От чего зависит способ получения социальной роли: Формирование и развитие социальных ролей

Содержание

19. Социальная роль.

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Нормы культуры усваиваются в основном через

обучение ролям. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

  1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

  2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

  3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

  4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными.

Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

20. Понятие социализации. Групповой и индивидуальный опыт в процессе социализации. Концепция «Зеркального Я» Ч. Кули и «Обобщенного другого» Дж. Мида.

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие “Я”, осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного “Я”. Все дальнейшее формирование человека как личности – это построение собственного “Я” на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.

Как же осуществляется формирование личности в ходе группового общения, когда человек осознает свое “Я”? Рассмотрим наиболее известные научные объяснения этого процесса.

Известный американский психолог и социолог Ч. Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего “Я” от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного “Я” происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое “Я”, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный “Я” — образ не рождается только в связи с объективными фактами. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Это человеческое “Я”, открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное “Я” Чарльза Кули, впервые проанализировавшего процесс “Я” -открытия. Ч.  Кули определил три стадии в построении зеркального “Я”:

 наше восприятие того, как мы смотрим на других;

 наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим;

 наши чувства по поводу этого мнения.

Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы индивидов, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать некоторые мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала.

Таким образом, зеркальное “Я”, формирующее личность, вследствие таких искажений никогда полностью не соответствует действительному положению вещей. Определяя возможность формирования личности, “Я” -образа на основании зеркального “Я”, Ч. Кули, тем не менее, не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не установлен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Дж.  Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция “обобщенного другого”, в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального “Я”. В соответствии с концепцией Дж.  Мида “обобщенный другой” представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный “Я” -образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его “обобщенного другого”.

Это осознание “обобщенного другого” развивается через процессы “принятия роли” и “исполнения роли”. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.

Уникальный индивидуальный опыт

Каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Психоаналитики утверждают, что некоторые инциденты, происшедшие в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.

21.Первичная и вторичная социализация . Роль референтных групп в процессе социализации.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Социализация делится на первичную и вторичную. Первичная социализация протекает в кругу близких и родных, вторичная социализация – в рамках формальных институтов (школа, институт, производство).

Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают:

• с формальными и неформальными институтами;

• с первой и второй половиной жизни.

Это два разных подхода к трактовке данных понятий. В зарубежных и отечественных учебниках рассматриваются оба подхода. В одном случае говорится о том, что первичная социализация – это обучение социальным нормам в первой половине жизни, то есть в детстве и юности, а вторичная социализация захватывает зрелость и старость, то есть вторую половину жизни. Назовем такой способ деления процесса социализации формально-хронологическим. В других учебниках пишется о том, что первичная социализация, как и вторичная, продолжается всю жизнь и они не делятся по половинам жизни. Критерий здесь нормативно-содержательный, а именно: первичная социализация протекает под пристальным взором и решающим влиянием неформальных агентов, родителей и сверстников, а вторичная – под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, то есть школы, производства, армии, милиции и т.д. Мне кажется более аргументированным второй подход, в основе которого лежит содержательный критерий. Будем придерживаться именно его.

Выбранная точка зрения тем более убедительна, что в мировой социологии традиционно употребляются термины «первичная» и «вторичная». В начале XX века выдающийся американский социолог Ч. Кули (186–1929), один из основоположников теории социализации, ввел термины «первичная группа» (знакомые люди) и «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов).

Первичные группы – это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения.

Первичная группа – семья, группа ровесников. Вторичная группа – армия, школа, институт, суд. Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная – во вторичных группах. Первичные социальные группы – это сфера личностных отношений, то есть неформальных. Вторичные социальные группы – это сфера деловых отношений, то есть формальных контактов.

Итак, ценность первичных и вторичных групп, неформальных и формальных отношений, а стало быть, ценность агентов первичной и вторичной социализации не исчезает ни на одном этапе жизненного цикла, но она то усиливается, то ослабевает.

14. Понятие и характеристика социальной роли.

Социальная психология 14. Понятие и характеристика социальной роли. Социальная психология

ВикиЧтение

Социальная психология
Мельникова Надежда Анатольевна

Содержание

14. Понятие и характеристика социальной роли

Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей.

Выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности. Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын и т. д.

Межличностные роли регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный и т. д.). Среди индивидуально-типических проявлений личности можно выделить социально-типические роли, когда каждый человек выступает в своеобразном социальном амплуа – наиболее типичном индивидуальном образе.

По степени проявления выделяют активные и латентные роли. Активные роли исполняются в данный момент времени; латентные – не проявляются в актуальной ситуации. По способу усвоения роли делятся на предписанные и приобретенные, которые субъект усваивает в процессе социализации.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностныхотношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Одни роли определяются возрастом и полом человека и не требуют усилий для их приобретения. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека.

Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Экс-пектации окружающих, социальные нормы, обычаи, мода могут определять те или иные особенности эмоционального проявления человека в определенной ситуации.

Формализация определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию.

Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит

ЛЕКЦИЯ № 7. Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности

ЛЕКЦИЯ № 7. Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.Социальная роль – общественно необходимый вид социальной

3.

2.4. Факторы социальной среды

3.2.4. Факторы социальной среды Социальные условия и условия труда К факторам социально-производственной природы, влияющим на устойчивость индивидуума к психоэмоциональному стрессу, относятся:+ социальные перемены;+ повышенная ответственность за работу;+ значительное

Циклы социальной жизни

Циклы социальной жизни Тогда как каждого отдельного человека можно считать индивидуальным холоном, любая группа людей – это социальный холон. Качества социального холона представляют собой динамичную противоположность индивидуальных холонов, которые его составляют.

1. Понятие социальной психологии и ее предмет

1. Понятие социальной психологии и ее предмет Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик

8.

 Методология социальной психологии

8. Методология социальной психологии Методология (в переводе с греческого – «путь познания») – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности.Уровни методологии социальной

24. Понятие социальной роли

24. Понятие социальной роли Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом.Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых

4.1. Личности в социальной психологии

4.1. Личности в социальной психологии Согласно стандартному определению из психологических словарей, личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные

1.

 Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

1.2. Понятие социальной адаптации

1.2. Понятие социальной адаптации Социальная адаптация (лат. adaptare — приспособлять) – процесс приспособления и активного освоения личностью новых социальных условий или социальной микросреды, в которой она, личность, выстраивает новые психологические или социальные

2. О социофобии и социальной тревоге

2. О социофобии и социальной тревоге 2.1. Что такое социофобия?Тот, кто испытывает социофобию, нервничает в присутствии других людей. Он боится того, что о нем могут подумать другие. Такой человек старается произвести хорошее впечатление, но сомневается в том, что это

Смена социальной роли

Смена социальной роли Главная проблема жизни в социальной роли в том, что вы меняетесь. Социальная роль похожа на детскую обувь. Ребенок растет, и обувь нужно менять, иначе она начнет давить.С самого начала настройтесь на то, что это будет не так просто. Вы сами и ваше

3.

1.Эмоции в социальной реальности

3.1.Эмоции в социальной реальности Наверняка нет на свете такого человека, который после эмоциональной вспышки не испытывал бы сожаления о произнесенном, содеянном или принятом сгоряча решении. Излишняя радость, злость, ревность, кураж, гнев – все это не самые лучшие

Теория ролей в социальной психологии

«Весь мир — сцена, а все мужчины и женщины просто игроки»: В этих строках из книги «Как вам это понравится» Уильям Шекспир лаконично выразил суть теории ролей. Короче говоря, поведение людей проистекает из ролей, которые они играют в жизни. В социальной психологии роль определяется как совокупность ожиданий, сопровождающих определенное социальное положение. Действительно, слово происходит от французского role, обозначавшего пергамент, с которого актер читал свои строки. Каждый человек обычно играет несколько ролей в своей жизни; в разных контекстах или с разными людьми конкретный человек может быть студентом, другом или сотрудником.

Каждая из этих ролей несет в себе свои ожидания относительно надлежащего поведения, речи, одежды и т.д. То, что может быть вознаграждено для человека в одной роли, будет неприемлемо для человека, занимающего другую роль (например, соревновательное поведение поощряется для спортсмена, но не для воспитателя дошкольного учреждения). Роли варьируются от конкретных, поскольку они применяются только к определенной обстановке, до диффузных, поскольку они применяются в различных ситуациях. Например, гендерные роли влияют на поведение во многих различных контекстах; хотя кто-то может быть кассиром, когда он на часах, она женщина во всех условиях. Теория ролей исследует, как эти роли влияют на широкий спектр психологических результатов, включая поведение, отношения, познание и социальное взаимодействие.

История теории ролей

В рамках социальной психологии теория ролей обычно фокусируется на ролях как на причинах (а) поведения отдельных лиц или групп и (б) выводов об отдельных лицах или группах. Одно из фундаментальных положений социальной психологии состоит в том, что социальная и физическая среда оказывает глубокое влияние на мысли и поведение людей. Теория ролей утверждает, что роли, которые люди занимают, создают контексты, формирующие поведение. Например, Стэнфордский тюремный эксперимент продемонстрировал, что нормальные студенты колледжа демонстрировали поразительно различное поведение в зависимости от того, были ли они назначены охранниками или заключенными в смоделированной тюремной среде. Вскоре заключенные стали вести себя кротко и покорно, тогда как тюремные охранники стали проявлять доминирующее и оскорбительное поведение. В целом, люди мотивированы вести себя так, как это соответствует ценным социальным ролям. Награды проистекают из соответствия ценным социальным ролям, а наказания — из-за несоответствия таким ролям.

Теория ролей также исследует, как наблюдатели формируют выводы о личности и способностях других на основе их ролей. Действительно, один из первых вопросов, который задают при знакомстве, — «Чем ты занимаешься?» Классической иллюстрацией того, как роли влияют на представления о других, является исследование, в котором люди участвовали в викторине вместе с партнером. Их роли в качестве спрашивающего или участника распределялись случайным образом путем подбрасывания монеты на виду у обоих участников. Спрашивающему было поручено написать серию общих вопросов, основанных на том, что он или она знали, а затем спрашивающий задал эти вопросы участнику. После этой викторины участники оценили свои общие знания и способности своих партнеров. И участники, и наблюдатели оценили задавших вопросы как более осведомленных, чем участник. На самом деле, согласно объективным тестам, испытуемые и участники конкурса не отличались знаниями. Это исследование ясно показало, что наблюдение за кем-то в определенной роли приводит к выводу о связанных чертах, даже когда его или ее поведение требуется для конкретной роли, эта роль назначается произвольно, и назначение ролей очевидно для всех участников.

Эти суждения о чертах характера формируются частично потому, что наблюдатели делают вывод, что люди обладают личностными чертами, которые позволяют им выполнять свои роли. Например, видя, как кто-то заботится о щенке, можно сделать вывод, что этот человек чувствителен и добр. Напротив, наблюдение за тем, как кто-то играет в баскетбол, может привести к выводу, что этот человек агрессивен и склонен к соперничеству. Наблюдатели обычно предполагают, что люди обладают личными качествами или мотивацией вести себя определенным образом, и поэтому наблюдатели недооценивают, насколько роли вызывают поведение.

Механизмы: как роли влияют на поведение?

Внешние механизмы

Один из основных способов влияния ролей на поведение — это аффордансы ролей или возможности для различных действий. Например, конкурентные роли обычно способствуют самоутверждению, но препятствуют проявлению доброты. В исследовании викторины, описанном ранее, роль спрашивающего позволяла демонстрировать знания. Эта демонстрация привела к выводу, что спрашивающий был чрезвычайно хорошо осведомлен, даже несмотря на то, что оба партнера проверяли одинаковые общие знания, и спрашивающему было разрешено выбирать вопросы, которые он или она знали.

Ожидания других, основанные на вашей роли, также сильно влияют на поведение. Во многих экспериментах задокументированы эффекты самосбывающегося пророчества, в которых убеждения человека о цели подтверждаются, потому что человек вызывает такое поведение у цели. Например, Роберт Розенталь и его коллеги продемонстрировали влияние ожиданий на других, предоставив учителям списки учеников, которые, как было установлено, могут развить особые способности в течение учебного года. По правде говоря, эти студенты изначально ничем не отличались от других студентов. Однако учителя оценивали этих детей как более любознательных, интересных и склонных к успеху, и к концу учебного года «поздно расцветающие» ученики действительно показали лучшие результаты, чем другие ученики. Исследования самосбывающегося пророчества эффективно продемонстрировали, как ожидания в отношении исполнителей разных ролей (например, что руководители будут агрессивны, а женщины эмоциональны) могут стать реальностью.

Внутренние механизмы

При повторном опыте в роли аспекты этой роли могут быть интернализованы в я-концепции — например, повторяющийся опыт соперничества с другими может привести к тому, что человек идентифицирует себя как «конкурентный». Эти интернализированные конструкции становятся важной частью идентичности и переносятся через границы различных ролей. Действительно, трансформация идентичности часто происходит, когда люди входят в роль или покидают ее. Крупные жизненные перемены, такие как поступление в колледж, начало новой работы или женитьба, представляют собой некоторые из этих сдвигов ролевой идентичности.

Когда кто-то занимает определенную роль, он или она социализируется для выполнения определенного поведения. Кроме того, больший опыт выполнения задач, связанных с ролью, способствует комфорту и опыту в конкретных областях. Таким образом, люди могут начать чувствовать большую самоэффективность в ролях, которые они ранее занимали. Более того, социализация в диффузных ролях (например, гендерных ролях) может привести к большему комфорту в деятельности, совместимой с этими ролями, в результате чего люди выбирают определенные роли, которые соответствуют их диффузной ролевой социализации. Например, тенденция социализировать девочек в большей степени, чем мальчиков, для удовлетворения потребностей других, может способствовать более широкому выбору женщинами карьеры, ориентированной на общину или заботу.

Выводы из теории ролей

Теория ролей предоставила важную основу для понимания воспринимаемых и реальных групповых различий. Точно так же, как воспринимающие не в состоянии исправить влияние ролей на поведение людей, они не в состоянии исправить влияние ролей на поведение членов группы. Ролевая точка зрения на содержание стереотипов была применена для понимания стереотипов, основанных на поле, возрасте, этнической принадлежности и культуре. Согласно социально-ролевой теории половых различий и сходства, традиционное разделение труда (при котором женщины сосредоточены на ролях заботливых, а мужчины — на ролях кормильцев) приводит к выводу, что мужчины и женщины обладают чертами, которые позволяют им выполнять свои роли. . Более того, члены группы могут различаться в своем поведении из-за текущего или исторического распределения по определенным социальным ролям. Как указывалось ранее, занятость ролью может привести к ограничениям в поведении, а также к развитию навыков и способностей, связанных с этими ролями.

Ролевая теория также дает объяснение источников предубеждений против определенных групп. Теория соответствия ролей утверждает, что негативность возникает из-за несоответствия между требованиями ценимых социальных ролей и воспринимаемыми характеристиками человека или группы. Например, негатив возникает, когда стереотип группы (например, женщины добрые) не соответствует характеристикам, требуемым ролью (например, лидеры агрессивны). Таким образом, как способ понять, как поведение вытекает из окружающего контекста, теория ролей обеспечивает полезную основу для понимания поведения, мыслей и отношений самого себя и других.

Ссылки:

  1. Игли, А. Х., и Карау, С. Дж. (2002). Теория соответствия ролей предубеждений в отношении женщин-лидеров. Психологический обзор, 109, 573-598.
  2. Игли, А. Х., Вуд, В., и Дикман, А. Б. (2000). Социальная ролевая теория половых различий и сходства: текущая оценка. В T. Eckes & HM Trautner (Eds.), Социальная психология развития пола (стр. 123-174). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  3. Московиц, Д. С., Сух, Э. Дж., и Десолнье, Дж. (1994). Ситуационное влияние на гендерные различия в деятельности и общении. Журнал личности и социальной психологии, 66, 753-761.
  4. Розенталь Р. и Якобсон Л. (1968). Пигмалион в классе. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
  5. Росс, Л.Д., Амабиле, Т.М., и Стейнмец, Дж.Л. (1977). Социальные роли, социальный контроль и предубеждения в процессах социального восприятия. Журнал личности и социальной психологии, 35, 485-194.

Теория ролей: основы, расширения и приложения

Теория ролей обеспечивает концептуальные элементы и динамические отношения в социальных науках. Действительно, понятие роли стало чем-то вроде «метаконструкции», адаптированной к научной направленности и методологическим предпочтениям таких областей, как социология, психология, антропология и менеджмент, и это лишь некоторые из них. Такое широкое применение, хотя и свидетельствует о важности ролевых конструктов в социальной теории, привело к некоторой концептуальной путанице, формульной неточности и резко расходящимся интерпретациям. Тем не менее, остается много консенсуса относительно интегрального характера ролей в функционировании социальных систем и в поведении индивидов.

По сути, роли — это организованные модели поведения и ожидания, связанные с определенной должностью (иерархической, функциональной или социальной) или сопровождающие определенную ситуацию. То есть роли заключают в себе и вызывают принятый репертуар индивидуального поведения, связанного с определенной позицией или существующими обстоятельствами. Таким образом, роли обеспечивают поведенческие ориентиры, предписания или границы в форме ожиданий . Эти ожидания могут быть формально заданы и явно изложены — как в случае должностных инструкций — или неформально предполагаемы и молчаливы — как в случае с тем, кто играет роль «фасилитатора» в дружеской клике. Кроме того, вызывая поведенческие ожидания, роли влияют на то, как люди когнитивно формируют, интерпретируют и обрабатывают физические или социальные стимулы, и, таким образом, они дополнительно обусловливают эмоциональные реакции. Существуют некоторые разногласия по поводу того, полностью ли люди осознают роли, которые они играют, но это связано с лежащим в основе предположением, что роли влияют на поведение и, таким образом, являются мощными предикторами индивидуальных действий и ключом к пониманию социальных систем.

Это эссе не предназначено для всестороннего обзора теории ролей или для предложения новых теоретических формулировок. Скорее, это эссе предложит основу для организации ролевой теории, основанной на уровнях анализа и конкретном феномене фокуса .

Существует два основных уровня анализа, относящихся к теории ролей. Первый акцентирует внимание на том, как роли действуют внутри и через социальных систем , таких как общества или группы. Второй уровень связан с тем, как роли влияют или находятся под влиянием особей населяющих их. По сути, это классическое различие макро- и микро-, причем первое характерно для социологических и антропологических исследований, а второе — для управленческих и психологических исследований (хотя, конечно, есть некоторое пересечение). Феномен фокуса относится к конкретному объекту исследования на каждом уровне анализа. Например, исследователь в традиции социальных систем может сосредоточиться на нациях, этническом наследии или групповой сплоченности, тогда как исследователь в индивидуальной традиции может сосредоточиться на представлениях о себе, познаниях или конфликтах. Явления фокуса широко варьируются в пределах каждого уровня анализа и обсуждаются в подзаголовках.

СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Основное предположение теории ролей на самом широком уровне состоит в том, что социальные системы — особенно общества, культуры, организации, группы и семьи — организованы и функционируют посредством ролей. Следовательно, роли динамически функционируют, чтобы структурировать взаимодействие участников, чтобы поддерживать, защищать, изменять, обновлять или продвигать цель социальных систем. Таким образом, роли становятся основным связующим звеном между социальной системой и индивидуумом и предназначены для того, чтобы сообщать ожидания большего интереса конкретному действующему лицу. Таким образом, роли можно рассматривать как незаменимые механизмы, воплощающие ценности социальной системы.

Общества и стазис. Одним из первых применений ролевой теории в социальных науках было предположение о том, что общества, как и организмы, имеют дифференцированные части, которые функционируют взаимозависимо, чтобы обеспечить функционирование целого. В любом данном обществе эти части будут включать такие институты, как государство или церковь, каждый из которых выполняет определенные обязанности, отражающие приоритеты этого общества. Однако институты сами по себе не выполняют эту роль. Для достижения своих целей институты передают эту ответственность индивидуумам посредством социализации и внедрения, которые, в свою очередь, несут ответственность за их реализацию. Таким образом, роли становятся основной теоретической конструкцией для объяснения социальная стабильность . То есть роли функционируют способом, способствующим социальному порядку и застою. Термин «функция» здесь важен, так как функционализм — это название, данное основной научной школе того времени (Parsons 1951).

Главной заботой функционализма было то, как общества определяли, проектировали, сообщали и навязывали роли. Эта озабоченность подняла ряд вопросов, занимавших социологическую ролевую теорию, таких как: какие стороны определяют роль, обоснование привилегий или статуса, присвоенных данным ролям, механизмы, с помощью которых социальная система внедряет роли, и как обеспечить роль точно разыграна (см. Биддл 1986).

Культура и перемены. Теория ролей нашла свое применение в изучении культур прежде всего благодаря антропологии. Здесь ярко проявляется драматический, театральный колорит ролей. Суть в том, что во всех культурах есть формы ритуалов, церемоний и зрелищ, которые включают в себя символические социальные роли, которые, в свою очередь, играют важнейшие социальные функции. В отличие от социологов, которые рассматривают такие институты и предписанные им роли как поддержание застоя и порядка, антропологи, особенно Виктор Тернер (1986), утверждают, что целью такой социальной драмы является изменение . В частности, Тернер утверждает, что всякий раз, когда люди действуют в соответствии с социальными сценариями (т. Е. Ролями), существует возможность «лиминальности»: временной и обстоятельственной фиксации, когда люди отходят от запрещенных моделей и инициируют новые. Сама идея ролей состоит в том, чтобы инициировать или генерировать новизну и творчество, выходя за пределы того, что ожидается, и, таким образом, придавая новый смысл динамике, представленной в социальной драме. Именно противоречие между нормами и ожиданиями и подразумеваемой ими стабильностью по сравнению с необходимостью изменений ради выживания стимулирует смену ролей, которая рассматривается как двигатель культурного развития.

Организации и производительность. В то время как акцент делается соответственно на стабильности или изменении, когда общество или культура являются феноменом в центре внимания, когда в центре внимания находятся организации, акцент делается непосредственно на производительности (обычно операционализированной как производительность, или разница между входами и выходами, или затратами). и прибыль). Теория ролей находит свое применение в управлении на макроуровне благодаря исследованиям, связанным с организационным дизайном. Основная проблема заключается в том, чтобы правильно организовать организацию для оптимальной работы, которая представляет собой структуру, посредством которой осуществляется управление организацией. Принципы, связанные с организационным дизайном, включают дифференциацию, интеграцию, централизацию, сложность и формализацию. Но ключевым элементом возведения структуры является формальное определение ролей, которые должны играть организационные субъекты (см. зал 19).91).

Роли, которые люди берут на себя в организациях, обычно назначаются на основе знаний и предыдущего опыта. То есть человек специально обучен или имеет опыт выполнения соответствующих обязанностей; он или она готовы исполнить роль. Но помимо обладания необходимыми навыками, организационные роли предназначены для того, чтобы помещать людей в определенную структуру организации. Это достигается главным образом с помощью двух формальных механизмов и одного неформального механизма. Во-первых, это должностная инструкция, которая представляет собой подробную документацию со всеми обязанностями и обязанностями. Таким образом, должностная инструкция эффективно формулирует ожидания и устанавливает строгие поведенческие границы. Во-вторых, отношения отчетности, которые описывают иерархический порядок организации и, таким образом, диктуют каналы для утверждения и коммуникации. Третий и неформальный механизм, которым руководствуется индивидуальное поведение, — это организационная культура. В данном случае под культурой понимается климат организации, а также ее негласные нравы и традиции.

С точки зрения исследований в области организационного дизайна вопрос заключается в взаимосвязи между структурой и эффективностью. Например, исследования показывают, что в отраслях с высокой скоростью изменений более свободная структура с меньшим количеством спецификаций должностных инструкций и более открытыми каналами коммуникации, как правило, работает лучше. Достаточно сказать, что нигде роли не сообщаются, не отслеживаются и не контролируются более формально, чем в управлении эффективностью фирмы.

Группы и функции. Еще одна область исследования, в которой важную роль играют ролевые концепции, — это группы. Определяемые как два или более взаимозависимых человека, которые объединились для достижения цели, группы могут включать формальные рабочие группы, дружеские группы и даже семьи (хотя семейные отношения часто рассматриваются как независимая, самостоятельная область исследования). Концептуальные элементы группового исследования принципиально не отличаются от элементов, используемых при изучении обществ, культур или организаций. То есть для достижения своей цели — будь то выполнение организационно поставленной задачи или товарищество — члены группы должны действовать взаимодополняющим образом. Это 9Таким образом, 0055 функционирование обычно организовано вокруг ролей, которые назначаются или берут на себя участники.

Ролевые концепции, наиболее часто используемые в групповых исследованиях, включают ролевую идентичность (установки и поведение, соответствующие роли), ролевое восприятие (взгляд человека на то, как вести себя в данной ситуации), ролевые ожидания (убеждения других о том, как следует себя вести). действовать в данной ситуации) и ролевой конфликт (противоречие двух ролевых ожиданий). Затем эти концепции используются для прогнозирования различных групповых динамики, таких как соответствие, статусные отношения и сплоченность, а также результатов, таких как производительность, удовлетворенность, креативность и эффективность (обзор см. в Goodman et al. 19).87).


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛИЦА

При изучении обществ, культур, организаций или групп роли разыгрываются отдельными людьми. Термин «разыграл» здесь важен, поскольку он противоречит театральным, драматургическим корням теории ролей (Зиммель, 1920). Морено (1934), например, подчеркивал важность ролевой игры как естественного акта детей в познании себя и своего мира, а также важной помощи как в обучении, так и в терапии. Возможно, самым запоминающимся предложением является мощный театральный анализ Гоффмана (1959). Основная посылка Гоффмана, мало чем отличающаяся от шекспировского «весь мир — сцена», состоит в том, что все человеческое поведение разыгрывается с некоторым допуском на природу или тип аудитории. Несмотря на разную степень своих теоретических обязательств, эти мыслители подчеркивают центральное место, которое занимает метафора сценической игры в теории ролей, особенно в качестве пояснительной и иллюстративной помощи в понимании индивидуального поведения.

Идентичность и взаимодействие. Нет никаких сомнений в том, что на индивидуальную идентичность — самовосприятие и личность человека — влияет общество, в котором живут люди, семья, в которой они родились, сообщество, в котором они выросли, и люди, с которыми они ассоциируются. Идентичность, безусловно, представляет собой сложное, переплетенное взаимодействие человека и его или ее ситуации. И то, что роли оказывают сильное влияние на индивидуальную идентичность, в равной степени очевидно и в описаниях индивидами самих себя, которые неизменно включают роли (например, дочь, муж, студент, юрист). Таким образом, люди проявляют заметную склонность понимать себя через роли, которые они взяли на себя.

Изучение ролей в формировании идентичности было в значительной степени инициировано школой мысли, известной как символический интеракционизм . Согласно этой точке зрения, идентичность развивается через динамический процесс коммуникативного общества. Здесь общество не является статичной структурой, которая диктует роли и, следовательно, идентичность. Скорее, это построено через взаимодействие, тяжелое в символической коммуникации. Таким образом, общество постоянно формируется и реформируется посредством взаимного влияния индивидов с учетом характеристик друг друга и символических значений, возникающих при их взаимодействии. Соответственно, ни общество, ни индивидуум онтологически не предшествуют другому.

Традиционная ролевая теория (особенно та, которая использует социальные системы как уровень анализа) и символический интеракционизм расходятся в отношении приоритета отношений между обществом, индивидуумами и ролями. Традиционная ролевая теория предполагает, что роли определяются обществом, которое, в свою очередь, логически определяет идентичность. С другой стороны, символический интеракционизм рассматривает роли как возникающие из символической коммуникации во взаимных отношениях между обществом и личностью. Здесь людям приписывают активность, креативность, осознанность и волевой характер.

Символический интеракционизм основан на философии американских прагматиков (например, У. Джеймса, Дж. Дьюи и К. С. Пирса) и последующих социологов, таких как Г. Х. Мид, Ч. Х. Кули и Э. Гоффман. Основная предпосылка состоит в том, что самость возникает посредством символических взаимодействий с социально признанными категориями и ролями, которые соответствуют этим категориям. Поскольку роли возникают в отношениях с другими людьми и обществом, то же самое происходит и с личностью. «Я» — это то, как люди понимают себя по отношению к другим (см. Stryker and Statham 19).85).

Практический вывод из этого состоит в том, что то, как люди думают о себе, в значительной степени зависит от социальных ролей, которые они играют. Это прекрасно подмечено У.Джеймсом: «Многие юноши, достаточно скромные перед своими родителями и учителями, ругаются и чванятся, как пират, среди своих крутых молодых друзей» (1890, с. 294). Также имплицитным является утверждение Джеймса о том, что у людей много самостей и множество социальных идентичностей: «у человека столько же социальных самостей, сколько есть индивидуумов, которые узнают его и несут в своем уме его образ» (189).0, с. 294). Таким образом, можно сказать, что у людей есть много связанных самостей, а не одна объединенная самость.

Активная и эмерджентная природа самости и идентичности указывает на работу тех, кто придерживается традиции символического интеракционизма. Люди выбирают себя, на которых можно претендовать, и отказываются от других, которые не оказались адаптивными или не получили положительной обратной связи. Таким образом, самооценка напрямую связана с выбором себя, поддерживать или отвергать. Кроме того, роли и личности не просто навязываются индивидуумам, а доступные варианты открывают возможность для исследования возможных личностей. В недавних работах, основанных на формулировках Джеймса, современных теориях эволюции и перформативной динамике, была предложена модель исследования и конструирования возможных самостей (Бейли и Форд, 1994; Йост и др. , 1992).

Познание и схематическая обработка. Роли влияют на индивидуальное восприятие, определения и суждения о людях, событиях и причинно-следственных отношениях посредством схематической обработки . Схема — это высокоупорядоченная когнитивная структура, состоящая из знаний, убеждений и чувств о людях, объектах и ​​событиях. Таким образом, схемы — это ментальные рамки, когерентно организующие память и ассоциации, которые, в свою очередь, облегчают эффективную обработку информации. Хотя существует много типов схем, таких как схемы событий (например, сценарий, которому люди следуют, обедая в ресторане) или схемы личности (например, знания, чувства и ожидания, которые человек имеет в отношении другого), ролевые схемы — это те, которые организовать правильные модели поведения в соответствии с положением или ситуацией.

Понятие ролевой схемы является центральным в ролевой конструкции, поскольку роли являются поведенческими ориентирами. С когнитивной точки зрения вопрос заключается в том, как ролевые схемы влияют на индивидуальную обработку информации. Это влияние происходит в обоих направлениях; то есть как наблюдатель и как актер . Исследования показывают, что при наблюдении за другим активация ролевой схемы влияет на внимание, память и атрибуцию. Например, наблюдая за пожилым человеком, люди склонны замечать, вспоминать и давать причинно-следственные объяснения, которые согласуются с возрастной ролевой схемой (например, пожилой джентльмен сморщил нос, потому что не одобрял громкую музыку). Таким образом, ролевые схемы предоставляют наблюдателям сильно взаимосвязанную сеть информации, с помощью которой они могут классифицировать и, таким образом, интерпретировать поведение других. Конечно, в качестве средства для понимания других ролевые схемы жертвуют точностью ради эффективности, как в случае со стереотипами. Как актер, ролевые схемы относятся к мысленным представлениям ожиданий, связанных с ролью. Точно так же люди получают доступ к информации и обрабатывают ее быстрее, когда она связана с ролью, которую они занимают в данный момент (см. Fiske and Taylor 19).91).

Переход и изменение. Исследования смены ролей признают, что люди развиваются и переходят от одной роли к другой в течение жизни. Следовательно, ролевой переход относится к переходу от одной роли к другой и, в частности, к тому, как люди адаптируются к переходу. Например, повышение от штатного программиста до супервайзера проекта требует изучения новых обязанностей и ожиданий, а также изменения отношения к другим. То же самое относится и к переходу от сына или дочери к родителю, от ученика к работнику и от ребенка к взрослому. Таким образом, такие ролевые переходы заставляют людей переосмыслить свое представление о себе, своих отношениях с другими, а также свои мнения и отношения к объектам и событиям, относящимся к предметной области. Смена ролей изучалась в сфере управления с упором на то, как облегчить переход с целью повышения производительности, а также в области психологического консультирования с акцентом на смягчение эмоционального стресса, который часто сопровождает такие периоды адаптации.

Изменение роли можно определить как изменение в согласованном понимании поведенческих паттернов установленной роли. Это не переход от одной роли к другой, а скорее изменение ожиданий и границ устоявшейся роли. Здесь предполагается, что роли не являются статичными сущностями, а должны развиваться , чтобы адекватно отвечать требованиям культурной среды, экономическим условиям или социальной ситуации (см. Turner 1990).

Существует три основных способа смены ролей. Во-первых, роли могут меняться в соответствии с изменением социальных приоритетов или культурных моделей. Например, гендерные роли претерпели значительные изменения, поскольку отношение к равным правам, доступу к карьерным возможностям и традиционным обязательствам было пересмотрено и изменено в обществе. Во-вторых, роли могут меняться из-за формальных указаний властей. Например, должностные обязанности могут быть расширены количественно (например, надзор за большим количеством людей) или количественно (например, задействуя совершенно другой набор навыков). В-третьих, и, пожалуй, самое интересное, роль может менять человек, исполняющий роль. Например, люди могут из-за личных предпочтений или отношения переопределить роль «директора», чтобы меньше заниматься планированием и контролем, а больше — наставничеством и руководством.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теория ролей прошла полный круг. Ранние формулировки, особенно Парсонса (1951), Морено (1934) и Гоффмана (1959), в последнее время получили широкое распространение. Например, функционализм оказался полезным в качестве аналитической основы для описания изменений в зарождающихся демократиях. Акцент Морено на ролевых играх нашел свое отражение в педагогике в форме классных упражнений для иллюстрации концепций и исполнительных семинаров для развития навыков, а также в качестве плодотворного метода терапевтического вмешательства. И зависимость Гоффмана от сценической игры повлияла на современные взгляды на идентичность и даже на методологию исследований. Это говорит о том, что теоретики ролей остро осознают свое теоретическое наследие и прародителей и готовы копаться в прошлом, чтобы лучше понять настоящее.

Роли меняются по мере изменения общих условий. Политические, экономические и технологические факторы особенно изменчивы, каждый по-своему меняет социальную систему, в которой живут люди, и то, как они понимают себя. Хотя теория ролей не так интенсивно исследовалась в последнее десятилетие — жертва академической моды — она продолжает обеспечивать интеллектуальную и структурную основу для различных областей социальных наук. Более того, поскольку конец двадцатого века отмечен изменениями не меньше, чем все остальное, социальные условия меняются с головокружительной скоростью. Никакая теоретическая конструкция не подходит для изучения влияния таких изменений на социальную систему и человека лучше, чем ролевая теория.


ссылки

Бейли, Дж. Р. и К. М. Форд, 1994 г. «О методах и метафорах: театр и самоисследование в лаборатории». Журнал прикладных наук о поведении 30:381–396.

Биддл, Б. Дж. 1986 «Последние разработки в теории ролей». В RH Turner and JF Short, eds. , Annual Review of Sociology , vol. 12. Пало-Альто, Калифорния: Ежегодные обзоры.

Фиске С. Т. и С. Э. Тейлор 1991 Социальное познание . Нью-Йорк: Рэндом Хаус.

Гоффман, Э. 1959 Представление себя в повседневной жизни . Нью-Йорк: Даблдей.

Гудман, П. С., Э. Равлин и М. Шминке 1987 «Понимание групп в организациях». В LL Cummings and BM Staw, eds., Research in Organizational Behavior . Гринвич, Коннектикут: JAI.

Холл, Р. Х. 1991 Организации: структуры, процессы и Результаты . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.

Джеймс, В. 1890 Основы психологии , том. 1. Нью-Йорк: Дувр.

Морено, Дж. Л. 1934 Кто выживет? Вашингтон, округ Колумбия: Издательство о нервных и психических расстройствах.

Парсонс, Т. 1951 Социальная система . Гленко, Иллинойс: Free Press.

Зиммель, Г. 1920 «Sur philosopie des schhauspielers». Логос 1: 339–362.

Страйкер, С.

Добавить комментарий