Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование — 2009. Том 14. № 3
Аннотация
В статье представлены результаты многолетнего многоаспектного исследования особенностей развития интеллектуальной, аффективно-потребностной, волевой сферы воспитанников детского дома. Полученные результаты интерпретируются с позиции концепции развития личности Л. И. Божович и расцениваются как недоразвитие внутренних механизмов опосредования, формирование которых создает возможность перехода от реактивного, ситуационного к активному, свободному поведению. Последнее, в свою очередь, и определяет магистральный путь личностного развития. Материалы эмпирического исследования показывают, в чем именно проявляется «реактивность, а не активность» поведения учащихся школьных возрастов, воспитывающихся в учреждении для детей-сирот, при решении ими интеллектуальных задач, в общении со взрослыми и сверстниками, в произвольной регуляции поведения, в мотивации и «Я-концепции».
Выявленные особенности личности и поведения рассматриваются авторами как проявление различного рода защитных образований, обеспечивающих адаптацию к условиям закрытого детского учреждения, но препятствующих формированию активной личности.
Ключевые слова: депривация, развитие, развитие личности, личность ребенка, сирота, Я-концепция, идентичность, общение, временная транспектива, мотивация, произвольность, психическое развитие
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты:
Прихожан А.
М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 3. С. 5–12.
Фрагмент статьи

Таким образом, к середине ХХ века стало научно доказанным и общепризнанным,
что важнейшим условием развития маленького ребенка является наличие тесных и
стойких эмоциональных связей с матерью (или другим взрослым, замещающим мать).
Отсутствие таких связей получило название «материнской депривации» (maternal
deprivation). Сегодня все больше научных данных и наблюдений
свидетельствует, что от материнской депривации страдают не только дети,
оставшиеся без родителей или находящиеся длительное время в больницах, но и
многие из тех, кто живет в семье. Конечно, в наиболее яркой, концентрированной
форме последствия материнской депривации проявляются у детей, растущих в
детских учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей.
Ситуация с развитием таких детей поистине трагична. По утверждению Генеральной
прокуратуры, 40 % выпускников сиротских заведений становятся алкоголиками и
наркоманами, 40 % совершают преступления, 10 % кончают жизнь самоубийством и
только оставшиеся 10 % живут относительно нормально [5, c.
В подходе к проблеме воспитания детей в детских учреждениях закрытого типа наблюдаются две крайности, которые, намеренно заостряя, можно описать следующим образом. С одной стороны, до сих пор существует представление, что дети из детских домов и школ-интернатов – совершенно обычные, ничем не отличаются от растущих в семьях, и все проблемы, связанные с ними, можно решить улучшением материального положения, привлечением спонсоров, созданием нормальных условий обучения и воспитания. С другой стороны, распространена точка зрения, что сейчас в детских домах и интернатах практически нет здоровых детей, все воспитанники имеют соматические и психические заболевания, обусловленные прежде всего тяжелой наследственностью. …
В определенном смысле и то и другое правильно.
Литература
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
- Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.
- Боулби Дж.
Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004. - Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
- Вы решили усыновить ребенка / Г. С. Красницкая и др. М., 2001.
- Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
Прихожан Анна Михайловна,
Толстых Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4503, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 5331
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 2452
В прошлом месяце: 9
Психологическая реабилитация детей с депривацией, проживающих в условиях детского дома
%PDF-1.
5
%
1 0 obj
>
/Metadata 4 0 R
>>
endobj
5 0 obj
/Title
>>
endobj
2 0 obj
>
endobj
3 0 obj
>
endobj
4 0 obj
>
stream

2 841.92]
/Contents 148 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 33
>>
endobj
11 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 149 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 34
>>
endobj
12 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 152 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 35
>>
endobj
13 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 153 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 36
>>
endobj
14 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 154 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 37
>>
endobj
15 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 155 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 38
>>
endobj
16 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.
2 841.92]
/Contents 156 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 39
>>
endobj
17 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 157 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 40
>>
endobj
18 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 158 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 41
>>
endobj
19 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 159 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 42
>>
endobj
20 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 160 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 43
>>
endobj
21 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 161 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 44
>>
endobj
22 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.
2 841.92]
/Contents 162 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 45
>>
endobj
23 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 163 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 46
>>
endobj
24 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 164 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 47
>>
endobj
25 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 165 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 48
>>
endobj
26 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 166 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 49
>>
endobj
27 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 167 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 50
>>
endobj
28 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.
2 841.92]
/Contents 175 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 57
>>
endobj
35 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 176 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 58
>>
endobj
36 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 177 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 59
>>
endobj
37 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 178 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 60
>>
endobj
38 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 179 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 61
>>
endobj
39 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 180 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 62
>>
endobj
40 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.
2 841.92]
/Contents 181 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 63
>>
endobj
41 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 182 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 64
>>
endobj
42 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 183 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 65
>>
endobj
43 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 184 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 66
>>
endobj
44 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 185 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 67
>>
endobj
45 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 186 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 68
>>
endobj
46 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.
2 841.92]
/Contents 187 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 69
>>
endobj
47 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 188 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 70
>>
endobj
48 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 189 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 71
>>
endobj
49 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 190 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 72
>>
endobj
50 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 191 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 73
>>
endobj
51 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 192 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 74
>>
endobj
52 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.
2 841.92]
/Contents 193 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 75
>>
endobj
53 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 194 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 76
>>
endobj
54 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 195 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 77
>>
endobj
55 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 196 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 78
>>
endobj
56 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 197 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 79
>>
endobj
57 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 198 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 80
>>
endobj
58 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.
2 841.92]
/Contents 200 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 81
>>
endobj
59 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 201 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 82
>>
endobj
60 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 202 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 83
>>
endobj
61 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 203 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 84
>>
endobj
62 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 204 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 85
>>
endobj
63 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 205 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 86
>>
endobj
64 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.
2 841.92]
/Contents 206 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 87
>>
endobj
65 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 207 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 88
>>
endobj
66 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 208 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 89
>>
endobj
67 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 209 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 90
>>
endobj
68 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 210 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 91
>>
endobj
69 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 211 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 92
>>
endobj
70 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.
2 841.92]
/Contents 212 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 93
>>
endobj
71 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 213 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 94
>>
endobj
72 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 214 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 95
>>
endobj
73 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 215 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 96
>>
endobj
74 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 216 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 97
>>
endobj
75 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 217 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 98
>>
endobj
76 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.
2 841.92]
/Contents 218 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 99
>>
endobj
77 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 219 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 100
>>
endobj
78 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 220 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 101
>>
endobj
79 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 221 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 102
>>
endobj
80 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 222 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 103
>>
endobj
81 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 223 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 104
>>
endobj
82 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.
2 841.92]
/Contents 224 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 105
>>
endobj
83 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 225 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 106
>>
endobj
84 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 226 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 107
>>
endobj
85 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 227 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 108
>>
endobj
86 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 228 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 109
>>
endobj
87 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 229 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 110
>>
endobj
88 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.
2 841.92]
/Contents 230 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 111
>>
endobj
89 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 231 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 112
>>
endobj
90 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 232 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 113
>>
endobj
91 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 233 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 114
>>
endobj
92 0 obj
>
/ExtGState >
/XObject >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 235 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 115
>>
endobj
93 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 236 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 116
>>
endobj
94 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.
2 841.92]
/Contents 237 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 117
>>
endobj
95 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 238 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 118
>>
endobj
96 0 obj
>
/ExtGState >
/ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI]
>>
/MediaBox [0 0 595.2 841.92]
/Contents 239 0 R
/Group >
/Tabs /S
/StructParents 119
>>
endobj
97 0 obj
>
endobj
98 0 obj
>
endobj
99 0 obj
>
endobj
100 0 obj
>
endobj
101 0 obj
>
endobj
102 0 obj
>
endobj
103 0 obj
>
endobj
104 0 obj
>
endobj
105 0 obj
>
endobj
106 0 obj
>
endobj
107 0 obj
>
endobj
108 0 obj
>
stream
xСиндром материнской депривации | UF Health, University of Florida Health
Определение
Синдром материнской депривации — это форма задержки развития, вызванная пренебрежением (преднамеренным или непреднамеренным).
Альтернативные названия
Неорганическая задержка развития
Причины, заболеваемость и факторы риска
Большинство случаев задержки развития у младенцев и детей раннего возраста (до 2 лет) не вызваны болезнью.
Большинство случаев вызвано дисфункциональным взаимодействием опекунов, бедностью, жестоким обращением с детьми и неосведомленностью родителей о надлежащем уходе за детьми. Такие случаи считаются «неорганической» задержкой развития. Задержка развития у детей младше 2 лет определяется как неспособность набрать адекватный вес, нарушение линейного роста и неспособность достичь некоторых или всех вех развития.
При синдроме материнской депривации, хотя мать или другое лицо, осуществляющее основной уход, может казаться обеспокоенным, взаимодействие и физический контакт, обычно наблюдаемые между матерью и младенцем, могут отсутствовать или быть искаженными.
Факторы, которые могут способствовать синдрому материнской депривации, включают:
- Молодой возраст родителей (родителей-подростков)
- Незапланированная или нежелательная беременность
- Более низкий уровень образования (особенно неполное среднее образование)
- Более низкий социально-экономический статус
- Отсутствие отца
- Отсутствие сети поддержки (семья, близкие друзья или другая поддержка)
- Психическое заболевание, включая тяжелую послеродовую депрессию
Симптомы
- Снижение или отсутствие линейного роста («отваливание» график роста)
- Отсутствие надлежащей гигиены
- Проблемы взаимодействия между матерью и ребенком
- Вес менее 5-го процентиля или неадекватная скорость прибавления веса
Признаки и тесты
Тщательный осмотр врачом является первым шагом.
Физический осмотр, история болезни и простые лабораторные тесты могут быть использованы для исключения основных медицинских заболеваний как причины. Врач внимательно изучит график роста пациента.
Врач должен привлечь к помощи матери членов семьи и социальные службы. Кормление ребенка следует постепенно увеличивать до 150 калорий/кг/день.
Если врач обеспокоен безопасностью ребенка или лечение не дало результатов, ребенку может потребоваться остаться в больнице.
Лечение
Лечение отставания в развитии — это серьезное мероприятие, требующее участия многопрофильной команды, включающей врачей, диетологов, социальных работников, специалистов по поведению и патронажных медсестер.
Многие программы доступны для молодых родителей, родителей-одиночек и родителей с другими проблемами. Направления в соответствующие программы должны быть сделаны как можно раньше.
Помощь членам расширенной семьи в осознании того, что проблема существует, и привлечение их помощи обеспечит большую поддержку матери и младенца.
Ожидания (прогноз)
При адекватном внимании и уходе ожидается полное выздоровление. Однако пренебрежение, достаточно серьезное, чтобы привести к задержке развития, может убить, если оно продолжится.
Осложнения
- Отказ от лечения
- Задержка развития
- Жестокое обращение
Позвонить своему поставщику медицинских услуг
Позвоните и запишитесь на прием к своему поставщику медицинских услуг, если ваш ребенок не растет или не развивается нормально. Кроме того, обратитесь за советом к воспитателю, если вы считаете, что не знаете, как правильно ухаживать за своим ребенком, или если вас переполняет чувство печали или другие проблемы, и вы опасаетесь, что можете навредить своему ребенку.
Послеродовая депрессия и другие психические заболевания могут заставить опекунов чувствовать себя безнадежными и неспособными должным образом заботиться о своих детях, но ресурсы и помощь доступны — нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться за помощью.
Профилактика
Обучение является важной частью дородового наблюдения. Часто проводятся занятия для родителей и группы поддержки, и их следует всячески поощрять.
Программы раннего вмешательства специально разработаны для того, чтобы собрать необходимые ресурсы для оказания помощи детям с задержкой развития. Чем раньше родители из группы высокого риска вовлекаются в такие программы, тем лучше у ребенка получается.
Изображения
Новорожденный
Ссылки
Баухнер Х. Задержка развития. В: Kliegman RM, Behrman RE, Jenson HB, Stanton BF, eds. Учебник Нельсона по педиатрии. 18-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Saunders Elsevier; 2007: глава 37.
Теория Боулби материнской депривации: оценка
В монотропной теории Боулби привязанность ребенка к матери является его самой важной связью, а дети должны быть привязаны к своим матерям в течение первых трех лет жизни. В теории Боулби материнской депривации Боулби объясняет последствия нарушенной или отсутствующей привязанности.
- Мы начнем с определения материнской депривации.
- Затем мы опишем теорию материнства Боулби; лишение.
- После этого мы углубимся в влияние материнской депривации на развитие и исследования влияния материнской депривации.
- Наконец, мы рассмотрим теорию Боулби об оценке материнской депривации, включая критику теории Боулби о материнской депривации,
Определение материнской депривации
Привязанность — это глубокая эмоциональная связь, формирующаяся между младенцем и его основным опекуном с течением времени. Но что происходит, когда ребенок лишен этой связи? Идея Боулби о материнской депривации дает ответ.
Джон Боулби предложил теорию материнской депривации в 1951 году. Теория утверждает, что разлука с матерью в раннем детстве может нанести вред психологическому и социальному развитию ребенка.
Боулби полагает, что постоянный уход со стороны матери (или другого лица, осуществляющего основной уход) необходим для нормального психологического развития, и поэтому разлука с этой фигурой вредит развитию.![]()
Депривация относится к отсутствию эмоциональной помощи, как правило, основной опекун обеспечивает, в случае материнской депривации, мать.
Примером этого может быть случай, когда мать ребенка серьезно заболевает и не может ухаживать за своим ребенком в течение длительного периода времени.
Гипотеза материнской депривации объясняет теорию Боулби о том, что может произойти, когда связь между матерью и ребенком отсутствует или нарушена.
Он предполагает, что нарушение привязанности приводит к серьезным необратимым нарушениям эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка.
Боулби установил связь между материнской депривацией и более поздними правонарушениями и нелюбящей психопатией, которую мы обсудим более подробно далее в этой статье.
Опишите теорию Боулби о материнской депривации
Существует три типа нарушения привязанности: кратковременная разлука, долгосрочная депривация и лишение.
Когда мать уезжает на выходные и оставляет ребенка с бабушкой и дедушкой, ребенок может испытать кратковременную разлуку .
Когда социальная служба забирает ребенка и передает его в приемную семью, он может испытать длительную депривацию .
Когда мать умирает во время родов, ребенок может испытать лишение (отсутствие связи с матерью).
Рис. 1. Плач может быть признаком материнской депривации.
Теория Боулби о материнской депривации: разлука и депривация
Разлука и депривация — это два типа разрыва связи привязанности. Важно различать разлуку и депривацию, потому что в большинстве случаев кратковременная разлука безвредна в долгосрочной перспективе, тогда как депривация может иметь длительные неблагоприятные последствия. Длительная разлука также может иметь серьезные последствия для ребенка.
Разлука — отсутствие опекуна на более короткие периоды. Маловероятно, что разлука причинит психологическую травму ребенку, если только она не происходит настолько регулярно, что ребенок не может сформировать привязанность.
Лишение – это потеря чего-то желаемого или необходимого в течение длительного периода времени. Если ребенок переживает потерю своего основного опекуна после установления привязанности, эта депривация может привести к проблемам развития в более позднем возрасте.
Боулби и Робертсон (1952) обнаружили, что дети проявляют признаки дистресса, когда переживают кратковременную разлуку со своим основным объектом привязанности. Они разделили эту реакцию на разные стадии отчаяния и описали их с помощью модели PDD:
- Протест — ребенок проявляет гневное протестное поведение, такое как плач, крик и цепляние за родителя, чтобы не дать ему уйти.
- Отчаяние – ребенок выглядит спокойным на поверхности, когда он перестает протестовать, но вместо этого замыкается в себе и расстраивается. Обычно он отвергает попытки других утешить их.
- Отстранение – ребенок начинает взаимодействовать с другими и отвергает воспитателя, когда они возвращаются, проявляя гневное поведение.

Влияние материнской депривации на развитие
Боулби считал, что дети, слишком долго лишенные материнской заботы в критический период, страдают задержкой интеллектуального развития, характеризующейся аномально низким IQ. Исследования усыновления также продемонстрировали этот вывод.
Например, Гольдфарб (1947) обнаружил более низкий IQ у детей, помещенных в интернатные учреждения, чем в приемных семьях. У приемных детей был более высокий уровень эмоциональной заботы и более высокий IQ.
Ребенок, переживший материнскую депривацию, скорее всего, будет страдать задержкой эмоционального развития. Ребенок, который борется с эмоциональным развитием, может страдать от таких симптомов, как алекситимия (неспособность идентифицировать и описать свои чувства).
Боулби отметил, что у детей, лишенных материнства, может развиться неспособность чувствовать вину или сочувствие к другим (безэмоциональная психопатия).
Безэмоциональная психопатия мешает человеку развивать нормальные отношения и связана с преступностью.
Они не могут понять чувства своих жертв и поэтому не испытывают угрызений совести за свои действия.
Последствия материнской депривации: Боулби (1944) 44 Исследование воров
Для дальнейшего изучения материнской депривации и ее последствий Боулби провел исследование взаимосвязи между материнской депривацией и психопатией отсутствия привязанности.
В этом исследовании его участниками были 44 подростка-вора и 44 контрольных участника той же возрастной группы.
Боулби изучил ранние детские привязанности детей и то, как они могут коррелировать с бесчувственной психопатией и их преступными действиями.
Это исследование было направлено на изучение возможной связи между материнской депривацией и апатичной психопатией.
Исследователи опросили всех «воров» на наличие признаков аффективной психопатии, характеризующейся отсутствием привязанности, вины и сочувствия к своим жертвам.
Они также опросили их семьи, чтобы определить, пережили ли «воры» длительную и раннюю разлуку со своими матерями.
Была сформирована контрольная группа из непреступных, но эмоционально неуравновешенных подростков, чтобы выяснить, как часто детей, которые не были ворами, разлучали с матерями или лишали их.
Этих участников отнесли к «группе воров» на основании возраста и IQ, которые психолог проверил в начале исследования. Тест IQ также использовался для измерения эмоционального отношения обеих групп к тесту.
Боулби взял информацию, собранную об эмоциональном состоянии детей и раннем детстве, и сравнил ее, чтобы увидеть корреляцию между этими факторами.
Последствия материнской депривации: Боулби (1944) 44 Исследование воров: выводы
Боулби обнаружил, что 14 из 44 воров могут быть описаны как равнодушные психопаты.
- Из этих 14 12 пережили длительную разлуку со своими матерями.
- Из воров, у которых не был диагностирован апатичный психопат, только трое из оставшихся 30 пережили разлуку с матерью в детстве.
- В контрольной группе только 2 из 44 пережили длительную разлуку.

Был сделан вывод о том, что длительная ранняя разлука/депривация коррелирует с аффективной психопатией.
Критика теории Боулби о материнской депривации
Доказательствами исследования Боулби являются ретроспективные клинические интервью. Здесь может быть сильная предвзятость экспериментатора, поскольку Боулби сам проводил интервью и, вероятно, был заинтересован в доказательстве точности своей теории. Это смещение влияет на достоверность исследования.
Связи, сделанные Боулби в этом исследовании, также являются корреляционными, а не причинными, то есть, хотя они показывают связь между материнской депривацией и психопатией без привязанности, это не указывает на то, что материнская депривация вызывает психопатию без привязанности.
Rutter (1972) добавил, что могут играть роль и другие факторы, такие как семейный конфликт или социально-экономический статус, которые Боулби не учел.
Выводы Боулби также нелегко обобщить, потому что участники прибыли из одной молодежной консультационной клиники в Лондоне 1940-х годов, довольно специфичной демографической группы.
Таким образом, трудно обобщить эти результаты для всех возрастных групп и культур и современного общества, что можно охарактеризовать как недостаточную валидность для населения.
Рис. 2. Боулби пытался показать, как материнская депривация может способствовать развитию психопатии.
Bowlby’s Theory of Mother Deprivation Evaluation
Goldfarb (1947) обнаружил, что дети, которые провели более трех лет в приемных семьях, имели более низкий IQ и проявляли большую социальную незрелость и агрессию, чем дети, которые провели менее трех лет в приемных семьях. система.
Сильвер (1967) утверждал, что материнская депривация может играть роль в развитии карликовости у детей. Это исследование показало, что дети, пережившие депривацию, часто были ниже ростом, чем их сверстники, имели проблемы со сном, больший аппетит и задержку полового развития.
Шпиц (1945) обнаружил, что детям в малобюджетных детских домах не хватает эмоциональной теплоты и внимания.
Это привело к анаклитической депрессии, форме депрессии, характеризующейся сильными негативными чувствами по отношению к себе и страхами покинутости и одиночества.
H odges and Tizard (1989) изучали приемных детей в возрасте от четырех месяцев до 16 лет. В своих учреждениях о детях хорошо заботились, но привязанности не поощрялись. Выяснилось, что у этих детей были проблемы с формированием отношений вне дома.
Фрейд и Данн (1951) изучали шестерых немецких еврейских сирот, разлученных со своими родителями во время Холокоста. Их поместили в концлагерь в возрасте от шести месяцев до года. Другие заключенные заботились о них, но у них не развивались привязанности, и у них не было игрушек, с которыми можно было бы играть.
Через три года после освобождения лагеря их поместили в детский дом в Англии. Все дети были тесно связаны друг с другом.
Они были очень агрессивны со взрослым персоналом детского дома, но в итоге наладили отношения.
Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004.

