Отношение что это: Отношение – Гуманитарный портал

Что такое потребительское отношение и как вести себя с теми, кто хочет только брать

Как часто вам приходится сталкиваться с ощущением, что вас используют? Родные и друзья раз за разом просят сделать одолжение, порой даже не задумываясь о том, что вам это может быть в тягость. А вы все время соглашаетесь, стесняясь отказать. Поверьте, для потребителей ваше неумение сказать «нет» очень выгодно.

Затевая разговор о потребительском отношении, нужно иметь в виду, что эта проблема не носит локальный характер. И не упирается в какие-то границы, заранее очерченные нами. Она, к сожалению, присутствует во всех областях человеческой жизни: будь то политика, экономика, социальный быт.

Потребительское отношение рождается буквально с пеленок. Желание требовать, не давая ничего взамен, поначалу неосознанное, вполне может стать устойчивым и во взрослом состоянии. Увы, ни психологи, ни педагоги вкупе с родителями до сих пор не в силах найти универсальное «лекарство» от синдрома потребительского отношения.

Существует несколько объяснений понятия «потребительское отношение»

Говоря просто, потребительское отношение – это когда один человек будто заглядывает в кошелек другого. И без зазрения совести выгребает из него даже последнюю мелочь. По сути, это невольно узаконенное воровство в человеческом обществе, которое возникло на заре его становления и довольно успешно продолжается в наши дни. И не стоит удивляться тому, что в данном случае жертва нередко теряет веру в светлое будущее.

Потребительское отношение, несомненно, относится к самому негативному явлению в нашей жизни. Конечно, бороться с ним невероятно сложно, потому что затрагиваются самые тонкие, деликатные темы, касающиеся любви, сердечных чувств, взаимопонимания. И постоянно в среде ученых идут споры о том, кто же главный зачинщик в развитии потребительских отношений – мужчина или женщина?

Изображение с сайта shutterstock.com

Потребительское отношение: признаки, особенности проявлений у мужчин и женщин

Термин «бредкрамбинг», в прямом переводе с английского означающий «разбрасывание хлебных крошек», как нельзя лучше характеризует рассматриваемую ситуацию. В этом случае мужчина как бы остается за пределами настоящего, живого общения. 

Через социальные сети или приложение для знакомств он предстает перед женщиной долгожданным принцем. Джентльмен, предпочитающий находиться на расстоянии, рассыпается в комплиментах, читает заранее выученные стихи. Восторженная женщина легко поддается его влиянию. А он уже предлагает ей романтическое свидание при свечах в дорогом ресторане. И даже назначает день и час столь ожидаемого представительницей слабого пола события.

Однако он не придет, исчезнет из поля зрения на несколько дней. Потом объявится, чтобы не сделать даже попытки извиниться, и продолжит пустые разговоры. Для женщины подобное отношение – это удар в сердце, она чувствует себя в какой-то степени марионеткой, которой манипулировали ради собственной жестокой забавы.

Есть и другой весьма убедительный признак потребительских отношений. Мужчина горит желанием встречаться с женщиной, и та уже рада такому повороту событий. Но он выдвигает странное условие для свиданий. Они, оказывается, должны встречаться как по железнодорожному расписанию: только в удобное ему время. Ее заботы, работа и прочие дела здесь не учитываются. Разумеется, подобное отношение оскорбляет женщину. И она, естественно, не в состоянии терпеть такого проявления эгоизма со стороны мужчины.

Нередко и семейная жизнь дает серьезный повод женщине для безрадостных размышлений. Муж, образно говоря, глух и нем к ее персоне. Каждый раз по возвращении домой он заводит привычную «шарманку» – рассказывает только о себе, о своих проблемах, не давая жене даже слово вставить в его откровения. То, что она говорит, для него – пустой звук. На данном примере воочию наблюдается полное равнодушие к женщине, на которой лежат все заботы о семье, детях. Поэтому не стоит удивляться, что когда-нибудь ее терпение лопнет и супружеские отношения затрещат по швам.

Еще один характерный признак потребительских отношений – это отсутствие благодарности мужчины. Он воспринимает как должное все, что делается ради его блага. Зато любое мелкое действо со стороны мужчины – как, например, повесить картину на нужном месте – считается проявлением высшей доброты к женщине. В общем, едва ли не рыцарским поступком. В этом случае, чтобы избежать скандала, ему нужно обязательно польстить. Без всякого сомнения, почти у любой женщины невольно возникает мысль: а стоит ли жертвовать собой ради такого человека?

Порой случается, что женщина поначалу не замечает потребительского отношения к себе, будучи полностью сконцентрированной на любовных чувствах к мужчине. Вся ее жизнь посвящена только ему. Он находится в центре внимания и заботы женщины. Отлично понимая это, мужчина пренебрегает ее интересами, живет в свое удовольствие. Она обречена существовать для его прихотей, покупать, к примеру, любимому мужчине только дорогие вещи, во всем ему потакать.

К одним из признаков потребительских отношений можно отнести поведение мужчины, когда в ресторане он вдруг вспоминает, что оставил бумажник дома. И женщина оплачивает счет за ужин. Однако этот случай не становится единичным: он вскоре войдет в постоянную привычку. За продукты теперь платит только женщина. А мужчина найдет тысячу оправдательных причин, чтобы объяснить свое потребительское отношение.

Зато он выйдет из себя от злости, когда женщина попросит его по дороге купить, скажем, молоко в магазине. Пожалуй, уже этот поступок говорит сам за себя, и напрашивается вопрос: а не лучше ли расстаться с таким человеком? Жалость и сострадание, наверное, в некоторых моментах нашей жизни – далеко не лучшие качества. Если мужчина входит в образ жертвы, никем не понятой гениальной личности, то жди от него неприятных сюрпризов. Вечно безработный, он будет беззаботно жить за счет женщины. Нисколько не смущаясь своим положением. И, видимо, это самый яркий и убедительный пример потребительских отношений.

Впрочем, к нему относится и своеобразная «традиция», существующая в некоторых семьях, взваливать на плечи женщины всю тяжелую работу. И в довольно резкой форме отказывать в помощи. Надо сказать, что мужчина-потребитель не чувствует угрызений совести. Порой, наблюдая за успешной карьерой жены, он жутко завидует ей. И отсюда идет совсем не благородное желание любыми путями обесценить достижения некогда любимой женщины.

Один из отличительных признаков потребительских отношений – отсутствие ответственности в каждом деле. Мужчина-потребитель обычно создает видимость заботы о семье, практически ничем не помогая жене и детям. Зато он умеет обличать мелкие промахи других и обязательно ставить себя в пример, достойный подражания.

Психологи определили три типа мужчин, которые встречаются в жизни женщин. И каждая личность, к слову, обладает особенными качествами. 

01Мужчина, которого психологи называют «Ценителем», полностью соответствует своему имени. Он трепетно и нежно относится к любимой женщине, не боится брать на себя ответственность в домашних делах и всячески помогает ей. «Ценитель» считает любимую женщину идеалом и ради нее готов совершить любой благородный поступок.

02«Демократ» – другой тип, сильно похож на своего предшественника. Он старается угадывать самые сокровенные желания любимой женщины и никогда не беспокоит ее по пустякам. Его любовь выражается даже в мелочах. «Демократ», к примеру, по утрам готовит завтрак, варит кофе и дает жене лишний часок сладко вздремнуть.

03«Рабовладелец», в представлении психологов, – это мужчина, у которого потребительское отношение к женщине выражено очень сильно. Иногда складывается впечатление, что она и вовсе не существует для него. «Рабовладелец» не обращает на женщину никакого внимания. Его не прельщают ни ее красота, ни доброта. Для личности подобного типа женщина – это просто полезная вещь в домашнем хозяйстве.

Отметим, что от потребительского отношения к себе мужчина тоже изрядно страдает. В особенности когда в семье его рассматривают только как источник надежного дохода. Кстати, в данном случае вина женщины состоит в том, что она нисколько не стесняется говорить это даже детям.

Здесь поневоле происходит удар по репутации отца, хозяина дома, от которого нужны лишь материальные дивиденды. Его личные качества в расчет не принимаются, а огонек прежней любви постепенно гаснет. Постоянные упреки, требования получить от мужчины большего, чем он приносит домой, со временем превращают жизнь представителя сильного пола в серое существование. В некое мучительное хождение по кругу, из которого трудно вырваться.

Правда, подобное потребительское отношение бумерангом возвращается затем его близким. Речь в первую очередь идет о детях. (Впрочем, это можно сказать и о мужчине, примеры и признаки потребительского отношения которого к женщине мы описывали выше). Разумеется, многие родители страстно желают, чтобы их ребенок обязательно выбился в люди. И для достижения этой цели они идут на любые жертвы. Однако слепая родительская любовь нередко приводит к детской инфантильности. К постоянному требованию обожаемого чада удовлетворения своих прихотей.

Увы, случается, что инфантильность, привитая родителями, плавно переходит в будущее, когда сын или дочь становятся взрослыми. И не стоит потом удивляться, что они по своей давней привычке сохранили потребительское отношение к самым близким людям.

Проявление потребительского отношения можно обнаружить и почувствовать на себе во взаимоотношениях с окружающими тебя людьми. И горький жизненный опыт подскажет, что те, кто набивался в друзья, скрытно или открыто использовали вас, тут же разбегались, когда нужна была помощь, чтобы справиться с трудностями. С потребительским отношением мы порой встречаемся на работе, и проявляется оно в лице грозного начальника, который может не заплатить сполна за выполненное задание. И при этом еще публично унизить.

Изображение с сайта shutterstock.com

Как избавиться от потребительского отношения

Для начала необходимо осознать, что перевоспитать или, как принято говорить, «переделать» взрослого сформировавшегося человека невозможно, как бы вам этого ни хотелось.

Любые изменения привычек и характера личности возможны только в том случае, если этого захочет сам потребитель.

01Психологи советуют не стесняться говорить человеку, который вас использует, о том, что его поведение для вас нездорово. Нет ничего предосудительного в защите эмоционального и физического здоровья. Правда, при общении необходимо старательно удерживать весь свой накопившийся гнев и обиду. Разговор должен быть четким и без лишних эмоций.

02Не делайте того, что вредит вам. К примеру: супруг будит вас ранним утром, чтобы вы приготовили ему завтрак и собрали на работу. Такое поведение – прямой пример потребительского отношения. Ведь мужчине, мягко говоря, нет дела до вашего самочувствия и желания. Вы обязаны – и точка. Не бойтесь сказать «нет», иначе отношение к вам никогда не изменится.

03Не стоит взваливать на свои плечи ненужные заботы. Вполне очевидно, что дети могут справиться с домашним заданием сами, а муж не ребенок, чтобы просить вас о поиске новой пары носков или ходить по пятам с просьбой погладить брюки. То же самое касается и работы: не стоит молча принимать указания начальника о дополнительной работе. Если вам неудобно выполнять чужие дела, скажите об этом прямо и пресекайте потребительское отношение.

04Начните думать о себе любимом. Никто не заставляет вас забывать о семье, обязанностях и бытовых делах. Но если домашние превращаются в постоянных потребителей, без конца требующих от вас выполнения мелких дел, то пора бить тревогу. Действенный метод – обратить внимание на свои нужды. Если вы начнете регулярно посещать косметолога, заниматься самообразованием или найдете хобби по душе, то, соответственно, станете меньше времени проводить дома. А без вашей помощи близкие как-нибудь справятся.

Потребительское отношение, пожалуй, вечная проблема, требующая разнопланового подхода. Как показывает человеческая практика, ее нельзя решить моментально. Потому что всегда есть соблазн самому стать потребителем, а это порочный круг. Помимо прочего, если сам потребитель не захочет кардинальных изменений в своем подходе к окружающим, то заставить его что-то предпринять – задача практически невыполнимая.

Post Views: 4 499

Потребительское отношение клиентов НКО: что можно сделать

Многие коллеги в НКО жалуются на потребительское отношение к организации и её услугам со стороны клиентов. Это не только неприятное явление, но и один из потенциальных источников выгорания для вашей команды. Что же мы можем сделать? Как выстроить такие отношения с благополучателями, которые позволят вам избегать выгорания?

Как выглядит потребительское отношение? Оно может проявляться в том, что клиенты ничего не делают сами для облегчения собственного состояния, но слишком много требуют от организации, предъявляют претензии и относятся легкомысленно к своим обязательствам. Иногда клиент занимает позицию “вы мне всё должны”, проявляет агрессию в ответ на отказ предоставить какую-то услугу, отказывается предоставлять отчеты и в принципе что-либо давать взамен. Знакомы ли вам такие ситуации? Встречаются ли они в вашей работе?

Давайте рассмотрим причины, по которым благополучатели начинают потребительски относиться к помогающей им НКО.

Одна из причин, о которой часто говорят – это деформация личности из-за длительного стресса. Человеку в сложной ситуации нужно как-то отреагировать на собственные изменения, адаптироваться к диагнозу. На эти процессы уходит много сил, может возникать также много злости на болезнь и близких. 

Потребительство также может быть и защитной реакцией в ответ на негативный опыт взаимодействия человека с государственной системой здравоохранения и реабилитации. А может быть, человек раньше сталкивался с помощниками из разных секторов, которые поощряли именно такую позицию. 

Можем ли мы повлиять на эти две причины? Практически 

НЕ МОЖЕМ ПОВЛИЯТЬ. При этом можно ли сказать, что эти две причины – главный корень потребительской позиции? Нет. На отдельных людей они могут влиять больше или меньше, но есть более управляемые причины потребительства. Их создаем мы сами. А раз так – то мы можем ими управлять.

Вот две причины потребительской позиции, на которые мы МОЖЕМ ПОВЛИЯТЬ:

  • первая – это инвалидизация и отсутствие условий для активности клиентов с нашей стороны;
  • вторая —  это стёртые роли и границы услуги.

Как работает инвалидизация благополучателей?

У клиентов развивается идея о своём особом положении, своей крайне тяжёлой ситуации; это, к сожалению, часто провоцирует искаженные представления о своих возможностях и о роли окружающих: «Я ничего не могу и не должен делать для себя и тем более для других, а все остальные мне должны». Такое отношение может поддерживать и общество, и сотрудники НКО, когда берут на себя и роль социальных работников, и просто дополнительные обязательства по разрешению жизненных проблем клиента. Это вредит реабилитации и социализации благополучателей.

 Чтобы поработать с этой проблемой, постарайтесь заключить такой контракт с благополучателем, где он берет на себя определенные обязательства. Важно, чтобы услуга оказывалась только в случае выполнения клиентом ряда условий — когда он что-то делает самостоятельно и демонстрирует свою заинтересованность в результате, а не перекладывает всё на плечи сотрудников НКО. Мы также можем делать некоторый отсев на этапе приёма благополучателя в число клиентов.

 

Хорошая практика – дать возможность клиентам или их близким также выступить донорами или волонтерами программы, а не только получателями услуг. Если человек в остром кризисе – он сможет помочь позже, когда острота ситуации ослабнет. Если сложная ситуация носит постоянный характер – всегда есть какая-то посильная мелочь, которую человек может предложить, чтобы не только брать, но и отдавать, чтобы помочь другим клиентам вашей же НКО. Как ни парадоксально иногда это кажется – клиенты и семьи в самой сложной ситуации не только могут, но и часто хотят помогать: ведь это дает чувство внутреннего достоинства, помогает почувствовать свою ценность и контроль над ситуацией, над своей жизнью. Вы можете не настаивать на таком вкладе, но постоянно говорить о таких возможностях и обсуждать с клиентом удобные формы их активности для других.

Смешение ролей и стирание границ

Это вторая причина потребительского отношения, которой вы можете управлять. Услуги специалистов НКО — это прежде всего услуги квалифицированных экспертов.

Они не заменяют поддержку семьи и друзей. Но в социальной сфере разграничение этих ролей часто бывает затруднено.  Поэтому так важно удерживать четкие границы и напоминать клиентам и себе, что именно входит в задачи сотрудников НКО, какую именно услугу мы оказываем и на каких условиях. Важно ограничивать ответственность сотрудников и волонтеров за состояние благополучателей, в каких-то ситуациях руководителю нужно брать на себя ответственность за сложные решения. 

Часто мы сами стираем эти роли и границы, если начинаем помогать с ПОЗИЦИИ СУПЕРГЕРОЯ. Как узнать эту позицию? Мы ставим 

нереалистичные цели, чувствуем желание помочь абсолютно всем, взять на себя все сложности благополучателя, удовлетворить все его потребности.

Часто это связано с низкой ценностью своей услуги, отсутствием структуры, четких должностных обязанностей и нечетким представлением о содержании самой услуги. Для выстраивания отношений с благополучателями важна четкость и ясность состава услуг и прозрачность правил, условий, на которых эта услуга оказывается. Также очень важна ваша последовательная позиция в ответ на нарушения границ. 

Таким образом, с потребительской позицией можно и нужно работать. Попробуйте так выстроить вашу работу, чтобы вы не вызывали и не усиливали потребительство у клиентов. А наоборот, показывали им пути и помогали выйти из этой непродуктивной позиции, если они уже привыкли ее занимать. Это станет дополнительной ценностью в ваших отношениях, повысит равновесие вашей команды, а для получателей помощи откроет возможности более достойной, самостоятельной и активной жизни.

Материал опубликован в рамках проекта «От аврала к балансу», который реализуется Психологическим центром «Форсайт» в партнёрстве с Центром РНО с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Рената Трубачева

Психолог и эксперт по эмоциональному выгоранию

Все статьи

19 Синонимов ОТНОШЕНИЯ | Тезаурус Merriam-Webster

отношение

как в стойка

общий способ удержания тела имел шомпол прямо отношение человека, который провел всю свою жизнь в армии

  • позиция

  • поза

  • перевозка

  • поведение

  • уравновешенность

  • станция

  • поведение

  • сиденье

  • внимание

  • присутствие

  • поза

  • руководить

  • язык тела

  • несущий

  • поведение

  • воздух

  • аспект

  • смотреть

  • вид

Тезаурус Записи Около

отношение

наряд

отношение

отношение

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись0003

«Отношение. » Merriam-Webster.com Тезаурус , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/thesaurus/attitude. По состоянию на 5 июля 2023 г. отношение для говорящих на арабском языке

Britannica.com: статья в энциклопедии о отношение

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи других определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

скрыться

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневную электронную почту «Слово дня»!

Слова в игре

  • Притворяться, притворяться и другие слова для обозначения лжи

    Доверьтесь нам

  • Skunk, Bayou и другие слова индейского происхождения

    Вы использовали больше, чем думаете

  • Слова для названий вещей, о которых вы не знали, Vol. 2

    Когда «штучки» и «штучки» не годятся

  • Когда впервые были использованы слова?

    Найдите любой год, чтобы узнать

Спросите у редакторов

  • Что такое «семантическое отбеливание»?

    Как «буквально» может означать «фигурально»

  • Как запомнить «аффект» и «эффект»

    Простой способ разделить их. (Большую часть времени.)

  • Почему в слове «обвинение» есть буква «С»?

    И вообще, кто его туда положил?

  • «Каждый день» против «Каждый день»

    Простой трюк, чтобы разделить их

Игра слов

  • Мегавикторина «Назови эту вещь»: Vol. 2

    Проверьте свой визуальный словарный запас!

    Пройди тест

  • Назовите это блюдо!

    Немного пищи для размышлений

    Пройди тест

  • Назови это

    Прослушайте слово и напечатайте его. Сколько вы можете получить…

    Пройди тест

  • Орфографическая викторина

    Сможете ли вы превзойти прошлых победителей Национального конкурса орфографии…

    Примите участие в викторине

Отношение и поведение | Encyclopedia.com

Отношение — это чувство, убеждение или мнение об одобрении или неодобрении чего-либо. Поведение — это действие или реакция, возникающая в ответ на событие или внутренний раздражитель (т. е. мысль).

Между отношением и поведением людей существуют сложные отношения, которые еще более усложняются социальными факторами, влияющими на то и другое. Поведение обычно, но не всегда, отражает установившиеся убеждения и установки. Например, мужчина, который твердо верит в воздержание до брака, может решить остаться девственником до своей брачной ночи. При других обстоятельствах тот же самый мужчина может заниматься добрачным сексом, несмотря на его убеждения под влиянием социальных сообщений о том, что его мужественность зависит от сексуальной активности.

В идеале позитивное отношение проявляется в правильном поведении. Однако в некоторых случаях здоровое отношение может привести к вредному поведению. Например, кто-то может оставаться в оскорбительной и потенциально смертельной домашней ситуации, потому что он негативно относится к разводу .

На поведение может влиять ряд факторов, помимо отношения, в том числе предубеждения о себе и других, финансовые факторы, социальные влияния (что говорят и делают сверстники и члены сообщества) и удобство. У кого-то могут быть твердые убеждения относительно улучшения системы государственных школ в их городе, но если это означает значительное увеличение их налогов на недвижимость, они могут проголосовать против любых улучшений из-за возможных денежных потерь. Или они могут просто не голосовать вообще, потому что их избирательный участок находится слишком далеко от дома или в день выборов плохая погода.

Исследования показали, что в некоторых случаях указание на несоответствие между установками и поведением может изменить направление поведения. В случае со школьным сторонником демонстрация того, что его действия (т. е. отказ от голосования, непосещение родительских собраний) наносят вред, а не помогают усилиям по улучшению образования в их городе, может побудить их пересмотреть свое поведение, чтобы оно отражало их собственные интересы. отношения.

Для тех, кто нуждается в психологическом лечении, существует несколько подходов к лечению, направленных на изменение отношения с целью изменения поведения. Когнитивная терапия и когнитивно-поведенческая терапия — две из этих методик. Когнитивная терапия пытается изменить иррациональные способы мышления. Когнитивно-поведенческая терапия пытается исправить возникающее неадекватное поведение.

Изменение отношения к изменению поведения

Отношение и поведение вплетены в ткань повседневной жизни. Исследования показали, что люди регистрируют немедленную и автоматическую реакцию «хорошего» или «плохого» на все, с чем они сталкиваются, менее чем за секунду, даже до того, как они осознают, что сформировали отношение. Реклама, политические кампании и другие убедительные сообщения в средствах массовой информации строятся на предпосылке, что поведение следует за отношением, а на отношение можно повлиять с помощью правильного сообщения, доставленного правильным образом.

В области социальной и поведенческой психологии широко исследуется взаимосвязь между отношением и поведением. Чем лучше психологи смогут понять взаимосвязь между отношением и поведением и факторы, влияющие на то и другое, тем эффективнее они смогут лечить психические расстройства и способствовать диалогу по важным социальным проблемам, таким как расизм , гендерная предвзятость и дискриминация по возрасту .

Концепция «социального маркетинга» объединяет когнитивно-поведенческие компоненты психологии с социальными науками и методами коммерческого маркетинга для поощрения или сдерживания поведения путем изменения отношения, которое его вызывает. Это также ключевая часть инициатив по санитарному просвещению, особенно в случае профилактической медицины. Кампании, пропагандирующие позитивное отношение к дородовому уходу, воздержанию от употребления наркотиков, прекращению курения, использованию солнцезащитных кремов, донорству органов, безопасному сексу, скринингу на рак и другим инициативам в области здравоохранения, — все это примеры социального маркетинга в действии. По сути, социальный маркетинг «продает» взгляды и убеждения и в идеале влияет на связанное с ними поведение.

Изменение поведения, чтобы повлиять на отношение

В 1955 году клинический психолог и педагог Джордж Келли представил свою психологию личных конструктов. Конструкты Келли были основаны на идее о том, что каждый человек смотрит на мир через свой собственный уникальный набор предвзятых представлений о нем (т. Е. Конструктов). Эти конструкции изменяются и адаптируются по мере того, как человек сталкивается с новыми и разными ситуациями. В основе теории Келли лежит идея о том, что люди могут искать новый опыт, практиковать и адаптировать новое поведение, чтобы изменить свое отношение (или конструкции) к миру. Он рекомендовал терапевтам поощрять своих пациентов пробовать новое поведение и стратегии выживания; он и его последователи часто обнаруживали, что пациенты адаптировали эти полезные новые модели поведения и впоследствии меняли свое отношение.

Когда поведение несовместимо с отношением, это иногда является результатом социального или давления со стороны сверстников . В то время как взрослое поведение обычно вытекает из устоявшихся установок, у детей установки часто формируются наблюдаемым поведением. С самого раннего возраста дети копируют действия других и в определенной степени строят свои взгляды и убеждения на основе усвоенного поведения. По мере того, как дети становятся подростками , поведение их сверстников может иметь значительное влияние.

Добавить комментарий