Основные периоды возрастных развитий человека: Возрастные этапы в развитии личности и ее особенности

Возрастные этапы в развитии личности и ее особенности

Возрастные этапы в развитии личности и ее особенности

Возраст — это своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, который характеризуется своими особенностями. Есть несколько видов возрастов:

  • Биологический возраст – степень развития организма;
  • Социальный возраст – степень развития социальных ролей и функций;
  • Психологический возраст – особенности психологии и поведения;
  • Физический возраст – количественный показатель развития человека (дни, недели, месяцы, годы).

Разделение жизненного пути человека существует для того, чтобы было возможным лучшее понимание закономерностей развития и специфики разных возрастных этапов. Попыток периодизации за всю историю психологии развития было сделано множество. Но проблема объективной возрастной периодизации остаётся актуальной и по сей день, т.

к. ни одна из предложенных ранее периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психологии развития. Но, конечно, несмотря на это, основные возрастные группы выделить всё же можно. Лучше всего для этого подходит периодизация по физическому признаку:

  • Младенчество (от рождения и до 1 года)
  • Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
  • Дошкольный возраст, игровой (от 3 до 6 лет)
  • Школьный возраст (от 6 до 12 лет)
  • Юность (от 12 до 20 лет)
  • Молодость (от 20 до 25 лет)
  • Взрослость (от 25 до 60 лет)
  • Старость (от 60 лет)

Каждая возрастная группа, помимо всего прочего, характеризуется своими психологическими особенностями. И психологические периоды не совпадают с указанными выше физическими периодами. Итак, если рассматривать возрастные группы по психологическому признаку, то картина будет выглядеть следующим образом:

До 1 года

Здесь всё предельно просто: главное, что нужно делать родителям для того, чтобы ребёнок развивался – это поддерживать его жизнедеятельность, кормить, заботиться и т. п. Именно в этот период ребёнок начинает познавать окружающий его мир. Даже в таком маленьком возрасте начинает проявляться характер человека, особенности поведения, восприятия. Нужно быть внимательными и обращать внимание абсолютно на всё, что касается ребёнка.

От 1 года до 3 лет

В этот период ситуация меняется, ребёнок начинает ходить, проявлять интерес к своему телу и своим половым органам, а также расширять свой, пока что небольшой, словарный запас. Начинает проявляться индивидуальность ребёнка и уже можно начать замечать его отличия от других детей. Также можно увидеть проявления предрасположенности. Так, например, вы можете дать малышу маркер и посмотреть, что он будет с ним делать: начнёт грызть, бросать или рисовать. Старайтесь больше наблюдать за ним – это поможет выявить какие-то склонности или, наоборот, отклонения.

3 года

Данный период связан с кризисом 3-х лет, т.к. из спокойного малыша ребёнок превращается в капризного непоседу, начинает спорить с родителями, закатывать скандалы и т. п. Это именно тот период, когда вам нужно научиться находить точки соприкосновения с вашим ребёнком, договариваться с ним, вырабатывать свою тактику поведения и манеру воспитания. В этом возрасте уже можно отдавать ребёнка в детский сад. Но прежде, чем это сделать, следует определить: пойдёт ему это на пользу или нет. Чтобы это было легче сделать, да и вообще, найти подход к ребёнку, изучайте больше специализированной литературы, применяйте знания на практике. Возможно, стоит посетить несколько семинаров по воспитанию маленьких детей. Ну и, конечно же, продолжайте наблюдать за ребёнком и используйте в общении и воспитании разные подходы. Методом экспериментов, проб и ошибок вы найдёте лучший вариант.

4 года

Очередной этап перемен в психологии ребёнка: он начинает более активно интересоваться окружающим миром и более осознанно воспринимать информацию. Поэтому, самое время задуматься о том, какая информация поступает к вашему ребёнку, что он смотрит по телевизору, какие книги вы ему читаете, о чём вы с ним разговариваете.

Лучше всего, если вы будете снабжать его только полезной и развивающей информацией, начнёте учить читать и выводить буквы. Читайте ему хорошие сказки и рассказы, старайтесь, чтобы он не смотрел по телевизору сцены насилия, бессмысленные телепередачи и бестолковые мультфильмы. В общем, доводите до ребёнка только ту информацию, которая будет способствовать его развитию.

5 лет

Данный период в развитии ребёнка характерен тем, что он начинает интересоваться причинами различных явлений, всё чаще задаётся вопросом, почему происходят те или иные вещи. У многих детей в этом возрасте появляются страхи разного рода, их беспокоят какие-то явления и события, могут случаться ночные кошмары. На данном этапе вы должны акцентировать своё внимание именно на проявлении таких моментов. Интересуйтесь тем, что беспокоит вашего ребёнка, что заставляет его волноваться и переживать. Наблюдайте за тем, как он выражает свои беспокойства. Это могут быть рисунки, странные надписи, непривычное поведение.

Обращайте внимание на то, как вы сами ведёте себя в процессе обычной жизни, общении с ним и другими людьми. В этом периоде возможен переход восприятия вашего ребёнка от его прежнего восприятия разных явлений к более осмысленному.

6 лет

На этом этапе развития ребёнка вы можете заметить, что появляются предпосылки к понятию того, что такое сексуальность. Многих родителей повергает в шок то, что их дети начинают говорить о неприличных вещах, употреблять в речи нецензурные выражения. Важно определить, является ли это нормой или отклонением. От ребёнка могут прозвучать вопросы на тему того, как они появились и откуда вообще берутся дети. На этом этапе нужно уметь адекватно объяснить своему ребёнку подобные вещи, чтобы у него сформировались правильные суждения и представления о вопросах, касающихся щепетильных тем.

7-11 лет

В этом возрасте ребёнок идёт в школу, и данное событие оказывает огромное влияние на развитие подрастающего человека. Этот возраст нередко называют вершиной детства.

В психологии ребёнка появляется много новых ориентиров, которыми являются педагоги, а также оценки их успеваемости. Несмотря на то, что в данном возрасте ребёнку свойственно сохранять многие детские качества (наивность, легкомыслие, ориентирование на взрослых), он начинает терять в поведении присущую ему детскую непосредственность, появляются новые мыслительные схемы. Учёба является значимой деятельностью, т.к. приобретаются новые знания, умения, навыки, социальный статус, меняются интересы и ценности, а также уклад жизни. На этом этапе родителю важно проявлять особое внимание к своему ребёнку, больше с ним разговаривать, обсуждать его дела, успехи и неудачи, уметь подбодрить, наставить на верный путь, настроить на позитивный лад. Это играет очень важную роль в его последующем развитии и восприятии остальных и самого себя.

12-16 лет

Данный этап в развитии подростка характерен интимно-личностным общением со сверстниками, чувством взрослости, критичностью мышления, потребностью в самоутверждении, эгоцентричностью, расширением самосознания. Подросток в этом возрасте ищет себя, пытается проявить свою индивидуальность во внешнем облике, манере поведения и речи. Ярко выражены стремление к самовоспитанию и саморазвитию, потребность в общении, самостоятельности и независимости от взрослых, эмоциональная неустойчивость, утверждение моральных ценностей, переменчивость поведения, нестабильность взглядов и поступков. Очень важно проявлять внимание к тому, чем занимается ваш ребёнок в свободное время, к чему проявляет интерес, с кем общается, с кем дружит, есть ли у него отношения с подростками противоположного пола. Если вы замечаете у своего ребёнка агрессивность по отношению к вам, частые смены настроения, снижение желания учиться, прогулы занятий, безразличное отношение к просьбам, антисоциальное поведение и т.п., то следует применять особые методы общения. А именно: строить общение на основе уважения и доброжелательности, принимать отказы и обсуждать необходимые для выполнения дела, уметь обосновать свою точку зрения, чаще проводить время вместе, принимать участие в личной жизни подростка и интересоваться его увлечениями, контролировать учебный процесс, вести доверительные беседы, давать возможность свободно общаться со сверстниками, давать рекомендации по поводу внутреннего и внешнего самовыражения.

Такая стратегия позволит вам настроить позитивную линию в контроле развития вашего ребёнка, найти точки соприкосновения с ним и добиться успеха во взаимопонимании.

16 лет — 22 года

В этом возрасте подростки всё больше стремятся показать и доказать свою готовность к взрослой жизни, самостоятельности. Наибольшую трудность здесь представляет то, что подросток уже является и самостоятельным человеком и человеком, которому всё ещё нужны помощь и забота. Это время юношеского максимализма, а также фатализма, в котором прослеживается потеря надежды на светлое будущее, тщетность бытия, стремлений и самой жизни. В этот период нужно оказывать своему ребёнку ещё большую поддержку, хотя все обстоятельства говорят об обратном. Нельзя идти на поводу у подростка и прогибаться под его давление. Важно выбрать специфическую манеру поведения, чтобы человек не чувствовал себя ущемлённым и не был задет и, в то же время, вы могли сделать так, чтобы он мог адекватно воспринимать поддержку и советы с вашей стороны.

23 года — 28 лет

Для этого периода развития человека характерны поиски самого себя, осознание своей индивидуальности, становление себя, как взрослого человека со своими правами, возможностями, обязанностями, обязательствами. Особое место занимают мысли о том, какое место человек должен занять в жизни, к чему стремится, куда идти, в каком направлении развиваться. Здесь важно и нужно быть наставником, направлять, поддерживать, советовать, вести правильные беседы и т.п. Если не оказать должного влияния, то на развитие могут повлиять факторы, играющие важную роль в предшествующей возрастной группе.

29 лет — 32 года

Данный период можно охарактеризовать переходным, т.к. многие представления, установки и убеждения, сформированные ранее, зачастую представляются неверными, а сама жизнь уже не кажется такой радужной и простой, как казалось до этого. На данном этапе возникают вопросы о смысле жизни, правильности избранного пути, деятельности, которой занимается человек, его убеждений и мировоззрения. Нередко люди в таком возрасте разрушают основы своего прошлого, меняют образ жизни, осознают новые истины, ставят перед собой новые цели и стремятся к ним. Самая плодотворная работа в этот период – это работа человека над собой, своим самосознанием, мировосприятием, осознание истинных ценностей.

33 года — 39 лет

На этом этапе жизни человек испытывает удовольствие от той деятельности, которой занимается, стремится к карьерному росту, достижению успеха и всяческих связанных с этим благ. Главным здесь является то, что человек должен быть на 100% уверен в правильности выбранного им направления и не должен испытывать никаких сомнений в выборе своего жизненного пути. В противном случае, человека может одолеть депрессия и психологический кризис, устранить который может либо тщательная и скрупулёзная работа над собой, либо помощь квалифицированного специалиста.

40 лет — 42 года

Время критического периода. То, чего достиг человек, кажется ему незначительным и недостаточным, часто возникает ощущение, что жизнь проходит зря, ни в чём нет никакого смысла, здоровье и силы идут на спад, молодость прошла и т. п. Как и в предшествующем периоде, дальнейшее психологическое развитие зависит от самоощущения человека, его картины мира и представления своего места в нём.

43 года — 49 лет

Новый период равновесия, который характеризуется стабильностью психики, убеждений, мировоззрения. Человек с новыми силами готов трудиться, особенно, если это какая-то новая деятельность, творческие люди испытывают приливы вдохновения. Всё способствует тому, чтобы жить гармонично и целенаправленно. Очень хорошо, если человек в этом возрасте ощущает поддержку со стороны близких и друзей, чувствует свою нужность, участие других людей в своей жизни.

После 50 лет

После 50 лет люди, как правило, приходят к более гармоничной жизни. Они в ладу с самими собой, имеют богатый жизненный опыт и могут дать адекватную оценку своему жизненному пути, прошлому, настоящему. Человек уже хорошо знает самого себя. Нередко проявляется стремление к познанию вещей высшего порядка, смысла бытия, причин всего происходящего. Но делается это не с позиции жертвы бессмысленного существования, а с позиции сформировавшейся личности, зрелого человека. Человек, которому за 50, также может испытывать потребность в общении с людьми. Часто налаживаются и поддерживаются старые связи и появляются новые. Лучшие условия для нормальной жизни в этот период – это комфорт, спокойствие, благополучная атмосфера, уверенность в завтрашнем дне, знание того, что рядом есть близкие, которые всегда смогут помочь и поддержать.

Как можно заметить, у каждой возрастной группы есть свои особенности и свойства. Психические различия на каждом этапе развития человека сказываются на его поведении, восприятии, деятельности, социальной активности и других важных свойствах его личности. Знания о возрастных группах и их особенностях имеют важное практическое значение, т.к. их можно использовать для того, чтобы лучше понимать своих родных и близких, просто находящихся вокруг людей и самих себя. С помощью этих знаний всегда можно найти наилучший подход к человеку любого возраста и сделать общение с ним более продуктивным, а жизнь спокойной и гармоничной.

Помимо того, что есть разные возрастные группы, обладающие своим свойствами, есть ещё одна важная тема, о которой стоит знать, чтобы иметь возможность составить объективное представление о психологии развития человека. Это факторы, влияющие на развитие.

 

Возрастные этапы психического развития ребенка

Психическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов. Представление о том, как проходит тот или иной этап поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но и вовремя заметить задержку развития и принять соответствующие меры.

Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Даже если вы никогда не сталкивались с его трудами, эта система вам хорошо знакома: в аннотациях к детским изданиям часто указывается, что это произведение «для дошкольного возраста» или «для младших школьников».

Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет.

По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования.

1. Младенчество

Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.

Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.

Читайте также: Учимся писать грамотно при ОНР

2. Раннее детство

Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.

Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.

Особенности этапа раннего детства:

  1. постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
  2. освоение установленных правил;
  3. начало осознания собственного «Я»;
  4. начало формирования самооценки;
  5. постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.

Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.

3. Дошкольный возраст

Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.

Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.

  1. Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
  2. Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
  3. Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.

Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.

4. Младший школьный возраст

Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

Что это значит?

  • Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
  • Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
  • Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
  • Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
  • Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.

Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в коллективе, подчиняться школьной дисциплине.

Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.

Читайте также: Развитие речи после кохлеарной имплантации

5.

Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

6. Юношеский возраст

Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.

Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.

Дата публикации: 26.06.2017. Последнее изменение: 19.07.2022.

Рост и развитие детей в возрасте от четырех до пяти лет. Что нужно знать родителям

Скачать эту информацию (pdf)

Заказать публикацию онлайн.

Также доступен в формате PDF на
Амхарский
Китайский
Французский
Испанский 90 013 вьетнамский

Развитие человека — это продолжающийся в течение всей жизни процесс физического, поведенческого, когнитивного и эмоционального роста и изменять. На ранних стадиях жизни — от младенчества к детству, от детства к юности и от юности к зрелости — происходят огромные изменения. На протяжении всего процесса каждый человек развивает отношения и ценности, которые определяют выбор, отношения и понимание.

Сексуальность также длится всю жизнь. Младенцы, дети, подростки и взрослые — сексуальные существа. Так же, как важно способствовать физическому, эмоциональному и когнитивному развитию ребенка, важно заложить основы для сексуального роста ребенка. Взрослые обязаны помочь детям понять и принять их развивающуюся сексуальность.

Каждая стадия развития включает определенные маркеры. Следующие рекомендации по развитию применимы к большинству детей этой возрастной группы. Однако каждый ребенок индивидуален и может достичь этих стадий развития раньше или позже, чем другие дети того же возраста. Когда возникают опасения по поводу развития конкретного ребенка, родители или другие опекуны должны проконсультироваться с врачом или другим специалистом по развитию ребенка.

Физическое развитие

Большинство детей в возрасте от четырех до пяти лет:

  • Продолжают расти, но более медленными темпами, чем в младенчестве и дошкольном возрасте [Некоторые части тела растут быстрее или раньше, чем другие. Например, органы растут быстрее тела, благодаря чему у дошкольников округлый животик.]
  • Достичь не менее 50 процентов своего взрослого роста и около 20 процентов своего взрослого веса к пяти годам
  • Развитие более скоординированных навыков крупной моторики, что позволит им прыгать, бегать и подниматься и спускаться по лестнице
  • Развивать мелкую моторику, позволяя завязывать шнурки, застегивать рубашки, пользоваться ножницами и рисовать узнаваемые фигуры
  • Продолжать значительное развитие мозга, завершив 90 процентов такого развития к пяти годам
  • Увеличить объем легких и способность дышать глубже
  • Теряют свой «детский вид» по мере того, как их конечности становятся длиннее
  • Выглядят примерно одинакового размера, независимо от пола
  • Повышение общего состояния здоровья и повышение устойчивости к микробам
Когнитивное развитие

Большинство детей в возрасте от четырех до пяти лет:

  • Взаимодействуют с миром и познают его посредством игр
  • Начать познавать мир через исследование и проявлять любознательность к себе и окружающему миру
  • Начните разлучение с семьей , поскольку они испытывают меньше близости с опекунами и больше независимости
  • Понимать, что такое хорошо и что такое плохо (хотя они могут и не понимать, почему) и уметь следовать правилам
  • Уметь понимать и выполнять простые действия для поддержания здоровья, такие как чистка зубов или мытье рук
  • Понимание концепции конфиденциальности
Эмоциональное развитие

Большинство детей в возрасте от четырех до пяти лет будут:

  • По-прежнему полагаться на опекунов, хотя больше не будут нуждаться или желать такого физического контакта с опекунами, как в младенчестве и в раннем детстве
  • Продолжайте выражать эмоции физически и стремиться к объятиям и поцелуям
  • Общайтесь со сверстниками, начните развивать отношения и научитесь распознавать одних сверстников как друзей, а других как людей, которые им не нравятся
  • Иметь больше возможностей для общения со сверстниками в школе или на досуге, а также играть с другими детьми
Половое развитие

Большинство детей в возрасте от четырех до пяти лет:

  • Испытают вагинальную смазку или эрекцию
  • Трогать их гениталии ради удовольствия
  • Испытывайте любопытство ко всему и спрашивайте, откуда берутся дети и как они рождаются
  • Почувствуйте любопытство к телам и можете играть в игры, такие как доктор
  • Чувствовать себя уверенным в своем поле и иметь возможность узнавать мужчин и женщин
  • Начать признавать традиционные мужские и женские гендерные роли и различать эти роли по полу
  • Осознать свое тело, то, как оно выглядит для других и как оно функционирует
Что должны делать семьи, чтобы вырастить сексуально здоровых детей

Чтобы помочь детям в возрасте от четырех до пяти лет развить здоровую сексуальность, семьям следует:

  • Помочь детям понять концепцию конфиденциальности и то, что разговоры о сексуальности являются частными и происходят дома.
  • Учить правильно называть основные части тела (внутренние и внешние) и их основные функции.
  • Объясните, как дети «попадают» в матку матери.
  • Поощряйте детей обращаться к ним или к другим взрослым, которым они доверяют, за информацией о сексуальности.

Человеческое развитие | Описание, скорость, рост и половое созревание

рост плода

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Луиза Бейтс Эймс
Похожие темы:
внутриутробное развитие развитие младенцев и малышей подростковый возраст эмоциональное развитие психологическое развитие

Просмотреть весь связанный контент →

человеческое развитие , процесс роста и изменения, происходящий между рождением и зрелостью.

Человеческий рост — это далеко не простой и однородный процесс увеличения или увеличения роста. По мере взросления ребенка происходят изменения формы, состава и распределения тканей. У новорожденного голова составляет около четверти общей длины; у взрослых он составляет около одной седьмой. У новорожденных мышцы составляют гораздо меньший процент от общей массы тела, чем у молодых взрослых. В большинстве тканей рост состоит как из образования новых клеток, так и из упаковки большего количества белка или другого материала в уже существующие клетки; в начале развития преобладает клеточное деление, а в более позднем — заполнение клеток.

Узнайте об основных этапах развития человеческого мозга

Посмотрите все видео к этой статье

Откройте для себя силу игры в развитии человека

Посмотрите все видео к этой статье

Различные ткани и разные области тела созревают с разной скоростью, а их рост и развитие ребенка состоит из очень сложной серии изменений. Это похоже на ткачество ткани, рисунок которой никогда не повторяется. Лежащие в основе нити, каждая из которых сходит со своей катушки в своем собственном ритме, непрерывно взаимодействуют друг с другом таким образом, который всегда строго регулируется и контролируется. Фундаментальные вопросы роста относятся к этим процессам регуляции, к программе, управляющей ткацким станком, предмету, еще мало изученному. Между тем, рост в большинстве случаев является наилучшим показателем роста, будучи мерой отдельной ткани (ткани скелета; вес представляет собой смесь всех тканей, и это делает его менее полезным параметром при длительном наблюдении за ростом). рост ребенка). В этом разделе кривые роста девочек и мальчиков рассматриваются в трех основных фазах роста; то есть (кратко) от зачатия до рождения, от рождения до полового созревания и во время полового созревания. Также описаны способы, которыми другие органы и ткани, такие как жировая, лимфоидная ткань и мозг, отличаются от роста кривыми роста. Здесь кратко обсуждаются некоторые проблемы, с которыми сталкиваются исследователи при сборе и анализе данных о росте детей, о генетических факторах и факторах окружающей среды, влияющих на скорость роста и окончательный размер, и о том, как гормоны действуют на различных фазах развития. процесс роста. Наконец, есть краткий взгляд на нарушения роста. Повсюду акцент делается на том, как люди различаются по темпам роста и развития.

Изменения роста развивающегося ребенка можно представить двумя способами: рост, достигнутый в последовательных возрастах, и приросты роста от одного возраста к другому, выраженные как скорость роста в год. Если рассматривать рост как форму движения, то высоту, достигнутую в последовательных возрастах, можно рассматривать как пройденное расстояние, а скорость роста — как скорость. Скорость или скорость роста лучше отражают состояние ребенка в каждый момент времени, чем достигнутый рост, который во многом зависит от того, насколько ребенок вырос за все предшествующие годы. Таким образом, концентрация в крови и тканях тех веществ, количество которых меняется с возрастом, скорее всего, будет идти параллельно кривой скорости, а не кривой расстояния. В некоторых обстоятельствах, действительно, именно кривая ускорения, а не кривая скорости, лучше всего отражает физиологические явления.

Обычно скорость роста снижается с момента рождения (а фактически уже с четвертого месяца внутриутробной жизни; см. ниже), но это снижение прерывается незадолго до окончания периода роста. В это время у мальчиков примерно с 13 до 15 лет наблюдается заметное ускорение роста, называемое подростковым скачком роста. От рождения до четырех-пяти лет скорость роста в высоту быстро снижается, а затем снижение или замедление становится постепенно меньше, так что у некоторых детей скорость практически постоянна с пяти-шести до начала подросткового возраста. рывок. Иногда говорят, что небольшое увеличение скорости происходит между шестью и восемью годами.

Эта общая кривая скорости роста начинается задолго до рождения. Пиковая скорость увеличения длины достигается примерно через четыре месяца после последней менструации матери. (Возраст плода обычно отсчитывают от первого дня последней менструации, в среднем за две недели до фактического оплодотворения, но, как правило, это единственный определяемый ориентир. )

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Рост массы плода происходит по той же общей схеме, что и рост в длину, за исключением того, что пиковая скорость достигается намного позже, примерно через 34 недели после последней менструации матери.

Имеются убедительные доказательства того, что примерно с 34 до 36 недель скорость роста плода замедляется из-за влияния материнской матки, доступное пространство которой к тому времени полностью занято. Двойняшки замедляются раньше, когда их совокупный вес примерно равен 36-недельному весу одного плода. Младенцы, сдерживаемые таким образом, быстро растут, как только выходят из матки. Таким образом, существует значительная отрицательная связь между массой тела ребенка при рождении и прибавкой массы тела в течение первого года жизни; в общем, более крупные дети растут меньше, чем более мелкие. По той же причине практически нет связи между размером взрослого человека и размером этого человека при рождении, но к тому времени, когда человеку исполняется два года, связь уже значительная. Этот механизм замедления позволяет успешно родить генетически крупного ребенка, развивающегося в матке маленькой матери. Он действует у многих видов животных; наиболее драматической демонстрацией было взаимное скрещивание крупной шайрской лошади и маленького шетландского пони. У пары, в которой матерью была шайрка, родился крупный жеребенок, а в паре, в которой матерью была шетландка, родился маленький жеребенок. Но через несколько месяцев оба жеребенка были одинакового размера, и когда они полностью выросли, оба были примерно на полпути между своими родителями. То же самое было показано при скрещивании крупного рогатого скота.

Плохие экологические условия, особенно питание, приводят к снижению массы тела при рождении у человека. Это, по-видимому, главным образом вызвано снижением скорости роста в последние две-четыре недели внутриутробной жизни, поскольку считается, что вес младенцев, рожденных в 36 или 38 недель, в различных частях мира при различных обстоятельствах одинаков. У матерей, которые из-за неблагоприятных обстоятельств в собственном детстве не реализовали свой полный потенциал роста, могут родиться зародыши меньшего размера, чем если бы они выросли в более благоприятных условиях. Таким образом, может потребоваться два поколения или даже больше, чтобы устранить влияние неблагоприятных экологических условий на массу тела при рождении.

Большая скорость роста плода по сравнению с ребенком во многом связана с тем, что клетки продолжают размножаться. Доля клеток, подвергающихся митозу (обычный процесс клеточного размножения путем деления) в любой ткани, постепенно уменьшается по мере взросления плода, и обычно считается, что новых нервных клеток мало, если они вообще есть (кроме клеток поддерживающей ткани, или нейроглия), и только ограниченная часть новых мышечных клеток появляется после шести месяцев постменструального периода, когда скорость в линейных размерах резко падает.

Мышечные и нервные клетки плода значительно отличаются по внешнему виду от клеток ребенка или взрослого человека. Оба имеют мало цитоплазмы (клеточного вещества) вокруг ядра. В мышце большое количество межклеточного вещества и гораздо большая доля воды, чем в зрелой мышце. Поздний фетальный и постнатальный рост мышц состоит главным образом из наращивания цитоплазмы мышечных клеток; включаются соли и образуются сократительные белки. Клетки укрупняются, межклеточное вещество в значительной степени исчезает, снижается концентрация воды. Этот процесс продолжается достаточно активно примерно до трехлетнего возраста, а затем медленно; в подростковом возрасте она снова ненадолго ускоряется, особенно у мальчиков, под влиянием андрогенных (мужских половых) гормонов. В нервных клетках добавляется и вырабатывается цитоплазма, растут отростки, несущие импульсы от и к клеткам, — соответственно аксоны и дендриты. Таким образом, постнатальный рост, по крайней мере, для некоторых тканей, является главным образом периодом развития и увеличения существующих клеток, в то время как ранняя внутриутробная жизнь является периодом деления и добавления новых клеток.

Добавить комментарий