Особенности сознания в психологии: Главные особенности сознания человека

Главные особенности сознания человека

Главные особенности сознания человека:

■ идеальность;

■ интенциональность;

■ идеаторность;

■ объективизация в языке.

Идеальность — это особая, нематериальная сущность созна­ния. Сознание идеально по своей природе:

■ оно противоположно материальному миру

■ независимо от материи;

■ в некоторых случаях первично по отношению к материи;

■ неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств. Возникающие образы, мысли, сознание сами не являются мате­рией. Они лишены массы, запаха, размеров. Сознание, его образы — самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. Со­знание независимо от материи. В сознании возможно то, что не­возможно в реальном мире (человек может представить в своем сознании все, что угодно).

Сознание во многих случаях предшествует материи — точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при из­готовлении любого предмета (стола, машины, рисунка и др.) в со­знании всегда имеется замысел, «образ» данного предмета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятель­ности человека и механизмов воплощать в жизнь не только про­стые, но и сложнейшие замыслы (образы) — строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты и т. п.

Сознание — это мир идеальных явлений, существующих в субъек­тивной психической сфере человека и принципиально отличающихся от своего материального носителя — мозга человека.

Интенциональность

— направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания.

Предметом сознания человека являются:

■ окружающий мир, его предметы, явления;

■ другие люди, взаимоотношения с ними;

■ особый самостоятельный духовный мир самого человека.

Идеаторность сознания — способность творить и воспроиз­водить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать

абстракт­ные идеи — коренное отличие сознания человека от психики жи­вотных. Результатом данной способности явилась выработка сис­темы кодирования передачи и распространения содержания со­знания — языка.

Язык — специфический человеческий способ бытия сознания, он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мыслей. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выраженным словами. Именно через язык наши мысли становятся доступными для других людей. Впрочем, когда человек размышляет о чем либо, он сам для себя свои мысли выражает с помощью слов, так называемой внутренней речи. Сознание, таким образом, суще­ствует в материальной оболочке языка, происходит его объективи­зация в языке. В процессе осознания мысль отливается в логичес­кие формы, облекается в

словесную оболочку. Хотя мысли обыч­но возникают до их языкового выражения, свою четкость они об­ретают именно благодаря языку. Даже в случае внутренней речи, когда человеку не нужны все слова для выражения мысли, он вы­нужден тем не менее, использовать некоторые из них. Происходит и модуляция мышц гортани.

Язык — не только способ выражения мысли. Кроме репре­зентативной, когнитивной (познавательной) и

регулятивной функ­ций он выполняет еще и коммуникативную — служит средством передачи социальной информации в пространстве. Происходит так­же трансляция знаний во времени — от поколения к поколению. При этом знания объективируются в книгах, фильмах, опредмечива­ются в орудиях труда, в средствах духовной и материальной культу­ры (социальная память общества). Язык представляет собой свое­образную и чрезвычайно сложную знаковую систему. Язык мог возникнуть только в обществе, т. е. он социально обусловлен. Язык как средство общения играет важнейшую роль в общественно-тру­довой деятельности людей.

Вне общества сознание сформироваться не может. Сознание — продукт общества, результат социальной, материально-производствен­ной, познавательной деятельности общественного человека, всех предшествующих поколений людей. «Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди…» (Ф. Энгельс). Речь, мышление, сознание недоступны чело­веку, выросшему вне социальной среды, вне общества людей.

Таким образом, общая характеристика сознания включает сле­дующие принципиальные моменты:

■ сознание — продукт общественно-исторического развития человечества;

■ сознание — функциональное свойство мозга, идеальное отра­жение действительности, регулятор деятельности человека.

■ сознание — сложный информационно-регулятивный процесс.

какое понятие шире, чем различаются, в чем сложность изучения

Содержание:

  • Психика и сознание в психологии
  • Характерные особенности и структурные компоненты сознания
  • Функции психики
  • Какое понятие шире, чем различаются
  • В чем сложность изучения психики и сознания

Содержание

  • Психика и сознание в психологии
  • Характерные особенности и структурные компоненты сознания
  • Функции психики
  • Какое понятие шире, чем различаются
  • В чем сложность изучения психики и сознания

Психика и сознание в психологии

Определение

Психика — это системное качество головного мозга, которое формируется у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

С философской точки зрения считается, что психика — это свойство людей и животных отражать объективный мир в его связях и отношениях. Однако психика людей имеет качественно более высокий уровень, это «субъективный образ объективного мира». И главное отличие психики человека от психики животного — это наличие сознания, особенно самосознания.

Определение

Сознание — это высший уровень психического отражения действительности человеческим существом: определение мысленного построения действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением, способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Определение

Сознание — это свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, ее творческом преобразовании, разумном регулировании поведения.

В психологии все психические процессы, осознаваемые индивидом и направленные на восприятие и оценку внешнего мира, можно рассматривать как психику, а осознаваемый процесс управления субъекта самим собой и его оценка внутреннего мира — как сознание.

Характерные особенности и структурные компоненты сознания

Представление «внутренней» жизни наделенного интеллектом существа выступает предметом исследований во многих областях знаний. Сознание изучают философия, психиатрия, физиология, педагогика, социология, юриспруденция, экономика. Физиологи и биологи, в соответствии с теорией Павлова, не разграничивают сознание и внимание. Медицина отождествляет его с состоянием бодрствования.

Философские умы не могут прийти к единому мнению о первичности либо духа и разума, либо материи, как бытия. Общественные дисциплины акцентируют внимание на общественном сознании. Экономическая наука провозглашает главным результатом продукт труда, связанный со способностью человеческого сознания предвидеть результаты.

Правовой аспект сознания построен на взаимосвязи с проблемами вменяемости и дееспособности.

Психология объясняет возникновение и развитие сознания общественным способом бытия людей и их трудовой деятельностью.

С переходом к общественным формам жизни кардинально менялась структура человеческого поведения, последовательно опирающаяся на источники:

  • наследственно закрепленная программа и биологические мотивы, зависящие от непосредственного восприятия среды;
  • полученный по мере развития собственный опыт индивида;
  • духовные мотивы и потребности, возникшие по мере развития способности личности абстрагироваться от непосредственного влияния среды.

Последний источник в виде трансляции и усваивания общественного опыта стал возможен благодаря развитию речи, как формы существования сознания.

Характерные особенности и структурные компоненты сознания:

  • знание об окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания личности непосредственным образом зависит от ее уровня приобретенных знаний и опыта. В процессе общественно-исторического развития у человечества сформировалась потребность в важном мотиве познавательной деятельности — знаниях;
  • выделение себя как субъекта познания в предметном мире, противопоставление себя как личности другому объективному миру. Такое самопознание стало основой для самосознания — осознания собственных физических и морально-психологических качеств;
  • планирование собственной деятельности и образа действий, предвосхищение их результатов, целеустремленность. Сторона сознания проявляется в самоконтроле и корректировании собственных действий;
  • проявление эмоционально-волевой сферы личности в отношении к окружению: объективной действительности, другим людям, самому себе. Человек, выделяющий и противопоставляющий себя другому предметному миру, природным и общественным явлениям, а также переживающий собственное отношение к объективной действительности и самого себя, близок к самовоспитанию.

Три компонента — сознание, самопознание и самосознание — движут личность к тому, чтобы стать субъектом воспитания: персона сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.

Характеристики сознания человека:

  • совокупность знаний об окружающем мире;
  • отчетливое различение субъекта и объекта;
  • обеспечение целеполагающей деятельности;
  • наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Функции психики

Человеческая психика реализуется через многоуровневые системы головного мозга. Это системное качество не дается человеческому существу от рождения и не развивается само по себе, а формируется в процессе общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Специфические человеческие качества формируются только в процессе понимания и принятия культуры предшествующих поколений.

Психика живого разумного организма характеризуется двумя основными взаимосвязанными и обуславливающими друг друга функциями.

  1. Отражение.
  2. Регулирование.

Отражение регулируется, а процесс регулирования основан на информации, получаемой в процессе отражения. Обе функции обеспечивают выживание организма в существующем мире: его поведение регулируется на основе отражения событий окружающего мира.

Психическое отражение действительности, в отличие от зеркального, или механического, носит преобразующий характер, потому что:

  • активно: всегда подвергает обработке поступающую информацию;
  • субъективно: всегда принадлежит какому-либо субъекту;
  • избирательно: всегда связано с конкретными необходимостями, потребностями и условиями.

Формула психического отражения выглядит так:

Объективный мир + психика, отражаемая система = психическое отражение.

Исходя из этого тождества, реальный мир не равен психическому отражению. Этот признак имеет ряд особенностей:

  • дает возможность воспринимать окружающий мир без искажений;
  • совершенствует и углубляет психический образ в результате активной психической практики человека;
  • обеспечивает выбор поведения и вид занятий;
  • имеет индивидуальный тип, так как преломляется через особенности персоны;
  • носит опережающий характер.

Психика человека состоит из трех групп явлений:

  • психические процессы — познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные;
  • психические состояния — творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс;
  • психические свойства человека — темперамент, способности, характер.

Какое понятие шире, чем различаются

Если провести сравнение по основным критериями двух понятий, станут видны существенные различия между ними.

  1. Психика присуща и людям, и животным, сознание — только людям.
  2. Человеческая психика представлена не одним уровнем организации, а включает сознательное и то, что выходит за пределы осознания: бессознательное, подсознательное, предсознательное.
  3. Психика проявляется не только как целое, но и как отдельные части: отдельные функции, отдельные психические процессы и свойства. Сознание проявляется только как функция целого.
  4. Работа психики — постоянный фактор жизнедеятельности человека, работа сознания — переменный фактор.
  5. Сознание, насчитывающее в историческом развитии сотни тысяч лет, представляет собой этап в развитии психики, развивающейся в истории сотни миллионов лет.
  6. Психика присуща всем возрастным периодам, сознание отсутствует в младенчестве и может исчезнуть с возрастом из-за старческих изменений организма.
  7. Патология сознания не сможет полностью исключить работу психики, патология психики способна сохранить отдельные функции и вызвать полную потерю сознания.

Отсюда вывод: понятие «психика» шире понятия «сознание».

Примечание

Сознание нельзя называть составной частью психики, это высший уровень ее организации.

Говоря о широте категорий и отражаемых ими явлений, можно отметить и глубину — количественно-качественную особенность. В соотношении двух рассматриваемых категорий сознание, хотя оно менее распространено в природе, чем психика, включает все ее компоненты:

  • на более высоком уровне их развития;
  • на более высоком уровне связи между ними.

Сознание, принципиально повторяя состав, структуру, функции психики, предстает системой более высокого уровня.

Главный отличающий субъективный фактор — осознанность объекта, будь то предмет или явление внешнего мира, либо сигнал внутренней среды организма в виде мысли, мотива, интереса.

Осознание проходит через три операции:

  • выделение объекта из среды;
  • соотнесение этого объекта с другими;
  • соотнесение объекта с самим субъектом.

В чем сложность изучения психики и сознания

Специалисты выделяют три основные причины, затрудняющие изучение и понимание внутреннего мира человека, поиск общих законов.

  1. Существующие различные направления психологии во главу угла ставят те или иные проявления психической сферы человека и соответственно с этим выстраивают собственную теоретическую основу и методы исследования.
  2. Экспериментально доказанные связи психических явлений с деятельностью головного мозга, в отличие от физиологических процессов, недоступны прямому наблюдению и фиксации. Пример: новейшая аппаратура не предоставляет возможности увидеть мысли и чувства в головном мозге, выявить качественные характеристики решения мыслительных задач.
  3. Психические процессы принадлежат субъекту, но описываются в терминах внешнего мира. Пример: восприятие осуществляется рецепторами головного мозга, но субъект рассказывает о восприятии характеристиками воспринимаемого объекта (типа пейзажа, здания и т. п.), а не описанием происходящего в центральной нервной системе.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 5.00 (Голосов: 5)

Поиск по содержимому

характеристик сознания | Psych Exam Review

В этом видео я описываю 4 характеристики человеческого сознания. К ним относятся единство, интенциональность, избирательность и быстротечность. Избирательность нашего сознания и нашу способность отфильтровывать восприятие, которое считается неуместным, можно продемонстрировать в феномене коктейльной вечеринки, дихотических задачах на слушание и задачах на избирательное внимание, включающих слепоту к изменениям и слепоту невнимания.

Не забудьте подписаться на канал, чтобы увидеть будущие видео! Есть вопросы или темы, которые вы хотели бы увидеть в будущем видео? Дайте мне знать, комментируя или отправив мне электронное письмо!

Узнайте больше о сознании во втором томе моей серии книг Master Introductory Psychology, доступной здесь: https://amzn.to/2Hpgmjl
(партнерская ссылка Amazon)

Стенограмма видео:

Привет, я Майкл Корайер а это обзор психологического экзамена. В последних нескольких видеороликах мы видели сложность сознания.

Мы видели трудности его определения и некоторые проблемы, связанные с попытками понять его, но мы все же можем попытаться определить определенные характеристики сознания, которые кажутся истинными. Именно это мы и рассмотрим в этом видео, поэтому начнем с идеи единства.

Это относится к идее, что сознание ощущается как единое состояние. У нас нет нескольких отдельных сознаний, происходящих одновременно. Это не ваше визуальное сознание, ваше слуховое сознание и ваше кожное ощущение, что все это отдельные острова сознания. Вместо этого мы собираем все это вместе; вся эта информация интегрирована, и поэтому кажется, что это единое состояние, хотя обрабатывается множество разных типов информации. Вы можете увидеть это, когда смотрите фильм; у вас есть эти изображения на экране, у вас есть звук, и вы как бы автоматически включаете их все в одну историю. Это идея единства.

Теперь это единство имеет тенденцию всегда быть сфокусированным на чем-то, и это подводит нас ко второму аспекту нашего сознания, который является интенциональностью. Таким образом, это относится к идее, что сознание всегда кажется сфокусированным на чем-то. Теперь этот фокус может быть чем-то внешним в мире или чем-то внутренним. Вы можете быть сосредоточены на своих собственных мыслях, но кажется, что вы всегда сосредоточены на чем-то, и этот фокус довольно узок. Это также связано с нашей мотивацией. Так что то, как вы решите сосредоточиться на чем-то или нет, зависит от ваших целей. Чего вы пытаетесь достичь? Это определит, на чем вы решите сосредоточиться. Может быть, вы не всегда делаете этот выбор, может быть, что-то выделяется и заставляет вас сосредоточиться на этом, и об этом мы тоже поговорим, но это то, на чем вы фокусируетесь, вы всегда на чем-то сосредоточены, очень узкий, вы не можете сосредоточиться на всем сразу. Это просто невозможно.

Итак, это подводит нас к следующей идее, а именно к идее избирательности. Это идея о том, что у нас очень узкий фокус внимания. Вы всегда сосредотачиваетесь на чем-то, и то, что это что-то, имеет тенденцию быть довольно маленьким. И когда мы фокусируемся на чем-то, мы склонны отфильтровывать все остальное. Итак, у нас есть эта способность отфильтровывать нерелевантные восприятия. Вы можете спросить: «Ну, а что неважного?» и это возвращает нас к идее мотивации, о которой мы также поговорим в следующем разделе. То есть, это зависит от того, что вы мотивированы делать. Это зависит от ваших целей. Это определит, что важно для вас в данный момент, а также определит, что не имеет значения, на чем вам не нужно сосредотачиваться; что можно отфильтровать.

Итак, как мы можем продемонстрировать эту избирательность? Один из способов увидеть это — феномен коктейльной вечеринки. Итак, феномен коктейльной вечеринки относится к идее, что когда вы, знаете, на коктейльной вечеринке, вы находитесь в комнате с множеством людей, и все они ведут отдельные маленькие разговоры и вы можете сосредоточиться на одном разговоре. Вы можете разговаривать с человеком перед вами, и у вас есть собственный разговор, а все остальное становится фоновым шумом. Итак, у вас есть свой единственный разговор, а затем все остальное становится фоновым шумом.

Дело не только в твоем слухе. Дело не в том, что вы не смогли бы услышать эти другие разговоры, если бы захотели, просто вы решили сосредоточиться на этом, верно? Если вы решите подслушать разговор, который происходит позади вас, вы его прекрасно слышите, но когда вы сфокусированы на человеке перед вами, это фоновый шум. Вы ничего не можете разобрать. Но как только вы переключаете свое внимание, как только вы выбираете конкретный разговор, вы вдруг можете слышать его очень хорошо. Вы можете заметить это, знаете ли, если вы разговариваете с человеком и вдруг слышите свое имя на другом конце комнаты.

Что это делает? Ну, это меняет вашу мотивацию, верно? Независимо от того, насколько интересен этот разговор, в котором вы сейчас находитесь, может быть интереснее узнать, что кто-то говорит о вас, и вдруг вы обнаружите, что ваше избирательное внимание направлено на другую сторону комнаты. Вы можете начать слушать этот разговор, и как только вы это сделаете, вы перестанете понимать, что на самом деле говорит человек, с которым вы разговариваете.

Итак, это феномен вечеринки с коктейлем, который мы можем продемонстрировать в лаборатории в так называемой дихотической задаче прослушивания. Таким образом, в задаче дихотического прослушивания вы слушаете сразу несколько сообщений или, по крайней мере, пытаетесь прослушать несколько сообщений одновременно. Таким образом, вы можете надеть наушники и услышать сообщение в левом ухе и сообщение в правом ухе, и вам говорят обратить внимание на одно из них. И способ, которым мы следим за тем, чтобы вы обращали внимание, заключается в том, что мы можем попросить вас скрыть сообщение, а это значит, что вы повторяете его, когда слышите, верно?

Итак, вы слушаете, что происходит в вашем левом ухе, и вы повторяете это, а затем они задают вам вопросы о том, что было в вашем правом ухе, и оказывается, что у вас очень-очень мало информации о том, что происходило в вашем Правое ухо. Мы можем делать странные вещи с сообщением, например, если это будет просто набор слов, которые на самом деле не имеют смысла, и люди этого не замечают. Они не знают, связное это предложение или нет. Или можно даже поменять динамик в другом ухе, чтобы голос менялся на другого человека и люди этого не замечали. Это подводит нас к родственной идее о том, что люди не замечают изменений в своем окружении, если они что-то отфильтровывают. Как только мы решили, что это не имеет значения, оно может полностью измениться, и мы этого не замечаем.

Это подводит нас к так называемой слепоте к изменениям, и я опубликую ссылку в описании видео, где вы можете увидеть некоторые демонстрации слепоты к изменениям; когда вы смотрите на изображение, а затем происходит небольшое мерцание, а затем изображение возвращается, и что-то в изображении изменилось, и это довольно большое изменение, и вы обнаружите, что действительно трудно определить, что изменилось. Вы смотрите на картинку, там это маленькое мерцание, а потом вы смотрите, это как «что случилось?». Так что же делает этот тест таким сложным? Ну, отчасти это связано с тем, что вы не знаете, на чем сосредоточиться. Вы не знаете, что актуально. Ты ищешь перемен, ты понятия не имеешь, что это будет, понимаешь? Стоит ли смотреть на эту часть картинки? Мне сюда заглянуть? Я смотрю сюда? И в результате вам приходится делать это несколько раз, потому что фокус вашего внимания настолько узок, что вы можете сфокусироваться только на части картинки за один раз. Вы можете сказать: «Хорошо, я посмотрю на это дерево и посмотрю, изменилось ли оно», а вы ответите: «Нет, оно не изменилось». «Хорошо, теперь я должен посмотреть его снова, потому что мне нужно сосредоточиться на чем-то другом», верно?

Это показывает, насколько узок наш фокус внимания и как много мы все время отфильтровываем. Теперь вы будете удивлены, и вы можете продемонстрировать это и в реальной жизни. Меняются не только эти, знаете ли, мерцающие картинки. В одном исследовании Дэниела Саймонса и Дэниела Левина они действительно изменили человека, и люди не заметили этого изменения. Итак, это был пешеход на улице, и сообщник подошел к пешеходу и спросил дорогу, а затем, пока человек пытался ответить на этот вопрос, какие-то рабочие подошли, неся дверь, и когда дверь прошла между пешеходом и сообщником сообщник фактически поменялся местами с другим человеком, стоявшим за дверью. Затем они продолжили разговор с этим пешеходом, и исследователи хотели увидеть, заметят ли люди изменение?

И, что удивительно, много раз они не замечали изменений. Вы могли бы подумать, что если бы человек подошел к вам, а затем превратился в другого человека, вы бы заметили, но исследование показывает, что если вы случайно не обратите внимание, если вам не удастся сфокусировать свое внимание на определенной черте лица этого человека, скажем, тогда вы бы не заметили, что они превратились в другого человека. Хорошо, родственная идея изменить слепоту — это то, что называется слепотой по невнимательности, и это другое исследование Дэниела Саймонса, на этот раз с Кристофером Чабри, и прежде чем я опишу это исследование, я хочу знать, видели ли вы его раньше, и я не хочу испортить его.

Итак, есть видео под названием «Тест на осведомленность», в нем нужно попытаться подсчитать количество пасов, которые делает конкретная команда баскетболистов, и поэтому, если вы уже видели это раньше, я собираюсь рассказать о видео чуть позже. второй. Если вы еще не пробовали этот тест раньше, вы не пробовали считать эти баскетбольные передачи раньше, я бы хотел, чтобы вы попробовали его, прежде чем смотреть остальную часть этого видео. Итак, вы можете приостановить это сейчас, и я поместил ссылку в поле описания видео под названием «Тест осведомленности», и я хочу, чтобы вы попробовали этот тест и посмотрели, сможете ли вы это сделать. Посмотрите, сможете ли вы сосчитать все эти передачи. Итак, надеюсь, вы смотрели видео или, может быть, видели его раньше, потому что теперь я собираюсь кое-что рассказать о видео.

Хорошо, если вы смотрели это, вы видели эту демонстрацию невнимательной слепоты, потому что произошло то, что произошло, когда вы считали пасы белой команды, многие участники не заметили, около половины участников не заметили, что горилла вышла на сцену и ударила его в грудь, а затем ушла. Теперь это удивительно, верно? Это, вы могли бы подумать, что заметите это, и поэтому идея слепоты по невнимательности состоит в том, что это слепота к чему-то, на что вы не обращаете внимания, что вы считаете очевидным. Это стимул, который обычно был бы очень заметным, очень заметным.

Вы могли бы подумать, что если бы горилла вошла в комнату, вы бы всегда ее заметили, но если ваше внимание направлено куда-то еще, то фокус становится настолько узким, что вы отфильтровываете все остальное, а происходит то, что вы отфильтровываете гориллу, верно? Вы этого не видели, потому что были так сосредоточены на белой команде, которая передавала мяч. Так что это демонстрация слепоты по невнимательности, а также эта избирательность сознания, что мы отфильтровываем вещи. У нас очень узкая направленность.

Итак, последняя особенность нашего сознания — это то, что называется быстротечностью, и это идея о том, что оно всегда движется. Хорошо, наше сознание преходяще, оно всегда перемещается, верно? Это переход от одного к другому, обратно к другому, и отчасти это связано с тем, что, поскольку наш фокус настолько узок, нам приходится много перемещаться. Что происходит, что актуально, что движется правильно? Ты постоянно бегаешь глазами, как сумасшедший, потому что ты как будто пытаешься понять, что происходит. На что мне нужно обратить внимание, верно? И поэтому имеет смысл, что это будет преходящим. Вы ведь не хотите быть настолько сосредоточены на одной задаче, что не замечаете подкрадывающегося к вам хищника, верно? Поэтому имеет смысл перемещать наше сознание. Мы переключаем его фокус очень, очень часто, как бы постоянно двигаясь.

Теперь, если вы находитесь в определенной среде, учитесь или смотрите это видео, вы, вероятно, отфильтровываете много вещей, и, надеюсь, вы знаете, вы смотрите это видео в каком-то месте. где вы можете довольно безопасно сосредоточить свое внимание на одной задаче и не слишком переключать ее, верно? Вы, вероятно, не смотрите это посреди джунглей, где, знаете ли, хищник может подкрадываться к вам сзади. Если бы это было так, вам было бы очень трудно сосредоточиться на видео, верно? И это снова эта идея тревоги, которую мы видим. Что если вы больше беспокоитесь, вы будете чаще переключать свое внимание, потому что пытаетесь понять, что происходит. О чем мне нужно беспокоиться? Знаешь, о чем мне нужно беспокоиться, и поэтому ты не сможешь оставаться сосредоточенным. Если вы действительно беспокоитесь на уроке, у вас много вещей, о которых вы беспокоитесь, вам будет трудно сосредоточиться на лекции, какой бы хорошей она ни была, верно? Это показывает быстротечность нашего сознания и то, что оно постоянно движется.

Итак, как вы можете запомнить эти четыре свойства сознания? Что ж, у меня есть для вас мнемоника, которая, я думаю, будет полезна. Я думаю, что это хорошая аналогия для размышлений о сознании в целом. Итак, у нас есть эти четыре функции; у нас есть единство; у нас есть интенциональность; у нас избирательность; и у нас есть скоротечность. Итак, как вы можете запомнить их? Ну, мне нравится представлять, что вы исследуете темную пещеру, где внутри совершенно темно, нет света, но у вас есть фонарик. Итак, если вы думаете об исследовании этой пещеры, вы можете подумать о каждой из этих четырех характеристик сознания.

Первая идея — единство. У вас есть единое пятно света, которое вы можете спроецировать вокруг пещеры, так что там есть единство. Весь свет сфокусирован, и у вас есть только одно пятно. Намеренность, вы всегда фокусируетесь на чем-то. Независимо от того, что вы делаете, свет будет направлен на что-то, верно? Такова интенциональность сознания.

Затем у нас есть избирательность, и это то, что вы собираетесь отфильтровывать вещи, на которых она не сосредоточена. Поэтому, когда вы направляете свет вокруг, вы будете смотреть, где этот свет, вы не собираетесь направлять свет сюда и смотреть в другом направлении, где царит полная темнота. Это не имело бы никакого смысла. Вместо этого вы сфокусируете свое внимание на этом узком пятне света, отфильтруете все остальное и при этом сосредоточитесь на том, что считаете важным, каковы ваши цели. Если вы вдруг услышите шум там, вы направите туда свет. Что, знаете, что я хочу найти, я хочу исследовать это. Теперь меня больше не волнует, что здесь, потому что оно не производит никакого шума.

Наконец, у нас есть идея быстротечности. Если вы исследуете эту пещеру, вы будете постоянно перемещать этот свет. Ты же не собираешься указать на это место и пройти через пещеру, верно? В этом не было бы особого смысла. Вместо этого вы будете постоянно перемещать его в поисках вещей, пытаясь определить, что актуально, а что нет.

Итак, надеюсь, эта аналогия поможет вам запомнить эти четыре характеристики сознания: единство, интенциональность, избирательность и быстротечность. Я надеюсь, что вы нашли это полезным. Если это так, пожалуйста, поставьте лайк видео и подпишитесь на канал, чтобы узнать больше. Спасибо за просмотр!

Что такое феноменальное сознание? | Psychology Today

В этой серии блогов мы обсуждали сознание и то, как оно связано с различными когнитивными функциями, такими как внимание, эмоции и саморегуляция. Хотя теоретически «сознание» можно определить по-разному, нас в первую очередь интересует субъективный опыт «феноменального сознания» у людей и других организмов. Чтобы проиллюстрировать эту идею, философ Томас Нагель (1974) предложил нам представить, «на что похоже быть летучей мышью». Но прежде чем мы сможем даже подумать о том, каково это быть летучей мышью, можем ли мы правильно объяснить, что значит быть «самим собой»?

Феноменальное сознание можно описать как смутное ощущение себя.

Источник: Стефан Мозебах, используется с разрешения

Что такое феноменальное сознание?

На этот вопрос относительно легко ответить: это богатый опыт, который вы получаете прямо сейчас, состоящий из вещей, которые вы видите, слышите, осязаете и думаете. Это, по сути, то, что чувствует, когда ты. Это включает в себя ваш личный опыт того, как выглядит мир вокруг вас, а также ваши воспоминания и различные внутренние биологические процессы (мысли, боли, боли). Если мы рассмотрим точку зрения Фрейда, феноменология будет включать в себя акцент на том, как человек чувствует себя субъективно, или «самоанализ».

В то время как ваш субъективный опыт обычно весьма богат и полон информации, феноменальное сознание не «представляет» всю информацию, которая обрабатывается вашей нервной системой. Как мы уже говорили, различные механизмы обработки информации, такие как внимание, обрабатывают так много информации для поддержки успешного взаимодействия человека с окружающей средой, что только часть этой информации может войти в феноменальное сознание.

Феноменальное сознание как ограниченный опыт мира

Люди — впечатляющие системы обработки информации. Объем данных, которые обнаруживаются и обрабатываются нашими различными системами, впечатляет. Рассмотрим все сенсорные каналы: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Эти системы «подсознательно» обрабатывают информацию постоянно и, как правило, надежно.

Обычно нам становится известна только релевантная или важная информация, что означает, что мы можем сообщать только о той части обработанной информации, которая поддерживает наши решения и действия. Например, задумывались ли вы когда-нибудь о том, выключили ли вы духовку или заперли дверь, выходя из дома? Эти действия стали настолько автоматическими, что требуют очень мало сознательного внимания, и поэтому их легко забыть или не заметить. В самом деле, если бы мы помнили все, что видим или делаем, мы, вероятно, не были бы такими эффективными, как сейчас.

У нас есть не только доступ к сенсорной информации, но и внутренняя информация от проприоцепции (например, равновесие, боли в теле) и от саморефлексии (например, мысли). Планирование любого действия требует обработки и систематизации этой информации, а это происходит с разным уровнем осознания. Сравните свой опыт приготовления нового рецепта на кухне друга с вашим опытом приготовления чая в собственном доме. Вы, вероятно, заметите, что одна задача требует гораздо больше усилий и осознанности, чем другая.

Сознательное внимание и внимание без усилий

Из всей информации, обрабатываемой нашими сложными системами, то подмножество, которое мы феноменально переживаем, можно назвать сознательным вниманием (т. е. то, что мы можем сообщить о видении, слухе или ощущении). То, что попадает в зону сознательного внимания, варьируется в зависимости от контекста или субъективных потребностей. Хороший пример здесь — вспомнить, сколько усилий потребовалось, когда вы впервые научились новому навыку, например, игре на пианино или игре в теннис. При первом взаимодействии с пианино или теннисной ракеткой опыт был более «усиленным», поскольку вам приходилось обращать внимание на множество различных аспектов раздражителей: расположение клавиш пианино и педалей или вашу хватку ракетки и позу. Со временем эти процессы становятся более легкими, связанными с определенным опытом использования инструментов.

В этих примерах феноменальный опыт деятельности меняется с опытом. Это началось с выделения большего количества ресурсов, чтобы сосредоточиться на инструментах и ​​способах выполнения соответствующих действий. Это превратилось в требование меньшего внимания к механическим аспектам задачи, но больше к планированию, например, ожидание особого вида удара слева, который приведет к победному удару, или сосредоточение внимания на слуховой обратной связи, которая позволяет вам лучше передавать эмоции через вашу игру на фортепиано. чем простое выполнение правильной последовательности нот. Феноменальные переживания во многом различаются и зависят от контекста, прошлого опыта и насущных потребностей.

Надеюсь, эти примеры помогут прояснить, что имеют в виду теоретики, когда говорят о «феноменальном сознании». Подводя итог, можно сказать, что это внимательное, от первого лица, яркое, , но невероятно ограниченное , субъективное восприятие всех видов доступной вам информации.

Какова цель феноменального сознания?

Этот вопрос широко обсуждается и исследуется в различных областях когнитивной науки, включая психологию, неврологию, философию и искусственный интеллект. Из-за совпадения внимания и сознания (теоретически, неврологически, поведенчески) было трудно с философской точки зрения четко аргументировать уникальную функциональную роль, которую выполняет сознание. Поскольку внимание обрабатывает информацию, находящуюся в сознании, зачем нам вообще нужен феноменальный опыт?

Как упоминалось выше (и в предыдущих постах), мы знаем, что мозг обрабатывает информацию, принимает решения и координирует действия вне нашего сознания. Нам не нужно иметь богатый сознательный опыт шагов, когда мы идем по оживленному тротуару, приспосабливая свои движения, чтобы избежать других пешеходов или споткнуться о бордюр. Хотя иногда у нас может быть более богатый опыт ходьбы, обычно мы также можем ориентироваться в течение дня без особых размышлений или усилий, благодаря нашему опыту в таких вещах в обычно предсказуемой среде. Некоторые утверждают, что чем более предсказуема ситуация, тем меньше она должна быть на переднем крае сознательного опыта (например, см. Solms & Friston, 2018). Возможно, тогда сознание особенно важно для новых и непредсказуемых ситуаций.

Феноменальное сознание также склонно включать аффективную информацию, связанную с внутренней природой жизни. Другими словами, наши чувства. Это связано с валентными суждениями, оценивающими, является ли входная информация хорошей или плохой, а затем выделяя крайние случаи, на которые нам действительно нужно обратить внимание (например, опасные ситуации).

Таким образом, мы можем думать о феноменальном сознании как о чем-то, что помогает нам в более сложных или непредсказуемых ситуациях (например, при изучении новых технических навыков, навигации в непредсказуемых средах).

Добавить комментарий