Процесс воображения и его взаимодействие с творчеством
- Приемы воображения
Под
приемами воображения понимают то,
какими способами достигается
Приемы воображения не носят чисто произвольного характера, они имеют свои закономерные пути, которые находят свое отражение в типичных способах или приемах воображения. Среди типичных приемов выделяют комбинирование, агглютинацию, акцентуация, типизация, схематизация. Так же, к приемам воображения будут относиться все художественные тропы и фигуры речи.
Комбинирование это способ сочетания данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование, обычно не случайный набор, а подбор определенных черт, согласно выбранному замыслу. Примером может послужить образ Наташи из романа-эпопеи «Война и мир». Как писал сам Л.Н.Толстой, образ Наташи он создал, взяв одни черты у жены своей Сони, другие – у её сестры Тани, «перетолок» их и таким образом получил желаемый результат [1. С 304].
Агглютинация – еще один прим воображения. Она представляет собой слияние, склеивание отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. Так, образ русалки в народных сказаниях создался из образов женщины, рыбы и зеленых водорослей. Таким же способом созданы кентавр, сфинкс, пегас и т.д. [2. С 202].
Другим приемом воображения является акцентуация некоторых сторон отображаемого явления. Акцентуация
Еще одним способ создания образов воображения является схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, а различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Примером служит любой схематический рисунок.
И последним способом можно назвать типизацию, т.е. специфическое обобщение. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. В этом приеме одни черты вовсе опускаются, другие же упрощаются, освобождаются от деталей и усложнений. В результате весь образ преобразуется.
Таким образом, в воображении заключена тенденция к иносказанию, аллегории, использованию образов в переносном значении. Все средства литературного творчества показывают проявление преобразующей силы воображения. А все основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется искусство, в конечном счете, отражают те преобразования, которыми пользуется воображение.
- Воображение и творчество
Творчество
– это целостная
Литературно-
Чаще
всего творческий процесс в искусстве
связан с активным воображением: прежде
чем запечатлеть какой-либо образ
на бумаге, холсте или нотном листе,
художник создает его в своем
воображении, прилагая к этому сознательные
волевые усилия. Нередко активное
воображение настолько
Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.
Творческий
успех писателя прежде всего зависит
от его идейной направленности, которая
воплощена в замысле
На
этом начальном этапе работы могут
быть определены только основные вехи
и, в первую очередь, идейный замысел
произведения. От замысла литературно-
Художественное произведение всегда затрагивает ум и сердце читателя, тат как оно насыщено яркими образами и сравнениями, эпитетами, аллегориями.
Создание образов литературных персонажей является одним из центральных моментов творчества писателя. Для того чтобы создать типический образ в литературе, писатель накапливает впечатления, наблюдает явления общественной жизни, стремится проникнуть во внутренний мир человека.
Создаваемый
писателем образ будет
Воображение
и научное творчество
Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством.
Подчёркивая
значение воображения, В.И.Ленин назвал
предрассудком мысль, что фантазия
необходима только поэту. «Даже в
математике она нужна, даже открытие
дифференциального и
В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом видах творчества. Важнейшим условием научного творчества является умение по- новому представить себе картину протекания изучаемых явлений. Творческое воображение – необходимый компонент умственной деятельности на всех этапах научного творчества.
Творческое
воображение необходимо в период
разработки экспериментальной ситуации
– определения условий
При
конструировании новой
На
следующем этапе исследования –
этапе накопления исходных данных,
необходимых для решения
На
заключительном этапе научного исследования
роль творческого воображения
- Креативность
Часто
понятие творческого
Известный американский ученый-теоретик Д. Гилфорд и его сотрудники продолжительное время изучали креативность и, помимо всего прочего, выделили 16 характеристик креативности. Среди них есть такие, как:
- Беглость мышления (количество идей, возникающих за единицу времени.)
- Гибкость мышления (способность переключаться с одной идеи на другую.)
- Оригинальность (способность создавать идеи, которые отличаются от общепринятых.)
- Любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим у других интереса. )
- Иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов.) [2 С193]
Таким образом, мы видим, что в креативности находят применение и осуществление, как функции воображения, так и функции мышления. И по этому, творческое воображение и креативность не следует отождествлять. Креативность тесно связана с воображением, но это не одно и то же.
В заключении можно подвести итоги работы.
Цель работы достигнута. В работе отражены ключевые моменты процесса воображения и его взаимодействия с творчеством.
Выяснили, что воображение – это особая форма организации психической деятельности, которая проявляется в создании чего-то нового — новых образов, идей, на основе которых возникают новые действия и предметы.
Так же, определи, что воображение выполняет ряд важнейших функций (познавательную, антиципирующую, регуляторную, функцию планирования, контрольно-корректирующую, эмоциональную. ) которые играют важную роль в жизни человека.
В работе представлена классификация воображения по таким основаниям, как сознательность или бессознательность воображения, конкретность или абстрактность образов воображения и в зависимости от отношения воображения к действительности.
Рассмотрены и описаны все типичные способы (приемы) воображения: комбинирование, типизация, агглютинация, акцентуация и схематизация.
Раскрыто взаимодействие воображения и творчества, по средствам приемов воображения, в литературе, художественной, научной и технической деятельности человека.
«приколах», картинках и т.п — Мегаобучалка
Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.
Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т. д.).
Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т. д.
Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.
Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.
Типизация- прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).
Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).
Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.
Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.
Интернет «прикол»: «Ожидание-реальность». Этот прикол часто используется в интернете теми людьми чьи ожидание не реализуются, люди мечтают об одном, представляют себе определенный сюжет или предмет. А в реальной жизни выходит совершенно наоборот.
Получается, что надежды и мечтания не сбудутся, реальность не всегда совпадает с ожиданием. Этот интернет «прикол» я бы отнесла к такому приему воображения как комбинирование.
1) Метод агглютинации –получение нового путем присоединения к одному объекту признаков другого объекта.
2) Метод аналогии – создание нового по сходству с известным.
Интернет «прикол» больше относится к приему акцентирования.
Интернет «прикол» -прием перемещение.
3. * Каким образом человек отличает реальное от воображаемого им самим?
Рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс — процесс создания новых психических образов — и получил название воображения.
Итак, воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымышленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.
Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и па двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим но дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.
Бывает активное и пассивное воображение. Пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. Так, школьник, не готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, может создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.
Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.
Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.
4. * Чем мотивирующая роль мечты отличается от мотивирующей роли цели?
Мечта́ — особый вид воображения, заветное желание, исполнение которого часто сулит счастье. Это могут быть просто желания, по каким-то причинам не выполненные в момент их возникновения, но человек всё же желает, чтобы они воплотились в реальность.
Цель (нем. Ziel) — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения»; осознанный образ предвосхищаемого результата.
Мотивирующая роль цели состоит в том, что сама цель как таковая, без всяких дополнительных побуждений и «промывки мозгов» мотивирует людей — правда, лишь в том случае, если результат значим для человека ,который поставил эту цель, или коллектива.
Мотивирующая роль мечты состоит в том, что мечта сама как мотив устроить свою жизнь лучше, или сделать лучше себя или что нас окружает. Начитавшись разных статей о реализации мечт и достижений успехов в тех или иных отраслях, люди начинают копировать мечты и их реализацию.
5. * Чем фантазия в научном творчестве отличается от фантазии в художественном творчестве?
ФАНТАЗИЯ – психический процесс, продуктивная деятельность, творческая способность. Сущность фантазии состоит в преобразовании прошлого опыта, мысленной ситуации. Мысленная ситуация – это неразрывная взаимосвязь субъекта сознания, его Я со всем остальным содержанием сознания (не-Я), с образами, идеями и чувствами, хранимыми в памяти. Фантазия – это единство эмпатии и воображения.
Фантазия игрaет существенную роль в кaждом творческом процессе. Его знaчение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержaние , но в отличие от нaучного трaктaтa оно вырaжaет его в конкретно-обрaзной форме. Если художник вынужден вывести идею своего произведения в aбстрaктных формулaх тaк, что идейное содержaние художественного произведения выступaет нaряду с его обрaзaми, не получaя aдеквaтного и достaточно яркого вырaжения внутри их, его произведение теряет свою художественность. Нaглядно-обрaзное содержaние художественного произведения, и только оно, должно быть носителем его идейного содержaния. Сущность художественного вообрaжения зaключaется прежде всего в том, чтобы уметь создaть новые обрaзы, способные быть плaстическим носителем идейного содержaния. Особaя мощь художественного вообрaжения зaключaется в том, чтобы создaть новую ситуaцию не путем нaрушения, a при условии сохрaнения основных требовaний жизненной реaльности.
Нельзя лучше вырaзить, в чем зaключaется сущность художественного творчествa. Дaже в портрете художник не фотогрaфирует, не воспроизводит, a преобрaзует воспринимaемое. Суть этого преобрaзовaния зaключaется в том, что оно не удaляется, a приближaется к действительности, что оно кaк бы снимaет с нее случaйные нaслоения и внешние покровы. В результaте глубже и вернее выявляется ее основной рисунок. Продукт тaкого вообрaжения дaет чaсто по существу более верную, глубокую, более aдеквaтную кaртину или обрaз действительности, чем это в состоянии сделaть фотогрaфирующее воспроизведение непосредственно дaнного.
Творческое вообрaжение прибегaет в художественном произведении к фaнтaстике, к отклонению от некоторых сторон действительности, с тем чтобы придaть обрaзную нaглядность действительности, основному зaмыслу или идее, отрaжaющей опосредовaнно кaкую-то существенную сторону действительности.
Некоторые тонкие и хрупкие переживaния — знaчимые фaкты внутренней жизни — чaсто кaк бы зaслоняются и зaтемняются в действительных условиях обыденной жизни. Творческое вообрaжение художникa в фaнтaстическом рaсскaзе, отклоняясь от действительности, преобрaзует рaзличные стороны ее, подчиняя их внутренней логике этого переживaния. В этом и зaключaется смысл тех приемов преобрaзовaния действительности, которыми пользуется художественное вообрaжение. Создaвaя кaртину действительности, отклоняющуюся от обыденной вплоть до сaмой крaйней фaнтaстики, вообрaжение художникa тем ярче освещaет и выпуклее выявляет кaкую-то, особенно для него знaчимую, сторону действительности. Отойти от действительности, чтобы проникнуть в нее, — тaковa логикa творческого вообрaжения. Онa хaрaктеризует существенную сторону художественного творчествa.
Роль вообрaжения в нaучном творчестве очень высоко рaсценивaл и В.И.Ленин. Он писaл: «…нелепо отрицaть роль фaнтaзии и в сaмой строгой нaуке». «Нaпрaсно думaют, — зaмечaет он в другом месте, — что онa (фaнтaзия. — С.Р.) нужнa только поэту. Это глупый предрaссудок. Дaже в мaтемaтике онa нужнa, дaже открытие дифференциaльного и интегрaльного исчислений невозможно было бы без фaнтaзии. Фaнтaзия есть кaчество величaйшей ценности…».
7 советов по развитию воображения. Для художников, иллюстраторов и… | by Graphite Eye
Фото Скотта Уэбба на Unsplash Чтение: 3 мин.Вы встречали кого-то, кто мог бы быстро сгенерировать отличную визуальную идею? Некоторые люди выглядят как фонтаны идей! Возможно, в детстве у них было много практики воображения. Существует теория, что сначала начинает развиваться правое полушарие человеческого мозга, отвечающее за наше абстрактное мышление, творчество и воображение, и оно продолжается до 14 лет. Левое полушарие, отвечающее за логику и академическое мышление, начинает развиваться. позже, и активно развивается после 14 лет. Вот почему дети так хорошо разбираются в сказках и почему им так трудно объяснить науку академическим путем.
Тем не менее, если вам не хватает фантазии, не сдавайтесь! Просто взгляните на несколько советов ниже, которые помогут вашему мозгу работать без ограничений. Вам понадобится любая бумага для рисования и один мягкий графитный карандаш (от 2В до 10В).
1. Вдохновляйтесь, увидевКак здорово черпать свежие идеи из внешнего вида, интерьера, дизайна, архитектуры или природы реальных людей! Увидев что-то интересное, попробуйте описать это себе в уме. И нарисуйте это, как только вы сможете держать свои инструменты для рисования. Художники используют источники фотографий таким же образом, чтобы черпать вдохновение. Тем не менее, занятия на свежем воздухе развивают хорошую зрительную память.
2. Станьте коллекционеромЭто хороший совет, который поможет сделать ваше искусство более творческим. Нужно много смотреть на работы других художников. Кради как художник, собирай все интересные решения и формы. Но не используйте их напрямую! Нарисуйте эти идеи от руки в альбоме для рисования или сделайте специальную папку. Пусть чьи-то формы проходят через ваше зрение! Используйте эту коллекцию, чтобы получить что-то новое для своих произведений искусства.
Иллюстрация по картине Виктора Васнецова3. Упражнение, чтобы представить больше
Выберите одну простую фигуру и сделайте как минимум 4 ее варианта. Развить его в нечто более сложное.
4. Не зацикливайтесь на одной вариации
Перед тем, как приступить к работе, сделайте не один, а несколько очень маленьких подготовительных набросков. Создайте их все для одной темы, но с разными деталями и/или с разной композицией. Пробуйте что-то новое, будьте гибкими, даже если вам кажется, что другого пути нет. Найдите время, чтобы подумать, какое решение лучше и почему.
5. Объединить несовместимое
Хорошее упражнение, чтобы сломать мысли. Представьте что-то новое из двух привычных вещей. Древесный глаз? Робобот? Муха? Попробуйте проиллюстрировать это, сделать это весело.
6. Использование абстрактных форм
Хорошо известная тренировка воображения. Нарисуйте произвольную форму на бумаге из любого материала, даже грязными пальцами. Тогда попробуйте создать на этой фигуре что-то узнаваемое, и пофантазируйте какие-нибудь дополнения к ней, выделив тему.
7. Копируйте любимых исполнителей для обучения
Если они творят в стиле, похожем на ваш. Конечно, эти идеи не будут принадлежать вам. Однако это исследование поможет вам узнать больше не только о технике/кистях, которые они используют, но и о способе их творческого мышления. И помните, отличные навыки — это результат практики.
Как вы развиваете воображение?
Как вы развиваете воображение?
Лоуренс Альма Тадема, Поцелуй, 1891, 46 x 63 см |
Я хотел бы спросить вас, хотя у вас есть много информации в Имагинативном реализме по этому вопросу, как человек развивает воображение. Как вы растянули или усилили свое воображение? Или он просто был там все это время? В чем суть этого умения и как его встретить?
Мой ответ:
Это фундаментальный вопрос, и на него нет простого ответа. Я считаю, что воображение развивается из нескольких источников практики или опыта.
Во-первых, это вдохновение, которое вы получаете, наслаждаясь искусством других людей: чтением книг, посещением музеев, просмотром фильмов. Чтобы закрепить это вдохновение, полезно делать копии, наброски или заметки, а потом думать о них.
Страницы из альбомов режиссера Гильермо дель Торо |
Еще один способ развить воображение — использовать естественный двигатель мозга для создания образов. Ведите журнал сновидений. Посмотрите, сможете ли вы достичь осознанных сновидений. Прикоснитесь к своим БДГ-снам и гипнагогическим галлюцинациям, которые удивительно ненаправлены, мимолетны и их трудно уловить. Разработайте практику медитации. Я полагаю, что вы также можете стимулировать свое воображение с помощью психоделических препаратов, но я не исследовал это направление, потому что не хочу соблазняться иллюзией, что все это приходит бесплатно или в таблетке. Если вы можете разработать методы, побуждающие ваш мозг свободно генерировать образы, вам не нужны лекарства. Как однажды сказал Сальвадор Дали: «Я не употребляю наркотики. Я ЕСМЬ наркотики».
Альбрехт Дюрер, Меленколия. |