Основные функции психологии: Основные функции психики

Содержание

Предмет и задачи психологии управления

Дурасова Виктория,
группа 203 ГУ
НЧОУ СПО «Юридический техникум» г. Кропоткин

Руководитель Кольцова Е. Н. – преподаватель
НЧОУ СПО «Юридический техникум» г.Кропоткин

Современная психология – это система наук, как фундаментальных, так и прикладных. Многие из отраслей психологии имеют междисциплинарный характер, что обогащает арсенал исследователя новыми методами изучения психических явлений. В психологии, сегодня выделяются такие отчасти пересекающиеся отрасли, как педагогическая, политическая, возрастная психология, психология труда, психология религии, рекламы и другие. Стремительно развиваются социальная психология и психология управления. Во многом преимущественное развитие этих отраслей психологии связано с тем, что они решают задачи, касающиеся роли «человеческого фактора» в развитии общества. В этом ряду отраслей в последнее время возрастает теоретическое и практическое значение психологии управления.

В контрольной работе дается определение понятия «психология управления», рассматриваются предмет и задачи управления психологии.

Понятие «управление» вошло в нашу жизнь настолько прочно, что мы иногда не задумываемся над его точным значением. Когда речь идет об управлении людьми, объединенными в организацию, то ко многим другим аспектам управленческой деятельности присоединяется и аспект психологический, поэтому в психологической науке появился и успешно развивается новый предмет – психология управления.

Для всякой науки важно точное определение ее предмета. Понимание предмета психологии управления, до сих пор носит дискуссионный характер, так как в современном обществе эта тема, как никогда, актуальна. Чтобы понять, что такое психология управления, обратимся к таким понятиям, как «психология», «управление», «менеджмент».

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Точнее – объективная наука о субъективных психических явлениях. Психика имеет две основные функции: отражение – построение образа мира и регуляция поведения на основе этого образа.

Управление – это совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.

Современные немецкие исследователи проблем управления В. Зигерт и Л. Ланг дают такое определение управления: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».

Известный американский ученый П. Друкер также дает определение понятию «управление». С его точки зрения «управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу».

В самом общем виде под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей.

До начала XX века управление не считалось самостоятельной областью научного исследования. Однако с появлением книги Ф. Тейлора «Менеджмент» или «Управление фабрикой» в 1911 г. были выделены основные принципы управленческого труда.

В 20-е гг. известный французский инженер А. Файоль предложил последовательную систему принципов менеджмента. Благодаря А. Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука – «психология управления».

Цель психологии управления – разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.

Содержание психологии управления – разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.

Организация представляет собой форму объединения группы людей (два и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели или целей и для упорядочения совместной деятельности. В зависимости от целей и условий деятельности индивиды в социальном управлении выступают субъектами и объектами управления.

Субъектом управления является носитель предметно-практической деятельности, источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления.

Субъектами управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Объектом управления также может выступать и отдельный индивид, и социальная группа.

Таким образом, психология управления – междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий.

Деятельность менеджера очень разноплановая. Он ответственен за выполнение всех управленческих функций; стратегическое планирование, маркетинг, оперативное управление, управление персоналом.

Когда говорится о менеджменте, то имеется в виду группа управляющих. Если речь идет об экономике, то подразумевают:

  • высших управляющих – высшее звено обусловливает общее движение организации, ее изменчивость и направления развития;
  • менеджеров среднего звена, подчиненных дирекции – создает жизнеспособную структуру, действующую в целостности относительной стабильности связей;
  • низовых управляющих (руководителей отделов и цехов) – низовое звено обеспечивает устойчивость определенных параметров системы.

В этой связи становится понятым, что «нет существенных различий между руководителями и управляющими, администраторами и начальниками. Общим для них является то, что все они выполняют определенные функции, добиваясь результатов посредством создания необходимых условий для эффективной групповой деятельности».

Из всего выше сказанного, следует, что психология управления – это отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса.

Понимание управления как профессии, основывающейся на всевозможных достижениях междисциплинарной области научного и практического знаний, занимает прочное место в современном обществе. В настоящее время считается, что руководитель любого уровня призван решать две взаимосвязанные задачи:

овладеть теоретическими основами рационального управления, т.е. наукой управления;

уметь творчески применять положения этой науки, то есть овладеть искусством управления. Первая задача решается в процессе обучения, вторая – в процессе практической деятельности.

Деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций, это и есть предмет психологии управления.

Предмет психологии управления – это деятельность должностных лиц, возглавляющих коллективы, а психология управления – сложная система знаний.

Психология управления изучает влияние организации и менеджеров на личность подчиненного и взаимоотношения людей, объединенных задачами и ценностями совместной деятельности в организации. Поскольку каждая организация обладает своими нормами и правилами (например, в стиле одежды: принято ли ходить на работу и отутюженных костюмах и галстуках или работники могут прийти в джинсах; в манере общения: называют ли сотрудники друг друга по имени или по имени-отчеству; в принятых способах обращения к руководству: могут ли работники запросто зайти к руководителю организации, чтобы поделиться своими соображениями по поводу организации работы, или они должны сначала записываться на прием, излагать суть дела в письменной форме, ставить и известность непосредственного начальника о своем предполагаемом визите и т.

д.), постольку отношения между людьми в различных организациях не похожи друг на друга.

Таким образом, психология управления стремится облегчить труд менеджеров, и сделать его более эффективным с помощью знаний о психологических особенностях человека, о различных проявлениях психики, ее функциональном, изменчивом характере.

Задачи психологии управления:

  • психологический анализ деятельности специалистов-управленцев;
  • изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях;
  • исследование психических особенностей лидерства;
  • разработка психологических рекомендаций по использованию психологических знаний в процессе управления, в разрешении конфликтов, изменении психологического климата в организациях;
  • изучение процессов группового взаимодействия;
  • исследование механизмов мотивации человека.

Психологический анализ деятельности специалистов-управленцев. Для того чтобы грамотно руководить коллективом и успешно выполнять работу, нужно уметь анализировать свои действия, от которых зависит принятие правильных решений.

Изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях. Чтобы в любой ситуации принять адекватное решение, нужно изучать механизмы трудовой деятельности.

Исследование психических особенностей лидерства. Лидерство – это процесс, посредством которого один индивид влияет на поведение других и организует их деятельность в соответствии с поставленными организацией связями. Руководители, отличаются по своим индивидуальным стилем и подходам к управлению. Одно из ключевых различий-то, насколько руководители направляют своих подчиненных, т.е. степень, в которой они указывают подчиненным, как следует выполнять их работу. Другим отличием является мера их автокритичности или демократичности в процессе принятия решений, т.е. в какой степени они разрешают подчиненным участвовать в этом процессе, для этого и нужно изучать психические особенности лидерства.

На рубеже XX и XXI веков психология управления переживает интенсивное развитие, ее идеи и практические рекомендации становятся модным поветрием. Именно в этот период появилось множество книг по психолого-управленческой проблематике.

Чем сложнее управление, тем больше внимания уделяется предмету и задачам психологии управления. Ежегодно растут требования к психическим процессам и умственным способностям человека, начиная от восприятия и внимания, и заканчивая ответственностью за человеческие жизни. Именно эти задачи и решает управленческая психология.

Общая психология, психология личности, история психологии

Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St. Petersburg

ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург»

Программа вступительных испытаний

по специальности.

Направление подготовки «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ»

Программа – «Общая психология, психология личности, история психологии»

Объемные требования для вступительного экзамена

  1. Развитие представлений о предмете психологии.
  2. Соотношение предмета и метода в психологии.
  3. Психическое отражение, его особенности.  Высшие психические функции.
  4. Сознание как высшая форма психики.
  5. Психика и деятельность.  Виды и основные составляющие деятельности  (потребность, активность, мотив, цель,  действие, задача, операция, навык, умение).
  6. Развитие психики. Критерий психического.
  7. Периодизация психического развития.
  8. Психодиагностика, её задачи и области применения. Этические аспекты психологической диагностики.
  9. Классификация психодиагностических методик.
  10. Стандартизация психодиагностических методик. Надежность и валидность психологических методик.
  11. Границы вмешательства практикующего психолога  в личную жизнь человека.
  12. Становление экспериментальной психологии.
  13. Предметы  основных отраслей современной психологической науки (общая психология, социальная психология, возрастная психология, педагогическая психология, психология труда, психолингвистика, дифференциальная психология, психометрия, психофизиология, медицинская психология, специальная психология, история психологии, зоопсихология).
  14. Основные направления психологической науки (бихевиоризм, когнитивная  психология, гуманистическая психология, психоанализ, гештальтпсихология, диалектико-материалистическая психология).
  15. Значение идей И.М. Сеченова и И.П. Павлова для становления отечественной психологической науки.
  16. Пороги чувствительности.
  17. Ощущения: функции, виды, взаимодействие.
  18. Основные свойства восприятия. Восприятие как система перцептивных действий.
  19. Развитие памяти в онтогенезе. Методы исследования памяти.
  20. Виды памяти, её процессы, формы и функции.
  21. Внимание, его виды и свойства.
  22. Методы исследования внимания.
  23. Развитие мышления в онтогенезе:  концепции П.Я. Гальперина, Ж.Пиаже, Л.С. Выготского.
  24. Виды и формы мышления.
  25. Методы исследования мышления.
  26. Роль речи в мышлении. Язык и речь.
  27. Речь и её развитие в онтогенезе.
  28. Виды, функции и механизмы процесса воображения.
  29. Воображение и творчество (креативность).
  30. Эмоциональные процессы, их функции и роль в жизни человека.
  31. Основные теории эмоций.
  32. Виды эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия.
  33. Эмоциональные состояния: страсть, фрустрация, аффект, настроение.
  34. Защитные механизмы личности и совладающее поведение.
  35. Сенсомоторные реакции. Психическая регуляция движений: схема управления движениями Н.А. Бернштейна, акцептор действия П.К. Анохина.
  36. Волевая регуляция деятельности и поведения человека. Структура волевого действия.
  37. Основные теории воли.
  38. Основные характеристики и классификации  психических состояний.
  39. Психические состояния (сон, врабатывание, монотония, психическое пресыщение, утомление, стресс, фрустрация) и работоспособность человека.
  40. Уровни регуляции психических состояний (биохимический, физиологический, психический и социально-психологический). Методы диагностики состояний (наблюдение, опросники, аппаратурные методы).
  41. Биологическое созревание и психическое развитие.
  42. Проблема биологического, социального в развитии человека.
  43. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность (по Б.Г. Ананьеву).
  44. Структура личности в отечественных психологических теориях.
  45. Структура личности в зарубежных психологических  теориях.
  46. Личность в системе отношений (В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский).
  47. Темперамент, характер и индивидуальный стиль деятельности.
  48. Свойства темперамента (В.М. Русалов, В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов, Г.Айзенк, Я. Стреляу).
  49. Интеллект и его структура. Основные интеллектуальные тесты и их возможности.
  50. Когнитивные стили. Методы их диагностики.
  51. Дисгармоничность  характера по К. Леонгарду и  А.Е.  Личко. Патологические изменения личности и её деятельности.
  52. Задатки и способности, развитие способностей. Одаренность, талант, гениальность.
  53. Общие и специальные способности, методы их диагностики.
  54. Потребности, мотивы, установки.
  55. Виды мотивов. Иерархическое строение мотивационной сферы.
  56. Влияние мотивации на продуктивность деятельности.
  57. Соотношений понятий самосознание и «Я — концепция».
  58. Социальные и психологические роли личности. Социальная установка и ее основная характеристика.
  59. Социализация  личности. Референтная группа и процесс социализации.
  60. Общение как межличностная коммуникация. Вербальные и невербальные характеристики общения.

 

 

Рекомендованная литература:

  1. Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. Введение в психологию. М, 2003, 672с.
  2. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.  М. 2003, 672с.
  3. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х т. (Учебное пособие) (2006;  т1 -448с.,  т2- 432с.) 
  4. Леонтьев А. Н. Психология деятельности. М., 2003.
  5. Адлер А. Стиль жизни // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2002.
  6. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2001.
  7. Братусь Б.С. Общая психология. В 7-ми томах, Том 2. Ощущение и восприятие. М.: Академия, 2008.
  8. Выготский Л.С. Психология. М. 2000, 1008с. 
  9. Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.
  10. Келли Дж. Психология личности (Теория личностных конструктов). СПб., 2000.
  11. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М., 2000.
  12. Лурия А.Р.  Лекции по общей психологии. СПб: Питер, 2006, 320с.  (Сер.»Мастера психологии»)
  13. Маклаков А. Г. Общая психология — СПб: Питер, 2001 — 592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»).
  14. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.:  Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 639, [1]с.
  15. Олпорт Г. Становление личности. М., 2002.
  16. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2002.
  17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ Составители, авторы комментариев и послесловия  А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская  СПб: Издательство «Питер», 2000.
  18. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. М, 2002.
  19. Соколова Е. Е. Общая психология. В 7 томах. Том 1. Введение в психологию. М.: Академия. 2008
  20. Узнадзе Д.Н. Общая психология.  2004, 413с.
  21. Фаликман М.В.  Общая психология . В 7-ми томах. Том 4. Внимание.  М.: Академия, 2006, 480 с
  22. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2, перераб. изд. СПб, 2003.
  23. Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности . СПб: Издательство «Питер»,  2003, 608с.,  (Сер.»Мастера психологии»)

10 лучших функций психолога | Жизнь Персона

Основные функции психолога Анализируют проблемы, оценивают поведение, слушают, объясняют, сообщают, предоставляют ресурсы и стратегии, мотивируют к изменениям, дают рекомендации и сопровождают изменения.

Хотя образ психоаналитика, который лежит на кушетке и спрашивает о детстве и сексуальных желаниях, сегодня уже не преобладает, сам факт посещения психологической консультации продолжает вызывать некоторую путаницу.

Чем занимается психолог?

Сидеть перед терапевтом, который начнет расспрашивать вас о личных проблемах и которому вам придется объяснять все ваши проблемы, — это ситуация, которая априори может вызвать чувство незащищенности или дискомфорта.

Однако многие представления о функциях психолога не совсем верны и могут привести к ошибочным ассоциациям, например, что к психологу обращаются только сумасшедшие или что терапевты — это люди, которые несут ответственность за решение проблем.

Это правда, что не все психотерапевты работают одинаково, одинаково интерпретируют лечение или выполняют одни и те же действия во время терапии.

Однако также верно и то, что все терапевты преследуют одну и ту же цель — помочь пациентам улучшить состояние своего психического здоровья и приобрести более совершенные навыки, необходимые для правильного функционирования в соответствующей жизни.

Таким образом, основная работа психолога состоит в том, чтобы оценивать и анализировать ситуации пациента, чтобы найти вмешательства и стратегии, которые могут быть полезны для улучшения их психологического функционирования.

Методы лечения и вмешательства могут быть самыми разнообразными, но все они заключаются в одной идее: понять определенную проблему и найти действия, позволяющие ее решить.

Таким образом, психологи — это не волшебные люди, способные читать ваши мысли или знать, о чем вы думаете. Как и лечение, которое длится много лет и говорит о любви к детям и родителям.

На самом деле терапевт может работать с любым человеком, независимо от того, является ли он психическим заболеванием или нет, и независимо от проблем, которые они представляют. Кроме того, важно иметь в виду, что психологи не решают проблемы и не налаживают жизнь своих пациентов.

Любое изменение, которое человек может произвести с помощью психотерапии, достигнет его сам. Терапевт будет ограничен тем, что будет направлять вас в ходе этого изменения и обучать вас всевозможным инструментам, которые позволят вам справляться с вашими различными проблемами.

Учитывая все это, мы можем определить фигуру психолога как профессионального специалиста по человеческому поведению, применяющего различные терапевтические методы, чтобы помочь людям справиться с их проблемами и обрести здоровое психологическое состояние.

10 основных функций психолога

Чтобы было понятнее, прокомментируем 10 основных функций, которые выполняет любой психолог.

1- Анализирует проблемы

Первое, что делает любой психотерапевт, это анализирует проблемы, влияющие на жизнь человека.

Большинство людей приходят на консультацию по определенной причине и для решения конкретной проблемы. Проблемы понимаются с мультидисциплинарной точки зрения, то есть они могут касаться реляционных, социальных, личных или трудовых аспектов.

Таким образом, у пациента могут возникнуть симптомы депрессии или тревога, состояние стрессовой ситуации на работе, которая не может быть удовлетворена, или различные проблемы в отношениях с партнером, семьей или друзьями.

На самом деле, чаще всего люди представляют разные проблемы вместе, поэтому особо напряженная рабочая ситуация может сопровождаться симптомами беспокойства и дискомфорта, а также проблемами в семье.

Какой бы ни была основная цель психологической консультации, первый шаг, который делает любой терапевт, основан на анализе, оценке и понимании рассматриваемой проблемы.

Психолог не может выполнять свою работу, если ранее проблемы не были хорошо разграничены и хорошо поняты, так же как человек не может решить свои проблемы без предварительного анализа и интерпретации их.

Таким образом, психолог внедряется в шкуру пациента и начинает работать вместе с ним, чтобы как следует проанализировать, какие вопросы предстоит проработать на сеансах.

2- Оценить поведение

Главная черта, которая характеризует психолога, заключается в том, что он является специалистом по человеческому поведению и поведению. Таким образом, главный ключ к тому, чтобы терапевты могли помочь своим пациентам, заключается в оценке и выявлении их основных паттернов поведения.

При оценке поведения человека психолог получает больше информации о причинах его проблем и может приступить к прояснению того, какие вмешательства могут быть полезными.

Психология основана на изучении таких аспектов, как мышление, поведение, эмоции или поступки людей.

Люди имеют ряд характеристик в этих компонентах и ​​мы принимаем их автоматически, не обращая особого внимания на их качества и возможность их модификации.

Во время консультации с психологом психолог проводит широкую оценку этих аспектов, поэтому терапевты часто задают несколько вопросов или проводят опросники и тесты.

Собранная информация позволит определить основные направления работы с пациентом и модификации, которые могут иметь значение для улучшения его психологического состояния.

3- Обнаруживает и принимает способ бытия

Еще одним важным аспектом работы психологов является выявление личности И способа существования пациентов. Этот факт может быть навязчивым или неприятным со стороны, но редко бывает таковым для людей, обращающихся к психологу.

Терапевт с самого начала ясно дает понять, что для того, чтобы помочь, нужно знать. Знания о человеческом поведении и функционировании бесполезны, если они не применяются в конкретном случае.

Таким образом, если психолог не знает конкретно, каковы основные характеристики его пациента, он вряд ли сможет ему чем-то помочь.

По этой причине терапевты часто проводят личностные тесты и задают вопросы о прошлой жизни, отношениях и переживаниях пациента.

4- Слушайте эмпатически

Для достижения всего вышеперечисленного психологи слушают своих пациентов Эмпатическая форма .
Это означает, что они проявляют сочувствие к каждой истории, которую пациент рассказывает о своих личных проблемах или переживаниях.

Другими словами, терапевт пытается поставить себя на место пациента, когда он объясняет его различные проблемы и переживания.

И он не просто пытается поставить себя на место тем, что он говорит, но принимая во внимание все уже имеющиеся у него знания о личности и о том, как он является пациентом.

Таким образом, хотя у терапевта могут быть идеи или мысли, противоречащие тем, которые высказывает человек, он может поставить себя на его место, обратив внимание на человека, который проживает вещи так, как он их проживает.

Психолог, таким образом, способен понимать и переживать то, чем живет пациент, его мысли, идеи, эмоции и действия, которые он совершает, поэтому он в конечном итоге максимально подробно понимает потребности, которые предъявляет каждый человек.

5- Объясните, что вы видите

Столкнувшись с идеей, что психологи обладают магическими способностями, они могут знать, что думает другой человек или читать его мысли, в действительности функции терапевта полностью противоположны.

Психолог ничего не оценивает, не исследует и не спрашивает из простого любопытства или желания узнать больше о пациенте без какой-либо мотивации.

На самом деле необходимо учитывать, что во время сеансов работают терапевты, поэтому все, что оценивается, имеет конкретную цель: помочь пациенту.

Кроме того, как только терапевт получает достаточно информации, чтобы осмелиться делать главы и диагнозы о проблемах и психологическом функционировании пациента, он объясняет и объясняет в деталях.

Этот факт приводит к полному исчезновению идей неуверенности или недоверия, поскольку пациент на собственном опыте видит, как все действия, осуществляемые терапевтом, направлены на поиск решений и оказание помощи.

Кроме того, разъяснения психолога могут быть очень полезны для того, чтобы пациент начал понимать происходящее с ним.

В народе считается, что никто не может знать вас лучше, чем вы сами, и это утверждение в целом можно считать верным.

Однако в трудные времена людям может быть трудно понять причину многих вещей, почему я так беспокоюсь? Почему я не могу радоваться зря?

В таких ситуациях психологи, используя объективное видение и опираясь на достижения науки о поведении, могут предоставить дополнительную информацию, которая позволит людям лучше понять, что с ними происходит и что можно сделать, чтобы изменить проблемную ситуацию.

6- Информирует о психологических аспектах

Еще одна важная функция, которую выполняют психологи, заключается в предоставлении информации о психологических аспектах и, в некоторых случаях, о психопатологии.

Когда человек страдает психическим заболеванием, он часто не обладает всеми знаниями, необходимыми для оптимального понимания того, что с ним происходит, почему он происходит и какие действия можно предпринять, чтобы вмешаться.

По этим причинам практически все сеансы психотерапии начинаются с образовательной фазы, на которой терапевт подробно объясняет характеристики изменения, вызывающего страдание.

В отличие от предыдущего пункта, в этом случае объяснение делается в общем, чтобы пациент лучше осознал, как работают психологические компоненты, и разработал более приблизительное видение проблемы, которое поможет ему понять последующие вмешательства.

7- Предоставляет ресурсы и стратегии

Целью шести предыдущих пунктов является сбор информации, приобретение знаний, создание климата доверия и подготовка пациента к поиску ресурсов и стратегий, которые позволят психологическому выздоровление или улучшение психического самочувствия.

Таким образом, как только терапевт понимает функционирование пациента, он начинает выяснять, какие вмешательства будут работать для него хорошо.

Методов лечения много и они разнообразны, и терапевт не уверен, что конкретное вмешательство сработает.

Психологи не волшебники, которые знают, что работает в каждом конкретном случае, но они обладают знаниями о человеческом поведении, что позволяет им подходить к наиболее выгодным стратегиям.

8- Мотивация к изменениям

Психолог предоставляет стратегии и ресурсы, которые будут полезны для пациента, но изменение будет производиться не терапевтом, а пациентом.

Таким образом, стратегии, выбранные психологом, применяются на практике, они будут постоянно мотивировать пациента на достижение поставленных целей.

Терапевт составляет план выздоровления, но требует от пациента следовать за ним или с ней, чтобы выздороветь.

9- Предоставить рекомендации

Параллельно с этим психолог дает пациенту рекомендации, чтобы помочь ему поддерживать и продолжать процесс изменений.

Инструкции, предоставленные терапевтом, не являются советом. То есть психолог не советует, так как сам факт консультирования есть субъективный акт.

Таким образом, психологи посылают рекомендации, подкрепленные наукой, но никогда не решают за пациента.

Они могут направить вас на путь, но не советом, а методами, которые позволяют пациенту провести хороший анализ ситуации и принять решение максимально точно.

10- Сопровождение во время изменения

Наконец, терапевт становится фигурой, которая разработала план изменения, в который поверил пациент, и осуществил его.

В пути пациент знает, что он не будет один, так как психолог всегда сопровождает его и гид в моменты, когда это больше всего необходимо.

Ссылки
  1. Buela-Casal, G. and Sierra, JC (2001). Руководство по оценке и психологическому лечению. Мадрид: Новая библиотека.
  2. Хейнс, С.Н., Годой, А. и Гавино, А. (2011). Как выбрать лучшее психологическое лечение. Мадрид: Пирамида.
  3. Лабрадор, FJ (2011). Сложные ситуации в терапии. Мадрид: Пирамида.
  4. Мейхенбаум Д. и Терк Д.С. (1991). Как облегчить последующее терапевтическое лечение. Бильбао: DDB.
  5. Миллер, В.Р. И Роллник, С. (1999). Мотивационное интервью. Подготовьтесь к изменению аддиктивного поведения. Барселона: Пайдос.
  6. Перес Альварес, М., Фернандес Эрмида, Дж. Р., Фернандес Родригес, К. и Амиго Васкес, И. (2003). Руководство по эффективному психологическому лечению. Том I, II и III. Мадрид: Пирамида.

Загрузка ..

28 Основные разделы психологии

(Последнее обновление: 6 мая 2023 г.)

Психология часто определяется как изучение разума и поведения, очень обширная тема, которую часто разбивают на ряд разных разделов психологии. Каждая ветвь сосредоточена на определенной области психологии.

Некоторые психологи изучают функции мозга и их влияние на поведение. Другие исследуют, как личность развивается и меняется в течение жизни. Другие психологи заинтересованы в изучении того, как психология может улучшить жизнь на рабочем месте.

Теории детского развития

Пожалуйста, включите JavaScript

Теории детского развития

Содержание

Обзор разделов психологии

Каждая отрасль психологии отличается тем, что она изучает, и какой точки зрения она обычно придерживается. Все эти области психологии имеют общие цели: помочь описать, объяснить, предсказать, а иногда и изменить поведение и мышление людей.

Отрасли психологии часто имеют тенденцию сосредотачиваться на одной из двух областей, хотя некоторые области охватывают обе:

  • Фундаментальные исследования : Этот тип исследований направлен на распространение наших научных знаний по теме.
  • Прикладные исследования : Этот тип исследований направлен на решение проблем, существующих в реальном мире.

Чтобы понять, насколько широка и глубока предметная психология, давайте подробнее рассмотрим некоторые из ее направлений.

Основные разделы психологии

Некоторые из основных разделов психологии включают:

  1. Патологическая психология
  2. Поведенческая психология
  3. Биологическая психология
  4. Клиническая психология
  5. Когнитивная психология
  6. Общественная психология
  7. Потребительская психология
  8. 901 82 Консультативная психология
  9. Криминальная психология
  10. Кросс-культурная психология
  11. Психология развития
  12. Образовательная психология
  13. Инженерная психология
  14. Экологическая психология
  15. Эволюционная психология
  16. Экспериментальная психология
  17. Судебная психология
  18. Психология здоровья
  19. Гуманистическая психология
  20. Производственно-организационная психология
  21. Медиапсихология
  22. Военная психология
  23. Психология личности
  24. Позитивная психология
  25. Психоанализ
  26. Школьная психология
  27. Социальная психология
  28. Спортивная психология

Аномальная психология

Аномальная психология — это отрасль психологии, которая стремится идентифицировать, понимать и лечить поведенческие, мыслительные и эмоциональные модели, которые считаются ненормальными и неадекватными.

Есть разные способы определить, что нормально, а что нет. С точки зрения статистики, ненормальными считаются вещи, лежащие за пределами того, что испытывает большинство людей.

Ненормальность также может быть определена с точки зрения функционирования. Поведение, которое считается неадекватным и затрудняет нормальное функционирование в повседневной жизни, часто считается ненормальным.

Поведенческая психология

Поведенческая психология, также известная как бихевиоризм, представляет собой область психологии, посвященную изучению наблюдаемого поведения и тому, как обучение происходит посредством процессов обусловливания.

Важные поведенческие концепции включают классическое обусловливание, которое включает обучение через ассоциации, и оперантное обусловливание, которое включает обучение в результате последствий.

Биологическая психология

Биологическая психология — это отрасль психологии, которая фокусируется на том, как биологические влияния, особенно мозг и нервная система, влияют на человеческий разум и поведение.

Биопсихологи часто изучают, как травмы головного мозга и болезни влияют на нормальное психологическое функционирование. Эта область психологии также часто включает использование инструментов визуализации, таких как МРТ и ПЭТ, чтобы посмотреть на мозг, чтобы определить, какие области активируются при выполнении определенных задач.

Клиническая психология

Клиническая психология является областью, которая известна как одна из крупнейших областей занятости в психологии. Клинические психологи обычно работают непосредственно в области лечения психических заболеваний и работают с пациентами, которые испытывают ту или иную форму психического заболевания, психологический стресс или эмоциональные расстройства.

Когнитивная психология

Когнитивная психология — это раздел психологии, изучающий психические процессы, лежащие в основе поведения, включая мышление, восприятие, решение проблем, принятие решений, память и внимание.

Когнитивные психологи используют ряд различных подходов к изучению и пониманию мышления. Они часто разбивают знания на разные блоки и исследуют, как люди обрабатывают информацию в окружающем их мире.

Общественная психология — это область психологии, посвященная пониманию отношений человека с его сообществом, а также того, как это сообщество вписывается в общество в целом.

В этой области часто участвуют психологи, сотрудничающие с членами сообщества и местными организациями, чтобы помочь добиться положительных изменений в сообществе и решить вопросы социальной справедливости.

Специалисты, работающие в этой области психологии, работают над выявлением факторов, вызывающих социальные проблемы, таких как употребление психоактивных веществ, неравенство, насилие, дискриминация и бедность.

Используя свои знания, они разрабатывают и разрабатывают общественные программы, которые могут помочь укрепить психическое здоровье, предотвратить болезни, уменьшить социальное неравенство и добиться положительных социальных изменений, которые приносят пользу как отдельным людям, так и сообществам.

Психология потребителей

Психология потребителей — это область психологии, которая сосредоточена на использовании психологических принципов для понимания поведения потребителей. Профессионалы, работающие в этой области психологии, используют свои знания, чтобы помочь предприятиям понять, что побудило потребителей покупать товары и услуги.

Психологи-потребители также исследуют различные факторы, влияющие на поведение потребителей. Это может включать социальные влияния, маркетинговые стратегии, дизайн продукта, эмоции, мотивацию, личность и ситуационные факторы.

Консультативная психология

Консультативная психология, как и клиническая психология, занимается диагностикой, лечением и профилактикой проблем с психическим здоровьем. Эта отрасль психологии уделяет особое внимание функционированию в областях, связанных с социальным, эмоциональным, семейным, профессиональным благополучием и развитием.

Психологи-консультанты часто работают с отдельными людьми, семьями и парами, чтобы помочь им лучше справляться с проблемами, с которыми они сталкиваются. Они могут использовать различные методы, в том числе разговорную терапию и другие вмешательства, чтобы помочь людям справиться с тревогой, депрессией, стрессом и другими проблемами.

Криминальная психология

Криминальная психология фокусируется на понимании всех аспектов и влияний преступного поведения, включая множество факторов, способствующих преступным действиям.

Специалисты, работающие в этой области, изучают мысли, намерения, мотивы, эмоции и поведение людей, совершающих преступления. Тех, кто работает в этой сфере, часто вызывают для помощи в уголовных расследованиях и для дачи свидетельских показаний по уголовным делам.

Кросс-культурная психология

Эта область психологии посвящена изучению как сходств, так и различий культур во всем мире. Некоторые аспекты человеческого поведения универсальны, в то время как другие уникальны для культуры.

Изучая эти вещи, профессионалы могут лучше понять, как на поведение человека влияет культура в целом.

Психология развития

Психология развития фокусируется на изучении развития на протяжении всей жизни. Это включает в себя физический, эмоциональный, социальный и когнитивный рост с самых ранних дней младенчества до старости. Профессионалы, работающие в этой области, часто специализируются на работе с определенной группой населения, такой как маленькие дети, подростки или пожилые люди.

Педагогическая психология

Эта отрасль психологии связана с процессом обучения. Это часто включает рассмотрение как поведенческих, так и когнитивных методов обучения, а также мотивационных, интеллектуальных и социальных факторов, влияющих на процесс обучения.

Педагоги-психологи свои знания в области обучения для разработки и оценки образовательных программ, материалов и методов. Они работают, чтобы помочь учащимся всех возрастов и способностей достичь своих образовательных целей.

Психологи, работающие в этой области психологии, также сотрудничают с учителями, родителями и администраторами для выявления и решения проблем, которые могут повлиять на обучение и успеваемость учащихся.

Инженерная психология

Эта отрасль психологии является междисциплинарной областью, включающей эргономику и взаимодействие человека и машины. Цель этой области часто состоит в том, чтобы сделать продукты и машины, которые люди регулярно используют, более удобными и безопасными.

Экологическая психология

Эта область психологии посвящена пониманию того, как люди взаимодействуют с окружающей средой. Это могут быть как природные условия, так и искусственная среда.

Профессионалы, работающие в этой области, часто заботятся о том, чтобы помочь людям лучше взаимодействовать с ней и пожарными, а также создать более безопасные и способствующие благополучию пространства.

Эволюционная психология

Эволюционная психология — это отрасль психологии, которая рассматривает человеческое мышление и поведение с точки зрения эволюции. Исследователи, изучающие эволюционную психологию, заинтересованы в ответах на вопросы о том, как эволюция сформировала человеческое поведение и психологические процессы, такие как эмоции и социальное познание.

Экспериментальная психология

Эта отрасль психологии представляет собой область, связанную с пониманием состояния человека с помощью экспериментальных методов. Психологи-экспериментаторы проводят исследования по широкому кругу вопросов, включая память, интеллект, ощущения, восприятие, социальное поведение, эмоции, личность и многое другое.

Судебная психология

Судебная психология — это область психологии, которая использует понимание человеческого разума и поведения и применяет его к области права. Судебные психологи часто выполняют такие задачи, как проведение оценки опеки над детьми, оценка способности предстать перед судом и дача показаний по уголовным и гражданским делам.

Психология здоровья

Это область психологии, посвященная пониманию психологических и поведенческих факторов, влияющих на здоровье и благополучие. Психологи здоровья понимают, что на благополучие влияют как биологические, так и социальные и эмоциональные факторы.

Специалисты, работающие в этой области, используют свои знания, чтобы помочь как отдельным пациентам улучшить свое здоровье, так и работать в программах общественного здравоохранения для улучшения здоровья и благополучия сообществ.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — это отрасль психологии, возникшая в 1950-х годах как ответ на психоанализ и бихевиоризм. В гуманистической психологии вы придерживаетесь подхода, согласно которому все люди по своей природе хороши.

Эта область психологии использует более целостный подход и направлена ​​на то, чтобы помочь людям реализовать свой индивидуальный потенциал и достичь самореализации.

Производственно-организационная психология

Производственно-организационная психология является прикладной отраслью психологии. Он включает в себя применение психологических принципов на рабочем месте.

Психологи I-O, как их часто называют, заинтересованы в помощи организациям путем улучшения отбора сотрудников, мотивации, производительности труда, производительности и гигиены труда.

Медиа-психология

Медиа-психология — это отрасль психологии, которая фокусируется на понимании того, как технологии и медиа влияют на человеческое познание, эмоции и поведение. Психологи, специализирующиеся на медиапсихологии, исследуют, как люди взаимодействуют с Интернетом, социальными сетями, телевидением, фильмами и другими средствами коммуникации. Они также оценивают, как использование средств массовой информации может повлиять на формирование отношения, убеждений, поведения и психического благополучия.

Военная психология

Эта отрасль психологии посвящена использованию психологических принципов в военных условиях. Некоторые специалисты, работающие в этой области, лечат солдат, прошедших военную службу, в то время как другие проводят исследования, призванные помочь улучшить военные операции и повысить шансы на успех в боевых условиях.

Психология личности

Психология личности — обширная область психологии, занимающаяся развитием личности. Исследователи в этой области заинтересованы в понимании многих сил, которые влияют на то, как развивается и выражается личность. Они также заинтересованы в том, чтобы узнать больше о том, как меняется личность в течение жизни.

Позитивная психология

Это относительно молодая отрасль психологии, направленная на то, чтобы помочь людям жить лучше. Одна из ключевых целей этого направления психологии — помочь людям стать счастливее.

Психоанализ

Психоанализ — одна из старейших ветвей психологии. Она выросла из работы знаменитого психиатра Зигмунда Фрейда. Фрейд считал, что люди находятся под влиянием бессознательных сил.

Он считал, что, осознавая эти бессознательные мотивы, люди смогут избавиться от психологических проблем.

Школьная психология

Эта область психологии помогает учащимся справляться с академическими, социальными, эмоциональными и поведенческими проблемами, с которыми они сталкиваются в школе. Эти специалисты после работы с отдельными учащимися, а также с родителями, педагогами и школьной администрацией.

Эта отрасль психологии изучает, как мысли, поведение и эмоции людей зависят от других людей. Групповое поведение, отношения, агрессия, конформизм, послушание, убеждение, групповая динамика и привлекательность — вот лишь некоторые из основных областей, представляющих интерес для социальной психологии.

Спортивная психология

Это отделение, занимающееся психологией спорта и физических упражнений. Профессионалы, работающие в этой области, могут помочь людям преодолеть травмы, а также работать с профессиональными спортсменами, чтобы улучшить мотивацию и концентрацию.

Причины изучить разделы психологии

Как видно из приведенного выше списка, существует множество различных разделов и подполей психологии для изучения. Но это еще не все. Психология всегда растет и адаптируется к новым потребностям.

В меняющемся мире новые требования к психологам и психологической информации будут продолжать стимулировать рост новых направлений психологии.

Интернет-психология, психология дорожного движения, духовная психология и авиационная психология — это лишь несколько различных областей, которые возникли в последние годы. Узнав больше об этих многочисленных разделах психологии, вы сможете лучше понять многие темы, которыми занимается психология.

Часто задаваемые вопросы

Каковы две основные отрасли психологии?

Двумя основными направлениями психологии являются фундаментальная наука и прикладная психология. Фундаментальная наука — это область, которая направлена ​​на расширение фундаментальных знаний и теоретического понимания психологических процессов. Цель фундаментальной науки состоит в том, чтобы дополнить совокупность научных знаний. Прикладная психология, с другой стороны, фокусируется на использовании того, что мы узнали в результате фундаментальных исследований, и применении их в реальном мире для решения проблем и улучшения жизни людей.

Сколько существует разделов психологии?

Количество разделов и разделов психологии варьируется в зависимости от того, как они классифицируются.

Добавить комментарий