими фактами, пользуются внушением для того, чтобы их идеи и понятия были восприняты другими людьми и чтобы последние вели себя в соответствии с их желаниями.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Собственно пропаганда и реклама базируются на фундаментальных психологических принципах внушения. Внушаемость ребенка больше, чем у взрослого, потому что в детстве он лишен зрелости и разума, внушаемость индивидуума уменьшается с повышением его зрелости и умственного уровня. Однако может быть необходимо иметь в виду, что не может быть разницы в внушаемости детей, принадлежащих к разным обществам, а также к одному и тому же обществу.
Есть несколько внешних и внутренних условий, повышающих внушаемость. Темперамент, интеллектуальные способности, невежество, торможение, диссоциация, эмоциональное возбуждение и усталость — вот некоторые из внутренних условий внушаемости. Среди внешних условий можно назвать групповое положение, престиж внушающего и общественное мнение.
(iii) Идентификация:
В раннем возрасте ребенок не может провести никакого различия между своим организмом и окружающей средой. Большинство его действий случайны. Это естественные реакции, которых он не осознает. По мере взросления он узнает природу вещей, которые удовлетворяют потребности. Такие вещи становятся объектом его идентификации.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Таким образом, игрушки, которыми он играет в книжку с картинками, которой он наслаждается, или глядя на мать, которая его кормит, становятся объектами его идентификации. Скорость и площадь идентификации увеличиваются с возрастом. Через идентификацию он становится общительным.
(iv) Язык:
Язык является средством социального общения. Это средство культурной передачи. Сначала ребенок произносит какие-то случайные слоги, не имеющие значения, но постепенно он начинает учить родной язык. Там уже было сказано, что язык формирует личность человека с младенчества.
Саморазвитие
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
В основе социализации лежит саморазвитие. Но что подразумевается под «я»? Согласно Кули, «под «я» понимается то, что в обыденной речи обозначается буквами Т, «я», «себя». Определение самости, данное Кули, достаточно простое, но оно не относится к какой-либо четкой сущности, такой как тело. Поэтому Гарднер Мерфи говорит, что «я» — это «индивидуум, известный индивидууму».
Самость человека есть то, чем он сознательно или бессознательно себя считает. Таким образом, это его «я-концепция» — совокупность его восприятий самого себя и особенно его отношения к себе. Когда ребенок рождается, у него нет «я», т. е. он не осознает ни себя, ни других.
Он не обладает теми механизмами поведения, которые делают индивида обособленным и членом какой-либо группы. Он понятия не имеет, где начинаются и заканчиваются социальные обычаи. Короче говоря, ребенок при рождении не осознает никаких отношений между собой и другими.
Этим отношениям ребенок учится в процессе социализации. Это реализация его потенциала для личного роста и развития. Он очеловечивает биологический организм и превращает его в самость, обладающую чувством идентичности и наделенную идеалами, ценностями и амбициями. Я — это социальный продукт, а социализация — необходимое условие индивидуальности и сознания
Некоторые важные факты о процессе социализации
Некоторые важные факты о роли социализации
Социология Главы 5 и 6 Карточки
Похожие карточки
Пожалуйста, войдите, чтобы добавить в папки.
Войти
Вы создали 2 папки. Пожалуйста, обновитесь до Cram Premium, чтобы создавать сотни папок!
Обновление
- Перемешать
Включить
Выключить
- В алфавитном порядке
Включить
Выключить
- Передний Первый
Включить
Выключить
- Обе стороны
Включить
Выключить
- Читать
Включить
Выключить
Чтение…
Передний
Диапазон карт для изучения
через
Кнопка воспроизведения
Кнопка воспроизведения
Прогресс
1/19
Нажмите, чтобы перевернуть
Используйте клавиши со стрелками ВЛЕВО и ВПРАВО для перемещения между карточками;
Используйте клавиши со стрелками ВВЕРХ и ВНИЗ, чтобы перевернуть карту;
H показать подсказку;
A читает текст в речь;
- Делиться
- Распечатать
- Экспорт
- Клон
19 карточек в этом наборе
- Передняя часть
- Спина
чистый лист | Теория о том, что все рождаются с «чистого листа» и без личности | |
Табула розовая была предложена. .. | Джон Локк выдвинул теорию… | |
Зазеркалье (определение) | Мы формируем представление о себе на основе того, как мы представляем себя другим. (определение) | |
Как развивается зазеркалье | 1. ) Мы представляем, как кажемся другим. | |
Зазеркалье было предложено… | Чарльз Хортон Кули предложил… | |
Принятие ролей, значимые другие, обобщенные другие, я против себя были разработаны. .. | Джордж Герберт Мид предложил все четыре теории… | |
Значимые другие (определение) | Самые близкие нам люди, которые имеют прямое влияние на нашу социализацию. (определение) | |
Другое обобщенное (определение) | внутренние отношения, ожидания и точки зрения общества (определение) | |
I (определение) | несоциализированный, спонтанный, своекорыстный компонент нашей личности (определение) | |
я (определение) | социализированное Я (определение) | |
личность (определение) | совокупность поведений, взглядов, убеждений и ценностей, характерных для индивидуума (определение) | |
наследственность (определение) | передача генетических признаков от родителей к детям (определение) | |
инстинкт (определение) | неизменное, биологически унаследованное поведение (определение) | |
социализация (определение) | интерактивный процесс, посредством которого люди усваивают основные навыки, ценности, убеждения и модели поведения в обществе (определение) | |
социобиология (определение) | систематическое изучение биологических основ любого социального поведения (определение) | |
способности (определение) | способность обучаться определенному навыку или приобретать определенные знания (определение) | |
Ик (общество) | До Второй мировой войны их общество было основано на сотрудничестве и принятии, но с тех пор, как их переселили, они выгнали детей в раннем возрасте и заботятся только о себе. | |
3 тематических исследования изоляции в детстве | Анна, Изабель, Джин | |
Что показывают исследования изоляции? | Человеческий контакт необходим для развития. |