Основные формы сознания: Различные формы общественного сознания и их содержание

Формы общественного сознания

Билет №1

Философия как наука и форма общественного сознания

Общественное сознание — в марксизмеотражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.

По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской.

Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.

Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп.

Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.

Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.

Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.

Возникновение, основные периоды и школы индийской философии. Философия в Индии возникла 15-10 вв.до н.э., сохранились до настоящего времени. В истории индийской философии различают 4 периода: 1) ведийский; 2) классический, или брахмано-буддийский – с 6 в. до н.э. до 10 в. н.э.; 3) послеклассический – 10-18 вв.; 4) новая и современная индийская философия. Основа для появления ряда учений или школ, которые подразделяют на две большие гpуппы. Пеpвая гpуппа – это оpтодоксальные философские школы Дpевней Индии, пpизнающие автоpитет Вед — Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. До н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. До н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.

э.). Втоpая гpуппа — неоpтодоксальные школы, не отрицающие непогрешимость Вед — Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чаpвака-Локаята.

Философия брахманизма  Упанишады учат познанию Брахмана, слиянию с ним, достижению единства с ним. Под Брахманом понимается абстрактная высшая сила, которая отчасти опредмечивается, но в большей части остаётся невидимой. Брахман — это и высшее духовное единство. Каждая индивидуальная душа — Атман — является его частью. Атман — это тот же Брахман, но реализованный в индивидуальной душе. Брахману и Атману тождественна Пуруша — высшее духовное начало, высшая душа, песчинкой которой является душа индивида. А всем им тождественен «Тот» — невыразимое высшее блаженство. Но самым полным выражением Брахмана является «Ом» — понятие, с помощью которого брахман выражает свои надежды на постижение Брахмана. 

Брахман — это ноуменальная, скрытая реальность, обладающая вечностью, бесконечностью, первопричинностью. Феноменальный, то есть вторичный мир, напротив, конечен, преходящ, находится в состоянии постоянного изменения.
Первоосновами Брахмана выступают: * Пространство. * Движение. * Закон. 

Билет№2

Сущность и структура философского знания

Философия, как особый вид знания сформировался в 7-6 в. до н э в Древней Греции, Индии и Китае. Термин «философия» встречается впервые у Пифагора и переводится как «любовь к мудрости”.  Ф.- «учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.»  Философия — венец культуры, высшая мудрость (Панфилософизм, Гегель). Кьеркегор: Обычному человеку с его тревогами и бедами нечего ждать от философии. «Я предъявляю к философии вполне законные требования — что делать человеку? Как жить?…Молчание философии является в данном случае уничтожающим доводом против неё самой?”  От религии философия отличается тем, что рационально обосновывает свои принципы. Розанов: Философия объясняет, религия решает проблемы (проблему преодоления смерти).  Наука — частное знание, философия общее.

В науке существует целый корпус не подвергающихся сомнению положений, имеется явное поступательное развитие. Результаты научной деятельности безличны. Философия не удовлетворяет принципам верификации и фальсификации.  Рассел: философия — размышление о предметах, знание о которых еще не возможно.  Если человек ищет ответ на вопрос как жить, и хочет обоснованного ответа то он обращается к философии. Но ответа не находит.  Мировоззренческая ф-я. Методологическая функция. Маркс.-лен ф-я — есть общая методология познания и практического преобразования объективного мира. «Философия содействует приросту научных знаний и создаёт предпосылки для научных открытий».  Соловьёв: «Что делает философия для человечества, какие блага ему даёт от каких зол избавляет?”.  Философия «освобождала человеческую личность от внешнего насилия, и давала ей внутреннее содержание”. Философия служит, соответственно, и материальному и божественному началу. Но «Эта двойственная сила и этот двойственный процесс, составляя сущность философии, вместе с тем и составляют сущность самого человека”.
Поэтому окончательный ответ Соловьева на вопрос, что же делает философия: «Она делает человека человеком”.

Как общаться на работе: 4 формы сознания ваших коллег и сотрудников


Антон Бахарев

С самых первых дней жизни каждый вовлечен в непрерывный процесс обучения и развития. Эти две движущие силы часто связаны, но не совпадают. Обучение означает приобретение новых навыков или знаний. Освоив PowerPoint, чтобы создавать слайд-шоу для клиентов, вы чему-то научились. Это новая информация в вашей голове. Но выросли ли вы? С точки зрения развития реальный рост требует качественного сдвига во взглядах или в образе мыслей, а не только новых знаний.

Публикуем материал из книги «Меняемся на работе», который поможет руководителям при общении с сотрудниками. Рост профессионала в рабочей обстановке требует в большей или в меньшей степени реального развития. Прежде чем поддержать сотрудников, очень важно определить, как именно вы видите свою помощь. Не совершаете ли самую распространенную человеческую ошибку, предполагая, что другие видят мир так же, как и вы? Не планируете ли обучение, поддержку, систему поощрений и наказаний, которые будут работать только для кого-то вроде вас? Можете ли представить, как поддержать остальных сотрудников? Или даже одного конкретного человека, которого вы никогда не понимаете?


Меняемся на работе

Годовые кольца

Во время роста один образ мыслей сменяется другим. Но следы менее зрелой формы сознания остаются, как годичные кольца на стволе дерева. Наш взгляд на мир становится более сложным. Сторонники теории конструктивного развития сказали бы, что мы взрослеем.

Это может произойти, когда мы обнаруживаем выбор там, где когда-то видели только один вариант. Или находим множество перспектив там, где в былые времена смотрели на вещи только под одним углом.

Каждый небольшой сдвиг от субъекта к объекту раздвигает наши границы. Но эти изменения, нарастая, в совокупности складываются в качественно другие способы восприятия окружающего мира и ведут к трансформации и созданию других форм сознания.

Эти формы сознания в большинстве случаев сводятся к легко определимым и качественно различающимся способам осмысления окружающего мира взрослым человеком. Либо к промежуточным вариантам, когда присутствуют признаки как одного образа мыслей, так и другого. Далее опишем четыре основные формы сознания взрослых людей.

1. Имперская форма сознания

Этот образ мыслей взрослого человека отличается сочетанием эгоцентризма и акцента на собственных желаниях. Такая логика широко распространена у подростков и молодежи, но иногда встречается и у 40-, 50-летних и старше. При этой форме сознания люди обнаруживают чувства и убеждения, которые остаются постоянными в течение долгого времени. Например, «Я люблю шоколад, но ненавижу картофельное пюре» или «Я великолепно катаюсь на коньках».

Хотя обладатели имперской формы сознания понимают, что у других есть чувства и желания, истинное сопереживание для них не представляется возможным. Слишком велика дистанция между их образом мыслей и разумами других. Большей частью нужды остальных важны, только если они затрагивают интересы самодержавного человека.

Когда кто-то не нарушает раздражающие правила, то только потому, что боится быть пойманным. Друзья не лгут друг другу, даже если очень хочется, только из-за опасений ответных мер. Дети и взрослые с такой формой сознания эгоцентричны в самом буквальном смысле слова.

Из-за того, что они не могут принять точку зрения других людей, размышления и чувства окружающих остаются для них загадкой. Часто обладатели имперской формы сознания воспринимают других или как помощников, или как противников на пути к осуществлению их желаний.

Авторитет для них находится снаружи. Он зависит, например, от должности.

У власти тоже формальный характер. Люди с такой формой сознания подчиняются правилам из-за прямых последствий противоположного поведения. Вряд ли мотивами могут служить таинственные абстрактные факторы, такие как верность или приверженность отношениям.

2. Социализированная форма сознания

По мере того как мировоззрение человека усложняется, он оставляет позади свой образ как центра мира и начинает вбирать в себя мнения и точки зрения других. Ему удается видеть мир через идеи и теории остальных людей. Иногда этот процесс начинается в подростковом возрасте, но может произойти и позже, во взрослой жизни. Если перспектива расширяется дальше, человек естественным образом переходит на стадию социализированного разума. Он становится полноправным членом любого общества, к которому принадлежит.

И принимает правила этого социума как единственно верный способ существования в мире.

Авторитет тоже теперь понимается по-новому. Именно на этом этапе люди начинают посвящать себя чему-то большему, чем они сами. Стремятся встроиться в некую систему, теорию или отношения и демонстрируют лояльность им. «Эта большая система, вбирающая мои взгляды, не место, чтобы я принимал решения», — думают люди с социализированным мировоззрением.

Скорее всего, усвоив важность и авторитет других, человек с таким образом мыслей больше не верит в собственные силы. По мере того как обладатель социализированного разума растет и принимает новую перспективу, он будто растворяется в своих новых взглядах. Он усваивает чувства и идеи других. Им управляют люди или организации, например церковная община или политическая партия, которые важны для него.

Важно!

Социализированный разум и промежуточная форма между социализированным и самоавторствующим образом мыслей наиболее распространены у взрослых. Всего таких людей около 46%. Скорее всего, большинство ваших коллег видят окружающий мир сквозь призму этой формы сознания. А может, даже и вы сами. В современном мире, однако, часто предполагается, что взгляды основной массы людей шире социализированной формы сознания. Поэтому многие организационные структуры и программы превосходят способности большинства взрослых.

3. Самоавторствующая форма сознания

В современном глобальном мире люди с социализированной формой сознания, вероятнее всего, наткнутся на противоречия в идеях и взглядах, неразрешимые для них. И тогда им потребуется найти в себе силы примирить многие разумные альтернативы и принять на их основе решение. Когда человек в конце концов сам встает во главе своего внутреннего «совета директоров», то переходит к новой форме сознания.

Обладатели самоавторствующей формы сознания способны давать оценку разным системам правил и мнений и примирять их между собой. У таких людей есть внутренний набор убеждений и предписаний — самоуправляемая система, которую они используют для принятия решений и урегулирования конфликтов.

В отличие от обладателей имперской формы сознания, люди с самоавторствующим разумом способны сопереживать. И они берут в расчет желания и мнения других при принятии решений. В отличие от тех, кто мыслит социализированно, они не рвутся на части, сталкиваясь с конфликтами в окружении. Ведь у людей с самоавторствующей формой сознания есть собственная система принятия решений. Именно о них мы читаем в литературе по бизнесу. Это те, кто нашел свое призвание, кто сам себя направляет, мотивирует и оценивает.

Самоавторствующая форма сознания распространена в организациях, особенно у сотрудников на руководящих постах. Но у них часто встречается и социализированный образ мыслей. Поэтому не стоит предполагать, что у руководителя непременно самоавторствующий разум. Около 41% взрослых смотрят на окружающий мир через эту призму или, гораздо реже, находятся между самоавторствующей и самотрансформирующейся формами сознания.

4. Самотрансформирующаяся форма сознания

Люди с таким восприятием мира одновременно настроены на различные группы в своем окружении. Они видят множество аспектов в каждом вопросе и могут удерживать сразу несколько очень разных перспектив. Вместо того чтобы рассматривать других как людей с отдельными и непохожими внутренними системами, обладатели самотрансформирующейся формы сознания находят в их мировоззрениях родственные черты, скрытые за видимыми различиями.

Меньше они склонны судить о вещах с точки зрения дихотомии или полярности. С их точки зрения, мы часто принимаем за черное и белое различные оттенки серого. И разница между этими цветами более или менее заметна в зависимости от темного или светлого окружения. В отличие от людей с самоавторствующим сознанием, те, кто достиг самотрансформирующегося разума, будут не так привержены идеологии. И не станут спешить с выводами о конкретной идее или мнении.

В чем польза?

Самый важный вопрос, который можно задать любой теории, — в чем ее польза? Что означают эти различия в восприятии для меня и моей работы? Что они меняют? Ответ на этот вопрос: «Всё».

Задумываетесь вы об этом или нет, но именно от формы сознания зависит ваш мир. Она влияет на все, что мы видим или о чем думаем. И каждый раз, когда вы разговариваете с кем-то, думаете о ком-то или хотите чего-то от кого-то добиться, форма сознания этого человека так или иначе выходит на первый план.

Так почему эта теория не общеизвестна? Она сложная.

Книга «Меняемся на работе» поможет в ней разобраться.

режимов сознания | Обретение сознания: неврология, этика и закон тяжелого повреждения мозга

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicFinding Consciousness: The Neuroscience, Ethics, and Law of Heavy Brain DamageNeuropsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicFinding Consciousness: The Neuroscience, Ethics, and Law of Heavy Brain DamageNeuropsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Бейн, Тим и Джейкоб Хохви, «Режимы сознания», в Уолтере Синнотт-Армстронге (редактор), В поисках сознания: неврология, этика и закон серьезного повреждения мозга , Оксфордская серия по неврологии, праву и философии (

Нью-Йорк , 2016; онлайн-издание, Oxford Academic, 21 апреля 2016 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/97801307.003.0005, по состоянию на 11 июня 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicFinding Consciousness: The Neuroscience, Ethics, and Law of Heavy Brain DamageNeuropsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicFinding Consciousness: The Neuroscience, Ethics, and Law of Heavy Brain DamageNeuropsychologyOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе различаются виды сознания и состояния сознания. Режим сознания — это глобальный способ сознания, такой как бодрствование, сновидение, припадки и состояние минимального сознания. Состояния сознания специфичны для содержания, например, слушание музыки или ощущение боли. И режимы, и состояния сознания контрастируют с «уровнями сознания» в неврологии. Эта оригинальная схема помогает читателям понять, чем сознание после повреждения мозга в чем-то похоже, а в чем-то отличается от нормального сознания.

Ключевые слова: сознание, вегетативное состояние, минимальное сознание, смерть, инвалидность, боль, повреждение головного мозга, неврология, фМРТ, этика

Субъект

Нейропсихология

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Сознание и самосознание — Этика животных

Как объяснялось на странице, посвященной проблеме сознания, сознание можно определить как состояние наличия переживаний. Сознательные состояния, или ментальные состояния, — это ситуации, в которых человек испытывает какой-либо опыт, будь то сенсорный опыт, мысль, эмоция или что-то еще.

Самосознание, особая форма сознания, представляет собой широкий термин, который используется для обозначения различных форм осознания себя и своих переживаний. То, как мы понимаем концепцию самости, зависит от того, какое значение самосознания мы используем. Ниже перечислены некоторые из наиболее часто используемых. 1

Различные значения самосознания
  • Самосознание, или базовое самосознание: осознание себя отличным от остального мира. То есть иметь опыт быть самим собой.
  • Телесное (телесное) самосознание: осознание своего тела как отличного от остального мира.
  • Чувство собственности: осознание того, что когда кто-то двигает частью своего тела, движется именно его тело (связано с телесным самосознанием).
  • Чувство свободы действий: осознание того, что человек действует с намерением.
  • Ощущение себя во времени: осознание того, что ты существо, которое существует в разное время и будет существовать в будущем.
  • Мета-самоосознание: осознание себя, а также осознание того, что осознаешь, а не просто переживание осознания.
  • Концептуальное самосознание: представление о себе как обладающем определенными чертами, отличающими себя от остального мира.
  • Я-концепция, или нарративное Я: сложная концепция и точка зрения, в рамках которых человек рассматривает свою ситуацию и историю по отношению к другим, что включает взгляд на свою роль в обществе как на отличную от ролей других.

Первые три типа самосознания иногда называют дорефлексивным самосознанием, тогда как последние пять являются примерами рефлексивного самосознания. Дорефлексивное самосознание требует лишь того, чтобы был некоторый опыт самости в любой форме. Рефлексивное самосознание требует некоторого размышления, некоторого осознания самого осознания. Можно иметь способность к рефлексивному самосознанию, но не применять ее на практике и, таким образом, функционировать на уровне дорефлексивного самосознания. 2

Иногда утверждают, что существо, обладающее сознанием, должно также быть самосознательным, что невозможно иметь одно без другого. Аргумент состоит в том, что любой опыт должен сопровождаться осознанием того факта, что этот опыт является собственным. Согласно этому аргументу, хотя мы и можем провести логическое различие между тем, что значит быть просто сознательным, и тем, что значит быть сознающим себя, на практике это различие исчезает, и все те, кто сознательны, также сознательны. 3

Защита этой точки зрения зависит от используемого значения самосознания. Поскольку, строго говоря, когда появляются самые основные формы самосознания, уже есть некоторая форма самосознания, и поскольку многие нечеловеческие животные явно обладают осознанием своего тела или своих собственных переживаний, то в основном смысле , многие нечеловеческие животные обладают самосознанием. Тем не менее, вполне правдоподобно думать, что могут быть существа, обладающие сознанием, даже если они не обладают самосознанием.

Важно отметить, что только сознание имеет значение, когда мы рассматриваем, каким существам можно причинить вред или принести пользу. Если возможно быть сознательным, не будучи самосознательным, тогда самосознание не имеет отношения к тому, может ли быть причинен вред или польза существу, хотя оно может повлиять на то, каким образом существо может быть повреждено. Самосознание так или иначе связано с осознанием себя. И это отличается от простого осознания.


Дополнительная литература

Энтони, М. В. (2001) «Является ли «сознание» двусмысленным?», Journal of Consciousness Studies , 8 (2), стр. 19-44.

Армстронг, Д. М. (1981) «Что такое сознание?», в Армстронг, Д. М. (ред.) Природа разума и другие эссе , Итака: Издательство Корнельского университета, стр. 55-67.

Бейн Т. (2004) «Самосознание и единство сознания», The Monist , 87, стр. 219-236.

Блок, Н. (1995) «О заблуждении относительно функции сознания», Науки о поведении и мозге , 18, стр. 227-247.

Бермудес, Дж. Л. (1998) Парадокс самосознания , Кембридж: MIT Press.

Чейни Д.Л. и Сейфарт Р.М. (2008) Метафизика бабуинов: эволюция социального разума , Чикаго: University of Chicago Press, с. 205.

Галлахер, С. (2000) «Философские концепции личности: значение для когнитивной науки», Trends in Cognitive Sciences , 4, стр. 14-21.

Галлахер, С. (2005) Как тело формирует разум , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Дженнаро, Р. (1995) Сознание и самосознание: защита теории сознания высшего порядка , Амстердам: Джон Бенджаминс.

Жаннерод, М. (1997) Когнитивная неврология действия , Оксфорд: Блэквелл.

Lycan, WG (1987) Сознание , Кембридж: MIT Press.

Морин, А. (2006) «Уровни сознания и самосознания: сравнение и интеграция различных нейрокогнитивных взглядов», Сознание и познание , 15, стр. 358-371.

Морселла, Э.; Барг, Дж. А. и Голлвитцер, П. М. (редакторы) (2009) Оксфордский справочник по человеческой деятельности , Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Панксепп, Дж. и Нортофф, Г. (2009) «Междувидовое ядро ​​Я: появление активных культурных и нейроэкологических агентов посредством самообработки в подкорково-корковых срединных сетях», Сознание и познание , 18, стр. 193-215.

Филиппи, К.Л. (2011) «Динамическое я: изучение критической роли сети режима по умолчанию в самореферентной обработке», докторская диссертация, Айова: Университет Айовы.

Ресслер, Дж. и Эйлан, Н. (ред.) (2003) Свобода воли и самосознание , Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Стивенс, Г. Л. и Грэм, Г. (2000) Когда ломается самосознание: чужие голоса и вставленные мысли , Кембридж: MIT Press.

Добавить комментарий