Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование — 2009. Том 14. № 3
Аннотация
В статье представлены результаты многолетнего многоаспектного исследования особенностей развития интеллектуальной, аффективно-потребностной, волевой сферы воспитанников детского дома. Полученные результаты интерпретируются с позиции концепции развития личности Л. И. Божович и расцениваются как недоразвитие внутренних механизмов опосредования, формирование которых создает возможность перехода от реактивного, ситуационного к активному, свободному поведению. Последнее, в свою очередь, и определяет магистральный путь личностного развития. Материалы эмпирического исследования показывают, в чем именно проявляется «реактивность, а не активность» поведения учащихся школьных возрастов, воспитывающихся в учреждении для детей-сирот, при решении ими интеллектуальных задач, в общении со взрослыми и сверстниками, в произвольной регуляции поведения, в мотивации и «Я-концепции». Выявленные особенности личности и поведения рассматриваются авторами как проявление различного рода защитных образований, обеспечивающих адаптацию к условиям закрытого детского учреждения, но препятствующих формированию активной личности.
Ключевые слова: депривация, развитие, развитие личности, личность ребенка, сирота, Я-концепция, идентичность, общение, временная транспектива, мотивация, произвольность, психическое развитие
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты: Прихожан А. М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 3. С. 5–12.
Фрагмент статьи
Таким образом, к середине ХХ века стало научно доказанным и общепризнанным, что важнейшим условием развития маленького ребенка является наличие тесных и стойких эмоциональных связей с матерью (или другим взрослым, замещающим мать). Отсутствие таких связей получило название «материнской депривации» (maternal deprivation). Сегодня все больше научных данных и наблюдений свидетельствует, что от материнской депривации страдают не только дети, оставшиеся без родителей или находящиеся длительное время в больницах, но и многие из тех, кто живет в семье. Конечно, в наиболее яркой, концентрированной форме последствия материнской депривации проявляются у детей, растущих в детских учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. Ситуация с развитием таких детей поистине трагична. По утверждению Генеральной прокуратуры, 40 % выпускников сиротских заведений становятся алкоголиками и наркоманами, 40 % совершают преступления, 10 % кончают жизнь самоубийством и только оставшиеся 10 % живут относительно нормально [5, c.
В подходе к проблеме воспитания детей в детских учреждениях закрытого типа наблюдаются две крайности, которые, намеренно заостряя, можно описать следующим образом. С одной стороны, до сих пор существует представление, что дети из детских домов и школ-интернатов – совершенно обычные, ничем не отличаются от растущих в семьях, и все проблемы, связанные с ними, можно решить улучшением материального положения, привлечением спонсоров, созданием нормальных условий обучения и воспитания. С другой стороны, распространена точка зрения, что сейчас в детских домах и интернатах практически нет здоровых детей, все воспитанники имеют соматические и психические заболевания, обусловленные прежде всего тяжелой наследственностью. …
В определенном смысле и то и другое правильно.
Литература
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
- Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.
- Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004.
- Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
- Вы решили усыновить ребенка / Г. С. Красницкая и др. М., 2001.
- Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
Прихожан Анна Михайловна,
Толстых Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4503, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 5331
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 2452
В прошлом месяце: 9
Психологическая реабилитация детей с депривацией, проживающих в условиях детского дома
%PDF-1. 5 % 1 0 obj > /Metadata 4 0 R >> endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream
Синдром материнской депривации | UF Health, University of Florida Health
Определение
Синдром материнской депривации — это форма задержки развития, вызванная пренебрежением (преднамеренным или непреднамеренным).
Альтернативные названия
Неорганическая задержка развития
Причины, заболеваемость и факторы риска
Большинство случаев задержки развития у младенцев и детей раннего возраста (до 2 лет) не вызваны болезнью. Большинство случаев вызвано дисфункциональным взаимодействием опекунов, бедностью, жестоким обращением с детьми и неосведомленностью родителей о надлежащем уходе за детьми. Такие случаи считаются «неорганической» задержкой развития. Задержка развития у детей младше 2 лет определяется как неспособность набрать адекватный вес, нарушение линейного роста и неспособность достичь некоторых или всех вех развития.
При синдроме материнской депривации, хотя мать или другое лицо, осуществляющее основной уход, может казаться обеспокоенным, взаимодействие и физический контакт, обычно наблюдаемые между матерью и младенцем, могут отсутствовать или быть искаженными.
Факторы, которые могут способствовать синдрому материнской депривации, включают:
- Молодой возраст родителей (родителей-подростков)
- Незапланированная или нежелательная беременность
- Более низкий уровень образования (особенно неполное среднее образование)
- Более низкий социально-экономический статус
- Отсутствие отца
- Отсутствие сети поддержки (семья, близкие друзья или другая поддержка)
- Психическое заболевание, включая тяжелую послеродовую депрессию
Симптомы
- Снижение или отсутствие линейного роста («отваливание» график роста)
- Отсутствие надлежащей гигиены
- Проблемы взаимодействия между матерью и ребенком
- Вес менее 5-го процентиля или неадекватная скорость прибавления веса
Признаки и тесты
Тщательный осмотр врачом является первым шагом. Физический осмотр, история болезни и простые лабораторные тесты могут быть использованы для исключения основных медицинских заболеваний как причины. Врач внимательно изучит график роста пациента.
Врач должен привлечь к помощи матери членов семьи и социальные службы. Кормление ребенка следует постепенно увеличивать до 150 калорий/кг/день.
Если врач обеспокоен безопасностью ребенка или лечение не дало результатов, ребенку может потребоваться остаться в больнице.
Лечение
Лечение отставания в развитии — это серьезное мероприятие, требующее участия многопрофильной команды, включающей врачей, диетологов, социальных работников, специалистов по поведению и патронажных медсестер.
Многие программы доступны для молодых родителей, родителей-одиночек и родителей с другими проблемами. Направления в соответствующие программы должны быть сделаны как можно раньше.
Помощь членам расширенной семьи в осознании того, что проблема существует, и привлечение их помощи обеспечит большую поддержку матери и младенца.
Ожидания (прогноз)
При адекватном внимании и уходе ожидается полное выздоровление. Однако пренебрежение, достаточно серьезное, чтобы привести к задержке развития, может убить, если оно продолжится.
Осложнения
- Отказ от лечения
- Задержка развития
- Жестокое обращение
Позвонить своему поставщику медицинских услуг
Позвоните и запишитесь на прием к своему поставщику медицинских услуг, если ваш ребенок не растет или не развивается нормально. Кроме того, обратитесь за советом к воспитателю, если вы считаете, что не знаете, как правильно ухаживать за своим ребенком, или если вас переполняет чувство печали или другие проблемы, и вы опасаетесь, что можете навредить своему ребенку.
Послеродовая депрессия и другие психические заболевания могут заставить опекунов чувствовать себя безнадежными и неспособными должным образом заботиться о своих детях, но ресурсы и помощь доступны — нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться за помощью.
Профилактика
Обучение является важной частью дородового наблюдения. Часто проводятся занятия для родителей и группы поддержки, и их следует всячески поощрять.
Программы раннего вмешательства специально разработаны для того, чтобы собрать необходимые ресурсы для оказания помощи детям с задержкой развития. Чем раньше родители из группы высокого риска вовлекаются в такие программы, тем лучше у ребенка получается.
Изображения
Новорожденный
Ссылки
Баухнер Х. Задержка развития. В: Kliegman RM, Behrman RE, Jenson HB, Stanton BF, eds. Учебник Нельсона по педиатрии. 18-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Saunders Elsevier; 2007: глава 37.
Теория Боулби материнской депривации: оценка
В монотропной теории Боулби привязанность ребенка к матери является его самой важной связью, а дети должны быть привязаны к своим матерям в течение первых трех лет жизни. В теории Боулби материнской депривации Боулби объясняет последствия нарушенной или отсутствующей привязанности.
- Мы начнем с определения материнской депривации.
- Затем мы опишем теорию материнства Боулби; лишение.
- После этого мы углубимся в влияние материнской депривации на развитие и исследования влияния материнской депривации.
- Наконец, мы рассмотрим теорию Боулби об оценке материнской депривации, включая критику теории Боулби о материнской депривации,
Определение материнской депривации
Привязанность — это глубокая эмоциональная связь, формирующаяся между младенцем и его основным опекуном с течением времени. Но что происходит, когда ребенок лишен этой связи? Идея Боулби о материнской депривации дает ответ.
Джон Боулби предложил теорию материнской депривации в 1951 году. Теория утверждает, что разлука с матерью в раннем детстве может нанести вред психологическому и социальному развитию ребенка.
Боулби полагает, что постоянный уход со стороны матери (или другого лица, осуществляющего основной уход) необходим для нормального психологического развития, и поэтому разлука с этой фигурой вредит развитию.
Депривация относится к отсутствию эмоциональной помощи, как правило, основной опекун обеспечивает, в случае материнской депривации, мать.
Примером этого может быть случай, когда мать ребенка серьезно заболевает и не может ухаживать за своим ребенком в течение длительного периода времени.
Гипотеза материнской депривации объясняет теорию Боулби о том, что может произойти, когда связь между матерью и ребенком отсутствует или нарушена.
Он предполагает, что нарушение привязанности приводит к серьезным необратимым нарушениям эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка.
Боулби установил связь между материнской депривацией и более поздними правонарушениями и нелюбящей психопатией, которую мы обсудим более подробно далее в этой статье.
Опишите теорию Боулби о материнской депривации
Существует три типа нарушения привязанности: кратковременная разлука, долгосрочная депривация и лишение.
Когда мать уезжает на выходные и оставляет ребенка с бабушкой и дедушкой, ребенок может испытать кратковременную разлуку .
Когда социальная служба забирает ребенка и передает его в приемную семью, он может испытать длительную депривацию .
Когда мать умирает во время родов, ребенок может испытать лишение (отсутствие связи с матерью).
Рис. 1. Плач может быть признаком материнской депривации.
Теория Боулби о материнской депривации: разлука и депривация
Разлука и депривация — это два типа разрыва связи привязанности. Важно различать разлуку и депривацию, потому что в большинстве случаев кратковременная разлука безвредна в долгосрочной перспективе, тогда как депривация может иметь длительные неблагоприятные последствия. Длительная разлука также может иметь серьезные последствия для ребенка.
Разлука — отсутствие опекуна на более короткие периоды. Маловероятно, что разлука причинит психологическую травму ребенку, если только она не происходит настолько регулярно, что ребенок не может сформировать привязанность.
Лишение – это потеря чего-то желаемого или необходимого в течение длительного периода времени. Если ребенок переживает потерю своего основного опекуна после установления привязанности, эта депривация может привести к проблемам развития в более позднем возрасте.
Боулби и Робертсон (1952) обнаружили, что дети проявляют признаки дистресса, когда переживают кратковременную разлуку со своим основным объектом привязанности. Они разделили эту реакцию на разные стадии отчаяния и описали их с помощью модели PDD:
- Протест — ребенок проявляет гневное протестное поведение, такое как плач, крик и цепляние за родителя, чтобы не дать ему уйти.
- Отчаяние – ребенок выглядит спокойным на поверхности, когда он перестает протестовать, но вместо этого замыкается в себе и расстраивается. Обычно он отвергает попытки других утешить их.
- Отстранение – ребенок начинает взаимодействовать с другими и отвергает воспитателя, когда они возвращаются, проявляя гневное поведение.
Влияние материнской депривации на развитие
Боулби считал, что дети, слишком долго лишенные материнской заботы в критический период, страдают задержкой интеллектуального развития, характеризующейся аномально низким IQ. Исследования усыновления также продемонстрировали этот вывод.
Например, Гольдфарб (1947) обнаружил более низкий IQ у детей, помещенных в интернатные учреждения, чем в приемных семьях. У приемных детей был более высокий уровень эмоциональной заботы и более высокий IQ.
Ребенок, переживший материнскую депривацию, скорее всего, будет страдать задержкой эмоционального развития. Ребенок, который борется с эмоциональным развитием, может страдать от таких симптомов, как алекситимия (неспособность идентифицировать и описать свои чувства).
Боулби отметил, что у детей, лишенных материнства, может развиться неспособность чувствовать вину или сочувствие к другим (безэмоциональная психопатия).
Безэмоциональная психопатия мешает человеку развивать нормальные отношения и связана с преступностью. Они не могут понять чувства своих жертв и поэтому не испытывают угрызений совести за свои действия.
Последствия материнской депривации: Боулби (1944) 44 Исследование воров
Для дальнейшего изучения материнской депривации и ее последствий Боулби провел исследование взаимосвязи между материнской депривацией и психопатией отсутствия привязанности.
В этом исследовании его участниками были 44 подростка-вора и 44 контрольных участника той же возрастной группы.
Боулби изучил ранние детские привязанности детей и то, как они могут коррелировать с бесчувственной психопатией и их преступными действиями.
Это исследование было направлено на изучение возможной связи между материнской депривацией и апатичной психопатией.
Исследователи опросили всех «воров» на наличие признаков аффективной психопатии, характеризующейся отсутствием привязанности, вины и сочувствия к своим жертвам.
Они также опросили их семьи, чтобы определить, пережили ли «воры» длительную и раннюю разлуку со своими матерями.
Была сформирована контрольная группа из непреступных, но эмоционально неуравновешенных подростков, чтобы выяснить, как часто детей, которые не были ворами, разлучали с матерями или лишали их.
Этих участников отнесли к «группе воров» на основании возраста и IQ, которые психолог проверил в начале исследования. Тест IQ также использовался для измерения эмоционального отношения обеих групп к тесту.
Боулби взял информацию, собранную об эмоциональном состоянии детей и раннем детстве, и сравнил ее, чтобы увидеть корреляцию между этими факторами.
Последствия материнской депривации: Боулби (1944) 44 Исследование воров: выводы
Боулби обнаружил, что 14 из 44 воров могут быть описаны как равнодушные психопаты.
- Из этих 14 12 пережили длительную разлуку со своими матерями.
- Из воров, у которых не был диагностирован апатичный психопат, только трое из оставшихся 30 пережили разлуку с матерью в детстве.
- В контрольной группе только 2 из 44 пережили длительную разлуку.
Был сделан вывод о том, что длительная ранняя разлука/депривация коррелирует с аффективной психопатией.
Критика теории Боулби о материнской депривации
Доказательствами исследования Боулби являются ретроспективные клинические интервью. Здесь может быть сильная предвзятость экспериментатора, поскольку Боулби сам проводил интервью и, вероятно, был заинтересован в доказательстве точности своей теории. Это смещение влияет на достоверность исследования.
Связи, сделанные Боулби в этом исследовании, также являются корреляционными, а не причинными, то есть, хотя они показывают связь между материнской депривацией и психопатией без привязанности, это не указывает на то, что материнская депривация вызывает психопатию без привязанности.
Rutter (1972) добавил, что могут играть роль и другие факторы, такие как семейный конфликт или социально-экономический статус, которые Боулби не учел.
Выводы Боулби также нелегко обобщить, потому что участники прибыли из одной молодежной консультационной клиники в Лондоне 1940-х годов, довольно специфичной демографической группы.
Таким образом, трудно обобщить эти результаты для всех возрастных групп и культур и современного общества, что можно охарактеризовать как недостаточную валидность для населения.
Рис. 2. Боулби пытался показать, как материнская депривация может способствовать развитию психопатии.
Bowlby’s Theory of Mother Deprivation Evaluation
Goldfarb (1947) обнаружил, что дети, которые провели более трех лет в приемных семьях, имели более низкий IQ и проявляли большую социальную незрелость и агрессию, чем дети, которые провели менее трех лет в приемных семьях. система.
Сильвер (1967) утверждал, что материнская депривация может играть роль в развитии карликовости у детей. Это исследование показало, что дети, пережившие депривацию, часто были ниже ростом, чем их сверстники, имели проблемы со сном, больший аппетит и задержку полового развития.
Шпиц (1945) обнаружил, что детям в малобюджетных детских домах не хватает эмоциональной теплоты и внимания. Это привело к анаклитической депрессии, форме депрессии, характеризующейся сильными негативными чувствами по отношению к себе и страхами покинутости и одиночества.
H odges and Tizard (1989) изучали приемных детей в возрасте от четырех месяцев до 16 лет. В своих учреждениях о детях хорошо заботились, но привязанности не поощрялись. Выяснилось, что у этих детей были проблемы с формированием отношений вне дома.
Фрейд и Данн (1951) изучали шестерых немецких еврейских сирот, разлученных со своими родителями во время Холокоста. Их поместили в концлагерь в возрасте от шести месяцев до года. Другие заключенные заботились о них, но у них не развивались привязанности, и у них не было игрушек, с которыми можно было бы играть.
Через три года после освобождения лагеря их поместили в детский дом в Англии. Все дети были тесно связаны друг с другом.
Они были очень агрессивны со взрослым персоналом детского дома, но в итоге наладили отношения.