Откуда берутся комплексы: Откуда берутся комплексы

Откуда берутся комплексы

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • дети в семье
  • семейные отношения

Когда-то Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что все мы родом из детства. Именно в самом нежном возрасте закладываются многие установки, характер, а также жизненные сценарии, некоторые особенности поведения и, конечно же, комплексы, которые способны влиять на дальнейшую судьбу. Что же такое комплексы? Откуда они берутся? Что влияет на их формирование?

Комплексы – это искаженное восприятие себя, своих личностных качеств или физических особенностей Чаще всего комплексы формируются в детском возрасте, когда ребенок очень уязвим и не имеет необходимого жизненного опыта, сформированного критического мышления и способности противостоять намеренной или непроизвольной критике взрослого, который является авторитетом для ребенка.

Комплексы делятся на:

  • физические – относящиеся к нашему телу, его физическим особенностям: росту и весу, форме носа и ушей и другим внешним данным;

  • ​ ментальные – относящиеся к психологическому состоянию: комплекс жертвы, вины, неполноценности и подобные им.

Причины появления комплексов

Комплексы мы получаем от тех, кто нас воспитывает: родителей, дедушек и бабушек, воспитателей и т. д. Взрослые, конечно же, «из самых лучших побуждений», начинают критиковать ребенка, сравнивать его со сверстниками и прилюдно наказывать, порицать и стыдить и, сами того не зная, внушать детям неуверенность в себе и стыд за свое несовершенство. Но все хорошо знают пословицу про благие намерения. Все произносимые взрослыми фразы, интонации, само отношение к ребенку срабатывают в дальнейшем как установочная программа.

Ребенок до 6-7 лет воспринимает значимых для него взрослых как божеств. Поэтому каждое слово, даже сказанное случайно, в момент раздражения, воспринимается как истина. Например, фразы «У тебя ничего не получится…», «Ты плохой…», «Как всегда, ничего не умеешь…» способны сформировать комплекс неполноценности, как и сравнение своего ребенка с другими детьми: «Вот у соседки дочка отличница, а ты….».

Родители подобными фразами хотят мотивировать ребенка лучше учиться, хорошо себя вести или слушаться взрослых. На самом деле такое их поведение формирует у ребенка чувство ущербности, а также неспособность справляться с минимальными трудностями и чувство вины из-за того, что он не такой хороший, как остальные дети.

Демонстративная жертвенность родителей, особенно матерей («Я пожертвовала ради тебя здоровьем…» или, например, «Мне было плохо, когда ты получил двойку, но я все равно приготовила ужин для тебя…»), формирует комплекс вины.

Конечно же, не существует людей, которые полностью лишены комплексов. На это влияют не только родственники, но и окружающий ребенка социум, личный опыт и многие другие факторы.

Как бороться с детскими комплексами

Обязательно интересуйтесь делами своих детей, показывайте, насколько они значимы для вас, спрашивайте их мнение даже в решении «взрослых» вопросов. Например, при обустройстве комнаты можно поинтересоваться у ребенка, как лучше расставить мебель или куда повесить картину, можно обсудить меню на выходные. Приглашайте ребенка на семейные советы, особенно если он собирается для решения вопросов, связанных с сыном или дочкой.

Не запрещайте детям выражать свои эмоции. Ваша дочь или сын должны радоваться, переживать и сердиться, грустить, капризничать и бояться – это нормально, пусть даже иногда и выглядит излишне бурно.

Не давайте оценку личности. Можно оценить какой-либо поступок, но при этом важно, чтобы ребенок сам определил, насколько правильно он повел себя. Так он научится делать выводы, анализировать свои слова и поступки.

Не навязывайте эталоны поведения и гендерные стереотипы. Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми или эталонным образцом. Например, фраза «девочка должна быть аккуратной и опрятной…» – ваша дочка должна понимать, что быть аккуратной нужно именно ей, а не какой-то мифической девочке, с которой она начнет себя сравнивать.

Не стоит делать замечания, употребляя хорошо знакомую фразу: «ты же мальчик» или «ты же девочка».

Предоставляйте ребенку свободу выбора. Это формирует способность самостоятельно принимать решения, понимать последствия своего выбора, делает ребенка более решительным.

Учите принимать неудачи и поражения. Это неизбежный опыт, который очень важен для формирования полноценной личности. Ребенку важно сделать правильный вывод из сложившейся ситуации, чтобы в дальнейшем ее исправить.

Не завышайте «планку» достижений: не нужно ругать ребенка за четверку в дневнике или почетное третье место в соревнованиях.

Не проявляйте излишнюю строгость. Помните, что самыми закомплексованными становятся дети, родители которых слишком властные и строгие, подавляющие эмоциональность, непосредственность и любопытство.

Объясните, что менять себя под всех и каждого – это бессмысленно: сколько людей – столько и мнений.Любите ребенка таким, каким создала его природа, ведь любовь – самый действенный способ избавления от комплексов.

Светлана Совела

Могу ли я относиться к ребенку плохо?

Не слишком ли часто вы используете в воспитании метод кнута? Не слишком ли часто вы срываетесь на него? Может быть, вам стоит иногда проявлять больше мягкости? Пройдя тест, вы сможете определить, склонны ли плохо относиться к ребенку.

Пройти тест

Комплексы. Откуда они берутся и как с ними бороться? – POPCAKE

Комплексы одна из самых распространённых проблем в жизни человека. Чаще всего они формируются не только всамом детствено продолжают возникать в течение всей жизни, когда нам говорят, что мы делаем что-то не так. 

Каждый раз когда человек слышит, что он делает что-то не так, ему ставят в пример кого-то другого, кто делает лучше чем он, и говорят, что он какой-то не такой, и должен соответствовать чьему-то ведению или мнению — у человека формируются комплексы.

Он всё больше и больше закрывается и уходит от самого себя, от того какой он есть, начинает скрывать себя под разными «масками» и попытками «казаться другим».

Но на самом деле проблема комплексов лежит гораздо глубже чем детство. Она лежит в различных жёстких установках, основанных на убеждениях.

Например: 

Передающиеся из поколения в поколения в родовой системеустановки: нужно быть красивой везде и всегда, чтобы быть успешным нужно много и хорошо учиться, чтобы хорошо выйти замуж — нужно хорошо готовить… 

Здесь, что называется, выберите своё.

И когда человек не вмещается в эти жёсткие убеждения, не выполняет того, что там сказано — это трактуется другими людьми как несоответствие чему-то хорошему, и этот человек становится плохим и соответственно осуждается. И конечно на это всё у нас возникает ответная реакция под названием в виде комплексов. Комплекс неполноценности — «я не такой как все, а быть не таким как все — это плохо». 

Соответственно человек загоняется в рамки и перестаёт быть собой.  

Что же делать если у вас есть комплексы, как с ними бороться, что делать?

Здесь все максимально просто, но это займёт некоторое время, когда вам нужно направить свое внимание вашу проблему. Иногда этого будет достаточно, но иногда комплекс настолько глубокий, что вам потребуется помощь компетентного специалиста.

Итак, например, как убрать комплекс «я плохо выгляжу,когда я не накрашена». 

Попытайтесь вспомнить, когда у вас образовался этот комплекс в первый раз, когда вы заметили, что это так и начали постоянно краситься. Вспомните что было до этого, возможно вам сказала об этом подруга, возможно вам сказала об этом молодой человек, а теперь самое главное: например это сказала вам подруга: подумайте почему она так сделала, почему она так сказала, вспомните её эмоции в тот момент, вспомните какие у вас были с ней  отношения на тот момент: возможно все гораздо проще чем вам кажется, возможно она вам завидовала и пыталасьсамоутвердиться за ваш счёт. И как только вы поймёте в чем причина, и откуда взялось ваше стремление постоянно соответствовать, вопрос разрешится сам по себе внутри.

Но, как я уже говорила, встречаются конечно и более глубокие моменты, которые самостоятельно вы решить не сможете, и это абсолютно нормально. В таком случае если вы попытались, но у вас не получилось, не переживайте. В этом случае вы можете обратиться к компетентному специалисту помогающей профессии, который поможет вам найти точку истока вашего комплекса, в самом прекрасном случае убрать её, чтобы вы могли раскрыться наслаждаться жизнью и с собой в полной мере и быть счастливы «и с макияжем и без»!

Не бойтесь работать над собой и обращаться в случае необходимости к специалистам – это поможет вам раскрываться и реализоваться. Гораздо хуже, когда вы застреваете в рамках чьих-то ожиданий, чужих мнений и своих комплексах.

Чем меньше у вас комплексов – тем больше у вас свободы быть собой, быть естественным, раскрытым, а значит быть в счастье, радости и ресурсе!

Как комплексы создают архетипическую реальность в детстве [Юнг]

Об этой серии:  В течение следующих нескольких недель мы будем обсуждать работу Карла Юнга в этом блоге и роль, которую его работа играет в гипнотерапии. Сегодняшний пост о том, как комплексы организуются в кластеры, которые становятся способом для детей (а позднее и для взрослых) смотреть на мир в поверхностной, архетипической манере.

Комплексы являются основными строительными единицами психологической реальности и, таким образом, являются просто нормальными частями разума. Наши комплексы позволяют нам выполнять многозадачность в повседневной деятельности и действовать на «автопилоте», не обращая внимания на каждый раздражитель окружающей среды. Они формируются, когда сильный эмоциональный опыт или тот, который повторяется много раз, создает структуру ума. Полученный паттерн носит поведенческий характер (привычки), а также состоит из убеждений и ожиданий. Определяющей характеристикой комплексов является то, что они имеют тенденцию быть биполярными или состоять из двух противоположных частей.[i] , [ii]

Обычно при активации комплекса одна часть биполярного комплекса присоединяется к бодрствующему эго, а другая часть отщепляется и отторгается. Это часто проецируется на кого-то другого. Эта биполярность комплекса ведет к бесконечному конфликту с иллюзорным другим. И человек может идентифицировать себя в разное время с тем или иным полюсом спектра. Например, при типичном негативном отцовском комплексе мятежный сын неизбежно сталкивается с авторитарным отцом в каждом учителе, полицейском или начальнике, на которых он проецирует свой негативный образ отца. Тем не менее, когда он играет роль отца или авторитета, он, кажется, всегда сталкивается с мятежным сыном, на которого он спроецировал эту роль. Комплексы зарождаются в незрелой психике маленького ребенка, а потому несут в себе упрощенную определенность черно-белого мировоззрения, в котором возможны только две позиции.

Когда комплекс активируется каким-либо событием, которое резонирует с ним, он вмешивается, чтобы помочь или защитить эго-образ себя, что приводит к ослаблению высших функций сознания и к склонности самого комплекса брать верх над эго-идентичность. Можно в какой-то момент невинно играть со своим малышом, а при возникновении чрезвычайной ситуации мгновенно переключиться на высокодееспособное взрослое эго-идентичность. Однако некоторые комплексы плохо интегрированы в бодрствующее сознание и вместо этого связаны со скрытой тенью. При активации они могут быть более требовательными и пытаться вторгнуться и узурпировать сознательную эго-идентичность. Они даже способны «владеть» индивидуумом, по терминологии Юнга.[iii]

Юнг использовал термин архетип для описания глубокой тенденции организовывать опыт определенным образом, связанным с универсальными человеческими представлениями. Он сравнил архетипы с импринтингом в поведении животных: после рождения (или вылупления из яйца) существует критически важный период времени, когда новорожденный врожденно запрограммирован следовать за любым доступным объектом как за своей матерью. Утки могут запечатлеться на человеке или собаке, если наседка увезена и недоступна. Утенки теперь хотят следовать за тем, что они запечатлели как «мать», они хотят быть рядом с этим и проявлять тревогу в его отсутствие. Инстинкт работает.

Похожим образом люди врожденно запрограммированы реагировать на милых младенцев и закаты, на безбрежность океанов и свирепость лесного пожара, на вдохновляющую фигуру героя и очарование силы. Каждый из них действует как архетип в человеке, которого он касается. Архетипы для души то же, что инстинкт для физического существования.

В каждом комплексе есть архетипическое ядро, так что личный опыт ребенка оборачивается мощными универсальными образами. Героев начинают считать супергероями, а злодеев — суперзлодеями. Власть можно охарактеризовать как защищающую и любящую или угрожающую и опасную. «Архетипы подобны руслам рек, которые пересыхают, когда вода покидает их, но которые она может найти снова в любое время. Архетип подобен старому водотоку, по которому веками текла вода жизни, прорывая себе глубокое русло. Чем дольше она текла по этому руслу, тем больше вероятность того, что рано или поздно вода вернется в свое старое русло».[iv] По другой аналогии, предложенной Джеймсом А. Холлом, архетипы подобны магнитным полям, не имеющим видимого проявления. содержащиеся в себе, но оказывающие сильное влияние на расположение любого намагничиваемого материала под действием своих полей. [v] “. . . архетипы, так сказать, подобны многим маленьким аппетитам в нас, и если с течением времени им нечего есть, они начинают урчать и все переворачивать».[vi]

Комплексы — это разрозненные части разума с архетипом в основе, объединяющие кластеры воспоминаний в бессознательную группу, которая отделена от остального ментального функционирования и служит как здоровым, так и патологическим целям.[vii] Наши комплексы созданы. чтобы позволить нам быть многофункциональными, действовать на автопилоте и обеспечить прикрытие и отрицание эго, которое хочет казаться невиновным. «Юнг считал, что, каковы бы ни были его корни в предыдущем опыте, невроз состоит из отказа — или неспособности — здесь и сейчас переносить законное страдание. Вместо этого это болезненное чувство или какое-то его представление отделяется от осознания, и изначальная целостность — изначальное Я — нарушается. . . . Это расщепление — нормальная часть жизни. Первоначальная целостность должна быть нарушена, и она становится патологической или диагностируемой как болезнь только тогда, когда расщепление комплексов становится слишком широким и глубоким, а конфликт слишком интенсивным». [viii]

Активное воображение, работа со сновидениями, психодрама и гипноз — все это примеры измененного состояния сознания, которое обеспечивает одновременный или ритмичный доступ к бессознательному, колебание тождества между бодрствующим эго и воображаемым эго. Этот доступ дает решающее преимущество в выявлении и работе с комплексами в психике. Эго сновидения, или воображаемое эго в гипнотерапии или активном воображении, не отождествляется с комплексом комплексов, которые являются действительной структурой бодрствующего эго, которое должно их содержать и опосредовать. Этим объясняется нейтральная точка зрения, доступная сновидящему или воображаемому эго по отношению к бодрствующему эго. Эго измененного состояния менее защищено и более слабо отождествляется с историческим образом себя. Существует естественная подвижность при входе в различные комплексы и выходе из них, а также при опознании отношений между ними. Феномен самогипноза фокусирует внимание на этой текучести, когда активное эго и реципиент или пассивное эго взаимодействуют друг с другом.

Заключение

Из уникального подхода Юнга к гипнотерапии можно многому научиться. Если вы хотите остаться подписанным на эту серию и не пропустить обновления, просто введите свой адрес электронной почты в правом верхнем углу (если вы просматриваете это на своем компьютере) или конец этого сообщения (если вы читаете это на своем мобильном телефоне). телефон). Подписавшись, вы можете быть уверены, что не пропустите ни одного обновления этой серии.

Конечно, если вы хотите пойти по его стопам и включить гипнотерапию в свою практику, у нас есть для этого курс обучения и сертификации. Просто нажмите на баннер ниже, чтобы загрузить руководство по курсу.

Ссылки

Hall, JA (1989). Гипноз: взгляд Юнга . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

Хартман, Д., и Зимберофф, Д. (2012). Ослабленное травмой эго ищет телохранителя. Журнал терапии, ориентированной на сердце, 15 (1), 27–71.

Юнг, К.Г. (1955). «Вотан», «Переходная цивилизация», Собрание сочинений, том. 10 . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

Юнг, К.Г. (1978). CG Jung Speaking , W. McGuire (Ed.). Темза и Гудзон, Лондон: Пикадор.

Нокс, Дж. (2004). Аспекты развития аналитической психологии: новые перспективы когнитивной нейробиологии и теории привязанности — модель разума Юнга. В J. Cambray & L. Carter (Eds.), Analytical Psychology , 56-82. Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж.

Перри, Дж. В. (1970). Эмоции и объектные отношения. Журнал аналитической психологии , 15(1), 1-12.

Санднер, Д. Ф., и Биби, Дж. (1984). Психопатология и анализ. В М. Штейн (ред.), Юнгианский анализ . Боулдер, Колорадо и Лондон: Шамбала.

[i] Perry, 1970

[ii] Hall, 1989

[iii] Hartman & Zimberoff, 2012

[iv] Юнг, 1955, с. 189

[v] Холл, 1989, с. 43

[vi] Юнг, 1978, с. 358

[vii] Нокс, 2004, с. 57

[viii] Sandner & Beebe, 1984, с. 298

Говоря о Юнге – Комплексы

К. Г. Юнг, «Тавистокские лекции», лекция III:

[148] Комплекс есть нагромождение ассоциаций, своего рода картина более или менее сложного психологического характера, иногда травматического характера, иногда просто болезненного и высоконастроенного характера. Все, что находится в сильном тонусе, довольно сложно обрабатывается. Если, например, что-то для меня очень важно, я начинаю колебаться, когда пытаюсь это сделать, и вы, вероятно, замечали, что, когда вы задаете мне трудные вопросы, я не могу сразу на них ответить, потому что тема важная, а у меня много времени. время реакции. Я начинаю заикаться, а память не дает нужного материала. Такие нарушения являются сложными нарушениями, даже если то, что я говорю, не исходит из моего личного комплекса. Это просто важное дело, и с тем, что имеет интенсивный чувственный тон, трудно справиться, потому что такое содержание так или иначе связано с физиологическими реакциями, с процессами сердца, тонусом сосудов, состоянием кишечника, дыхания и иннервации кожи. Всякий раз, когда есть высокий тонус, это точно так же, как если бы этот конкретный комплекс имел собственное тело, как если бы он был в определенной степени локализован в моем теле, и это делает его громоздким, потому что то, что раздражает мое тело, не может быть легко вытолкнуто. прочь, потому что он уходит своими корнями в мое тело и начинает дергать мои нервы. То, что имеет низкий тонус и небольшую эмоциональную ценность, можно легко отбросить, потому что оно не имеет корней. Он не прилипает и не клейкий.

[149] Дамы и господа, это подводит меня к очень важному факту: комплекс с заданным напряжением или энергией имеет тенденцию формировать из себя маленькую личность. У него есть своего рода тело, определенная доля собственной физиологии. Это может расстроить желудок. Он нарушает дыхание, беспокоит сердце — короче говоря, он ведет себя как частичная личность. Например, когда вы хотите что-то сказать или сделать и, к сожалению, комплекс мешает этому намерению, то вы говорите или делаете не то, что намеревались. Вас просто прерывают, и ваше лучшее намерение расстраивается комплексом, точно так же, как если бы вам помешал человек или обстоятельства извне. В этих условиях мы действительно вынуждены говорить о тенденциях комплексов действовать так, как будто они характеризуются известной силой воли. Когда вы говорите о силе воли, вы, естественно, спрашиваете об эго. Где же тогда эго, принадлежащее силе воли комплексов? Мы знаем наш собственный эго-комплекс, который, как предполагается, полностью владеет телом. Это не так, но давайте предположим, что это центр, полностью владеющий телом, что есть фокус, который мы называем эго, и что эго имеет волю и может что-то делать со своими компонентами. Эго также представляет собой скопление высоко тонированных содержаний, так что в принципе нет никакой разницы между эго-комплексом и любым другим комплексом.

[150] Поскольку комплексы обладают определенной силой воли, своего рода эго, мы обнаруживаем, что в шизофреническом состоянии они освобождаются от сознательного контроля до такой степени, что становятся видимыми и слышимыми. Они появляются как видения, они говорят голосами, подобными голосам определенных людей. Это олицетворение комплексов само по себе не обязательно является патологическим состоянием. В сновидениях, например, наши комплексы часто проявляются в персонифицированной форме. И можно тренироваться до такой степени, что они становятся видимыми или слышимыми и в состоянии бодрствования. Частью определенного занятия йогой является расщепление сознания на его составляющие, каждая из которых предстает как конкретная личность. В психологии нашего бессознательного есть типичные фигуры, которые живут определенной жизнью.

[151] Все это объясняется тем, что так называемое единство сознания есть иллюзия. Это действительно мечта-желание. Нам нравится думать, что мы едины; но мы не, наиболее решительно нет. Мы на самом деле не хозяева в своем доме. Нам нравится верить в нашу силу воли, в нашу энергию и в то, что мы можем сделать; но когда дело доходит до настоящего выяснения отношений, мы обнаруживаем, что можем это сделать лишь до известной степени, потому что нам мешают эти черти-комплексы. Комплексы — это автономные группы ассоциаций, которые имеют тенденцию двигаться сами по себе, жить своей жизнью независимо от наших намерений. Я считаю, что наше личное бессознательное, как и коллективное бессознательное, состоит из неопределенного, потому что неизвестного, количества комплексов или фрагментарных личностей.

[152] Эта идея многое объясняет. Это объясняет, например, тот простой факт, что поэт обладает способностью драматизировать и персонифицировать содержание своих мыслей. Когда он создает персонаж на сцене, в своей поэме, драме или романе, он думает, что это всего лишь продукт его воображения, но этот характер каким-то тайным образом создал себя сам. Любой романист или писатель будет отрицать, что эти персонажи имеют психологическое значение, но на самом деле вы не хуже меня знаете, что оно у них есть. Поэтому вы можете читать мысли писателя, когда изучаете персонажей, которых он создает.

[153] Таким образом, комплексы являются частичными или фрагментарными личностями.

Добавить комментарий