19. Понятие восприятия. Сходства и отличия восприятия и ощущений. Свойства восприятия.
Восприятие — целостное отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира, в совокупности их свойств при непосредственном воздействии этих предметов на органы чувств.
Сходство с ощущениями:
1. оба они – познавательные психические процессы, которые отражают окружающий мир
2. это познавательные процессы, которые возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.
Различия:
1. Ощущения отражают отдельные свойства предметов, а восприятие производит целостное, предметное отражение действительности.
2. Ощущения — простой процесс, Восприятие — сложный
3. Ощущения – привязаны к отдельным анализаторам, Восприятие — работа нескольких анализаторов. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга.
20. Понятие восприятия. Классификация видов восприятия. Иллюзии восприятия, причины их возникновения. Примеры.
Восприятие — целостное отражение предметов и явлений окружающего мира, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств. Классификация: 1) по органам чувств: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное;2) по форме существования материи: восприятие пространства, времени, движения.
Иллюзия восприятия – искажённое восприятие реальности предметов. Зрительная причина: 1)прошлый опыт человека 2) функциональная составляющая анализатора 3)психоэмоциональная составляющая человека 4)изменение условий восприятия. Примеры: 1)иллюзия стрелы 2)ваза и два профиля .
21. Понятие памяти.
Процессы памяти.Память — форма психологического отражения, заключающаяся в сохранении и закреплении восприятия и воспроизведения индивидом своего опыта. Существуют 4 процесса памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Запоминание – накопление материала в памяти. Может быть механическим и осмысленным. Для механического характерно отсутствие понимания, логических связей между частями материала. Опирается на внешние связи. Осмысл запом связ осмыслением, связанностью материала. Включает ряд логических операций. Сохранение – процесс памяти направленный на удержание полученной информации. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение наблюдается в оперативной памяти, при этом информация мало изменяется. Статическое сохранение проявляется в долговременной памяти – воспроизведение и воссоздание материала, воспринятого ранее. Характеристики: быстрота, точность. Виды: узнавание (повторяют — воспроизводят), припоминания (частично воспроизводят + волевые усилия), воспроизведение (извлечение информации из памяти без труда), воспоминание (события из жизни в прошлом), реминисценция (восприятие того, что казалось забытым), забывание — утрата информации, невозможность ее воспроизведения 1)невозможность вспомнить 2) вспомнил, но не верно.
Фактор края — лучше запоминается конец и начало, середина забывается.
Отличие восприятия от ощущений, виды воспрятия
Содержание
Введение…………………………………………
Глава
1. Теоретическая часть……………………………
- Понятие восприятия и ощущения…………………………………..5
- Виды восприятия………………………………………………….
..10 - Особенности восприятия…………………………………………..15
Выводы по 1 главе………………………………………………………. .19
Глава
2. Экспериментальная часть…………………
2.2.
Проведение эксперимента…………………
2.3. Анализ результатов проведенного эксперимента………………….23
Выводы по второй главе…………………………………………………26
Заключение……………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Восприятие, как и ощущение, относится к познавательным процессам. Под восприятием понимают психическое отражение предметов и явлений в целостности, в совокупности их свойств.
В образах восприятия фиксируются многие свойства объектов: их местоположение в пространстве, удаленность, направление движения, длительность воздействия внешнего раздражителя на субъекта восприятия. Восприятие характеризуется модальностью и интенсивностью, благодаря чему становится качественной различение внешних стимулов. Ему присущи свойства, существенно отличающие его от ощущений: предметность, целостность, константность, структурность и даже обобщенность. Когда восприятие включается в процесс решения задач и становится компонентом мышления или сознания в целом, тогда оно испытывает с их стороны регулирующее и организующее воздействие. В результате этих воздействий у восприятия развиваются такие свойства, как избирательность, осмысленность, целенаправленность, категориальность, рефлексивность и др.
Для изучения разноуровневых свойств восприятия в данной теме предложены методики исследования: наблюдательности, восприятия времени и характера влияния познавательного контроля на зрительное восприятие.
Психологи выделяют четыре свойства восприятия образа. Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.
Объект исследования – восприятие и ощущение.
Предмет исследования – отличие восприятия от ощущения, виды восприятия.
Цель исследования – на основании теории и практики рассмотреть отличие восприятия от ощущения, виды восприятия.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
—
рассмотреть понятие
— рассмотреть виды ощущения;
—
проанализировать особенности
— рассмотреть экспериментальную часть;
— рассмотреть экспериментальные методики музыкального восприятия школьников на уроках музыки;
— провести эксперимент;
—
проанализировать анализ
- Понятие восприятия и ощущения
Традиционно принято использовать термины «ощущение» и «восприятие» для обозначения разных явлений. Термином «ощущение» обозначаются начальные процессы обнаружения и кодирования энергии физического мира. Отсюда следует, что ощущения связаны с начальной стадией контакта организма с окружающей его средой. Потенциальными энергетическими сигналами, которые может послать среда, являются свет, давление, тепло, химические вещества и т. д., и наши органы чувств — окна в окружающий мир — получают эту энергию и трансформируют ее в биоэлектрический нейронный сигнал, который отправляется в мозг. В реализации этой первой стадии познания мира участвуют специальные нейронные единицы, или рецепторные клетки (они будут описаны ниже в этой же главе), реагирующие на тот или иной вид энергии. Так, например, клетки сетчатки глаза реагируют на световую энергию, а столь же избирательно действующие вкусовые рецепторы языка реагируют на молекулы химических соединений. Изучение ощущения включает изучение всех этих биологических событий, но не исчерпывается ими. Психолог, изучающий зрительные ощущения, не ограничится рассмотрением физического строения глаза и его реакции на световую энергию, но попытается также понять, как именно сенсорный опыт связан и с внешним стимулированием, и с функционированием глаза.
Под ощущениями как таковыми понимают непосредственные, фундаментальные и прямые контакты (переживания) определенного рода, иными словами, они относятся к осознанному знанию о качестве или характеристических признаках окружающих нас предметов, таких как «тяжелый», «теплый», «громкий» и «красный», и это знание, как правило, является результатом воздействия простого, изолированного раздражителя.
Что же касается восприятия, то оно является результатом психологических процессов, в которых задействованы такие понятия, как смысл, взаимосвязи, контекст, субъективная оценка, предшествующий опыт индивидуума и память. В соответствии с этими различиями между ощущением и восприятием наши глаза могут вначале зафиксировать ряд быстро сменяющих друг друга на телевизионном экране цветных изображений (это есть работа ощущения), но то, что мы видим на экране или воспринимаем благодаря ему, представляет собой изображение зрительных событий, в которых люди и предметы осмысленно взаимодействуют между собой в пространстве. Точно так же типичный внешний звуковой раздражитель заставит наши барабанные перепонки вибрировать определенным образом, создавая мгновенно узнаваемую его особенность, в частности громкость, но мы слышим или воспринимаем разговор или мелодию. Следовательно, восприятие включает систематизацию, интерпретацию и осмысление информации, поступающей от сенсорных систем. Иными словами, восприятие представляет собой результат упорядочения ощущений и их превращение в знания о предметах и событиях физического мира.1
Определив эти различия, следует отметить, что они имеют скорее историческое, нежели практическое или функциональное значение. Говоря о многих значимых контактах с внешним миром, трудно, если вообще возможно, провести границу между ощущением и восприятием. Слушая музыку, мы разве отдаем себе отчет в том, каковы особенности отдельных нот, в частности какова их абсолютная высота и громкость? Беря в руки знакомый предмет, будь то книга или карандаш, можем ли мы почувствовать давление, оказываемое ими на наши пальцы или ладони, независимо от того, каков предмет на ощупь? В обоих случаях ответ отрицательный. В общем, ощущение и восприятие представляют собой взаимосвязанные и неразделимые процессы. Как правило, лишь в контролируемых лабораторных условиях можно инициировать изолированные ощущения, не имеющие ни смысловой, ни контекстуальной нагрузки и не связанные с предшествующим опытом испытуемого. Следовательно, хоть эти термины и станут частью нашего словаря, в данной книге мы, как правило, будем избегать четкого разграничения ощущения и восприятия и будем придерживаться интегрированного подхода. Иными словами, мы согласны с теми, кто считает, что результатом воздействия окружающей среды обычно является полезная для организма информация, часть которой — сравнительно простая информация общего характера (например, яркость предмета), а часть — более сложная (например, информация, связанная с идентификацией предмета).
Любой человек, сталкивающийся с таким сложным и многогранным явлением, как ощущение и восприятие, конечно же, вправе спросить, зачем нужно изучать его. Помимо чисто научных существует немало и других побудительных мотивов. Во-первых, как вскоре станет ясно из представленной ниже информации, идеи, дискуссионные вопросы и основные аспекты этой проблемы важны не только для истории психологии как науки вообще, но и являются центральными для экспериментальной психологии в частности. Роль чувств в решении фундаментальных философских проблем, касающихся того, как именно мы познаем окружающий нас мир, чрезвычайно велика. Сама экспериментальная психология началась с философских проблем, в которых основное внимание уделялось ощущению и восприятию.
Во-вторых, еще одна причина, тесно связанная с первой и побуждающая изучать ощущение и восприятие, — их важность для получения системных знаний о самих себе и об окружающем нас мире. Это справедливо, ибо все наши знания о находящейся вне нас реальности являются в первую очередь результатом ощущений и восприятия. Наши чувства — это наш единственный механизм обнаружения энергетических и химических сигналов, посылаемых нам средой, и именно на их основе мы воспринимаем и оцениваем реальность. Иными словами, наши знания о мире и наше внутреннее ощущение физической реальности проистекают из полученной нами сенсорной информации. Чтобы убедиться в правильности этого утверждения, подумайте о том, как вы получаете информацию о происходящем вокруг вас. Вы постоянно в курсе сенсорных событий — зрительных образов, звуков, осязательных ощущений и, вероятно, запахов. Восприятие внутренней, и особенно внешней, среды есть нечто такое, что мы испытываем почти постоянно. А теперь подумайте о том, во что превратилась бы ваша повседневная жизнь, если бы вы внезапно лишились одного или нескольких чувств. Учитывая уровень современных технологий, вы, скорее всего, приспособились бы и научились обходиться без того, что потеряли. Однако очевидно и то, что ваша осведомленность о среде обитания соответственно уменьшилась бы, и в зависимости от обстоятельств ваше благополучие, а возможно, и сама жизнь оказались бы под угрозой.
Есть также немало практических причин для изучения ощущения и восприятия. Этот раздел психологии имеет дело с важными, если не с решающими, аспектами нашего повседневного взаимодействия с внешней средой. Вы только представьте себе, как часто вам приходится иметь дело с огромным количеством разных приспособлений, созданных для того, чтобы поставлять информацию через сенсорные системы человека: светофоры, автомобили, часы, телефоны, стереосистемы, видеодисплеи (например, компьютеры и телевизоры). Подумайте также о некоторых важных практических последствиях наших контактов с физическим миром при помощи сенсорных раздражителей. Например, какие звуки и цвета с наибольшей вероятностью будут восприняты как сигналы опасности? Правда ли, что лучше всего для этой цели подходит красный цвет? Является ли вой сирены эффективным звуковым сигналом? Следует ли вообще избегать природных веществ, обладающих неприятным, прежде всего горьким, вкусом? Какие акустические характеристики поступающего извне раздражителя позволяют нам безошибочно локализовать его источник? Что происходит с чувствительностью нашего зрения, когда мы переходим из освещенного помещения в темноту? Является ли врожденным восприятие глубины? Каков порог чувствительности каждой данной сенсорной модальности, оптимально исполняющей возложенные на нее функции? Как интенсивное стимулирование — например, оглушительный шум или ослепительный свет — влияет на способность к восприятию?
Если
говорить о практической целесообразности,
то изучение ощущения и восприятия
вооружает ученых умением выявлять
и лечить людей с нарушениями
сенсорно-перцептивной системы. Например,
психологи, изучающие слух, считают,
что его характерное понижение
связано с длительным воздействием сильного
шума. Как правило, исследователи связывают
снижение уровня ощущений и восприятия
со специфическими внешними событиями,
такими как недостаток опыта, травма, болезнь
или возрастные изменения. Старение оказывает
глубочайшее влияние на эффективность
сенсорных систем. Рассмотрим следующий
пример, связанный со слухом: поскольку
верхний слуховой порог (имеется в виду
абсолютная высота того или иного звука,
т. е. насколько высоким или низким он кажется)
с возрастом понижается, использование
высокого звука в качестве сигнала тревоги
стало бы опрометчивым поступком, ибо
пожилые люди вполне могут не услышать
его.2
1.2.
Виды восприятия
Взаимодействие анализаторов подготавливает почву к переходу в чувственном познании на более высокий по сравнению с ощущениями уровень — уровень восприятия или иначе к переходу от сенсорного на перцептивный уровень познания. Этот уровень, однако, нельзя рассматривать как некое суммирование ощущений. Здесь происходит не только количественное увеличение чувственной информации, но и ее качественное преобразование. В итоге мы получаем не некоторый набор из нескольких ощущений, а комплекс информации, дающий общее представление о воспринимаемом предмете, обладающем помимо отраженных в ощущениях отдельных свойств еще и соотношением этих свойств между собой и некими обобщающими характеристиками. Все это дает человеку сведения о биологической и социальной значимости для него этого предмета.
Ощущение против восприятия – Психология
Ощущение и восприятие
OpenStaxCollege
[латексная страница]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Различать ощущение и восприятие
- Описать понятия абсолютного порога и дифференциального порога
- Обсудите роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии
Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение. Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия известно как трансдукция.
Вероятно, с начальной школы вы знаете, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).
Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул был обнаружен в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).
Мы также можем получать сообщения, которые представлены ниже порога осознания — они называются подсознательными сообщениями. Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).
Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить разницу между ними. Это известно как едва заметная разница (jnd) или порог разницы. В отличие от абсолютного порога разностный порог изменяется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил на свой мобильный телефон текстовое сообщение, из-за которого загорелся экран, скорее всего, многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться как изменение освещенности резко различается между двумя контекстами. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как закон Вебера: порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показывает пример.
Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Восходящая обработка относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорного ввода. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется обработкой сверху вниз.
Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпечки булочек с корицей, ощущение — это рецепторы запаха, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который бабушка пекла». когда семья собиралась на праздники».
Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.
Существует еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.
Одна из самых интересных демонстраций того, насколько важно внимание для определения нашего восприятия окружающей среды, была получена в известном исследовании, проведенном Дэниелом Саймонсом и Кристофером Чабри (19).99). В этом исследовании участники смотрели видео, на котором люди, одетые в черно-белую одежду, передавали баскетбольные мячи. Участников просили посчитать, сколько раз команда в белом передала мяч. Во время видео между двумя командами ходит человек, одетый в костюм черной гориллы. Вы могли бы подумать, что кто-то заметит гориллу, верно? Почти половина людей, просмотревших видео, вообще не заметили гориллу, несмотря на то, что она была хорошо видна в течение девяти секунд. Поскольку участники были настолько сосредоточены на том, сколько раз белая команда передавала мяч, они полностью отключили другую визуальную информацию. Неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания, называется невнимательной слепотой.
В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали ([ссылка]) (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).
Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)
Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать стимул, когда он встроен в отвлекающий фон, называется теорией обнаружения сигнала. Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).
На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этой главе, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера ([ссылка]): линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.
В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.
Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, с которыми люди регулярно сталкиваются в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al., 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).
Дети, описываемые как искатели острых ощущений, чаще демонстрируют вкусовые предпочтения в отношении насыщенных кислых вкусов (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).
Ощущение возникает, когда сенсорные рецепторы обнаруживают сенсорные раздражители. Восприятие включает в себя организацию, интерпретацию и сознательный опыт этих ощущений. Все сенсорные системы имеют как абсолютные, так и дифференциальные пороги, которые относятся к минимальному количеству энергии стимула или минимальному количеству разницы в энергии стимула, необходимой для обнаружения примерно в 50% случаев соответственно. Сенсорная адаптация, избирательное внимание и теория обнаружения сигналов могут помочь объяснить, что воспринимается, а что нет. Кроме того, на наше восприятие влияет ряд факторов, включая убеждения, ценности, предрассудки, культуру и жизненный опыт.
________ относится к минимальному количеству энергии стимула, необходимому для обнаружения в 50% случаев.
- абсолютный порог
- порог разницы
- просто заметная разница
- трансдукция
A
Снижение чувствительности к неизменному раздражителю называется ________.
- трансдукция
- порог разницы
- сенсорная адаптация
- невнимательная слепота
C
________ включает преобразование энергии сенсорного стимула в нервные импульсы.
- сенсорная адаптация
- невнимательная слепота
- порог разницы
- трансдукция
D
________ возникает, когда сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается.
- ощущение
- восприятие
- трансдукция
- сенсорная адаптация
Б
Не все, что ощущается, воспринимается. Как вы думаете, мог ли когда-нибудь быть случай, когда что-то можно было бы воспринять, не чувствуя?
Ученикам пора подумать об экстрасенсорном восприятии. Другой интересной темой может быть феномен фантомных конечностей, с которым сталкиваются люди с ампутированными конечностями.
Пожалуйста, приведите новый пример того, как даже заметная разница может меняться в зависимости от интенсивности стимула.
Есть много потенциальных примеров. Один из примеров включает обнаружение разницы в весе. Если два человека держат стандартные конверты, и один из них содержит четвертак, а другой пуст, разницу в весе между ними легко обнаружить. Однако, если эти конверты поместить в два учебника одинакового веса, определить, какой из них тяжелее, гораздо сложнее.
Вспомните случай, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?
- абсолютный порог
- минимальное количество энергии стимула, которое должно присутствовать для обнаружения стимула в 50% случаев
- обработка снизу вверх
- система, в которой восприятие строится на сенсорной информации
- слепота по невнимательности
- неспособность заметить что-то полностью видимое из-за невнимательности
- просто заметная разница
- разница в стимулах, необходимая для обнаружения разницы между стимулами
- восприятие
- способ интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации
- ощущение
- что происходит, когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором
- сенсорная адаптация
- отсутствие восприятия стимулов, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени
- Теория обнаружения сигналов
- изменение обнаружения стимула в зависимости от текущего психического состояния
- подсознательное сообщение Сообщение
- представлено ниже порога осознания
- обработка сверху вниз
- на интерпретацию ощущений влияют имеющиеся знания, опыт и мысли
- трансдукция
- преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия
8.
1: Ощущение против восприятия — Социальные науки LibreTexts- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- ID страницы
- 134360
Эта страница является черновиком и находится в активной разработке. Пожалуйста, направляйте любые вопросы, комментарии и/или отзывы в ASCCC OERI ([email protected]).
- Несколько авторов
- Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)
Цели обучения
- Различать ощущение и восприятие
- Различать нисходящий и восходящий вклад в восприятие
- Опишите ключевые принципы, такие как трансдукция и сенсорная адаптация
Краткий обзор:
Темы ощущения и восприятия являются одними из старейших и наиболее важных во всей психологии. Люди наделены такими чувствами, как зрение, слух и вкус, которые помогают нам воспринимать окружающий мир. Удивительно, но наши чувства способны преобразовывать информацию из реального мира в электрическую информацию, которую может обрабатывать мозг. То, как мы интерпретируем эту информацию — наше восприятие — определяет наше восприятие мира. В этом модуле вы узнаете о биологических процессах ощущения и восприятия, а также о ключевых различиях между этими двумя процессами.
Ощущение и восприятие часто переплетаются, однако между ними есть важные различия. физический процесс, во время которого наши органы чувств — например, органы зрения и слуха — реагируют на внешние раздражители, называется ощущением . Ощущение возникает, когда вы пробуете лапшу, чувствуете ветер на лице или слышите автомобильный гудок вдалеке. Во время ощущения наши органы чувств занимаются трансдукцией , преобразованием одной формы энергии в другую. Физическая энергия, такая как свет или звук, преобразуется в форму энергии, которую мозг может понять: электрическую стимуляцию (то есть потенциалы действия). После того, как наш мозг получает электрические сигналы, мы понимаем всю эту стимуляцию и начинаем ценить сложный мир вокруг нас. это психологический процесс — осмысление стимулов — называется восприятием . Именно во время этого процесса вы можете идентифицировать утечку газа в вашем доме или песню, которая напоминает вам о конкретном дне, проведенном с друзьями.
Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Восходящая обработка относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорного ввода, ваши глаза — не единственный способ использовать восходящую обработку. Представьте, что вы идете по лесу и любуетесь деревьями и природой вокруг. Продолжая идти, вы слышите треск и начинаете чувствовать запах горящего дерева. По мере того, как вы продолжаете идти, вы слышите, как люди разговаривают, и треск и запах горящего дерева становятся сильнее, в какой-то момент вы можете понять, что входите в кемпинги, вы не можете видеть кемпинги , но восходящая обработка с помощью других органов чувств говорит вам, что происходит.
С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от имеющихся у нас знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется обработкой сверху вниз. Один из способов проиллюстрировать эти две концепции — наша способность читать. Прочтите вслух следующую цитату, изображенную на рис. 8.1.1:
. Рисунок 8.1.1 Пример обработки стимулов.Вы заметили что-нибудь странное, когда читали текст в треугольнике? Вы заметили второе «the»? Если нет, то, вероятно, потому, что вы читали это сверху вниз. Наличие второго «the» не имеет смысла. Мы знаем это. Наш мозг знает об этом и не знает ожидает, что будет второй, поэтому мы склонны его пропускать. Другими словами, ваш прошлый опыт изменил то, как вы воспринимаете надпись в треугольнике! Начинающий читатель — тот, кто использует подход «снизу вверх», внимательно рассматривая каждую часть, — с меньшей вероятностью совершит эту ошибку. Приведенная выше демонстрация иллюстрирует, как наш опыт может влиять на то, как наш мозг обрабатывает сенсорную информацию.
Другой способ провести различие между восприятием и ощущением заключается в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это рецепторы обоняния, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть таким: «Ммм, это пахнет хлебом, который бабушка пекла, когда собиралась семья». для отдыха.» Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле, мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени, что известно как сенсорная адаптация. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.
Когда мы сталкиваемся с сенсорным стимулом, который не меняется, мы перестаем обращать на него внимание. Вот почему мы не чувствуем тяжести нашей одежды, не слышим гудения проектора в лекционном зале и не видим всех крошечных царапин на линзах очков. Таким образом, когда раздражитель постоянен и неизменен, мы испытываем сенсорную адаптацию. Это происходит потому, что если стимул не меняется, наш мозг перестает реагировать на него. Отличным примером этого является случай, когда мы оставляем радио включенным в машине после того, как припарковали ее дома на ночь. Когда мы слушаем радио по дороге домой, громкость кажется приемлемой. Однако на следующее утро, когда мы заводим машину, мы можем быть поражены тем, насколько громко работает радио. Мы не помним, чтобы прошлой ночью было так громко. Что случилось? Мы адаптировались к постоянному раздражителю (громкость радио) в течение предыдущего дня и увеличивали громкость в разное время.