Основы настоящей дружбы — Pro-Psixology.ru
При раскрытии этого вопроса следует особо подчеркнуть сущность дружбы. Ее основой является общность целей и интересов, взаимная привлекательность, доверие и преданность, прочность и длительность межличностных связей.
«Кто не ищет дружбы с ближним, тот себе заклятый враг»,— утверждал Шота Руставели еще в XII в. Но и сейчас эти слова не потеряли свою значимость. Вряд ли есть человек, который бы не задумывался над сущностью дружбы, не хотел иметь друга или быть другом. Потребность иметь настоящего друга особенно остро дает о себе знать в ранней юности. Если подросток ищет скорее свою группу, то юноша стремится уже к индивидуальной дружбе.
Здесь учитель может поставить вопрос: что же такое истинная дружба? Обобщая ответы учащихся, учителю целесообразно привести несколько определений, характеризующих основные аспекты понятия «дружба». В Большой советской энциклопедии (М., 1972, т. 8, с. 1518) дружба определяется как отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.
Во все времена дружба в целом считалась высшей нравственной ценностью. Однако в различных исторических условиях ее нравственные основы, ее общественная значимость, возможности для ее развития были разными.
В любом классовом антагонистическом обществе существует немало ограничений для развития дружбы. Например, человек, живший в эпоху рабовладения, вряд ли допускал мысль о дружбе между свободными и рабами.
Социализм, ликвидировав частную собственность и отношения господства и подчинения, создал благоприятные условия для развития дружбы. Ведь существовавшие ранее неравенство, враждебность между людьми были заслоном для возникновения дружбы, подрывали ее основы.
В развитом социалистическом обществе создается все больше условий для развития дружеских отношений. Но это не означает, что в нашей стране дружба может возникать между любыми людьми, что каждый человек может быть другом.
Хорошей школой дружбы является товарищество. Здесь уместен и такой вопрос классу: назовите основные моральные качества, позволяющие человеку быть настоящим другом. Учащиеся называют ряд таких качеств. Систематизируя и обобщая их ответы, учитель подчеркивает, что «дружба развивается и крепнет только при высоких нравственных качествах людей». Марксистская этика особо подчеркивает значение таких моральных требований, как глубокая взаимная заинтересованность делами и жизнью друг друга; полное доверие друг к другу, основанное на честности и искренности в словах и делах; взаимная поддержка и помощь в решении трудных задач жизни, особенно в беде и горе, готовность пожертвовать своими интересами ради помощи другу; преданность и верность в дружбе, сочетающиеся с полным бескорыстием; взаимная требовательность, вытекающая из чувства ответственности за друга, из заботы о нем
И еще вопрос учащимся: какие человеческие пороки особо несовместимы с дружбой? Вместе с пороками они могут назвать и недостатки — вспыльчивость, слабоволие, забывчивость, медлительность, нерешительность и др. Тут следует подчеркнуть, что эти и другие подобные недостатки не должны быть помехой для дружбы. Она как раз должна помочь человеку избавиться от них. Несовместимы с дружбой эгоизм, лицемерие, лживость, себялюбие, предательство. Не принесет радости в дружеском общении человек чванливый, ленивый, малокультурный, равнодушный. Еще древнеримский оратор и философ Цицерон заметил, что «дружба возможна только между честными людьми…». Персидский поэт Саади утверждал:
Тот истинный друг, кто укажет пути,
Препятствия все и поможет пройти.
Льстецов причислять опасайся к друзьям.
Тот истинный друг твой, кто честен и прям.
А великий немецкий поэт Фридрих Шиллер писал: «Настоящая дружба правдива и отважна». Учителю здесь уместно спросить: зачем дружбе нужна отвага? Учащиеся могут ответить: чтобы достичь намеченной цели, чтобы преодолеть встречающиеся на пути дружбы трудности, испытания. Это верно. Чрезвычайно важен и еще один аспект дружбы. Французский писатель-моралист, автор сборника афоризмов «Максимы» Франсуа Ларошфуко заметил: «Величайший подвиг дружбы не в том, чтобы показать другу наши недостатки, а в том, чтобы открыть ему глаза на его собственные».
Весьма ярко об этом говорил и Николай Островский: «Дружба— это прежде всего искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жестокую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку». Обратите внимание и на высказывание древнегреческого мыслителя Солона: «Упрекай друга наедине, хвали — публично». Тут уместно спросить учащихся: «Нет ли противоречия между двумя последними высказываниями?» Если учащиеся отметят наличие противоречия, надо сказать следующее. На первый взгляд кажется, что совет Солона устарел: нельзя же без единого замечания то и дело хвалить друга публично. Здесь, безусловно, необходима мера. Слова Н. А. Островского «дать жестокую критику» тоже вначале кажутся слишком резкими. Но в них — нетерпимость к ошибкам, страстное желание помочь товарищу исправить их. Тем более что такая критика не обязательно должна быть публичной. Разговор наедине (так именно и надо поступать!) может быть принципиальным, нелицеприятным, но искренним и полезным. Все это как бы подтверждает высказывание Вальтера Скотта: «Ты не должен сердиться на друга, который, желая тебе добра, заставит тебя очнуться от сладких грез, если бы даже он сделал это несколько сурово и грубо».
Нельзя, разумеется, считать равноценным любой вид дружбы, любые ее положительные мотивы. «При всей интимности дружеских отношений масштаб дружбы определяется прежде всего социально-нравственной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых зиждется их союз».
Дружба несет в себе огромную моральную и воспитательную силу. Она делает человека целеустремленнее, благороднее, увереннее в себе, добрее, гуманнее. Дружба воодушевляет, окрыляет человека. Жизнь преподносит немало свидетельств того, что многие серьезные неудачи и даже трагедии случались с людьми потому, что в трудный момент рядом не было истинного друга, способного оказать необходимую помощь. Но еще больше ярких примеров того, что благодаря дружескому союзу людей были сделаны удивительные открытия, одержаны великие победы.
Настоящая дружба немыслима без самоотдачи. Бескорыстной, не требующей в ответ ни наград, ни даров. Вспомним старый афоризм: «То, что отдал — твое, что взял — потеряно». «Это как бы соревнование двух за право быть более добрым, сердечным, уступчивым. И здесь никто не проигрывает, выигрывают оба». Такое «соревнование» обогащает нас, развивает в нас человечность, дает возможность почувствовать себя счастливым.
Дружба помогает преодолеть трудности. Если основой дружбы являются совпадающие жизненные дели, значительные идеи, то ока нередко продолжается многие и многие годы. Удивительная дружба А. И. Герцена и Н. П. Огарева продолжалась всю жизнь. А. И. Герцен писал: «…на Воробьевых горах, пред лицом целой Москвы мы обнялись, дали друг другу руки идти по жизни вместе, и ничто не разымет наших рук. Мы воспитали друг друга. Это первое чувство мое — Дружба. Оно мне дало его глубокую душу, из которой я мог черпать мысль, как из океана». Верность друг другу укреплялась верностью той благородной идее, которой они посвятили свою жизнь.
Поразительной была сила дружбы К. Маркса и Ф. Энгельса. Без преувеличения можно сказать, что она продолжалась и после смерти К. Маркса: верность дружбы помогла Ф. Энгельсу завершить и издать произведения своего друга, руководить международным революционным движением. В. И. Ленин так характеризует дружбу этих великих людей: «Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе».
Но если друзей не объединяют общественно значимые цели и интересы, если нет единства во взглядах и убеждениях, то даже при наличии взаимной личной симпатии такая дружба при первых же серьезных жизненных испытаниях может разрушиться, как карточный домик.
В подтверждение этого учителю уместно прочитать отрывок из «Молодой гвардии» А. Фадеева (Собр. соч., т. 2, с. 41—42), где с большой достоверностью показано, как при первом же серьезном испытании рухнула дружба между Ульяной Громовой и Валей Филатовой потому, что они оказались очень разными людьми. Трогательно было их расставание. «Какое-то предчувствие говорило им, что то, что происходит между ними, происходит в последний раз.
Дружба объединяет людей, имеющих индивидуальные особенности, различные способности и опыт, своеобразные темпераменты. В ней могут возникать противоречия, сомнения, столкновения. Чтобы не нанести урон дружбе, не ослабить ее, необходимо своевременно и правильно регулировать взаимоотношения между друзьями.
«Важнейшими нормами, регулирующими отношения дружбы, являются:
- — взаимная требовательность друг к другу, нетерпимость к недостаткам и содействие их исправлению;
- — честность, искренность и взаимное доверие, глубокий (взаимный) интерес к заботам и делам друга;
- — взаимная поддержка и помощь в решении трудных жизненных проблем;
- — преданность и верность дружбе, бескорыстие, готовность взять на себя любую тяжесть забот, если они окажутся не под силу другу».
Естественно, что друзья должны быть готовы выполнять эти нормы, должны уметь делать это деликатно, уважительно. Основа таких отношений — постоянное стремление помочь другу стать умнее, культурнее, сильнее, помочь преодолеть недостатки.
Если отношения между людьми не основываются на этих положениях, то их нельзя считать дружескими. Оправдание недостатков близкого человека, нетребовательность к нему, восхваление мнимых заслуг — признаки лжедружбы. Недаром народная мудрость гласит: «Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает», «Недруг поддакивает, друг спорит». Лжедружба не приносит настоящей пользы ни личности, ни обществу. Правда, иногда она создает иллюзию взаимной выгоды. Но такая выгода носит временный, спекулятивный характер и в конечном счете приносит вред.
Примечательно, что настоящая дружба строго избирательна. Испытанных друзей у человека немного. К. Маркс писал: «…Я вступаю в дружбу с очень немногими, но зато дорожу ею».
Естественно, что дружба возникает не случайно и развивается по своим законам. Все это ярко проявляется в юношеском возрасте.
5 секретов крепкой детской дружбы
Сколько стихов и песен посвящено феномену дружбы и друзьям! Это неудивительно, ведь у каждого из нас есть друзья. И конечно, мамам и папам хочется, чтобы они появились и у их детей. В Международный день друзей эксперт «О!» клинический психолог Мария Меролаева рассказывает о том, что такое дружба и объясняет, как помочь детям научиться дружить.
Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт
Одна из важный составляющих дружеских отношений между людьми — привязанность, которой посвятил свою теорию известный психолог Дж. Боулби. Привязанность — это базовая человеческая потребность «от колыбели до могилы». Нам всем жизненно необходим рядом человек, от которого мы можем получить поддержку, признание, заботу. В раннем детстве потребность в привязанности удовлетворяется родителями, позже каждый из нас ищет близкого друга, а во взрослом возрасте привязанность реализуется в любовных отношениях. Ж.-Ж. Руссо писал, что «первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша, — это не любовь, а дружба».
Какая бывает дружба?
В 3 года ребенок впервые начинает делиться своими игрушками, пытается помочь другим детям на площадке. Тогда же возникают первые конфликты, обусловленные неумением играть вместе. Такая дружба может оборваться из-за пустяка, потому что малыши еще не умеют мириться с недостатками своих товарищей.
В 4 года впервые возникает мечта о друге. В то же время друзей становится очень много, потому что в этом возрасте друг — это тот, с кем ты играешь в данную момент. Каждый новый знакомый на площадке, с которым удалась игра, уже друг. Особый приоритет отдается тем, кто готов сделать что-то особенное для ребенка.
К первому классу подход к выбору друзей становится более осознанным. В 6−7 лет друзей, как правило, уже выбирают, основываясь на общих интересах. С ними хочется делиться любимыми игрушками и вкусностями, с ними «весело», девочки делятся на пары и обзаводятся «лучшими подругами», а мальчики сбиваются в мини-группы. Дружба превращается в своего рода «кооперацию».
В возрасте 10 лет на первый план выходит потребность в сопереживании. Друг — это тот, с кем не страшно поделиться секретом, тот, кому без опаски можно доверять. В этом возрасте особое внимание уделяется таким качествам как доброта, отзывчивость, внимательность.
После 12 лет дружеские отношения основываются на взаимопонимании, возможности делиться своими мыслями, чувствами и переживаниями. Неоценимыми становятся такие качества как верность, искренность. Друзья помогают преодолеть чувства одиночества и страха, поддерживают друг друга и стараются не обижать. В этом возрасте дружбу можно охарактеризовать как автономную взаимозависимость — друзьям позволено вступать в независимые отношения с третьими лицами. Она уже очень похожа на взрослые отношения, но всё ещё намного более интенсивна. Это объясняется тем, что дружба в подростковом возрасте участвует в реализации очень важных задач: отношения со сверстниками играют не последнюю роль в формировании идентичности ребенка. Кроме того, зарождается дружба между мальчиками и девочками, которая становится своеобразной подготовкой к романтическим отношениям.
5 секретов, которые помогут ребёнку научиться дружить
Родители не смогут «научить» своих детей дружить в буквальном смысле этого слова, но есть небольшие хитрости, зная о которых, мама и папа смогут помочь ребенку чувствовать себя уверенно при построении дружеских отношений.
Найти компанию
Для того, чтобы завести друзей, нужно общаться и играть с другими детьми. В условиях современного мегаполиса, к сожалению, почти исчезли детские дворовые компании, которые раньше были настоящей школой дружбы — именно там дети учились тонкостям и правилам дружеских отношений. Это значит, что сейчас родители должны специально задумываться о том, где ребенок может найти себе компанию сверстников — это могут быть любые места, где дети могут свободно играть или делать вместе что-то полезное в безопасном пространстве.
Говорить о дружбе
Беседуя с детьми, важно затрагивать тему дружеских отношений. Например, детям будет очень интересно услышать историю о родительских друзьях детства: о том, как и где вы познакомились, во что любили играть, какие интересные приключения с вами случались, как вы ссорились и мирились. Такие рассказы на собственном примере позволяют показать ребенку, как здорово и важно дружить! Читая детские книжки, слушая песни и просматривая мультики, так же можно поговорить о дружбе. Например, обсудить с дошкольником, что помогло крошке Еноту подружиться с тем, «кто живет в пруду». Для младших школьников поучительными в этом плане могут быть рассказы Осеевой.
Быть примером
Дети копируют дружеские отношения своих родителей. Поэтому единственный способ, которым мы можем научить своих детей дружить — это самому быть хорошим другом кому-нибудь. Взрослые своим примером могут показать, как нужно относиться к друзьям, какие есть способы решения конфликтов, как важно уметь идти на компромисс, и что совсем не страшно первому начать разговор и познакомиться с тем, кто тебе симпатичен. Кроме того, существует ряд личностных факторов, которые ложатся в основу дружеской привязанности между детьми разных возрастов — главные среди них, пожалуй, стиль общения ребенка и особенности его поведения в совместной деятельности. Это значит, что чрезвычайно важно научить своего ребенка таким, казалось бы, несложным вещам как:
просить о помощи у других и самому оказывать помощь;
проявлять заботу по отношению к другим людям и принимать заботу от близких;
говорить спасибо и правильно реагировать на благодарность;
уважать интересы других и отказывать тем, с кем не хочется дружить;
иногда оставаться наедине с собой.
Разрешить быть самостоятельным
Конечно, очень хочется, чтобы ребенок дружил только с очень хорошими и положительными детьми. Но жизнь устроена таким образом, что не всегда получается так, как хочется взрослым. Кроме того, детская логика сильно отличается от взрослой, и ожидания родителей могут абсолютно не совпадать с желаниями ребенка. В этом случае родителям лучше держаться на расстоянии, сохраняя дистанцию, не давать лишних советов и не критиковать окружение ребенка. В то же время, поведение родителей должно быть выстроено таким образом, чтобы у ребенка всегда было понимание, что он может в любой ситуации обратиться к ним и обсудить опыт своих отношений, даже если этот опыт негативный.
Дорожить дружбой
К сожалению, в современном мире все чаще и чаще встречается обесценивание феномена дружбы. Многие исследователи считают, что отношения становятся поверхностными и сводятся к приятельским компаниям, основанным на общих развлечениях. Но стоит только вспомнить о любом примере дружеских отношений, пронесенных сквозь года и испытания судьбой, становится очевидным, что наличие верного друга рядом чрезвычайно важно и для детей, и для взрослых. И даже если детям XXI века не так просто найти товарищей, как предшествующим поколениям, то в наших силах показать им собственный пример настоящей дружбы, научив их быть преданными и надежными друзьями!
Другие статьи Марии Меролаевой:
В школу в 6 лет: мнение психолога
Как себя вести, если посторонние делают замечания моему ребенку: мнение психолога
Распорядок дня первоклассника: переходим на летний режим
Фото: Pressmaster, Shutterstock. com
психологияразвитиевоспитаниеполезные советыдружба
Три основы дружбы
Источник: JohnnyGreig/iStock
Дружба иногда может показаться сложной, но оказывается, что узнать своих настоящих друзей может быть на удивление просто. Есть несколько фундаментальных элементов, присущих каждой тесной связи, включая отношения с семьей и романтическими партнерами: чтобы назвать кого-то другом, отношения должны быть длительными, позитивными и подразумевающими сотрудничество. Это та трехногая табуретка, на которой держится дружба, говорят биологи-эволюционисты, о которых я писал. Схожие личности или общее чувство юмора имеют значение, но они менее важны, чем вы думаете. Однако уберите ножку этого табурета, и вашего «друга» может не оказаться рядом, когда он вам понадобится, а способность рассчитывать на кого-то в кризисной ситуации, говорят исследователи, является единственной причиной, по которой у нас есть друзья в первой половине дня. место.
Серьезное отношение к дружбе
Это упрощенное определение дружбы является результатом изменения взглядов ученых на социальное поведение. Долгое время — на самом деле веками — серьезные ученые не изучали дружбу, потому что не очень ее уважали. Он был слишком мягким, слишком эфемерным, слишком сложным для определения и измерения (а определение и измерение необходимы для научного процесса).
Но затем приматологи — да, исследователи, которые проводят время, наблюдая за обезьянами и человекообразными обезьянами, — заметили, что у животных, за которыми они наблюдали, похоже, тоже были друзья. Последовали дебаты о том, уместно ли использовать слово «друг», когда речь идет о животных. В конце концов, ученые решили назвать это так, как они это видели, и то, что они увидели, было дружбой.
Откуда им знать? Потому что у животных исследователи могли измерять взаимодействия между людьми на протяжении жизни поколений бабуинов, макак и шимпанзе. За эти годы наблюдения они впервые разработали базовое стандартное определение тесной социальной связи, которое я уже приводил. «Дружба — это долгосрочные, позитивные отношения, предполагающие сотрудничество», — говорит психолог Роберт Сейфарт из Пенсильванского университета, который вместе со своей женой, биологом Дороти Чейни, десятилетиями наблюдал за бабуинами и верветками в Африке и является пионером в поле.
Животные активно работают над созданием этих дружеских связей. Согласно теории, они делают это, чтобы не быть съеденными хищниками. Многочисленные исследования, проведенные Сейфартом и другими, показали, что животные с самыми сильными социальными сетями живут дольше всех и имеют больший репродуктивный успех. «Дружба, в конце концов, состоит в том, — говорит антрополог-эволюционист Робин Данбар из Оксфордского университета, — в создании небольших тесно связанных групп, которые действуют как защита [от жизненных] стрессов».
Нетрудно увидеть в этом логику и для людей. Исследования показали, что люди, которые связаны социальными связями, также живут дольше. С этой точки зрения три основных компонента дружбы имеют большой смысл.
Обезьяны тратят большую часть дня на уход за собой.
Источник: Лидия Денворт
Инвестирование времени
Чем больше времени мы проводим с друзьями — разговариваем, обедаем, ходим в кино — тем ближе мы обычно становимся. Обезьяны проводят время вместе, ухаживая друг за другом — до 20 процентов времени бодрствования. Но они не одинаково ухаживают за всеми членами своего отряда; они привередничают, как и мы, выстраивая связи с течением времени. Все это, говорит Данбар, закладывает основу, чтобы помочь нам справиться с тем, что ждет впереди, будь то лев или увольнение. «Если вам нужно плечо, чтобы поплакаться, — говорит Данбар, — вам нужно подготовить это плечо заранее».
Источник: dean bertoncelj/Shutterstock
Акцентирование позитива
Стрижка состоит из уборки грязи и жуков из шерсти друг друга, но она также запускает эндорфины и окситоцин, нейротрансмиттеры или химические мессенджеры, благодаря которым обезьяны чувствуют себя хорошо и связать их более тесно друг с другом. Человеческие действия, такие как смех, пение, танцы и рассказывание историй — то, чем мы занимаемся с друзьями, — запускают одни и те же нейротрансмиттеры. Другими словами, за ощущением, что настоящий друг — это тот, с кем вы хотите проводить время и с кем вам хорошо, есть биология. Напротив, неприятные взаимодействия провоцируют нашу реакцию на стресс.
Быть полезным
Все эти вложения времени и добрых чувств окупаются только в том случае, если, в конечном счете, ваш друг будет рядом, чтобы помочь, когда вам это нужно, и наоборот — принести обед в кризисную ситуацию, помочь вам переехать. Вы двое должны сотрудничать. Когда вы этого не делаете — когда отношения кажутся слишком однобокими — они часто исчезают, или так и должно быть, потому что вам нужно инвестировать в кого-то другого.
Исследования показывают, что в среднем у большинства из нас есть около пяти человек в нашей жизни, которые соответствуют этим трем критериям, и это люди, которых мы считаем своими самыми близкими друзьями. Кто твой? И делаете ли вы все необходимое, чтобы в случае необходимости вы могли рассчитывать друг на друга?
Межполовая дружба: четыре основные проблемы игнорируемых отношений
Аргайл М. и Хендерсон М. Правила дружбы. Журнал социальных и личных отношений, 1984, 1, 211–237.
Google Scholar
Овен, Э. Дж., и Джонсон, Л. Близкая дружба во взрослом возрасте: содержание разговоров между однополыми друзьями. Сексуальные роли, 1983, 12, 1183–1196.
Google Scholar
Окетт Р., Ритчи Дж. и Милл К. Гендерные различия в моделях дружбы. Половые роли, 1988, 19 (1/2), 57–66.
Google Scholar
Барт, Р. Дж., и Киндер, Б. Н. Теоретический анализ половых различий в однополой дружбе. Сексуальные роли, 1988, 19 (5/6), 349–363.
Google Scholar
Белл, Р. Р. Дружба женщин и мужчин. Psychology of Women Quarterly, 1981, 5, 402–417.
Google Scholar
Бем, С. Л. Теория гендерной схемы: когнитивный учет полового типирования. Psychological Review, 1981, 88, 354–364.
Google Scholar
Бем, С. Л. Теория гендерной схемы и ее значение для развития ребенка: Воспитание гендерно-аскетичных детей в гендерно-схематическом обществе. Знаки, 1983, 8, 598–616.
Google Scholar
Бем, С.Л. Андрогинность и теория гендерных схем: концептуальная и эмпирическая интеграция. В TB Sonderegger (Ed.), Психология и гендер: Симпозиум Небраски по мотивации , Vol. 32. Линкольн: University of Nebraska Press, 19.85.
Google Scholar
Бергер П.Л. и Томас Л. Социальное конструирование реальности. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday and Co., 1967.
. Google Scholar
Бершайд Э. и Пеплау А. Новая наука об отношениях. В HH Kelley, E. Berscheid, A. Christensen, JH Harvey, TL Huston, G. Levinger, E. McClintuck, L.A. Peplau, & Donald R. Peterson (Eds.), Близкие отношения . Нью-Йорк: WH Freeman and Co., 1983.
. Google Scholar
Бут А. и Гесс Э. Дружба между полами. Journal of Marriage and the Family, 1974, 36, 38–46.
Google Scholar
Брада, Дж. Дж. Язык влюбленных, любовников и друзей: общение в социальных и личных отношениях. Журнал языка и социальной психологии, 1983, 2, 141–162.
Google Scholar
Брэннон Р. и Дэвид Д. (ред.), Большинство в сорок девять процентов: мужская половая роль . Рединг, Массачусетс: Аддисон Уэсли, 1976.
. Google Scholar
Колдуэлл, Массачусетс, Пеплау, Лос-Анджелес. Половые различия в однополой дружбе. Сексуальные роли, 1982, 7, 721–732.
Google Scholar
Кларк, М. С. Несопоставимость предоставленных и полученных благ: признак существования дружбы. Social Psychology Quarterly, 1981, 44, 375–381.
Google Scholar
Кларк, М.С., Миллс, Дж. Межличностное влечение в обменных и коммунальных отношениях. Журнал личности и социальной психологии, 1979, 37, 12–24.
Google Scholar
Дэвис, К. Э. Близкие и родные: сравнение дружбы и любви. Психология сегодня, 1985, 19, 22–30.
Google Scholar
Дэвис, К. Э., Лэтти-Манн, Х. Стили любви и качество отношений: вклад в проверку. Журнал социальных и личных отношений, 1987, 4, 409–428.
Google Scholar
Дэвис, К. Э., Туд, М. Дж. Дружба и любовные отношения. В К. Дэвис и Т. Митчелл (ред.), Достижения описательной психологии , Vol. 2. Гринвич, Китай: JAI Press, 1982.
Google Scholar
Фокс М., Гиббс М. и Ауэрбах Д. Возрастные и гендерные аспекты дружбы. Психология женщин Ежеквартально, 1985, 9, 489–501.
Google Scholar
Гиббс М., Ауэрбах Д. и Фокс М. Сравнение однополой дружбы между мужчинами и женщинами. Международный журнал женских исследований, 1980, 3, 261–272.
Google Scholar
Хакер, Х. М. Болтуны и моллюски: половые различия в самораскрытии в однополых и межполовых диадах дружбы. Psychology of Women Quarterly, 1981, 5, 385–401.
Google Scholar
Хазен, К. , и Шейвер, П. Романтическая любовь, концептуализированная как процесс привязанности. Журнал личности и социальной психологии, 1987, 52, 511–524.
Google Scholar
Хендрик С. и Хендрик С. Теория и метод любви. Журнал личности и социальной психологии, 1986, 50, 392–402.
Google Scholar
Хендрик С. и Хендрик С. Любовь и сексуальные отношения, самораскрытие и поиск ощущений. Журнал социальных и личных отношений, 1987, 4, 281–297. (а)
Google Scholar
Хендрик С. и Хендрик С. Отношение к любви и сексу: близкие отношения. Развитие личных отношений, 1987, 1, 141–169. (б)
Google Scholar
Хендрик С., Хендрик С. Влюбленные носят розовые очки. Журнал социальных и личных отношений, 1988, 5, 161–183.
Google Scholar
Хендрик С. и Хендрик С., Фут Ф. Х. и Слапион-Фут М. Дж. Мужчины и женщины любят по-разному? Журнал социальных и личных отношений, 1984, 1, 177–195.
Google Scholar
Келли, Х. Х. Любовь и преданность. В H.H. Kelley et al. (ред.) Близкие отношения . Нью-Йорк: WH Freeman and Co., 1983.
. Google Scholar
Лауэр Р. Х. и Гендель У. Х. Теория и применение символического интеракционизма . Бостон: Хоутон-Миффлин, 1977.
. Google Scholar
Леви, М. Б., и Дэвис, К. Э. Сравнение стилей любви и стилей привязанности: их отношение друг к другу и к различным характеристикам отношений. Журнал социальных и личных отношений, 1988, 5, 439–471.
Google Scholar
Льюис, Р. А. Социальная реакция и формирование пар: интеракционистский подход к выбору партнера. Социометрия, 1973, 36, 409–418.
Google Scholar
Льюис, Р. А. Эмоциональная близость среди мужчин. Journal of Social Issues, 1978, 34, 108–119.
Google Scholar
Липман-Блюмен, Дж. К гомосоциальной теории половых ролей: объяснение половой сегрегации социальных институтов. В MM Blaxall & B. Reagan (Eds.), Женщины и рабочее место . Чикаго: University of Chicago Press, 1976.
. Google Scholar
Лопата Х. З. Дружба: историко-теоретическое введение. In Lopata, HZ (Ed.), Исследование переплетения социальных ролей: Friendship, Vol. 2 . Гринвич, Коннектикут: JAI Press, 1981.
Google Scholar
Маркус Х. Самосхемы и обработка информации о себе. Журнал личности и социальной психологии, 1977, 35, 63–78.
Google Scholar
Маркус Х., Кэнд М., Бернштейн С. и Силади М. Я-схемы и пол. Журнал личности и социальной психологии, 1982, 42, 38–50.
Google Scholar
Марстон, П.Дж., Хехт, М.Л., и Робертс, Т. Пути истинной любви: субъективный опыт и общение в романтической любви. Журнал социальных и личных отношений, 1987, 4, 387–407.
Google Scholar
Олденбург Р. и Бриссет Д. Третье место. Качественная социология, 1982, 5, 265–284.
Google Scholar
Пейн Р. Исследовательский анализ культуры «среднего класса». В E. Leyton (Ed.) The compact. Социально-экономические документы Ньюфаундленда № 3, Институт социальных и экономических исследований . Торонто: University of Toronto Press, 1974.
. Google Scholar
Плек, Дж. Х. Мужчина мужчине: возможно ли братство? В N. Glazer-Malbin (Ed.), Старая семья/новая семья . Нью-Йорк: Д. Ван Ностранд, 1975.
. Google Scholar
Погребин Л. В кругу друзей . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1987.
. Google Scholar
Рэмсой О. Дружба. В D. Sills (Eds.), Международная энциклопедия социальных наук . Нью-Йорк: Макмиллан и Ко, 1968.
. Google Scholar
Роулинз, В. К. Кросс-сексуальные друзья и коммуникативное управление половыми ролевыми ожиданиями. Ежеквартальное сообщение, 1982, 30, 343–352.
Google Scholar
Роулинз, В. К. Переговоры о тесной дружбе: диалектика конъюнктивных свобод. Коммуникационные монографии, 1983, 50, 1–13.
Google Scholar
Роуз, С. М. Однополая и межполовая дружба и психология гомосоциальности. Половые роли, 1985, 12, 63–74.
Google Scholar
Рубин, л. Просто друзья . Нью-Йорк: Harper & Row, 1985.
. Google Scholar
Рубин З. Измерение романтической любви. Журнал личности и социальной психологии, 1970, 16, 265–273.
Google Scholar
Сападин Л. Дружба и пол: взгляды профессиональных мужчин и женщин. Журнал социальных и личных отношений, 1988, 5, 387–403.
Google Scholar
Саттел, Дж. В. Невыразительный мужчина: трагедия или сексуальная политика? Социальные проблемы, 1976, 23, 469–477.
Google Scholar
Шленкер, Б. Р. Личности, идентификации и отношения. В VJ Derlega (Ed.), Общение, близость и близкие отношения . Нью-Йорк: Academic Press, 19.84.
Google Scholar
Шейвер, П. Р., и Хазен, К. Предвзятый обзор изучения любви. Журнал социальных и личных отношений, 1988, 5, 473–501.
Google Scholar
Шотленд Р. Л. и Крейг Дж. М. Могут ли мужчины и женщины различать дружелюбное и сексуально заинтересованное поведение? Социальная психология Ежеквартально, 1988, 51, 66–73.
Google Scholar
Смит-Розенберг, К. Женский мир любви и ритуала: Отношения между женщинами в Америке девятнадцатого века. Знаки, 1975, 1, 1–29.
Google Scholar
Штернберг Р. Дж. Треугольная теория любви. Psychological Review, 1986, 93, 119–135.
Google Scholar
Штернберг, Р. Дж. Симпатия против любви: сравнительная оценка теорий. Психологический бюллетень, 1987, 102, 331–345.
Google Scholar
Штернберг Р. Дж. и Граек С. Природа любви. Журнал личности и социальной психологии, 1984, 47, 312–329.
Google Scholar
Штернберг Р. Дж. и Барнс М. Л. Реальные и идеальные другие в романтических отношениях: четверо — это толпа? Журнал личности и социальной психологии, 1985, 49, 1586–1608.
Google Scholar
Саттлз Г. Дружба как социальный институт. В G. McCall et al. (ред.), Социальные отношения . Чикаго: Aldine Publishing Co., 1970.
. Google Scholar
Тейлор С.Э. и Крокер Дж. Схематические основы обработки социальной информации. В ET Higgins, D. Hermann и MP Zanna (Eds.), The Ontario Symposium on Personality and Social Psychology (Vol. 1) . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум, 1981.
. Google Scholar
Tognoli, J. Мужская дружба и близость на протяжении всей жизни. Семейные отношения, 1980, 29, 273–279.
Google Scholar
Чанн, Дж. М. Самораскрытие во взрослой дружбе: различия пола и семейного положения. Журнал социальных и личных отношений, 1988, 5, 65–81.
Google Scholar
Тернер Р. Х. Роль и личность. Американский журнал социологии, 1978, 84, 1–23.
Google Scholar
Уильямс, Д.