Ранний возраст — Особенности развития детей раннего возраста
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. Впервые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Следовательно, все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир “взрослых” предметов, преобладают мотивы сотрудничества. Взрослый становится для ребёнка образцом человеческих действий с предметами. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела.
Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:
-во-первых, взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
-во-вторых, он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия;
-в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству с взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.
Новой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребёнка –предметная деятельность. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребёнка данного возраста носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. Поскольку действия с предметами направлены в основном на такие их свойства как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребёнка. Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими и требуют учёта величины, формы, местоположения различных предметов. Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста, (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрёшки) предполагают именно соотносящие действия.
Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития. Мышление ребёнка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Малыши активно используют наглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира.
Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью. Ситуация, в которой возникает речь, должна представлять предметное сотрудничество ребёнка с взрослым. Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребёнка. Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого.
Действия маленького ребёнка с предметами — это ещё не игра. Разделение предметно-практической и игровой деятельности происходит только в конце раннего возраста. Сначала ребёнок играет исключительно с реалистическими игрушками и воспроизводит с ними знакомые ему действия (причёсывает куклу, укладывает её спать, кормит, катает в коляске и пр.). Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Другой ребенок становится не только “интересным” предметом, но и партнером по общению. Первые субъектно-ориентированные контакты с ровесниками появляются именно в этот период жизни малыша. Главными характеристиками такого взаимодействия являются: непосредственность, отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщенность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра. Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально-окрашенные игровые действия. Общность действий и эмоциональных экспрессий даёт им уверенность в себе и приносит яркие эмоциональные переживания.
Таким образом, ранний возраст – период интенсивного психического развития ребенка,
которое происходит по нескольким линиям.
Наиболее важными из них являются:
- развитие предметной деятельности и делового общения с взрослым;
- развитие активной речи ребенка;
- развитие произвольного поведения;
- появление игровых замещений;
- формирование потребности в общении со сверстником;
- развитие самосознания и самостоятельности ребенка.
педагог-психолог
Отдела ранней помощи
Мусилович Татьяна Анатольевна
Особенности развития детей раннего возраста
Ранний детский возраст от одного года до трех лет — является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Возраст раннего детства – это время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения. В дошкольном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка.
Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Эти факторы незаменимы для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.
В данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Через речевое общение со взрослыми ребенок приобретает в десятки раз больше информации об окружающем мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения.
Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. Это очень важный момент в речевом развитии ребенка. Слушание и понимание речи дает возможность познания действительности. Именно в раннем возрасте ребенок осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Он умеет выражать чувство привязанности и симпатии, а также чувства неприятия.
К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере, в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется. Ребенка раннего возраста начинают гораздо больше интересовать новые вещи. Детально и внимательно изучает предметы и только после этого применяет их на практике. Дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых — куклу укладывает спать, кормит её, водит на прогулку. Везёт машину, коляску. Моет предметы домашнего обихода, стирает, готовит пищу и т. д.
К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры. Большое значение для развития познавательной активности детей раннего возраста имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними: разъединять и соединять, конструировать из предметов, экспериментировать. Наиболее интенсивно развивается восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления. Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий; путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера. Практический результат ребенок получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей.
Ребенок раннего возраста в состоянии понять, что именно не следует делать в природе – сорить, рвать и ломать растения, обижать животных. Он бывает насторожен по отношению к незнакомым местам, животным и людям, что вполне естественно. К концу третьего года ознакомление с окружающим приобретает ярко выраженный познавательный характер. Дети активно стремятся получить информацию об окружающем мире, задавая взрослому множество вопросов. У ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д.
Для каждого ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой, легко их улавливают и заражаются таким же настроением. В этом и простота, и сложность воспитания детей раннего возраста.
Старикова Марина Валерьевна, психолог
Источник: https://infourok.ru/
Как характеристики ранней жизни предсказывают дальнейшее развитие
Последние отчетыAEDC, факторы ранней жизни, специальный выпуск ECRQ, EDI, предикторМэтт Хорнер
Раннее выявление детей с плохим здоровьем и развитием имеет важное значение для обеспечения эффективных вмешательств, способных улучшить результаты к моменту достижения детьми школьного возраста. Важным фактором повышения эффективности раннего вмешательства является лучшее понимание того, как факторы раннего возраста предсказывают здоровье и развитие детей.
Исследование под руководством Кэтрин Читлборо изучало, могут ли характеристики, измеряемые рутинно акушерками и неонатальными медсестрами в перинатальный период, предсказать, у каких детей позднее будет отставание в развитии в первый год обучения в школе. Цель состояла в том, чтобы предоставить больше информации, чтобы помочь точно определить семьи, нуждающиеся в программах интенсивной поддержки семьи.
Для этого авторы связали данные Австралийской переписи раннего развития (AEDC) по всем детям из Южной Австралии, посещавшим первый год очного обучения в 2009 г. с перинатальными и родовыми документами.
Социально-демографические предикторы
- Возраст матери
- Страна рождения матери
- Семейное положение матери
- Род занятий матери
- Род занятий отца
- Недостаток площади
- Географическое положение
- Ребенок-абориген или житель островов Торресова пролива
- Пол
Предикторы беременности и родов
- Мать курила во второй половине беременности
- Количество предыдущих родов при сроке беременности не менее 20 недель
- Количество пренатальных посещений
- Вес ребенка при рождении
- Множественность детей
- У матери была анемия
- У матери была гипертония
- У матери был диабет
Кровотечение до родов- Процедуры, выполняемые во время беременности
- Экстренное кесарево сечение
- Оценка по шкале Апгар на 5-й минуте
- Реанимация при родах
Что они нашли?
Использование всех 22 предикторов в модели 1 показало умеренную способность различать уязвимость по AEDC (AUROC для мужчин = 0,699 и для женщин = 0,737). Случайно выбранный уязвимый ребенок мужского пола будет иметь более высокий показатель перинатального риска, чем случайно выбранный ребенок мужского пола, который не был уязвимым в 69,9% случаев.
Использование только шести предикторов в Модели 2 (возраст матери, семейное положение матери, профессия матери, профессия отца, количество предыдущих беременностей, закончившихся родами ≥20 недель, и курение во второй половине беременности) не сильно снижал способность различать уязвимость (AUROC для мужчин = 0,682 и для женщин = 0,724).
Использование хотя бы одного из предикторов в Модели 2 в качестве порога скрининга позволит правильно идентифицировать 69,4% мужчин и 77,3% женщин, уязвимых к двум или более доменам AEDC в возрасте пяти лет . Однако это ограничение будет означать, что 90 071 половина населения детей при рождении будет считаться «в группе риска», пропорция слишком велика, чтобы предлагать интенсивные программы поддержки. Это пороговое значение также будет нацелено на раннее вмешательство около половины детей, которые не были уязвимы в двух или более доменах AEDC при поступлении в школу.
Вместо этого отсечение трех или более перинатальных предикторов в Модели 2 только правильно идентифицирует примерно 25% детей, уязвимых по двум или более доменам AEDC в возрасте пяти лет . Однако для этого потребуется предлагать вмешательства менее чем 10% детей при рождении. Это также позволит нацелить гораздо меньший процент детей без отставания в развитии в первый год обучения в школе для раннего вмешательства (6,7% для мальчиков, 8,6% для девочек).
Что это значит?
Набор из шести факторов риска, собранных при рождении, может умеренно различать детей с отставанием в развитии и без него в возрасте пяти лет . Если бы ранние вмешательства были предложены семьям с тремя или более из этих факторов риска при рождении, эти услуги были бы предложены примерно 10% детей . Снижение порогового значения риска ниже трех позволит выявить больше детей, которые впоследствии окажутся уязвимыми, но доля детей в популяции, идентифицированных как «нуждающиеся», вырастет до непрактичного уровня для поставщиков услуг.
Разработчики политики и поставщики услуг должны рассмотреть компромисс между чувствительностью, специфичностью и долей населения, которым потребуются услуги , прежде чем использовать модели прогнозирования в качестве инструментов скрининга.
Систематический обзор, в котором сравниваются клинические проявления депрессии в раннем и позднем возрасте в начале жизни
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Электронная почта: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый будний день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
Полнотекстовые ссылки
Эльзевир Наука
Полнотекстовые ссылки
Обзор
. 2013 5 сентября; 150 (2): 161-70.
doi: 10.1016/j.jad.2013.03.021. Epub 2013 23 апр.
Луиза Грейсон 1 , Алан Томас
принадлежность
- 1 Институт старения и здоровья, Ньюкаслский университет, Кампус старения и жизнеспособности, Ньюкасл-апон-Тайн NE4 5PL, Соединенное Королевство.
- PMID: 23623421
- DOI: 10.1016/j.jad.2013.03.021
Обзор
Louise Grayson et al. J Аффективное расстройство. .
. 2013 5 сентября; 150 (2): 161-70.
doi: 10.1016/j.jad.2013.03.021. Epub 2013 23 апр.
Авторы
Луиза Грейсон 1 , Алан Томас
принадлежность
- 1 Институт старения и здоровья, Ньюкаслский университет, Кампус старения и жизнеспособности, Ньюкасл-апон-Тайн NE4 5PL, Соединенное Королевство.
- PMID: 23623421
- DOI: 10.1016/j.jad.2013.03.021
Абстрактный
Фон: Хотя данные свидетельствуют о том, что существуют нейробиологические различия между униполярной депрессией у молодых и пожилых людей, существуют противоречивые данные о том, проявляются ли они как клинически идентифицируемые различия.
Метод: Мы провели систематический обзор этиологических, феноменологических исследований и исследований исходов, чтобы изучить доказательства различия между ранней (EOD) и поздней (LOD) депрессией. Поиск литературы был выполнен с использованием компьютерных баз данных MEDLINE, EMBASE, PSYCHINFO и PUBMED для статей, опубликованных между 19 января82 и декабрь 2012 г. , в которых сравнивались группы с EOD и LOD. Исследования включались, если они касались пожилых людей и сравнивали симптомы, этиологические факторы или исходы. Мы провели оценку качества включенных статей.
Полученные результаты: Мы определили 23 статьи, которые соответствовали критериям входа. Единственным клиническим признаком, который различался между группами, была более высокая частота семейного анамнеза расстройств настроения при ЭОД.
Ограничения: Количество выявленных исследований было небольшим, а их качество в целом было низким.
Выводы: Хотя нейробиологические исследования сообщают о различиях между EOD и LOD, как правило, они не выражаются в идентифицируемых отличительных клинических признаках.
Ключевые слова: этиологические факторы; Возраст в начале; депрессия; Феноменология; Уход.
Copyright © 2013 Elsevier B.V. Все права защищены.
Похожие статьи
Депрессия с ранним и поздним началом в пожилом возрасте: проспективное исследование клинических и структурных характеристик мозга и реакции на электросудорожную терапию.
Долс А., Букерт Ф., Синарт П., Реберген Д., Ванстилэндт К., Тен Кейт М., де Винтер Ф.Л., Комийс Х.К., Эмселл Л., Удега М.Л., ван Эксель Э., Шоус С., Оббельс Дж., Ваттьес М., Баркхоф Ф., Эйкеленбум П., Ванденбулке М., Стек М.Л. Долс А и др. Am J Гериатр Психиатрия. 2017 Февраль;25(2):178-189. doi: 10.1016/j.jagp.2016.09.005. Epub 2016 22 сентября. Am J Гериатр Психиатрия. 2017. PMID: 27771245
Различие ранней и поздней депрессии у пожилых людей по их прижизненной симптоматике.
Хойн Р., Коклер М., Папасситиропулос А. Хын Р. и др. Int J Geriatr Psychiatry. 2000 декабря; 15 (12): 1138-42. doi: 10.1002/1099-1166(200012)15:123.0.co;2-7. Int J Geriatr Psychiatry. 2000. PMID: 11180471
Продольное исследование различий в поздней и ранней гериатрической депрессии: депрессивные симптомы и психосоциальное, когнитивное и неврологическое функционирование.
Sachs-Ericsson N, Corsentino E, Moxley J, Hames JL, Rushing NC, Sawyer K, Joiner T, Selby EA, Zarit S, Gotlib IH, Steffens DC. Сакс-Эрикссон Н. и соавт. Старение психического здоровья. 2013;17(1):1-11. дои: 10.1080/13607863.2012.717253. Epub 2012 30 августа. Старение психического здоровья. 2013. PMID: 22934752 Бесплатная статья ЧВК.
Связь жизненных событий и психосоциальных факторов с ранней, но не поздней депрессией у пожилых людей: последствия возможных различий в этиологии.
Грейс Дж., О’Брайен Дж.Т. Грейс Дж. и др. Int J Geriatr Psychiatry. 2003 июнь; 18 (6): 473-8. дои: 10.1002/gps.856. Int J Geriatr Psychiatry. 2003. PMID: 12789666
Феноменология депрессии у пожилых людей по сравнению с молодыми людьми: метаанализ.
Хегеман Дж.М., Кок Р.М., ван дер Маст Р.С., Гилтай Э.Дж. Хегеман Дж. М. и соавт. Бр Дж. Психиатрия. 2012 апрель; 200(4):275-81. doi: 10.1192/bjp.bp.111.095950. Бр Дж. Психиатрия. 2012. PMID: 22474233 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Всесторонний обзор роли нарушения функции зрительной коры при депрессивных расстройствах: возможности и проблемы.
Ву Ф, Лу Кью, Конг Ю, Чжан З. Ву Ф и др. Нейроски Бык. 2023 март 30:1-13. doi: 10.1007/s12264-023-01052-7. Онлайн перед печатью. Нейроски Бык. 2023. PMID: 36995569 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Депрессия, тревога, бессонница, стресс и способ справиться с эмоциями как факторы риска ишемического инсульта и их влияние на тяжесть инсульта: исследование случай-контроль в Ливане.
Маалуф Э., Халлит С., Саламе П., Хоссейни Х. Маалуф Э. и др. Фронтовая психиатрия. 2023 21 фев; 14:1097873. doi: 10.3389/fpsyt.2023.1097873. Электронная коллекция 2023. Фронтовая психиатрия. 2023. PMID: 36896347 Бесплатная статья ЧВК.
К пониманию патологической основы старческой депрессии и деменции: последствия для лечения.
Каваками И., Ига Д.И., Такахаши С., Лин Ю.Т., Фудзиширо Х. Каваками I и др. Психиатрия Clin Neurosci. 2022 декабрь; 76 (12): 620-632. doi: 10.1111/pcn.13485. Epub 2022 22 октября. Психиатрия Clin Neurosci. 2022. PMID: 36183356 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Гетерогенные подтипы депрессии в позднем возрасте и их когнитивные модели: анализ латентных классов.
Ван Л.К., Чжан Т.Х., Дан В., Лю С., Фань З.Л., Ту Л.Х., Чжан М., Ван Х.Н., Чжан Н., Ма Ц.И., Чжан И., Ли Х.З., Ван Л.К., Чжэн Ю.Н., Ван Х., Ю.С. Ван Л.К. и др. Фронтовая психиатрия. 2022 6 июля; 13:917111. doi: 10.3389/fpsyt.2022.917111. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 35873245 Бесплатная статья ЧВК.
Нарушение оксигенации префронтальной коры во время задания на беглость речи у молодых людей с серьезным депрессивным расстройством и суицидальными наклонностями: исследование функциональной ближней инфракрасной спектроскопии.