Право на лень: как менялось отношение человека к труду
Почему мы так много работаем (даже когда отдыхаем) и с таким трудом бездельничаем (когда работать-то и не нужно)?
В 2013 году японский новостной репортер Мива Садо (Miwa Sado) была вынуждена освещать сразу два процесса голосования подряд — в столичную ассамблею Токио и Палату Советников. Из-за объема работы в течение месяца она получила всего два выходных дня, суммарно проработав 159 часов сверхурочно. Спустя три дня после окончания выборов журналистка умерла. Ей был всего 31 год.
Впоследствии расследование чиновников классифицировало эту трагедию как «кароси» (яп. 過労死) — термин, обозначающий смерть от переработки. В данном случае переутомление наложилось на хроническую сердечную недостаточность, что и привело к смерти. Когда тело Мивы Садо было найдено в квартире, она все еще сжимала в руке свой мобильный телефон.
Конечно, проблемы постоянного переутомления из-за сверхурочной работы — не только специфически японское явление. Просто в этой стране, известной своей жесткой трудовой дисциплиной, оно проявилось наиболее ярко.
Так, согласно недавнему исследованию ВОЗ, продолжительный рабочий день становится причиной смерти сотен тысяч людей в год по всему миру. Только в 2016 году было зарегистрировано почти 750 тыс. случаев, когда продолжительный рабочий день приводил к смерти от инсульта или ишемической болезни сердца. Эта проблема, согласно данным NordVPN Teams, стала еще более актуальной во время «удаленки», которую принесла пандемия: в ряде стран было зафиксировано увеличение рабочего дня до 11 часов.
Более того, порядка трети работающих людей считают себя трудоголиками, а количество исследований посвященных этой болезни нашей эпохи растет экспоненциально. И даже наличие свободного времени — времени, не заполненного работой, — также парадоксальным образом стало источником стресса, известного как «синдром выходного дня».
В этом смысле трагическая смерть японской журналистки очерчивает тревожную тенденцию всего постиндустриального общества, в котором труд превратился в тотальность, пронизывающей собой чуть ли не всю человеческую жизнь. Вплоть до того, что в этих условиях стал возникать новый тренд, требующий вернуть человеку «право на лень».
Впрочем, нельзя сказать, что этот тренд попадает в мейнстрим и обладает мощной информационной поддержкой. А если кто-то и начинает говорить о том, что лень как явление требует переоценки, то подобные заявления едва ли воспринимаются всерьез. Отчего-то даже на пределе усталости нам безумно сложно помыслить лень как нечто допустимое, пусть и в самых безобидных дозах.
Труд — это проклятие
На самом деле человек уже несколько столетий живет с двумя любопытными установками. С одной стороны, он поставил труд в качестве главного содержания жизни. А с другой — твердо поверил в то, что технологический прогресс непременно «освободит» его от трудностей труда.
И несмотря на то, что на первый взгляд эти установки друг друга исключают — либо труд как смысл жизни, либо труд как то, что необходимо минимизировать, — на самом деле это не так. Если поместить их в социально-экономический контекст последних столетий, станет ясно, почему они друг на друга работают и друг друга дополняют, сведя на нет даже саму возможность переоценки лени.
Дело в том, что отношение к труду как к чему-то самоценному, как и то, что технологии несут человеку освобождение, были бы непонятны условному человеку из Древнего мира или Средних веков. Не случайно во многих мифах — будь то библейский рассказ об изгнании человека из Рая, шумерское «Сказание об Энки и Нинмах» или древнегреческий миф о Данаидах, — мы сталкиваемся с одной и той же интуицией: труд — это проклятие.
Возьмем ли мы общество аграрного типа с его рабовладельческой системой, или средневековое феодальное общество, опирающееся на работу крепостных крестьян, — повсюду мы увидим примерно одно и то же. Во-первых, отношение к труду как к неизбежному уделу, который, однако, не должен подчинять себе всю жизнь. А во-вторых, достаточно мягкое отношение к лени — как к пороку, хоть и порицаемому, но далеко не самому серьезному, а, порой, и простительному.
Скажем, древние греки вообще презирали ручной труд как таковой, считая это занятие недостойным высокого призвания гражданина полиса. Достойным же содержанием жизни они считали праздность, то есть подлинный, возвышенный досуг, посвященный политике, общению, спорту и самообразованию.
«Вся человеческая жизнь, — писал, например, Аристотель, — распадается на занятия и досуг, на войну и мир, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное… Война существует ради мира, занятия — ради досуга, необходимое и полезное — ради прекрасного».
Примерно таким же настороженным было и отношение к технике. Достаточно вспомнить миф о Прометее, где передача человеку огня и технологий (в широком смысле) оценивается как космическая катастрофа, которая нарушила божественный порядок.
В «Чжуан-цзы» есть притча, в которой рассказывается, как Конфуций и его ученик, проходя мимо одной деревни, остановились и долгое время наблюдали за крестьянином. Тот постоянно бегал за водой к подножию горы, чтобы полить свое поле. Наконец, ученик Конфуция подошел к крестьянину и стал наставлять его: дескать, он мог бы упростить свой труд при помощи устройства «журавля». Однако крестьянин оказался даосским мудрецом. Выслушав ученика Конфуция, он выступил с ответной речью, в которой заявил, что человек, пользующийся машиной, обрекает и свое сердце сделаться «машинным».
Вместо прекрасного — выгодное
Подобное отношение к работе — как к проклятию, без которого не выжить, но к которому жизнь сводить не стоит, — воспроизводилось очень долго, вплоть до XVI—XVII веков. Даже с распространением христианства труд, хоть и приобрел аскетическое и социальное содержание — как то, что дисциплинирует тело и общество, — но так и не стал чем-то самоценным.
Все изменилось вместе с наступлением в Европе Нового времени и, в частности, Реформации, которая сделала труду по-настоящему головокружительную карьеру.
«Трудятся не для того, чтобы жить, а живут для того, чтобы трудиться. Если же человеку больше не дано трудиться, то он обречен на страдания или смерть». Эти слова принадлежат видному протестантскому богослову Николаю Цинцендорфу, и они как нельзя лучше характеризуют тот процесс, который запустил столь радикальную переоценку труда.
Протестантская этика, как и во многом вышедший из нее капитализм, именно трудолюбие и предприимчивость поставила на «Олимп» добродетелей, так что деловые качества и коммерческий успех превратились в проявления «святости». Однако само появление этой этики совпало с целым рядом других глобальных процессов, которые друг друга подпитывали, прокладывая дорогу к индустриализации и современному представлению о работе.
Речь идет и о первой научной революции, которая запустила процесс секуляризации. И о росте городов, который привел к падению феодализма и подготовил появление современного бюрократического государства. И о первых шагах в области создания все более изощренной технологической среды, которая расширила мощь и возможности человека. Все это наполнило новыми смыслами человеческий труд, который из тяжелого проклятия превратился в великое призвание.
«Капитализм не только реабилитировал труд как способ существования homo faber’а (добуржуазного раба, ремесленника, торговца и земледельца), но попытался распространить логику vita activa (то есть деятельной жизни. — РБК Тренды) на все прочие сферы человеческой жизнедеятельности, подчинить «прекрасное и невыгодное» (bonum) «полезному и необходимому» (utile)», — пишет в связи с этим исследователь Игорь Джохадзе.
Недаром поиск тотальной полезности стал настолько всеобъемлющим, что даже творческий труд и возвышенный досуг (в античном смысле) превратились в нечто «несерьезное» — в игровые забавы, которые, если и допустимы, то лишь в рекреационных целях. «Внутри трудового жизненного процесса общества в целом «игра» художника выполняет ту же функцию, что игра в теннис или растрата времени на хобби в жизни индивида», — заключает философ Ханна Арендт.
Время, которого стало «мало»
Но вероятно самые глубокие трансформации, которые принесли за собой Новое время и распространение капиталистического хозяйства, коснулись того, как человек стал относиться к времени.
Английский историк Эдвард Томпсон в работе Time, Work-discipline and Industrial Capitalism описывает, как вместе с появлением в европейских городах башен с часами, чье строительство, как правило, инициировалось и оплачивалось местными купеческими гильдиями, возникает механически исчисляемое время, так хорошо нам знакомое.
Это время, которое стоит денег, потому что подчинено экономической полезности, и которого всегда «мало», о чем не устают напоминать часы. А значит его нужно «тратить» с бережливостью купца, о чем назойливо твердил тот же Бенджамин Франклин.
Во что превратилась лень в этих новых экономических и технологических условиях? С одной стороны — в самый страшный порок, направленный против экономики времени (или времени экономики), который лишает человека спасения и права быть частью общества. Отныне бездельник — это прокаженный, человек, подхвативший моральный «недуг». Или еще хуже — бунтовщик, который бросает вызов обществу и Богу, отказываясь от благословенной работы.
Но распространение этой «болезни» можно предотвратить, если обеспечить правильную социальную организацию. Например, при помощи фабричного гудка, разнообразных форм контроля и учета (вспомним хотя бы законодательную борьбу с тунеядством в СССР), системы денежных поощрений и санкций, школьного образования или тиражирования образов успеха. Благо для всего этого технологическая база уже была на подходе.
А если кто умудрился этот недуг «подхватить», то несчастного можно вылечить, если поместить, к примеру, в рабочие дома. «Должно заставлять их [бездельников] работать так долго и на работах столь тяжелых, как только позволяют их силы и те места, где будут они находиться», — цитирует философ Мишель Фуко одно из положений устава подобного госпиталя с отделением «для юношей и девушек младше 25 лет».
Однако, с другой стороны, лень, под повсеместным гнетом труда, закономерно превратилась в самой желанный плод, в главный предмет тайных мечтаний. Именно здесь и возникает надежда на технологии и, в частности, фигура робота, который позволит человеку отдаться вдохновенному творчеству, оставив мрачные шахты и заводы.
Достаточно вспомнить знаменитый манифест «Право на лень» Поля Лафарг (зять Карла Маркса), в котором труд в капиталистическом обществе становятся главной причиной «духовного вырождения и физического уродства», а в конце провозглашается: «О леность, сжалься над нашей нищетой! О леность, мать искусств и благородных добродетелей, будь ты бальзамом для страданий человечества!»
По сути, весь XIX век прошел под знаком борьбы рабочего класса за то, чтобы защитить свой досуг, вырвать кусок свободного времени из их уже подсчитанного и наполненного трудом времени, а вместе с тем — в утопических грезах о скором освобождении от труда, которое принесет человечеству технический прогресс.
Но какими бы не были успехи этой борьбы, сама необходимость получения «лицензии» на досуг уже означала, что время, встроенное в полезность, человеку больше не принадлежит. А праздность, если и возможна, то только в виде бонуса за достойный труд.
В погоне за свободным временем
В современном постиндустриальном обществе ситуация стала только еще хуже. И не только потому, что фетиш на работу никуда не исчез, а только усилился — достаточно ознакомиться с последней книгой антрополога Дэвида Гребера «Бредовая работа», в которой показано, как идея всеобщей и обязательной занятости заставляет миллионы людей заниматься бессмысленным трудом. В очередной раз «подвел» технологический прогресс.
Во-первых, цифровые технологии размыли былую границу между временем досуга и временем работы, что стало особенно заметно во время пандемии. Вместе с появлением интернета, социальных сетей и мессенджеров, занятость стала намного более гибкой. Можно сказать, что символический предел современной занятости выражает тот телефон, что держала в руках мертвая японская журналистка.
Более того, эти же технологии даже досуг превратили в работу. Теперь мы не просто гуляем, но подсчитываем шаги и калории. Не просто отдыхаем, но при помощи фотографий и постов отчитываемся о том, куда сходили и что съели, чтобы приумножить свой социальный капитал.
Во-вторых, процесс автоматизации и роботизации не только не привел к уменьшению работы, но стал источником новых тревог. Например, по поводу своей будущей занятости: по данным опроса PwC, 37% респондентов испытывают подобную тревогу. И все потому, что процесс автоматизации совсем не направлен на то, чтобы предоставить человеку больше свободного времени. По крайней мере, в том обществе, в котором мы живем.
Главная цель здесь только одна — повышение производительности труда с тем, чтобы перебросить освободившееся время на новые участки работы. Отсюда — парадоксальная взаимосвязанность двух установок, с которых мы начинали выше: труд как главное содержание жизни и вера в то, что технологии освободят человека от труда.
Как писал немецкий писатель и философ Фридрих Юнгер, человек, подчиняясь диктату механического времени, «неизбежно стремится выиграть время, то есть какую-то меру механически отсчитанного времени, запас которого у него не безграничен и которое он вынужден экономить. Это и заставляет его конструировать новые механизмы, которые будут работать быстрее, чем уже существующие».
Но, продолжает философ, совсем не для того, чтобы сэкономленное «растратить» на сладостное безделье, а для того, чтобы инвестировать этот «временной излишек» в дальнейший рост показателей и новую полезность. И у этой технологической погони за свободным временем, которое тут же вкладывается в эффективность, потенциально нет предела.
Тем более, что современные практики трудового принуждения де-факто стали куда более изощренными и вездесущими. Незаметно они окончательно отучили нас от лени, превратив даже свободное время в процесс производства, у которого не должно быть каникул.
Для тех, кто захочет узнать больше об истории «лени» — о том, как она осмыслялась в разных культурных и философских традициях, — мы рекомендуем ознакомиться с текстом диссертации, недавно защищенной на философском факультете МГУ, как раз посвященной этой теме.
Отношение к бездомным и бездомности в России
Об исследованииСпециально ко Дню бездомного человека фонд «Нужна помощь» и «Ночлежка» спросили россиян о том, что они думают о бездомных и что знают о проблеме бездомности.
Методология
Онлайн-опрос по панели агентства Tiburon Research. 1200 интернет-пользователей из всех регионов РФ, жители городов с населением от 100 тысяч человек; квоты по полу, возрасту, географии и уровню образования. Из опрошенных: 240 человек в возрасте 18-24 лет, 336 человек — 25-34 года, 276 человек — 35-44 года, 348 человек — 45-55 лет.
Опрос проводился 13-14 марта 2019 года.
Почему люди оказываются на улице?62% опрошенных отмечают, что бездомных в их городе немного. Жители крупных городов предсказуемо чаще сталкиваются с бездомными: 50% москвичей оценили ситуацию как «очень много бездомных в городе». При этом 70% всех респондентов согласились, что стать бездомным может каждый (и это не может не вызывать тревогу за уверенность россиян в завтрашнем дне).
Самыми распространенными причинами бездомности россияне называют вредные привычки (61%), действия мошенников (60%) и сложную жизненную ситуацию (52%). В последнюю очередь на бездомность, по мнению населения, влияют собственное желание вести такой образ жизни (13%), психологические проблемы и физические особенности вроде старости или инвалидности (по 12%).
Иллюстрация: Кристина Звездова для НП
Насколько представления населения о причинах бездомности соответствуют действительному положению вещей? Мы попросили Санкт-Петербургскую благотворительную общественную организацию “Ночлежка” поделиться своим 29-летним опытом наблюдений.
“Мы рады, что такой большой процент респондентов понимает, что на улицу приводят трудные жизненные обстоятельства. Мы опрашиваем людей, которые приходят за помощью в Консультационную службу «Ночлежки». По нашей статистике, самая частая причина бездомности – это переезд в другой город в поисках работы (41,7%). Необходимость ехать в чужое место, потому что в твоём родном городе или поселке негде зарабатывать деньги – это тоже сложная жизненная ситуация. С которой, к сожалению, сталкивается большое количество наших соотечественников: 98% людей, которые приходят за помощью в Ночлежку, – это граждане Российской Федерации, которые мигрируют внутри страны из-за безработицы.
Второе место среди причин бездомности, по нашей статистике, занимает неблагополучная ситуация в семье (28,8%). Третье – мошенничество с недвижимостью (15,6%).
Вредные привычки (алкогольная и наркотическая зависимости) сами по себе никогда не становятся прямой причиной бездомности: на улицу человека приводит целый комплекс несчастий и обстоятельств. Нередко алкоголь и наркотики усугубляют положение человека, и он становится более беззащитным от бездомности. Однако с самого начала химические препараты появляются в жизни людей от неустроенности и неразрешенных психологических сложностей. Как показывает 29-летний опыт «Ночлежки», чаще люди начинают пить, уже оказавшись на улице – из безысходности и непонимания, в какие двери стучать, к кому обращаться, откуда ждать помощи.
А бездомность как собственный выбор человека – это крайне редкий случай, по статистике «Ночлежки», так отвечают лишь 1,8% живущих на улице людей. К сожалению, невозможно определить уровень ментального здоровья этих респондентов и то, насколько это их личное осознанное мнение. Зачастую это уверенность, появившаяся как следствие обвинений общества и из желания бездомного человека принимать хоть какие-то решения в своей жизни самостоятельно. Жизнь на улице в России – это очень тяжелый удел, выбрать который в здравом уме сложно.”
(Комментарий предоставлен Екатериной Азаркевич)
Отношение к бездомным людямМы также попросили респондентов описать свои ощущения от контакта с бездомным человеком. Большинство опрошенных ответили, что при взгляде на бездомного испытывают печаль (48%), сочувствие или жалость (по 65%). Интересно, что для женщин одно из самых распространенных чувств — страх: его при встрече с бездомным переживает каждая пятая. Также женщины чаще мужчин испытывают дискомфорт (50% против 40%). 34% опрошенных сказали, что хотели бы помочь бездомным; молодые люди от 18 до 34 лет чаще других высказывали такое намерение.
Результаты опроса говорят о том, что в целом россияне сочувствуют и сопереживают бездомным людям, но не совсем готовы к тесному контакту с ними. Так, мы предложили респондентам оценить 7 гипотетических ситуаций по шкале от «активно поддержу» до «буду категорически против»: им нужно было представить, что рядом с их домом открылась душевая или прачечная, приют, отапливаемый ангар, кафе, где работают бывшие бездомные, пункт раздачи горячих обедов или вещей или пункт сбора вещей для бездомных людей. Подавляющее большинство опрошенных (78%) скорее поддержали бы пункт сбора вещей: так они могут помогать, не контактируя с бездомными напрямую.
Иллюстрация: Кристина Звездова для НПВсе 7 пунктов поддержали 38% опрошенных, и только 2% населения были против любого предложения. Доля тех, кто был категорически против хотя бы одного предложения, составила 10%. При этом люди чаще выступают против отапливаемого ангара (28%), чем приюта (18%) — это может быть связано с тем, что приют кажется россиянам более закрытым местом и не так сильно ассоциируется с неприятными последствиями уличной жизни.
Согласно опросу, люди без высшего образования выражают большее сочувствие к бездомным людям и даже солидаризируются с ними. Они реже приписывают бездомным негативные характеристики: к примеру, не так часто, как выпускники вузов или обладатели ученой степени, отмечают, что бездомные плохо пахнут (80% против 90%) или распространяют болезни (55% против 62%). К тому же, люди без высшего образования чаще выбирали экономическую ситуацию в стране как причину бездомности и чаще согласились с утверждением о том, что стать бездомным может каждый. Это может говорить о том, что они острее чувствуют свою уязвимость перед экономической нестабильностью в России.
Кто должен помогать бездомным92% россиян считают, что помощь бездомным — в первую очередь, обязанность государства (по факту, это все респонденты, которые не выбрали ответ «Никто, кроме самих бездомных, не должен заниматься решением проблемы»). Следом идет помощь от благотворительных (59%) и религиозных организаций (38%). По узнаваемости среди населения России лидируют служба «Милосердие» (40%) и «Ночлежка» (20%). Правда, почти половина опрошенных слышали только название или лишь поверхностно знают, чем заняты «ночлежкинцы».
Своей обязанностью (обычных граждан) помощь бездомным назвал каждый пятый респондент (21%). При этом фактически в помощь бездомным вовлечено даже больше людей: 73% за последний год оказали ту или иную помощь, чаще всего — подали милостыню (56%), поделились вещами или едой (напрямую или через организации).
Иллюстрация: Кристина Звездова для НПЗаключениеЕсли подытожить наши впечатления от результатов опроса, тема бездомности оказалась для россиян ближе, чем мы предполагали. А вот как к этому относиться — как к свидетельству милосердия (отзывчивости к чужой беде) или свидетельству уязвимости населения (отсутствия уверенности в том, что они сами однажды не окажутся на улице) — этот вопрос мы оставляем открытым.
________________________
Над исследованием работали:
Команда «Нужна помощь»: Алена Манузина, Елизавета Язневич, Марина Рунович
Команда Tiburon Research: Александра Орлова, Артем Тинчурин, Лев Кертман, Ляйсан Хамидуллина
Также благодарим коллег из БОО “Ночлежка” за идею исследования и экспертизу в ходе его проведения!
Дополнительные материалы: Таблицы с ответами респондентов
Проект создан и поддерживается командой аналитиков и программистов благотворительного фонда «Нужна помощь». Фонд существует за счет пожертвований. Пожалуйста, поддержите нашу работу.
Поддержать проект
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем cookie-файлы. Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование cookie-файлов. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой, чтобы узнать больше.
Отношение: определение, примеры и причины
Отношения: определение, примеры и причины Автор: Жюстин Сааведра, М. С. Узнайте, что такое отношения и почему они важны. Откройте для себя объяснения и упражнения для отношения осознанности, отношения к успеху и многого другого.
Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, коуч или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии. Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! ✓ Сэкономьте сотни часов времени Что такое отношение? (Определение)Часто наши мнения и отношения довольно черно-белые. «Отношение — это оценка психологического объекта, представленная в таких измерениях, как хорошее или плохое, приятное и неприятное или приятное или неприятное» (Svenningsson et al., 2021). Хотя можно испытывать двойственное отношение (ни к хорошему, ни к плохому) в отношении чего-либо, большинство людей придерживаются твердого мнения о вещах и людях, которые значат для них больше всего. Почему отношения важны?Отношения важны, потому что они могут определять, как мы взаимодействуем с окружающим миром. Преимущества позитивного отношения:
Как вы можете видишь, твое отношение может повлиять практически на каждый аспект вашей жизни, включая физическое здоровье, социальные отношения и вашу карьеру. Чувствуете ли вы, что у вас позитивный настрой, или негатив мешает вам? Продолжайте читать, чтобы узнать больше о том, как формируются отношения и что вы можете сделать, чтобы изменить их, если хотите. Видео: Функции отношенийПримеры отношений
Откуда берутся отношения? В психологии уже довольно давно изучаются отношения, поскольку ученые пытались выяснить, как люди могут придерживаться таких совершенно разных убеждений. Было разработано несколько основных теоретических основ. По мнению ученых, развитие отношения можно описать в разных контекстах, которые будут обсуждаться более подробно ниже.
Эта схема утверждает, что ваши чувства, действия и убеждения в отношении кого-то или чего-то определяют ваше отношение. Чтобы проверить эту теорию, попробуйте подумать о чем-то, к чему вы положительно относитесь, например, о друге, домашнем животном или любимом хобби. У вас, вероятно, есть положительные чувства, поведение и мысли по отношению к этой вещи. Чтобы глубже изучить эту теорию, посмотрите видео ниже. Видео: ABC Модель отношенийЗаразительны ли установки?Другая психологическая основа для развития отношения склоняется к социальному объяснению. Любое количество вещей в вашем окружении может повлиять на ваше отношение, включая, помимо прочего, семью, друзей, средства массовой информации, культуру и обусловленность. Многие дети разделяют те же взгляды, что и их родители, просто потому, что это то, с чем они столкнулись и с чем знакомы. Отношение окружающих может быть заразительным, если вы невнимательны. Пристальное внимание к словам и поведению людей может помочь вам понять, какие установки полезны для вас, а какие вредны для саморазвития и личного развития. Видео: Социальная психология: отношенияОтношения: ценности и убежденияЦенности — это твердые убеждения, которые играют ключевую роль в формировании вашего общего отношения. Например, многие люди становятся донорами органов, потому что верят в ценность сохранения человеческой жизни. Другие сами не участвуют в донорстве органов из-за религиозных ценностей. Ни одно отношение не обязательно неправильное или правильное — этот пример просто иллюстрирует, как разные убеждения и ценности могут формировать отношение. В общем, ценности и убеждения более фиксированы, чем установки. Одна из причин этого заключается в том, что знание является неотъемлемой частью формирования отношения (Hill et al. , 1977). Когда вы приобретаете новые или иные знания, это может помочь сдвинуть или изменить ваше отношение, пусть даже незначительное. Это интересно, потому что это означает, что у вас есть возможность изменить свое отношение, если оно причиняет вам боль, а не помогает. Отношение благодарности Развитие чувства благодарности означает, что вы смотрите на жизнь через призму благодарности. Обычно легко увидеть все препятствия и неприятности в нашей повседневной жизни. Видеть маленькие вещи, за которые мы должны быть благодарны, иногда бывает труднее. Если вы ищете это, почти всегда есть что-то, за что можно быть благодарным в любой конкретной ситуации. Отношение благодарности означает, что вы верите, что можете найти что-то, за что можно быть благодарным почти в каждом опыте. Отношения внимательностиОсознанность — это практика полного пребывания в своем теле и ценения каждого момента. Это становится все труднее с требованиями к нашему вниманию. Когда нас отвлекают телевизор, видеоигры, смартфоны или другие технологии, у нас нет возможности оставаться в настоящем и наблюдать за своими мыслями и окружающей средой. Осознанность может быть сложной задачей, если вы привыкли отвлекаться. Как только вы станете более осознанными, вы сможете увидеть как хорошие, так и плохие аспекты вашей жизни и общества. Несмотря на то, что внимательность может сделать более темные стороны вашей жизни видимыми, она также выявляет те части вашей жизни, которые сияют ярко. Доказано, что осознанный подход к жизни имеет ряд преимуществ. Преимущества осознанного отношения:
Вы пытаетесь практиковать осознанность или это то, с чем вы боретесь? Со временем и терпением вы сможете попытаться развить более осознанное отношение. Для начала попробуйте следующее упражнение на осознанность. Упражнение: Медитация осознанности
Отношения наукиУченые пытаются сделать мир лучше, проводя исследования и отвечая на вопросы. Люди, занимающиеся наукой, часто любознательны и хотят узнать, как устроен мир. Согласно исследованию, проведенному в 2017 году, научное отношение (Экавати) состоит из шести компонентов. Компоненты отношения к науке:
Вы интересуетесь наукой? Работа над развитием этих черт может помочь вам добиться успеха. Например, настойчивость — полезное качество для ученого, потому что обычно приходится испробовать много разных методов и экспериментов, прежде чем все получится. Непредубежденность также является важной чертой в науке, потому что вы никогда не можете предсказать со 100% точностью, что произойдет. Отношение к лидерствуЕсли вы занимаете руководящую должность, ваше отношение может сильно повлиять на окружающих. Важно помнить, что как лидер вы служите образцом для подражания. Демонстрация качеств, которые вы хотите видеть, таких как позитивность, самоотверженность и настойчивость, побудит тех, кого вы ведете, также стремиться к этим качествам. Отношение к успехуВаше отношение может оказать огромное влияние на ваш успех, будь то хороший или плохой. Одно исследование показало, что сотрудники, которые демонстрировали позитивное отношение и больший оптимизм, имели больше шансов на трудоустройство и заработную плату, чем сотрудники с негативным отношением (Mohanty, 2012). Это показывает, что ваше отношение к работе может повлиять на успех вашей карьеры. Развитие отношения к успеху может помочь вам в достижении ваших целей. Известная цитата Генри Форда гласит: «Думаете ли вы, что можете, или думаете, что не можете, вы правы». Это означает, что если у вас негативное отношение и вы чувствуете себя побежденным, вы, вероятно, не будете очень стараться. С другой стороны, если у вас позитивный настрой и вы чувствуете в себе силы, вы с большей вероятностью предпримете меры и приблизитесь на один шаг к своим целям. Ключевым компонентом развития отношения к успеху является умение использовать ошибки и неудачи как уроки, а не позволять им тянуть вас вниз. Никто не идеален — все мы совершаем ошибки. В следующий раз, когда вы в чем-то потерпите неудачу, постарайтесь извлечь урок из неудачи, а затем возьмите себя в руки и попробуйте еще раз. Видео: Сила взглядов Цитаты об отношенияхВ вашей жизни могут быть моменты, когда вам нужно «изменить отношение». Это может произойти, если вы попадете в колею негативного мышления. Подумайте о следующих цитатах, когда вам нужна доза вдохновения для более позитивного отношения.
Статьи, связанные с отношениямиХотите узнать больше? Ознакомьтесь со следующими статьями:
Книги, связанные с установкамиЕсли вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.
Заключительные мысли об отношенияхВаше отношение играет большую роль в большинстве аспектов вашей жизни и помогает определить, как вы взаимодействуете с окружающим миром. Ваше отношение состоит из ваших чувств, поведения и мыслей по отношению к человеку или предмету. Было показано, что позитивный настрой имеет ряд преимуществ, включая улучшение физического самочувствия и более позитивное восприятие себя и других (Любомирский и др., 2005). Если у вас негативное отношение, попытка развить отношение осознанности или успеха может помочь вашему физическому и эмоциональному благополучию. Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! Ссылки
| Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес! Ключевые статьи:
Пакеты контента:
|
Полный список из 175 примеров отношения
Барри Давенпорт
Что может сделать список установок, чтобы помочь вам стать тем, кем вы хотите быть?
Чтобы внести позитивные изменения в свою жизнь и свою реакцию на вызовы , вам нужно увидеть, где вы сейчас находитесь.
Как вы реагируете, когда что-то идет не так?
Как вы реагируете на людей, которые критикуют, подрывают или предают вас ?
Отношение, которое вы выбираете, предшествует вашим действиям.
Знание того, к чему вы стремитесь, поможет вам определить лучшие.
Что в этом посте:
[показать]
Каковы установки человека?
Отношение — это ситуационное мышление, которое отделено от вашего характера и личности, хотя часто находится под влиянием того и другого.
Вы можете быть более склонны, например, реагировать на критику агрессивно, или вы можете отстраниться и вести себя отстраненно или оборонительно.
В отличие от эмоций, которые чаще бывают непроизвольными, установки являются преднамеренными; вы выбираете определенное отношение. Он не просто появляется в ответ на что-то еще.
Хорошие новости? Вы можете выбрать отношение, которое даст вам толчок в жизни, вместо того, чтобы сдерживать вас.
Каково ваше отношение прямо сейчас?
Наслаждайтесь следующим списком слов для описания отношения.
Запишите те, которые кажутся вам наиболее знакомыми — те, которые вы используете чаще всего, — а также те, которые вы хотели бы использовать чаще, чем сейчас.
1. Абразивный
2. Принимающий
3. Авантюрный
4. Ласковый
5. Агрессивный
6. Покладистый
7. Отчужденный
8. Амбивалентный
9. Злой
10. Тревожный
11. Раздраженный
12. Тревожный или обеспокоенный
13. Антагонистический
14 Антисоциальный
15. Апатичный
16. Высокомерный
17. Напористый
18. Избегающий
19. Преисполненный благоговения
20. Доброжелательный 9 0014
21. Воинственный
22. Предвзятый
23. Фанатичный
24. Храбрый или мужественный
25. Широкий кругозор
26. Жизнерадостный
27. Бессердечный
28. Спокойный
29. Заботливый
90 008 30. Веселый31. Безрадостный
32. Замкнутый
33. Холодный / Бессердечный
34. Властный
35. Конкурентный
36. Тщеславный
37. Обеспокоенный
38. Примирительный
900 08 39. Снисходительный40. Уверенный
41. Противоречивый
42. Критический
43. Циничный
44. Темный
45. Дерзкий
46. Пораженец
47. Защитный
48. Депрессивный
49. Отстраненный
50. Решительный
51. Дипломатичный
52. Презрительный
53. Отвратительный
54. Неуважительный
55. Недоверчивый
56. Чуткий
57. Энергичный 90 014
58. Предприимчивый
59. Энтузиаст
60. Ожидающий
61. Пугливый
62. Праздничный
63. Покладистый
64. Легкомысленный
65. Всепрощающий
66. Капризный
900 08 67. Дружелюбный68. Разочарованный
69. Скрытный
70. Мрачный
71. Мрачный
72. Мрачный
73. Заземленный
74. Нерешительный
75. Обнадеживающий
76. Безнадежный или Отчаянный
9 0008 77. Враждебный или негостеприимный78. Скромный
79. Беспристрастный
80. Нетерпеливый
81. Властный
82. Невозмутимый
83. Равнодушный (к другим)
84. Возмущенный
85. Любознательный 900 14
86. Неуверенный в себе
87. Заинтересованный
88. Непреклонный
89. Нетерпимый
90. Безответственный
91. Ревнивый
92. Радостный / Радостный
93. Осуждающий
94. Ленивый 90 014
95. Щедрый или щедрый
96. Беззаботный
97. Живой
98. Любящий
99. Злобный
100. Материнский или Материнский
101. Подлый или Злобный
102. Несчастный
103. Моралистический
104. Угрюмый
105. Отрицательный
106. Нейтральный
107. Серьезный
108. Нигилистический
109. Объективный
110. Неприятный
111. Обь sequious
112. Открытый / непредубежденный
113. Оптимистичный
114. Самонадеянный
115. Скупой
116. Страстный
117. Пассивный
118. Терпеливый
119. Отцовский или Па Терналистический
120. Покровительственный
121. Пессимистичный
122. Вежливый
123 Позитивный
124. Практичный
125. Прагматичный
126. Профессионал
127. Недовольный
128. Рациональный или Разумный
129. Неохотный
130. Непокорный
131. Обиженный или горький
132. Сдержанный
133. Стойкий
134. Устойчивый
135. Уважительный
136. Ответить
137. Сдержанный
138. Благоговейный
139. Сардонический (резкий/ саркастический)
140. Скрытный
141. Эгоистичный
142. Самоуверенный
143. Скромный
144. Бескорыстный
145 , Самодовольный
146. Серьезный
147. Скептик
148. Подлый
149. Снобистский / Снобистский
150. Торжественный
151. Мрачный
152. Печальный
153 Злобный
154. Упрямый или Упрямый или Непреклонный
155. Подозрительный
156. Сочувствующий
157. Задумчивый
158. Робкий или Робкий
159. Неутомимый или Неутомимый
160. Терпимый
161. Травмированный
9 0008 162. Доверие163. Не влияет
164. Непритязательный
165. Беспристрастный или Беспристрастный
166. Понимающий
167. Недружелюбный или Необщительный
168. Непоколебимый или Непоколебимый
169. Непрофессиональный
170. Бдительный или сверхбдительный
171. Летучий или взрывоопасный
172. Теплый или сострадательный
173. Причудливый
174. Готовый
175. Замкнутый
Другие статьи по теме 900 14
Амбиверт против Омниверта: 7 ключевых отличий этих личностей
105 Обо мне Вопросы для игры в теги обо мне
50 лучших цитат о росте мышления для детей и учителей
90 006 Как изменить свое отношение
Теперь, когда вы просмотрели весь список слов отношения и определили знакомые отношения, вы можете задаться вопросом: «Что, если вместо того, чтобы защищаться, когда кто-то критикует меня, я займу непредубежденную или терпеливую позицию?»
Или, говоря более общим языком, как заменить одно отношение на противоположное? В конце концов, установки являются преднамеренными, хотя они легко могут стать привычкой.