Основные виды внимания в психологии: Основные виды внимания

Основные виды внимания

Details
Просмотров: 9125
  • Предыдущая статья Основные свойства внимания
  • Следующая статья Физиологические основы внимания
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

При изучении внимания необходимо различать два основных уровня, или вида, его и ряд его свойств или сторон.

Основными видами внимания являются не­произвольное и так называемое произвольное внимание.

Непроизвольное вни­мание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддер­живается независимо от сознательного намерения человека.

Свойства действу­ющих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вни­манием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса. 

От непроизвольного внимания отличают произвольное. Самый термин оди­озен. Он как будто создан для того, чтобы олицетворять наихудшие стороны идеалистических теорий: индетерминизм извне действующих духовных сил. Но высшие формы человеческого внимания так же мало произвольны, как и низшие; они в такой же мере, как и эти последние, подчинены определяющим их закономерностям, но закономерности эти иные. Так называемое «произвольное внимание» — это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в ко­тором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется.

Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил.

Так называемое произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание поэтому носит всегда опосредованный характер. Это первая его черта.

Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное, произволь­ное — как активное (Джемс). Первое направляет независящие от нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркая окраска, ощущение голода; второе направля­ем мы сами. Это второе различие, однако, относительно: и непроизвольное вни­мание представляет собой не чистую пассивность, и оно включает активность субъекта, так же как, с другой стороны, и произвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешними условиями — объектом, оно вклю­чает и элементы пассивности.

И, наконец, третья черта, завершающая определение произвольного внимания: оно — волевая операция. Сознательное регулирование является самым суще­ственным в «произвольном» внимании.

Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, от­рывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не под­лежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Не­произвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтере­сованности нет и мы сознательным усилием направляем наше внимание в со­ответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы снача­ла произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Учет этого перехо­да непроизвольного внимания в произвольное и произвольного в непроизвольное имеет центральное значение для правильного теоретического отображения реаль­ного протекания процессов внимания и для практической правильной организации работы, в частности учебной.

Нужно считаться с тем, что существуют виды деятельности, которые по само­му существу своему способны легко вызвать непосредственный интерес и при­влечь непроизвольное внимание в силу той привлекательности, которую пред­ставляет их результат; вместе с тем они могут быть мало способны его удер­жать вследствие однообразия тех операций, которых они требуют. С другой стороны, встречаются виды деятельности, которые по трудности своих началь­ных стадий, отдаленности тех целей, которым они служат, с трудом способны привлечь внимание, и вместе с тем они могут его затем длительно удерживать в силу своей содержательности и динамичности благодаря богатству постепенно раскрывающегося и развивающегося содержания. В первом случае необходим переход от непроизвольного внимания к произвольному, во втором — есте­ственно совершается переход от произвольного внимания к непроизвольному. В одном и другом случае требуется как один, так и другой вид внимания.

При всем — очень существенном — различии непроизвольного и произволь­ного внимания разрывать и внешне противопоставлять их может лишь формалис­тическая абстракция; в реальном трудовом процессе обычно заключено их един­ство и взаимопереход.

Используя это, нужно в педагогическом процессе, с одной стороны, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное и, с другой, формируя интересы учащихся, а также делая интересной самую учебную работу, переводить произвольное внимание учащихся снова в непроизвольное. Первое должно опираться на сознание значимости задач обучения, на чувство долга, на дисциплину, второе — на непосредственный интерес учебного материала. И одно и другое необходимо.

В психологической литературе Титченер отметил уже переход произволь­ного внимания в непроизвольное, когда наряду с «первичным» непроизволь­ным и «вторичным» произвольным вниманием он говорил еще о третьей ста­дии в развитии внимания, которая знаменует переход от произвольного снова к непроизвольному первичному вниманию.

Геометрическая задача не производит на нас такого сильного впечатления, как удар грома; удар грома овладевает нашим вниманием совершенно независимо от нас. При решении задачи мы также продолжаем быть внимательными, но мы должны сами удерживать наше внимание, — это вторичное внимание.

Но существует еще третья стадия развития: она является, по Титченеру, возвращени­ем к первой стадии. «Когда мы решаем, например, геометрическую задачу, мы постепенно заинтересовываемся ею и совершенно отдаемся ей, и в скором време­ни проблема приобретает такую же власть над нашим вниманием, какую имел удар грома в момент его появления в сознании». «Трудности преодолены, конку­ренты устранены, и рассеянность исчезла». «Психологический процесс внимания вначале прост, затем он становится сложным, именно в случаях колебания, раз­мышления он достигает очень высокой степени сложности. Наконец он снова упрощается».

Однако эта третья стадия не является возвращением к первой. Она пред­ставляет все же разновидность произвольного внимания, — хотя для поддер­жания внимания в этих условиях и не требуется усилий — потому что оно регулируется сознательно принятой установкой на определенную задачу. Имен­но это — а не наличие большего или меньшего усилия — является исходной, основной характеристикой так называемого произвольного внимания человека, как внимания сознательно регулируемого.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — Спб: Питер, 2005. -713 с. — С. 423-425.

  • Предыдущая статья
    Основные свойства внимания
  • Следующая статья Физиологические основы внимания

Основные свойства и виды внимания ВНИМАНИЕ

Основные свойства и виды внимания

В психологии различают непроизвольное, произвольное и после произвольное внимание. Все виды внимания тесно связаны между собой и при определенных условиях переходят друг в друга.

Непроизвольное внимание возникает неожиданно, независимо от сознания, непредсказуемо, по условиям деятельности или отдыха, на досуге под влиянием самых разнообразных раздражителей, которые влияют на тот или иной анализатор организма.

Непроизвольное внимание возникает при условии, когда сила воздействия посторонних раздражителей превышает силу воздействия осознаваемых действующих возбуждений, когда субдомінантні возбуждения, при определенных обстоятельствах, становятся более интенсивными по сравнению с теми, которые доминируют в данный момент.

Возбудителями непроизвольного внимания могут быть не только внешние предметы, обстоятельства, но и внутренние потребности, эмоциональные состояния, наши стремления — все то, что почему-то волнует нас.

Непроизвольное внимание является кратковременной, но при определенных условиях в зависимости от силы воздействия посторонних раздражителей, влияющих на нас, она может возникать достаточно часто, мешая основной деятельности.

Произвольное внимание — это сознательно направленное сосредоточение личности на предметах и явлениях окружающей действительности, на внутренней психической деятельности. Основной компонент произвольного внимания — воля. Силой воли человек способен мобилизовать и сосредоточить свое сознание на нужной деятельности на протяжении достаточно длительного времени.

Характерными особенностями произвольного внимания является целеустремленность, организованность деятельности, осознание последовательности действий, дисциплинированность мыслительной деятельности, способность бороться с посторонними відволіканнями.

После произвольное внимание возникает в результате сознательного сосредоточения на предметах и явлениях в процессе произвольного внимания. Преодолевая трудности во время произвольного сосредоточения, человек привыкает к ним, сама деятельность обусловливает появление определенного интереса, а порой и захватывает ее исполнителя, и внимание приобретает черты непроизвольного сосредоточения.

Поэтому после произвольное внимание называют еще и вторичной невольным вниманием.

В связи с этим выделяют внешнюю (сенсорную и двигательную) внимание и внутреннюю (интеллектуальную) внимание.

Разделение внимания на внешнюю и внутреннюю, конечно, условный, но эти формы проявления внимания имеют свои особенности, которые нужно учитывать, организуя и управляя учебной, трудовой и спортивной деятельностью человека.

Наружная внимание играет ведущую роль в наблюдении предметов и явлений окружающей действительности и их отражении нашим сознанием. Она проявляется в активной установке, в направлении органов чувств на объект восприятия и наблюдения, в сосредоточении на подвижных органах тела — руках, ногах, на их напряжении.

Наружная внимание (сенсорная, двигательная) ярко проявляется в своеобразных движениях глаз, головы, выражениях лица, в мимических и пантомімічних выражениях и движениях, в своеобразной готовности осуществлять те или иные трудовые, учебные, спортивные задачи.

Сосредоточение на предметах и явлениях действительности способствует повышению чувствительности, т.е. сенсибилизации органов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, а также темперамента, статических и кінестезичних состояний организма и его органов.

Сенсибилизация органов чувств способствует более четкому выборочному восприятию предметов и явлений, их элементов.

Внутреннюю (интеллектуальную) внимание направлено на анализ деятельности психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), психических механизмов и переживаний. Она ярко проявляется, например, при решении задач в уме, в пригадуванні, в розмірковуванні мысленно.

В виду выделяют такие ее характерные свойства:

• Сосредоточенность, которая проявляется в степени интенсивности концентрации на предметах умственной или физической деятельности. Углубляясь в предмет, человек не замечает воздействия на нее посторонних раздражителей, того, что происходит вокруг. Физиологическим основой сосредоточенности является положительная индукция нервных процессов возбуждения и торможения. Сосредоточенность, т.е. концентрация внимания, зависит от содержания деятельности, степени заинтересованности в ней и особенно от индивидуальных особенностей человека — его умения, привычки сосредотачиваться, основой чего является активность и устойчивость возмущений в активных участках коры больших полушарий головного мозга;

• Устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности на объектах деятельности. Стойкость, как и сосредоточенность, зависит от силы или интенсивности возбуждения, что обеспечивается и силой воздействия объектов деятельности, и индивидуальными возможностями личности, важности для нее деятельности, интересом к ней.

• Рассредоточение — это негативная особенность внимания, обусловленная ослаблением силы сосредоточенности. Рассредоточенность внимания имеющаяся во время интенсивного сосредоточения на чем-то. Но это связано с глубиной сосредоточения, а не его слабостью и этажностью.

• Колебания проявляются в периодическом снижении и повышении сосредоточения. Такие периоды колебаний, как показали исследования М. М. Ланге, составляют от 2-3 до 12 секунд.

• Переключение — это преднамеренное переключение внимания с одного предмета на другой, если этого требует деятельность. Физиологическим основой переключения внимания является торможение оптимального возбуждения в одних участках мозга и возникновение его у других.

• Концентрация — это степень сосредоточенности на нескольких определенных объектах.

• Распределение проявляется в том, что человек одновременно выполняет несколько видов деятельности или одновременно контролирует несколько объектов. Предпосылкой такого переключения является то, что одно действие привычное, выполняется автоматически, а другая — сознательно.

• Направленность — это удержание под контролем лишь тех или иных объектов. Степень внимания — это характеристика ее интенсивности. В аспекте субъективных переживаний его оценивают как степень ясности и выраженности переживаний. В современной когнитивной психологии под степенью внимания имеют в виду количество ресурсов, предоставленных до переработки информации, и оценивают по уровню или глубине этой переработки.

• Объем — это такое количество элементов, которые внимание может охватить и воспринять в самое короткое время. По этому признаку внимание может быть узкой и широкой. Широта объема внимания зависит от сродства материала, который воспринимают, а также от возрастных особенностей человека. Исследованиями установлено, что объем внимания взрослого человека во время восприятия не связанного по смыслу материала (непонятные сочетания букв, фигуры, отдельные буквы) равен 4-6 объектам, которые воспринимаются на протяжении одной-двух десятых секунды. Изменение общей направленности и объема внимания называют відволіканнями, или нарушениями внимания. Оценки частоты колебаний и нарушений характеризующих устойчивость внимания к этому объекту.

• Рассеянность — это перепрыгивание от одного внешнего объекта к другому. Внимание человека при минимальной волевой регуляции подчиняется внешним обстоятельствам.

Одной из важных характеристик внимания есть связь внимательности с деятельностью и направленностью личности.

Профессионализация внимания складывается так, как она начинает формироваться еще в школе.

Контрольные вопросы:

• Как понимают внимание в психологической науке?

• Раскройте сущность внимания.

• Какие формы проявления внимания?

• Что является физиологической основой внимания?

• Внимание соотносится с другими психическими познавательными процессами?

• Какие есть виды внимания?

• В чем суть внешней и внутренней внимания?

• Какие главные свойства внимания?

• В чем проявляется внимательность человека?

Литература:

Баскова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития: Изучение внимания школьников. — М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. Варій М. И. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. — Львов: Край, 2005.

Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т. — Т. 1.-Л,: Изд-во Ленинг. ун-та, 1974. Вопросы психологии внимания / Под ред. В. Ы. Страховая. — Саратов: Сарат. гос. пед. ин-т, 1975.

Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание. — М.: Педагогика, 1982. Джемс В. Психология / Пер. санг. -М.: Педагогика, 1991. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. -Л.: Наука, 1985. Дубровинская Н. В. Нейрофизиологические механизмы внимания. — Л.: Наука, 1985. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? — М.: Знание, 1980. Лурия А.Р. Внимание и память. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.

Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е.Д. Хомской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред В. Н. Дружинина. — М.: ПЕР СЭ, 2003.

Назад Содержание Вперед

Четыре разных типа внимания

Мы живем во все более занятом мире, где множество источников информации и стимуляции конкурируют за наше внимание. Это означает, что овладение различными типами внимания имеет решающее значение, когда речь идет о понимании человеческого поведения и оптимальной работе.

Но как и почему мы вообще внимательны? Давайте обсудим, что такое внимание, и рассмотрим четыре различных типа внимания и почему они важны.

Что такое внимание?

В статье «Как психологи определяют внимание» оно определяется следующим образом:

«Внимание позволяет вам «отключиться» от информации, ощущений и восприятий, не имеющих значения в данный момент, и вместо этого сосредоточить свою энергию на важная информация».

Таким образом, его можно определить как акт сосредоточения внимания на конкретном объекте, человеке или деятельности в нашем непосредственном окружении за счет других объектов или информации. Таким образом, наше внимание всегда предвзято. Продолжительность нашего внимания не всегда одинакова на протяжении всей нашей жизни. Нам достаточно взглянуть на то, как развивается ребенок, чтобы понять, что мы учимся сосредотачиваться по мере взросления.

Будучи взрослыми, мы можем выбирать различные способы концентрации внимания. Понимание человеческого поведения и различных типов внимания может помочь нам учиться и лучше взаимодействовать с другими.

Четыре различных типа внимания

Мы определим четыре различных типа внимания: устойчивый, разделенный, избирательный и исполнительный. Это не единственные типы, но мы также подробно расскажем о том, почему понимание каждого из них так важно.

1. Постоянное внимание

Устойчивое внимание означает сосредоточение внимания на человеке, задаче или действии в течение определенного времени или до завершения соответствующего разговора, задания или действия. Например, мы учимся оттачивать этот тип внимания в школе, общаясь с другими учениками и учителями. Другой пример — когда мы учимся, изучая и записывая тесты и экзамены.

Другой родственный тип известен как сфокусированное внимание, которое предполагает способность быстро реагировать на внешние раздражители, такие как громкие звуки. Как вы понимаете, это составляет важную часть способности выживать и реагировать на изменения в вашей среде.

2. Рассеянное внимание

Это включает в себя попытку сосредоточиться на многих различных разговорах, задачах и действиях одновременно, что также известно как многозадачность. Хотя это обычная практика, она редко бывает эффективной, так как у нас есть столько энергии, сколько нужно посвятить каждой задаче.

С этим связано переменное внимание. Это похоже на многозадачность, но предполагает плавный переход от одной задачи к другой, а не разделение вашего внимания.

3. Избирательное внимание

Избирательное внимание включает в себя способность сосредоточиться на конкретной задаче, одновременно блокируя любой фоновый шум или раздражители. Это может быть сложным навыком, в зависимости от вашего уровня чувствительности, но это ценный инструмент для работы в шумном мире!

Например, вы можете читать книгу, когда вокруг вас громкий фоновый шум. Однако это также может относиться к отказу от внутренних стимулов, таких как мысли.

4. Внимание руководства

Управляющее внимание похоже на избирательное внимание, так как оно включает в себя способность блокировать отвлекающие факторы и сосредоточиться на конкретной задаче. Однако разница в том, что этот способ сосредоточения также предполагает безжалостную расстановку приоритетов и сосредоточение внимания только на действиях, которые помогут достичь определенной цели.

Например, управляющий директор компании не может следить за всем, что происходит, но он может заблокировать все сотни получаемых электронных писем и посвятить себя выполнению важнейших задач дня.

Почему важно понимать внимание?

Мы рассмотрели четыре типа внимания и затронули некоторые из них. Это даст вам некоторое представление о том, как мы обрабатываем информацию и взаимодействуем с окружающей средой.

Но какое отношение это имеет к нашей повседневной жизни? В области прикладной психологии эти знания могут помочь нам определить, какие навыки нам нужно освоить, и как оптимально функционировать как в социальной, так и в деловой среде.

Например, многозадачность может работать в определенных ситуациях, когда задачи не являются критическими или ограниченными по времени. Но если вы пытаетесь выполнять многозадачность на ответственной работе, вы можете оказаться полностью перегруженным. Чтобы противостоять этому, вы можете узнать больше о том, как отточить свои навыки устойчивого и исполнительного внимания.

Узнайте о человеческом поведении с помощью SACAP Global

В SACAP Global мы предлагаем специализированные краткие курсы, которые формируют многогранные навыки в области прикладной психологии. Один из наших самых популярных кратких курсов «Факторы, влияющие на поведение человека» исследует, как мы сосредотачиваемся и обрабатываем информацию и стимулы в окружающей среде.

В этом кратком курсе вы узнаете о ключевых конструкциях человеческого познания, в том числе о роли и важности внимания в навигации по возможностям и проблемам в вашей жизни. Если это похоже на то, что вас интересует, зарегистрируйтесь на нашем веб-сайте для участия в следующем предстоящем занятии или свяжитесь с нами для получения дополнительной информации.

Теория экологических систем и поведение человека

Высшие навыки управления персоналом

Различные виды внимания!

«Внимание — это жизненная сила. Это связывает вас с другими. Это делает вас нетерпеливым. Оставайся нетерпеливым». ― Сьюзан Зонтаг

Внимание имеет ключевое значение как для роста, так и для развития, особенно у маленьких детей. Может быть несколько отвлекающих факторов, например, ребенок, который чрезмерно чувствителен к сенсорной информации, может чрезмерно реагировать на малейшие звуки, текстуры, образы, запахи, вкусы или движения. Они, как правило, с трудом выполняют простые команды.

Другие дети могут с легкостью концентрироваться, когда их концентрация затруднена. Невнимательность может привести к безразличию, пренебрежению, забывчивости, небрежности, незаинтересованности, пренебрежению или легкомыслию.

Если ребенку трудно выполнять задания, недостаток внимания может быть одной из многих причин, и как родитель или воспитатель важно работать над этим и помогать ребенку.

Давайте сначала разберемся в различных типах внимания и их последствиях.

1.    Сфокусированное внимание : Это когда мы обращаем внимание и не отвлекаемся на внешние раздражители. Здесь люди могут направить все свое внимание на одну задачу, а все остальное считается менее важным. Его еще называют Исполнительное внимание  , которое блокирует второстепенные особенности окружающей среды. Это внимание, которое мы используем, когда движемся к определенной цели.

Пример: Подготовка к экзамену или работа над проектом.

2.    Устойчивое внимание: означает концентрацию на определенной трудоемкой задаче. Удержание внимания в течение определенного периода времени необходимо для сосредоточения и концентрации, необходимых при обучении, слушании во время лекций или концентрации внимания во время разговоров или инструкций.

Существует три этапа устойчивого внимания, которые называются одним диапазоном внимания:

·        Обращение внимания  − Где вы начинаете фокусироваться.

·        Удержание внимания  − Где вы поддерживаете свое внимание.

·        Прекращение внимания  − Когда вы, наконец, перестанете обращать внимание.

Когда ваше внимание закончится, вам потребуется время, чтобы снова сосредоточиться и избавиться от отвлекающих факторов. Следовательно, вы можете заметить, что люди отвлекаются и часто оставляют задачу незавершенной, а возвращаются после того, как они могут переориентироваться через некоторое время. Люди могут улучшить устойчивое внимание, когда они его практикуют.

Пример:  Чтение книги, просмотр фокуса или просмотр интересного фильма. По мере того, как требования к чтению в старших классах становятся более продвинутыми, устойчивому вниманию бросают вызов главы и понимание прочитанного.

3.    Избирательное внимание: Это когда мы блокируем определенные особенности нашей среды и сосредотачиваемся на одной конкретной особенности. Это означает сосредоточение внимания на одном стимуле в сложной обстановке.

Мы должны иметь возможность сосредоточиться на конкретном сообщении или объекте, отфильтровав весь фоновый шум. Но проблема в том, что люди склонны пренебрегать тем, что происходит вокруг (даже если это важно). Следовательно, сообщением можно легко манипулировать или неправильно понять из-за проблем со связью.

Сознательно и бессознательно мы можем выбрать самые важные входные данные. Способность мозга выбирать из множества визуальных, слуховых, интероцептивных и тактильных стимулов, чтобы сосредоточиться и уделять внимание только одному, — это способность мозга выбирать и реагировать только на один наиболее важный фактор.

Пример: Прослушивание разговора с большим количеством окружающего шума и улавливание определенных частей. Это потому, что вы решили сосредоточиться на голосе этого одного человека, а не на других окружающих отвлекающих факторах, таких как голоса других людей. Другим примером может быть ученик, слушающий своего учителя во время урока, в то время как за окном класса работает газонокосилка.

4.    Распределенное внимание: Это относится к способности человека сосредотачиваться на двух или более вещах одновременно. Многозадачность — не всегда простая вещь. Способность удерживать внимание на нескольких одновременных точках концентрации может потребовать практики.

Некоторыми экземплярами разделенного внимания управлять легче, чем другими. Например, отправлять текстовые сообщения, когда вы пытаетесь поговорить с кем-то перед вами, гораздо сложнее. Для детей это может быть разговор во время игры. Возраст, ловкость, степень адаптации и другие факторы влияют на эту способность.

Пример: Одновременная концентрация на различных факторах, таких как управление автомобилем и одновременная беседа. Другой пример — разговор с другом по телефону, пока вы приводите себя в порядок в доме.

5.    Переменное внимание: Это относится к способности переключать или немедленно переключать внимание с одного действия на другое.

Добавить комментарий