§ 76. Значение и оттенок значения
Другой семантической величиной, меньшей значения, является оттенок значения, о котором ведутся длительные споры в отечественном и зарубежном языковедении. Однако подавляющее большинство 236
лингвистов, особенно тех, кто непосредственно связан с лексикографической работой, не сомневается в реальности оттенка и в его важности как в практическом, так и теоретическом отношении. Вместе с тем ученые отмечают объективные трудности его изучения, обусловленные самой природой таких идеальных образований: они потенциальны, подвижны, требуют для своей актуализации и оживления наличия особых контекста, речевых условий. Как семантическая величина, меньшая значения, оттенок не имеет относительно самостоятельного, логически расчлененного соотношения с отдельным классом предметов или явлений. Выше мы подчеркивали, что слово — не математический знак, и его значение — не математическое, чистая абстракция. Обобщение в слове формируется исторически, через отношения и связи с другими понятиями, испытывая в своем развитии воздействие многих внутриязыковых и внеязыковых факторов. В этих связях и отношениях выражается и исторически изменяющееся наше понимание обозначаемого.
Оттенок функционирует внутри понятия, в пределах его логической схемы, не затрагивая категориальных функций значения слова; он более индивидуален, ассоциативен, а потому нередко потенциален, т. е. реализуется далеко не в каждом употреблении слова, в значение которого он входит. Вспомним, что и другие элементы значения слова не в каждом его употреблении могут актуализироваться. При таком понимании оттенок значения — это отдельный семантический участок, выделяющийся в «семантическом пространстве» обозначаемого понятия. Образование оттенка может быть обусловлено: воздействием внутренней формы на формирование значения (абстракции), развитием значения, расширением фразеологических связей слова, соотнесенностью стилистических, эмоциональных характеристик слова с соответствующими семантическими признаками его значения и др.
Оттенки значения играют особенно активную и важную роль в синонимике языка, в стилистической системе языка, его экспрессивных, эмоциональных, образных средствах выражения.
Синонимия сама по себе не является условием существования оттенков значения. Это семантически независимые явления; оттенки формируются, существуют и могут обнаруживаться и вне синонимических отношений. Но поскольку синонимы обозначают один и тот же класс предметов, явлений и на этой основе тесно взаимодействуют друг с другом,— синонимия способствует более самостоятельному, контрастному проявлению оттенков; тем самым они приобретают в синонимии особую роль. Можно сказать, что возможность формирования, выражения и самостоятельной актуализации оттенков с помощью синонимов способствует утверждению и закреплению в языке как самой синонимии, так и оттенков, играющих, как известно, существенную роль в отношениях между синонимами. Подобно тому, как свойства предмета обнаруживаются в отношениях с другими
237
предметами, так и признаки и оттенки значения слова обнаруживаются в смысловых связях с другими словами.
Для доказательства высказанных выше положений обратимся к разбору некоторых примеров из русского языка. Глаголы жить и существовать определяются в толковых словарях одинаково. В Словаре синонимов русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой пишется: «Существовать имеет отвлеченный характер и указывает на то, что лицо сохранило жизнь, а не умерло». Но возможные семантические отличия, обнаруживаемые в речи в конкретных смыслах словосочетаний и отражающие потенциальную семантику этого слова, значительно богаче. В контексте, в тесной связи и координации со значениями других слов как бы высвечиваются отдельные черты значений синонимов.
Глагол существовать по сравнению с жить имеет, скорее, не общественный, а биологический признак — «быть; находиться, присутствовать в процессе бытия»: «Он (Терещенко) — настоящий художник, таких почти не существует» (А. Блок. Письмо Л.Д. Блок, 1917, 3 мая) «— Яков Демидыч, для чего ты на свете живешь?.. Для чего ты на свет родился, для чего на земле существуешь?» (И. Бунин. Божье дерево) и др. В другом контексте глагол существовать обнаруживает по сравнению с
Оттенки значения, не выходя за рамки одного и того же понятия, могут подчеркивать отдельные особенности обозначаемого. Так, в паре глаголов гаснуть-тухнуть для слова гаснуть и его производных наиболее важным является указание на прекращение свечения, тогда как 238
для тухнуть и его производных существенно также и прекращение горения1.
В паре синонимов коснуться — дотронуться последний обозначает намеренное действие живого существа (ср.: Он коснулся ее руки = Он дотронулся до ее руки, но только Лодка коснулась берега). Слова с экспрессивно-синонимическим типом значения отличаются от соответствующего синонима с номинативным типом значения не только экспрессивной возвышенной или сниженной оценкой, но и своей семантикой: обозначаемое явление должно обладать качествами, соответствующими таким оценкам (ср. пары: глаза — очи, лоб — чело, одеть — облечь, есть — вкушать — жрать и т. п.). К оттенкам относят и особенности значения, связанные с внутренней формой слова, т. е. образным или описательным представлением обозначаемого (ср.: краткий — немногословный, тишина — безмолвие — беззвучие — молчание, небывалый — невиданный — неслыханный, гостеприимный — хлебосольный и т. п.).
Как уже говорилось выше, у большинства языковедов, и прежде всего стилистов, лексикографов, особенно внимательно вникающих в семантические и стилистические тонкости значений слов, не вызывает сомнения реальность оттенков значения слова, хотя все они подчеркивали значительную трудность их нахождения и отражения; вместе с тем они отмечали известную недифференцированность обозначаемых этим термином языковых фактов. «Сравнительно легко наметить основные группы значений,— писал Л.В. Щерба,— но установление так называемых оттенков представляет уже большие трудности и иным кажется неважным, а иным субъективным. Не может быть сомнения в том, что такие ведущие к своего рода словарному агностицизму суждения неверны. Трудность отыскания чего-либо не доказывает отсутствия искомого» (12, с. 282). Ш. Балли указывал на скрытое существование оттенков значения и переменный характер их обнаружения. «Не подлежит сомнению,— замечал он,— что все указанные в словарях характерные оттенки синонимов действительно существуют в скрытой форме в сознании говорящего; однако в каждой отдельной ситуации и в каждом данном контексте речевой факт не может
Осинонимах этого порядка известный судебный деятель, оратор и знаток языкаП.С. Пороховщиков писал: «У великих писателей каждое отдельное слово бывает выбрано сознательно, с определенной целью; каждый отдельный оборот нарочито создан для данной мысли; это подтверждается их черновыми рукописями. Если бы в первоначальном наброске о смерти Ленского Пушкин написал: Угас огонь на алтаре, я думаю, что перечитав рукопись, он заменил бы слово угас словом потух, а если бы в стихотворении «Я вас любил» было первоначально сказано… Любовь еще, быть может, В душе моей потухла не совсем» Пушкин, несомненно, вычеркнул бы это слово и написал бы: угасла не совсем» (Искусство судебного оратора//Об ораторском искусстве. М., 1959, с. 143).
239
обнаружить всю совокупность своих оттенков; в каждом случае на первый план выступает один из них, и он временно оттесняет все остальные на задний план. Выявить эту эмоционально-смысловую доминанту может только окружение, контекст» (31, с. 181). «Без понятия оттенка,— писал Р.А. Будагов,— ничего нельзя уяснить ни в синонимах, ни в синонимических рядах, ни в лексических расхождениях между языками, ни в теории перевода, ни в стилистике в целом…» (32, с. 19). Как заметили лексикографы, при лексикографическом описании значений слова этот термин оказывается необходимым, являясь промежуточным звеном между употреблением и значением, т. е. отражая семантические величины, не равные сформировавшемуся в языке значению слова, но и не образующиеся в отдельном речевом акте (33, с. 533). Действительно, учитывая, с одной стороны, семантическую непрерывность языка, органическую семантическую связь производных слов и значений с их производящими, и, с другой стороны, временную, историческую постепенность формирования нового понятия (а следовательно, и значения), трудно предположить отсутствие такой единицы.
studfiles.net
Значение слова «оттенок» в 5 словарях
существительное
Значение слова оттенок
Все словариСловарь УшаковаСловарь лингвистических терминовТезаурус русской деловой лексикиСловарь ОжеговаСловарь Ефремовой
Словарь Ушакова
оттенок
оттенок, оттенка, муж. разновидность цвета, отличающаяся от основного по силе тона. Различные оттенки синего цвета. Серый цвет с зеленоватым оттенком. Розы светлых оттенков.
| перен. Особенность, разновидность, представляющая собою тонкое различие, мало заметный переход от одного к другому нюансу. «Поэт роскошным слогом живописал нам первый снег и все оттенки зимних нег.» Пушкин. Новый оттенок значения слова.
| Добавочное чувство, настроение, видоизменяющее характер основного. Говорил с оттенком пренебрежения. В его речи появился оттенок добродушия.
Словарь лингвистических терминов
оттенок
Побочное значение (вторичное, сопутствующее, накладывающееся на основное). О. неодобрительности. О. ласкательности. О. уменьшительности. О. презрительности. О. торжественности. О. официальности. О. уничижительности.
Тезаурус русской деловой лексики
оттенок
Syn: краска, тон
Словарь Ожегова
оттенок
ОТТЕНОК, нка, м.
2. перен. Особенность, разновидность, представляющая собой неявный переход от одного к другому. Разные оттенки в употреблении слова.
3. перен., чего. Дополнительное свойство, небольшой налёт чегон. О. иронии в голосе.
| прил. оттеночный, ая, ое (к 1 знач.). О. краситель.
Словарь Ефремовой
оттенок
- м.
- :
- Добавочный цвет, примешивающийся к основному и проявляющийся на его фоне.
- Разновидность звучания; переход от одного звукового тона к другому.
- :
- Разновидность какого-л. явления, отличающаяся от других его разновидностей степенью и характером проявления.
- Легкий отпечаток чего-л., несколько видоизменяющий характер явления, придающий ему особую окраску.
- Незначительное видоизменение смысла, выражаемого словом или речью, а также чувства, передаваемого ими.
- :
- Тонкое различие в степени проявления какого-л. чувства, настроения, состояния и т.п.
- Налет какого-л. чувства, настроения, придающий своеобразие тому или иному действию или состоянию.
- :
Добавить свое значение
Ассоциации к слову оттенок
Цитаты со словом оттенок
- Какое счастье быть молодым, так волноваться, так остро чувствовать каждый оттенок краски, формы и всей непостижимости бессмысленности человеческой деятельности!. Теодор Драйзер, «Стоик»
- Попытка понять Вселенную — одна из очень немногих вещей, которые чуть приподнимают человеческую жизнь над уровнем фарса и придают ей
- В доброе отношение людей к некоторым домашним животным закрадывается порою оттенок лести самим себе.. Вовенарг
Синонимы к слову оттенок
- блеск
- валер
- вариация
- вид
- вкус
- голубизна
- доза
- доля
- душок
- звук
- ингредиент
- колер
- лоск
- налет
- налетом
Какими бывают ОТТЕНКИ ЗНАЧЕНИЯ — Карта слов и выражений русского языка
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.
В каком смысле употребляется прилагательное мужской в отрывке:
Охота всегда считалась мужским занятием.
В прямом
смысле
В переносном
смысле
Это устойчивое
выражение
Это другое
прилагательное
Предложения со словом «оттенки значения»:
- Для каждого ключевого слова приводятся дополнительные фразы, описывающие оттенки значения для этой позиции.
- Чаще же содержимое памяти героя даётся отстранённо, с оттенками значений и оценок, привнесённых извне.
- Понятие «справедливый» может иметь несколько оттенков значения: 1) действующий беспристрастно, соответствующий истине; 2) осуществляемый на законных, честных основаниях; 3) истинный, правильный.
- (все предложения)
Оставить комментарий
Текст комментария:
Электронная почта:kartaslov.ru
значение цветов в психологии, их история и оттенки
Психология цвета — это целая наука. Если вы считаете, что цвет — это всего лишь волна определенной длины, советуем прочитать нашу статью, вы измените свое мнение 🙂
С давних пор цвета использовались для привлечения внимания, обозначения принадлежности к той или иной среде и т.д. В этой статье мы рассмотрим “историю” разных цветов, разберем, что обозначают цвета в психологии, коснемся темы их использования в создании логотипов всемирноизвестных брендов и даже поговорим о значении оттенков цветов! Будет очень интересно, 100 баллов 🙂
Итак, все самое важное про основные цвета!
Содержание статьи
1. Психология цвета. Про синий цвет
Опросы общественного мнения, проведенные во многих странах мира, показывают, что синий цвет — это наиболее предпочтительный цвет как для мужчин, так и женщин. Это делает его самым популярным цветом в современном мире на сегодняшний день.
Считается также, что синий цвет способствует укреплению доверия, спокойствия и повышению производительности. Использование этого цвета доминирует в техническом, финансовом и медицинском брендинге.
Синий — “история” цвета
Синий — это цвет, который долгое время ассоциировался с королевской властью, искусством, военными, бизнесом и природой. Это делает его применимым для множества направлений.
Первое документально подтвержденное использование синего цвета — это использование азурита, темно-синего природного минерала, который широко применяли еще в Древнем Египте.
Позже, в эпоху Возрождения, минерал чаще всего измельчали и использовали в качестве дорогостоящего красителя — ультрамарина.
Психология цветаЦвет азурит — глубокий, почти фиолетовый оттенок синего.
Также синий цвет очень широко применялся в мире искусства, начиная с витражей средних веков, прекрасного сине-белого фарфора в Китае и заканчивая известными произведениями таких художников, как Ренуар и Ван Гог.
2. Про красный цвет
Красный считается цветом сильных эмоций и чувств, от гнева, зависти и опасности до любви, страсти и сексуальности. Во многих азиатских странах, таких как Индия и Китай, красный цвет считается цветом счастья, благополучия и удачи.
Красный — “история” цвета
Красный — это цвет с не менее богатой историей, чем синий. Его использование можно проследить еще в Древнем Египте, где он считался как цветом жизненной силы и торжества, так и цветом зла и разрушения.
С того момента красный цвет широко применялся в древнегреческих фресках и в византийской одежде для обозначения статуса и богатства, также он широко использовался и используется в художественных движениях, начиная с эпохи Возрождения и заканчивая современным искусством.
Красный цвет в маркетинге
В мире брендинга красный цвет в зависимости от конкретного оттенка может являться проводником разных идей. Например, более темный оттенок часто свидетельствует о роскоши и профессионализме, глубокий бордовый цвет указывает на серьезность, силу и смелость. Яркий, интенсивный красный цвет сигнализирует о волнении, энергии и эффективности, он более всего способен спровоцировать какие-то действия. Влияние красного цвета очень велико.
Примеры применения красного цвета в разных отраслях:
❶ Красный считается цветом, который стимулирует аппетит и вызывает голод, что делает его популярным выбором, когда речь заходит о брендинге в пищевой промышленности. Примеры: “Coca Cola”, «McDonald’s»
❷ Красный используется для увеличения эффекта скорости, энергии и эффективности. “Ferrari”, “Suzuki2 и “RedBull” — эти бренды используют красный для олицетворения жизни на “полной скорости”.
❸ Красный рассматривается в качестве цвета для продвижения креативности в электронных / программных брендах. “Adobe”, “Canon”, “Nintendo” — главные примеры этого.
3. Про желтый цвет
Желтый — это цвет, который применим для множества идей в зависимости от своего оттенка и области применения. Он может символизировать счастье, солнечный свет, энергию и радость.
Тем не менее, желтый цвет может указывать и на что-то отрицательное, например, на трусость, предательство, террор и болезни. Интересно, что последняя из этих ассоциаций, как полагают, обусловлена тем фактом, что желтые пигменты часто присутствуют в токсичных материалах.
Кроме того, поскольку желтый является одним из наиболее видимых цветов всего спектра, он часто используется в вывесках, плакатах, знаках. Если вам нужно быстро привлечь внимание, используйте немного желтого. Так работает психология цвета.
Желтый — “история” цвета
Желтый — это цвет солнца и золота, он считается одним из первых цветов, когда-либо использовавшихся в доисторическом наскальном искусстве. Возраст наскальных рисунков с применением желтого цвета оценивается в более 20000 лет.
Позже древние египтяне также активно использовали желтый цвет. Благодаря его тесной связи с золотом, цвет считался вечным и нерушимым.
Желтый имеет давние отношения и с миром искусства. Например, великий Ван Гог использовал его как символ тепла и счастья.
Желтый цвет в маркетинге
Желтый цвет в брендинге и маркетинге может применяться для обозначения целого ряда идей.
❶ Он, как и красный, используется для олицетворения скорости и эффективности. Как мы видим, это применяется в таких брендах, как тот же “Ferrari” и “Sprint”.
❷ Желтый цвет — счастье и радость. Присмотритесь к таким брендам, как “Snapchat” и “McDonald’s”, которые продвигают культуру удовольствия и веселья.
❸ Многие компании с помощью желтого цвета продвигают концепцию мудрости и получения знаний. “National Geographic”, “BIC” являются яркими примерами в этой области.
4. Про зеленый цвет
Английское название этого цвета происходит от англо-саксонского слова “greene”, означающего «трава» и «расти». Зеленый — это цвет, имеющий тесные и характерные связи с природой и окружающей средой.
В западных странах зеленый цвет считается цветом удачи, свежести, но также он может символизировать ревность и жадность. В Китае и Японии зеленый считается цветом нового рождения, молодости и надежды. Однако в Китае это также символ неверности.
Психологи считают, что зеленый цвет помогает сбалансировать эмоции, способствует ясности и создает общее чувство “дзен”. Очевидно, что зеленый цвет — это цвет природы и здоровья, поэтому он тесно связан с эмоциями сочувствия, доброты и сострадания.
Читайте также: Лучшие книги для подростков с видео-обзорами и ссылками на скачивание!
Зеленый — “история” цвета
В древние времена зеленый цвет был не так распространен, как синий, красный или желтый, потому что краску с зелеными пигментами было очень сложно получить. Из-за этого многие художественные и тканевые зеленые аппликации либо становились унылыми коричневато-зелеными, либо совсем выцветали.
Таким образом, только когда люди смогли искусственно производить синтетические зеленые пигменты и красители, зеленый цвет стал более распространенным в искусстве.
Оттенки зеленого:
❶ Более светлые, мягкие мятно-зеленые цвета часто обозначают идеи молодости, неопытности и невинности.
❷ Глубокие, более темные оттенки зеленого символизируют успех, богатство и деньги.
❸ Яркие лимонно-зеленые оттенки способствуют энергии и игривости.
❹ Глубокие оливково-зеленые цвета представляют силу и выносливость.
Зеленый цвет в маркетинге
❶ Как уже говорилось, зеленый может сигнализировать о престиже и богатстве. Об этом свидетельствует логотип роскошного автомобиля “Jaguar” или модный бренд класса люкс “Lacoste”.
❷ Зеленый также можно использовать для продвижения проектов о природе, натуральных продуктов и средств, поддерживающих здоровье. Посмотрите на логотип “Animal Planet”.
5. Про оранжевый цвет
Оранжевый находится в цветовой гамме между красным и желтым.
В западных странах оранжевый цвет связан с недорогими/доступными продуктами, он наиболее широко используется во время Хэллоуина. В Таиланде оранжевый — это цвет пятницы, тогда как в Нидерландах это цвет королевской семьи.
Оранжевый — “история” цвета
Его широко использовали в Древнем Египте и Древней Греции. Также он нашел свое применение и в Европе.
Психология цветаСредневековые художники получали пигмент оранжевого цвета из высокотоксичного минерала “orpiment”, который содержал следы мышьяка.
До конца XV века оранжевый цвет называли желто-красным, пока с юга не стали привозить апельсины. Тогда оранжевый цвет наконец получил свое название.
В XVI и XVII веках оранжевый цвет символизировал протестантизм, а в XVIII и XIX веках он стал символом импрессионизма благодаря таким художникам как Ренуар, Сезанн и Ван Гог.
Оттенки оранжевого
Оранжевый цвет может быть разных тонов и оттенков, каждый из которых имеет свои значения. Например:
➊ Светлые, пастельные, персиковые тона воспринимаются как сладкие и приветливые, склоняющие к диалогу.
➋ Более интенсивные, ярко-оранжевые оттенки приободряют, увеличивают энергию и жизненную силу.
➌ Глубокие янтарные оттенки свидетельствуют о гордости и самоутверждении.
➍ Более темные оранжево-коричневые тона символизируют амбиции, приключения и новые возможности.
Оранжевый цвет в маркетинге
С точки зрения брендинга, оранжевый цвет несет в себе несколько смыслов:
➊ Как говорилось ранее, это символ дешевых продуктов. Пример: Amazon и JetStar.
➋ Оранжевый также используется, чтобы вызвать чувство волнения, предвкушения какого-то приключения. Мы видим это в логотипах “Harley Davidson”, “WNBA” или “Rockstar Games”.
➌ Ярко-оранжевые оттенки являются символами безудержной энергии, энтузиазма и веселья. Вспомните фирменный оранжевый цвет логотипа “Fanta”.
6. Про фиолетовый цвет
Фиолетовый цвет находится между красным и синим в цветовой гамме. Его еще называют пурпурным цветом.
Фиолетовый — “история” цвета
У использования фиолетового цвета благородная и царственная история.
Из-за того, что получение фиолетовых пигментов было дорогим и сложным, этот цвет часто использовали те, кто имел высокий статус. Так, например, в Византии фиолетовые одежды и украшения могли носить только люди, принадлежащие к знати и аристократии. Похожая ситуация была в Священной Римской империи и в Японии тех времен.
С того момента фиолетовый цвет стал символом королевской власти и благородства.
Оттенки фиолетового
Фиолетовый — это цвет, который находится в интересном месте цветовой палитры — прямо между теплым красным и холодным синим. Это делает его цветом, который может быть как прохладным, так и теплым в зависимости от конкретного оттенка.
➊ Бледный, мягкий оттенок передает женственность, ностальгию, романтику и нежность. Его еще называют лавандовым цветом.
➋ Более яркие пурпурные цвета символизируют благородство, экстравагантность и роскошь.
➌ Глубокие, более темные оттенки фиолетового, такие как, например, лиловый, передают идеи серьезности, профессионализма, а также мрака и грусти в определенных контекстах.
Фиолетовый цвет и маркетинг
Психология цвета в маркетинге крайне важна. Когда дело доходит до дизайна логотипов фиолетовый цвет используется множеством способов.
➊ Одним из распространенных применений является использование исторических связей с аристократией, чтобы помочь создать роскошный, дорогой, высококачественный бренд. Вспомните логотипы «Hallmark» или роскошного виски марки «Crown Royal».
➋ Фиолетовый — это цвет, который может способствовать веселью, творчеству и игре. Благодаря этому он часто используется в ориентированных на детей брендах, таких как конфеты «Wonka», или на платформах, которые поощряют игру, таких как сервис потоковой передачи видеоигр «Twitch».
➌ Фиолетовый также часто используется в брендинге для продвижения интеллектуального подхода и инноваций. Взгляните на логотип “Yahoo”.
7. Про розовый цвет
Названный в честь всем известного цветка, розовый — это яркий, женственный цвет с интересной историей.
Розовый — “история” цвета
Его не так часто использовали в искусстве и культуре, как некоторые другие цвета. Тем не менее, с началом эпохи Возрождения розовый цвет стал применяться чаще. С этого момента цвет проник в мир моды, искусства и дизайна.Розовый цвет широко известен в западном мире как цвет женственности. Но первоначально он считался цветом, подходящим для маленьких мальчиков, так как красный — это мужской цвет, а розовый, соответственно, цвет будущих мужчин. В Японии также розовый цвет ассоциируется с мужественностью, а розовые вишневые деревья считаются символами падших японских воинов.
Оттенки розового
Розовый цвет сам является оттенком красного, тем не менее, в этом разделе тоже есть о чем поговорить.
➊ Мягкие, светлые тона символизируют невинность, девичество, любовь и мягкость. Считается, что эти мягкие оттенки увеличивают силу женщины.
➋ Яркие, более интенсивные оттенки розового цвета способствуют росту чувственности и страсти, а также креативности и энергии.
Психология цветаВзаимодействие человека с розовым цветом повышает частоту пульса и кровяное давление.
Розовый цвет и маркетинг
В этой сфере розовый используется по-разному.
➊ Самое распространенное применение — это бренды, которые ориентированы преимущественно на женщин. Поскольку розовый цвет является символом женственности в западных культурах, такие бренды, как «Victoria’s Secret», «Priceline» и «Cosmopolitan» используют этот цвет, чтобы привлечь внимание своей аудитории.
➋ Розовый также является цветом, используемым для креативности, художественного самовыражения и инноваций. Это видно, например, на логотипе «Adobe InDesign».
➌ Розовый — это самый сладкий цвет. Естественно, что он широко применяется в логотипах конфет и десертов. Например, “Dunkin Donuts”, “Baskin Robbins” и “Trolli”. Психология цвета играет в этом очень важную роль.
8. Про коричневый цвет
Исследования показали, что это наименее любимый цвет среди людей. Между тем, коричневый считается одним из первых цветов, когда-либо использовавшихся. Во все времена он являлся одним из основных цветом мировых искусства и культуры.
Коричневый — “история” цвета
Коричневый долгое время был символом низшего класса, эта ассоциация возникла в Древнем Риме, когда одежду этого цвета носили только варвары и люди с низким социально-экономическим статусом. Также этот цвет, который носили монахи ордена францисканцев в знак своей бедности и смирения.
Но столь темное прошлое не помешало коричневому цвету стать очень востребованным в современной культуре. Теперь это символ всего органического, натурального, здорового и качественного. Это цвет с множеством положительных ассоциаций.
Коричневый цвет и маркетинг
Коричневый — это не тот цвет, который применяется в маркетинге широко, но когда его используют, это сразу же указывает на определенные отличительные эффекты.
➊ Поскольку коричневый цвет часто встречается в природе, он является символом всего подлинного и естественного. Мы можем видеть это, например, в логотипах брендов “Ugg” и “Cotton”.
➋ Коричневый цвет также олицетворяет надежность, эффективность и высокое качество обслуживания. Это видно на логотипах “UPS” и “JP Morgan”.
➌ Глубокие, насыщенные коричневые цвета используются для того, чтобы показать высокое качество и стиль. Два ярких примера этого — фирменный коричневый цвет “Louis Vuitton” и глубокий коричневый логотип “Hollister”.
➍ Коричневый также используется в качестве цвета для передачи тепла, расслабления и потворства своим желаниям. Это используют шоколадные и кофейные компании, такие как “MnMs”, “Nespresso”, “Hersheys” и многие маленькие кофейные сети, также использующие это свойство коричневого цвета.
9. Про белый цвет
Белый — это ахроматический цвет, то есть цвет без оттенка. Это основа искусства, истории и культуры на протяжении многих эпох.
Белый — “история” цвета
Фактически это первый цвет, когда-либо использовавшийся в искусстве. Великие художники палеолита использовали белый кальцит и мел для рисования на скалах.
На протяжении большей части истории белый цвет являлся символом добра, духовности, чистоты, благочестия и святости. Древние египетские, греческие, римские боги и богини всегда изображались в белых одеждах.
В западных культурах белый — классический цвет свадебных платьев, символизирующий невинность и чистоту, в то время как во многих азиатских культурах белый — цвет скорби, горя и потери.
Белый цвет и маркетинг
Белый — сложный цвет для работы с фирменными брендами, поскольку белый логотип вряд ли кого-то заинтересует. Тем не менее, многие бренды предпочитают использовать серые и серебряные тона или комбинировать белый с черным для создания ярких высококонтрастных логотипов.
➊ Белый и серебряный цвета используются в качестве намека на роскошь. Такие бренды, как “Swarovski”, используют его, чтобы показывать элегантность и изысканность.
➋ Белый также является цветом современных технологий. Он рассматривается как чистый, сложный, оптимизированный и эффективный. Эта связь частично объясняется тем, что “Apple” широко использовали белый цвет на всех этапах своего развития.
10. Про черный цвет
Как и белый, черный — это ахроматический цвет (цвет без оттенка). Он также является одним из первых цветов, используемых в искусстве. Черный цвет считается вечным и никогда не выходящим из моды.
Черный — “история” цвета
Древесный уголь, обожженные кости, измельченные минералы — этими источниками черного пользовались древние художники, чтобы создавать свои шедевры.
На протяжении большей части истории черный цвет был символом зла, траура, грусти и тьмы. Тем не менее, в Древнем Египте черный также символизировал защиту от злых духов и плодородие.
От эпохи к эпохе отношение к черному цвету менялось. В наши дни этот цвет занимает ведущее место в мире моды, являясь символом элегантности и простоты.
Черный цвет и маркетинг
Черный цвет воспринимается очень остро, он способен “продвигать” многие идеи. Его могут использовать, чтобы указать на утонченность, загадочность, чувственность и уверенность.
Хотя считается, что цвет повышает узнаваемость бренда на 80% (психология цвета в действии), многие бренды выбирают четкий черный логотип благодаря универсальности этого цвета.
➊ Черный может символизировать власть, элитарность и силу. Это наблюдается в спортивных брендах, таких как “Nike”, “Puma” или “Adidas”. Использование черного в этих случаях создает яркие, смелые, резкие фирменные знаки.
➋ Черный также используется для олицетворения элегантности, роскоши и высокого статуса. Вот почему у таких таких модных брендов как “Schwarzkopf” или “Chanel” простые черные логотипы .
Психология цвета. Заключение
Итак, мы рассмотрели самые важные моменты использования и воздействия на человека основных цветов, узнали, что область применения цветов огромна!
Статья получилась длинная (надеемся, и интересная), но психология цвета — это безграничная тема, поэтому ждите продолжения “цветных” статей 🙂
Уже в следующей мы расскажем вам, какие цвета и почему будут в тренде в 2019 году! Не пропустите)
Психология цвета: видео
mentalsky.ru
Оттенок — это… Что такое Оттенок?
ОТТЕНОК — Слово оттенок появилось в русском литературном языке в конце XVIII в. Оно имело в качестве синонима дублетную форму женского рода оттенка. Несомненно, что слово оттенка образовалось несколько раньше, чем оттенок. В самом деле, оттенка… … История слов
оттенок — См … Словарь синонимов
ОТТЕНОК — ОТТЕНОК, оттенка, муж. разновидность цвета, отличающаяся от основного по силе тона. Различные оттенки синего цвета. Серый цвет с зеленоватым оттенком. Розы светлых оттенков. || перен. Особенность, разновидность, представляющая собою тонкое… … Толковый словарь Ушакова
ОТТЕНОК — в феноменологии один из способов проявления вещи. Каждой вещи соответствует большое количество форм, в которых она может быть воспринята и в которых может найти свой «оттенок». Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия
оттенок — ОТТЕНОК, нюанс … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ОТТЕНОК — ОТТЕНОК, нка, муж. 1. Разновидность одного и того же цвета. Голубой цвет разных оттенков. 2. перен. Особенность, разновидность, представляющая собой неявный переход от одного к другому. Разные оттенки в употреблении слова. 3. перен., чего.… … Толковый словарь Ожегова
Оттенок — градация тона, нюанс; в изобразительном искусстве одно из средств создания художественного произведения. Разнообразие оттенков обогащает колорит (в живописи), светотеневую моделировку (в скульптуре, графике). (Источник: «Популярная… … Художественная энциклопедия
оттенок — Свойство зрительного восприятия, согласно которому подсвечиваемая область кажется подобной красному, желтому, зеленому и синему цвету или комбинации двух из них (МЭС 845 02 35). [ГОСТ Р МЭК 60073 2000] Тематики автоматизация, основные понятия … Справочник технического переводчика
Оттенок — (ТОНАЛЬНОСТЬ, НЮАНС) цвет, получаемый из чистого цвета добавлением белого или черного, а также небольшого количества др. цвета. О. является дополнительной характеристикой цветового тона … Реклама и полиграфия
оттенок — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? оттенка, чему? оттенку, (вижу) что? оттенок, чем? оттенком, о чём? об оттенке; мн. что? оттенки, (нет) чего? оттенков, чему? оттенкам, (вижу) что? оттенки, чем? оттенками, о чём? об оттенках 1 … Толковый словарь Дмитриева
оттенок — 3.9 оттенок: Свойство зрительного восприятия, согласно которому подсвечиваемая область кажется подобной красному, желтому, зеленому и синему цвету или комбинации двух из них (МЭС 845 02 35). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
dic.academic.ru
Значение слова «оттенок»
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
- Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
- Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
- Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
- Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
- Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
- Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
- Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
- Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
- Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.
how-to-all.com
§ 76. Значение и оттенок значения
Другой семантической величиной, меньшей значения, является оттенок значения, о котором ведутся длительные споры в отечественном и зарубежном языковедении. Однако подавляющее большинство 236
лингвистов, особенно тех, кто непосредственно связан с лексикографической работой, не сомневается в реальности оттенка и в его важности как в практическом, так и теоретическом отношении. Вместе с тем ученые отмечают объективные трудности его изучения, обусловленные самой природой таких идеальных образований: они потенциальны, подвижны, требуют для своей актуализации и оживления наличия особых контекста, речевых условий. Как семантическая величина, меньшая значения, оттенок не имеет относительно самостоятельного, логически расчлененного соотношения с отдельным классом предметов или явлений. Выше мы подчеркивали, что слово — не математический знак, и его значение — не математическое, чистая абстракция. Обобщение в слове формируется исторически, через отношения и связи с другими понятиями, испытывая в своем развитии воздействие многих внутриязыковых и внеязыковых факторов. В этих связях и отношениях выражается и исторически изменяющееся наше понимание обозначаемого.
Оттенок функционирует внутри понятия, в пределах его логической схемы, не затрагивая категориальных функций значения слова; он более индивидуален, ассоциативен, а потому нередко потенциален, т. е. реализуется далеко не в каждом употреблении слова, в значение которого он входит. Вспомним, что и другие элементы значения слова не в каждом его употреблении могут актуализироваться. При таком понимании оттенок значения — это отдельный семантический участок, выделяющийся в «семантическом пространстве» обозначаемого понятия. Образование оттенка может быть обусловлено: воздействием внутренней формы на формирование значения (абстракции), развитием значения, расширением фразеологических связей слова, соотнесенностью стилистических, эмоциональных характеристик слова с соответствующими семантическими признаками его значения и др.
Оттенки значения играют особенно активную и важную роль в синонимике языка, в стилистической системе языка, его экспрессивных, эмоциональных, образных средствах выражения.
Синонимия сама по себе не является условием существования оттенков значения. Это семантически независимые явления; оттенки формируются, существуют и могут обнаруживаться и вне синонимических отношений. Но поскольку синонимы обозначают один и тот же класс предметов, явлений и на этой основе тесно взаимодействуют друг с другом,— синонимия способствует более самостоятельному, контрастному проявлению оттенков; тем самым они приобретают в синонимии особую роль. Можно сказать, что возможность формирования, выражения и самостоятельной актуализации оттенков с помощью синонимов способствует утверждению и закреплению в языке как самой синонимии, так и оттенков, играющих, как известно, существенную роль в отношениях между синонимами. Подобно тому, как свойства предмета обнаруживаются в отношениях с другими
237
предметами, так и признаки и оттенки значения слова обнаруживаются в смысловых связях с другими словами.
Для доказательства высказанных выше положений обратимся к разбору некоторых примеров из русского языка. Глаголы жить и существовать определяются в толковых словарях одинаково. В Словаре синонимов русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой пишется: «Существовать имеет отвлеченный характер и указывает на то, что лицо сохранило жизнь, а не умерло». Но возможные семантические отличия, обнаруживаемые в речи в конкретных смыслах словосочетаний и отражающие потенциальную семантику этого слова, значительно богаче. В контексте, в тесной связи и координации со значениями других слов как бы высвечиваются отдельные черты значений синонимов.
Глагол существовать по сравнению с жить имеет, скорее, не общественный, а биологический признак — «быть; находиться, присутствовать в процессе бытия»: «Он (Терещенко) — настоящий художник, таких почти не существует» (А. Блок. Письмо Л.Д. Блок, 1917, 3 мая) «— Яков Демидыч, для чего ты на свете живешь?.. Для чего ты на свет родился, для чего на земле существуешь?» (И. Бунин. Божье дерево) и др. В другом контексте глагол существовать обнаруживает по сравнению с жить часто противопоставляя^ ему, уничижительное значение, обозначая механическую, однообразную жизнь, лишенную радостей, удовольствия, ясной цели: «До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагал все надежды на будущее» (И. Бунин. Господин из Сан-Франциско). Интересно, что глагол существовать может приобретать, напротив, утверждающий оттенок и противопоставляться глаголу жить, подчеркивая действительное бытие, наличие в жизни: «Представлялось ему и молодое поколение, долженствовавшее увековечить фамилию Чичиковых: ре-звунчик мальчишка и красавица дочка, или даже два мальчугана и даже три девочки, чтобы было всем известно, что он действительно жил и существовал, а не то, что прошел по земле какой-нибудь тенью или призраком,— чтобы не было стыдно и перед отечеством…» (Н. Гоголь. Мертвые души). По сравнению с жить существовать может приобретать отвлеченный, распространительный оттенок «присутствовать в том или ином виде в действительности»: «…Если разобраться, все живые существа в мире в равной степени — и мои предки и мои потомки. Я существую в так называемом времени, которое так же, как и я, бесконечно. Умерев, я просто соединился с бесконечным миром элементарных частиц, как это стало принято считать в науке через сто лет после меня» (В. Катаев. Кладбище в Скулянах) и др.
Оттенки значения, не выходя за рамки одного и того же понятия, могут подчеркивать отдельные особенности обозначаемого. Так, в паре глаголов гаснуть-тухнуть для слова гаснуть и его производных наиболее важным является указание на прекращение свечения, тогда как 238
для тухнуть и его производных существенно также и прекращение горения1.
В паре синонимов коснуться — дотронуться последний обозначает намеренное действие живого существа (ср.: Он коснулся ее руки = Он дотронулся до ее руки, но только Лодка коснулась берега). Слова с экспрессивно-синонимическим типом значения отличаются от соответствующего синонима с номинативным типом значения не только экспрессивной возвышенной или сниженной оценкой, но и своей семантикой: обозначаемое явление должно обладать качествами, соответствующими таким оценкам (ср. пары: глаза — очи, лоб — чело, одеть — облечь, есть — вкушать — жрать и т. п.). К оттенкам относят и особенности значения, связанные с внутренней формой слова, т. е. образным или описательным представлением обозначаемого (ср.: краткий — немногословный, тишина — безмолвие — беззвучие — молчание, небывалый — невиданный — неслыханный, гостеприимный — хлебосольный и т. п.).
Как уже говорилось выше, у большинства языковедов, и прежде всего стилистов, лексикографов, особенно внимательно вникающих в семантические и стилистические тонкости значений слов, не вызывает сомнения реальность оттенков значения слова, хотя все они подчеркивали значительную трудность их нахождения и отражения; вместе с тем они отмечали известную недифференцированность обозначаемых этим термином языковых фактов. «Сравнительно легко наметить основные группы значений,— писал Л.В. Щерба,— но установление так называемых оттенков представляет уже большие трудности и иным кажется неважным, а иным субъективным. Не может быть сомнения в том, что такие ведущие к своего рода словарному агностицизму суждения неверны. Трудность отыскания чего-либо не доказывает отсутствия искомого» (12, с. 282). Ш. Балли указывал на скрытое существование оттенков значения и переменный характер их обнаружения. «Не подлежит сомнению,— замечал он,— что все указанные в словарях характерные оттенки синонимов действительно существуют в скрытой форме в сознании говорящего; однако в каждой отдельной ситуации и в каждом данном контексте речевой факт не может
Осинонимах этого порядка известный судебный деятель, оратор и знаток языкаП.С. Пороховщиков писал: «У великих писателей каждое отдельное слово бывает выбрано сознательно, с определенной целью; каждый отдельный оборот нарочито создан для данной мысли; это подтверждается их черновыми рукописями. Если бы в первоначальном наброске о смерти Ленского Пушкин написал: Угас огонь на алтаре, я думаю, что перечитав рукопись, он заменил бы слово угас словом потух, а если бы в стихотворении «Я вас любил» было первоначально сказано… Любовь еще, быть может, В душе моей потухла не совсем» Пушкин, несомненно, вычеркнул бы это слово и написал бы: угасла не совсем» (Искусство судебного оратора//Об ораторском искусстве. М., 1959, с. 143).
239
обнаружить всю совокупность своих оттенков; в каждом случае на первый план выступает один из них, и он временно оттесняет все остальные на задний план. Выявить эту эмоционально-смысловую доминанту может только окружение, контекст» (31, с. 181). «Без понятия оттенка,— писал Р.А. Будагов,— ничего нельзя уяснить ни в синонимах, ни в синонимических рядах, ни в лексических расхождениях между языками, ни в теории перевода, ни в стилистике в целом…» (32, с. 19). Как заметили лексикографы, при лексикографическом описании значений слова этот термин оказывается необходимым, являясь промежуточным звеном между употреблением и значением, т. е. отражая семантические величины, не равные сформировавшемуся в языке значению слова, но и не образующиеся в отдельном речевом акте (33, с. 533). Действительно, учитывая, с одной стороны, семантическую непрерывность языка, органическую семантическую связь производных слов и значений с их производящими, и, с другой стороны, временную, историческую постепенность формирования нового понятия (а следовательно, и значения), трудно предположить отсутствие такой единицы.
studfiles.net