НЛП техники
Ни для кого не секрет, что речь способна изменять наше сознание. Однако есть такие области науки, которые с помощью языка позволяют не только воздействовать на наш мозг, но и активизировать те его области, о существовании которых мы даже не подозревали. Занимаются этим специалисты НЛП. Этот термин, возник сравнительно недавно. Однако аббревиатура НЛП, т.е. нейролингвистическое программирование уже успела не только заинтересовать простых обывателей, но и достаточно широко распространилась среди психотерапевтов и людей, чьи профессии связаны с человеческим сознанием. Как специалисты НЛП воздействуют на мозг? Последовательность этой операции выглядит примерно так: калибровка — затем присоединение – ведение – наведение транса — манипуляция с сознанием – внушение – вывод из транса. Причин для ввода человека в состояние гипноза множество, поэтому было создано несколько различных НЛП техник.
Базовые техники НЛП
К основным техникам, применяемым в НЛП относятся: якорение, речевые стратегии, рефрейминг, техника взмаха, техника вставленных сообщений и также несколько других не менее известных техник. Чтобы понять для чего они используются, разберем некоторые базовые техники НЛП более подробно.
- НЛП техника якорения. Основой этой техники является условный рефлекс, который и называют «якорем». Наши условные рефлексы возникают сами по себе. Например, если в определенный момент наших переживаний мы слушали одну и ту же песню, то спустя годы эта песня напомнит нам о том былом времени. С помощью НЛП техники «Якорение» стало возможно задействовать условный рефлекс насильно. Якоря могут быть положительными и отрицательными, т.е. вызывать позитивные и негативные эмоции. Таким образом, если вам нужно запомнить какой-либо момент в жизни, ставьте на этот момент «якорь». Чтобы закрепить его в своем сознании, необходим ресурс, который вновь вызовет у вас ассоциацию с тем, что вы желали запомнить. Это может быть песня, образы, или запахи, которые вас окружают.
- НЛП техника «Взмах». Является одной из универсальных техник, которые может применить к своему сознанию даже непрофессионал. НЛП техника «Взмах» создана для того, чтобы поменять свою жизненную позицию или роль, на ту которую хочет сам человек. Техника НЛП «Взмах» состоит из двух представлений. Первое представление связано с ассоциацией и соответствует какому-либо звуку, картинке, либо ощущению, которое возникает при ситуации или привычке, от которой вы хотите избавиться. Второе представление того состояния которое вы хотите иметь вместо привычки. Например, вы хотите бросить курить. Представьте себе картинку, либо ощущение, которое у вас ассоциируется с процессом курения. А еще представьте вторую картинку или ощущение, которое хотите получить вместо этой вредной привычки. Затем начинайте саму технику:
- Представьте первый образ, как крупную картинку на большом экране. Например, это будет рука с сигаретой тянущаяся к губам.
- Представьте второй образ как маленькую темную картинку и поставьте её рядом с первой. В данном случае это может быть ваш счастливый образ уже без сигареты.
- Быстро поменяйте картинки местами.
- Посмотрите на полученный результат и мысленно сотрите обе картинки.
- Повторите манипуляции 10-15 раз и проверьте, как на вас отразились полученные изменения.
Техники НЛП с каждым годом становятся все изощреннее. И всегда стоит помнить о том, что нейролингвистическое программирование это одна сплошная манипуляция сознанием. Чтобы вызвать ваше одобрение к вам могут подстроиться с помощью ваших же поз, движений или жестов. И не обязательно учить наизусть все эти техники. Достаточно быть уверенным в себе и не поддаваться на провокации со стороны партнеров.
Похожие статьи
Психология поведения Много веков психологи и те, кто был до них, занимались изучением вопроса, почему человек ведёт себя именно так, а не иначе, в той или иной ситуации. |
Психология влияния Вам наверняка бы хотелось стать человеком, все просьбы, требования и пожелания которого без запинки выполнялись бы другими людьми. И даже если кто-то скажет вам, что это из мира фантастики, вы-то знаете, что такие люди существуют. И как же им это всё удаётся? |
Как управлять людьми? Ни для кого не секрет, что в нашем обществе существуют персоны, которые нередко берут на себя роль кукловодов и управляют поведением других людей. Причём среди них попадаются как мастера своего дела, так и те, манипулирования которых не остаются незамеченными. | Психология манипулирования Ни для кого не секрет, что мы ежедневно сталкиваемся с людьми, которые любыми путями пытаются заставить нас сделать что-то против нашей воли. |
Что значит ЧСВ в молодежном сленге и философии?
Что значит ЧСВ в молодежном сленге и философии, признаки завышенного или заниженного этого качества у человека, где встречается данная аббревиатура – это знают все подростки, а взрослые, к сожалению, не всегда успевают за развитием современного сленга.
Что такое кринж – старое значение нового понятия и примеры употребления
Что такое кринж, происхождение этого слова, его значение, синонимы и примеры в молодежном сленге, анимациях, рекламе – это часто известно подросткам, но непонятно взрослым людям. Между тем, это явление понятно всем, только привычные названия у него другие.
Финансовый менеджмент – основные концепции и функции управления финансами
Финансовый менеджмент, его функции, цели, методы, задачи, виды, оценка качества – это важные понятия не только для успешно зарабатывающих предпринимателей, но и для грамотных людей, которые хотят без проблем ориентироваться в сфере финансов.
Читать онлайн «НЛП в убеждении и манипулировании», Виктор Шейнов – Литрес
© Шейнов В. П., 2017
© ООО «Издательство АСТ», 2017
* * *
Автор – читателю
Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития.
М. Е. Салтыков-Щедрин
В моей предыдущей книге «НЛП – это просто» представлены основные идеи, методы и приемы нейролингвистического программирования (НЛП) – одного из выдающихся достижений психологической науки.
Преимущества предлагаемого изложения НЛП – в этой и предыдущей книгах – в его простоте: текст избавлен от непонятных терминов, все положения разъясняются на самых доступных и интересных (а подчас и забавных) примерах. Так что даже неподготовленный читатель без труда освоит основные и самые эффективные техники НЛП.
Эта книга – ответ на письма читателей, предлагавших написать пособие, в котором на примере типичных жизненных ситуаций помочь каждому освоить приемы НЛП.
Настоящая книга посвящена практическому освоению основных приемов НЛП – рефрейминга и якорения. Достигается это в процессе рассмотрения рефрейминга и якорения на большом числе практически значимых ситуаций, показывающих приемы убеждения, скрытого управления, манипулирования и защит от манипуляций. Одновременно на реальных примерах осваиваются используемые приемы всех этих видов влияния на людей.
Предлагаемая книга содержит всю необходимую информацию для легкого усвоения этих приемов. Чтобы не отсылать читателя к другим моим книгам, в первой главе привожу краткие сведения об упомянутых методах воздействия на людей. Впрочем, это не помешает заинтересованному читателю больше узнать об этих приемах из книг, указанных в списке литературы.
Простое описание приемов нейролингвистического программирования стало возможным после возникшего у меня понимания того, что НЛП, по сути, является одной из реализаций модели скрытого управления, предложенной мной ранее [Шейнов. Психологическое влияние]. В рамках этой модели прояснился смысл каждого приема НЛП, а понимание сущности явления позволяет описать его наиболее просто и понятно.
В этом плане книга выгодно отличается от иных изданий по НЛП, в основном переводных, в которых приходится буквально продираться через сложную терминологию, в результате чего читатели, как правило, бросают это занятие. Чем и пользуются (с немалой выгодой для себя) организаторы некоторых «тренингов по НЛП», обещая просветить всех желающих за вознаграждение, многократно превышающее стоимость книг. Однако известные нам отзывы тех, кто прошел эти тренинги, свидетельствуют о том, что их убеждали пойти на следующий, более «продвинутый» и, следовательно, более дорогой тренинг.
Вижу свою задачу и в том, чтобы дать соответствующие знания, избавив читателя от излишних денежных трат.
Уважаемый читатель! При чтении прошу обратить внимание на выделение фрагментов текста. Оно создает для вас три «дорожные карты»:
– блоки модели скрытого управления подчеркнуты;
– ситуации, где имеет место убеждение, скрытое управление (созидательное или манипулятивное) и защита от манипуляций, отмечены курсивом;
– слова рефрейминг ситуации и якорь сознания выделены курсивом.
Читатель, наиболее заинтересованный в одном из этих аспектов, может «пробежать» по соответствующей «дорожной карте» при изучении или повторении материала.
Я заинтересован в откликах читателей на книгу, в предложениях, замечаниях и оценочных суждениях. Их можно направлять по адресу: [email protected]. На все дельные письма отвечаю. Письмом, а иногда и вдогонку к нему – книгой. Как в данном случае.
А пока остается только пожелать читателю приятного и полезного чтения!
Авторwww.sheinov.com
Часть 1. Основные понятия НЛП
Нет ничего практичней хорошей теории
Р. Кирхгоф
Глава 1. Используемые виды влияния
Все следует сделать настолько простым, насколько это возможно, но не проще.
А. Эйнштейн
Скрытое управление: сущность, виды, модель
Тайная гармония лучше явной.
Гераклит
Идея скрытого управления возникла и развивалась в ситуациях, когда необходимо было внедрить в сознание другого человека некую мысль, намерение, но предполагалось, что если прямо ему об этом сказать, то он воспротивится этому.
Скрытым управлением я назвал такое управляющее воздействие инициатора на адресата, при котором цель управления от последнего скрывается, а подается информация, под влиянием которой адресат сам принимает решение/выполняет действие, запланированное инициатором.
Скрытое управление помогает обойти «очаг сопротивления» в сознании убеждаемого человека. Скрытое управление я первоначально ввел для применения при достижении социально одобряемых целей: в процессе воспитания, а также в психотерапевтической и психокоррекционной работе. Например, родителю вместо приказов более продуктивно незаметно и безболезненно управлять ребенком, ненавязчиво побуждая к полезным для него действиям, касающимся его здоровья, отношения к учебе, труду, к его взаимоотношениям с окружающими и т. д. Нередко женщина с помощью женских хитростей скрыто управляет мужчиной, помогая ему избавиться от вредных привычек (злоупотребления спиртным, курения, уклонения от занятий с детьми и от домашних дел и т. д.).
Практика показывает, что подчиненные положительно воспринимают ненасильственные методы скрытого управления ими со стороны руководителей. Во всех подобных случаях скрытое управление можно только приветствовать.
При такого рода скрытом управлении адресат воздействия сохраняет чувство собственного достоинства и ощущение личной свободы. Такое скрытое управление естественно отнести к созидательному.
При созидательном скрытом управлении в выигрыше оказывается адресат или обе взаимодействующие стороны.
Однако инициатором могут двигать отнюдь не благородные мотивы. Скрытое управление адресатом против его воли, наносящее адресату ущерб, является манипуляцией. Инициатора воздействия будем в этом случае называть манипулятором, а адресата – жертвой манипуляции.
Таким образом, манипулирование выступает как частный случай общего скрытого управления, характеризующийся эгоистическими, неблаговидными целями манипулятора, наносящего ущерб (материальный или психологический) своей жертве.
Тем самым, скрытое управление распадается на два вида (рис. 1).
Рис. 1. Виды и результаты скрытого управления
Различие между созидательным и манипулятивным скрытым управлением лежит в моральной плоскости: первое – социально одобряемое; второе (как проявление эгоизма) – социально неодобряемое.
Модель скрытого управления
Использовать скрытое управление для преодоления сопротивления со стороны убеждаемого человека помогает знание механизма воздействия при скрытом управлении им. Этот механизм описывается моделью, показанной на рис. 2.
Эта модель впервые была предложена мной в книге «Скрытое управление человеком» (Минск, 2000), затем теоретически обоснована и обобщена на случай любого психологического воздействия в книге «Психологическое влияние» (Минск, 2007). Поясню содержание каждого из блоков модели.
Сбор информации об адресате нацелен на получение сведений, помогающих наполнить остальные блоки продуктивным содержанием, способствующим скрытому управлению адресатом.
Вовлечение (в контакт) – предъявление адресату информации с целью активизации его определенной направленности в соответствии с намерениями инициатора.
Рис. 2. Модель скрытого управления [Шейнов, 2007]
Фоновые факторы (фон) – использование состояния сознания и функционального состояния адресата и присущих ему автоматизмов, привычных сценариев поведения; создание благоприятного внешнего фона (доверие к инициатору, его высокий статус, привлекательность и т. п.).
Мишени воздействия – источники мотивации адресата. К таковым относятся его актуальные потребности и их проявления – интересы, склонности, желания, влечения, убеждения, идеалы, чувства, эмоции и т. п.
Побуждение (к активности) – это то, что стимулирует, подталкивает адресата к активности в заданном инициатором направлении (принятие решения, совершение действия). Побуждение может явиться суммарным результатом Вовлечения + Фоновых факторов + Воздействия на мишени или стимулироваться специальными приемами – подталкиванием к включению нужного психологического механизма у адресата (внутреннее побуждение), а также внешним побуждением: прямой актуализацией желаемого мотива, подходящим распределением ролей (позиций), заданием сценариев, включением адресата в соответствующую деятельность или референтную для него группу, подпороговым воздействием и т. п.
В ряде конкретных случаев отдельные блоки модели могут присутствовать априори и срабатывать в интересах инициатора неявно.
Более подробно содержание блоков раскрыто в книге Шейнов В. П. Психологическое влияние.
Манипулирование и защита от манипуляций
Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас.
А. Макаревич
Опасные идеи могут быть обезврежены только другими идеями.
О. Бальзак
Манипулирование – это скрытое управление со стороны его инициатора (манипулятора) другим человеком (адресатом воздействия – жертвой манипуляции), при котором жертве наносится определенный ущерб – материальный, деловой, психологический и т. д.
Естественно, каждый из нас хотел бы научиться защите от манипуляций. Поэтому здесь я дам универсальную схему защиты от манипулирования, а далее в соответствующих главах приведу многочисленные примеры ее применения. Надежность этой защиты проверена временем: впервые она была опубликована в 1996 году в книге «Как управлять другими. Как управлять собой» (Минск: Амалфея, 1996). С тех пор она верно служит всем, кто ее освоил.
Универсальная схема защиты от манипуляций
При всем громадном многообразии манипуляций они строятся по одной универсальной модели, представленной в разделе «Скрытое управление: сущность, виды, модель». Знание этой модели позволяет выстроить надежную защиту от любой манипуляции. Осуществить защиту можно, следуя приводимой ниже универсальной блок-схеме (рис. 3).
Рис. 3. Блок-схема противодействия манипулированию
Признак манипуляции
Главным признаком манипуляции является чувство неудобства, внутреннего разлада: вам не хочется что-то делать, говорить, а отказать неудобно, иначе вы будете «плохо выглядеть». Это должно вас насторожить.
Скажите себе: «Стоп! Манипуляция!» Эти слова отрезвляют, и вы можете спокойно выбирать способы защиты с учетом конкретной ситуации.
Пассивная защита может осуществляться в следующих формах.
1. Никак не реагируйте на слова манипулятора, молчите, делайте вид, что не расслышали, не обратили внимания, не поняли.
2. Заговорите совсем о другом, переведите общение в иную плоскость.
3. Переспросите, повторив просьбу манипулятора, но с вопросительной интонацией, требуя тем самым, чтобы он продолжил свою речь. Это заставляет манипулятора разъяснять свою просьбу, что дает адресату время для обдумывания и решения, как без потерь выйти из ситуации.
4. Прямо заявите: «Мне нужно посоветоваться/подумать».
Активная защита осуществляется с помощью приема «Расставим точки над i». Сущность его в том, что нужно прямо, не стесняясь, сказать о том, что вас беспокоит. Или попросить разъяснения: «К чему вы клоните?», «Скажите прямо, что вы хотите?» Одна из главных задач данного вида защиты – сделать тайное (намерения манипулятора) явным.
Контрманипуляция – наиболее сильная из защит – представляет собой ответную манипуляцию, в которой адресат обращает в свою пользу обстоятельства, созданные первоначальным манипулятивным воздействием инициатора.
Проведение контрманипуляции: сделать вид, будто не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, принять предлагаемую игру, но привести ее к финалу, проигрышному для манипулятора.
Внезапный поворот ситуации на 180 градусов продемонстрирует манипулятору ваше психологическое преимущество, – это психологический удар, означающий поражение манипулятора. После такого он впредь не рискнет манипулировать вами.
Преимущества каждого из этих способов защиты и разнообразные приемы их реализации подробно описаны в моей книге «Манипулирование и защита от манипуляций».
В этой книге я продемонстрирую использование приемов НЛП при манипулировании и защите от манипуляций.
Приемы убеждения
Не победить, а убедить – вот что достойно славы.
В. Гюго
Приемы НЛП работают в процессе убеждения посредством их реализации в правилах убеждения. В соответствующих главах я покажу, как это происходит. Поэтому для удобства читателя сейчас приведу эти правила.
Правила убеждения я впервые изложил в книге Шейнов В. П. Как управлять другими. Как управлять собой» (Минск: 1996 (а)). Двадцать лет успешного применения подтвердили эффективность следующих правил убеждения.
1. Правило Гомера. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные – средние – один самый сильный.
2. Правило Сократа. Для получения положительного решения по очень важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, по которым он без затруднения скажет вам «да».
3. Правило Паскаля. Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность «сохранить лицо».
4. Правило имиджа и статуса. Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего.
5. Не загоняйте себя в угол, не принижайте свой статус.
6. Не принижайте статус и имидж собеседника.
7. Правило приятного собеседника. К аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного – критически.
8. Начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, что объединяет вас с убеждаемым.
9. Проявите эмпатию к собеседнику (почувствуйте то, что чувствует он).
10. Будьте хорошим слушателем.
11. Избегайте употребления конфликтогенов. (Конфликтогены – это слова, действия [или бездействие, если требуется действие], которые могут привести к конфликту. К примеру, грубость, бестактность – это конфликтогены.)
12. Следите за мимикой, жестами и позами – своими и собеседника.
13. Правило удовлетворения потребностей: покажите, что предлагаемое вами удовлетворяет какую-либо из потребностей убеждаемого.
Как применять правила убеждения
Мой опыт применения перечисленных правил и опыт тех, кто прошел мой тренинг «Искусство убеждать», показал, что обычно секрет успеха заключается в следующем:
1) не нарушать ни одного из «запрещающих» правил;
2) использовать 2–3 «усиливающих» правила.
«Запрещающими» правилами я назвал такие, нарушение которых может если не разрушить процесс убеждения, то, во всяком случае, ослабить его.
Это правила 3, 5, 6, а также вывод из правила Гомера о недопустимости использования слабых аргументов.
«Усиливающие» правила – это те, использование которых усиливает позицию убеждающего. К ним относятся правила 1, 2, 4, 9, 10, 12, 13.
Правила 7, 8, 11 являются в одной своей части запрещающими, а в другой – усиливающими.
Глава 2. Постулаты и источники нейролингвистического программирования
Чтобы построить полную теорию, фактов всегда достаточно, не хватает только фантазии.
Д. Блохинцев, академик
Либо вы часть решения, либо вы часть проблемы.
Э. Кливер
Данный раздел посвящен «идеологии» НЛП. Нетерпеливый читатель может при первом чтении пропустить ее. Это не отразится на понимании им последующих глав, описывающих конкретные техники НЛП. Однако чтение этой главы позволит более плавно погрузиться в дальнейшее изложение.
Кто и зачем придумал НЛП
НЛП создавалось с целью оказания помощи пациентам в решении их психологических проблем. Это направление психотерапии довольно молодое: первые работы появились лишь в 1975–1977 годах.
«Отцами» НЛП являются американские психологи Р. Бэндлер и Дж. Гриндер. Ряд важных положений этой техники разработан известным психотерапевтом Милтоном Эриксоном.
Происхождение названия НЛП
Три корня, присутствующих в словосочетании «нейролингвистическое программирование», отражают сущность этого направления.
Нейро – (нейрон = нервная клетка).
«Нейро-» является исходным пунктом, так как все, что мы делаем, чувствуем и думаем, представляет собой результат того, что происходит в нашей нервной системе. НЛП опирается на взаимодействие между нашими мыслями, чувствами и поведением.
Лингвистическое (лингвистический = языковой).
Эта составляющая названия подчеркивает роль языка в процессе коммуникации между инициатором и адресатом воздействия. Мы кодируем свои ощущения посредством языка. Языковая организация получает выражение в индивидуальной модели мира – взаимосвязанной системе идей, воспоминаний, ожиданий и убеждений, которая позволяет нам перерабатывать поступающую информацию.
Программирование (программа = ряд инструкций, которые описывают, как должна происходить переработка данных).
Программирование указывает на целенаправленность воздействий инициатора и наличие определенной программы для достижения цели.
Сила техник НЛП заключается в использовании глубинных составляющих нашей психики, воздействие на адресата происходит как на сознательном, так и на подсознательном уровне.
Исходные предпосылки НЛП
1. Наши представления о мире этим миром не являются (карта – это не территория).
2. Модель мира другого человека может в корне отличаться от моей, и я обязан уважать и учитывать эти различия.
3. Сознание и тело – это части одной и той же системы.
4. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.
5. Субъективный опыт состоит из визуальных образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов. Он может подводить нас.
6. Смысл сообщения заключается в той реакции, которую оно вызывает.
7. Не бывает поражений, поражения – это всего лишь обратная связь.
8. Каждая ситуация содержит множество выборов. Поэтому, если один вариант не работает, надо просто сделать что-то другое.
9. Каждый из нас располагает всеми ресурсами, которые необходимы для достижения своих целей.
10. В любом поведении присутствуют позитивные намерения.
11. Если один человек может что-то сделать, каждый может этому научиться.
Поясним данные положения.
1. Карта – это не территория (так же как и то, что «меню – это еще не еда»).
Этот тезис наглядно иллюстрирует, что собственная модель мира, создаваемая каждым человеком, дает лишь приближенное представление об истинном положении вещей, но вполне пригодное в реальной жизни: так, карты железных или шоссейных дорог лишь в незначительной степени соответствуют истинным пропорциям, но полезны для путешественника. То же и меню – для посетителя ресторана.
«Карта», используемая человеком, может многое рассказать о нем самом.
Два советских скрипача поехали на международный конкурс.
На конкурсе один из скрипачей занял второе место, а другой – последнее. Первый плачет, второй спокоен.
– Боже мой! Ведь если бы я занял первое место, мне дали бы сыграть на скрипке Страдивари!
– Ну не расстраивайся ты так. Второе место тоже призовое… Черт с ней, со Страдивари!
– Как ты не понимаешь! Это все равно что тебе дать пострелять из маузера Дзержинского…
2. Модель мира другого человека может в корне отличаться от моей. И я обязан уважать и учитывать эти различия.
Следующая притча показывает, сколь индивидуальны и неповторимы «карты» конкретных людей, и насколько важно уметь соединять различные «карты».
Жили-были три слепых мудреца. В меру своих ограниченных возможностей познавали они мир, исследуя буквально все, что попадалось им под руку. И попался им как-то под руку слон. Обрадовались тогда мудрецы и тут же стали его исследовать.
Первый из них наткнулся на бок слона и воскликнул: «Слон подобен огромной стене!»
Второй, подержавшись за хобот, возразил: «Слон – это большая змея!»
Третий же обследовал хвост, а потому уверенно заявил: «Что вы, друзья: слон мне больше напоминает веревку».
Они бы еще долго спорили, но ведь не зря же их прозвали мудрецами. По своему, надо сказать, большому жизненному опыту мудрецы догадались, что каждый из них столкнулся лишь с малой частью реального слона. Конечно же, все трое правы, – но только в пределах той области, с которой они непосредственно столкнулись. Осознав это, мудрецы сложили свои представления о слоне, но даже это знание не могло быть полным.
Так и каждый из нас в силу ограниченности и специфики личного опыта имеет модель мира, отнюдь не совпадающую с этим миром.
3. Сознание и тело – это часть одной и той же системы.
«Представьте себе, что вы держите в руке один из своих любимых фруктов. Вообразите, что вы чувствуете его вес. Он твердый или мягкий, когда вы его сжимаете? Какого он цвета?
Произнесите про себя его название. Теперь закройте глаза и представьте, что вы нюхаете его. Какие ощущения вызывает этот запах? Сейчас вы собираетесь его попробовать. Мысленно разрежьте его и поднесите ко рту. „Откусите“ кусочек, чтобы почувствовать сок у себя под языком. Если при этом у вас не выделилось ни грамма слюны, то вы, должно быть, спите».
Этот пример, взятый из книги Я. Мак-Дермотта и Дж. О’Коннора «НЛП и здоровье», неплохо иллюстрирует справедливость третьей предпосылки НЛП.
4. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.
Старушка в продовольственном магазине (времена «застойные»):
– У вас есть тамбовская колбаса?
– Нет.
– А сервелат?
– Нет.
– А краковская?
– Нет. Ну у вас и память!
Мы помним все. Все, что с нами когда-либо происходило. Все, что мы видели, слышали, чувствовали или говорили себе. Все это записано где-то в нашей нервной системе. Все это составляет наш жизненный опыт. Значит, при желании мы можем получить доступ к любому переживанию, любому событию, которое с нами происходило.
В лондонском ресторане сидит старый отставной генерал. Официант приносит ему бифштекс. Генерал долго смотрит на официанта, потом говорит:
– Послушайте, у меня такое впечатление, что я вас знаю. Ага… кажется, вспомнил! Вы были знаменосцем в Девонширском полку.
– Простите сэр, но…
– Точно, я ошибся. Вы служили в африканской кампании.
– Вы опять ошиблись сэр.
– Вспомнил! Вы приносили суп.
5. Субъективный опыт нередко подводит нас.
– У вас такие большие очки! Вы, наверное, очень умный?
– Что вы! Просто зрение плохое.
* * *
– Какие ужасные царапины! Вы завели сиамскую кошку?
– Да нет, это у жены острые ногти.
6. Смысл сообщения заключается в реакции, которую оно вызывает.
– Мой директор хочет меня задушить, – сообщает секретарша своей подруге.
– Почему ты так решила?
– Стоит мне опоздать, как он у всех спрашивает: «А где наша Дездемона?»
7. Не бывает поражений, поражения – это всего лишь обратная связь.
Сказанное – девиз успешных людей. Вот весьма красноречивое подтверждение тому.
– Господин Эдисон, вам не жаль девятисот девяносто девяти поражений при попытках сконструировать электрическую лампочку? Ведь только тысячная попытка оказалась успешной!
– Я не потерпел поражений. Я открыл девятьсот девяносто девять способов того, как не следует делать лампочки.
8. Каждая ситуация содержит множество выборов. Поэтому если один вариант не работает, надо просто сделать что-то другое.
Проиллюстрируем эту предпосылку несколькими сюжетами.
– Мама, мышка прыгнула в бидон с молоком!
– Ты вытащила ее?
– Нет, но я бросила туда кота.
* * *
– В чем заключается особенность улицы с односторонним движением?
– В том, что в другую машину можно врезаться только сзади.
* * *
Как-то «вождь всех народов» товарищ Сталин смотрел очередной кинофильм перед выпуском его в массы. После просмотра Сталин раскурил свою трубку, попыхтел ею и после долгой паузы изрек:
– А что это у главого злодея усы, как у товарища Сталина? Это что, заговор? Товарищ Берия, расстрелять актера, гримера, сценариста и режиссера.
Насмерть перепуганный режиссер:
– А может быть, мы ему усы сбреем и переснимем?
– …Можно и так.
* * *
Адвокат – своему клиенту:
– Самым лучшим в вашем положении будет пойти к жене и помириться.
– Что же тогда будет самое худшее?
* * *
Пожилая японка призналась:
– Я очень довольна, что мужа мне выбрали родители. Видите ли, я бы умерла от одной мысли, что выбрала его сама.
* * *
Плывет крокодил по реке Нил. Плывет и помирает со скуки. Вдруг видит: на пальме висит обезьяна и ест банан. «Дай, – думает, – подшучу над ней. Спрошу, замужем ли она? Если ответит, что да, спрошу, кто ж ее, обезьяну-то, взял? Если нет – кто же ее, обезьяну-то, замуж возьмет?» Подплывает и спрашивает с ехидной ухмылкой:
– Обезьяна, а ты замужем?
– Да за кого тут выйдешь, вокруг одни крокодилы плавают!
9. Каждый из нас располагает всеми ресурсами, которые необходимы для достижения своих целей.
Что такое НЛП? 5 техник, которые изменят вашу жизнь
КЭТРИН ХЕРСТ
НЛП (нейро-лингвистическое программирование) похоже на «Лос-руководство пользователя для мозга». Начиная с 1970-х годов исследователи ЛП начали изучать влияние наших мыслей на наш разум.
Открытые методы НЛП могут быть очень эффективными в изменении вашего восприятия мира. Поскольку наши мысли и чувства формируют нашу реальность, это означает, что эти техники НЛП действительно могут изменить всю вашу жизнь.
Вот пять наиболее эффективных техник НЛП, когда речь идет об изменении вашего поведения и помощи в построении лучшего будущего.
1. Диссоциация
Вы когда-нибудь были в ситуации, которая вызвала у вас плохое предчувствие? Может быть, вы испытали что-то, что расстраивает вас каждый раз, когда вы сталкиваетесь с этим. Или, возможно, вы нервничаете в определенных рабочих ситуациях, когда вам приходится выступать публично. Может быть, вы стесняетесь, когда хотите подойти к тому «особенному человеку», на которого положили глаз. Хотя эти чувства грусти, нервозности или застенчивости кажутся автоматическими или неудержимыми, методы диссоциации НЛП могут очень помочь.
- Определите эмоцию (например, страх, ярость, дискомфорт, неприязнь к ситуации), от которой вы хотите избавиться
- Представьте, что вы можете выплыть из своего тела и оглянуться на себя, столкнувшись со всеми обстоятельствами с точки зрения наблюдателя
- Обратите внимание, что ощущения резко меняются
- Для дополнительного импульса представьте, что вы можете выплыть из своего тела, глядя на себя, а затем снова выплыть из этого тела, так что вы смотрите на себя, смотрите на себя. Эта двойная диссоциация должна снять отрицательную эмоцию практически с любой незначительной ситуации 9.0018
2. Рефрейминг содержания
Попробуйте эту технику, когда вы чувствуете, что ситуация негативна или беспомощна. Рефрейминг возьмет на себя любую негативную ситуацию и даст вам силы, изменив значение опыта на что-то позитивное.
Например, предположим, что ваши отношения заканчиваются. На первый взгляд это может показаться ужасным, но давайте переформулируем это. Каковы возможные преимущества одиночества? Например, теперь вы открыты для других потенциальных отношений. У вас также есть свобода делать то, что вы хотите и когда хотите. И вы извлекли ценные уроки из этих отношений, которые позволят вам иметь еще лучшие отношения в будущем.
Это все примеры рефрейминга ситуации. Переосмысливая значение разрыва, вы даете себе другой опыт.
В ожидаемых ситуациях естественно паниковать или сосредотачиваться на страхе, но это только приводит к еще большим проблемам. Напротив, смещение вашего внимания только что описанным способом помогает вам очистить голову и принимать ответственные и беспристрастные решения.
3. Якорение себя
Якорение происходит от русского ученого Ивана Павлова, который экспериментировал с собаками, многократно звоня в колокольчик, пока собаки ели. После неоднократных звонков в колокольчик он обнаружил, что может заставить собак выделять слюну, звоня в колокольчик в любое время, даже если еды не было.
Это создало неврологическую связь между звонком и выделением слюны, называемую условной реакцией.
Вы можете сами использовать эти типы «якорей» стимул-реакция!
Якорение помогает связать любую желаемую положительную эмоциональную реакцию с определенной фразой или ощущением. Когда вы выбираете положительную эмоцию или мысль и намеренно связываете ее с простым жестом, вы можете активировать этот якорь в любое время, когда вам плохо, и ваши чувства немедленно изменятся.
- Определите, что вы хотите чувствовать (например, уверенность, счастье, спокойствие и т. д.)
- Решите, где вы хотели бы разместить этот якорь на своем теле, например, потянув за мочку уха, коснувшись сустава пальца или сжав ноготь. Это физическое прикосновение позволит вам вызывать положительные эмоции по своему желанию. Неважно, что вы выберете, если это уникальное прикосновение, к которому вы не прикасаетесь ни для чего другого.
- Вспомните время в прошлом, когда вы чувствовали это состояние (например, уверенность). Мысленно вернитесь в то время и плывите в свое тело, глядя своими глазами и вновь переживая это воспоминание. Настройте язык тела, чтобы он соответствовал воспоминанию и состоянию. Увидьте то, что вы видели, услышьте то, что вы услышали, и почувствуйте это чувство, вспоминая это воспоминание. Вы начнете чувствовать это состояние. Это похоже на рассказ другу смешной истории из прошлого, и когда вы «вникаете» в историю, вы снова начинаете смеяться, потому что «ассоциируетесь» с историей и «переживаете» ее заново.
- Когда вы вернетесь к воспоминанию, коснитесь/потяните/сдавите выбранную область вашего тела. Вы почувствуете, как нарастает чувство, пока вы переживаете воспоминания. Отпустите прикосновение в тот момент, когда эмоциональное состояние достигнет пика и начнет спадать.
- Это создаст неврологический стимул-реакция, которая будет запускать состояние каждый раз, когда вы снова делаете это прикосновение. Чтобы почувствовать это состояние (например, Уверенность), просто снова прикоснитесь к себе таким же образом.
- Чтобы усилить реакцию, подумайте о другом воспоминании, где вы чувствовали это состояние, вернитесь назад и заново переживите его собственными глазами и закрепите состояние на том же месте, что и раньше. Каждый раз, когда вы добавляете еще одно воспоминание, якорь становится более мощным и вызывает более сильную реакцию.
- Используйте эту технику каждый раз, когда вам нужно изменить свое настроение.
4. Как заставить других людей любить вас (взаимопонимание)
Это простой набор техник НЛП, но они способны помочь вам ладить практически с кем угодно. Есть много способов наладить отношения с другим человеком. Одним из самых быстрых и эффективных способов является НЛП. Этот метод включает тонкое копирование языка тела, тона голоса и слов другого человека.
Людям нравятся похожие на них самих. Тонко отражая другого человека, мозг активирует «зеркальные нейроны», сенсоры удовольствия в мозгу, которые заставляют людей чувствовать симпатию к любому, кто их отражает.
Техника проста: встаньте или сядьте так, как сидит другой человек. Наклоните голову так же. Улыбайтесь, когда они улыбаются. Отразите их выражение лица. Скрестите ноги, когда они скрещивают их. Отражайте их голос и т. д.
Ключ к созданию бессознательного взаимопонимания — тонкость. Если вы слишком откровенны, другой человек может это заметить сознательно, что, скорее всего, приведет к разрыву раппорта. Так что сохраняйте свое отражение естественным и спокойным.
5. Влияние и убеждение
В то время как большая часть работы НЛП посвящена помощи людям в устранении негативных эмоций, ограничивающих убеждений, вредных привычек, конфликтов и т. д., другая часть НЛП посвящена тому, как этически влиять на других и убеждать их. .
Одним из наставников в этой области был человек по имени Милтон Х. Эриксон. Эриксон был психиатром, который также изучал подсознание с помощью гипнотерапии (настоящего, научного материала… не глупого развлекательного гипноза, который вы видите в театральных представлениях).
Эриксон был настолько искусен в гипнозе, что разработал способ обращаться к подсознанию других людей, не нуждаясь в гипнозе. Он мог буквально гипнотизировать людей в любое время и в любом месте в повседневных разговорах. Этот эриксоновский метод гипноза стал известен как «разговорный гипноз».
Это очень мощный инструмент, который можно использовать не только для влияния и убеждения других, но и для того, чтобы помочь другим людям преодолеть страхи, ограничивающие убеждения, конфликты и многое другое без их сознательного осознания. Это особенно полезно при общении с людьми, которые в противном случае могли бы сопротивляться, если бы знали (вспомните детей-подростков, которые не хотят слушать).
Теперь вы можете получить все сценарии НЛП, которые обычно преподаются на тренингах для практиков НЛП, в Официальном руководстве по обучению практиков НЛП . Это то же самое руководство, которое обычно поставляется с онлайн-тренингом для практиков НЛП за 2800 долларов… вы всего за небольшую часть инвестиций всего за 7 долларов.
Нравится то, что вы прочитали?
сообщите об этом объявленииТрудно освоить Закон Притяжения? Пройди тест сейчас!
Методы и примеры обработки естественного языка (NLP)
Данные являются ключом к пониманию того, чего хотят и в чем нуждаются клиенты. Но просеивание гор данных и их анализ может оказаться непростой задачей. Вот тут-то и появляются передовые инструменты искусственного интеллекта. В этой статье мы обсудим методы обработки естественного языка (NLP) и поделимся примерами их применения, изучив, как они могут стимулировать ваш рост.
Грядет революция ИИ. Сегодня 35% компаний сообщают об использовании ИИ в своем бизнесе, что на четыре процента больше, чем в 2021 году. Еще 42% сообщают, что изучают способы начать использовать ИИ.
Независимо от того, на каком этапе готовности к внедрению искусственного интеллекта и машинного обучения в вашей компании вы находитесь, вашей организации будет полезно узнать об этих новых технологиях и понять, как вы можете применить их для улучшения бизнес-результатов. .
Обработка естественного языка, или сокращенно НЛП, — идеальное место для начала.
Это мощное приложение технологии машинного обучения, которое можно использовать в самых разных отраслях для бесчисленных приложений, помогающих во всем, от оптимизации бизнес-процессов до повышения эффективности и улучшения качества обслуживания клиентов в электронной коммерции и лояльности к бренду.
В этой статье мы рассмотрим все, что вам нужно знать об обработке естественного языка, в том числе:
- Что это такое.
- Его преимущества.
- Соответствующие методы.
- приложений.
- И, наконец, реальные примеры.
Начнем сверху.
Что такое обработка естественного языка?Обработка естественного языка — это область искусственного интеллекта, целью которой является помощь компьютерам в понимании ввода человеческого языка в виде текста или речи.
НЛП объединяет несколько дисциплин, включая вычислительную лингвистику, машинное обучение, глубокое обучение и статистику.
Эти технологии работают вместе, чтобы дать компьютерному программному обеспечению возможность обрабатывать и понимать человеческий язык так, как это может сделать другой человек, включая его значение, намерение и чувства.
Технология НЛП используется в различных приложениях, включая:
- Цифровые помощники, такие как Siri.
- Программное обеспечение для преобразования речи в текст.
- Системы GPS с голосовым управлением.
- Чат-боты обслуживания клиентов.
- Предиктивный текст.
- Цифровая голосовая почта.
- Автозамена.
- Автозаполнение поиска.
- Фильтры электронной почты.
Кроме того, компании все чаще используют NLP для создания корпоративных решений, которые помогают компаниям упростить процессы, повысить производительность и оптимизировать операции.
Преимущества обработки естественного языкаВ наши дни компании обычно собирают, хранят, обрабатывают и анализируют большие объемы числовых данных, чтобы получить ценную информацию, которая может улучшить результаты.
Обработка естественного языка открывает новые возможности и позволяет компаниям принимать более взвешенные решения на основе больших наборов данных. Кроме того, этот процесс сбора и анализа происходит быстро, особенно по сравнению с традиционными методами.
По этой причине обработка естественного языка имеет ряд существенных преимуществ.
Работая с таким большим объемом данных, вы сможете генерировать идеи для улучшения качества обслуживания клиентов при запуске новых продуктов.
Кроме того, использование НЛП помогает бизнесу стать более эффективным за счет автоматизации рабочих процессов, требующих просмотра или анализа текстов. Это освобождает сотрудников для выполнения других задач, связанных с перемещением иглы.
В совокупности вы обязательно увидите повышение производительности, снижение затрат и рост доходов.
Лучшие техники НЛПНЛП — обширная область, требующая использования ряда различных методов для успешной обработки и понимания человеческого языка. Ниже мы рассмотрим и определим ряд техник, обычно используемых в технологии НЛП.
ТокенизацияТокенизация, также называемая сегментацией слов, является одним из самых простых и важных методов, используемых в НЛП.
Это важный этап предварительной обработки, на котором длинная строка текста разбивается на более мелкие единицы, называемые токенами. Токены включают слова, символы и подслова. Они являются строительными блоками обработки естественного языка, и большинство моделей НЛП обрабатывают необработанный текст на уровне токенов.
Пример из Medium того, как можно разбить простую фразу на токены.
Стемминг и лемматизацияПосле токенизации следующим этапом предварительной обработки является либо стемминг, либо лемматизация. Эти методы генерируют корневое слово из различных существующих вариантов слова.
Например, корневое слово «палка» может быть написано во многих вариантах, например:
- Палка
- Застрял
- Наклейка
- Залипание
- Палочки
- Отклеить
Выделение корня и лемматизация — это два разных способа определения корневого слова. Stemming работает, удаляя конец слова. Этот метод НЛП может работать или не работать в зависимости от слова. Например, это будет работать на «палочках», но не на «отклеивании» или «застревании».
Лемматизация — это более сложный метод, использующий морфологический анализ для нахождения базовой формы слова, также называемой леммой.
Разница между тем, как работают стемминг и лемматизация, иллюстрируется на этом изображении от до следующего с использованием разных форм слова «изменение».
Морфологическая сегментацияМорфологическая сегментация – это процесс разделения слов на морфемы, из которых они состоят. Морфема – это наименьшая единица языка, несущая смысловую нагрузку. Некоторые слова, такие как «стол» и «лампа», содержат только одну морфему.
Но другие слова могут содержать несколько морфем. Например, слово «восход» содержит две морфемы: солнце и восход. Подобно стемпингу и лемматизации, морфологическая сегментация может помочь в предварительной обработке входного текста.
Джон Хопкинс демонстрирует морфологическую сегментацию, разбивая слово «недостижимость» на его морфемы.
Удаление стоп-словУдаление стоп-слов — это еще один этап предварительной обработки НЛП, при котором удаляются слова-заполнители, чтобы позволить ИИ сосредоточиться на словах, имеющих значение. Сюда входят такие союзы, как «и» и «потому что», а также предлоги, такие как «под» и «в».
После удаления этих бесполезных слов системам НЛП остается меньше данных для обработки, что позволяет им работать более эффективно. Это не обязательный шаг в каждом случае использования НЛП, но он может помочь в таких вещах, как классификация текста.
Примеры из geeksforgeeks того, как выглядят короткие фразы с удаленными стоп-словами.
Классификация текстаКлассификация текста — это общий термин для любого метода, используемого для организации больших объемов необработанных текстовых данных. Анализ тональности, моделирование темы и извлечение ключевых слов — все это разные типы классификации текста. И мы поговорим о них в ближайшее время.
Классификация текста по сути берет неструктурированные текстовые данные и структурирует их, подготавливая к дальнейшему анализу. Его можно использовать практически для любого типа текста и помочь с рядом различных приложений организации и категоризации.
Таким образом, классификация текста является неотъемлемой частью обработки естественного языка и помогает во всем, от обнаружения спама до мониторинга отношения к бренду.
Некоторые возможные применения классификации текста включают:
- Группировка отзывов о продуктах по категориям на основе настроений.
- Пометка писем клиентов как более или менее срочных.
- Организация контента по темам.
Анализ настроений, также известный как ИИ эмоций или анализ мнений, представляет собой процесс анализа текста для определения того, является ли он в целом положительным, отрицательным или нейтральным.
Являясь одним из наиболее важных методов НЛП для классификации текста, анализ настроений обычно используется для таких приложений, как анализ пользовательского контента. Его можно использовать для различных типов текста, включая обзоры, комментарии, твиты и статьи.
Платформа Revuze использует анализ настроений, чтобы понять, как клиенты относятся к различным аспектам продуктов. Это позволяет компаниям получать информацию о потребностях потребителей в режиме реального времени и действовать соответствующим образом для улучшения общего клиентского опыта.
В этом примере с платформы Revuze вы можете увидеть, как клиенты оценивают различные аспекты продукта.
Тематическое моделированиеТематическое моделирование — это метод, который сканирует документы, чтобы найти в них темы и шаблоны, группируя связанные выражения и группы слов, чтобы пометить набор.
Это неконтролируемый процесс машинного обучения, а это означает, что он не требует, чтобы обрабатываемые документы были предварительно классифицированы людьми.
Пример рабочего процесса НЛП из Frontiersin демонстрирует, как обрабатывается вводимый текст перед тем, как он подвергается моделированию тем, которое разбивает его на несколько тем.
Извлечение ключевых словИзвлечение ключевых слов — это метод, который просматривает документ, игнорируя слова-заполнители и оттачивая важные ключевые слова. Он используется для автоматического извлечения наиболее часто используемых и важных слов и фраз из документа, помогая обобщить его и определить, о чем он.
Это очень полезно в любой ситуации, когда вы хотите определить интересующую тему в текстовом наборе данных, например, есть ли проблема, которая снова и снова возникает в электронных письмах клиентов.
Обобщение текстаЭтот метод НЛП последовательно обобщает текст и отлично подходит для извлечения полезной информации из источника. В то время как человеку пришлось бы прочитать весь документ, чтобы написать точное изложение его, что занимает довольно много времени, автоматическое суммирование текста может сделать это намного быстрее.
Существует два типа суммирования текста:
- На основе извлечения — этот метод извлекает ключевые фразы и слова из документа для создания сводки без изменения исходного текста.
- Основанный на абстракции . Этот метод создает новые фразы и предложения на основе исходного документа, по существу перефразируя его.
Пример из технического сообщества Microsoft о том, как работают два типа суммирования текста.
Синтаксический анализСинтаксический анализ — это процесс определения грамматической структуры предложения, определения того, какие слова входят в состав фраз и какие являются подлежащим или дополнением глагола. Этот метод НЛП предлагает дополнительный контекст текста, чтобы помочь в его точной обработке и анализе.
Вот как разбор может работать с коротким предложением.
Распознавание именованных объектовРаспознавание именованных объектов (NER) — это тип извлечения информации, который находит и помечает «именованные объекты» с помощью предопределенных ключевых слов, таких как имена, местоположения, даты, события и т. д.
Помимо маркировки документа ключевыми словами, NER также отслеживает, сколько раз именованный объект упоминается в заданном наборе данных. NER аналогичен извлечению ключевых слов, но извлеченные ключевые слова помещаются в предопределенные категории.
NER можно использовать для определения того, как часто определенный термин или тема упоминается в заданном наборе данных. Например, его можно использовать для определения того, что определенная проблема, помеченная словом «медленно» или «дорого», снова и снова возникает в отзывах клиентов.
Пример работы распознавания именованных объектов от Shaip .
TF-IDFTD-IDF, что означает термин частота-обратная частота документа, представляет собой статистический метод, который определяет релевантность слова одному документу в наборе документов. Он работает, рассматривая две метрики: количество раз, когда слово появляется в данном документе, и количество раз, когда одно и то же слово появляется в наборе документов.
Если слово встречается во всех документах, оно не получит высокий балл, даже если встречается много раз. Но если слово часто повторяется в одном документе, но редко встречается в остальных документах в наборе, оно будет иметь высокий рейтинг, предполагая, что оно очень релевантно конкретному документу.
Приложения для обработки естественного языкаНЛП — это быстро развивающаяся технология с множеством различных приложений для организаций любого типа. Некоторые из различных способов, которыми бизнес может извлечь выгоду из НЛП, включают:
- Машинный перевод . Используя НЛП, компьютеры могут переводить большие объемы текста с целевого на исходный язык, что может использоваться для поддержки клиентов, интеллектуального анализа данных и даже для публикации многоязычного контента.
- Поиск информации — НЛП можно использовать для быстрого доступа и извлечения информации на основе запроса пользователя из текстовых хранилищ, таких как файловые серверы, базы данных и Интернет.
- Анализ настроений . Этот метод НЛП можно использовать для мониторинга отношения к бренду и продукту, чтобы помочь с обслуживанием клиентов и отношением к продукту, среди других приложений.
- Извлечение информации — этот процесс, который включает извлечение информации из неструктурированных данных и ее преобразование в структурированные редактируемые форматы, может использоваться для бизнес-аналитики, включая конкурентную разведку.
- Ответ на вопрос — ответ на вопрос использует НЛП, чтобы дать ответ на вопрос, заданный на естественном человеческом языке, и может использоваться для чат-ботов и поддержки клиентов.
Вот еще несколько конкретных примеров того, как организация может применять НЛП к своим бизнес-процессам.
НЛП в ChatGPTОдним из самых популярных недавних применений технологии НЛП является ChatGPT, популярный чат-бот с искусственным интеллектом, который, вероятно, присутствует во всех ваших лентах социальных сетей. ChatGPT работает на основе технологии NLP, использующей многоуровневую преобразовательную сеть для создания похожих на человека письменных ответов на запросы, представленные на естественном человеческом языке. ChatGPT использует неконтролируемое обучение, что означает, что он может генерировать ответы без указания правильного ответа.
ChatGPT — это захватывающий шаг вперед в применении технологии НЛП как для бизнеса, так и для частных лиц, и многие говорят, что он может соперничать даже с Google. Возможные варианты использования ChatGPT включают обслуживание клиентов, перевод, обобщение и даже написание контента.
НЛП для анализа клиентского опытаИспользование НЛП для социального прослушивания и анализа отзывов клиентов может привести к глубокому пониманию того, что клиенты думают и говорят о бренде и его продуктах. Благодаря анализу настроений и классификации текстов компании могут:
- Поймите общее отношение к бренду. Общественность относится к нам положительно или отрицательно?
- Определите, что клиентам нравится и не нравится в услуге или продукте.
- Узнайте, какие новые продукты могут заинтересовать клиентов.
- Знайте, какие продукты масштабировать, а какие сократить.
- Откройте для себя идеи, которые можно использовать для улучшения качества обслуживания клиентов и повышения их удовлетворенности.
Например, предположим, что производитель острого шоколада Shock-O только что выпустил новый шоколад Popping Jalapeno Chocolate и хочет понять, нравится ли он покупателям. Shock-O может использовать инструмент на основе НЛП для анализа настроений клиентов и изучения того, что люди говорят о шоколаде Popping Jalapeno, говорят ли они о нем положительно или отрицательно, и какие темы снова и снова поднимаются в обзорах этого продукта.
Всю эту информацию затем можно использовать, чтобы определить, следует ли продолжать производство шоколада Popping Jalapeno, увеличить или уменьшить его производство, сделать его более острым или менее острым и т. д.
НЛП для обслуживания клиентов90% клиентов считают важным или очень важным получить немедленный ответ на вопрос. Тем не менее, представители службы поддержки клиентов ограничены в доступности и пропускной способности.
Это лишь одна из причин роста популярности чат-ботов на основе НЛП. Имея возможность правильно понимать и анализировать запросы клиентов, чат-боты могут предлагать необходимые ответы на вопросы, помогая повысить удовлетворенность клиентов при одновременном снижении нагрузки на агентов.
НЛП также можно использовать для обработки и анализа опросов и заявок по обслуживанию клиентов, чтобы лучше понять, какие проблемы возникают у клиентов, чем они довольны, чем недовольны и многое другое. Все это служит важными данными для повышения удовлетворенности клиентов, что, в свою очередь, увеличивает удержание клиентов и улучшает сарафанное радио.
НЛП для наймаСпециалисты по кадрам тратят бессчетное количество часов на просмотр резюме, чтобы найти подходящих кандидатов. НЛП может сделать этот процесс намного более эффективным, взяв на себя процесс проверки и анализа резюме по определенным ключевым словам.
Например, вы можете настроить систему НЛП, чтобы помечать любое резюме, в котором используется слово «Python» или «лидерство», для последующего просмотра человеком.
Это может повысить вероятность нахождения сильных кандидатов, помогая организации быстрее и лучше заполнять открытые вакансии. Более того, это также может высвободить время HR-специалистов, чтобы они могли сосредоточиться на задачах, требующих более стратегического мышления.
ЗаключениеШирокое признание получила идея о том, что данные могут быть полезны для компаний. Это побуждает предприятия инвестировать в различные технологии бизнес-аналитики для улучшения своих процессов и предложений.
Но если ваша организация собирает только числовые данные, вы упускаете огромное количество ценной информации, которую можно найти в неструктурированных данных на основе человеческого языка.
Обработка естественного языка — мощная технология, позволяющая анализировать текст и слова так же эффективно, как числа.