Основные принципы делового общения кратко – ( )

34. Понятие и принципы делового общения.

> Общение
— это
сумма
выработанных
наукой,
практикой и
мировым
опытом
нравственно-этических
требований,
принципов,
норм
и правил,
соблюдение
которых
обеспечивает
взаимопонимание
и взаимное
доверие
субъектов
делового
общения,
повышает
эффективность
контактов
и конечных
результатов их
совместных
действий.

В основе
делового
общения
лежит
решение
важного
служебного
вопроса, ответственное конкретное
дело,
касающееся
судеб людей,
материальных
и финансовых
затрат, а
нередко
и правовых
отношений с
весьма
малоприятными
последствиями
для
субъектов
общения.
Поэтому
нравственная
сторона
решения
и социального
результата
общения
играет огромную
роль.
Кроме
того,
когда речь идет
о руководителе,
этическое
содержание
общения
прямо
влияет
на нравственные
воззрения
подчиненных
и,
следовательно,
на
качество
их
служебной
деятельности.
Исходя
из
этого,

знание
и владение
этикой делового общения является
показателем
профессиональной культуры
сотрудника
правоохранительных
органов,
степени его
соответствия
со­
временным

требованиям.

Деловое
общение
должно
основываться
на
определенных
нравственных
принципах,
среди
которых
главными
являются
следующие.

  1. В основе
    делового
    контакта лежит
    интерес кделу, но
    ни вкоем
    случае
    не личные
    интересы ине собственные
    амбиции. Несмотря
    на кажущуюся
    банальность, именно
    этот принцип
    нарушается
    чаще всего, ибо
    далеко не
    каждый ине всегда
    находит всебе
    способность поступиться
    личными
    интересами, когда они
    входят впротиворечие
    синтересами
    дела.

  2. Порядочность,
    то есть
    неспособность
    кбесчестному
    поступку или
    поведению,
    основывающаяся
    на таких
    нравственных
    качествах,
    как:

  • обостренная
    совесть;

  • стремление
    сохранить
    незапятнанной
    свою честь
    иутвердить
    собственное
    достоинство;

  • умение
    держать себя ровно слюбым
    человеком,
    независимо от
    его служебного
    или социального
    статуса;

  • моральная
    устойчивость, умение не
    поступаться
    своими принципами;

  • обязательность,
    точность,
    верность своему
    слову.

  1. Доброжелательность,
    то есть
    потребность
    делать людям
    добро.

Уважительность,
реализующаяся
через нравственные
качества (вежливость,
деликатность, тактичность,
учтивость,
заботливость).

35. Правила взаимоотношений начальника и подчиненного.

Отличительная
черта
служебного
этикета
сотрудника
правоохранительных
органов
— это
его нормативный
характер:
общение
здесь
регулируется
уставами, приказами, наставлениями,
инструкциями,
выполнение
которых
строго
обязательно.

В зависимости
от
занимаемой
должности и
специального
звания
между
сотрудниками
складываются определенные отношения
на
основе
общих
принципов
морали,
права
и уставных
требований,
в которых
сливается воедино
уважение
к личности
человека с
уважением
к его
званию и
должности,
моральная ответственность
начальника
и под­
чиненного
за
соблюдение
этических
норм.

Каковы
же
правила
взаимоотношений начальника
и подчиненного?

  • Нового
    сотрудника
    представляет
    его
    непосредственный
    начальник или
    его заместитель
    на собрании
    личного состава
    или служебном
    совещании..
    При
    назначении
    на
    должность,
    сдаче
    должности,
    присвоении
    специального
    звания,
    награждении
    правительственной
    наградой,
    убытии вкомандировку или
    вотпуск ивозвращении
    сотрудник
    называет
    занимаемую
    должность,
    звание,
    фамилию
    и при­
    чину
    представления.

  • Сотрудник
    должен оказывать
    уважение,
    внимание старшим
    по званию,
    возрасту,
    общественному
    положению (если
    вслужебное
    помещение
    входит старший
    по званию
    или должности,
    необходимо
    встать иприветствовать
    его всоответствии стребованиями
    устава, садиться
    необходимо
    только после
    разрешения старшего
    начальника).

  • При
    посещении
    начальника
    сотрудник
    представляется
    втом
    случае,
    если начальник
    лично его
    не знает.
    Садиться,
    курить,
    разговаривать
    только сразрешения начальника
    (если старший
    по воз­
    расту, званию
    или общественному
    положению
    стоит, младшему
    можно
    стоять).

  • Старшему
    по званию,
    начальнику следует
    уступать дорогу,
    пропускать
    вперед впомещении или
    на улице
    ит.
    д.

  • Начальник
    должен
    заботиться
    о выборе
    правильного
    тона
    в общении
    с подчиненными,
    не
    ущемляя
    их
    достоинство.

Требовательность
к подчиненным
необходимо сочетать с
чутким
и внимательным
отношением к
ним.
Не
следует
при
подчиненном
проявлять
свое
раздражение. Нужно
быть спокойным
и выдержанным,
ничего
не
говорить
необдуманно.
При
любых
обстоятельствах
начальник обязан
отвечать
на
приветствие
своего
подчиненного.

studfiles.net

Этика делового общения: основные принципы и правила

В основе любого успешного коллектива лежит соблюдение основных принципов и правил делового общения. Отношения, которые строятся на профессиональной этике и взаимном уважении создают комфортную рабочую атмосферу, препятствуют возникновению конфликтов. Значение имеют абсолютно все деловые нормы — от этики делового общения по телефону до речевой культуры в беседе начальника и подчиненного.

От правильно поведения в деловом общении зависит как личный успех так и результаты работы всей команды

Содержание статьи:

Этика делового общения — основные правила

Этикет является самой важной и значимой частью переговорных процессов, вне зависимости от их уровня. В его основе находятся негласные принципы общения в коллективе, объединенные общими профессиональными целями.

Правила делового общения и этика профессионального поведения на практике необходимы для того, чтобы:

  1. упорядочить обмен информацией между сотрудниками;
  2. развить понимание, стоящих перед ними целей и действий для их достижения;
  3. создать правильную трудовую атмосферу, направленную на производство;
  4. наладить производительность труда, создав комфортную моральную обстановку;
  5. избежать конфликтных ситуаций и недоразумений.

Основные принципы и правила делового общения

У каждой компании есть своя корпоративная культура, регламентирующая взаимоотношения в коллективе. Вне зависимости от нее действуют основные принципы и правила делового общения, к которым относятся:

Мнение эксперта

Валентина Бойко

Диетолог

Советую вам обратить внимание на новейшую методику по снижению веса от Галины Гроссманн — получите бесплатный 15-минутный вебинар сейчас. Не пропустите начало тренинга!

Узнать больше

  • справедливое распределение ресурсов между сотрудниками;
  • отсутствие недоброжелательного отношения к клиентам, коллегам, младшим по званию и начальству, критики в сторону конкурентов;
  • развитие этической стороны поведения организации и лояльность служащих к ее традициям;
  • одинаковое профессиональное признание коллективных и индивидуальных действий;
  • оправданные отсылки к личному опыту в решении рабочих вопросов;
  • проявление доверия к работникам с целью повышения ощущения их собственной ответственности;
  • общая мотивация следовать установленным нормам для всех на личном примере;
  • отсутствие насильственных мер по отношению к служащим и ограничений свободы одного сотрудника другим, бесконфликтность.

Сегодня есть много информации о том, как следует вести себя в различных беседах и переговорах

Недостаточно выпустить приказ о соблюдении всех перечисленных установок, они должны стать традицией для вашей фирмы. Необходимо соблюдать правила делового этикета и нормы делового общения, которые строятся на таких качествах, как:

  1. имидж и официальность;
  2. вежливость и приветливость;
  3. грамотность, пунктуальность;
  4. добропорядочность;
  5. конфиденциальность;
  6. внушительность и убежденность.

Все они невозможны без определенного набора нравственных ценностей, взаимоуважения и корректности ведения рабочих диалогов. Каковые основные коммуникативно речевые правила делового общения вам в этом помогут:

  • держите себя в рамках приличия, вне зависимости от сложившейся ситуации;
  • научитесь управлять эмоциями и ставить запрет на их внешнее проявление;
  • следите за ходом своих мыслей и внимательно слушайте собеседника;
  • выработайте правильную манеру речи.

Вам может быть интересно: Как выучить бухгалтерский учет самостоятельно

Среди основных форм и правил делового общения, есть ряд факторов, влияющих на переговорный процесс, которые надо учитывать в любой беседе:

  1. влияние или фактор власти — неравная позиция, когда одна сторона имеет преимущество над другой, поймите какой у нее источник и продумайте, что ему можно противопоставить;
  2. ограничение сроков или временные условия — в лучшем положении стоит быть терпеливым, ваш собеседник или же оппонент также ограничен во времени, как и вы;
  3. информационный ресурс — информацией никогда не стоит пренебрегать, научитесь ее считывать и слушать из речи и жестов;
  4. интрига, фактор неожиданности — у другой стороны могут быть козыри в запасе, будь-то новая идея, предложения сотрудничества, надо быть готовым к резкому сопротивлению вашей концепции или непредвиденной ситуации, в корне меняющей общие планы.

В современном обществе большая часть решения рабочих вопросов сводится к электронной переписке, но и здесь действуют основные коммуникативно речевые правила делового общения:

  • уважение и внимательность к рабочим целям друг друга;
  • безопасность и сохранность информации без ее свободного распространения;
  • грамотность и пунктуальность.

Остановимся внимательней на каждом из аспектов деловой этике.

Не говорите лишнего

В залоге успеха не только грамотно поставленная речь, но и её содержание

Здесь действует принцип конфиденциальности. Если вам доверили какую-то информацию в рамках переговоров, не старайтесь делать ее общеизвестной. Следите за тем, что, когда и кому вы говорите.

Безопасность компании во многом зависит от разговорчивости ее сотрудников — не стоит выдавать корпоративные секреты в дружеском или семейном кругу, выводить их за рамки личной переписки и своего отдела. То же касается и переговоров с конкурентами — им не обязательно знать, как и над чем работает ваша организация.

Соблюдайте пунктуальность

Этот пункт имеет отношение не только к банальному приходу на работу без опозданий, но и своевременным ответам на приходящие письма по работе, ведение документации и корреспонденции. Грамотно распоряжайтесь своим рабочим временем и тогда о вас сложится репутация пунктуального человека.

Общепринятые нормы этикета лежат в основе всего

Выполняйте данные вами обещания — будь-то назначенное время для телефонной беседы, выполнение каких-то обязанностей или организация намеченного мероприятия.

Забудьте что такое обращение на «Ты»

Чувство такта и уважения к собеседнику заложено в правильном обращении к нему. К своим коллегам, начальству и подчиненным действует только одна форма обращения — на Вы. Даже при учете неформальной обстановки, обращаться на Ты к руководителю не рекомендуется.

Вежливая форма разговора с клиентами и конкурентом — тоже обращение на Вы.

Телефонный этикет

Телефонная беседа придерживается жестких рамок, обусловленных своим ограниченным форматом. Эта культура предусматривает четкий свод рекомендаций:

  1. не звоните на домашний номер партнерам и коллегам без предварительного согласования;
  2. временной интервал совершения звонков — не ранее 8 часов утра и не позднее 11 вечера;
  3. если нет ответа на звонок — не бросайте сразу трубку;
  4. если связь прервалась — ее возобновляет инициатор;
  5. не говорите слишком громко, если вас об этом не просят из-за плохой слышимости;
  6. разговор ведите кратко и по существу;
  7. отвечайте на звонки оперативно и без задержек;
  8. не отходите во время разговора от телефона — если это надо, предупредите собеседника;
  9. не забывайте о позитивном приветствии и завершении беседы с подведением итогов.

Взаимоотношения начальник-подчиненный

Для конструктивного диалога с подчиненными, руководитель должен придерживаться этих советов:

  • поощряйте коллектив, даже в случаях, когда успех достигнут действиями руководства;
  • адресуйте критику не конкретно человеку, а его профессиональным поступкам;
  • делайте замечания, даже при несущественном невыполнении обязанностей;
  • не давайте личных советов сотрудникам, не имеющих отношения к работе;
  • показывайте, что власть и принятие решение сосредоточены

33devici.ru

Тема 5. Этические нормы и принципы делового общения

В
какой бы сфере профессиональной
деятельности человек ни работал, он
всегда вступает в определенные –
деловые, служебные – отношения с
коллегами по работе, с руководителем
или подчиненными, с представителями
других организаций. Умение вести себя
с людьми надлежащим образом является
одним из важнейших факторов, определяющим
успех в служебной или предпринимательской
деятельности.

Для
того чтобы цель делового общения была
успешно реализована, в современной
психологической науке выделяют основные
этико-психологические принципы
делового
общения, к которым относят:

1)
принцип
создания
условий для выявления творческого
потенциала и профессиональных знаний
личности, на основе которого возможно
согласовать личные цели сотрудника с
общими целями организации;

2)
принцип
полномочий
и ответственности, регламентирующий
деловое общение в рамках служебных прав
и обязанностей в соответствии со
служебным статусом сотрудника, оценку
его деловых качеств и использование
его квалификации и опыта.

Джен Ягер в книге
«Деловой этикет: как выжить и преуспеть
в мире бизнеса» выделяет шесть следующих
основных принципов:

1.
Пунктуальность
(делайте все вовремя).
Только
поведение человека, делающего все
вовремя, является нормативным. Опоздания
мешают работе и являются признаком
того, что на человека нельзя положиться.
Принцип делать все вовремя распространяется
на все служебные задания. Специалисты,
изучающие организацию и распределение
рабочего времени, рекомендуют прибавлять
лишних 25 % к тому сроку, который, на ваш
взгляд, требуется для выполнения
порученной работы.

2.
Конфиденциальность
(не болтайте лишнего).

Секреты учреждения, корпорации или
конкретной сделки необходимо хранить
так же бережно, как тайны личного
характера. Нет необходимости пересказывать
кому-либо услышанное от сослуживца,
руководителя или подчиненного об их
служебной деятельности или личной
жизни.

3.
Любезность,
доброжелательность и приветливость.

В любой ситуации необходимо вести себя
с клиентами, заказчиками, покупателями
и сослуживцами вежливо, приветливо и
доброжелательно. Это, однако, не означает
необходимости дружить с каждым, с кем
приходится общаться по долгу службы.

4.
Внимание
к окружающим (думайте о других, а не
только о себе).

Внимание к окружающим должно
распространяться на сослуживцев,
начальников и подчиненных. Уважайте
мнение других, старайтесь понять, почему
у них сложилась та или иная точка зрения.
Всегда прислушивайтесь к критике и
советам коллег, начальства и подчиненных.
Когда кто-то ставит под сомнение качество
вашей работы, покажите, что цените
соображения и опыт других людей.
Уверенность в себе не должна мешать вам
быть скромным.

5.
Внешний
облик (одевайтесь как положено).

Главный
подход – вписаться в ваше окружение по
службе, а внутри этого окружения – в
контингент работников вашего уровня.
Необходимо выглядеть самым лучшим
образом, то есть одеваться со вкусом,
выбирая цветовую гамму к лицу. Важное
значение имеют тщательно подобранные
аксессуары.

6.
Грамотность
(говорите и пишите хорошим языком).

Внутренние документы или письма,
направляемые за пределы учреждения,
должны быть изложены хорошим языком, а
все имена собственные переданы без
ошибок. Нельзя употреблять бранных
слов. Даже если вы всего лишь приводите
слова другого человека, окружающими
они будут восприняты как часть вашего
собственного лексикона.

Личность обладает
индивидуальными чертами и качествами
– интеллектуальными, нравственными,
эмоциональными, волевыми, формирующимися
под воздействием общества в целом, а
также в процессе семейной, трудовой,
общественной, культурной жизнедеятельности
человека. В общении важное значение
приобретает:

Деловое общение
должно строиться на основе таких
моральных качеств личности и категорий
этики, как честность, правдивость,
скромность, великодушие, долг, совесть,
достоинство, честь, придающих деловым
отношениям нравственный характер.

На
характер общения статус коммуникантов,
их социальные и ситуативные роли, а
также их темперамент (сангвинический,
флегматический, холерический,
меланхолический).

Особенности
этика

делового
общения «сверху вниз»

Деловое
общение «сверху вниз» — это отношение
руководителя к подчиненному.Основное
правило этики подобного общения можно
сформулировать следующим образом:
«Относитесь
к своему подчиненному так, как вы хотели
бы, чтобы к вам относился руководитель».

Искусство
и успех делового общения во многом
определяются теми этическими нормами
и принципами, которые использует
руководитель по отношению к своим
подчиненным. Под нормами и принципами
понимается то, какое поведение на службе
является этически приемлемым, а какое
– нет. Эти нормы касаются прежде всего
того, как и на основе чего отдаются
распоряжения в процессе управления, в
чем выражается служебная дисциплина,
определяющая деловое общение. Без
соблюдения этики делового общения между
руководителем и подчиненным большинство
людей чувствуют себя в коллективе
дискомфортно, нравственно незащищенными.
Отношение руководителя к подчиненным
влияет на весь характер делового общения,
во многом определяет его
нравственно-психологический
климат. Именно на этом уровне формируются
в первую очередь нравственные эталоны
и образцы поведения.

Нравственные
эталоны и образцы поведения в деловом
общении «сверху вниз»

1.
Стремитесь превратить вашу организацию
в сплоченный коллектив с высокими
моральными нормами общения. Приобщите
сотрудников к целям организации. Человек
только тогда будет чувствовать себя
нравственно и психологически комфортно,
когда произойдет его идентификация с
коллективом. Вместе с тем, каждый
стремится остаться индивидуальностью
и хочет, чтобы его уважали таким, какой
он есть.

2.
При возникновении проблем и трудностей,
связанных с недобросовестностью,
руководителю следует выяснить ее
причины. Если речь идет о невежестве,
то не следует бесконечно попрекать
подчиненного его слабостями, недостатками.
Подумайте, что вы можете сделать, чтобы
помочь ему преодолеть их. Опирайтесь
при этом на сильные стороны его личности.

3.
Если сотрудник не выполнил вашего
распоряжения, необходимо дать ему
понять, что вам известно об этом, иначе
он может решить, что провел вас. Более
того, если руководитель не сделал
подчиненному соответствующего замечания,
то он просто не выполняет своих
обязанностей и поступает неэтично.

4.
Замечание сотруднику должно соответствовать
этическим нормам. Соберите всю информацию
по данному случаю. Выберите правильную
форму общения. Вначале попросите
объяснить самого сотрудника причину
невыполнения задания, возможно, он
приведет неизвестные вам факты. Делайте
ваши замечания один на один: необходимо
уважать достоинство и чувства человека.

5.
Критикуйте действия и поступки, а не
личность человека.

6.
Тогда, когда это уместно, используйте
прием «бутерброда» – спрячьте критику
между двумя комплиментами. Закончите
разговор на дружеской ноте и вскоре
найдите время поговорить с человеком,
чтобы показать ему, что вы не держите
зла.

7.
Никогда не советуйте подчиненному, как
поступать в личных делах.

8.
Не обрастайте любимчиками. Относитесь
к сотрудникам как к равноправным членам
и всем с одинаковыми мерками.

9.
Никогда не давайте сотрудникам возможность
заметить, что вы не владеете ситуацией,
если вы хотите сохранить их уважение.

10.
Соблюдайте принцип распределительной
справедливости: чем больше заслуги, тем
больше должно быть вознаграждение.

11.
Поощряйте свой коллектив даже в том
случае, если успех достигнут главным
образом благодаря успехам самого
руководителя.

12.
Укрепляйте у подчиненного чувство
собственного достоинства. Хорошо
выполненная работа заслуживает не
только материального, но и морального
поощрения. Не ленитесь лишний раз
похвалить сотрудника.

13.
Привилегии, которые вы делаете себе,
должны распространяться и на других
членов коллектива.

14.
Доверяйте сотрудникам и признавайте
собственные ошибки в работе. Члены
коллектива все равно так или иначе
узнают о них. Но утаивание ошибок –
проявление слабости и непорядочности.

15.
Защищайте своих подчиненных и будьте
им преданным. Они ответят вам тем же.

16.
Выбирайте правильную форму распоряжения.

Отметим,
что при выборе формы
распоряжения
следует
учитывать, прежде всего, два фактора:

1)
ситуацию, наличие времени для нюансов;

2)
личность подчиненного – кто перед вами,
добросовестный и квалифицированный
работник или человек, которого нужно
подталкивать на каждом шагу.

В
зависимости от этого следует выбирать
и этически наиболее приемлемые нормы
поведения и формы распоряжения.

Формами
распоряжения могут быть: приказ, просьба,
вопрос и так называемый «доброволец».

Приказ
чаще
всего следует использовать в чрезвычайной
ситуации, а также в отношении
недобросовестных сотрудников.

Просьба
используется
в том случае, если ситуация рядовая, а
отношение между руководителем и
подчиненным основано на доверии и
доброжелательности. Такая форма позволяет
сотруднику высказать свое мнение на
проблему в том случае, если она по
каким-либо причинам не может быть решена.
А если соответствующим образом произнести
фразу, то у сотрудника не возникнет
никакого сомнения, что это приказ.

Вопрос:
«Есть
ли смысл заняться этим», «Как мы должны
это сделать?» – лучше применять в тех
случаях, когда вы хотите вызвать
обсуждение, как лучше сделать работу
или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы
он взял инициативу на себя. При этом
сотрудники должны быть инициативными
и достаточно квалифицированными. В
противном случае некоторые могут
воспринять ваш вопрос как проявление
слабости и некомпетентности.

«Доброволец»
(«Кто
хочет это сделать?») – подходит для
такой ситуации, когда работу не хочет
делать никто, но тем не менее она должна
быть сделана. В этом случае доброволец
надеется, что его энтузиазм будет
соответствующим образом оценен в
дальнейшей работе.

Этика
делового общения «снизу вверх»

В
деловом общении «снизу вверх», т.е. в
отношении подчиненного к своему
начальнику, общее этическое правило
поведения можно сформулировать следующим
образом: «Относитесь
к своему руководителю так, как вы хотели
бы, чтобы к вам относились ваши
подчиненные»
.

Знать,
как следует обращаться и относиться к
своему руководителю, не менее важно,
чем то, какие нравственные требования
следует предъявлять к своим подчиненным.
Без этого трудно найти «общий язык» и
с начальником, и с подчиненными. Используя
те или иные этические нормы, можно
привлечь руководителя на свою сторону,
сделать своим союзником, но можно и
настроить его против себя, сделать своим
недоброжелателем.

Этические
нормы и принципы в деловом общении
«снизу вверх»

1.
Старайтесь помогать руководителю в
создании в коллективе доброжелательной
нравственной атмосферы, упрочении
справедливых отношений. Помните, что
ваш руководитель нуждается в этом в
первую очередь.

2.
Не пытайтесь навязывать руководителю
свою точку зрения или командовать им.
Высказывайте ваши предложения или
замечания тактично и вежливо. Вы не
можете ему прямо что-то приказать, но
можете сказать: «Как вы отнесетесь к
тому, если бы…?» и т.д.

3.
Если в коллективе надвигается или уже
случилось какое-либо радостное или,
напротив, неприятное событие, то об этом
необходимо сообщить руководителю. В
случае неприятностей старайтесь помочь
облегчить выход из этой ситуации,
предложить свое решение.

4.
Не разговаривайте с начальником
категорическим тоном, не говорите всегда
только «да» или только «нет». Вечно
поддакивающий сотрудник надоедает и
производит впечатление льстеца. Человек,
который всегда говорит «нет», служит
постоянным раздражителем.

5.
Будьте преданны и надежны, но не будьте
подхалимом. Имейте свой характер и
принципы. На человека, который не имеет
устойчивого характера и твердых
принципов, нельзя положиться, его
поступки нельзя предвидеть.

6.
Не стоит обращаться за помощью, советом,
предложением и т.д. «через голову», сразу
к руководителю вашего руководителя, за
исключением экстренных случаев. В
противном случае ваше поведение может
быть расценено как неуважение или
пренебрежение к мнению начальника или
как сомнение в его компетентности, и
ваш непосредственный руководитель
потеряет авторитет и достоинство.

7.
Если вас наделили ответственностью,
деликатно поднимите вопрос и о ваших
правах. Помните, что ответственность
не может быть реализована без
соответствующей степени свободы
действий.

Этика
делового общения «по горизонтали»

Общий
этический принцип общения «по горизонтали»,
т.е. между коллегами (руководителями
или рядовыми членами группы), можно
сформулировать следующим образом: «В
деловом общении относитесь к своему
коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он
относился к вам»
.

Если
вы затрудняетесь, как вести себя в той
или иной ситуации, поставьте себя на
место вашего коллеги.

Применительно
к коллегам-управляющим следует иметь
в виду, что найти верный тон и приемлемые
нормы делового общения с равными по
статусу сотрудниками из других
подразделений – дело весьма непростое.
Особенно если речь идет об общении и
отношениях внутри одного предприятия.
В этом случае они нередко являются
соперниками в борьбе за успех и продвижение
по службе. В то же самое время это люди,
которые вместе с вами принадлежат к
команде общего управляющего. В
рассматриваемом случае участники
делового общения должны чувствовать
себя равными
по
отношению друг к другу.

Таким
образом, в основе этики делового общения
должна быть координация,
а
по возможности и гармонизация
интересов.
Естественно, если оно осуществляется
этическими средствами и во имя морально
оправданных целей. Поэтому деловое
общение должно постоянно проверяться
этической
рефлексией,
оправдывающей
мотивы вступления в него. При этом
сделать этически правильный выбор и
принять индивидуальное решение часто
дело совсем не простое. Рыночные отношения
предоставляют свободу выбора, но вместе
с тем увеличивают количество вариантов
решений, порождают комплекс моральных
дилемм, поджидающих деловых людей на
каждом шагу в процессе их деятельности
и общения.

studfiles.net

1.3.Общие этические принципы и характер делового общения

Этику
делового общения следует учитывать в
различных ее проявлениях: в отношениях
между предприятием и социальной средой;
между предприятиями; внутри одного
предприятия — между руководителем и
подчиненными, между подчиненными и
руководителем, между людьми одного
статуса. Между сторонами того или иного
вида делового общения существует своя
специфика. Задача состоит в том, чтобы
сформулировать такие принципы делового
общения, которые не только соответствовали
бы каждому виду делового общения, но и
не противоречили общим нравственным
принципам поведения людей. Вместе с тем
они должны служить надежным инструментом
координации деятельности людей,
вовлеченных в деловое общение.

Общий
нравственный принцип человеческого
общения содержится в категорическом
императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы
максима твоей воли всегда могла иметь
также и силу принципа всеобщего
законодательства». Применительно к
деловому общению основной этический
принцип можно сформулировать таким
образом: в деловом общении при принятии
решения о том, какие ценности следует
предпочесть в данной ситуации, поступай
так, чтобы максима твоей воли была
совместима с нравственными ценностями
других сторон, участвующих в общении,
и допускала координацию интересов всех
сторон.

Таким
образом, в основе этики делового общения
должна быть координация, а по возможности
и гармонизация интересов. Естественно,
если оно осуществляется этическими
средствами и во имя морально оправданных
целей. Поэтому деловое общение должно
постоянно проверяться этической
рефлексией, оправдывающей мотивы
вступления в него. При этом сделать
этически правильный выбор и принять
индивидуальное решение часто дело
совсем непростое. Рыночные отношения
предоставляют свободу выбора, но вместе
с тем увеличивают количество вариантов
решений, порождают комплекс моральных
дилемм, поджидающих деловых людей на
каждом шагу в процессе их деятельности
и общения.

Специалист
по менеджменту, вступающий в деловое
общение, может попасть в затруднительные
ситуации. При этом если во всех случаях
он остановит свой выбор на действиях,
дающих сиюминутный эффект, его поведение
можно будет, пожалуй, считать безнравственным
и аморальным. Если же он не предпримет
ни одного из таких действий, то может
оказаться несостоятельным как управляющий
и постоянно испытывать удручающее
чувство внутреннего морального
напряжения. Поэтому совершенно очевидно,
что управляющий должен выработать
необходимый свод этических принципов,
которые смогут помочь ему в моральной
оценке каждой ситуации и решении проблем
— насколько далеко можно зайти в деловом
общении, не переступая этических норм.

Однако,
несмотря на всю проблематичность и
трудность выбора нравственной позиции,
в общении имеется ряд таких положений,
следуя которым можно в значительной
степени облегчить деловое общение,
повысить его эффективность и избежать
промахов в процессе взаимодействия с
другими в бизнесе. Помните, что:


В морали нет абсолютной истины и высшего
судьи среди людей.


Когда речь идет об этических промахах
других, не следует делать из «моральных
мух» «моральных слонов». Когда речь
идет о промахах своих, следует поступать
наоборот.


В морали следует хвалить других, а
предъявлять претензии к себе.


Нравственное отношение окружающих к
нам зависит, в конечном счете, только
от нас самих.


Когда речь идет о практическом утверждении
норм морали, основной императив поведения
— «начни с себя».

Особое
внимание следует обратить на золотое
правило этики общения: «Относитесь к
другим так, как вы хотели бы, чтобы
относились к вам». В отрицательной форме
в формулировке Конфуция оно гласит:
«Чего не пожелаешь себе, того не делай
другим». Это правило применимо и к
деловому общению, но по отношению к
отдельным его видам «сверху-вниз»
(руководитель-подчиненный), «снизу-вверх»
(подчиненный-руководитель), «по
горизонтали» (сотрудник-сотрудник)
требует конкретизации.

Этика
делового общения «сверху-вниз».
В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в
отношении руководителя к подчиненному
золотое правило этики можно сформулировать
следующим образом: «Относитесь к
подчиненному так, как вы бы хотели бы,
чтобы к вам относился руководитель».
Искусство и успех делового общения во
многом определяются теми этическими
нормами и принципами, которые использует
руководитель по отношению к своим
подчиненным. Под нормами и принципами
имеется в виду то, какое поведение на
службе является этически приемлемо, а
какое — нет. Эти нормы касаются, прежде
всего, того, как и на основе чего отдаются
распоряжения в процессе управления, в
чем выражается служебная дисциплина,
определяющая деловое общение. Без
соблюдения этики делового общения между
руководителем и подчиненным большинство
людей чувствует себя в коллективе
дискомфортно, нравственно незащищенными.
Отношение руководителя к подчиненным
влияет на весь характер делового общения,
во многом определяет его
нравственно-психологический климат.
Именно на этом уровне формируется в
первую очередь нравственные эталоны и
образцы поведения. Отмечу некоторые из
них.


Стремитесь превратить вашу организацию
в сплоченный коллектив с высокими
моральными нормами общения. Приобщите
сотрудников к целям организации. Человек
только тогда будет чувствовать себя
нравственно и психологически комфортно,
когда произойдет его идентификация с
коллективом. Вместе с тем каждый стремится
остаться индивидуальностью и хочет,
чтобы его уважали таким, каким он есть.


При возникновении проблем и трудностей,
связанных с недобросовестностью,
руководителю следует выяснить ее
причины. Если речь идет о невежестве,
то не следует бесконечно попрекать
подчиненного его слабостями, недостатками.
Подумайте, что вы можете сделать, чтобы
ему преодолеть их. Опирайтесь при этом
на сильные стороны его личности.


Если сотрудник не выполнил вашего
распоряжения, необходимо дать ему
понять, что вам известно об этом, иначе
он может решить, что провел вас. Более
того, если руководитель не сделал
подчиненному соответствующее замечание,
то он просто не выполняет своих
обязанностей и поступает неэтично.


Замечание сотруднику должно соответствовать
этическим нормам. Соберите всю информацию
по данному случаю. Выберете правильную
форму общения. Вначале попросите
объяснить причину невыполнения задания
самого сотрудника, возможно, он приведет
неизвестные вам факты. Делайте ваши
замечания один на один: необходимо
уважать достоинство и чувства человека.


Критикуйте действия и поступки, а не
личность человека.


Тогда, когда уместно, используйте прием
«бутерброда» — спрячьте критику между
двумя комплиментами. Закончите разговор
на дружеской ноте, и вскоре найдите
время поговорить с человеком, чтобы
показать ему, что вы не держите зла.


Никогда не советуйте подчиненному, как
поступить в личных делах. Если совет
поможет, вас, скорее всего, поблагодарят.
Если не поможет — на вас ляжет вся
ответственность.


Не обрастайте любимчиками. Относитесь
к сотрудникам как к равноправным членам
и ко всем с одинаковыми мерками.


Никогда не давайте сотрудникам возможность
заметить, что вы не владеете ситуацией,
если вы хотите сохранить их уважение.


Соблюдайте принцип распределенной
справедливости: чем больше заслуги, тем
больше должно быть вознаграждение.


Поощряйте свой коллектив даже в том
случае, если успех достигнут главным
образом благодаря заслугам самого
руководителя.


Укрепляйте у подчиненного чувство
собственного достоинства. Хорошо
выполненная работа заслуживает не
только материального, но и морального
поощрения. Не ленитесь лишний раз
похвалить сотрудника.


Привилегии, которые вы делаете себе,
должны распространяться и на других
членов коллектива.


Доверяйте сотрудникам и признавайте
собственные ошибки в работе. Члены
коллектива все равно, так или иначе,
узнают о них. Но утаивание ошибок —
проявление слабости и непорядочности.


Защищайте своих подчиненных и будьте
им преданными. Они ответят вам тем же.

Выбирайте
правильную форму распоряжения, учитывая,
прежде всего два фактора: 1) ситуацию,
наличие времени для нюансов, 2) личность
подчиненного — кто перед вами, добросовестный
и квалифицированный работник или
человек, которого нужно подталкивать
на каждом шагу. В зависимости от этого
следует выбирать и этически наиболее
приемлемые нормы поведения и формы
распоряжения.

Формами
распоряжения могут быть: приказ, просьба,
запрос и так называемый «доброволец».

Приказ.
Чаще всего следует использовать в
чрезвычайной ситуации, а также в отношении
недобросовестных сотрудников.

Просьба.
Используется с том случае, если ситуация
рядовая, а отношение между руководителем
и подчиненным основано на доверии и
доброжелательности. Такая форма позволяет
сотруднику высказать свое мнение на
проблему в том случае, если она по
каким-либо причинам не может быть решена.
А если соответствующим образом произнести
фразу, то у сотрудника не возникает
никакого сомнения, что это приказ.

Вопрос.
«Есть ли смысл заняться этим?», «Как мы
должны это сделать?». Лучше применять
в тех случаях, когда вы хотите вызвать
обсуждение, как лучше сделать работу
или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы
он взял инициативу на себя. При этом
сотрудники должны быть добровольными
и достаточно квалифицированными. В
противном случае некоторые могут
воспринять ваш вопрос как проявление
слабости и некомпетентности.

«Доброволец».
«Кто хочет это сделать?». Подходит для
такой ситуации, когда работу не хочет
делать никто, но, тем не менее, она должна
быть сделана. В этом доброволец надеется,
что его энтузиазм будет соответствующим
образом оценен в дальнейшей работе.

Этика
делового общения «снизу-вверх».
В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в
отношении подчиненного к своему
начальнику, общее этическое правило
поведения можно сформулировать следующим
образом: «Относитесь к своему руководителю
так, как вы бы хотели, чтобы к вам
относились ваши подчиненные».

Знать,
как следует обращаться и относиться к
своему руководителю, не менее важно,
чем то, какие нравственные требования
следует предъявлять к своим подчиненным.
Без этого трудно найти «общий язык» с
начальником, и с подчиненными. Используя
те или иные этические нормы, можно
привлечь руководителя на свою сторону,
сделать своим союзником, но можно и
настроить его против себя, сделать своим
недоброжелателем.

Этика
делового общения «по горизонтали».
Общий этический принцип общения «по
горизонтали», т.е. между коллегами
(руководителями или рядовыми членами
группы), можно сформулировать следующим
образом: «В деловом общении относитесь
к своему коллеге так, как вы хотели бы,
чтобы он относился к вам». Если вы
затрудняетесь, как вести себя в той или
иной ситуации, поставьте себя на место
вашего коллеги.

Применительно
к коллегам-управляющим следует иметь
в виду, что найти верный тон и приемлемые
нормы делового общения с равными по
статусу сотрудниками из других
подразделений — дело весьма непростое.
Особенно если речь идет об общении и
отношениях внутри одного предприятия.
В этом случае они нередко являются
соперниками в борьбе за успех и продвижение
по службе. В то же самое время это люди,
которые вместе с вами принадлежат к
команде общего управляющего. В
рассматриваемом случае участники
делового общения должны чувствовать
себя равными по отношению друг к другу.

studfiles.net

 Понятие принципов делового общения

Поделись с друзьями

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия — между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Поэтому необходимо сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали любому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И.Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства».  Применительно к деловому общению, основной этический принцип можно сформулировать следующим образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов, естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

Несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность, избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе. В морали следует не хвалить других, а предъявлять претензии к себе.

Нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих.  Когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения — «начни с себя».

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали» (сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.

students-library.com

Психология делового общения — приемы, принципы, манеры, этика, культура, речь, беседа

Под деловым общением подразумевается коммуникативное взаимодействие между людьми или группами людей, которые формируют необходимые взаимоотношения для достижения взаимовыгодных целей.

Одной из важных характеристик делового общения оказывается соблюдение сторонами официального стиля общения, с соблюдением норм и правил делового этикета.

Суть психология делового общения – умение грамотно выстраивать деловую беседу с осознанием отличительных черт переговорщика.

Этика делового общения

В отличие от социальных или личностных коммуникаций, деловое общение имеет собственные характерные признаки и черты, вычленение которых дает возможность выявить его специфичность.

Осведомленность о национальных и психологических особенностях потенциального делового партнера, о его языковых особенностях, сопровождающих проявление чувств, о темпераменте, об исторических наследиях, отражающихся на мировосприятии, все это благоприятствует построению эффективной модели общения вне зависимости от направления профессиональной деятельности коммуницирующих индивидов.

Для успешного взаимодействия между людьми весомую роль имеют знания основ психологии и этики делового общения. Вне зависимости от собственной роли и положения, человеку необходимо обладать умением аргументировано вести беседу, ясно формулируя имеющуюся у него точку зрения, уметь слушать и слышать собеседника, направляя беседу в необходимое русло, излучая при этом искренность и доброжелательность. Деловое общение и культура речи тесно переплетены между собой.

Важнейшие принципы этической аргументации делового общения характеризуются нравственным императивом и принципом выбора действий и оценки поступков. Руководствуясь последним, выносится вердикт этичности или неэтичности решений.

Решение неэтично в результате перевешивания ущерба над пользой, которую оно приносит основному человеческому большинству. Руководствуясь принципом нравственного императива, принимаемые решения, вне зависимости от ситуации, должны сообразовываться с принципами морали.

перейти наверх

Вид психологического взаимодействия

Если говорить о деловом общении на уровне психологического взаимодействия, то его следует рассматривать как процесс, основанный не только на воспитанности, но и на самовоспитании. Фактически – это одна из форм индивидуального творчества, направленная на развитие лучших качеств личности.

В качестве элемента, характеризующего качество и эффективность делового общения, могут выступать привлекаемые с его помощью финансовые ресурсы. Именно деловое общение благоприятствует налаживанию сотрудничества и партнерства даже среди конкурентов, не говоря уж о структурах или индивидуумах, сосредоточенных на результативном взаимодействии.

Распространенное мнение, будто в деловых отношениях совершенно нет места чувствам, в корне неверно. Ведь если не обращать на эту сторону должного внимания, можно разрушить слаженный коллектив, например, ведь разум и эмоции неразрывно связаны между собой.

Для расположения к себе делового партнера можно использовать ряд приемов:

  • Имя собственное – подразумевает упоминание имени собеседника в разговоре.
  • Отзеркаливание – улыбка вызывает улыбку в ответ, угрюмость – ответ на неприветливость.
  • Комплименты – тонкое и приятное собеседнику преувеличение его достоинств.

Все эти несложные приемы делового общения в сочетании с грамотным употреблением речевых конструкций, которым уделяется около 90% внимания, в отличии от межличностного общения, где их значимость оценивается в 50% и ниже, приводят к достижению необходимого эффекта. Помимо того, о чем говорит собеседник, необходимо обращать внимание на исходящие от него невербальные сигналы: жесты, мимику.

перейти наверх

Деловое общение – культура

При выполнении рабочих функций профессионализм сотрудника компании оценивается еще и с точки зрения культуры делового общения. В большинстве случаев значительное количество переговоров приходится совершать по телефону, когда недоступны невербальные признаки, что существенно усложняет задачу ведения переговоров и требует наличия определенных навыков. При этом необходимо иным образом проявлять свою заинтересованность в беседе, через проявление благосклонности и доброжелательности.

Необходимо стремиться не просто к разговору, а к обоюдовыгодному общению – ведь именно в этом случае происходит обмен некими данными, интересными обеим сторонам контакта, с оказанием друг на друга некоторого влияния, далеко впрочем, не всегда равномерного с обеих сторон.

В силу человеческой психики, в процессе общения создается образ партнера по коммуникациям, который может быть и похож на подлинный облик собеседника, но не полностью, тем более что он имеет тенденции постоянно корректироваться.

Стоит подчеркнуть, что при деловом общении просто необходимо придерживаться определенных норм культуры, принципов делового этикета: пунктуальности, культуры речи и внешнего вида, например. Особое внимание следует уделять культуре речи, ведь именно речевое общение в большинстве своем лежит в основе деловой жизни, проходящей в беседах, переговорах, совещаниях.

перейти наверх

Манера делового общения

Официально-деловой разговорный стиль, отличный от повседневного разговора, включающего сленговые и эмоционально окрашенные выражения, отличает манера делового общения. В областях общения, связанных с профессиональной деятельностью, доминируют специфические особенности, когда взаимоотношения между субъектами общения регламентированы имеющимися правовыми нормами, устоявшимися принципами обмена данными и информацией.

Базисом делового общения выступают три основополагающих аспекта: ортологический, этический и коммуникативный. Первый из них подразумевает правильность речи, отраженную в сознании субъекта общения в виде определенных шаблонов, схем построения фраз, укладывающихся в рамки грамотности.

Умение мобилизовать огромный арсенал используемых средств общения с учетом их ситуативного применения, поставленных задач и имеющихся обстоятельств, относится к коммуникативной составляющей. Наконец, этическая сторона речевой культуры подразумевает использование речевых этикетных формул, порядка их использования в привязке к различным условиям.

Так, например, некоторые аспекты общения сильно зависят от национальной принадлежности стороны общения, и если для людей одной национальности что-то может быть нормой, то для других оно будет выглядеть предельно оскорбительным.

перейти наверх

Принципы делового общения

Если говорить о жизненной роли психологии делового общения, то ее трудно переоценить, поскольку, по сути, оно соприкасается со всеми областями человеческой жизненной деятельности. Безусловно, наличие у деловых коммуникаций некоторых универсальных правил, регулирующих процессы профессиональных соприкосновений.

В части норм делового общения выделяют принципы делового общения. Межличностность отмечается искренностью и многосторонностью взаимодействия людей, основывается на их взаимной заинтересованности друг другом. Хоть в данном случае и будет ярко выражена профессиональная составляющая общения, однако межличностное взаимодействие никак не теряет своей актуальности.

Какие бы ни были внешние обстоятельства, определенные характером конкретной деятельности, личностные свойства собеседников и их взаимоотношения никуда не деваются. А это свидетельствует о неразрывности коммуникативных взаимодействий и межличностных связей.

Что касается целенаправленности, то при общении имеется не только прямая цель общения, но и косвенная, неявная. Так, например, человек выступает с докладом и старается донести до участников семинара суть поднимаемого в нем вопроса, однако вместе с тем, он же стремиться дать выход своему красноречию, стремлению покрасоваться перед публикой и т.п.

Принцип непрерывности выражается в стремлении не выпадать из поля зрения партнера по общению, с посылом ему поведенческих вербальных и невербальных оповещений, которым придается явственный смысл и на основании которых делаются уместные ситуации выводы.

В основе принципа многомерности лежит не только взаимообмен индивидуумов данными в разнообразных ситуациях делового общения, но и регулирование их, индивидуумов, взаимоотношений. В данном случае можно говорить, по меньшей мере, о двух сторонах взаимоотношений.

Первая касается поддержания передачи профессиональной информации на уровне делового взаимодействия, вторая – в трансляции эмоциональной окраски партнерских отношений, присутствующих в каждом контакте.

psytheater.com

Лекция 7. Этика делового общения.




 

В большинстве стран, имеющих богатый опыт делового общения существует ряд строгих правил этикета, нарушение которых может повредить имиджу делового человека. Сейчас, когда в стране все более утверждается рыночная экономика, часть серьезных бизнесменов вынуждена обратиться к зарубежному опыту делового общения, чтобы не выглядеть нелепо на мировом рынке, предлагая свои товары и услуги. Знание делового этикета — залог успеха в ведении дел. Главный показатель успеха в бизнесе — достижение реальных результатов, т.е. получение прибыли, рост производства, профессиональное удовлетворение, создание положительного имиджа в обществе, уважение партнеров по бизнесу, надежность фирмы или предприятия.

Известно, что только 10-15% открывших свое дело, добиваются настоящего успеха.[1] Чтобы попасть в их число, мало быть целеустремленным, необходимо быть порядочным человеком и хорошим профессионалом.

Кроме того, необходимо знать технологию деловых отношений, уметь вести переговоры, соблюдать этику коммерческого общения, постоянно заниматься маркетингом, развивать эффективную рекламу, изучать вопросы спроса и сбыта, преодолевать языковые трудности, разбираться в банковском деле, постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, следить за своим положительным имиджем и многое другое.

Целью данной работы является выявление сущности, принципов и основного содержания этики делового общения в офисах и фирмах.

1. СУЩНОСТЬ ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Этика делового общения — учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров.[2]

В основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов.

Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. Принципы — это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.



Принципы этики деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству и коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».[3]

2.Необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.)

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

Логическим продолжением четвертого принципа является пятый принцип-принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и прочим, имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Седьмой принцип рекомендует различное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.

Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонкоформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип — никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый принцип-постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников.




Двенадцатый принцип — при воздействии (на коллектив, на отдельных сотрудников, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия.

Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и пр.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности.

Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других.

Шестнадцатый принцип можно назвать принципом способствования: сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип гласит: не критикуй конкурента.

Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» — коллектив другого отдела, коллега, в котором можно «усмотреть» конкурента.

Принципы этики деловых отношений должны служить основанием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы.

Перечень принципов может быть продолжен с учетом специфики деятельности той или иной организации. Существует принципы профессиональной этики.

Общим для всех профессий является требование максимально высокого качества работы в пределах оговоренных возможностей. Недопустимо противопоставление корпоративных интересов интересам клиента.

Общеупотребительно требование отношения к клиенту, посетителю, покупателю и т.д., как к субъекту, а не объекту профессиональной деятельности, недопустимость манипулирования, введения людей в заблуждение, во многих профессиях понимается как принцип «информированного согласия».[4]

Информированное согласие существует во всех профессиях и отражает требование соблюдения права человека на информацию, касающуюся его лично или его интересов, гарантированное Декларацией прав человека.[5] Оно означает также недопустимость дезинформирования и замалчивания важной информации.

Информированное согласие означает максимальную информацию, предоставляемую специалистами и касающуюся здоровья, времени, материальных затрат, возможных последствий или потерь, утрат возможностей или морального вреда достоинству.

Эта информация является условием добровольного принятия клиентом, пациентом, учащимся, посетителем содержания форм, методов, приемов, времени, цены и качества его обслуживания (лечения), обучения и предполагаемого результата с учетом возможных осложнений.

Общим для всех профессий является принцип сохранения профессиональной тайны, конфиденциальности сведений о клиентах, информационных запросах, услугах, технологиях, рецептах.

Конфиденциальность применительно к работе специалиста следует понимать как неразглашаемость сведений, касающихся специалиста и ставших достоянием специалиста в результате исполнения им служебных обязанностей или в связи с ними.

Уважение прав собственности — важный принцип профессиональной этики.

Во многих профессиях сегодня принципом является коллегиальность.

Важным принципом профессиональной деятельности в условиях демократии является право на критику.

Экологический принцип обязывает специалистов заботиться о чистоте помещений и воздуха, профилактических мерах в периоды эпидемий, сбережении тепла, воды, электроэнергии как условий охраны природы и человека.

Гедонизм- принцип этики, согласно которому, стремление к наслаждению и избежания страданий является естественным правом человека.

Гедонизм обязывает профессионала к оптимизму, энергичности, умению вдохновлять и вдохновляться.

Культура устной и письменной речи часто бывает сердцевиной профессиональной этики. Важными показателями ее является стиль общения, функциональная грамотность.

Этические требования к языку и речи в профессиональном общении просты, но выполнение их непросто. Это ответственность за каждое сказанное слово. Это правильность речи и языка. Это краткость, выразительность и соблюдение норм речевого этикета.

В заключение этой главы скажу, что в мире существуют разнообразные виды этических кодексов, хартий, деклараций.

В России же процесс разработки кодексов только начинается. В медицине, журналистике, юриспруденции возрождаются традиции доблестного служения Отечеству, принимаются соответствующие документы, отражающие общемировые стандарты.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА

 

Деловой этикет офиса

а) Внешний вид сотрудников

Ни один сотрудник или управляющий фирмой не захочет, чтобы ее образ потускнел в глазах других людей от того, что кто-то из руководящих сотрудников будет неряшливо выглядеть. Есть ряд правил, касающихся внешнего вида. Прежде всего- это чистота кожи, волос, одежды, обуви, умеренное потребление парфюмерии, декоративной косметики и скромные украшения.

Одежда персонала должна соответствовать сфере деятельности данной фирмы. Продуманный стиль в одежде сотрудников фирмы может существенно улучшить ее имидж. Сотрудникам крупных компаний с более формальной системой общения и иерархией в управлении лучше носить официальный деловой костюм, хорошо выглядеть и использовать соответствующие аксессуары.

В небольших фирмах к имиджу сотрудников предъявляется меньше требований. Однако, тут следует учитывать тот факт, что чем моложе компания, тем увереннее и стабильнее она должна выглядеть и поэтому сотрудникам молодых динамичных фирм рекомендуется быть более демократичными в выборе собственной одежды.

То, как должна выглядеть женщина на работе, определяется характером учреждения, где она служит. Имидж, что приемлем для сотрудницы дома моделей, может быть совершенно неприемлемым для банковской служащей. Манера одеваться отражает не только собственное мнение о самой себе, но и то, на какое отношение претендует женщина со стороны окружающих. Если она хочет показать сослуживцам, начальству, заказчикам и клиентам, что она причисляет себя к бизнесменам высокого класса, то в таком случае ей не стоит носить на работе слишком короткие юбки и глубоко декольтированные блузки.

При выезде на конференции и деловые встречи, которые часто проводятся в отелях или пансионатах, следует взять с собой одежду, подходящую для разных ситуаций, в том числе и спортивную. В таких случаях к одежде относятся более свободно, и строгий деловой костюм могут заменить блузка с юбкой или брюками, трикотажные вещи. Если в программе предусмотрены вечерние приемы, следует также взять подходящий туалет.

Мужчинам при поездках за город на конференции рекомендуется взять одежду спортивного покроя. Нелишним будет взять с собой и выходной пиджак, если планируется проведение официального приема.

Выбирая одежду, следует помнить о том, что отдельные детали должны гармонировать друг с другом. Вообще, в отношении моды деловой мир достаточно консервативен. Одежда предпочитается не столько модная, сколько престижная. Нужно обладать тонким чувством меры, чтобы сохранить баланс между модой и излишней консервативностью. Неаккуратность в одежде и престиж несовместимы.

Плохое впечатление на окружающих производят броские ювелирные украшения, волосы на груди, виднеющиеся через расстегнутую или слишком тонкую рубашку, чересчур прилизанные жирные волосы на голове. Усы и борода должны быть ухоженными и подстриженными.

б) Правила вежливости на работе

Если исходить из идеи равенства мужчин и женщин и руководствоваться правилами обычной вежливости, то вопрос о том, как вести себя представителям противоположных полов в служебной обстановке, отпадет сам собой и тогда:

— дверь открывает тот, кто к ней ближе стоит;

— в лифт первым входит и выходит из него тот, кто находится ближе к двери;

— прикурить другому дает тот, у кого в руке зажигалка;

— и мужчины, и женщины поднимаются со стула, чтобы поприветствовать клиента или посетителя, вне зависимости от его пола;

— и мужчины, и женщины обмениваются рукопожатиями; на службе нет правил, предписывающих, кто первым должен подать руку;

-если на работе все пользуются общей кофеваркой или чайником, также все по очереди моют эти предметы, женщины не должны на службе «вести хозяйство»;

— ни мужчинам, ни женщинам на работе не следует называть сотрудников уменьшительными именами и прозвищами, никаких «милочек» и «лапочек», если кто-то продолжает упорствовать, необходимо останавливать его до тех пор, пока не подействует;

— даже если хочется вести себя на работе так, как в нерабочей обстановке, нельзя позволять себе делать этого.

в) Офис и его корпоративный имидж

То, как выглядит офис компании или фирмы, может многое сказать о состоянии дел данного предприятия, общей культуре его руководителя и сотрудников, их вкусах. И вовсе неважно, большое или маленькое помещение занимает офис, там все должно способствовать эффективной работе, настраивать на деловой лад. Если офис грязный, не отремонтированный, оргтехника в нерабочем состоянии, то вряд ли здесь можно проникнуться доверием к фирме.

Имеет значение не только интерьер помещения, но и сама окружающая обстановка. Работать в красивом, просторном, полном света помещении намного приятнее, чем в тесной, убогой комнатушке. Комфортные условия работы положительно влияют на психологическое и физическое состояние. Цветовая гамма помещения может значительно повлиять на ход деловой беседы или переговоров. Белые стены офиса хорошо отражают свет и могут вызывать раздражение, поэтому лучше, если они будут светлыми.

Синяя цветовая гамма помещения создает атмосферу доминирования хозяев и не позволяет посетителям чувствовать себя непринужденно.

Бежевый и светло-коричневый-довольно нейтральные тона, а темно-коричневый и серый могут вызвать депрессию. Красные же оттенки могут возбуждать и восприниматься как угрожающе.

Зеленые тона создают атмосферу расслабленности, не слишком подходящей для рабочей обстановки. Для создания впечатления простора лучше использовать светлые холодные и нейтральные тона.

Предпочтения в цветовой гамме в значительной степени зависят от культурных традиций. Так, японцы проявляют склонность к пастельным тонам, в то время как китайцы – к ярким, привлекающим внимание. При выборе искусственного освещения рабочих помещений следует учитывать наличие естественного света.

Главное в этом деле, чтобы офис отражал основные цели бизнеса, соответствовал профессии его хозяина. У юриста или бухгалтера все бумаги должны быть в идеальном порядке, и не обязательно на виду. С другой стороны, если зайти в студию дизайнера или издательство и не увидеть ни бумаг, ни рукописей, то можно решить, что у них нет заказов и они не работают над книгами. Тем не менее, не стоит делать офис чрезмерно «личностным», таким, который будет слишком много говорить о своем хозяине, поскольку это также может помешать деловому настрою.

В большой корпорации обстановка помещения и стола подчиняется общим требованиям, но чрезмерная стандартизация рабочих мест может привести к тому, что служащие будут чувствовать себя безликими «корпоративными клонами» и считать, что от них, как индивидуумов, ничего не зависит.

Во многих фирмах рабочее место строго соответствует статусу служащего. Большие офисы часто начинаются с приемной и чтобы не отпугнуть посетителей, обстановку приемной важно сделать максимально гостеприимной. И тут очень многое зависит от секретаря фирмы. От секретаря, являющегося персональным помощником руководителя, во многом зависит имидж руководителя фирмы, эффективность его работы, а значит, и работы всей фирмы.

В круг обязанностей секретаря обычно входят: ответы на телефонные звонки, работа с входящей и исходящей корреспонденцией, работа по организации приема посетителей и т.д. И далеко не каждый способен хорошо и успешно справиться с этим делом. При подборе секретаря важны внешние данные, умение держать себя и общаться с людьми, вести делопроизводство, знать правила переписки, компьютер и современные средства связи, желательно владеть иностранным языком. При ведении телефонных разговоров секретарь должен быть вежлив, терпелив, деловит и краток. Отвечая на телефонный звонок, он выясняет имя и должность собеседника, суть дела и докладывает о нем руководителю или переключает телефон на сотрудника, уполномоченного решать подобные вопросы. Во время переговоров секретарь отвечает на телефонные звонки, адресованные руководителю, а по окончании переговоров докладывает ему о поступивших звонках, соединяет его с теми, с кем он хочет поговорить.

Секретарь должен четко представлять себе рабочий график своего начальника, ориентироваться в приоритетности различных вопросов. В случае, когда руководитель ждет какого-то важного звонка, то он непременно предупреждает об этом своего секретаря.

Секретарь не имеет права сообщать сведения о здоровье, семейных делах или домашнем адресе и телефоне сотрудников, в том числе и косвенно («Такой-то пошел в поликлинику» или « такая-то на больничном»). Это же следует учитывать и при разговоре по нескольким телефонам, когда абонент, ожидающий соединения, может услышать сведения, для него не предназначенные.

Секретарь также обычно встречает посетителя. Если о встрече договаривались заранее, то встретить гостя может сотрудник, отвечающий за подготовку данной встречи или переговоров.

Во многих учреждениях и фирмах есть свои правила безопасности, и если ожидается гость в фирму, то об этом необходимо заранее предупреждать охрану. В некоторых учреждениях и фирмах гостей сначала проводят в помещение, где они могут подождать, пока секретарь докладывает об их прибытии. Далее их проводят в зал переговоров или в кабинет того сотрудника, который их должен будет принять.

Чтобы не отпугнуть посетителей, обстановку приемной следует сделать максимально гостеприимной. Там можно устроить выставку результатов достижений фирмы, развесить различные дипломы, что станет эффективным способом саморекламы. Посетителям приятнее ожидать в приемной, если есть на чем остановить свой взгляд- цветы, растения, аквариум, картины или фотографии. Вместо мягких кресел лучше использовать удобные стулья, в низких креслах человек чувствует себя расслабленно, а ведь он пришел по делу, а не отдыхать. Всегда нужно помнить, что посетители, ожидающие в приемной, составляют определенное впечатление о фирме и ее бизнесе еще до того, как попадут в кабинет и встретятся с руководителем или менеджером компании.

 

Подготовка деловых бумаг по правилам этикета

А) Бланк

Одна из первых деловых бумаг, с которыми сталкивается клиент или заказчик,- это бланк фирмы. Бланк фирмы во многом характеризует ее, по нему может сложиться первое впечатление о деловых партнерах. Поэтому по возможности не стоит экономить на фирменных бланках — следует использовать лучшую бумагу, прибегнуть к услугам хорошей типографии.

На бланке должны присутствовать название фирмы, ее регистрационный номер и дата регистрации, адрес, телефон и факс. Иногда указывают имена директоров фирмы (обычно это делается в нижнем колонтитуле). В последнее время на бланке все чаще ставится адрес электронной почты в формате Интернета.

Не рекомендуется указывать на бланке фирмы банковские реквизиты- лучше при необходимости впечатать их в конце письма соответствующего содержания. На бланке может находиться логотип фирмы, что будет выгодно при необходимости впечатать их в конце письма соответствующего содержания. На бланке может находиться логотип фирмы, что будет выгодно отличать его от других. При этом важно соблюсти соразмерность и сбалансированность рисунка и текста. Логотип должен быть простым, легко узнаваемым и выполненным на профессиональном уровне. В ряде случаев бланк может быть номерным, т.е. внизу или на обороте указывается его уникальный порядковый номер. Такие бланки подлежат отчетности. Иногда использование номерного бланка заменяет использование печати.

В дополнение к бланку хорошо воспринимается выполненным в том же стиле конверт с логотипом фирмы.

В личной переписке также могут употребляться бланки и однотипные конверты. В этом случае вполне уместно ограничиться указанием имени или монограммы владельца. На личном бланке может указываться также и почтовый адрес.

Цвет шрифта имеет большое значение, например, темно-коричневые или темно-серые буквы на кремовом форе выглядят традиционно, а черные на белом- очень по деловому. Используя цветную бумагу, следует учитывать, что ее цвет может менять цвет краски и чернил, которым выполнен текст, -так, темно-синяя краска потеряет свою синеву на желтом фоне. Если бизнес имеет динамичный и энергичный имидж, то можно использовать желтый и красный цвет, а если бизнес «успокаивающий», то можно включить консервативные цвета типа темно-синего или серого.

К особому виду деловых бумаг относятся благодарственные открытки с тисневым шрифтом, которые заказываются фирмой вместе с бланками, визитными карточками, конвертами и пр. Их отправляют в ответ на различного рода поздравления, получаемые должностными лицами от незнакомых людей в честь победы на выборах, по случаю присвоения почетных званий и назначения на государственные должности.

Б) Визитная карточка

Визитные карточки также способствуют созданию положительного имиджа, как личного, так и фирмы. Визитная карточка- это то, что остается у знакомого, собеседника, делового партнера после очной или заочной встречи с человеком. Карточка должна не только содержать те сведения, которые он хотел бы о себе оставить, но и содействовать сохранению у партнера того имиджа, к созданию которого человек стремится. Обычно визитная карточка-это небольшой прямоугольник белого полуплотного картона хорошего качества с текстом, отпечатанным типографским способом. Четких правил в отношении размеров визитных карточек нет, но обычно у мужчин они могут быть несколько больше, чем у женщин, к примеру, 90х50 мм и 80х40 мм (в Великобритании визитные карточки женщин больше, чем у мужчин). Визитная карточка молодой девушки может быть еще меньше- как правило, 70х35мм.

Что касается шрифта карточки, то он должен быть легко читаемым. Имя обычно выделяется полужирным шрифтом чуть большего размера. Визитная карточка может печататься на языке страны, где живет или пребывает в настоящее время владелец, либо на английском языке. В стране, где два официальных языка, целесообразно иметь отдельные визитные карточки на каждом языке.

На внешний вид карточек и на пользование ими могут влиять также и местные традиции. Сейчас в России стали использовать двусторонние карточки-с текстом на другом языке на оборотной стороне.

Визитная карточка в большинстве случаев должна иметь черный текст на белом фоне, нормы строгого этикета не рекомендуют отходить от этой гаммы. Бумагу лучше выбирать слега тонированную с сатинированной поверхностью, на глянцевой бумаге карточки выглядят хуже.

Деловые визитные карточки являются неотъемлемым атрибутом современного делового общения. Отправляясь на деловую встречу, необходимо заранее запастись соответствующим количеством визитных карточек. Первое представление, как правило, начинается с обмена ими.

Особое значение они имеют при общении иностранцами, не говорящими на языке данной фирмы. На визитной карточке должны быть четко обозначены фамилия и имя (отчество) владельца, название фирмы или организации и должность, полный почтовый адрес и другие сведения.

Также на ней уместно поместить логотип фирмы или организации. У государственных чиновников, депутатов на визитной карточке могут быть изображены государственный флаг или герб. На деловой визитке иногда указываются звание или титул, должность, номера телефона (телефонов), факта, электронной почты. Если сменился телефон, можно аккуратно вписать новый номер, зачеркнув старый. Зачеркивать и вписывать новое наименование должности считается дурным тоном- следует позаботиться о том, чтобы как можно скорее заказать новые визитные карточки. Деловая визитная карточка без указания адреса не соответствует нормам этикета.

Особую роль играют визитные карточки при заочном представлении. В этом случае посылка визитной карточки приравнивается к визиту. Более корректно оставлять визитные карточки для своего знакомого лично- при этом следует загнуть один из верхних углов карточки или всю карточку с левого или правового края.

Нормы этикета требуют, чтобы лицо, получившее карточку, отослало ответную визитную карточку в течение суток. При заочном представлении в левом нижнем углу карточки можно карандашом сделать надпись Р.Р.

На личной визитной карточке кроме фамилии и имени можно дать те дополнительные сведения, которые человек хочет о себе сообщить. Дополнительные сведения обычно печатаются более мелким шрифтом в правом нижнем углу. Личная карточка может содержать и сведения о звании или ученой степени владельца (профессор, доктор, генерал-майор, кандидат технических наук и пр.)- эти сведения указываются под именем. На личной карточке зарубежного гостя может оказаться не его домашний адрес, а адрес его клуба.

Что же касается женщин, то они обычно не указывают каких либо дополнительных сведений на свое личной визитной карточке- только имя, отчество и фамилию. Кроме того, можно указать номер телефона, но не сам адрес. Остальные данные при необходимости могут быть внесены от руки.

Разновидностью личной карточки является семейная визитная карточка. Имя жены на семейной визитке ставится перед именем мужа. Адрес на семейной визитке может не указываться.

При заочном знакомстве вполне уместно после назначения на новое место работы направить свои визитные карточки коллегам из других организаций или фирм. Направляя визитные карточки заочно, желательно сопроводить их кратким письмом или запиской с выражением надежды на продолжение знакомства.

в ходе деловой беседы или переговоров будем уместным положить перед собой визитные карточки собеседников- это помогает избежать ошибок в произношении их имен и должностей.

В) Деловые письма.

Деловые письма пишут на бланках фирмы или организации, на которых указаны название фирмы, ее адрес и номер телефона, а также фирменный логотип. Внешний вид бланка является своеобразной визитной карточкой фирмы, поэтому к его оформлению следует отнестись со всей серьезностью. Чем официальнее бланк, тем официальнее должен быть стиль письма.

Общепринята следующая структура письма: с правой стороны и чуть ниже реквизитов фирмы – отправителя указывается дата отправления с указанием месяца буквами, например: 12 мая 1997г. Принятое в России обозначение даты 14.07.1999 в международной переписке не употребляется.

Само письмо необходимо начинать с точного повторения в левом верхнем углу адреса, написанного на конверте. Еще ниже, без абзаца, сразу у поля с левой стороны пишут традиционное вежливое обращение:

— Дорогой г-н (или г-жа)+ фамилия;

— Дорогой доктор +фамилия;

-Господа;

— Уважаемые господа;

— Уважаемый г-н + фамилия .( Слова « господин» и «госпожа» всегда сокращаются, если стоят рядом с именем).

После вступительного обращения ставится запятая, а не восклицательный знак, как принято в нашей практике. В официальных письмах не принято обращаться на «ты». В зависимости от степени знакомства с корреспондентом обращение может начинаться словами: « Уважаемый Джон» ( имя) либо « Уважаемый Смит» (фамилия).

Посылая письмо в Германию, необходимо использовать традиционное обращение: « Дорогой г-г доктор (фамилия)», а в Австрию и Швейцарию –достаточно написать: « Дорогой г-н доктор».

Следующей строкой после обращения принято обозначать тему письма сокращением Re, в русском варианте- «касательно» или « Касс». Например, «Re: В ответ на ваш телекс от 19 мая 1997г.»

Если письмо связано только с одной темой, то ее можно обозначить и до обращения, сразу после адреса. Когда же переписка с партнером ведется по нескольким контрактам, то в таком случае имеет смысл непосредственно после обращения обозначить темы письма и этим разбить письмо на соответствующее число блоков.

Более современно заголовок к тексту письма подчеркивать или написать его заглавными буквами.

Завершать официальное деловое письмо следует словами: « Весьма искренне Ваш». В других случаях пишут: « Искренне Ваш» или « Преданный Вам», « С уважением», « С наилучшими пожеланиями» и т.п. Подписывая деловое письмо, следует употребить ту же форму имени, которую использовали в обращении к получателю.

При обращении и в концовке письма учитывается принцип взаимности, особенно это касается ответов на письма. В ответном письме используются те же выражения, что и в присланном. В самом конце письма ставится подпись с указанием под ней фамилии и должности отправителя. В большинстве стран подпись на письме ставится с правой стороны листа, как раз под заключительной формулой вежливости. Если заключительные слова вежливости расположены с левой стороны, то подпись ставится с левой стороны под ними. Фамилия подписывающего письмо печатается под его рукописной подписью. Расстояние между завершающими словами вежливости и напечатанной на машинке фамилией,- 2-2,5 см, при этом имя лучше написать полностью.

Если после того, как письмо уже было написано, срочно надо сообщить о событиях, которые произошли позже, то в конце письма ставится Р.S. (постскриптум) и дописывается необходимая информация.

В случае, когда к письму прилагаются какие-либо материалы или документы, то они обычно перечисляются в левой нижней части письма отдельной строкой после слова « Приложение».

Указание на рассылку копий занимает отдельную строку под Приложением и появляется в письме, когда возникает необходимость направить его по нескольким адресам.

Если деловое письмо написано не на бланке, а на обычном листе белой бумаги, то ниже подписи следует указать название фирмы или компании.

Кроме деловых официальных писем могут быть написаны письма личные, которые необходимо всегда писать от руки.

Рекомендательные письма были обязательны в дореволюционной России, например, при устройстве на работу, затем эта традиция была утрачена. Сейчас она снова возрождается в России.

Идеальное рекомендательное письмо состоит из четырех разделов:

— вводного, в котором данный человек представляется адресату и в сжатой форме описывает обстоятельства знакомства с рекомендуемым лицом;

— характеристики, в которой приводятся сведения об образовании, уровне подготовки и опыте рекомендуемого, его черты характера и способности, которые могут пригодиться той фирме, куда соискатель стремится попасть;

-просьбы ознакомиться с прилагаемым послужным списком (резюме) и краткими анкетными данными, а также назначить рекомендуемому лицу встречу для собеседования;

— заключительного, где выражается признательность.

Иногда вместо рекомендательного письма достаточно визитной карточки с пометкой: « Рекомендую вам Ивана Иванова».

Кроме перечисленных писем во многих странах необходимым элементом общения являются благодарственные письма. В России пока такого рода письма распространены очень мало, однако следует учитывать, что для поддержания хороших деловых отношений с иностранными партнерами владеть культурой благодарственных писем совершенно необходимо.

 











infopedia.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о