Основные типы темперамента и их психологическая характеристика: Типы темперамента и их характеристика

Основные типы темперамента и их психологическая характеристика :: SYL.ru

Существует мнение о том, что одинаковых людей природа никогда не создает. И это действительно так. Ведь каждый человек обладает своими, абсолютно неповторимыми индивидуальными чертами. Но есть некоторые характеристики, которые присущи всем людям. Именно из их совокупности и складывается темперамент. Это основа развития характера, благодаря которой всех людей условно делят на четыре группы. Рассмотрим существующие типы темперамента и их психологическую характеристику.

Определение понятия

Существуют некоторые свойства, определяющие психологическую характеристику типов темперамента. Ведь известно, что каждый человек обладает своими особенностями поведения. Он может быть энергичным и эмоциональным, медлительным, невозмутимым и спокойным или печальным, скрытным и замкнутым. Отличает всех людей и скорость возникновения, сила и глубина чувств, быстрота движений и общая подвижность. Во всем вышеперечисленном и находит свое выражение темперамент. Ведь это свойство личности, которое придает своеобразную окраску всему поведению и деятельности человека.

Понятие «темперамент» и на сегодняшний день привлекает внимание ученых и практиков, оставаясь во многом нерешенной и спорной проблемой. Исследователи признают, что это свойство является тем биологическим фундаментом, на котором происходит формирование личности как социального существа.

В темперамент входят определенные динамические составляющие, которые, как правило, имеют врожденный характер. Именно поэтому свойства, находящие свое отражение в особенностях поведения, являются наиболее устойчивыми по сравнению с прочими психическими характеристиками человека.

Какой из этого может быть сделан вывод? В связи с вышесказанным темперамент можно разъяснить как совокупность индивидуальных и своеобразных свойств психики, которые определяют динамику деятельности человека и проявляются независимо от ее мотивов и целей. Причем подобные черты характера остаются неизменными в любом возрасте.

Составляющие темперамента

Из чего же складываются особенности поведения каждого человека? Если рассматривать существующие типы темперамента и их психологическую характеристику кратко, то становится понятным, что в основе индивидуальных черт личности лежит ее динамичность. При этом вовсе не рассматриваются убеждения человека, его взгляды, интересы и жизненные ценности.

Исследование типов темпераментов и их психологической характеристики позволило выделить некоторые компоненты, которые являются основными при определении данного понятия. Рассмотрим их подробнее.

Общая активность поведения и психической деятельности человека

Данный компонент выражается в той ли иной степени стремления индивида к действию, к освоению и преобразованию окружающей действительности, к проявлению себя в различных направлениях. Общая активность выражается у всех людей по-разному. В том случае, когда дается характеристика типов темперамента, то могут быть отмечены две крайности поведения. С одной стороны оно может отмечаться вялостью, пассивностью и инертностью, а с другой – большой активностью, энергией, стремительностью и страстностью. Это и есть два полюса, между которыми располагаются люди, входящие в ту или иную группу темперамента.

Моторная или двигательная активность

Этот компонент показывает состояние работоспособности речевого и двигательного аппаратов. Подобная особенность в описании типов темперамента и их психологической характеристики находит свое отражение в резкости, силе, быстроте, а также интенсивности речи и мышечных движений человека, в его говорливости или, напротив, молчаливости, во внешней подвижности или сдержанности.

Эмоциональная активность

При описании психологической характеристики свойств и типов темперамента данное свойство выражается через следующее:

  • чуткость и восприимчивость к разнообразным эмоциональным воздействиям;
  • импульсивность;
  • быстрота перемены настроения.

История изучения темперамента

Уже с давних времен исследователей интересовал такой вопрос: «Почему каждый человек обладает индивидуальным набором особенностей поведения?» Будучи младенцем, он начинает проявлять ту или иную реакцию на различные жизненные воздействия. Все это выражается в речевой, двигательной и иной активности. Утверждать о том, что на поведение человека в полной мере влияет социальная среда, ученые не берутся. Ведь уже давно понятно, что подобное верно лишь отчасти. Люди еще в давние времена поняли, что в формировании темперамента немаловажную роль играет природа. Индивидуальные особенности личности начинают проявляться уже в раннем детстве в процессе общения и игр. Они окрашивают психику человека эмоциональной реакцией, силой воли, темпом речи и прочими оттенками, но ни в коем случае не зависят от социальных установок.

Сама идея о наличии темперамента, а также учение о нем уходят своими истоками в древние времена. Впервые они нашли свое отражение в работах врача Древней Греции Гиппократа. Этот ученый попытался дать психологическую характеристику основных типов темперамента. При наблюдении за индивидуальными особенностями поведения своих пациентов Гиппократ дал объяснение тем процессам, которые протекают в организме человека, с научной точки зрения. Так, он считал, что реакция любого человека на жизненные обстоятельства обусловлена определенным смешением в нем 4-х жидкостей, а именно слизи и крови, желтой и черной желчи. И даже по прошествии многих веков типы темперамента обладают названиями этих жидкостей.

Например, сангвиники. Название данного типа темперамента произошло от слова «кровь» – «sanguis». Холерический характер – от слова «желчь» («chole»). Флегматический – от слова «слизь» («phlegma»). Меланхолический – от слова «черная желчь» («melan chole»). Описывая типы темперамента и их психологические характеристики, Гиппократ считал, что, например, если человек энергичен и подвижен, то в его организме происходит скопление желчи. Люди же, которые долго и много сидят, собирают в своем теле флегму.

Первая классификация темперамента была предложена Галеном. Она используется и сегодня в относительно малоизмененной форме. Последнее из наиболее известных описаний данной классификации было сделано немецким философом И. Кантом.

Рассмотрим подробнее все четыре типа темперамента и их психологическую характеристику.

Сангвинический

Рассматривая психологическую характеристику разных типов темперамента, о представителях этого вида свойств характера можно говорить как о подвижных, живых и любознательных людях, не делающих при этом порывистых и резких движений.

Сангвиники, как правило, жизнерадостны и веселы. Но они эмоционально неустойчивы и легко поддаются возникшим чувствам. Однако стоит отметить, что они у них не глубоки и не сильны. Сангвиники очень скоро забывают обиды и сравнительно легко относятся к неудачам. Они склонны к коллективу, общительны, быстро устанавливают контакты, приветливы, доброжелательны, хорошо сходятся с людьми и налаживают с ними замечательные отношения.

Если вовремя распознать сангвиника среди детей разных типов темперамента, психологическая характеристика темперамента позволит воспитать человека, отличающегося высокоразвитым чувством коллективизма, отзывчивого, проявляющего активность к учебе, труду, а также к общественной жизни. Однако если ребенок попадает в неблагоприятные условия, то есть такие, когда целенаправленным и систематическим его воспитанием заниматься никто не станет, сангвиник будет проявлять беспечное и беззаботное отношение к делу, легкомыслие, разбросанность, несерьезное отношение к учебе, к окружающим и к труду, переоценивать себя и свои возможности.

К сангвиникам можно отнести людей веселого нрава. Это полные надежд оптимисты, юмористы, балагуры и шутники. Сангвиники быстро загораются понравившейся им идеей, но затем так же быстро остывают, теряя всякий интерес к тому, что еще совсем недавно притягивало и волновало. Люди, обладающие таким типом темперамента, много обещают, но далеко не всегда сдерживают свое слово. Они с легкостью вступают в контакты с совершенно незнакомыми людьми, считая всех своими друзьями. Сангвиников отличает готовность помочь и доброта. А вот умственная напряженная работа их быстро утомляет.

Флегматический

Описывая психологическую характеристику основных типов темперамента, о людях подобного склада характера можно говорить как о неторопливых, спокойных и медлительных личностях. В своей деятельности они всегда склонны к порядку и любят привычную для них обстановку. При этом флегматики с трудом воспринимают любые перемены.

Такие люди, как правило, до конца доводят начатое ими дело. Но стоит отметить, что психические процессы у флегматиков протекают весьма замедленно. У детей это находит отражение в учебе. Особенно сложно флегматикам быстро понять, запомнить, сообразить и сделать. Если же это все же потребуется, то подобная ситуация выльется в состояние беспомощности. Но стоит отметить, что запомнить любой материал флегматики могут прочно, основательно и надолго.

Рассматривая в психологической характеристике разных типов темперамента отношения к другим людям, можно отметить, что тот, кто обладает подобными чертами, всегда спокоен и ровен. Кроме этого, флегматики в меру общительны и отличаются устойчивым настроением. Спокойствие такого человека проявляется практически ко всем явлениям и событиям его жизни. Его сложно задеть эмоционально или вывести из себя. Флегматики уклоняются от ссор и не теряют своего самообладания при настигших их неприятностях и неудачах.

Если правильно воспитывать ребенка, характер которого относится к данному типу, то можно легко сформировать у него усидчивость, настойчивость и деловитость. Если же обстоятельства сложатся неблагоприятным образом, то у флегматиков развиваются такие характерные для них черты личности, как инертность и вялость, лень и пассивность. Порой у такого человека возникает равнодушное и безразличное отношение к трудовой деятельности, к окружающим людям, к жизни, и даже к самому себе.

Холерический

Продолжим рассмотрение характеристики основных типов темперамента. Что касается холериков, то их отличает быстрота (порой лихорадочная) действий и движений, возбудимость и порывистость. Психические процессы у таких людей протекают очень интенсивно и быстро.

Та неуравновешенность, которая свойственна холерику, особенно сказывается на его деятельности. Такие люди с увлечением, а порой даже и со страстью берутся за дело, работают с подъемом и проявляют инициативу. Однако запаса нервной энергии надолго у них не хватает. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда работа не отличается многообразием, требуя от человека терпения и усидчивости. В таких случаях и наступает охлаждение. Воодушевление и подъем у холериков исчезают, да и настроение падает со стремительной быстротой.

Данному типу темперамента свойственно преобладание процесса возбуждения над торможением. Особенно ярко это качество личности находит свое отражение в процессе общения с людьми. Холерик позволяет себе вспыльчивость и резкость, эмоциональную несдержанность и раздражительность. Подобное поведение часто не позволяет ему объективно оценить поступки находящихся рядом с ним людей. На этой почве холерики часто провоцируют в коллективе конфликтные ситуации.

Положительными сторонами такого темперамента являются активность и энергия, инициативность и страстность. Все отрицательные проявления личности холерика чаще всего развиваются в неблагоприятных для него условиях деятельности и жизни.

Меланхолический

В завершении знакомства с психологической характеристикой людей разных типов темперамента рассмотрим основные индивидуальные особенности очень медлительных людей. Именно их и относят к меланхоликам. Представители этого типа темперамента отличаются тем, что их психические процессы протекают с очень низкой скоростью. Такие люди с огромным трудом способны отреагировать даже на сильные раздражители. Длительное напряжение вызывает у меланхоликов замедление деятельности, которая через некоторое время прекращается вовсе. Такие люди очень быстро устают. Работать продуктивно они могут лишь в спокойной и привычной для них обстановке.

Человек, обладающий меланхолическим темпераментом, склонен к медленному развитию эмоционального состояния. Но при этом возникшие у него чувства отличаются большой силой, длительностью и глубиной.

Меланхолика легко обидеть. При этом он очень тяжело будет переносить неприятности и огорчения, внешне практически не выражая своих переживаний.

Тот, кто обладает меланхолическим складом характера, склонен к замкнутости и старается избегать общения с новыми и малознакомыми людьми. Такой человек часто смущается. В новой обстановке он чувствует себя неловко.

При неблагоприятных условиях деятельности и жизни меланхолика у него развивается болезненная ранимость, мрачность и подавленность, пессимизм и мнительность. Такому человеку не нужен коллектив. Он всеми способами стремится уклониться от общественной деятельности, часто погружается в личные переживания.

Однако если условия жизни и воспитания меланхолика были благоприятны, то его личность проявляет свои ценнейшие качества. Это эмоциональная весьма тонкая чувствительность, впечатлительность и острая восприимчивость событий окружающего мира. Все это позволяет такому человеку добиться больших успехов в поэзии, рисовании, музыке и других видах искусства. Часто меланхолики тактичны и мягки, отзывчивы и деликатны. Ведь тот, кто раним сам, очень остро чувствует боль, которую может причинить людям.

Какой темперамент лучше?

Рассмотрев классификацию особенностей личности, можно отметить, что при описании различных групп упоминаются свойства, которые относятся не только к динамике поведения и психики человека. В типах и характеристике темперамента человека находят свое отражения и типичные поступки, совершаемые людьми. Это вовсе не случайно. Дело в том, что рассматривая психологию взрослого человека, отделить друг от друга характер и темперамент просто невозможно. Ведь свойства, которыми обладает тот или иной тип личности, находит свое отражение в поступках индивида, которые он совершает в различных социально значимых ситуациях. Без всякого сомнения, можно говорить о том, что темперамент человека оказывает влияние на формирование характера. Последний, в свою очередь, является выражением индивида не столько в физическом, сколько в духовном плане.

Какой же из рассмотренных темпераментов является самым лучшим? Ответить на этот вопрос невозможно. Ведь каждый из представленных типов особенностей личности обладает своими достоинствами и недостатками. Поэтому ни об одном из них нельзя говорить как о хорошем или плохом.

Современный подход к классификации типов темперамента

Исследование вопроса о свойствах личности продолжается и сегодня. Это нашло свое выражение в современных подходах к психологической характеристике типов темперамента. Так, в работах Б. М. Теплова и его последователей были несколько изменены некоторые названия свойств личности, а также открыты новые.

В чем отличие современных подходов к психологической характеристике типов темперамента от тех, которые существовали на протяжении многих веков? Например, Б. М. Теплов стал относить к наиболее весомым свойствам темперамента:

— эмоциональную возбудимость, то есть способность человека реагировать на внутренние и внешние воздействия;

— силу эмоций, которую в настоящее время называют модальностью и интенсивностью эмоциональных проявлений;

— возбудимость внимания, являющуюся приспособительной функцией индивида;

— тревожность, являющуюся эмоциональной возбудимостью в угрожающих ситуациях;

— реактивность непроизвольных двигательных функций;

— активность целенаправленной волевой деятельности;

— ригидность или пластичность, которая является умением приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам;

— резистентность, способствующую оказанию сопротивления внешним и внутренним условиям, тормозящим или ослабляющим деятельность;

— субъективизацию, то есть усиление степени деятельности под влиянием личностных понятий и образов.

Предложенные Тепловым характеристики свойств темперамента дают четкое представление о том, что динамика психических процессов человека связана со степенью его активности и с деятельностью.

Темперамент (Немов) — СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги. — ЖЖ

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999

Глава 15. ТЕМПЕРАМЕНТ (с.394-402)
Краткое содержание
Типы темпераментов. Понятие о темпераменте. Виды темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. Отсутствие чистых типов темпераментов, их смешанность у большинства людей. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.

Свойства темперамента. Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Психологическая характеристика темперамента, проявление его основных свойств: активности, темпа, продуктивности, возбудимости, тормозимости, переключаемое™ – применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности. Общее и различное в темпераменте и в индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальный стиль деятельности как результат приспособления врожденных свойств нервной системы человека и других анатомо-физиологических способностей организма к требованиям той или иной деятельности.

Темперамент и личность. Связь темперамента с основными свойствами личности. Темперамент, впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность человека. Темперамент и поступки. Темперамент и характер. Темперамент и способности человека.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность

, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача

Гиппократа.

Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а

с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи.

Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней.

Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу


И.Канту.

Им мы и воспользуемся.
И.Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа:


темпераменты чувства и темпераменты деятельности.

В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический»1. (1Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982. — С. 149.
)

Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность – меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений2 бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными. (

2Кант называл ощущениями то, что в современной психологии чаще называется чувствами.)

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Заметим, что в данной классификации темпераментов по Канту неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков.

Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки.

Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса.

Напротив, те, кому свойствен

темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки.

Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели.

Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы)

. Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека, которые мы рассмотрели в предыдущей главе учебника, обсуждая проблемы способностей.

Советский психофизиолог В.М.Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента1. (1Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. – 1989. – Т. 10. – № 1.) Исходя из теории функциональной системы П.КАнохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента,
отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой),
легкость переключения с одной программы поведения на другую,
скорость исполнения текущей программы поведения и
чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров – активности и чувствительности – включает уже четыре компонента:

эргичность (выносливость),
пластичность,
скорость и
эмоциональность (чувствительность).

Все эти компоненты темперамента, по мнению В. М.Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Темперамент – это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств»1. (1Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал. – 1989. – Т. 10, – № 1. – С. 12.)

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности – предметной деятельностью и общением – каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.

Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой – в медленном темпе.

От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.

В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т.е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа – малоактивных и обладающих невысоким темпом.

ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.

Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.

То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.

Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы1. (1См.: Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.)

Среди тех особенностей, которые относятся к самому индивидуальному стилю деятельности, можно выделить две группы:

1.Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

ТЕМПЕРАМЕНТ И ЛИЧНОСТЬ

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Впечатлительность – это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

Эмоциональность – это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид – это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

Эмоциональное и социальное развитие: от 4 до 7 месяцев

Авторизоваться | регистр

 

Возраст и этапы

Возрасты и этапы

В возрасте от четырех до семи месяцев личность вашего ребенка может резко измениться. В начале этого периода она может казаться относительно пассивной и озабоченной получением достаточного количества еды, сна и любви. Но по мере того, как она научится сидеть, использовать руки и двигаться, она, вероятно, станет более напористой и более внимательной к внешнему миру. Она будет стремиться протянуть руку и коснуться всего, что увидит, и если она не сможет справиться самостоятельно, она потребует вашей помощи, крича, стуча или роняя ближайший предмет под рукой. Как только вы придете ей на помощь, она, вероятно, забудет, что делала, и сосредоточится на вас — улыбаясь, смеясь, болтая и имитируя вас в течение многих минут подряд. Хотя ей быстро надоест даже самая увлекательная игрушка, она никогда не устанет от вашего внимания.

Более тонкие аспекты личности вашего ребенка во многом определяются его конституцией или темпераментом. Она вспыльчивая или нежная? Спокойный или легко расстраивающийся? Упрямый или послушный? Во многом это врожденные черты характера. Точно так же, как младенцы бывают разных размеров и форм, их темпераменты также различаются. Их уникальные черты характера включают уровень активности, настойчивость и способность приспосабливаться к окружающему миру — и эти черты будут становиться все более очевидными в течение этих месяцев. Вы не всегда будете находить все их личные качества приятными, особенно когда ваш решительный шестимесячный ребенок кричит от разочарования, бросаясь на семейную кошку. Но в долгосрочной перспективе лучше для вас обоих приспособиться к ее естественному характеру. А поскольку темперамент вашего ребенка реален и напрямую влияет на вас и остальных членов семьи, важно понять его как можно полнее.

«Поведенческий стиль» вашего ребенка влияет даже на то, как вы родите ребенка и как вы относитесь к себе. Покладистый, уравновешенный ребенок, например, с большей вероятностью заставит вас чувствовать себя компетентным родителем, чем ребенок, который постоянно раздражителен.

Как вы, наверное, уже заметили, некоторые младенцы этого возраста «легкие», спокойные и предсказуемые, в то время как с другими гораздо сложнее. Волевым и нервным детям требуется дополнительная доза терпения и мягкого руководства. Они часто не так легко адаптируются к смене обстановки, как более спокойные младенцы, и будут все больше расстраиваться, если их заставят двигаться или выступать до того, как они будут к этому готовы. В значительной степени вы добьетесь большего успеха, не пытаясь изменить темперамент вашего ребенка, а приспосабливаясь к нему. Вы можете уменьшить стресс, связанный с воспитанием младенца, узнавая и признавая его темперамент, а не сопротивляясь ему или работая против него.

Язык и объятия иногда творят чудеса, успокаивая нервы раздражительного ребенка. Отвлечение ее может помочь перенаправить ее энергию. Например, если она кричит, потому что вы не можете подобрать игрушку, которую она уронила в десятый раз, переместите ее на пол, чтобы она могла сама достать игрушку.

Застенчивый или «чувствительный» ребенок также требует особого внимания, особенно если в вашем доме есть более шумные дети, которые затмевают ее. Когда ребенок тихий и нетребовательный, легко предположить, что он доволен, или если он мало смеется или улыбается, вы можете потерять интерес к игре с ним. Но такой ребенок часто нуждается в личном контакте даже больше, чем другие дети. Она может быть легко подавлена ​​и нуждается в том, чтобы вы показали ей, как быть настойчивой и принимать участие в делах вокруг нее. Как это сделать? Дайте ей достаточно времени, чтобы «разогреться» в любой ситуации, и следите за тем, чтобы другие люди подходили к ней медленно. Позвольте ей посидеть в стороне, прежде чем пытаться напрямую вовлечь ее в отношения с другими детьми. Как только она почувствует себя в безопасности, постепенно она станет более отзывчивой к окружающим ее людям.

Также сообщите своему педиатру, если у вас есть какие-либо опасения по поводу эмоционального развития вашего ребенка. Ваш педиатр может помочь, если он знает, что есть проблемы, но такие проблемы часто бывает трудно обнаружить при обычном посещении офиса. Вот почему для вас важно привлечь внимание врача к своим проблемам и описать свои повседневные наблюдения. Запишите их, чтобы не забыть. И утешайтесь тем фактом, что со временем и терпением некоторые черты ее характера, которые вы хотели бы изменить, разовьются. А пока наслаждайтесь ею такой, какая она есть.

Последнее обновление
01.08.2009
Источник
Уход за младенцем и ребенком младшего возраста: от рождения до 5 лет (Авторское право © Американская академия педиатрии, 2009 г.

Добавить комментарий