Ранний возраст в психологии: Психическое развитие малыша от 1 года до 3 лет

Психическое развитие малыша от 1 года до 3 лет

Период от 1 года до 3 лет называется ранний возраст. Это время психологического отделения от матери, которое проходи в 3 периода.

От 1 года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить и говорить, становится более самостоятельным, в этом возрасте он – исследователь. Он лезет всюду, набивает себе шишки, и его не удержать.

От полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках. Вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

От 2 до 3 лет – период активного умственного развития ребенка.

Начиная с перинатального периода у ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга. Оно отвечает за считывание эмоции, эстетическое восприятие, поэтому дети тонко чувствуют настроения родителей, любят всё яркое и имеют бурную фантазию. Подгоняя его развитие, мы как бы закрываем возможности развития левого полушария и не даем ребенку реализовать возможности развития своего эмоционального интеллекта. Ребенок, который начал читать в три года по любой из множества различных существующих ныне методик, может в будущем с трудом разбираться в своих и чужих эмоциях, не испытывать большого удовольствия от похода на концерт или в картинную галерею, не мечтать. А что такое мечта для взрослого человека? Это основа целеполагания.

Ребенок постоянно манипулирует предметами и игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. В конце раннего возраста появляется игра с сюжетом, когда малыш придумывает истории и проигрывает их. Для развития игры важно появление символических действий.

Новообразования раннего возраста: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

В это время запоминаются обобщенные образы мужчины и женщины как таковых и их различие между собой, формируется способность любить и образцы эмоциональных программ, любящих мужчины и женщины.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит на 2-3 году жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

Малыши все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать их физическую близость. Предпочтение отдается родителю противоположного пола. Важен тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек может остаться тактильно бесчувствен.

В этот период ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро меняются, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой, выбрать ребенок еще не может.

Малыш, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм в этом возрасте – это  норма. Он еще не умеет сопереживать, ребенку характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с его желаниями. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно предложить заняться с ним чем-то интересным, и ребенок  мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоциональной сферы малыша тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Узнавание себя в зеркале – простейшая, первичная форма самосознания появляется к 2 годам. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития.

В голове у вашего ребенка уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать ее ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь. Его время дорого; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может ребенок. Поэтому поменьше ограничивайте малыша, дайте ему возможность исследовать мир.

В нашем Центре работает сектор ранней помощи, его специалисты окажут психологическую и медицинскую поддержку на каждом этапе взросления https://www.instagram.com/detskiicentr27/

Материал подготовили специалисты отдела профилактики социальных рисков

КГБУ ХЦППМСП Тюляева О. А., Поздеева К.А.

Характеристика раннего детского возраста

Важнейшие достижения раннего детства (от одного года до трех yier). В онтогенезе в равные временные промежутки психика человека проходит различные «расстояния» в развитии. Качественные преобразования, которые претерпевает психика ребенка за первые три года, весьма значительны. Поэтому многие психологи, размышлявшие о том, где же середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, отнесли ее к трем годам.

Трехлетний малыш способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношение с окружающими его людьми. При этом он владеет не только речевыми формами общения, но и элементарными формами поведения. Ребенок трех лет достаточно активен, понятен окружающим, самостоятелен.

Развитие психики ребенка от года до трех лет зависит от ряда факторов.

На психическое развитие ребенка оказывает значительное влияние овладение прямой походкой

. В конце младенческого возраста малыш начинает делать первые шаги. Перемещение в вертикальном положении — трудное дело для него. Маленькие ножки ступают с большим напряжением. Программа локомоции еще не сложилась, и поэтому ребенок постоянно теряет равновесие. Что же заставляет его преодолевать страх перед падением и вновь и вновь прилагать усилия для того, чтобы совершав эти первые шаги? Важным поощрением является мышечное чувство, которое возникает при ходьбе от работающих мышц ног, рук, спины и всего тела. Можно сказать, что чувство овладения собственным телом служит своего рода самовознаграждением для ребенка. Ребенка в его намерении ходить поддерживает также возможность достигнуть желаемой цели, а также участие и одобрение взрослых.
Очень скоро после первых робких шагов начинает формироваться способность к гармоничным прямолинейным движениям. На втором году жизни ребенок с огромным энтузиазмом ищет себе препятствия при передвижении. Трудности и их преодоление вызывают у малыша положительные эмоциональные состояния.

Способность к передвижению, являясь физическим приобретением, приводит к психологическим последствиям. Благодаря способности к передвижению ребенок вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. Овладение ходьбой развивает способность ориентироваться в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета. Это достигается совместной функцией зрения, кинестезии и осязания. Приближаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практически осваивает ею направление и удаленность. Освоив передвижение, ребенок получает возможность намного расширить круг вещей, которые становятся объектами его познания.

Он становится способным манипулировать с самыми разнообразными предметами, которые прежде родители не считали нужным предлагать ему. Новые предметы влекут за собой новые способы обследования, открывают малышу скрытые до этого свойства вещей и связи между ними.

На психическое развитие ребенка в значительной мере влияет развитие предметных действий. Манипулятивная деятельность, свойственная младенческому возрасту, в раннем детстве начинает сменяться предметной деятельностью. Развитие предметной деятельности связано с овладением теми способами обращения с предметами, которые выработаны обществом. Для человека предметы имеют фиксированное, постоянное значение— люди, в отличие от животных, живут в мире постоянных вещей. Как известно, и обезьяна может пить из кружки. Но для животного предметы имеют ситуативное значение: если вода налита в кружку, то обезьяна будет пить из кружки, если вода будет в ведре — то из ведра, если на полу — то с пола. Ребенок научается от взрослых ориентироваться на постоянное значение предметов, которое закреплено человеческой деятельностью.

Предметный мир, окружающий ребенка,— мебель, одежда, посуда, игрушки — это предметы, которые имеют определенное назначение в жизни людей. Значение вещей и постигает ребенок в раннем детстве.

Фиксированное содержание предмета само по себе не дается ребенку. Он может открывать и закрывать бесконечное число раз дверцу шкафа, так же долго стучать ложкой об пол, но такая активность не в состоянии познакомить его с назначением предметов. Функциональные свойства предметов открываются малышу через воспитывающее и обучающее влияние взрослых. Ребенок узнает, что действия с разными предметами имеют разную степень свободы. Некоторые предметы по самим своим внешним свойствам требуют строго определенного способа действия (к ним относятся соотносящие действия типа: закрывание коробок крышками, нанизывание колец пирамидки, складывание матрешек и т. д.). В других предметах способ действия жестко фиксирован их общественным назначением — это предметы-орудия {ложка, карандаш, молоток). Важно отметить, что именно овладение соотносящими и орудийными действиями оказывает наиболее существенное влияние ни психическое развитие ребенка.

Совсем неважно, что количество предметов-орудий, которыми овладевает ребенок раннего возраста* сравнительно невелико. Дело не в количестве, а в том, что именно эти предметы формируют у ребенка установку на поиск в каждом новом предмете-орудии его специфического назначения.

К концу раннего детского возраста (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятельности. Они достигают развернутых форм за пределами этого возраста и постепенно начинают определять психическое развитие. Это — игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Необходимо учитывать значимость, которую приобретут эти виды деятельности в будущем, и создавать условия для их формирования еще в раннем детстве.

В совместной деятельности со взрослыми уже в раннем возрасте ребенок начинает постигать связи между произносимыми словами и стоящей за ними реальной действительностью. Умение относить слова к обозначаемом ими предметам и действиям происходит не сразу. Способность соотносить речь взросло го и собственные действия также имеет длительное развитие и формируегся на протяжении первых лет жизни.

На третьем году у малыша качественно изменяется понимание речи взрослых. Ребенок в это время не только понимает отдельные слова, не только становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Малыш начинает с интересом слушать любые речи взрослых, непосредственно не направленные на него самого. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения взрослого с ребенком, является важным приобретением. Оно создает возможность использовать речь как основное средство познания действительности, недоступной непосредственному опыту ребенка.

Ранний детский возраст — период формирования активной речи ребенка. До полутора лет ребенок усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их очень редко. Ребенок еще весьма пассивен. Заметное изменение в овладении речью происходит примерно в полтора года. Малыш становится инициативным. Он начинает постоянно требовать, чтобы ему называли предметы. Темпы развития речи возрастают. К концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, а к концу третьего года — до 1500 слов.

Развитие речи предполагает овладение звуковой стороной и грамматическим строем родного языка. Если вначале ребенок воспринимает речь путем улавливания общей ритмико-ме-лодической структуры слова, то уже к концу второго года у него складывается фонематическое восприятие всех звуков родного языка. На этой основе происходит овладение активным словарем и правильным произнесением слов.

Усвоение грамматического строя имеет свои периоды развития.

Первый период — от одного года до двух лет — период предложений, состоящих из аморфных слов-корней. В этом периоде выделяют однословные и двухсловные предложения. Речь ребенка мало похожа на речь взрослого: ребенок употребляет такие слова, которыми обычно взрослые не пользуются. Такую речь называют автономной. При правильном речевом развитии автономная речь быстро проходит.

Второй период развития грамматического строя языка продолжается до трех лет. Речь ребенка начинает приобретать довольно связный характер и позволяет ему выражать понимание многих отношений в предметном мире.

К трем годам ребенок овладевает многими падежными окончаниями. Овладение речевыми формами, обозначающими предметные отношения, объясняется характером деятельности ребенка, в процессе которой происходит овладение способами употребления предметов. Ребенок рано начинает ориентироваться на связь грамматических значений, отражающих реальные предметные отношения. Так, усвоив правильное употребление слов: «Положил молоток», «Забил молотком», ребенок улавливает орудийный смысл в окончании -ом и стереотипно переносит его на все орудия: «ножом», «ложком», «лопатом» и т. д. В практике речевого общения этот стереотип снимается, появляются правильные падежные окончания. Усвоение грамматических форм родного языка развивает у ребенка чувство языка. Малыш довольно хорошо согласовывает слова в предложении. В течение раннего детства ребенок проделывает грандиозную работу по усвоению родного языка, овладевая его основными синтаксическими конструкциями, грамматическими формами и звуками.

Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка.

Развитие мышления в раннем возрасте. Развитие мышления ребенка зависит, во-первых, от деятельности самого ребенка— в основе мышления лежит его чувственный опыт — и, во-вторых, от влияния взрослого, который учит способам действия и дает обобщенные названия предметов. Практическое действие с предметом зачастую приводит малыша к решению возникших в конкретной ситуации задач. В действии происходит естественное научение: воздействуя на предмет, ребенок замечает, что одни действия успешны, другие — нет. Опыт предшествующего действия отражается в последующем. Мышление осуществляется в процессе решения предметной задачи и носит наглядно-действенный характер.

Каково бы ни было значение личного практического опыта в развитии мышления, особое влияние на развитие мышления ребенка оказывает социальное окружение. Л. С. Выготский подчеркивал, что с первых дней жизни младенца на характер его поведения глубочайшее влияние оказывает социальная ситуация. В своих интеллектуальных решениях ребенок все время ориентируется на взрослого. Наблюдая действия взрослых с предметами, ребенок присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. В практике действия с предметами ребенок открывает для себя, что разные предметы могут быть употреблены сходным образом. Такого рода открытия приводят к обобщению не только сходных (по каким-либо признакам) предметов, но также к обобщению опыта деятельности.

Особенно важны для развития мышления орудийные действия. Орудие опосредствует воздействия ребенка на предметный мир. Применяясь в разных ситуациях и по отношению к разным предметам, орудие становится первым носителем обобщения.

Качественное изменение мышления на ранних этапах развития ребенка зависит от овладения им человеческими формами практической предметной деятельности, а также от постепенного приобщения ребенка к человеческой речи. Самый большой опыт ребенок перенимает благодаря словесному общению со взрослым. Ребенок усваивает понятия, способы мышления, выработанные человечеством. Подражая взрослым, он научается правильно строить суждения и делать умозаключения. Рассматривая умственное развитие ребенка, И. М. Сеченов писал о том, что с самых ранних пор ребенку преподносят и делом и словом готовые формы чужого опыта.

В раннем детском возрасте слово взрослого может содействовать развитию нагл я дно-действенного мышления. Взрослый может подсказать ребенку способ решения той или иной ситуативной задачи не только действием, но и словом. Так, если малыш настойчиво тянет коробку сквозь прутья кровати и его действия обречены на неудачу, то совет взрослого: «Переверни коробку, тогда она пройдет» — вызывает соответствующее действие ребенка.

В раннем детстве ребенок может высказываться по ходу выполнения деятельности. Однако на первом этапе речь представляет собой как бы независимый процесс: в поведении ребенка в это время можно обнаружить два вида деятельности — речевую и интеллектуальную. Впоследствии эти деятельности сливаются, образуя речевое мышление.

Начальный этап формирования личности ребенка. В раннем детстве интенсивно развивается совместная деятельность ребенка и взрослого. В предметной деятельности взрослый определяет характер сотрудничества. В общении взрослый берет на себя руководство «коммуникацией». Он организует взаимное понимание. На третьем году ребенок становится более самостоятельным: он научается элементам самообслуживания, может пользоваться карандашом и мелками, он начинает лепить и делать простейшие аппликации. Малыш научается отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельному «я», т. е. у него возникают начальные формы самосознания. В речи ребенок уже дифференцирует себя как некую неизменность, а свои действия — как нечто преходящее: «Сейчас Дюка сидит, а теперь Дюка бегает, а теперь Дюка упал». По существу, ребенок научается отделять свои действия от себя.

Успехи в развитии качественно изменяют все поведение малыша. Хотя роль взрослого по-прежнему остается ведущей, однако в узкой сфере своей практической жизни и в пределах своих небольших возможностей ребенок стремится действовать без помощи взрослых. Новые тенденции усиливают активность ребенка («Я сам») и приводят к возникновению новых взаимоотношений со взрослыми. Этот период принято считать критическим («кризис трех лет»), так как взрослый начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с ребенком, который может стать невыносимым в своем негативизме и упрямстве.

Кризис трехлеток — объективно существующее явление в развитии взаимоотношений ребенка со взрослыми. У ребенка появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противится прежним отношениям. Он капризничает, делает все наоборот, всячески показывает свое негативное отношение к требованиям взрослого. Такое поведение не распространяется на всех людей: негативность ребенка весьма избирательна и касается только тех, кто стремится поработить его свободу. Если же взрослые разумно поощряют самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотношений быстро преодолеваются.

Кризис трех лет — явление преходящее, но связанные с ним новообразования — отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми — важный шаг в психическом развитии.

Стремление быть, как взрослые, может найти наиболее полное разрешение только в форме игры (лишь в игре ребенок может сходить в магазин, сварить обед, полететь на ракете в космос и т.д.). Поэтому кризис трех лет и разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

Обзор развития детей младшего возраста

(Последнее обновление: 30 декабря 2022 г.)

Развитие детей раннего возраста сосредоточено на периоде значительных физических, когнитивных, социальных и эмоциональных изменений. Младенцы входят в мир с ограниченным набором навыков и способностей. Наблюдение за тем, как ребенок развивает новые моторные, когнитивные, языковые и социальные навыки, вызывает удивление у родителей и опекунов. В раннем детстве такой рост и изменения происходят быстрыми темпами, настолько быстрыми, что взрослые часто удивляются тому, как быстро появляются определенные навыки.

Изучение человеческого развития — обширная и разнообразная тема. У всех нас есть личный опыт разработки, но иногда трудно точно понять, как и почему люди растут, учатся и меняются.

Теории детского развития

Пожалуйста, включите JavaScript

Теории детского развития

Психология развития стремится понять и объяснить, как люди растут и меняются на протяжении всей жизни. Исследователи изучают огромное количество факторов, в том числе то, как генетика влияет на развитие ребенка, а также какую роль играет опыт.

Давайте подробнее рассмотрим развитие детей в раннем возрасте, в том числе основы физического развития и психологического роста.

Содержание

Физическое развитие в раннем детстве

Физические изменения являются важным компонентом развития в раннем детстве. По мере того, как ребенок взрослеет, родители с нетерпением ждут важных вех, таких как умение переворачиваться и ползать. Каждый из них представляет собой часть физического развития.

Процесс созревания происходит упорядоченно; то есть определенные навыки и способности обычно появляются до того, как будут достигнуты другие вехи. Например, большинство младенцев учатся ползать раньше, чем учатся ходить. Однако также важно понимать, что скорость, с которой достигаются эти вехи развития, может варьироваться. Некоторые дети учатся ходить раньше, чем их сверстники того же возраста, в то время как другим это может занять немного больше времени.

Развитие двигательных навыков

По мере взросления ребенка его нервная система становится более зрелой. По мере этого ребенок становится все более и более способным к выполнению все более сложных действий.

Скорость, с которой появляются эти моторные навыки, иногда беспокоит родителей. Воспитатели часто беспокоятся о том, развивают ли их дети эти навыки в обычное время. Как упоминалось выше, ставки могут несколько отличаться. Однако почти все дети начинают демонстрировать эти двигательные навыки с достаточно постоянной скоростью, если только не присутствует какой-либо тип инвалидности.

Существует два типа двигательных навыков:

  • Крупная (или крупная) моторика  задействуют более крупные мышцы, включая руки и ноги. Действия, требующие крупной моторики, включают ходьбу, бег, равновесие и координацию. При оценке общей моторики факторы, на которые обращают внимание эксперты, включают силу, мышечный тонус, качество движения и диапазон движений.
  • Навыки мелкой (или мелкой) моторики  задействуют мелкие мышцы пальцев рук и ног, глаз и других областей. Действия, требующие мелкой моторики, как правило, более сложные, например рисование, письмо, хватание предметов, бросание, размахивание руками и ловля.

Физический рост

Физическое развитие детей имеет направленный характер:

  • Крупные мышцы развиваются раньше мелких.  Мышцы кора тела, ног и рук развиваются раньше, чем мышцы пальцев и рук. Дети учатся выполнять навыки крупной (или крупной) моторики, такие как ходьба, прежде чем они учатся выполнять навыки мелкой (или мелкой) моторики, такие как рисование.
  • Центр тела развивается раньше внешних областей.  Мышцы, расположенные в сердцевине тела, становятся сильнее и развиваются раньше, чем мышцы ног и рук.
  • Развитие идет сверху вниз, от головы к пальцам ног.  Вот почему младенцы учатся держать голову раньше, чем ползать.

Когнитивное развитие в раннем детстве

Развитие в раннем детстве фокусируется не только на удивительном физическом развитии детей; это также включает в себя замечательное умственное развитие. Когнитивные способности, связанные с памятью, рассуждениями, решением проблем и мышлением, продолжают проявляться на протяжении всего детства. Говоря о когнитивном развитии детей, невозможно не упомянуть работу психолога Жана Пиаже.

Получив докторскую степень в возрасте 22 лет, Жан Пиаже начал карьеру, которая оказала огромное влияние как на психологию, так и на образование. Работая с Альфредом Бине, Пиаже заинтересовался интеллектуальным развитием детей.

На основании своих наблюдений он сделал вывод, что дети не менее умны, чем взрослые, просто они думают по-другому.

Альберт Эйнштейн назвал открытие Пиаже «настолько простым, что до него мог додуматься только гений».

Пиаже создал теорию когнитивного развития, описывающую основные этапы, через которые проходят дети по мере их умственного взросления. Он считал, что дети похожи на «маленьких ученых», активно пытающихся разобраться в мире, а не просто пассивно впитывающих информацию.

Схемы

Одним из ключевых понятий теории Пиаже является использование схем. Согласно Пиаже, схемы – это когнитивные рамки или концепции, помогающие людям систематизировать и интерпретировать информацию.

По мере возникновения опыта эта новая информация используется для модификации, добавления или полного изменения ранее существовавших схем. Например, у молодой девушки может быть схема о каком-то животном, например, о кошке. Согласно ее схеме, кошки пушистые и имеют четыре ноги. Когда она впервые встречает собаку, она может сначала подумать, что это животное — кошка. Как только она узнает, что на самом деле это собака, она пересмотрит свою схему для кошек и создаст новую категорию знаний для собак.

Развитие речи в раннем детстве

Пожалуй, нет ничего более удивительного, чем появление речи у детей. Вы когда-нибудь удивлялись тому, как ребенок может перейти от произнесения нескольких слов к внезапному произнесению полных предложений за короткий промежуток времени?

Исследователи обнаружили, что развитие речи начинается еще до рождения ребенка, поскольку плод способен распознавать речь и звуковые паттерны голоса матери. К четырем месяцам младенцы способны различать звуки и даже читать по губам.

Исследователи обнаружили, что младенцы способны различать звуки речи на всех языках, а не только на родном языке, на котором говорят в их доме. Однако эта способность исчезает примерно в возрасте 10 месяцев, и дети начинают распознавать только звуки речи своего родного языка. К тому времени, когда ребенку исполнится три года, его словарный запас составляет примерно 3000 слов.

Теории языкового развития

Так как же именно язык возникает в раннем детстве? Исследователи предложили несколько различных теорий, объясняющих, как и почему происходит языковое развитие.

  • Например, бихевиористская теория Б. Ф. Скиннера предполагала, что появление языка является результатом подражания и подкрепления.
  • Нативистская теория  Ноама Хомского предполагает, что язык является неотъемлемым человеческим качеством и что дети рождаются с устройством для овладения языком, которое позволяет им воспроизводить язык после того, как они изучили необходимый словарный запас.
  • Теории критического периода  предполагают, что дети наиболее чувствительны к овладению языком на определенных этапах развития. Если язык не изучается в эти критические моменты, как, например, в знаменитом случае Джинни, которая подвергалась ужасному насилию и никогда не выучила язык в раннем детстве, эта теория предполагает, что овладение языком никогда не произойдет.

Как родители способствуют развитию речи

Исследователи обнаружили, что на всех языках родители используют стиль речи с младенцами, известный как речь, ориентированная на младенцев , или материнский язык  (он же «детский лепет»). Если вы когда-нибудь слышали, как кто-то разговаривает с ребенком, вы, вероятно, сразу узнаете этот стиль речи.

Характеризуется более высокой интонацией, укороченным или упрощенным словарным запасом, укороченными предложениями и преувеличенными вокализациями или выражениями. Вместо того, чтобы сказать «Пошли домой», родитель может вместо этого сказать «Пока-пока».

Обращенная к младенцу речь более эффективно привлекает внимание младенца, а также помогает в языковом развитии. Исследователи считают, что использование материнского языка помогает детям быстрее и легче учить слова. По мере того, как дети продолжают расти, родители естественным образом адаптируют свои модели речи к растущим языковым навыкам ребенка.

Недостаточное растяжение

Еще одно распространенное явление, которое могут наблюдать родители, известно как   недостаточное растяжение .

Недорасширение — это явление, возникающее на ранних этапах развития языка. Примерно в возрасте 18 месяцев словарный запас ребенка начинает значительно расти, добавляя в среднем 100 слов каждый месяц. Однако иногда эти слова могут применяться неправильно.

Недорасширение предполагает неприменение нового слова к объектам, которые включены в значение этого слова.

Дети применяют это слово слишком узко. Например, ребенок может выучить слово «собака», но может использовать его только для обозначения своей собственной собаки, а не всех других собак, с которыми он сталкивается.

По мере того, как дети становятся старше и приобретают еще более широкий словарный запас, случаи недоразгибания начинают снижаться.

Стадии языкового развития

Овладение языком происходит в несколько этапов:

  1. Лепча:  Первая стадия языкового развития известна как доязыковая стадия, стадия лепета или воркования. В этот период, который обычно длится от трех до девяти месяцев, дети начинают произносить гласные звуки, такие как оооооо  и  ааааааа . К пяти месяцам младенцы обычно начинают лепетать и добавлять согласные звуки, такие как ба-ба-ба , ма-ма-ма или да-да-да .
  2. Отдельные слова:  Вторая стадия известна как однословная или голофазная стадия развития языка. Примерно в возрасте от 10 до 13 месяцев дети начинают произносить свои первые настоящие слова. Хотя в этот момент дети способны произнести лишь несколько отдельных слов, важно понимать, что они способны понимать значительно больше. Младенцы начинают понимать язык примерно в два раза быстрее, чем они могут его произнести.
  3. Two Words:  Третья стадия начинается примерно в возрасте 18 месяцев, когда дети начинают использовать предложения из двух слов. Эти предложения обычно состоят только из существительных и глаголов, например «Где папа?» и «Щенок большой!»
  4. Предложения из нескольких слов:  Приблизительно в возрасте двух лет дети начинают составлять короткие предложения из нескольких слов, в которых есть подлежащее и сказуемое. Например, ребенок может сказать: «Мама хорошая» или «Хочу еще конфет».

С возрастом дети продолжают учить новые слова каждый день. К моменту поступления в школу в возрасте около пяти лет словарный запас детей обычно составляет 10 000 слов и более.

Заключительные мысли

Развитие в раннем детстве — это период быстрого роста и изменений. В дополнение к очевидным физическим признакам роста дети также лучше понимают язык, мир, самих себя и окружающих. Узнайте больше о некоторых физических, когнитивных, социальных, эмоциональных и коммуникативных вехах , которые дети переживают по мере своего развития в раннем детстве.

Источники:

Berk, LE (2006). Глава 9 – Развитие ребенка (8-е изд.). Пирсон.

Бьоркланд, BR (1995). Развитие речи и познание. В Дэвиде Ф. Бьоркланде (ред.), Детское мышление: функция развития и индивидуальные различия. Пасифик-Гроув, Калифорния: Брукс/Коул.

Декнер, Д. Ф., Адамсон, Л. Б., и Бейкман, Р. (2003). Ритм в отношениях матери и ребенка. Младенчество, 4, 201–217.

Фернальд, А. (1985). Четырехмесячные младенцы предпочитают слушать материнский язык. Поведение и развитие младенцев, 8, 181–182.

Бейли, Н. (1993). Шкалы развития младенцев Бейли (2-е изд.). Нью-Йорк: Психологическая корпорация 9.0003

Раннее детство важнее всего | APS

Раннее детство имеет большое значение – опыт этих лет влияет на здоровье и благополучие на всю жизнь. Ранние годы развития от зачатия до пятилетнего возраста и, в частности, первые 1000 дней развития от зачатия до двухлетнего возраста, в последние годы находятся в центре повышенного внимания. Аргумент состоит в том, что первые 1000 дней — это период максимальной пластичности развития и, следовательно, период с наибольшим потенциалом влияния на здоровье и благополучие на протяжении всей жизни. Однако в Австралии этой возрастной группе уделяется гораздо меньше внимания и финансирования, чем детям школьного возраста и молодежи.

Центр общественного детского здоровья при Детском научно-исследовательском институте Мердока недавно опубликовал превосходный обзор данных о влиянии опыта в первые 1000 дней жизни на все аспекты развития и функционирования, включая физическое здоровье и благополучие, психическое здоровье. , социальное функционирование и когнитивное развитие (см. www.rch.org.au/ccch/first-thousand-days). Документ является призывом к действию по реформированию политики, практики и систем для обеспечения оптимального развития детей. В частности, в нем утверждается необходимость просвещения и расширения прав и возможностей общественности и изменения среды, в которой семьи воспитывают детей. Инвестирование в развитие детей младшего возраста также имеет хороший экономический смысл. Краткосрочные затраты более чем компенсируются немедленными и долгосрочными выгодами за счет снижения потребности в специальном обучении и реабилитации, улучшения результатов в отношении здоровья, снижения потребности в социальных услугах, снижения затрат на уголовное правосудие и повышения самодостаточности и производительности (Heckman). , 2017).

Контекст отношений

Дети учатся и развиваются в контексте своих отношений. Эти отношения начинаются в их семье, но также включают других важных взрослых в их жизни, таких как бабушки и дедушки и другие члены расширенной семьи, персонал дошкольного образования и соседи. Эти отношения влияют практически на все аспекты развития ребенка, включая когнитивное, социальное, эмоциональное и физическое развитие, и закладывают основу для широкого спектра результатов в дальнейшей жизни, включая социальную и эмоциональную компетентность, психическое здоровье и достижения в школе или на работе (Center по развитию ребенка в Гарвардском университете, 2016 г.; Прайс-Робертсон, Смарт и Бромфилд, 2010 г.).

Опыт отношений, который дети получают в первые годы жизни, и среда, в которой они находятся, формируют структуру их развивающегося мозга, а также влияют на то, как экспрессируются гены. Дети рождаются готовыми учиться и взаимодействовать со своим миром через свои отношения. Маленькие дети естественным образом стремятся взаимодействовать со взрослыми в своем мире через лепет, мимику, жесты и слова. Отзывчивые лица, осуществляющие уход, постоянно отвечают теплотой и эмоциональной вовлеченностью во взаимное взаимодействие «отдавать и брать» или «обслуживать и возвращать». Эти взаимодействия формируют архитектуру развивающегося мозга и необходимы для здорового развития. Со временем эти непрерывные взаимодействия и отношения строят мозг детей снизу вверх, при этом все более сложные схемы строятся на более простых схемах, и со временем появляются все более сложные и адаптивные навыки (Center on the Developing Child в Гарвардском университете, 2016).

Опыт, синхронизированный с процессом развития нервной системы, оказывает наибольшее влияние, поэтому для новорожденных сенсорные, социальные и теплые эмоциональные переживания необходимы для оптимизации развития мозга нижнего уровня. По мере взросления детей для оптимизации развития необходимы более сложные и разнообразные опыты (Winter, 2010). Дети, подвергшиеся последовательному, предсказуемому воспитанию и богатому опыту, разовьют нейробиологические способности, которые повысят шансы ребенка на хорошее, долгосрочное здоровье, счастье, продуктивность и творческий потенциал (Winter, 2010).

Дети, которые испытывают токсичные уровни стресса, например, из-за жестокого обращения, пренебрежения или крайней бедности, могут испытывать физиологические нарушения, которые могут привести к ухудшению результатов в обучении, поведении, физическому и психическому благополучию (Центр развития ребенка при Гарвардском университете). , 2016). Постоянные, теплые и заботливые отношения с окружением поддерживающих взрослых могут защитить детей от этих последствий. Напротив, жесткое, карательное воспитание (когда родители используют физические или словесные наказания и навязчивость или вину, стыд и условную любовь, чтобы контролировать своих детей) было связано с более плохими результатами (Pinquart, 2017). Например, исследования показывают, что во всем мире примерно шесть из десяти детей в возрасте от двух до 14 лет подвергаются телесным наказаниям со стороны опекуна (ЮНИСЕФ, 2014 г.), несмотря на то, что порка связана с антиобщественным поведением, проблемами внешнего поведения, низкой моральной интернализацией, агрессией. , проблемы с психическим здоровьем, негативные отношения между родителями и детьми, нарушение когнитивных способностей, низкая самооценка и риск физического насилия со стороны родителей. Это также не работает, когда дети, которых шлепают, скорее бросают вызов своим родителям, чем подчиняются им (Gershoff, & Grogan-Kaylor, 2016).

Важный вклад родителей и других опекунов

Предоставляя богатый опыт, в котором дети могут развиваться, также важно, чтобы опыт, полученный в самые ранние годы, соответствовал стадии развития ребенка. Лучшая «игрушка» для детей — это заботливый взрослый, который обращает на них внимание, играет и занимается с ними, интересуется их интересами. Самостоятельная, творческая игра важна для здорового развития. Игра привлекает внимание детей, предлагая задачи, наблюдения и возможности для практики и достижения успеха в развитии навыков, творческого решения проблем, концепций и отношений (Winter, 2010). В нынешней образовательной среде, которая фокусируется на академических достижениях, родители могут чувствовать давление, чтобы начать обучение своего ребенка как можно раньше (например, с помощью карточек, DVD-дисков или репетиторов), ошибочно полагая, что это даст их детям преимущество после начала формального школьного обучения.

Однако нет никаких доказательств того, что чрезмерная стимуляция и подталкивание маленького ребенка к обучению, выходящее за рамки его интересов, способностей и зрелости в развитии, повысит его интеллектуальные способности (Winter, 2010). На самом деле, когда взрослые просят детей использовать или освоить навыки, для которых у них еще нет мозговых цепей, это может привести к значительному стрессу у ребенка и даже нарушить здоровое развитие мозга (Center on the Developing Child at Harvard University, 2016). . Это также может вызвать разочарование как у опекуна, так и у ребенка, и может привести к карательным, а не поддерживающим реакциям со стороны опекуна. Конечно, это не означает, что взрослые в жизни детей должны все время полностью контролировать свои эмоции. Совершение ошибок, переживание конфликтов и восстановление отношений с детьми также дает важные возможности для обучения.

Родительский «разрыв в ожиданиях»

Разрыв в понимании между тем, на что способны дети, и тем, на что, по мнению опекунов, они способны, является обычным явлением. Опрос родителей в США (от нуля до трех, 2016 г.) показал, что родители переоценивают возраст, в котором дети овладевают важными навыками развития:

  • 43% считают, что дети могут делиться с другими детьми и сменять друг друга до трехлетнего возраста (что на самом деле происходит в возрасте от трех до четырех лет).
  • 36% считают, что дети в возрасте до двух лет обладают достаточным контролем импульсов, чтобы сопротивляться желанию сделать что-то запретное, а 56% говорят, что это происходит до трехлетнего возраста (большинство детей не в состоянии овладеть этим до 3,5-4 лет). возраста).
  • 23 % считают, что дети в возрасте до одного года могут контролировать свои эмоции и не впадать в истерику, когда они расстроены, а 18 % ожидали, что это произойдет у детей в возрасте до двух лет (тогда как этот контроль не развивается примерно до 3,5–4 лет). ) (От нуля до трех, 2016).

Родители также недооценивают, как скоро дети начинают испытывать сложные эмоции и подвергаться влиянию окружающего мира, в том числе воспитания. Заметная часть родителей не попадает в цель на месяцы или даже годы, например:

  • На вопрос, в каком возрасте качество родительской заботы оказывает долгосрочное влияние на развитие ребенка, 50% родителей ответили так. начинается в шесть месяцев или старше, тогда как на самом деле это начинается с рождения.
  • На вопрос о возрасте, когда дети могут начать испытывать грусть или страх, 42% родителей ответили, что это возраст от одного года или старше, хотя исследования обнаружили доказательства этого уже в 9 лет.0226 3-5 месяцев.
  • На вопрос о том, когда на детей влияет крики дома, даже когда они спят, 47% ответили, что в возрасте от одного года и старше, тогда как на самом деле это начинается примерно в 6 месяцев.

Исследования показывают, что австралийские родители похожи (Kendall-Taylor & Lindland, 2013) с результатами небольшого качественного исследования, которое показало, что австралийцы воспринимают детей как пассивных поглотителей контента и рассматривают мир маленьких детей как простой и незагроможденный. Австралийские родители признают, что эмоции, желания и мысли присутствуют у детей с рождения, но считают, что они не влияют на детей до тех пор, пока они не осознают их в возрасте около двух лет, а также что дети не могут передавать эти мысли и эмоции другим, пока после двухлетнего возраста.

Беглый просмотр любого австралийского родительского форума выявляет проблемы, с которыми сталкиваются семьи при воспитании детей, в том числе трудности совмещения работы и семьи, неправильные представления об эффективных методах воспитания и желание знать, что «правильно» делать — кормить грудью или из бутылочки, когда начинать прикорм, совместный сон, люльку или кроватку, почему мой ребенок не спит всю ночь, как дисциплинировать детей, шлепать или не шлепать, возвращаться на работу или ждать, как справляться с истериками, как много экранного времени — это слишком много, почему мой малыш не слушает меня, как мне перестать бить ребенка, мой ребенок ползал/ходил/говорил/приучился к горшку позже, чем другие, и так далее.

Психологи могут способствовать развитию ребенка

Психологи играют решающую роль в работе с семьями, чтобы способствовать любящему и чуткому уходу, а также работать над социальными изменениями, чтобы обеспечить безопасные и заботливые сообщества для детей, которые включают поддержку родителей, надежное жилье , адекватное питание и свобода от токсичных веществ. Психологи также имеют хорошие возможности для работы с отдельными детьми, пережившими невзгоды (и их семьями), которые находятся в группе риска или испытывают социальные, эмоциональные или поведенческие проблемы.

Психологи как профессионалы могут играть активную роль в общественном обсуждении критического развития, происходящего в раннем возрасте, и помогать семьям определять нормальное поведение ребенка, формировать реалистичные ожидания и обеспечивать «достаточно хорошее» воспитание. Психологи также могут выступать за политику и практику, которые способствуют созданию среды, способствующей позитивному развитию ребенка, например:

  • усиленная поддержка родителей и семей (например, посредством адекватного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, гибкого графика работы, высококачественной информации и поддержки для эффективное воспитание)
  • доступ к высококачественному дошкольному образованию и уходу с квалифицированной и оплачиваемой рабочей силой
  • доступный доступ к вмешательствам для родителей и детей, находящихся в группе риска или испытывающих социальные, эмоциональные или поведенческие проблемы.

Добавить комментарий