Как отвечать на личные вопросы на собеседовании?
Готовясь к собеседованию, многие соискатели заранее продумывают ответы на возможные вопросы – о профессиональных достижениях, о причинах ухода с предыдущего места работы, о карьерных целях. А вот личные вопросы нередко застают врасплох. Что хочет узнать рекрутёр, спрашивая, например, о причинах развода или наличии хронических заболеваний у ребёнка? Как отвечать на подобные вопросы и нужно ли это делать?
Чтобы личная жизнь не помешала карьере, прислушайтесь к рекомендациям Superjob.ru.
Почему рекрутёры спрашивают об этом?
В подавляющем большинстве случаев за вопросами о частной жизни стоит не праздное любопытство рекрутёра, а вполне конкретная цель – составить более или менее точный психологический портрет кандидата. Опытные менеджеры по подбору персонала знают, что зачастую информация, которая, на первый взгляд, не связана с профессиональными качествами соискателя, говорит о нём больше, чем он сам рассказывает о себе. Именно поэтому многие эйчары идут на некоторое нарушение этических норм и интересуются частной жизнью кандидата.
Для успешного трудоустройства психологи советуют по возможности не пренебрегать ответами на личные вопросы. «Какое вам до этого дело?», «Зачем вам это знать?» — такие встречные вопросы в адрес менеджера по персоналу едва ли пойдут на пользу вашей карьере. Постарайтесь найти возможность ответить, а если вопрос кажется вам слишком личным, вежливо и деликатно поверните беседу в другое русло.
Квартирный вопрос
«Вы живёте с родителями или отдельно?» — казалось бы, какое отношение это имеет к будущей работе в должности менеджера по продажам? Между тем развёрнутый ответ на этот вопрос может рассказать о таких личностных характеристиках соискателя, как зрелость, самостоятельность, ответственность по отношению к семье, а также об уровне его дохода. Если кандидат рассказывает о высоких заработках на прежнем месте работы, но при этом живёт в однокомнатной квартире вместе с родителями или другими родственниками, рекрутёр может засомневаться в его искренности, а значит, и в уровне профессионализма.
«У вас своя квартира или снимаете?» — ещё один весьма ходовой вопрос на собеседовании. На первый взгляд, какое дело рекрутёру до недвижимости соискателя? Скорее всего, таким образом менеджер по персоналу пытается разобраться в структуре ваших расходов. Одно дело, если у кандидата есть собственное жильё, другое – если он вынужден ежемесячно откладывать немаленькую сумму на съёмную квартиру, и третье – если он платит ипотечный кредит. Кроме того, ответ на этот вопрос поможет дополнить ваш психологический портрет ценной информацией – готовы ли вы нести серьёзную ответственность перед кредитной организацией.
О своём, о женском…
Множеству молодых женщин приходилось слышать на интервью вопросы вроде: «Когда вы планируете завести ребёнка?». Безусловно, это очень личный вопрос, и нередко соискательницы теряются при ответе на него. Ведь рождение малыша не всегда можно точно спланировать: это вопрос не только желания, но и состояния здоровья.
Желание рекрутёра знать о ваших планах понятно: далеко не все работодатели готовы вкладывать ресурсы в адаптацию сотрудника, который в скором времени планирует уйти в декретный отпуск. Как ответить на этот вопрос – прямо или уклончиво, решать вам. «В ближайшее время мы не планируем обзаводиться детьми», — такой ответ ни к чему вас не обязывает и при этом несколько развеивает опасения работодателя.
По закону вам не могут отказать в приёме на работу, если вы хотите стать мамой или уже беременны. Однако весьма вероятно, что истинная причина отказа в этом случае не будет озвучена.
«Как часто болеет ваш ребёнок?» — ещё один личный вопрос, который часто задают женщинам на собеседовании. При этом рекрутёру неважно, какой температурой сопровождается у малыша простуда – его больше беспокоит частота и длительность ваших больничных. Лучше ответить откровенно, ведь это имеет большое значение и для вас: менеджер по персоналу просит вас расставить приоритеты. Если карьера для вас в настоящий момент не менее важна, чем воспитание отпрыска, смело отвечайте, что за ним есть кому присмотреть. «Ребёнок болеет не реже, чем другие дети, но с ним готова побыть бабушка (няня, муж и т. д.)», — такой ответ вполне удовлетворит работодателя.
О сокровенном
«Вы женаты (замужем)?», «Встречаетесь ли вы с кем-нибудь?», «Вы планируете создать семью?» — об этом спрашивают реже, ведь информация о семейном положении в большинстве случаев указана в резюме. Психологи считают, что человек, состоящий в браке, более уравновешен и менее склонен к неожиданным поступкам. И хотя с этим можно поспорить, некоторые работодатели всё же предпочитают при прочих равных брать в штат женатых мужчин как более надёжных. Отвечать на этот вопрос, конечно, лучше честно, тем более что такую информацию легко проверить.
«Почему вы не замужем?», «Из-за чего вы развелись?», «Почему у вас до сих пор нет детей?» — такие вопросы, несмотря на их очевидную бестактность, тоже иногда звучат в ходе интервью. Почему же рекрутёры спрашивают о столь личных вещах? Варианта два – либо менеджер по персоналу весьма специфическим способом пытается составить ваш психологический портрет, либо он проверяет вас на стрессоустойчивость (см. нашу статью «Как пройти стрессовое собеседование»).
Отвечать или нет на такие вопросы, решать вам, ведь именно вы и никто другой определяете границы вашего личного пространства. Главное – не вести себя агрессивно и тем самым продемонстрировать, что вы уравновешенный человек.
«Я ещё и на машинке вышивать умею…»
«Чем вы увлекаетесь?», «Есть ли у вас хобби?» — задавая такие вопросы, рекрутёр пытается понять, каков ваш темперамент и характер, подходите ли вы на должность по личным качествам. Если, к примеру, кандидат претендует на позицию PR-менеджера в молодой и активно развивающейся компании, но при этом рассказывает, что все выходные проводит в кресле за вязанием, у менеджера по персоналу возникнут обоснованные сомнения в его коммуникабельности.
«Какую книгу вы прочли последней?» — это вопрос на общее развитие кандидата. Что он читает – только профессиональную литературу или находит время на перечитывание классики? И хотя с объективностью такой методики можно поспорить, она всё же применяется. Не нужно сочинять список литературы, который, как вам кажется, сделает вас умнее в глазах менеджера по персоналу. Лучше назовите две книги, которые вы действительно недавно читали: одну по профессии и одну художественную. Тем самым вы покажете, что развиваетесь не только как специалист, но и как личность.
Личные вопросы – не редкость на собеседованиях, и от того, как вы ответите на них, в некоторой степени зависит решение о приёме вас в новый коллектив. Поэтому, беседуя с рекрутёром, будьте вежливы, дипломатичны и искренни. Если же вы не захотите отвечать на какой-то особенно личный вопрос – спокойно и доброжелательно скажите, что обсуждать это вы сейчас не готовы.
разбираемся, что означают неприятные фразы коллег на самом деле и как им парировать
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.руЗа расшифровкой обратились к психологу и специалисту по работе с психологическими травмами Юлии Каминской.
Мы предложили Юлии несколько обидных фраз, которые все мы могли услышать когда-то в разных вариациях от коллег с атрофированным ощущением чужих границ и отсутствием понятия вежливого общения.
Психотерапевт помогла увидеть истинный смысл негативных слов и понять, что они говорят на самом деле о том, кто их произносит.
А ещё мы вместе постарались придумать, как защитить себя в такой ситуации, но не скатиться в «пинг-понг» оскорблениями.
Варианты экологичных ответов могут пригодиться тем, кто порой теряется и не находит, как отразить психологическую атаку.
Да, позже остроумные реакции приходят, но момент упущен, гештальт открыт. Поэтому попытаемся изучить теорию коммуникации с токсичными сослуживцами, ведь ни один коллектив от таких не застрахован.
Токсичная риторика для «чайников»
1. «Ты так для работы накрасилась или потом в клуб идёшь?»
Некоторым кажется, что, если они проводят треть жизни с коллегами, это даёт им право высказывать вслух всё, что они думают. Даже о вашей внешности.
Спойлер: так нельзя никому, включая близких.
Скорее всего, такая фраза означает: «Я сам боюсь выглядеть так, как хочется. Не позволяю себе». Могу предположить, что человеку, который так говорит, что-то запрещено. Он сам себе это запретил: нельзя веселиться, нельзя проявляться, нельзя быть раскованной или раскованным. Когда он сталкивается с тем, кому это можно, появляются эмоции, которые и выплёскиваются в пассивную агрессию и подобные вопросы.
Как защититься
Эксперт советует для начала оценить ситуацию.
Если у коллеги разово сработал триггер и до этого таких реплик не было – хватит неэнергозатратной иронии:
«Ты знаешь обо мне больше, чем моя мама! Хочешь, пойдём со мной?»
Если это систематическое, лучше защищаться более конкретно:
«Почему ты решил, что тебе можно обсуждать мой внешний вид, да ещё и в таком тоне?»
2. «Без обид, но как тебе досталась такая должность?»
Первое, что приходит в голову, – это говорит зависть. Но психологи поправляют: речь скорее о проекции.
Как защититьсяЕсть такая психологическая защита – проективная идентификация, когда человек переносит свои мысли или фантазии на другого, приписывает ему их. Понимая, что он может пойти на интригу ради того, чтобы добиться своего или вступить в несоответствующие отношения на работе ради должности или каких-то благ, такой собеседник не способен признаться себе в этом, поэтому транслирует эти мысли на другого. Это попытка отстраниться от самого себя.
Лучше правды ответа не будет.
Расскажите, через сколько этапов вы прошли, чтобы оказаться на этом месте, и пусть автор вопроса почувствует себя неловко:
«Какие обиды! Я прошёл (прошла) три собеседования, сдал(а) тестирование и выполнил(а) проверочное задание. Готов(а) поделиться знаниями в этой области, если тоже хочешь получить хорошую должность».
3.
«Надо же, как вы хорошо сделали квартальный отчёт. Не ожидал(а)!»Едкие замечания могут высказывать как соседи по опенспейсу, так и руководители.
И, конечно, это не о похвале, а об обесценивании.
Как защититьсяЧеловек пытается уменьшить значимость другой фигуры, принизить собеседника, чтобы на его фоне заработать себе очки. Это ещё и про глубокий внутренний страх самому оказаться глупым, неэффективным или некомпетентным. Когда есть опасения, что кто-то сделает, предположим, отчёт или презентацию лучше, реакция на это неудобное чувство превентивная – напасть первым.
Ограничиться лаконичным «спасибо» в ответ, чтобы собеседник не решил, что вы польщены его оценкой или она вам жизненно важна, особенно в такой формулировке.
4. «С такой задачей и школьник справился бы»
Фактически ещё одна попытка сделать вид, что результат вашей работы – просто случайность, и снизить градус её важности.
Как защититьсяЮлия Каминская объясняет, что один из хороших вариантов ответа на обесценивающую реплику – запросить конструктивный совет:
«Если это рядовая работа, на твой взгляд, то что мне надо было сделать в этом отчёте, чтобы было понятно, что он выдающийся и что только я мог бы справиться с ним?»
Необходимость предложить что-то реальное поставит такого собеседника в тупик. Ведь его цель – не конструктивная поддержка, а критика.
5. «Вы единственный(ая), кому что-то не нравится!»
Представим, что именно это вы слышите в ответ на просьбу, предложение или объективную жалобу руководству на что-либо.
Это про страх критики. Такому человеку важно быть ценным, одобренным, «любимым», а тут кому-то что-то не нравится. Чтобы не столкнуться с каким-то знанием о себе, что он был недостаточно хорош и можно было сделать иначе, автор такого высказывания – возможно, из чувства перфекционизма – отрицает неудобное ему, буквально отталкивает от себя.
Как защититься
Не отказываться от того, что имеет большое значение для вас, и вежливо, но твёрдо настоять на продолжении разговора на эту тему.
Предложите конструктивно обсудить ваши замечания и идеи и поискать варианты, что можно улучшить:
«Предлагаю обсудить это в рамках профессионального поля и каждому обосновать свою точку зрения. Для меня это действительно важно».
6. «Спорить будете дома с мужем (женой), а здесь надо молчать и слушать»Это уже даже не токсичность, а грубость.
А ещё признак того, что человек ощущает себя не на своём месте и вообще глубоко в душе понятия не имеет, как управлять людьми.
Когда выдаётся такая реакция, это говорит о том, что ранг, в котором человек находится, им не присвоен. То есть номинально человек руководитель, а внутри он не ощущает себя руководителем и не очень понимает вообще, как это – быть руководителем. Он берёт какие-то общие сценарии о том, что начальник – это кто-то властный, и через такие попытки старается ощутить себя значимым.
Как защититься
Несмотря на то что ваш собеседник придерживается «низкого» стиля общения и вообще рискует перейти к разговору «по понятиям», сохраняйте профессиональный настрой и спокойствие, когда будете отвечать.
Например, так, советует Юлия:
«В таком тоне разговор не получится. Пожалуйста, не нужно советовать мне, как вести себя со своими близкими. Давайте вернёмся в конструктивное русло. У меня есть своё мнение по этому вопросу, и, если оно вам не интересно, интересен ли я вам как профессионал? Зачем тогда я здесь?»
Или так:
«Я вижу вопросы, которые можно обсудить. Будем ли мы делать это лично или я могу отправить вам предложения на рабочую почту?»
7. «Вы в декрет, я надеюсь, не собираетесь»
Классику корпоративной токсичности оставили напоследок.
Обычно такие вопросы слышат женщины, которые только устраиваются на работу или недавно получили должность. Таким образом им дают понять, что их возможное материнство нежелательно.
И никого не волнует этическая сторона вопроса. Но психологи уточняют, что трактовать это можно всё же по-разному.
Если руководитель имеет в виду, мол, «знаю я вас, женщин, вас возьмёшь, а вы сразу рожать» – это про некое обобщение и недоверие. Он будто находит что-то, что подтверждает его мнение. Или другая сторона – обида на то, что кто-то может якобы отдыхать, а он – нет. Ему приходится работать и работать.
Но также это и сигнал о том, что работодатель перед вами, возможно, не самый ответственный.
Человек отказывается брать на себя нагрузку и вкладываться в сотрудника, который вдруг может выпасть из рабочего процесса так надолго. Это явное нежелание напрягаться и создавать сотруднику условия, в которых ему было бы комфортно работать. Но тогда большой вопрос, хотите ли вы работать с таким человеком и насколько он вообще надёжен.
Как защититься
Если хотите, скажите как есть.
Но дайте понять, что этот вопрос всё же не касается никого, кроме вас и вашей семьи:
«В ближайшее время не собираюсь, а там посмотрим. Часто здесь обсуждаются такие интимные вопросы?»
Ещё немного о том, как заботиться о своей «территории», но не заступать на чужую
Всё-таки когда речь идёт о коммуникациях по работе, в том числе сложных, лучше действовать тонко.
Находиться в стадии открытого конфликта – не лучшая идея.
Нет, конечно, можно и сорваться на «пару ласковых», когда человек «выделяет яд» постоянно, но вам всё равно ещё встречаться в коридорах офиса, на планёрках или ещё хуже – делить один кабинет. И бросать работу из-за этого вы не станете. Ведь нет?
Тогда нужно знать, как указать агрессору на то, что он перешёл черту, но в то же время не ввязаться в скандал с ним.
Вот несколько способов:
Подключайте юмор.
Самые обезоруживающие реакции на токсичный пассаж – шутка, самоирония, непосредственность.
Он вам: «Говорят, тебя к начальнику вызывали? Влетело?» А вы ему: «Нет, как обычно, обсуждали план по захвату мира».
В конце концов, слова – это лишь слова. Только вы решаете, задевают ли они вас.
Оптимально уметь не выдавать слишком много эмоций в ответ на язвительные и, безусловно, уязвляющие, комментарии.
Если верить, что токсичные люди «подпитываются» вашими выходами из себя, не стоит их «прикармливать». Психологи советуют не «включаться» тут же в ответ на любой «набор звуков», а игнорировать мелкие колкости.
Избегайте споров.
Не в качестве основной стратегии общения, но, когда можно, не ввязывайтесь.
Если защитить нужно что-то очень дорогое вам, само собой, молчать не стоит. Для других случаев есть неплохая тактика.
«Существует одна притча про восточного философа, я её часто рассказываю своим пациентам:
Как вам удаётся сохранять такое спокойствие?
– Я ни с кем не спорю.
– Это же невозможно.
– Ну невозможно, так невозможно».
«Забить колышки» на своей территории и не разрешать никому за них заходить всё же важно.
Особенно если собеседник не просто «жалит» изредка в силу скверного характера, а целенаправленно бьёт в определённые точки, желая вас задеть.
Подчеркните, какой тон неприемлем с вами, какие темы, какой стиль общения, в целом: «Мне неприятно, когда вы повышаете голос» или «Я обсуждаю такие вещи только с близкими».
Чек-лист самопроверки на токсичностьНикто не идеален и все время от времени могут «давать осечку».
Просто убедитесь, что вы сами не ведёте себя токсично и коллегам с вами комфортно.
Не сплетничайте.
Это значит, самому не инициировать пересуды, а также не вступать в чужие. Помните ведь: сегодня с вами, завтра – про вас?
Как увернуться от сплетен? Говорите прямо, что вам неинтересно это обсуждать и вы не станете поддерживать такие беседы.
Просто работайте и не отвлекайтесь от своих задач, даже если весь остальной отдел сейчас занят смакованием истории о том, как главный бухгалтер на позапрошлогоднем корпоративе со стула упала. Это всё «белый шум».
Так же, как и вам, она нужна не всегда и не всем.
Прежде чем дать совет, высказать предположение или оценить кого-то, спросите у него, важно ли именно ваше мнение и
Если это уместно, уточните у коллеги, как ему будет удобно общаться: какие вопросы точно лучше не поднимать в офисе, как говорить о работе друг друга так, чтобы не задеть, в какие моменты можно к нему обращаться в рабочее время и как это лучше делать.
Держите «тумблер» эмпатии в активном положении, если хотите, чтобы и к вам относились чутко и бережно.
«Некоторые люди абсолютно нормально реагируют на критику, некоторые её не переносят. Важно обсудить и спросить напрямую: как тебе с этим? Поинтересуйтесь у коллеги или подчинённого, как им комфортно воспринимать информацию о недочётах, в каком формате. Предложите свои варианты. К примеру, сначала поговорить о плюсах проекта, затем обсудить минусы и подумать, как можно их исправить».
К сожалению, противоядие срабатывает не всегда.
Когда на работе не просто встречаются эпизоды недружелюбия коллег, а в принципе токсичная среда, возможно, единственный вариант – искать коллектив с более осознанными, ответственными и приятными людьми.
Обороняться в такой обстановке – только «сорить» ресурсами.
Согласны, офис – не место, где обязательно заводить друзей и нам не показано нравиться всем, но
Как написать хороший ответ? — Справочный центр
Спасибо, что нашли время написать ответ. Благодаря таким полезным людям, как вы, мы можем учиться вместе как сообщество. Вот несколько советов, как сделать ваш ответ замечательным:
Внимательно прочитайте вопрос
О чем задается вопрос? Убедитесь, что ваш ответ дает это или, по крайней мере, жизнеспособную альтернативу. Ваш ответ может говорить «не делайте этого», но он также должен говорить «попробуйте это вместо этого». Любой ответ, который полностью отвечает хотя бы на часть вопроса, полезен и может направить спрашивающего в правильном направлении. Укажите любые ограничения, предположения или упрощения в своем ответе. Краткость приемлема, но полные объяснения лучше.
Предоставьте контекст для ссылок
Ссылки на внешние ресурсы приветствуются, но, пожалуйста, добавьте контекст вокруг ссылки, чтобы ваши коллеги-пользователи имели некоторое представление о том, что это такое и почему оно здесь. Всегда цитируйте наиболее релевантную часть важной ссылки на случай, если внешний ресурс недоступен или постоянно отключается. Ссылки на другие веб-сайты всегда должны быть полезными , но не делайте их необходимыми , чтобы нажимать на них как можно чаще.
Та же проблема?
Помогите нам найти решение, исследуя проблему. Пока вы полностью отвечаете хотя бы на часть первоначального вопроса, вы можете поделиться результатами своего исследования и любым дополнительным материалом, который вы пробовали. Таким образом, даже если вы не можете понять это, у следующего человека есть еще что сказать. Вы также можете проголосовать за вопрос или назначить награду, чтобы вопрос привлек больше внимания.
Пишите как можно лучше
Мы не ожидаем, что каждый ответ будет идеальным, но ответы с правильной орфографией, пунктуацией и грамматикой легче читать. Они также имеют тенденцию получать больше голосов. Помните, что вы всегда можете вернуться в любое время и отредактировать свой ответ, чтобы улучшить его.
Заплатите вперед
Сказать «спасибо» приветствуется, но это не ответ на вопрос. Вместо этого проголосуйте за ответы, которые помогли вам больше всего! Если эти ответы были для вас полезны, подумайте о том, чтобы поблагодарить вас более конструктивным образом, предоставив свои собственные ответы на вопросы, которые задали здесь ваши коллеги.
Ответьте на часто задаваемые вопросы
Не на все вопросы можно или нужно отвечать здесь. Избавьте себя от разочарования и не пытайтесь отвечать на вопросы, которые…
- …неясны или не содержат конкретных деталей, которые могут однозначно идентифицировать проблему.
- …запрашивать мнения, а не факты.
- … уже много раз спрашивали и отвечали.
- …требует слишком много указаний, чтобы ответить полностью, или запросить ответы на несколько вопросов.
- …не о приготовлении пищи, как указано в справочном центре.
Не забывайте, что вы можете отредактировать вопрос, на который отвечаете, чтобы сделать его более четким и сфокусированным – это может снизить вероятность того, что вопрос будет закрыт или удален.
Всегда будьте вежливы и веселитесь
Можно не соглашаться и выражать озабоченность, но, пожалуйста, будьте вежливы. На другом конце этого сетевого соединения всегда находится настоящий человек, каким бы заблуждающимся он ни казался.
5 советов, что делать, если вы не знаете, как ответить на вопрос на собеседовании (с примерами)
- 5 советов, что делать, если вы не знаете, как ответить на вопрос на собеседовании
- Чего не следует делать Делайте, когда не знаете, как ответить на вопрос интервью
- Ответ на вопрос интервью, который вы не знаете Часто задаваемые вопросы
- Заключительные мысли
- Ссылки
- Подпишитесь на дополнительные советы и вакансии
Показать больше
Резюме. Когда вы задаете вопрос, на который не знаете ответа, важно сделать глубокий вдох, не паниковать и не торопиться с ответом, думая вслух. Это позволяет вашему интервьюеру увидеть, как вы решаете проблемы. Если вы все еще не уверены в ответе, попросите интервьюера уточнить вопрос.
Практика ответов на распространенные вопросы на собеседовании — один из лучших способов подготовиться к собеседованию, но также важно быть готовым к тому, как отвечать на вопрос, на который вы не знаете, как ответить.
Это может звучать как оксюморон, но факт в том, что вы почти всегда столкнетесь с вопросом, к которому вы не были готовы на собеседовании. Если вы знаете, что делать, когда это произойдет, вы сможете пройти через это с изяществом и по-прежнему выглядеть как человек, которого стоит нанять.
Чтобы помочь вам в этом, у нас есть несколько советов, что делать в этой ситуации, а также несколько примеров ответов и что не делать, если вы не знаете ответа на вопрос.
Ключевые выводы:
Попробуйте перенаправить разговор на тему, в которой вы уверены, если вас спросят о чем-то, в чем вы не уверены.
Будьте честны с тем фактом, что вы не знаете ответа, вместо того, чтобы пытаться его придумать.
Если вы попросите интервьюера повторить вопрос по-другому или попросить разъяснения, это может помочь вам ответить на него.
5 советов, что делать, если вы не знаете, как ответить на вопрос интервью
Вот несколько советов о том, как ответить, если вы не знаете, как ответить на вопрос, который вам задают на собеседовании .
Сделай глубокий вдох и не паникуй
Многие интервьюеры задают сложные вопросы не для того, чтобы узнать, знаете ли вы ответ, а для того, чтобы увидеть, как вы реагируете на давление. То, как вы отвечаете на вопрос интервью, который полностью ставит вас в тупик, гораздо важнее, чем возможность дать ответ, поэтому вам следует любой ценой избежать волнения.
Когда вы сталкиваетесь с вопросом, на который просто не знаете, как ответить, постарайтесь сохранить спокойную позу и сделать глубокий вдох. Сохраняя уверенность, вы покажете интервьюерам, что вы можете хладнокровно себя вести, в то время как полное разочарование и возбуждение заставят их потерять веру в вас.
Попробуйте сказать что-то вроде: «Это интересный вопрос, могу я немного подумать и вернуться к вам?» или «Это отличный вопрос, я мог бы дать вам частичный ответ, но я хотел бы рассмотреть его подробнее и вернуться к вам с полным ответом».
Отсутствие ответа — это не конец света, но полная потеря хладнокровия и нервный срыв, скорее всего, положат конец вашей кандидатуре на эту работу.
Не торопитесь с ответом
Когда вам задают трудный вопрос на собеседовании, на который вы не можете сразу ответить, не пытайтесь сразу придумать ответ волей-неволей. Это рецепт катастрофы. Вместо этого подтвердите вопрос и то, что вы думаете об этом.
«Хм, это хороший вопрос. Дай мне подумать об этом,»
Вы также можете дать себе больше времени для ответа, перефразировав вопрос или попросив разъяснений. Кроме того, к тому времени, когда вам отвечает интервьюер, вы уже придумали ответ!
«Хотели бы вы, чтобы я привел вам пример того, как я завершил сложный проект в очень сжатые сроки?»
Эти подходы дадут вам достаточно времени, чтобы поработать над своими мыслями и найти четкий ответ, вместо того, чтобы просто выплескивать все, что придет вам в голову в первую очередь.
Думай вслух
Иногда интервьюеры задают сложные вопросы, чтобы понять, как вы справляетесь с проблемами. После того, как вы потратите некоторое время на обдумывание вопроса, объясните ход своих мыслей интервьюеру и продолжайте.
Например, если вас спросят о каких-либо процессах, необходимых для завершения проектов, но у вас нет реального процесса, подумайте, как вы подошли бы к проекту и какие шаги вы предпримете для его завершения.
Думать вслух о сложном вопросе на собеседовании — это отличный способ поддержать разговор и избежать неловкого молчания, а также показать интервьюерам, как вы думаете и преодолеваете неожиданные препятствия, не теряя при этом хладнокровия.
Перенаправить разговор на тему, в которой вы уверены
Если вам задали сложный вопрос, на который у вас просто нет ответа, вы всегда можете просто признать свою некомпетентность и перенаправить разговор на навык или тему, о которой вам удобнее говорить. Даже если вы не можете ответить на конкретный вопрос, не помешает сменить тему на что-то более актуальное, с чем у вас больше опыта.
Например, если вас спрашивают о вашем опыте использования определенного навыка, которого у вас еще нет, вы можете вместо этого попытаться перенаправить вопрос на другой соответствующий навык, с которым у вас есть опыт.
«Хотя у меня еще нет большого опыта в маркетинге в социальных сетях, у меня есть большой опыт в копирайтинге, и я в курсе современных методов SEO».
Вы также можете использовать это как возможность показать свое волнение по поводу возможности изучить новый навык на позиции:
«Одна из вещей, которая привлекла мое внимание в этой должности, — это возможность узнать о маркетинге в социальных сетях и развить свои навыки в этой области. Из-за того, что я увлекаюсь писательством и практиками SEO, я думаю, что у меня есть все необходимое для того, чтобы взяться за маркетинг и расти вместе с вашей компанией».
Ответьте на вопрос при встрече с интервьюером
Когда вы сталкиваетесь с техническим вопросом, на который, кажется, не можете найти ответ, нет ничего плохого в том, чтобы предложить ответить на этот вопрос позже, когда вы обратитесь к интервьюеру с дополнительным электронным письмом.
«Это отличный вопрос, и я не уверен, что у меня есть ответ на него прямо сейчас, но мне интересно узнать об этом больше. Ничего, если я найду ответ и отправлю его вам после встречи?»
Интервьюеры не ожидают, что у вас есть все ответы на каждый сложный вопрос, но демонстрация вашей настойчивости и находчивости выделит их и произведет на них большее впечатление, чем ваша способность ответить на сложный вопрос на собеседовании на месте.
Чего не следует делать, если вы не знаете, как ответить на вопрос на собеседовании
Когда рекрутер или менеджер по найму задает вам вопрос, на который вы не знаете, как ответить, следуйте одному или нескольким из пяти советов, перечисленных выше. Кроме того, убедитесь, что вы не делаете ни одной из этих распространенных ошибок, когда вы в тупике:
Не лги. У вас может возникнуть соблазн просто ответить на вопрос и надеяться на лучшее. Как говорится: «Лучше промолчать и прослыть дураком, чем заговорить и рассеять все сомнения».
Если вы выдумываете о технических навыках или квалификации, вы, вероятно, обнаружите свои слабые стороны, дав неполный или неправильный ответ. Если вы лжете о своем опыте работы с определенными процессами, вас довольно быстро поймают, если вам посчастливится получить работу.
Не бойтесь тишины. Интервью нервируют, и момент радиомолчания может показаться самой неловкой вещью в вашей жизни. Но на самом деле это не так — если вы уделяете время обдумыванию своего ответа, это показывает, что вы вдумчиво и обдуманно подходите к решению проблемы, и это неплохие качества.
Не чувствуйте себя неудобно. Если вы начнете ерзать, прерывать зрительный контакт или просто вставите много слов «эм» или «лайкнет» в свой ответ, это не принесет пользы. В худшем случае менеджер по найму может усомниться в вашей способности справиться с любым уровнем стресса, а в лучшем случае вы будете выглядеть менее профессионально, чем вам хотелось бы.
Не признавайся в своем невежестве. Честность — это здорово, но ты должен совмещать ее с толикой такта и здравого смысла. Просто сказать «я не знаю» на собеседовании не получится, поэтому вместо этого попробуйте стратегии, которые мы обсуждали выше.
Не стесняйтесь обращаться за разъяснениями. Иногда вы можете не знать, как ответить на вопрос интервьюера, потому что не совсем уверены в том, что спрашивает интервьюер.
В этом случае попросите разъяснений, либо повторив вопрос своими словами, либо сказав что-то вроде: «Отличный вопрос. Чтобы помочь мне лучше понять, что вы ищете, не могли бы вы еще немного распаковать это?»
Ответ на вопрос интервью, которого вы не знаете Часто задаваемые вопросы
Как вы ответите, если не знаете ответа на вопрос интервью?
Вы отвечаете, прося разъяснений или объясняя, как вы узнаете ответ, если вы не знаете ответа на вопрос интервью. Попросив уточнить вопрос, вы выиграете время, чтобы подумать над ним, и поможет вам убедиться, что вы правильно поняли вопрос.
Есть и другие способы дать себе время подумать, в том числе сказать что-то вроде: «Это отличный вопрос, мне понадобится секунда, чтобы подумать об этом» или просто повторить вопрос интервьюеру.
Если вы просто не знаете ответа на вопрос, вы можете сказать это, но затем объясните, как бы вы подошли к проблеме или как бы вы узнали информацию, если бы оказались в такой ситуации.
Вы также можете объяснить, что хотели бы узнать больше об этой теме, а затем перенаправить разговор на то, в чем вы уверены.
Можно ли сказать, что я не знаю в интервью?
Да, можно сказать, что я не знаю в интервью. Тем не менее, вы не должны останавливаться на этом. Объясните, как вы подошли бы к решению проблемы или поиску ответа, или предложите найти ответ и отправить его им после собеседования.
Это показывает интервьюеру, что вы умеете решать проблемы и заинтересованы в профессиональном росте. Если вы просто скажете: «Я не знаю», у них сложится впечатление, что вы не только недостаточно квалифицированы для этой работы, но и не будете работать, чтобы учиться и решать проблемы самостоятельно.
Как вы говорите, что я не знаю профессионально?
Вы можете сказать, что я не знаю профессионально, сказав: «Это отличный вопрос, но я не уверен, что у меня есть ответ на него прямо сейчас. Могу я найти его и дать вам ответ после того, как мы закончим здесь?»
Вы также можете сказать что-то вроде: «У меня нет большого опыта в этой области, но мне интересно узнать об этом, и я уже записался на некоторые онлайн-курсы». Быть честным в том, что вы делаете и чего не знаете, важно, но всегда сочетайте это с объяснением того, что вы собираетесь делать или делаете, чтобы узнать ответ.
Это показывает, что вы проявляете инициативу, чтобы осваивать новые навыки и находить ответы на вопросы, которых вы еще не знаете, что является ценным качеством для сотрудника.
Как можно сказать «Я не знаю?»
Вместо того, чтобы говорить «Я не знаю» в интервью, попробуйте сказать: «Не могли бы вы повторить вопрос?» Это позволит вам повторить вопрос, пока вы думаете над ответом. Некоторые другие фразы, чтобы сказать, включают:
«Можно еще несколько минут подумать?»
«Можете ли вы задать вопрос по-другому?»
«Насколько я понимаю…»
Заключительные мысли
Несмотря на то, что это может показаться полным кошмаром, невозможность сразу же придумать ответ на сложный вопрос на собеседовании не является смертным приговором для ваших перспектив трудоустройства.
Обязательно изучите наиболее распространенные вопросы для интервью и заранее подготовьте ответы. Если вы по-прежнему сталкиваетесь с вопросом, на который просто не знаете, как ответить, сохраняйте спокойствие, не торопитесь с ответом, а если нужно, просто дайте ответ позже в последующем электронном письме.