Основателем направления бихевиоризм в психологии был: Бихевиоризм 💡 Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Содержание

Бихевиоризм 💡 Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Бихевиоризм — это направление в психологии ХХ века, основателем которого является Дж. Уотсон, рассматривающее поведение человека как реакцию на воздействие различных факторов внешней среды.
Основные представители бихевиоризма: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен.
Методами исследования в бихевиоризме считаются наблюдение и поведенческий эксперимент.


Содержание

  • Бихевиоризм в психологии
  • Классический бихевиоризм Дж. Уотсона
  • Исследования Э. Торндайка в рамках бихевиоризма
  • Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма
  • Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена

Бихевиоризм в психологии

Датой рождения бихевиоризма (от англ. behavior — поведение) считают публикацию в 1913 г. статьи Дж.Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» в научном психологическом журнале «Психологическое обозрение».

До того момента, как бихевиоризм стал популярным направлением в психологии, активно использовался метод интроспекции, суть которого заключалась в наблюдении субъекта за процессами в своем сознании. Но данный метод перестал быть востребованным. Бихевиористы в своем учении отвергали представление о сознании, а так же полагали,  что любые психологические структуры и процессы, не наблюдаемые объективными методами, либо не существуют (так как нельзя доказать их существование), либо недоступны для научного исследования. Поэтому критики этой парадигмы часто называют бихевиоризм теорией «пустого организма». Естественно, что при таком представлении интроспекция не считалась действенным и достоверным методом. 

Представители бихевиористического направления в психологии считали, что поведение каждого человека определяется не какими-то внутренними процессами, а механическими воздействиями окружающей среды. Причем, данный процесс происходит по принципу «стимул-реакция»(S →R) .

Под реакциями (R) бихевиористы понимают движения человека (мышечная, сосудистая, железистая реакция и др.), совершаемые при выполнении того или иного действия. Под стимулами (S) — доступные внешнему наблюдению раздражения внешнего мира, вызывающие у человека те или иные реакции.

Рассмотрим данный принцип на примере.
Допустим, гуляю по городу, мы находим бродячую собаку. Чтобы скрасить ее участь, мы отдаем ей лежащий у нас кусочек печенья. Собака сразу же завиляла хвостом, почувствовав запах пищи. И у нее началось слюноотделение.
В данном случае, печенье, которое мы дали собаке, является стимулом (S), а слюноотделение является реакцией на стимул (R). Получается, что поведение собаки (слюноотделение) было вызвано воздействием внешней среды (печеньем), а не внутренними процессами. Значит, реакция собаки является следствием воздействия из внешней среды (S →R).

Изучая данное явление, бихевиористы пришли и к другому выводу. Если между стимулом и реакцией есть взаимосвязь, значит, зная причины этой связи и изучив, какие стимулы вызывают те или иные реакции, можно добиваться определенного поведения от человека или животного, воздействуя на них определенным образом (т. е. должен быть определенный стимул, который даст соответствующую реакцию). В таком случае, нет необходимости обращать внимание на внутреннее психическое состояние людей.

Предмет психологии, с точки зрения бихевиоризма, — поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, сосудистых, железистых реакций (R) на внешние стимулы (S).
Задача психологии состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакциями (S →R), а цель — предсказание поведения субъекта и управление им.

Данное направление исследует только внешне наблюдаемое поведение, а все психические явления сводит к реакциям организма. Бихевиористы рассматривают поведение человека и животного как сходного, считая, что в них нет различий.

Несмотря на все достижения психологов-бихевиористов, данное направление подвергалось критике. Под сомнения ставились моменты, касательно отказа от внутреннего мира человека, т. е. сознания, чувственных и душевных переживаний; трактовки поведения как совокупности ответных реакций на раздражители, которые опускали человека до уровня робота; неспособности объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве и др.

Классический бихевиоризм Дж. Уотсона

Джон Уотсон — американский психолог, основатель бихевиоризма. Он пытался сделать психологию естественной наукой, которая пользовалась бы объективными методами.

Уотсон уделял огромное внимание классическому научению, при котором организм ассоциирует разные стимулы (звук колокольчика — условный раздражитель, а слюноотделение у собаки в ответ на звук этого колокольчика — условный рефлекс). Такой вид научения ориентирован на непроизвольные, автоматические действия.

Организм как человека, так и животного приспосабливается к своему окружению посредством врождённого и приобретённого набора актов, т.е. поведения. Всю психическую деятельность Уотсон трактовал как поведение. Он рассматривал его как совокупность реакций организма на стимулы, т.е. поведение по принципу «стимул-реакция» (S →R). Дж. Уотсон считал, что подобрав верный стимул, можно формировать нужные навыки и качества в человеке или животном.

На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. Во многом под влиянием работ Павлова, хотя сам Павлов полагал, что они поняли его неверно, Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R).

В доказательство правоты бихевиористической теории, Джон Уотсон и Розали Рейнер ставят эксперимент, который стал известен под названием «маленький Альберт».

Уотсон и Рейнер выбрали для экспериментов 11-месячного младенца «Альберта Б.», который был вполне нормально развитым ребенком. Сначала экспериментаторы проверили реакции маленького Альберта, показывая ему белую крысу, маски, горящую газету и хлопковую пряжу. Ничего из этого не выявило страха у мальчика.

Затем они приступили к формированию реакции страха. Одновременно с тем, как Альберту давали поиграть с белой крысой, экспериментатор бил молотком по стальной полосе так, чтобы малыш не видел молотка и полосы. Громкий звук пугал Альберта. Таким образом, ребенок стал пугаться и самой крысы (без удара). На данном этапе условный рефлекс страха на крысу закрепился у маленького Альберта.

Через пять дней Альберт снова оказался у экспериментаторов. Они проверили его реакцию: обычные игрушки не вызывали негативной реакции. Крыса же всё еще пугала малыша. Экспериментаторы проверили, не случился ли перенос реакции страха на других животных и похожие предметы. Выяснилось, что ребенок действительно боится некоторых животных и предметов, не связанных с крысой (например, кролика (сильно), собаки (слабо), мехового пальто и др.).

Исследования Э. Торндайка в рамках бихевиоризма

Эдвард Торндайк  – выдающийся американский психолог, основатель теории научения, автор таких трудов как «Интеллект животных», «Основы обучения», «Педагогическая психология» и др.
Торндайк не считал себя бихевиористом, хотя его законы и исследования часто характеризует его как сторонника этого направления.

Еще в Гарвардском университете, под присмотром своего наставника У. Джеймса, Э. Торндайк занялся опытами над животными. Он стал обучать цыплят навыкам прохождения лабиринта, причем это происходило в подвале дома Джеймса, т.к. в университете не было место для лаборатории. Фактически это была первая в мире экспериментальная лаборатория по зоопсихологии.

В своих экспериментах в Колумбии он изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям, с которыми он не может справиться, когда располагает только набором программ поведения. Для исследования он изобрел специальные «проблемные ящики», которые представляют собой экспериментальные устройства различной степени сложности. Животное, помещенное в такой ящик, должно было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти выход и решить проблему.

Опыты ставились в основном над кошками, но имелись также ящики для собак и обезьян. Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить угощение, лишь приведя в действие специальное устройство — нажав на пружину, потянув за петлю и т. п. Результаты исследований отображались на графиках, которые он назвал «кривые научения». Таким образом, целью его исследования было изучение двигательных реакций животных.

В результате эксперимента выяснилось, что поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений — бросались в разные стороны, царапали ящик кусали его и т.д., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше времени чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно. Данный вид обучения стал называться обучением по принципу  «проб и ошибок».

Далее Торндайк сосредоточился на изучении зависимости связей, которые лежат в основе научения, от таких факторов, как поощрение и наказание. На основе полученных материалов он вывел основные законы научения.

1. Закон повторяемости (упражнения) — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее.
2. Закон эффекта — из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. (Связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением).
3. Закон готовности — образование новых связей зависит от состояния субъекта.
4. Закон ассоциативного сдвига — если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.

Торндайк сформулировал концепцию «распространения эффекта». Эта концепция подразумевает готовность усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы. Он также заметил, что научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»).

Эти два вида торможения связаны с феноменом памяти. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.

Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма

Беррес Скиннер — американский психолог, писатель, продолжатель идей Дж. Уотсона, который разработал теорию оперантного научения.

Он считал, что человеческий организм — это «черный ящик». Все, что наполняет этот ящик (эмоции, мотивы, влечения),  нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения. А вот поведение можно объективно измерить, собственно, этим Скиннер и занимался.

Он не принял идею о личности, которая направляет или стимулирует поведение. Скиннер считал, что поведение порождается не силами, которые находятся внутри человека (например, чертами, потребностями, мыслями, чувствами), а силами, которые лежат вне человека. Это значит, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи (окружающей средой). Изучение личности по Скиннеру — это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

Б. Скиннер, также как и Дж. Уотсон, интересовался таким явлением как научение. Он даже разработал концепцию оперантного научения, которая базировалась на законе эффекта, который был открыт Э. Торндайком.

Оперантное научение — это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения. При этом организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Такое научение направлено ​​на подкрепление контролируемого индивидом поведения.

Например, человек пытается научить собаку выполнять команду. Когда собака успешно справляется (т.е. выполняет команду), она получает поощрение (похвалу, лакомство). Когда собака не справляется с заданием, она не получает поощрение. В итоге, у собаки устанавливается связь между определенным поведением и возможностью получить награду.
Подобным образом, можно и отучить собаку, например, делать «свои дела» на ковер. Только использовать придется систему наказаний (например, отругать пса). Получается своеобразный метод «кнута и пряника».
По этому поводу советую прочитать интереснейшую книгу Карен Прайор, которая называется «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя «.

Скиннер проводил эксперименты над голодными животными (крысы, голуби), которых помещал в ящик, который получил название «ящик Скиннера». Ящик был пуст, внутри находился лишь выступающий рычаг, под которым стояла тарелка для еды. Оставленная одна в ящике, крыса передвигается и исследует его. В какой-то момент, крыса обнаруживает рычаг и нажимает на него.
После установления фонового уровня (частота, с которой крыса вначале нажимает на рычаг) экспериментатор запускает в действие кассету с пищей, расположенную снаружи ящика. Когда крыса нажимает на рычаг, небольшой шарик пищи выпадает в тарелку. Крыса съедает его и вскоре снова нажимает на рычаг.
Пища подкрепляет нажатие на рычаг, и частота нажатий растет. Если кассету с пищей отсоединить, так что при нажатии на рычаг пища больше не подается, частота нажатий будет уменьшаться. 

Таким образом, Скиннер заметил, что оперантно обусловленная реакция при неподкреплении угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция.  Исследователь может установить критерий дифференцировки, подавая пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при горящей лампочке, и тем самым вырабатывая условную реакцию у крысы путем избирательного подкрепления. Свет тут служит стимулом, который контролирует реакцию.

Скиннер также добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение.
Респондентное поведение — это  характерная реакция, вызываемая известным стимулом; стимул, при этом, всегда предшествует реакции. В качестве примера можно привести сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде.
Оперантное поведение — это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Вызванное оперантным научением такое поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Т.е. за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.
Например, катание на роликах, игра на гитаре, написание собственного имени – это образцы оперантной реакции (или операнты), контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением.

Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена

Эдвард Толмен — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор концепции «когнитивных карт» и создатель когнитивного бихевиоризма.

Он отвергал закон эффекта Э. Торндайка, считая, что вознаграждение (поощрение) оказывает слабое воздействие на научение. Вместо этого Э. Толмен предложил когнитивную теорию научения, предполагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма.

Толмен предположил, что поведение является функцией пяти основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст.

Онсчитал, что бихевиористская модель S-R должна быть дополнена.  По его мнению, формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные переменные (организм) — зависимая переменная (реакция), т.е. S-O-R.

Промежуточными переменными является все, что связано с организмом (О), и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение. Таким образом, средним звеном являются недоступные прямому наблюдению психические моменты (например, ожидания, установки, знания и др.). Примером промежуточной переменной может являться голод, который невозможно увидеть у подопытного (животного или человека). И тем не менее голод можно объективно и точно связать с экспериментальными переменными, например с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу.

Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы.

Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты».
Когнитивная карта — это субъективная картина, имеющая пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые объекты.
Эти «карты» животное строит само. Они и ориентируют его в лабиринте. По ним животное, запущенное в лабиринт, узнает, куда и как ему нужно добраться.

Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальттеорией. Учтя ее, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.

Бихевиоризм. Что такое «Бихевиоризм»? Понятие и определение термина «Бихевиоризм» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) – направление в психологии, изучающее поведение человека как объективный феномен психики. Основоположником бихевиоризма стал американский психолог Джон Уотсон («Психология с точки зрения бихевиориста», 1913 г.), его сподвижниками были Уильям Хантер и Карл Спенсер Лешли.

Уотсон разработал схему, в соответствии с которой поведение человека и животного можно объяснить посредством стимула и последующей реакции. Поскольку стимул и реакцию можно измерить, то, согласно воззрениям Уотсона, это делает возможным предсказывать поведение любого организма. В качестве эмпирического доказательства он приводил лабораторный пример с детьми и кроликом. В первом опыте, когда дети пытались погладить животное, они получали разряд электрического тока и плакали.

Во время второго опыта дети, увидев кролика, сразу начинали плакать, потому что вспоминали боль от тока. Однако экспериментатор давал им вкусную еду (мороженое, шоколад и тд), а кролик находился на безопасном расстоянии. Постепенно это расстояние сокращалось, а экспериментатор предлагал им все больше и больше сладостей. В конце опыта дети уже снова не боялись кролика, брали его на руки и спокойно гладили.

Бихевиоризм стал ответом на кризис субъективной психологии, в пользу нового направления сыграла и промышленная революция. Однако, несмотря на огромную популярность бихевиоризма в американской психологии, многие исследователи отнеслись к нему с сомнением. В частности, оставался открытым вопрос целостности поведения людей и животных, который позднее пытались решить необихевиористы.

< Бессознательное

Булимия (нервная) >

Популярные термины

    Бихевиоризм

    Когнитивно-поведенческая терапия

    Как избавиться от неосознанных разрушительных установок, которые мешают нам жить счастливо и реализовать себя? На решение этой задачи нацелен метод когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). В память о ее основателе Аароне Беке публикуем статью о том, как работает КПТ.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Я дочь четырех родителей»: откровенная история читательницы и комментарий психолога
    • Интерес, эмпатия и гиперконцентрация: 10 признаков настоящей влюбленности — чек-лист психолога
    • «Чувствую себя неполноценной из-за отсутствия высшего образования»
    • Почему мы не отдыхаем и как делать это правильно: чек-лист от психолога
    • Терпение, мудрость и прагматизм: 7 слов, помогающих жить в неопределенности, — обретите устойчивость
    • «Как понять, что это любовь? И взаимна ли она?»
    • «Папа больше любит мою сестру. Ее он балует, а мне обидно»
    • Пограничное расстройство личности: 7 плюсов

    Сегодня читают

    • «Муж орет, что я мало готовлю и вместе с дочкой его объедаю. А я приготовила 5 литров борща»
    • Как разговаривать с детьми, чтобы они чувствовали себя любимыми: 3 главных посыла — советы психолога
    • Свингеры: кто и почему меняется партнерами — разбор с психологами
    • «Мне 48, нет ни мужа, ни любовника.
      Где найти нормального мужчину?»
    • «Я почувствовала, что теперь это мой ребенок»: как стать хорошей мачехой
    • В чем секрет мужского долголетия? Спойлер: дело не в еде и не в спорте

    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    4.6: История психологии — бихевиоризм и гуманизм

    1. Последнее обновление
    2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    59828
  • Цели обучения
    • Дать определение бихевиоризму и вкладу Павлова, Уотсона и Скиннера в психологию
    • Объясните основные принципы гуманизма и вклад Маслоу в психологию

    Поведенческая психология

    Первые исследования в области поведения проводились русским физиологом Иваном Павловым (1849–1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек вырабатывали рефлекторный (бессознательный) ответ на стимул и со временем приучались производить реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с исходным. стимул. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения можно было вызвать с помощью второго стимула, такого как специфический звук, который предъявлялся несколько раз в сочетании с первоначальным пищевым стимулом. Как только реакция на второй стимул была «выучена», пищевой стимул можно было исключить. «Классическая обусловленность» Павлова — это лишь одна из форм обучения поведению, изучаемая бихевиористами.

    Рисунок 1 . Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии.

    Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, чья самая известная работа произошла в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса. В то время как Вундт и Джеймс были озабочены пониманием сознательного опыта, Уотсон считал, что изучение сознания ошибочно. Поскольку он считал, что объективный анализ разума невозможен, Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним стал известен как бихевиоризм . Основным объектом изучения бихевиористов было усвоенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма. Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, предполагая, что то, что было изучено с использованием моделей животных, может быть в некоторой степени применимо к поведению человека. В самом деле, Толмен (1938) заявил: «Я считаю, что все важное в психологии (за исключением… таких вопросов, как общение и слова) может быть исследовано, по существу, путем непрерывного экспериментального и теоретического анализа факторов, определяющих поведение крыс в момент выбора. в лабиринте».

    Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается до сих пор (Thorne & Henley, 2005). Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментам. Кроме того, он используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Модификация поведения обычно используется в классе. Бихевиоризм также привел к исследованиям влияния окружающей среды на поведение человека.

    Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был американским психологом. Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом и сосредоточился на том, как последствия влияют на поведение. Поэтому Скиннер говорил о подкреплении и наказании как о главных факторах поведения за рулем. В рамках своего исследования Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного обусловливания (или, более привычно, ящик Скиннера), остается важным ресурсом для исследователей, изучающих поведение (Thorne & Henley, 2005).

    Рисунок 2 . а) Б. Ф. Скиннер известен своими исследованиями оперантного обусловливания. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях. (кредит: модификация работы «Silly Rabbit»/Wikimedia Commons)

     

    Ящик Скиннера — это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка. Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, еда), наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует либо с положительное подкрепление или наказание.

    Акцент Скиннера на положительном и отрицательном подкреплении выученного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, условное обучение по-прежнему используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами в пользу его подхода (Greengrass, 2004).

    В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторых психологов не устраивало то, что они считали ограниченными взглядами, столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, обусловленные бессознательным) Фрейда. Им также не нравился редукционизм или упрощение бихевиоризма. Бихевиоризм также детерминирован по своей сути, потому что он рассматривает поведение человека как полностью определяемое комбинацией генетики и окружающей среды. Некоторые психологи начали формировать свои собственные идеи, которые подчеркивали личный контроль, намеренность и истинную предрасположенность к «хорошему» как важные для нашей самооценки и нашего поведения. Так появился гуманизм. 9Попробовать 1 Маслоу, Роджерс и гуманизм

    Гуманизм — это перспектива психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd). Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения. Хотя эта концепция будет обсуждаться более подробно в следующем разделе, здесь будет представлен краткий обзор.

    Рисунок 3. Иерархия потребностей Маслоу подчеркивает, что основные потребности в еде и безопасности должны быть удовлетворены, прежде чем потребности более высокого уровня смогут служить мотиваторами.

     

    Маслоу утверждал, что до тех пор, пока удовлетворяются основные потребности, необходимые для выживания (например, еда, вода, кров), потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидно, налицо направленность на положительные стороны человеческой натуры, характерные для гуманистической точки зрения (Thorne & Henley, 2005).

    Психологи-гуманисты в принципе отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал из виду «всего» человека. Начиная с Маслоу и Роджерса, существовала настойчивость в гуманистической исследовательской программе. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд количественных направлений исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Friedman, 2008).

    Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях. Роджерс использовал терапевтическую технику, известную как клиентоцентрированная терапия, помогая своим клиентам решать проблемные вопросы, которые привели к их обращению за психотерапией. В отличие от психоаналитического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, клиент-центрированная терапия предполагает, что пациент играет ведущую роль в терапевтическом сеансе. Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, независимо от того, что он или она может сказать. Роджерс считал, что при наличии этих факторов люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005).

    Гуманизм оказал влияние на психологию в целом. И Маслоу, и Роджерс хорошо известны среди студентов-психологов (подробнее об обоих мужчинах вы прочтете далее в этом тексте), и их идеи оказали влияние на многих ученых. Кроме того, подход Роджерса к терапии, ориентированный на клиента, до сих пор широко используется в психотерапевтических учреждениях (O’hara, n. d.).

    Попробуйте

    Запрос \(\PageIndex{4}\)

     

    Запрос \(\PageIndex{5}\)

     

    Запрос \(\PageIndex{6}\)

     

    Запрос \(\PageIndex{7}\)

     

    Запрос \(\PageIndex{8}\)

    4 Query 9}\)

     

    Глоссарий

    бихевиоризм:  фокус на наблюдении за поведением и контроле над ним

    гуманизм:  перспектива в психологии, подчеркивающая потенциал добра, присущий всем людям

Атрибуции

Лицензии CC лицензионный контент, ранее опубликованный

  • История психологии. Автор: : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : http://cnx.org/contents/[email protected]:lAYBvVZM@5/History-of-Psychology. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Загрузите бесплатно по адресу http://cnx.org/contents/4abf04bf-93a…[email protected]

  1. Наверх
    • Была ли эта статья полезной?
    1. Тип изделия
      Раздел или Страница
      Программа OER или Publisher
      Люмен
    2. Теги
        На этой странице нет тегов.

    Что такое бихевиоризм? — Исследуйте психологию

    (Последнее обновление: 6 марта 2023 г.)

    Бихевиоризм — это теория человеческой психологии, которая предполагает, что любое поведение приобретается в результате обусловливания. Согласно этому подходу к психологии, именно наше взаимодействие с окружающей средой определяет то, чему мы учимся, кто мы есть и как мы действуем.

    Бихевиоризм приобрел известность в начале 20 века. В то время психологи стремились сделать психологию более научной и эмпирической наукой.

    В этой статье рассказывается, что такое бихевиоризм, как он работает и как он используется до сих пор. В нем также обсуждается история бихевиоризма и его вклад в психологию.

    Содержание

    Что такое бихевиоризм?

    Определение: В своей основе бихевиоризм можно определить как изучение наблюдаемого поведения. Центральная идея бихевиоризма состоит в том, что все действия приобретаются посредством процессов обусловливания.

    • Бихевиоризм предположил, что психология должна быть наукой о наблюдаемом поведении . Бихевиористы считали, что вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, что происходит внутри разума, психология должна сосредоточиться на влиянии окружающей среды, вызывающем поведение.
    • Бихевиоризм предположил, что обучение и поведение являются результатом ассоциаций стимул-реакция . Поведение можно объяснить, глядя на эти заученные ассоциации, а не сосредотачиваясь на внутренних событиях внутри человеческого разума.

    Влияние бихевиоризма было сильнее в середине 20 века, чем сегодня. Однако поведенческие концепции и теории остаются важными в таких областях, как образование и психотерапия.

    История бихевиоризма

    Более ранние школы мысли были сосредоточены либо на выявлении структур человеческого разума (структурализм), либо на понимании того, как функционирует разум (функционализм). Однако бихевиористы считали, что психология должна сосредоточиться только на том, что можно наблюдать, чтобы сделать психологию более научной дисциплиной.

    Что такое наука о поведении

    Включите JavaScript

    Что такое наука о поведении

    Под влиянием работ русского физиолога Ивана Павлова психолог Джон Б. Уотсон начал использовать концепцию классического обусловливания для описания того, как и почему люди учатся. Уотсон считал, что этот процесс обусловливания может объяснить многое в человеческом поведении.

    «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный особый мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что выберу любого наугад и обучу его, чтобы он стал любым специалистом, которого я выберу — доктором. , адвокат, художник, купец-главнокомандующий и да, нищий и вор.

    Джон Б. Уотсон

    Хотя большинство экспертов не согласились бы с утверждением Уотсона, многие из первых стойких бихевиористов считали, что обусловленность может объяснить все реакции обучения и поведения.

    Современные бихевиористы признают, что не все человеческие мысли, обучение и поведение можно объяснить процессом обусловливания, однако подход Уотсона оказал значительное влияние на область психологии.

    Бихевиоризм помог сделать психологию более экспериментальной и научной дисциплиной.

    Важные концепции

    Двумя наиболее важными концепциями бихевиоризма были классическая обусловленность и оперантная обусловленность.

    • Классическое обусловливание — это процесс обучения, в котором формируется ассоциация между естественным стимулом и ранее нейтральным стимулом. Как только эта ассоциация установлена, нейтральный раздражитель становится условным раздражителем, способным вызывать условную реакцию.
    • Оперантное обусловливание — это процесс обучения, который включает либо подкрепление, либо наказание за поведение. Подкрепление делает более вероятным повторение поведения в будущем, тогда как наказание снижает вероятность повторения поведения.

    Другие ключевые концепции бихевиоризма включают:

    • Формирование: Формирование — это процесс, который включает в себя вознаграждение за все более близкое приближение к цели, пока не будет достигнуто целевое поведение.
    • Обобщение стимула: Обобщение стимула происходит, когда учащийся применяет то, чему он научился в отношении одного стимула, к аналогичному стимулу.
    • Приобретение: Приобретение является ранней частью процесса обучения, когда реакция впервые получена.

    Важные мыслители бихевиоризма

    Было несколько ключевых людей, которые сформировали историю и практику бихевиоризма. Некоторые из этих мыслителей включают:

    • Иван Павлов : Иван Павлов был русским физиологом, который первым обнаружил и описал условный рефлекс.
    • Джон Б. Уотсон : Джона Б. Уотсона часто называют «отцом бихевиоризма». Хотя его работа была влиятельной, она вызывала споры и ставила множество этических проблем. Он провел эксперимент с Маленьким Альбертом, классический психологический эксперимент.
    • Б. Ф. Скиннер : Б. Ф. Скиннер был влиятельным мыслителем, ответственным за введение оперантного обусловливания и графиков подкрепления.
    • Эдвард Торндайк : Эдвард Торндайк представил психологический принцип, известный как закон эффекта. В соответствии с этим принципом ответы, которые производят удовлетворительный эффект, с большей вероятностью повторятся в будущем. И наоборот, реакции, вызывающие нежелательные последствия, с меньшей вероятностью повторятся в будущем.
    • Кларк Халл : Кларк Халл был психологом, который использовал теорию побуждений для объяснения обучения и мотивации. Согласно этой теории, депривация создает потребности и влечения, которые затем приводят к поведению. Поскольку это поведение целенаправленно, оно само по себе важно для выживания.

    Важные события в бихевиоризме

    • 1863 – вышла книга Ивана Сеченова « Рефлексы мозга ». Сеченов ввел понятие о тормозных реакциях в центральной нервной системе.
    • 19:00 – Иван Павлов начал изучать слюнную реакцию и другие рефлексы.
    • 1913 — опубликована книга Джона Ватсона « Психология с точки зрения бихевиориста ». В статье изложены многие основные положения бихевиоризма.
    • 19:20 – Уотсон и ассистент Розали Рейнер провели знаменитый эксперимент «Маленький Альберт».
    • 1943 — Опубликованы « Принципы поведения » Кларка Халла.
    • 1948 — опубликован Б. Ф. Скиннер Walden II , в котором он описал утопическое общество, основанное на бихевиористских принципах.
    • 1959 — Ноам Хомский опубликовал свою критику бихевиоризма Скиннера «Обзор вербального поведения».
    • 1971 — Б. Ф. Скиннер опубликовал свою книгу « Beyond Freedom and Dignity », в которой утверждал, что свобода воли — это иллюзия.

    Влияние бихевиоризма

    Бихевиоризм был главной силой в психологии в первой половине 20-го века и сыграл важную роль в становлении психологии как науки, а не как философского направления.

    Однако важно отметить, что поведенческая школа мысли имеет некоторые недостатки.

    • Он игнорирует внутренние состояния : Бихевиоризм может быть полезен для понимания определенных типов обучения, но он не учитывает важные элементы, такие как эмоции, настроения и мысли.
    • Это не объясняет все типы обучения : Это также не объясняет обучение, которое происходит без ассоциации, подкрепления или наказания.

    Хотя бихевиоризм уже не является доминирующей силой, как когда-то, он по-прежнему играет важную роль в современной психологии.

    Ряд важных терапевтических техник был получен из поведенческих принципов, в том числе:

    • Экономия символов
    • Терапия отвращением
    • Моделирование
    • Анализ поведения
    • Систематическая десенсибилизация
    • 0 психологии может быть эти многочисленные практические приложения. Такие методы помогают людям научиться новому поведению и устранить нежелательное или нездоровое поведение.

      Резюме

      Бихевиоризм сегодня не так доминирует, как в середине 20-го века. Тем не менее, он по-прежнему остается влиятельной силой в психологии.

      Помимо психологии, дрессировщики животных, родители, учителя и многие другие используют основные поведенческие принципы, чтобы научить новых моделей поведения и предотвратить нежелательные.


      Вопросы для изучения бихевиоризма

      Кто был основателем бихевиоризма?

      Джон Б. Уотсон обычно считается основателем бихевиоризма. Хотя он не претендовал на звание основателя этой школы мысли, а его академическая карьера была относительно недолгой, он внес важный вклад в бихевиоризм, который помог утвердить бихевиористские позиции и теории.

      «Уотсон заслуживает той славы, которую он получил, так как он впервые убедительно обосновал естественнонаучный (бихевиористский) подход и, что важно, заставил людей обратить на него внимание», — предположил Джон С. Мэлоун в статье, опубликованной в журнале The New York Times. журнал Поведенческий аналитик.

      Что такое радикальный бихевиоризм?

      Радикальный бихевиоризм считал, что поведение должно быть единственным предметом психологической науки. Б. Ф. Скиннер, самый известный бихевиорист наряду с Уотсоном, был сторонником радикального бихевиоризма. Он признавал существование внутренних психических событий, таких как мысли и чувства, но считал, что лучше изучать только то поведение, которое можно наблюдать.

      В чем заключался эксперимент Маленького Альберта?

      Так называемый эксперимент «Маленький Альберт» был исследованием, проведенным Джоном Б. Уотсоном и Розали Рейнер. В эксперименте они использовали классическое обусловливание, чтобы научить младенца (его имя Альберт) бояться белой крысы, сочетая вид животного с громким, пугающим звуком. Ребенок не только научился бояться белой крысы; он также обобщал страх и боялся подобных белых предметов.


      Источники:

      Мэлоун Дж.С. Действительно ли Джон Б. Уотсон «нашел» бихевиоризм? Анальное поведение

      . 2014;37(1):1-12. Опубликовано 15 марта 2014 г. doi:10.1007/s40614-014-0004-3

      Павлов И.П. Работа пищеварительных желез. Лондон: Гриффин; 1897.

      Скиннер Б.Ф. За гранью свободы и достоинства. Нью-Йорк: Кнопф; 1971,

      Уотсон Дж.Б. Бихевиоризм. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Publishers; 1930.

      Уотсон Дж.Б. Психология с точки зрения бихевиористов.

    Добавить комментарий