52. Темперамент и характер – сущность сходства и различия двух понятий.
Характер — это совокупность установленных индивидуальных особенностей личностей,складывающейся и проявляющийся в деятельности и общении,обуславливает типичные для личности способы поведения
Темперамент – характеристика индивидуальных особенностей личности с точки зрения динамических особенностей его психической деятельности
Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.
Основные отличия характера от темперамента состоят в следующем:
— Темперамент человека является врожденным, а характер — приобретенным.
— Темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а его характер — социальной средой, в которой человек живет и развивается. В различных социальных условиях у людей формируются разные типы характеров, в то время как о типах темперамента этого сказать нельзя.
— Темперамент человека определяет только динамические особенности его психики и поведения, в то время как характер — реальное ценностное, моральное и другое содержание его поступков.
— Типы и свойства темперамента не оцениваются в ценностных терминах, в то время как типы и черты характера поддаются такой оценке. О темпераменте человека нельзя, например, сказать, что он хороший или плохой, в то время как к оценке характера такие определения вполне подходят.
— Применительно к описанию темперамента человека пользуются термином «свойства», в то время как по отношению к характеру — термином « черты ».
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые определяют его готовность к овладению конкретной деятельностью и успешному ее выполнению.
Признаки определения способностей. Под способностями понимаются психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Никто не станет говорить о способностях тогда, когда речь идет о свойствах, в отношении которых все равны. Способности – не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые связаны с успешностью выполнения деятельности или многих деятельностей. Способности не сводятся к умениям, навыкам, знаниям человека, которые у него выработаны в течение жизни и деятельности (Б.
Способности и задатки. У каждого человека при рождении формируются конкретные предпосылки для становления способностей – задатки. Задатки – это анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей.
Задатки не специфичны, по отношению к какой-либо деятельности они многозначны. На основе одних и тех же задатков могут формироваться различные способности в зависимости от характера требований деятельности. Например, человек, обладающий музыкальным слухом, может стать певцом, дирижером, педагогом музыки и др. Вместе с тем нельзя считать, что влияние задатков совсем нейтрально по отношению к будущим способностям. Так особенности слухового анализатора скажутся именно на способностях, требующих участия именно этого анализатора.
Задатки многозначны, т. е. на основе одних и тех же задатков могут развиться разнообразные способности. Например, такой задаток, как подвижная нервная система, обязательно станет основой для формирования способностей в той деятельности, где необходима быстрая реакция на смену ситуаций, изменение темпа и ритма работы.
Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные. Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды.
Общие элементарные способности – это способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности. К ним относятся основные формы психического отражения: способности ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить, воображать, принимать и осуществлять решения. Каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее психическое действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мнемическое, мыслительное, волевое. Оно в результате упражнений может стать соответствующим навыком.
Специальные элементарные способности – это способности предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.
Например. Глазомер – это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество зрительного восприятия. Музыкальный слух – это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух – это один из компонентов музыкальных способностей. Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.
Общие сложные способности – это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.
Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях, называется одаренностью.
По уровню развития способностей выделяют одаренность, талант, гениальность.
Одаренность – совокупность общих и специальных способностей, которая
обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области.
Высокую степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, сопровождающихся достижениями наиболее высоких результатов, называют талантом. Талант человека, направляясь выраженной потребностью в творчестве, всегда отражает определенные общечеловеческие запросы.
Гениальность – это высшая степень развития способностей, делающий человека незаурядной и выдающейся личностью во многих областя х. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение.
Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности личности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности. Ученые подсчитали, что за всю историю человечества гениальных людей было всего около 400. Среди них, например М. В. Ломоносов, Леонардо да Винчи и др.
Развитие способностей. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Так, в период с рождения до 5 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, особенно рук, что является условием для развития общих способностей.
Характер и темперамент: что такое, типы и чем отличаются
Время на чтение 18 минут
Содержание- Что такое темперамент
- Типы темперамента
- Сангвиник
- Флегматик
- Холерик
- Меланхолик
- Что такое характер
- Отличия характера и темперамента
- Связь характера и темперамента
- Как изменить характер
Здравствуйте, друзья! Сегодня хочу рассказать о двух понятиях, которые часто путают: характер и темперамент. Забегая вперед, сообщу: несмотря на схожесть, характер и темперамент — вещи разные. Предлагаю раз и навсегда поставить точку в этом вопросе, к тому же это важный момент в психологии отношений. Разобравшись в этих понятиях, вы проще определите совместимость с партнером, найдете общий язык с детьми или коллегами. Да и просто интересно, в конце концов!
Определи свой темперамент! Пройди тест:
- Личностный опросник Айзенка. Вариант А
- Личностный опросник Айзенка. Вариант Б
Что такое темперамент
Термин происходит от латинского temperamentum — «соразмерность», «надлежащее соотношение частей». Впервые о темпераменте заговорил еще «отец медицины» Гиппократ в III-IV веках до нашей эры. Именно он впервые сформулировал четыре типа темпераментов, которые дошли до нас практически в неизменном виде: это сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.
Так что же это за «соразмерность» и «сочетание частей» по Гиппократу? Древнегреческий ученый считал, что в человеческом организме есть четыре основные жидкости или сока: кровь, желчь, слизь и черная желчь. Именно они и их сочетания и определяют темперамент. По Гиппократу это выглядело так:
- в организме сангвиника преобладает кровь;
- в теле холерика больше всего желчи;
- темперамент флегматика определяет большое количество слизи;
- у меланхолика больше всего черной желчи.
Часть моих читателей наверняка улыбнулась: какая еще слизь и черная желчь? Разумеется, современная наука давно отошла от таких понятий.
Впервые о темпераменте заговорил еще «отец медицины» Гиппократ
Сейчас темперамент — тип высшей нервной деятельности. Он определяет скорость реакций нервной системы человека. Мало кто знает, но типы нервной деятельности определил русский ученый Иван Петрович Павлов в ходе знаменитых экспериментов с условными рефлексами. Это где собакам приносили еду после того, как загоралась лампочка.
Ученый заменил кровь, слизь и желчь на другие понятия: сила, уравновешенность и подвижность нервной системы. Сочетания этих качеств и определяет темперамент человека.
Немного упрощу, а заодно и резюмирую вышесказанное.
Итак, темперамент — некий ритм вашего взаимодействия с внешними раздражителями. Он зависит от силы, уравновешенности и подвижности нервной системы.
А теперь перейду непосредственно к описанию типов темперамента.
Типы темперамента
Павлов не стал изобретать велосипед и оставил терминологию Гиппократа без изменений. К тому же, выделенные Павловым типы нервных систем полностью совпадали с типами темпераментов.
Сангвиник
В этом типе темперамента сочетаются все качества: и сила, и подвижность, и уравновешенность. Павлов еще называл такой темперамент «живым». Такие люди всегда веселы, общительны, эмоционально устойчивы. Легко сходятся с другими людьми. Устойчивы к стрессам, которые практически не могут выбить их из колеи.
Флегматик
И.П. Павлов называл такой тип «спокойным». Его нервная система сильна и уравновешена, но при этом инертна. Отсюда медлительность — флегма. Такие люди спокойны и уравновешены, но медлительны, не любят менять привычную обстановку. Он тяжело перестраивается, с трудом переключается с задачи на задачу.
Холерик
Тоже сильный тип, но с преобладанием возбуждения. Реакции быстрые, молниеносные. Холерик эффективно работает только на подъеме, а как только запал пропадает, он теряет к делу всякий интерес. Про таких говорят, что они легко загораются и так же быстро остывают. А еще сначала говорят, а только потом думают. Они резки и вспыльчивы — эмоции часто берут верх над разумом.
Меланхолик
Слабый тип: сила, подвижность и уравновешенность — все на минималках. Реакции нервной системы замедленные, так же как и психические процессы. Комфортно чувствуют себя только в пределах зоны комфорта и привычной обстановке. Быстро утомляются. Зато замедленность реакций компенсируется их глубиной переживаний. Меланхолики с трудом идут на контакт, стесняются, теряются в незнакомой обстановке.
Важный момент: ни один из типов темперамента не встречается в чистом виде. В любом из нас есть преобладающий тип, но в него вплетены и все остальные, в различных пропорциях. Нет ни одного одинакового темперамента.
По разным данным, среди людей больше всего холериков, их примерно 35%. За ними идут сангвиники (30%), затем меланхолики (21%) и флегматики (14%).
Типы темперамента на примере трех мушкетеров и д’Артаньяна
Если вы хотите самостоятельно определить свой тип темперамента, можете пройти тест Ганса Айзенка (EPI).
Что такое характер
Характер — более сложное и разветвленное понятие, чем темперамент. Он определяет внутренний мир человека, его личные качества, отношения с окружающими, поведение, систему ценностей и массу других вещей. Характер определяют две составляющие: биологическая и приобретенная. Биологическая — это как раз про темперамент. О связи характера и темперамента я расскажу чуть ниже.
Приобретенная составляющая делает каждого человека неповторимым, уникальным. Кстати, термин происходит от греческого χαρακτήρ, т.е. «примета, отличительная черта, отпечаток».
Характер имеет свою структуру:
- Нравственные характеристики: положительные и отрицательные моральные качества, система координат добра и зла, нравственные ценности и так далее;
- Волевые характеристики: выдержка, терпение, целеустремленность. Психологи считают волевые черты базовыми, определяющими характер в целом.
- Эмоциональные характеристики. Напрямую связаны с чертами темперамента: силой, уравновешенностью и подвижностью нервной системы.
- Интеллектуальные характеристики, определяющие познавательную деятельность: ум, сообразительность, вдумчивость.
Британский психолог Рэймонд Кеттел выделил 16 личностных факторов, влияющих на характер. Он сформировал модель для описания и объяснения индивидуальных различий между людьми, придав ей форму 16-факторного опросника (16PF).
Вот эти факторы:
- Отзывчивость.
- Интеллектуальность.
- Эмоциональная стабильность.
- Доминантность.
- Рассудительность.
- Сознательность.
- Социальная смелость.
- Открытость к переменам.
- Бдительность.
- Абстрактность.
- Дипломатичность.
- Склонность к опасениям.
- Самостоятельность.
- Самодостаточность.
- Перфекционизм.
- Напряженность.
На основе исследований Кеттела создано большое количество тестов для определения характера, применяемых и сегодня.
Отличия характера и темперамента
Главное отличие между темпераментом и характером в том, что темперамент это врожденная и неизменная особенность человека, а характер — приобретенная. Поэтому темперамент индивида поменять нельзя: какой есть, такой есть.
Характер изменить можно. Да и вообще он не статичен и меняется в течение всей жизни. На характер влияет окружающая среда, события, происходящие в жизни, люди, которые вас окружают и многое другое. Например, характер женщины может испортиться после неудачного замужества и наоборот, она становится лапочкой, если в браке все хорошо.
А вот если человек по жизни медлителен, апатичен и вял, изменить это нельзя. Разгонять центральную нервную систему еще не научились. Да, есть лекарственные препараты, изменяющие скорость реакций, но естественным путем это не происходит. У каждого человека свой ритм, повлиять на который невозможно, его можно только принять и подстроиться.
Темперамент | Характер |
---|---|
Врожденная характеристика человека | Приобретенная характеристика |
Формируется на основании свойств нервной системы | Формируется на основании темперамента под влиянием окружения |
Относительно устойчив, мало изменяется в течение жизни | Более пластичен, изменяется с течением жизни |
Характеризует поведение со стороны его динамических свойств | Содержательно характеризует поведение индивида |
Связь характера и темперамента
Как вы поняли из вышесказанного — темперамент это часть характера, отвечающая прежде всего за эмоциональные характеристики, а через них — на все остальные. Ритм работы центральной нервной системы определяет и нравственные, и интеллектуальные, и волевые характеристики. Но не напрямую, а опосредованно. Например, сангвиники обладают более высоким интеллектом, техническим мышлением, то есть интеллектуальная составляющая характера у них сильнее.
Меланхолики часто склонны к творческим профессиям из-за глубокой эмоциональности, склонности к переживаниям, чувственности. Это тянет за собой разные системы ценностей, другой формат отношений с людьми, моральные качества.
Если вы хотите научиться справляться с тревогой в наше непростое время — приглашаю вас на свой мини-курс «Волшебный щит. Защити себя от тревог». Курс продлится 5 дней. Каждый день вы будете получать задание, которое займет всего 10-20 минут. С моей помощью к концу курса вы приобретете и отработаете навыки борьбы с тревогой — создадите себе «Волшебный щит».
Как изменить характер
И надо ли? Не факт, что даже близкие люди, заявляющие, что «характер у тебя не сахар», будут правы. Возможно, речь идет о том, что им просто удобно, чтобы вы изменили свое поведение. В таких случаях попытка поменять характер принесет больше вреда, чем пользы.
Проиллюстрирую примером. Молодая жена сначала очень радовалась, что ее муж — добрый человек. Ну действительно, что в этом может быть плохого? Оказалось, может: при воспитании детей супруг никак не мог проявить отцовскую жесткость: наказать, поругать или строго отчитать детей. Он, как Филипп Преображенский из романа «Собачье сердце», считал, что ласка — единственный способ, который возможен в обращении с живым существом.
В результате супруга начала доставать партнера, дескать, я чуть ли не одна воспитываю детей, а ты даже гайки закрутить не способен. Будь построже, пожестче и так далее. Были ли дети в этой семье «оторви и выбрось»? Да нет, дети как дети. Нормальные абсолютно. Просто супруге было бы удобнее, чтобы муж решал вопросы с позиции силы и авторитета, по щелчку пальца.
Нужно ли мужу в этом случае менять характер? Сильно сомневаюсь. Да, муж ради любимой мог бы на это пойти, но выиграла бы семья?
Если вы устали от запутанных отношений с партнером, хотите осознать свою проблему в отношениях, определить цель, повысить самооценку, познать себя и свои желания, раскрыть внутренние силы, принять решение — предлагаю пройти свой мини-курс «Волшебный клубок. Как выбрать правильный путь в отношениях». Курс продлится 5 дней в формате марафона. Каждый день вы будете получать задание, которое займет всего 10-20 минут Вашего времени.
Именно поэтому работа над характером начинается с осознания проблемы самим человеком. Работать надо с такими качествами, которые доставляют дискомфорт именно вам. Кроме этого, есть объективные и общепринятые черты личности, с которыми надо бороться: деспотичность, лживость, трусость, внушаемость, равнодушие и так далее. А если знакомый говорит, что вы жадина и вам надо менять характер потому, что не дали в долг, это, извините, глупость.
Именно поэтому не стоит полагаться на мнение окружения, если хотите поменять характер. Лучший вариант — обратиться к психологу. Он лицо незаинтересованное и объективное.
Работа над сложными и проблемными чертами характера делится на несколько этапов:
- Как ни банально, но сначала нужно осознать проблему и признать наличие отрицательных черт, которые нужно скорректировать.
- Дальше понадобится структурировать информацию. Достаточно разделить лист бумаги на две части: в одной записать сильные стороны характера, в другой — слабые и нежелательные.
- Составьте примерный список желаний и целей на ближайшие несколько лет жизни.
- Самый важный момент: выделите те качества, которые мешают вам в достижении поставленных целей.
- Начните работать. Никаких волшебных рецептов нет, все решается дисциплиной, контролем и усилием воли. Хотите искоренить жадность — старайтесь быть более щедрым, боретесь с равнодушием — старайтесь проявлять больше чувств и эмоций к тем, кто рядом.
Проявите терпение: на этом поле не стоит ждать быстрых результатов. Иногда работа может занимать месяцы и даже годы. Дам совет: характер эффективно меняется в нестандартных условиях. Поэтому стоит найти подходящее хобби, где можно проявить нужные качества и купировать нежелательные. Страдаете от отсутствия целеустремленности — займитесь спортом. Проблемы с концентрацией внимания может решить вышивание крестиком, творчество и так далее.
Если ничего не помогает, стоит обратиться к психологу. Успехов!
Смотрите мои видео по психологии
Как выбрать правильный путь в отношениях
Саморазвитие
Мужчина и женщина
Психика человека
Родители и дети
Темперамент и личность: разница и сравнение
Темперамент и личность — это два аспекта жизни человека, которые во многом связаны друг с другом. Каждое из них необходимо развивать с ранней стадии с надлежащим уходом.
Научная викторина
Проверьте свои знания по темам, связанным с наукой
1 / 10
Назовите ткань, из которой изготавливают пуленепробиваемые жилеты?
Железо
Алюминий
Сталь
Кевлар
2 / 10
Шары наполнены
азотом
гелием
кислородом
аргоном
3 / 10 900 03
Связь, возникающая между неметаллами и неметаллами, называется a/an _________.
Ионная связь
Ковалентная связь
Неметаллическая связь
4 / 10
Что такое единица частоты в СИ?
Диоптрия
Секунда
Герц
Метр
5 / 10
Какой из следующих металлов остается в жидком состоянии при нормальных условиях?
Радий
Цинк
Уран
Ртуть
6 / 10
Болотный газ
Азот
Этан 900 03
метан
водород
7/10
Вещества, вступающие в химическую реакцию, называются __________.
Реагенты
Продукты
Катализаторы
8 / 10
Каково научное название лягушки?
Anura
Homo sapiens
Felis catus
Mangifera indica
9 / 10
Элемент, общий для всех кислот
водород 900 03
углерод
сера
кислород
10 / 10
Пассажир в движущемся автобусе бросает вперед, когда автобус внезапно останавливается. Это объясняется
первым законом Ньютона
вторым законом Ньютона
третьим законом Ньютона
законом сохранения импульса
Ваш счет
Это потому, что они могут оставаться с человеком на протяжении всей его жизни, даже если они окажутся отрицательными. Поэтому для этой цели необходимо понимать некоторые различия между ними.
Темперамент и личностьКлючевые выводы
- Темперамент относится к врожденным чертам и склонностям человека, а личность относится к поведению, мыслям и эмоциям человека.
- Темперамент более стабилен и постоянен, чем личность, которая может меняться со временем.
- Генетика влияет на темперамент, тогда как генетика и факторы окружающей среды влияют на личность.
Разница между темпераментом и личностью заключается в том, что темперамент вращается только вокруг поведения и его последовательных различий, основанных на биологических факторах, тогда как личность вращается вокруг поведения, познания и даже эмоций, которые основаны на биологических факторах. биологических, так и экологических факторов. Это также отражает тот факт, что темперамент нельзя изменить, тогда как личность можно.
Хотите сохранить эту статью на потом? Нажмите на сердечко в правом нижнем углу, чтобы сохранить статью в свой ящик!
Темперамент — это широкий термин, обозначающий модели поведения человека на протяжении всей его жизни. На него не могут повлиять внешние факторы, и он обусловлен только биологией.
Темперамент человека нельзя изучить, изменить или адаптировать в соответствии с различными ситуациями. Однако дети способны отражать свой темперамент больше, чем взрослые.
Между тем определение личности еще не принято во всем мире. Однако большинство людей, использующих этот термин, обычно имеют в виду модели поведения, эмоций и познания, которые проявляет человек.
На него может влиять множество факторов, и человек может менять и модифицировать его много раз в течение своей жизни.
Таблица сравненияПараметры сравнения | Темперамент | Личность |
---|---|---|
Значение | Это относится к стилю, образцам и интенсивности поведения человека. | Это относится к образцам поведения, эмоций и познания, которые проявляет человек. |
Коннотация | Он вращается вокруг реакции и чувствительности. | Он вращается вокруг содержания реакций. |
Природа | Наследуется. | Приобретено. |
Влияние | На него влияют только биологические факторы. | На него влияют окружающая среда, взаимодействия и даже биологические факторы. |
Постоянство | Постоянна и не может быть изменена. | Не является постоянным и может быть изменен. |
Темперамент имеет очень широкое определение. Это относится к образцам, стилю и интенсивности поведения человека. На них влияют только биологические факторы, а значит, они передаются по наследству.
У них очень мало возможностей для изменения или модификации, поскольку они в основном связаны с чувствительностью и реакциями человека, которые приводят к определенному поведению.
Отдельные люди не могут изучать или приобретать темпераменты. Он остается постоянным на протяжении всей жизни человека с момента рождения. Интересно, что легче воспринимать темперамент ребенка, чем взрослого человека.
По этой причине исследования этой концепции часто проводятся среди детей.
Несмотря на то, что биологические факторы влияют только на темперамент, он во многом влияет на жизнь человека. Оно может проявляться эмоционально, умственно и даже физически.
Отличным примером этого является то, что когда родители и их дети имеют очень активный темперамент, между ними легко возникают конфликты.
Однако есть несколько вещей, которые можно понять и по темпераменту человека. Например, родитель может приложить усилия, чтобы распознать закономерности в поведении своих детей.
Впоследствии они могут выбирать, как реагировать на них, основываясь на этих выводах.
Что такое личность?Личность включает темперамент человека наряду с другими аспектами, такими как эмоции и когнитивные способности. Все эти факторы вместе составляют личность человека.
Однако на это могут повлиять несколько факторов. Это могут быть биологические, экологические и даже психологические факторы. Люди могут даже развивать свою личность на основе взаимодействия с другими.
Личности меняются относительно легче, чем темпераменты. Оно непостоянно и в большинстве случаев постоянно развивается благодаря опыту.
По сути, личность – это содержание реакций человека на различные ситуации.
На протяжении всей истории были придуманы различные тесты для определения личности человека. Большое влияние на эти тесты оказали философы и психологи, в том числе Зигмунд Фрейд, Карл Роджерс, Ганс Айзенк и даже Альфред Адлер.
Тем не менее, вопрос о том, дают ли эти тесты точные результаты, является спорным, поскольку личность представляет собой сложное понятие. Как и темперамент, человек может понять личность человека или ребенка с помощью тестов или даже наблюдений.
Впоследствии они могут реагировать на личности определенным образом, чтобы свести к минимуму вероятность конфликта.
Интересно, что сейчас во многих реалити-шоу участвуют люди с разными характерами, так что конфликт более вероятен. Почему-то это кажется более интересным для масс.
Основные различия между темпераментом и личностью- Темперамент относится к стилю, образцам и интенсивности поведения человека, тогда как личность относится к образцам поведения, эмоций и познания, которые проявляет человек.
- Темперамент вращается вокруг реакций и чувствительности, тогда как личность вращается вокруг содержания реакций.
- Темперамент передается по наследству, а личность приобретается.
- Биологические факторы влияют только на темперамент, тогда как на личность влияют окружающая среда, взаимодействия и даже биологические факторы.
- Темперамент постоянен и не может быть изменен, тогда как личность непостоянна и может быть изменена.
Ссылки
- https://psycnet.apa.org/record/1958-01355-000
- https://journals. sagepub.com/doi/abs/10.1111/j.146 7-8721.2007. 00505.x
Один запрос?
Я приложил столько усилий, чтобы написать этот пост в блоге, чтобы он был вам полезен. Это будет очень полезно для меня, если вы подумаете о том, чтобы поделиться им в социальных сетях или со своими друзьями/семьей. SHARING IS ♥️
Пиюш Ядав
Последние 25 лет Пиюш Ядав работал физиком в местном сообществе. Он физик, увлеченный тем, чтобы сделать науку более доступной для наших читателей. Он имеет степень бакалавра естественных наук и диплом о высшем образовании в области наук об окружающей среде. Вы можете прочитать больше о нем на странице его биографии.
Темперамент | Lifespan Development
Возможно, вы проводили время с несколькими младенцами. Чем они были похожи? Чем они отличались? Или сравните себя со своими братьями и сестрами или другими детьми, которых вы хорошо знали. Вы, возможно, заметили, что некоторые из них были в лучшем настроении, чем другие, и что некоторые были более чувствительны к шуму или легче отвлекались, чем другие. Эти различия могут быть связаны с темпераментом. Темперамент — врожденное качество, заметное вскоре после рождения. Темперамент не то же самое, что личность, но может привести к личностным различиям. Как правило, личностные черты приобретаются, тогда как темперамент передается по наследству. Конечно, для каждой черты природа и воспитание взаимодействуют.
Видео 1. Темперамент, наследственность и гены.
Согласно Чессу и Томасу (1996), дети различаются по девяти параметрам темперамента. К ним относятся, среди прочего, уровень активности, регулярность (или предсказуемость), пороги чувствительности, настроение, настойчивость или отвлекаемость. Эти категории включают следующее:
- Уровень активности. Отображает ли ребенок в основном активное или неактивное состояние?
- Ритмичность или регулярность. Является ли ребенок предсказуемым или непредсказуемым в отношении режима сна, еды и выделения?
- Подход-отход. Реагирует ли ребенок положительно или отрицательно на вновь возникшую ситуацию?
- Адаптивность. Легко или с трудом приспосабливается ребенок к незнакомым обстоятельствам?
- Оперативность. Требуется ли небольшая или большая стимуляция, чтобы вызвать реакцию (например, смех, страх, боль) у ребенка?
- Интенсивность реакции. Реагирует ли ребенок на раздражители с низкой или высокой энергией?
- Качество настроения. Ребенок в норме счастлив и приятен или несчастлив и неприятен?
- Отвлекаемость. Легко ли внимание ребенка отвлекается от задачи внешними раздражителями?
- Настойчивость и концентрация внимания. Настойчивость – как долго ребенок будет продолжать заниматься, несмотря на трудности или перерывы? Продолжительность концентрации внимания – как долго ребенок может сохранять интерес к деятельности?
Продольное исследование в Нью-Йорке было долгосрочным исследованием младенцев по этим параметрам, которое началось в 1950-х годах. Темперамент большинства детей не измеряется клинически, но были разработаны категории темперамента, которые считаются полезными для понимания детей и работы с ними. Основываясь на этом исследовании, детей можно охарактеризовать в соответствии с одним из нескольких профилей: легкие или гибкие (40%), медленно разогревающиеся или осторожные (15%), трудные или дерзкие (10%), недифференцированные или те, кто может нелегко классифицировать (35%).
Легкие младенцы (40% младенцев) имеют положительный характер. Функции их тела работают регулярно, и они легко адаптируются. Как правило, они позитивны, проявляют любопытство к новым ситуациям, а их эмоции умеренные или низкие по интенсивности. Трудные дети (10% детей) имеют более негативное настроение и медленно адаптируются к новым ситуациям. Столкнувшись с новой ситуацией, они склонны отступать. Младенцы, которые медленно согреваются (15% младенцев), неактивны, демонстрируя относительно спокойную реакцию на окружающую среду. Их настроение, как правило, негативное, и они уходят от новых ситуаций, медленно адаптируясь. Недифференцированные (35%) не могут быть последовательно классифицированы. Эти дети демонстрируют различные комбинации характеристик. Например, младенец может иметь в целом положительное настроение, но негативно реагировать на новые ситуации.
Ни один тип темперамента не может быть однозначно хорошим или плохим, однако младенцы с трудным темпераментом чаще, чем другие младенцы, имеют эмоциональные проблемы, особенно если их матери были в депрессии или тревожно ухаживали за ними (Garthus-Niegel et al., 2017). Долговременная адаптация детей на самом деле зависит от степени приспособленности их особого темперамента к характеру и требованиям среды, в которой они находятся. Следовательно, более важным, чем детский темперамент, является то, как воспитатели реагируют на него.
Подумайте, как вы могли бы подойти к каждому типу детей, чтобы улучшить взаимодействие с ними. Легкому или гибкому ребенку не потребуется много дополнительного внимания, если только вы не захотите выяснить, есть ли у него трудности, о которых не упоминалось. Ребенка, который медленно согревается, возможно, нужно заранее предупредить, если будут представлены новые люди или ситуации. Трудному или дерзкому ребенку может потребоваться дополнительное время, чтобы сжечь свою энергию. Способность воспитателя точно читать и хорошо работать с ребенком будет пользоваться этим соответствие, означает, что их стили совпадают, и общение и взаимодействие могут идти гладко. Темпераментно активные дети могут хорошо себя чувствовать с родителями, которые поддерживают их любопытство, но могут иметь проблемы в более жесткой семье.
Именно это соответствие между детским темпераментом и родительскими требованиями и ожиданиями может стать причиной борьбы. Наши знания о темпераменте могут помочь родителю, учителю или другому лицу, осуществляющему уход, понять, как более эффективно работать с ребенком, вместо того, чтобы верить в то, что одна только дисциплина приведет к улучшению поведения детей. Рассмотрение различий темперамента как различных стилей, на которые можно реагировать соответствующим образом, в отличие от «хорошего» или «плохого» поведения.